Поможет ли Церковь алкоголику?
Отвечает священник Владимир НОВИЦКИЙ, клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в с. Космодемьянское (г. Химки Московской области), духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр
— Церковь, безусловно, может помочь алкоголику, если будет его духовно окормлять и если в конце концов он придет ко Христу. Покаяние – самый действенный шаг в преодолении алкоголизма. Но мы не можем привести человека в храм насильно.
Святитель Филарет (Дроздов) говорил: если дверь открыта, в эту дверь можно входить советом, а если закрыта, в нее можно стучаться молитвой. (Цитирую по памяти). Не признает человек своего недуга, не желает менять жизнь – нужно за него молиться. И это очень сильная помощь. По нашей вере, по нашей молитве Господь может изменить сердце любого грешника.
Из опыта церковной жизни мы знаем, что некоторые святые имеют особую благодать помогать в исцелении конкретных болезней. Так, с просьбой об исцелении от страсти винопития многие традиционно обращаются к мученику Вонифатию или ездят в Серпухов к иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Помочь же может молитва любому святому, если молиться с верой, смирением, болью за человека, которому хотим помочь. Молитва – не магия, а сердечное обращение к Господу и Его угодникам.
Спасительная Вычитка от пьянства. Включайте на ночь на минимальном звуке и зло покинет Ваш Дом
В церковной практике сложился такой способ помощи алкоголикам, как обет трезвости. Но для этого необходимо хотя бы минимальное воцерковление страдающих алкоголизмом. По крайней мере, они должны начать исповедоваться и причащаться. Тогда можно дать Богу обет не пить хмельного в течение какого-то срока (обычно – от одного до трех лет).
Служится молебен, во время которого болящий испрашивает помощи Божией, чтобы сохранить обет. Для человека верующего или сознательно обретающего веру это очень сильное средство. Он обещает Богу верность и трезвость, а за его ответственность Господь дает Свою благодатную помощь, укрепляет его силы.
И священнику, и врачу очень трудно давать абстрактные советы. Чтобы помочь человеку преодолеть алкогольную зависимость, нужна индивидуальная беседа. В идеале, конечно, человек должен добровольно прийти в храм. И даже если он придет только по просьбе жены, уже хорошо, это пусть маленькая, но победа. А дальше – работа священника и помощь Божия.
По данным Всемирной организации здравоохранения алкоголизм – заболевание, медицинскими средствами практически неизлечимое. Но это не значит, что нужно эти средства отвергать. Ни в коем случае нельзя прибегать к кодированию и другим гипнотическим методам.
Это окончательно расслабляет и без того расслабленную волю, а часто сопровождается и оккультным воздействием на человека, потому что такие «психотерапевтические» приемы очень популярны как раз у разного рода оккультистов. Но введение медицинских препаратов, после которых человек боится выпить из страха смерти, в тяжелых случаях (например, при длительных запоях), на мой взгляд, допустимо. Это не панацея, но часто по-другому невозможно вывести из запоя.
Как заказать молебен за здравие за упокой в церкви
Часто родственники страдающих алкоголизмом хотят обязательно найти священника-психиатра, а, узнав, что поблизости такого нет, в ближайший к дому храм не идут: дескать, чем нам поможет этот батюшка, он же не врач. Это неверный подход. Конечно, мне моя светская специальность помогает в работе с такими людьми. Но, несмотря на то, что я продолжаю практиковать как врач, в храме я только священник. И я никогда не назначаю лекарства людям, которых принимаю при храме, а стараюсь оказывать им духовную, психологическую помощь, помогать их воцерковлению.
Есть много опытных, чутких священников, прекрасно понимающих проблемы алкоголизма. Также много замечательных врачей. Хороший священник всегда поймет и подскажет, когда стоит, не прерывая воцерковление, обратиться и за врачебной помощью. А дело священника – помочь уврачевать душу.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ
Записаться на прием в «Благое дело» можно по телефону: 452-93-36. Секретарь: Светлана Германовна
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
ИсточникМолебен о помощи в избавлении от алкоголизма / наркомании и пр. зависимостей
— Молебен у святых мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы в Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни.
Трудно представить, какую боль доставляет близким та или иная пагубная зависимость, во власть которой попадает человек. Алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным и компьютерным играм, нездоровая одержимость в увлечении хобби или любая другая форма ненормальной зависимости чудовищны для личности. Не нужно рассказывать, как пристрастие отражается и на семейной жизни. Сколько брак было разрушено, когда один из супругов оказывался под властью алкоголя или наркотиков. А сколько семей лишилось родителя или ребенка, ставшего жертвой зависимости или ее последствий!
Некоторые люди могут позволить себе психологов, дорогостоящее медикаментозное лечение. От отчаяния и неспособности помочь близкому человеку справиться с недугом родственники недужного безрассудно отправляются к колдунам, экстрасенсам, псевдоцелителям и откровенным шарлатанам. Но подобная «забота» лишь усугубляет ситуацию.
Дело в том, что причина любой зависимости лежит в духовной сфере. Однажды страсть в человеке побеждает настолько, что он оказывается неспособен ее контролировать. И здесь уже бессильна медицина. Но если «лечить», например, алкоголизм, у колдунов, то однозначно можно нанести вред не только недужному, но и всей семье.
Единственный способ победить зависимость, как явный признак действия злых сил в человеке, так это взять на себя подвиг поста и молитвы, как говорил в Священном Писании Иисус Христос. Вот только зачастую не получается уговорить родственника бороться с зависимостью (которой он еще может и не признать) посредством помощи Бога.
Тогда остается только уповать на помощь Господа и молиться. Обычно люди приглашаю к молитве священнослужителей, подавая записки молебен о помощи в избавлении от алкоголизма, наркомании и прочих зависимостей. Известны как святые, так и святыни, славящиеся чудодейственной силой победы над злыми недугами.
Например, у иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся как раз об исцелении от разного рода зависимостей. А еще просят о помощи святых-врачей, таких как Лука Крымский и целитель Пантелеимон. Список угодников Божьих можно продолжать долго. Ведь за два тысячелетия христианское предание опытно испытало в молитвах помощь многих святых.
Так что если ваши близкие страдают одним из описанных выше или похожих недугов, не затягивайте и обратитесь в один или несколько монастырей для совершения молебна о помощи в избавлении от алкоголизма, наркомании и прочих зависимостей. Да поможет вам милосердный Бог молитвами Его святых.
Требы совершаются в Вознесенской Давидовой Свято-Троицкой Серапионовой Пустынях, в Высоцком, Владычнем, Введенском, Свято-Иверском, Свято-Даниловом, Покровском, Свято-Пантелеимоновом, Свято-Троицком и Иоанновском монастырях, в храмах Николая Чудотворца в Бари и Введения во храм Пресвятой Богородицы у мощей святых.
ИсточникКак помочь пьянице?
На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
Подскажите, как правильно молиться за пьющего? Как помочь этому человеку освободиться от этого греха? Какие молитвы ему надо читать, чтобы его покинули эти бесовские мысли и тягота? Причаститься он не может, так как мы с ним живем в грехе — гражданском браке. Венчаться не могу, боюсь, не выдержу его, так как в пьяном виде он становится неуправляемым. Что делать?
Помогите, пожалуйста. Спаси Вас Господи!
Юлия
Меня зовут Татьяна. У меня есть друг. Ему всего 24 года, а он страдает от тяги к спиртному. Может не пить три недели, месяц, но когда выпьет, становится сам не свой, как будто вселяется в него нечистый. А по жизни он очень спокойный и уравновешенный человек.
Всегда готов помочь, пожалеть. Помогите советом, что можно сделать, как помолиться за него, чтобы отбить тягу к спиртному. Он верующий, готов часто посещать храм, но не всегда получается.
Алкоголизм имеет очень глубокие корни. И причины, его вызывающие, различны. Это и социальные условия, и традиции, укоренившиеся в народе, и индивидуальные особенности каждого человека, но самое главное, что провоцирует пьянство, — это неправильная духовная жизнь.
Именно духовная составляющая здесь занимает центральное место. А значит, и средства в преодолении этой страсти должны быть в первую очередь именно духовные.
Церковь как хранительница благодатных даров имеет все для помощи страждущему от пьянства. Это прежде всего таинства и молитвы. Если у человека есть хоть капля веры, то по молитве Церкви и ближних он может «прийти в себя» и через покаяние получить от Бога помощь и преодолеть недуг.
Путь этот тяжел, сопряжен со множеством искушений, внутренней борьбы с самим собой и темными силами, которые не захотят отпускать своей добычи.
Роль ближних в этой ситуации очень важна, так как у страдальца нет или почти нет своих сил самому бороться и молиться за себя, как должно. Он нуждается в особой помощи — как молитвенной, так и просто человеческой. Молиться же и страдающему алкоголизмом, и его ближним можно и нужно так, как благословляется Церковью.
Это и частная молитва с чтением покаянных канонов, молитв об исцелении пьяниц (есть известная молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского), акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», акафиста мученику Вонифатию, акафиста пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Это и соборная церковная молитва с поминовением на Божественной Литургии и на молебнах о здравии. Это участие в работе групп верующих при некоторых храмах, которые объединяются в совместной молитве для общения и преодоления общего для них недуга.
Борьба и путь в этом деле, как сказано, и тяжки, и долги, но Бог не оставит свое создание без помощи, тем более если человек и близкие ему люди принесут покаяние и прольют слезы о грехах своих. Если горячо, с верой призовут в помощь Божию Матерь и святых угодников, то благодать обязательно обновит человека.
Духовная помощь стоит во главе угла, но и помощью врачей-специалистов тоже пренебрегать не стоит. Порой бывает так, что прежде чем прибегнуть хотя бы к таинству покаяния в храме, болящий нуждается во врачебной и даже стационарной реабилитации. И уже придя в более или менее вменяемое состояние, может начать новый правильный путь с помощью Божией и при поддержке и понимании ближних.
Сделав первые шаги, хотя бы и с помощью врача, прервав на какое-то время пьянку, нельзя успокаиваться, так как опыт — и врачебный, и духовный — показывает, что без настоящего благодатного обновления может быть либо новый срыв, либо при достаточно длительном воздержании характер человека начнет меняться в еще худшую сторону. И это подтверждает истину слов Самого Спасителя о «семи других духов, злейших себя» (Мф. 12, 45), пришедших на место первого после его временного отсутствия.
Душа, освобожденная от насилия духа злобы, но не озабоченная о стяжании Духа Святого, неизбежно обречена на более горькое порабощение уже не просто демоном пьянства, а сильнейшими князьями тьмы.
Горе пьющему человеку, не могущему и не желающему отстать от пагубной привычки. Но несравнимо большее горе тому, кто оставил пьянство, но вместо этого впал в гордость, самомнение, раздражительность, осуждение, блуд, сребролюбие, ересь.
Пьющему, но осознающему свою немощь и бедственное положение все же можно помочь. А как помочь гордому или еретику? Очень трудно.
Пьяница все же знает, что он пьяница, ибо пьет он сам и для него этот факт очевиден — сам пьет, сам болеет, сам пожинает горькие плоды своей страсти, и поэтому часто алкоголики все же стремятся как-то избавиться от недуга (хотя бывают и совершенно безнадежные случаи). Для таких-то и сказал Апостол Павел, что «пьяницы… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10), потому что не желают его и не стремятся от худшего к лучшему, от мерзости алкогольного саморазрушения к благодатному преображению для Небесного Царства. Прочие же нуждаются сначала в осознании гибельности ситуации и желания спасения. Не просто «бросить пить», а именно — спасения души.
А спасти может только Спаситель — Иисус Христос. И вот при осознании этого и может возникнуть жажда уже не «винной радости», а жажда Христа, жажда спасения, жажда Небесного Царствия, которое, по словам Христа, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21) — то есть и сам человек, и его близкие, кто желает ему добра, должны молить Всевышнего прежде всего о пробуждении в нем жажды Бога и как последнего и единственного средства к преодолению страсти, и как цели жизни человека. А с этим другие законные средства, в том числе и врачебные, дадут ему дополнительную опору. Без этого, без духовного роста, без воцерковления человек либо снова будет пить с большей силой, либо придут семь злейших бесов и окончательно закроют ему путь ко спасению.
Молитва от пьянства святого
Иоанна Кронштадтского
Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.
Источник