Мокуме Гане- что такое?
«Мокуме Гане (от яп. металлическая древесина сосны, варианты названия: итаме-гане и касуми-ичи – облачный металл) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины. Исторически техника Мокуме Гане использовалась в средневековой Японии для украшения оружия (прежде всего рукояток катан).
В настоящее время известны разнообразные комбинации металлов, пригодных для данной техники. Большую популярность Мокуме приобрела в ювелирном деле.
Суть метода Мокуме Гане (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая жёлтое и белое золото, палладий, платину, серебро, медь, латунь, нейзильбер имеющих разную толщину складываются слоями в определённой очерёдности, нагреваются при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение».
Изготовление мокуме гане
Вот такая информация о Мокуме Гане содержится в Викепедии, ия считаю себя обязанно ее поместить, потому что дальше я буду говорить собственно не о технологии, а о впечатлениях от этой удивительной технике и о красивейших вещах, которые получаются при использовании приемов, более-менее связанных с понятием «мокуме-гане».
Я впервые услышала об этой технике, увидев книгу в магазине ювелирной техники в начале перестройки. Книга была иностранная, запаянная в целлофан, и открыть ее было невозможно. Но те картинки, которые были на обложках, просто потрясали: красивые чаши, клинки, какие-то полосы металла, переливающиеся радужными красками, само название «мокума гане», лично у меня сразу вызвали ассоциации с Африкой и племенами африканцев, на кострах делающих такие кованые изделия. Правильно говорят: «учите матчасть», и то, что это название — японское, я узнала совсем недавно!:-)
Когда Я впервые увидела лабрадориты с мозаичным рисункам, сразу вспомнилось и название «мокума гане», и сразу я проштудировала интернет, нашла массу сайтов про узорные металлы, немного в этом сориентировалась.
А вам здесь хочу показать красоту кованого металла, посоветовать почитать дельные статьи. Вы их легко найдете, набрав в потисковике «дамасская сталь» и «булатная сталь».
А сейчас смотрите: кованые стали в их великолепии.
Для начала — самурай на коне с мечом (маленькая деталь: в Японии ведется перепись всех мастеров клинка, которые делали боевые мечи. Внимание: там 32000 имен. То есть были учтены практически все, со времен оных, кто работал над созданием этого чуда — боевой меч. Данные взяты с сайта архангельских — вот вам зацепочка, пойдите по ней и многое узнаете о сём предмете)
А сейчас любуйтесь разными модификациями кованой стали, изделиями, выполненными в этих техниках:
ИсточникMokume Gane (Мокумэ Гане) из монет и других материалов. Технологии от классических до самых простых
Эффект текстуры дерева создается на металле при помощи послойного расположения пластин металла различного цвета и их соединения. Затем металл состаривают, а поверхность обрабатывают надфилем, чтобы выявить орнамент.
Техника mokume gane очень трудоемка, помимо этого, она связана со многими затратами. Нередко ее используют для изготовления компонентов более объемных ювелирных изделий.
Стандартный метод обработки.
1. Подготовьте небольшие, размером 1 х 1 дюйма (2×3 см) пластинки обычных металлов различного цвета, для этого обрежьте наискось один край и как следует обработайте шлифовальным порошком обе стороны, чтобы удалить все следы жира.
2. Расположите куски металла скошенными краями в одну сторону, сложите их слоями, хорошо обработайте паяльным флюсом — бурой везде, за исключением внешней верхней и нижней поверхностей. Крепко скрепите пластинки вязальной проволокой.
3. Нагрейте их газовой горелкой. Когда достигнете температуры пайки, палочкой подтолкните партинки твердого серебряного припоя под все скошенные края. Если припой начинает выступать из-под всех краев, это говорит о том, что его нанесено достаточно.
Не охлаждайте и не отбеливайте пачку пластинок; оставьте ее остывать на стальной подкладке.
4. Снимите проволоку и поскребите пачку пемзой, чтобы удалить оксиды, получившиеся при нагреве.
5. При помощи прокатного станка сделайте пачку плоской.
6. Разрежьте пачку пополам, снова нанесите паяльный флюс, сложите две части вместе, свяжите. При помощи твердого припоя опять спаяйте.
7. Чем чаще повторять этот процесс, тем более удовлетворительным выйдет окончательный результат — предполагается, что в этой технике используется как минимум тридцать слоев. После каждой пайки расплющивайте пачку на прокатном станке.
8. Текстурировать готовую пластинку можно, либо вычеканивая линии с оборотной стороны изделия и снимая с лицевой стороны различные слои, либо частично высверливать отверстия, которые затем можно в хаотичном порядке соединить при помощи бора.
9. Эти методы помогают получить очень эффектную имитацию древесины. После того как вы закончите работу с текстурой, прокатайте пластинку, чтобы она стала совершенно гладкой; если вдруг она станет излишне тонкой, с изнаночной стороны можно напаять еще одну пластинку.
10. Для изготовления ювелирных изделий, содержащих лишь секции металла, спаянного в технике mokume gane, лучше всего подходит холодная скрутка. Пайка может нарушить поверхность, если только припой, соединяющий слои, нагреется до температуры плавления.
Вот как Мокумэ Гане получают из обычных старых пятирублевиков.
Источник
Мокуме Гане: металлическая древесина для неповторимых украшений
Мокуме Гане — японская техника работы с металлами, существующая минимум 300-400 лет. Ее название состоит из нескольких японских слов: «мо» — древесная, «кумэ» — текстура, «ганэ» — металл. На русский перевести можно как «металл, похожий на дерево».
Собственно, суть техники заключается в создании металлического изделия, поверхность которого имитирует рисунок древесной коры.
Кольца в технике mokume gane, автор — Павел Хеленнар, Россия
Техника: сложить, но не смешивать
Этот способ обработки металла был разработан в 17 веке японским мастером Денбеем Шаоми (Denbei Shoami, 1651-1728). Он создавал для самураев эксклюзивные катаны, украшая их рукояти и лезвия древесным узором. Родословная мокуме гане «от оружия» неудивительна: искусство изготовления мечей в средневековой Японии было настолько сложным, что диктовало развитие всех остальных видов обработки металлов.
Техника с тех пор не менялась кардинальным образом. Листы металлов разного цвета по-прежнему накладываются друг на друга многократно, а затем спекаются под воздействием давления и высоких температур, образуя новую кристаллическую структуру. Звучит просто, но на деле у мастера есть тысяча и одна возможность оступиться.
Если температура плавления будет слишком высокой, слои металлов сольются в одно месиво. Если слишком низкой – не скрепятся между собой. Более того, металлы способны менять свой цвет во время нагревания, что тоже осложняет работу.
Соединенные под воздействием температуры слои подвергаются разного рода механическим воздействиям, и в зависимости от вида воздействия получается разный рисунок. Например, заготовки скручиваются для получения витого «древесного» рисунка; или в заготовке-брикете проделывают отверстие и прессуют ее (прессом, кувалдой или вальцами), пока не расплющится, и рисунок в итоге «выворачивается» наружу, распределяясь по равномерной по толщине пластине. Узор, как отпечатки пальцев, делает предмет уникальным.
Для создания предметов в технике мокуме гане требуется мастерство и опыт, обязательно — фантазия и готовность к экспериментам, но также не обойтись и без специального оборудования. Часто ювелиры используют для создания своих объектов муфельные печи, хотя не редок и «кузнечный» подход, изначально применявшийся в создании древнего холодного оружия. Немного фото и видео процесса создания изделий в технике мокуме гане можно увидеть, например, в аккаунте одного из ведущих мировых экспертов Джеймса Бинниона.
Материалы для Мокуме Гане
Традиционно для мокуме гане используются мягкие металлы: золото, медь, серебро. Однако этот список не перестает расширяться: желтое, розовое и белое золото, бронза, платина, титан претендуют на место в произведении искусства. Подробнее ознакомиться со свойствами перечисленных металлов можно в нашем каталоге ювелирных металлов.
Главные материалы для этой японской техники можно подразделить на 4 группы: медь и ее сплавы, серебро и сплавы, золото и сплавы, и металлы платиновой группы. Ковкая и яркая медь традиционно лежит в основе изделий в технике mokume gane. С давних пор еще японскими мастерами применялся сплав золота с медью, получивший название «шакудо», а сплав из меди и серебра получил название «шабуичи».
С 2005 года существует и титановый вариант мокуме гане — инновационный запатентованный сплав Titanium Damascus (Timaskus) — почитать подробнее на русском можно здесь, на английском — здесь. При всех плюсах титановой технологии (отсутствие коррозии, легкость, нет намагничивания), изготовить изделие из этого материала в обычной ювелирной мастерской вряд ли получится: процесс потребует кузнечного производства, специальных станков, прессов и понимания технологии с применением инертных газов.
Кто и что делает сегодня в японской технике
Шло время, необходимость в большом количестве катан отпала. Мокуме гане стали использовать при создании обыденных, бытовых вещей: ваз, посуды и прочего. Спустя три века техника расширила географию своего присутствия и покорила западные рынки. Европейцы по достоинству оценили потенциал «древесного металла» и стали включать его в ювелирные изделия.
Кольца, колье и браслеты, выполненные в этой технике, стоят весьма дорого, впрочем как и катаны в свое время, а настоящий хит (который нам, признаться, хотелось бы разнообразить) — это «слоистые» обручальные кольца с уникальной текстурой, для каждой пары молодоженов со своим неповторяющимся рисунком.
В настоящий момент мокуме гане можно заносить в ювелирную «красную книгу». Немногие храбрецы решаются на профессиональном уровне осваивать столь сложную технику. Да и продавать готовые изделия достаточно тяжело: пропасть между доходами населения и элиты непрерывно растет; позволить себе такую роскошь способны единицы, как за рубежом, так и в России.
Отдельная проблема — до сих пор не вполне ясно, как маркировать смешанные драгоценные металлы пробирным клеймом с установленной пробой. Тем более ценятся редкие мастера, которые развиваются в сфере «настоящего», без компромиссов и упрощений, мокуме гане.
Мировые эксперты в технике мокуме гане
Своими работами в этой технике известны зарубежные ювелиры James Binnion, George Sawyer Studio, Jaume Labro и другие. Некоторые из них неотрывно следуют японским традициям, другие, как Mike Sakmar, создают свои вариации привычных рисунков. Вот несколько ссылок на иностранных известных экспертов.
James Binnion (James Binnion Metal Arts), США
Биография Джима (в текстах о себе он именует себя именно Jim, а не James) включает 9-летний опыт службы на американском подводном флоте в качестве специалиста по электронике, а также опыт инженера-исследователя в области электроники. Уже более 35 лет Джим исследует технику мокуме гане и обучает других, специализируясь как ювелир в создании обручальных колец с бриллиантами и не только. Одно из направлений его работы в области материалов — дамасская сталь.
Anne Wolf, США
Anne — еще один признанный эксперт в мокуме гане, и кроме создания украшений, она очень активно проводит обучение этой технике.
Steven Jacob
Мастерская Стивена и Якоба (отец и сын) специализируется на дамасской стали и обручальных кольцах в технике мокуме гане.
Ryuhei Sako, Япония
Декоративные арт-объекты этого японского мастера призваны напомнить, что у этой техники нет пределов в воплощении.
Арт-объекты в технике мокуме гане японского мастера Ryuhei Sako, фото с сайта www.sakoryuhei.com
Карлос Годой (Carlos Godoy), Бразилия
Карлос родился в 1964 и живет в г. Сан-Паулу, Бразилия (см.пост в группе Украшательство). В Южной Америке он является главным специалистом по технике mokume gane.
Ювелиры, специализирующиеся в мокуме гане, в России и на постсоветском пространстве
Дмитрий Кузнецов, Новосибирск
Дмитрий Кузнецов создает авторские штучные вещи — произведения искусства в самых разных техниках, мокуме гане выделено в отдельное направление.
Павел Хеленнар, Москва
Павел давно и целенаправленно работает в технике Mokume Gane, создавая необычные обручальные кольца (в том числе с драгоценными камнями) и другие виды украшений.
Семён Шаповаленко, Нижний Новгород
Семён начинал свой творческий путь с воссоздания копий старинных японских мечей, а с 2014 года самостоятельно изучает технику мокуме гане, стараясь найти свой отдельный стиль как в дизайне, так и в материалах.
Бренд Kochut (Украина)
Братья Кочут сочетают разные оттенки золота в технике мокуме гане с самоцветами, получая очень эффектные цветовые комбинации.
Андрей Сегинович (Andrew Seginovich), Koan Jewelry, Украина
Андрей создает работы в стиле арт и авангард не только в классических для мокуме гане материалах, но и в титане. Например, на изготовление обручальных колец ниже пошло 3 вида титана и золото (внутри).
Не путать c псевдо Мокуме
Понятие «мокуме гане» в свое время активно «пошло в народ». Поисковики при запросе с названием техники в первых рядах выдают нечто «в стиле мокуме» — чаще всего застывающую полимерную глину либо metal clay. Мастера накладывают материалы слой за слоем и спекают, на выходе получается необычное и на порядки более доступное изделие, чем классический предмет в технике mokume gane. «Ярмарка мастеров» предложит вам достаточно симпатичные вещи, но решать в итоге, конечно же, вам.
Существует также достаточно много техник вроде бы настоящего, но очень упрощенного подхода к созданию украшений и других объектов в этой знаменитой японской технике. В каких-то случаях «экономят» на количестве слоев, в других — добавляют припои и другие способы облегчить задачу. Понимание, настоящие ли «мокуме» перед вами, придут с опытом и насмотренностью — советуем подписаться на аккаунты упомянутых нами мастеров и использовать любую возможность, чтобы потрогать работы своими руками.
Где узнать больше и где научиться
Если на Западе существуют надежные школы, где ювелиров обучат тонкостям технологии мокуме гане, и сами мастера (см.выше) нередко дают мастер-классы, то в России получить необходимые навыки, к сожалению, непросто. Ювелирам стоит рассчитывать на иностранные группы, учебники, редкие и случайные курсы на базе учебных площадок, и главным образом — на собственный энтузиазм.
Главный источник знаний на сегодня — дополняемая ведущими мировыми экспертами книга Стива Миджетта (Steve Midgett) Mokume Gane, A Comprehensive Study (бесплатная онлайн версия)
Можно также поискать в сети онлайн версию перевода книги на русский Стив Миджетт, Мокуме Гане
Международная фейсбук-группа по мокуме гане для профессионалов — здесь ювелиры обмениваются тонкостями технологии.
Раздел каталога Ювелирные техники и стили | Все публикации в рубрике Стили и техники
ИсточникТехника мокуме гане
Что может сделать украшение еще более уникальным, чем удивительный узор на поверхности металла, который невозможно повторить?
Кулон в технике мокуме гане. Фото: peggierobinsondesigns.com
Мокумэ Ганэ — это японская техника работы с металлами. Если попробовать перевести ее название дословно, получим следующий набор слов: «мо» — древесная, «кумэ» — текстура, «ганэ» — металл. Суть ее заключается в получении композитного изделия, состоящего из нескольких разных металлов, которые образуют на его поверхности декоративный узор, напоминающий по фактуре дерево.
История рождения техники
Появилась техника мокуме гане в конце XVII века благодаря мастеру по изготовлению самурайских мечей Денбею Шаоми. Есть мнение, что идея соединения между собой разнородных металлов — это результат восточного экономного подхода к производству. Ввиду дефицита драгоценных металлов им старались найти достойную замену, которая не умаляла бы благородства самурайского меча.
Так или иначе, разработанную технологию Шаоми передал многочисленным ученикам, которые непрерывно дополняли и совершенствовали ее. Со временем Мокумэ начали применять не только для декорирования оружия, но и при изготовлении предметов быта: ваз, посуды, украшений.
Суть техники мокумэ ганэ
Первые изделия изготавливались из сплава сякудо (шакудо), состоящего на 90−96% из меди и на 4−10% из золота, однако затем начали использовать и другие металлы: платину, палладий, серебро, никель, цирконий, титан, бронзу.
Первый этап метода мокумэ гане заключается в получении многослойной заготовки из отличных по цвету и ковкости металлов. Кроме того, для создания контрастного орнамента стоит учесть, что в процессе нагревания и химических реакций материалы могут менять свои оттенки.
Драгоценные листы разной толщины подвергаются тщательной чистке от пыли, оксидной и жировой пленки и укладываются друг на друга в заданной последовательности, количество слоев может доходить до нескольких десятков. Затем листы помещаются в печь, где под действием определенной температуры осуществляется процесс диффузии металлов в твердой фазе.
Особенно важно, что степень нагрева должна быть ровно такой, чтобы листы начали сплавляться между собой, но не переходили в жидкую фазу, образуя единую заготовку с четко выраженными границами между слоями. Сложность заключается в том, что у каждого металла температура плавления своя, и порой мастерам удается добиться самых невероятных сочетаний.
Полученный кусок металла многократно прессуется, режется, чеканится, куется, скручивается подобно тесту, чтобы внутренние слои оказались на поверхности и плоские границы улеглись в новый замысловатый рисунок. Каждый создаваемый узор уникален, даже точное повторение всех технологических этапов с теми же материалами не позволяет получить пару одинаковых изделий.
Современные тенденции
Более двух столетий техника мокумэ гане оставалась неизвестной за пределами Японии. Лишь в конце XIX века необычные изделия начали экспортироваться в европейские страны. Много сил и времени ушло у западных мастеров, чтобы разгадать тайну восточной металлической древесины.
Из-за сложности техники качественные изделия и сегодня являются большой редкостью. Несмотря на современные достижения ювелирного производства и наличие технологичного оборудования, в мире вряд ли наберется сотня по-настоящему квалифицированных мастеров, работающих в данном направлении.
Кольца, выполненные в технике мокуме гане. Фото: christophersfjd.com
Сегодня ювелирные изделия, выполненные в технике мокумэ гане, относятся к эксклюзивным украшениям и имеют соответствующую стоимость. Кроме уникальности каждой вещи и трудоемкости процесса ее производства дополнительным фактором удорожания является большое количество невозвратных отходов, так как используемые драгоценные металлы после диффузной сварки не подлежат дальнейшей переработке.
Источник