МОНИЗМ
(от греч. один единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории.
Смотреть что такое МОНИЗМ в других словарях:
МОНИЗМ
(от греческого μονος — единый) — обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как ду. смотреть
МОНИЗМ
(от греч. mónos — один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего су. смотреть
МОНИЗМ
МОНИЗМ, -а, м. Философское направление, признающее, в противоп.дуализму, основой мира одно начало (материю или дух). II прил.монистический, -ая, -ое. смотреть
МОНИЗМ
монизм м. Философское учение, признающее основой всего существующего лишь одно начало: либо материю — материалистический монизм, либо дух — идеалистический монизм (противоп.: дуализм).
МОНИЗМ — что это такое? значение и описание
. смотреть
МОНИЗМ
монизм м. филос.monism
МОНИЗМ
МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего. смотреть
МОНИЗМ
Монизм (от греческого μονος — единый) — обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму, допускающему бесконечное множество качественно различных субстанций (монады Лейбница, гомойомеры Анаксагора). Как материализм, так и идеализм представляют собой системы монистические.
Впервые М. был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислял к дуалистам. Термин М. получил распространение лишь в применении к гегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии (Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальное представляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным.
В этом направлении вновь проявляются древние гилозоистические представления. Таким образом, значение термина монизм изменилось.
Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа и требовала их разделения; если же в современной философской литературе и восстают против М. (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы на место натуралистического понимания поставить иной М., исходящий из гносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишь различными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективного понимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философия может быть только монистической: основное требование всякой философской системы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этого требования значит отказаться от возможности понять мир как целое, как космос (порядок).
Не всякий М., однако, имеет философское значение. Материалистическому М. вполне справедливо противопоставляют дуалистическое миропонимание, которое как критический прием, как анализ понятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя: поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятии и в идеалистическом М., который субстанциальное значение признает лишь за духом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностью духовного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этой дороге, и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущая философия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в. Э. Р.
. смотреть
МОНИЗМ
МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный) — рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В э. смотреть
МОНИЗМ
МОНИЗМ
МОНИЗМ(греч., от monos — один). Учение о единстве в философии, в противоположность дуализму и плурализму.Словарь иностранных слов, вошедших в состав ру. смотреть
МОНИЗМ
(от греч. один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последоват. развития исходного положения. Противоположность М.дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.
М. первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Главную проблему филос. М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистич.
М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалит стич. М. Разновидностью последнего является т. н. нейтральный М. (махизм, эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала (напр., у Маха из «элементов»). Идеалистич.
М. сталкивается с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанции, не может объяснить взаимосвязь физич. и психич. процессов в поведении человека (Декарт). В противоположность идеалистич.
М. и дуализму материалистич. М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизич. материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистич. М. до понимания обществ. жизни.
Высшей и единственно последоват. формой М. является диалектич. материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеч. сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило объединить в единое воззрение учение о бытии и о познании, довести здание материализма «доверху», придать ему действенный характер, создать единую методологию революц. мышления и действия.
Целостность учения марксизма-ленинизма образец монистич. развития теории. Диалектико-материалистич.
М.не только мировоззренческий, но и логико-методологич. принцип, требующий от теории раскрытия внутр. единства и связи явлений, последоват. проведения определ. точки зрения на факты, систематич. восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его конкретным проявлениям.франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд агностицизм.
М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв., написанного по-французски («Опыты», v. 1-2, 1580; рус. пер., кн. 1-3, 1954-60; 1979), является вопрос: «что я знаю?».
Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать значит сомневаться».
В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг. Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму.
Веротерпимость, лояльность, доброжелательность непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения. смотреть
МОНИЗМ
(от греч. monos — один, единственный) — филос.-мировоззренческая позиция, согл. к-рой все существующее в мире имеет одно начало или субстанцию; способ рассмотрения многообразия явлений мироздания с т.зр. единого основания; построение теории в форме логич. последовательного развития одного исходного положения. М. противостоит дуализму и плюрализму, признающим соответственно два или более независимых начала, основания, субстанции.
В онтологич. плане М. — это учение о едином вещественном субстрате (напр., вода, воздух, огонь, апейрон в ионийской натурфилософии), а также единой духовной (напр., абсолютная идея у Гегеля) или материальной (напр., материя в диалектич. материализме) субстанции мироздания. В гносеологич. плане М. предполагает выведение всего многообразия мира из закономерностей развития и функционирования единого начала или субстанции.
Так, объективно-идеалистич. М. рассматривает материальный мир как проявление и результат деятельности абсолютного духовного начала (напр., мира идей в платонизме, Бога в томизме и неотомизме, абсолютной идеи в гегельянстве), а диалектико-материалистич. М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи.
В логич. плане М. — воззрение, согл. к-рому любое цельное построение в теории возможно только на базе одного исходного основания (постулата), последовательно проведенного через всю цепь науч. рассуждений, и убеждение в том, что в основе каждой логически стройной и систематически развернутой науч. концепции лежит один фундаментельный принцип, из к-рого выведены все остальные теор. положения этой концепции. Исходное понятие всякой науч. теории должно фиксировать специфич. природу исследуемого предмета, с тем чтобы последующее развертывание системы теор. определений адекватно воссоздавало осн. закономерность развертывания этой специфич. природы в данное многообразие.
Способом реализации монистического содержания логич. теории выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, при к-ром заключительная категория данной теор. системы воспроизводит на более конкретном уровне исходное абстрактное отношение. Лит.: Бурханов Р.А. Противоположность монизма и плюрализма в социальном познании: Автореф. дис. … канд. филос. наук.
М., 1988; Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. М., 1968; Pluralism and monism // Encyclopedia Britanica. Chicago; L., 1963. V. 18. Р.А.Бурханов . смотреть
МОНИЗМ
теория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов суб. смотреть
МОНИЗМ
МОНИЗМтеория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами.
Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность на более глубоких уровнях. По Эмпедоклу, существует только четыре первовещества: земля, воздух, огонь и вода. Фалес даже рискнул предположить, что все состоит из одного элемента — воды, поскольку она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях.
В то же время обыденные представления всегда носили дуалистический характер. Для большинства людей материя (имеющая форму, размеры, отличающаяся твердостью и находящаяся в движении) и сознание (не обладающее ни одним из этих качеств) глубоко различны.
Системы философского монизма в своем развитии отправлялись от этого обыденного дуализма, делая акцент на той или другой составляющей этого представления о двойственном устройстве мира. Материалистический монизм (например, монизм Демокрита и Гоббса) сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции. Например, ощущение света считалось просто реакцией сетчатки глаза и зрительного нерва на световые лучи. Напротив, идеалистический монизм (например, монизм Платона, Гегеля, Брэдли, Ройса) сводил материю к сознанию: либо через аналитическое расчленение «материальных» вещей на ощущения, либо показывая, что пространственный мир является внутренне противоречивой конструкцией и лишь разумное может быть действительным. К этому взгляду близок пантеистический монизм Спинозы, согласно которому сознание и материя суть явления лежащей в их основе единой субстанции.Под монизмом обычно имеют в виду метафизический монизм того или иного из перечисленных выше родов. Кроме того, имеется эпистемологический монизм — точка зрения, согласно которой то, что мы ощущаем в обычном восприятии, тождественно объекту, каким он существует в природе. смотреть
МОНИЗМ
(от греч. monos единый) 1) объяснение всего многообразия сущего одним первоначалом. Примеры: Апейрон (Беспредельное) у Анаксимандра, Единое у Парменида, Cубстанция у Спинозы, Абсолютная Идея у Гегеля, материя в материализме, Брахман в Упанишадах. Монизм ставит на первое место единство мира, но с трудом объясняет его разнообразие. Монизм не следует отождествлять с монотеизмом.
2) Новоевропейские виды религиозно-философского монизма: гилозоизм, имманентизм, пантеистический абсолютистский монизм (Бог Абсолют, тождественный миру); акосмический монизм (Бог Абсолют и опора всей реальности как целого, а мир это одни лишь преходящие явления, в которых нет подлинной реальности); релятивистский монизм (мир принадлежит вечному и неизменному Богу, напр., как Его тело, мир меняется, но его изменения не затрагивают Бога). 3) Оппоненты монизма появлялись во все эпохи и настаивали на том, что всецелая реальность сложна и многопланова и не может быть объяснена исходя из какого-то одного определенного мирового начала (см.: ДУАЛИЗМ; ПЛЮРАЛИЗМ). *Монизм есть философский источник рабства человека.
Практика монизма есть практика тираническая. Персонализм глубочайшим образом противоположен монизму. Монизм есть господство *общего*, отвлеченно-универсального и отрицание личности и свободы* (Н.Бердяев). 4) Монизмом именовало себя антихристианское течение XIX в., связанное с именами А.Древса и др.; оно требовало признания мифологичности фигуры Христа и искоренения дуализма твари и Творца *полусемитической прививки* в религиозном сознании, ненужной для грядущей монистически-пантеистической *арийской* религии будущего. Подобный монизм вел к вырождению религиозно-философской мысли. смотреть
МОНИЗМ
МОНИЗМ (греч. monos — один) — 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым. смотреть
ИсточникМонист
Монизм (от. греч. monos — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. [1]
Существует две категории монизма:
Содержание
Материалистический монизм
В качестве субстанции бытия выступает материя.
Идеалистический монизм
В качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное. Приверженец идеалистического монизма — Г. В. Ф. Гегель и многие другие. Гегель считал, что сущность бытия заключена в «абсолютной идее».
Иные виды монизма
Не все философские направления можно определенно отнести к тому или иному виду монизма. к таковым, например, относятся:
Функционализм, который подобно материализму утверждает что мышление может быть сведено к материальной природе, но не в субстратном (вещественном) ее понимании, а как функциональная сущность. Мышление это не конкретные физические процессы, взаимодействие клеток нервной системы — нейронов, но функциональные их отношения. Вместо нейронов мыслительные процессы могут быть продуцированы и в другом субстрате. Эта концепция особенно популярна в когнитивных науках и искусственном интеллекте (AI).
Элиминативизм утверждает, что рассуждать о мышлении, в силу неопределенной его природы ненаучно. Подобно тому как мы отказались от древнегреческих представлений о земле, огне, воде и воздухе как первоначалах универсума, также мы должны отказаться и от понятия мышление. Приверженцами элиминативизма являются радикальные бихевиористы (Скиннер Б.Ф.)
Аномальный монизм, предложен впервые Дональдом Дэвидсоном в 1970. Теория исходит из того что во-первых мыслительные процессы связаны с физическими событиями, и во-вторых, мыслительные процессы являются аномальными (отклоняющимися от нормы), то есть для этих процессов не могут быть выявлены физические детерминанты, соответственно они не могут быть описаны в определенных физических закономерностях.
ИсточникМонисто
Слово монисто созвучно с манишкой – нагрудником из материи или вязки. На груди носится и монисто. Это массивное ожерелье, обычно, покрывает всю зону декольте. Изначально, колье изготавливали из монет. Не зря в стихотворении Александра Блока «В ресторане» есть строка: — «А монисто бренчало, цыганка плясала».
Сейчас лицезреть старинные монисто можно не только в музеях, но и на Бурановских бабушках. У певиц известного коллектива, покорившего публику конкурса «Евровидение», есть концертные колье из монет начала прошлого столетия. Правда, некоторые экземпляры, утерянные за годы, заменены на раритеты советского времени.
Тем не менее, большинство металлических элементов времен Николая второго. Это царские полтинники. Их отливали из серебра.
При советской власти сохранить подобные украшения было сложной задачей. К примеру, во времена Великой Отечественной государство забирало старые ювелирные изделия у населения. Драгоценные металлы были нужны при производстве военной техники. Кроме того, украшения переплавляли в слитки, продаваемые за рубеж. Вырученные деньги так же шли на нужды армии.
Как удалось уцелеть монистам Бурановских бабушек неизвестно. Зато, известно, что случайно или намеренно, певицы следуют моде. Ожерелья, так сказать, во всю грудь в тренде. Их можно лицезреть в коллекциях таких знаменитых домов мод, как: « Dolce & Gabbana », « Bottega Veneta », « , », « Chanel ».Они выполнили свои модели из металла, будь то круглые диски, ажурная ковка или цепи.
Современная мода расширила понятие «мониста». Теперь, это украшение не обязательно выполняется из монет, и даже из металла. Есть варианты из камней, бисера, пластика, дерева. Главное, чтобы колье полностью закрывало шею, грудь или и то и другое.
Интересно, что еще век назад некоторым представительницам слабого пола запрещалось прикрывать декольте украшениями. В Турции, к примеру, носить монисто могли только замужние женщины. Девушки вне брака обходились без нашейных драгоценностей. Разве что помолвленным разрешалось повесить на шнурок одну монетку.
Сейчас монисто изготовляют в форме воротничков, бантов. Есть однослойные и многослойные модели. Однако, классической является лишь одна. Это несколько рядов бус, каждый из которых буквально на миллиметры короче предыдущего. Так, меньшие слои немного заходят на более длинные.
Прием не только добавляет объема изделию, но и создает эффект «рыбьей чешуи» в случае, когда украшение из дисков или монет.
К слову, монеты в былые времена к колье привешивали не случайно. Металл денежных знаков, их номинал, указывали на достаток человека и его семьи. Славянские девушки могли недоедать, но сохранять золотые и серебряные монеты для монисто. Шикарное украшение сулило солидного жениха. Сосватать невесту с колье из меди или олова за обеспеченного мужчину было весьма сложно.
Путешественники из Европы, гостившие в России царских времен, писали: — «На шее славянки носят больше денег, чем стоит весь их дом».
Кроме «рекламной» функции, ожерелья выполняли и функцию оберега. К украшению прикрепляли кресты, защищающие от сглаза, нечистой силы.
В 18-ом столетии монисто дам служили «прибежищем» для орденов и медалей их мужей. Придворные особы любили похвастаться достижениями супругов. Чтобы не быть голословными, подвешивали «вещественные доказательства» на свои ожерелья.
Если у орденов, обычно, были предусмотрены прорези для лент, то в монетах их делали специально. Иначе, прикрепить денежные знаки к цепям, проволоке или шнуру было невозможно. Кроме того, так экономили часть драгоценного сырья. Металл из отверстий переплавляли в новые монеты.
Старинные образцы можно купить и сейчас. Возможно, так и поступили Бурановские бабушки, а вовсе не сохраняли фамильные драгоценности. В интернет-магазинах, к примеру, один рубль 1814-го года стоит чуть больше тысячи рублей. Тысячу двести придется выложить за рубль уже 1887-го года. Более распространенные экземпляры 1836-го, 1863-го, 1864-го годов оценивают всего в двести рублей.
Есть и средний вариант по деньгам – пять копеек 1895-го года. Они стоят полтысячи.
Обилие звенящих колье, хоть и не из российских монет, можно встретить на конкурсах среди мастеров танца живота. Не только турчанки, женщины всех восточных народов носят монисто. При ритмичных движениях они мелодично звенят, добавляя очарования выступлениям танцовщиц. Некоторые соревнования даже называют в честь украшения.
Так, фестиваль, проходящий в украинском городе Полоцк, именуют «Золотая мониста». Лучшим исполнителям танца живота вручают не только кубки и денежные призы, но и украшения, заявленные в названии конкурса.
Название же изделия можно связать не только со словом «манишка». Всем известна песня «Мани, мани, мани, на кармане». В итальянском «мани», действительно, означает «деньги». Параллель с монетами на шее, опять же очевидна. Есть «мани» и в санскрите.
Там понятием обозначали драгоценные камни и металлы. Скорее всего, мониста получили свое имя именно от этих слов. Почему же «денежное» слово присутствует в «манишке» не могут объяснить даже лингвисты.
Монисто, будь оно из монет или каменьев, это не просто капитал, это — произведение искусства. Не зря ювелиры любят называть так свои мастерские и салоны. Подтверждение тому можно найти в интернете. Несколько ювелирных фирм «Монисто» имеют интернет-сайты, на них вы сможете мониста купить с доставкой.
Источник