Найдите художественные средства в стихотворении Валерия Брюсова
«Первый снег»
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Ответ проверен экспертом
4 (79 оценок)
Luluput 5 лет назад
Светило науки — 9527 ответов — 440041 помощь
Валерий Брюсов «Первый снег»
Размер стихотворения-четырехстопный хорей.
Рифма-перекрёстная ,мужская и женская.
Композиция стихотворения-кольцевая/
Эпитеты-«чёрно – голые вчера»,»белый дым»,»старая проза»,»мир очарований»/
Метафоры (тренинг)
Сравнения-«серебро,огни,блёстки,жемчуга»-скрытое сравнение со снегом.
Метафоры-«в жемчуга горят березки»,»предметы старой прозы»,»мир из серебра»,»волшебством озарены»/
Олицетворения-«предметы озарены»,»берёзки чёрно-голые»,»жизни с грёзою игра»,»воплощение мечтаний».
Гипербола-«целый мир из серебра».
Аллитерация- повторение согласных,создающих эффект шагов по снегу.
Источник: vashurok.com
Метафора
«Газетная шапка», «сладкий голос», «блистать эрудицией» — все эти сочетания основаны на переносе значений слов по принципу сходства: крупный шрифт заголовка над несколькими статьями чем‑то напоминает шапку, приятный голос производит на нас впечатление, подобное сладости, а эффектная демонстрация кем‑нибудь своих познаний ошеломляет окружающих, как яркий свет, как блеск. Перенос по сходству называется метафорой (от греч. μεταφορά — перенесение). Это один из способов образования новых лексических значений в языке.
Слепые. Художник П. Брейгель-Старший. Сюжет картины метафоричен. Слепцам уподобляются люди, утратившие цель и смысл жизни.
В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но и способ построения образов. «…А всего важнее — быть искусным в метафорах, — говорится в „Поэтике“ Аристотеля. — Только этого нельзя перенять от другого; это — признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство».
Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора
Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Смысл пушкинской метафоры «Глаголом жги сердца людей» доступен только тем, что понимает, что «жечь» в данном контексте — значит «волновать», «беспокоить», «духовно воздействовать». Умение увидеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы. Надо помнить, что новизна и неожиданность многих глубоких по смыслу метафор не раз становились препятствием к их правильному восприятию — тем самым недальновидные читатели и критики духовно обедняли сами себя. Так бывало с метафорами А. А. Блока, В. В. Хлебникова, В. В. Маяковского, некоторых современных поэтов.
Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения. Но есть некоторые особенности, присущие именно метафоре. Задумаемся: с какой целью мастера стиха и прозы прибегают к этому приему, называя только то, с чем сравнивается изображаемый предмет или понятие, и утаивая его прямое наименование? Делается это для того, чтобы заставить работать мысль и воображение читателя.
Метафора требует от нас духовного усилия, которое само по себе благотворно. Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» являет собою выразительный пример того, как развернутая метафора практически реализует ту самую задачу, которая сформулирована в заключительном стихе: «Глаголом жги сердца людей». Проникая разумом и чувством в смысл каждого из звеньев развернутой метафоры, мы неизбежно подвергаемся мощному воздействию поэзии. Метафора — своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя.
Можно выделить два основных типа метафор. В первом из них неназванный, но подразумеваемый предмет может быть выявлен с достаточной отчетливостью. Так, читая у Пушкина: «Улыбкой ясною природа / сквозь сон встречает утро года», мы понимаем, что «утро года» — это весна и как‑то иначе толковать эту метафору невозможно. Или возьмем такие строки А. А. Фета:
Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.
Метафора «серебряные змеи» звучит чрезвычайно таинственно, пробуждает сложные эмоции, но предметный план её вполне конкретен: это вьюга, поземка.
Метафоры второго типа допускают разные понимания, соединяют несколько предметных значений. Так, возможны варианты в толковании выражения «угль, пылающий огнем» в «Пророке». Не подыскать единственного конкретного значения для есенинского «розового коня».
На основе метафор первого типа могут строиться аллегории. Метафора второго типа порой приближается к символу.
Источник: yunc.org
Поэтический практикум. Метафора
Для выразительности поэтической речи важно правильно подбирать слова, использовать синонимы, антонимы, фразеологизмы, иногда – архаизмы, диалектизмы, разговорную лексику и др. Существуют ещё так называемые тропы – слова и выражения, употребляемые в переносном значении.
МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (работа кипит, лес рук, снежная каша). Пример метафоры:
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
(А. С. Пушкин)
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков. Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов. Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов. Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева и игла некоторых животных.
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле: баран, осёл, свинья.
Общность признака делают возможным и такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя;
- цветовая близость:золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники;
- похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Использованы материалы интернета:
Задание 1. Найдите метафоры в следующих текстах.
1) Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А. А. Фет)
2) Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Черный)
3) Топи да болота, синий плат небес.
(С. А. Есенин)
4) Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь осеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
(С. Есенин)
5) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)
6) Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев.
(Н.Рубцов)
7) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!
(Н.Рубцов)
Задание 2. Поделитесь стихотворением, в котором есть примеры метафоры.
Источник: pisateli-za-dobro.com