Все, что нужно, чтобы порадовать близких
Как мы это сделали
«Рейтинги» много писали про подарки. И не только про подарки на Новый год. И не только о тех, что можно найти в супермаркетах и торговых сетях. И не только о тех, что вручную делают местные хэндмейдеры. От еды до сеанса массажа — максимально широкий выбор.
Этот материал мы хотели бы предложить тем, кто хочет порадовать всякими классными штуками своих друзей и близких, которые живут в других регионах или тем, кто по воле счастливого случая оказался в Мордовии и хочет увезти отсюда что-то теплое, красивое или даже легендарное — на радость всем дорогим и любимым.
Подборка из десяти вариантов — чисто наш выбор, на наш вкус. Мы уверены, что кто-то может предложить еще с десяток идей подарков с мордовским акцентом — добро пожаловать в комментарии, не жадничайте, выкладывайте все!
Где купить: Полежаева, 157, Лавка «Подарки из Саранска»
Цены: 500 рублей — черевички, 2 500 рублей — с мордовской символикой
Теплый колорит в самом уютном виде — мягкие домашние тапочки с мордовским орнаментом и умилительными помпонами. Подойдет тем, кто жизни своей не представляет без домашних посиделок — в одиночестве и в компании. Купить можно в сувенирной лавке подарков ручной работы Натальи Агеносовой. Там же, есть и более бюджетный, но не менее симпатичный вариант тапочек — черевички, сшитые из натуральных материалов, кожи и замши. На заказ смастерят любой размер.
Где купить: Коммунистическая, 61, Музей Эрьзи
Телефон: 8 (8342) 27-08-54 Декоративные тарелки ручной росписи с традиционными мордовскими мотивами из сказок и фольклора станут прекрасным подарком для близких, которые помешаны на домоустройстве и постоянно зависают в отделах «Товары для дома». Сюжеты на тарелках — яркие и этничные, с отсылками к финно-угорской мифологии. Для оформления мастера использовали безопасные для здоровья краски и лак, все тарелки расписывались вручную. Купить всю красоту можно в арт-салоне Музея Эрьзи.
Сгущенка от Саранского консервного завода
Где купить: почти везде — в продуктовых магазинах и супермаркетах города, на маркетплейсах
Цены: от 100 рублей за жестяную банку классической сгущенки
Легенда саранской пищевой промышленности — мордовская сгущенка от местного консервного завода. По мнению горожан, пожалуй, лучшая сгущенка России. Быть в Саранске и не захватить в подарок баночку — кощунство. На «Озоне» можно заказать в жести и в пластике, классическую и вареную, есть даже почти четырехкилограммовая банка за 1 500 рублей. В местных магазинах выбор более широкий, при желании можно найти обезжиренную, с какао, кофе и даже сгущенные сливки.
Урусовские валенки
Заказать у мастеров: Кудашов Виктор Павлович — 89271752137 (Ардатов); Аксёнов Юрий Александрович — 8 9603369253 (Ардатов); Байчурина Татьяна — 89513405633 (Инсар)
Цены: по запросу В Ардатовском районе есть уникальное место — село Урусово, где почти в каждой семье есть валяльщики. Мастерство валяния развивается здесь на протяжении трехсот лет. Сейчас в селе около 60 валяльщиков, каждый из которых изготавливает около 100 валенок в год. Помимо того, что валенки объективно хорошего качества, есть возможность выбора — с национальными орнаментами, вышивкой и без. Местные жители верят (и всячески это популяризируют), что валенки улучшают кровообращение и цвет лица, повышают иммунитет и способствуют крепкому сну.
Материал не предназначен для лиц младше 18 лет, не является пропагандой и создан исключительно в просветительских целях.
Водка от Саранского Ликероводочного завода
Где купить: Фирменная сеть магазинов «Инзера», супермаркеты города
Цены: от 2 000 рублей Самый очевидный сценарий выбора подарка в Саранске — «давайте подарим мордовскую водку». В фирменных магазинах завода можно найти неплохие варианты в подарочной упаковке — Балчуг 21 век, Мордовия Платинум в тубусе, Чистые Росы. Но еще можно присмотреться к так называемому «шедевру элитного алкоголя» — органик-водке «Спельта», для производства которой используют одноименное зерно — спельту.
Тавлинские игрушки
Где купить: в сувенирных магазинах города
Цены: в зависимости от игрушки Тавлинская игрушка — резная фигурка из дерева, которая вошла в топ-7 чудес финно-угорского мира. Игрушки начали делать в 70-ых годах в селе Подлесная Тавла. Сюжеты мастера брали из своей сельской жизни — свадьба, сенокос и прочее. Одной из самых популярных и узнаваемых игрушек является фигурка лошадки.
Конь в мордовской мифологии считается оберегом, звеном, которое соединяет мир богов и людей. Купить игрушку можно во многих сувенирных магазинах города.
Вязанные изделия в Теньгушевской семицветке
Где купить: заказать у мастеров — Муклецова Валентина Ивановна — 8 (83446) 2-19-45; Налогина Нина Кузьминична — 8 (83446) 2-52-16; Кубасова Раиса Васильевна — 8 (83453) 2-67-52; Акимкина Нина Владимировна — 8 (83446) 2-91-44; Матвеев Павел Александрович — 8 (83446) 2-65-32
Цены: от 1000 рублей
В Теньгушеве тоже есть свои мастера и традиции. Так, уже на протяжении 400 лет, вязальщицы предпочитают использовать в своих изделиях семь цветов — малиновый, огненно-красный, лимонный, фуксия, васильково-синий, зеленый, темно-коричневый. Переводя на язык цветового спектра, мы получаем «семицветку» радуги. В такой расцветке можно заказать варежки и носочки — очень тепло и по-зимнему.
Где купить: Советская, 105, Ростр
Цены: в зависимости от изделия
В Мордовии, насколько мы все осведомлены, нет полезных ископаемых — ни залежей угля, золота или нефти. Но! В поймах рек Мокши и Суры хранятся залежи мореного дуба. А мореный дуб — это, на секундочку, ценная и редкая древесина, которую называют «черным золотом».
В Мордовии созданием сувениров и подарочной продукции из мореного дуба занимается компания «Ростр», где можно приобрести различные виды изделий — в подарок или себе любимым. И еще о ценности — в конце сентября республика получила свидетельство Роспатента об исключительном праве на географическое указание «Мордовский морёный дуб». Получается сувенир с максимально мордовским акцентом.
Гердан с мордовским орнаментом
Где купить: у мастера
Цены: под заказ
А вот эта история — чисто наше предпочтение и фантазия. Мастерица декоративно-прикладного творчества Анна Курзова-Манеева, кажется, может связать все — от браслета из бисера до большого панно. Но нас привлек гердан — шейное бисерное украшение в виде ленты. По сути, орнамент и цвет может быть любым, но мордовский красный — особо привлекателен. Учитывая всеобщий тренд на ручной труд и этническую одежду, получается вдвойне круто.
Где купить: Большевистская, 85
Цены: около 30 000 рублей (в зависимости от программы)
Вообще сейчас нисколько не шутим и не издеваемся! Наравне со всеми перечисленными мордовскими брендами — Лого Полис (система детских образовательных лагерей) был создан и развивается в республике уже на протяжении 16 лет. Уникальная форма авторского детского лагеря — то, что нужно попробовать каждому ребенку. Хотите порадовать своих младших родных и близких , лучше сувенира из солнечной республики не сыщете.
Источник: cityratings.ru
Как сделать мордовский оберег, который будет охранять ваш дом
В преддверии Международного дня родного языка научный сотрудник Музея народной культуры Ксения Большакова готова научить всех желающих мастерить национальный оберег – «Кудаву», сообщили журналисту «Известий Мордовии».
Древние эрзяне и мокшане в дохристианские времена обожествлявшие силы природы, Кудавой величали покровительницу дома. Считали, что она охраняет жилище от всяких бед и несчастий. Внешнего облика у языческой хранительницы не было. Рукодельницы мастерили из кусочков ткани куколок, которые выполняли роль оберега, талисмана «на счастье».
Вот такую куклу-оберег и будут создавать 14 февраля в Музее народной культуры по ул. Советская, 19. Начало занятия в 14.00. Все необходимые материалы предоставят на месте. Нужно лишь предварительно сообщить о своём визите по телефону: 8 (8342) 24-67-94 и не забыть о соблюдении санитарных требований.
Источник: saransk.bezformata.com
Основные типы мордовских украшений
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 39.74 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО
Кафедра всеобщей истории, историографии и археологии.
по археологии на тему:
«Основные типы мордовских украшений»
студентка 1 курса
Ставицкий Владимир Вячеславович
Глава 1. Головные украшения……………………….………………. 4
1.3 .Наушные и накосные украшения………………………………. 6
Глава 2.Шейные украшения…………………………………..……….…. 8
Глава 3.Нагрудные украшения……………………………………. …. 9
Глава 4.Наручные украшения…………………………………………….11
Список используемой литературы………………………. ……………. 30.
Раскопки различных мордовских поселений, исследованных разными археологами, позволяют воссоздать картину жизни древней мордвы. Украшения в мордовской культуре играли важную роль. Они были не только социально значимыми предметами, но и выполняли защитную функцию. Поэтому в мордовских могильниках основную часть находок составляют украшения, которые выполняли функцию оберегов.
Украшения — предметы традиционного женского костюма мордвы из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, кожи животных и так далее. По многим погребениям известны костяные бусы, пронизки, а также и фигурные подвески из косточек птиц или лесных зверьков, как амулеты-обереги от злых сил. Костяными орнаментированными пластинками украшали походные сумки охотников и воинов.
Излюбленным украшением были браслеты, главным образом, бронзовые и почти все – кованые. Их надевали по несколько, но на правую руку больше (как и колец). В женских погребениях чаще попадаются спиральные или тонкие с расплющенными концами браслеты, а в мужских – много массивных, или с концами, похожими на шляпки гвоздя, так называемые «гвоздевидные». Основными типами украшений мордвы являются головные, шейные, нагрудные и наручные украшения.
- Височные украшения.
Археологические раскопки Мордовопаркинского могильника свидетельствуют о появлении новых форм.Этими новыми формами являются перстневидные кольца.У этих колец есть характерная особенность.Один конец представляет собой расплющенную свернутую трубочку.Кольца такого типа были характерны и для племен восточных славян. У мордовских племен появление таких колец стало следствием влияния славянских племен.
Ещё одной важной особенностью является изчезновение из женских погребений височных подвесок с грузиком. Вместо них появляются тупоконечные кольца.В могильниках Красное, Пятницы височных украшений вообще не было обнаружено. 2
Такие украшения появляются как у мокши, так и у мордвы. Такое широкое распространение этих украшений объясняется появлением золотоордынских городских центров на мордовских землях, где они могли изготавливаться. Примером может служить город Мохши.
- Налобные украшения.
В мордовских погребениях налобные венчики появляются рано. Такие украшения известны во многих пензенских могильниках.Они состояли из секций бронзовых спиралек, нанизанных на ремешки, которые соединялись между собой обоймами. Иногда к ним подвешивались луновидные подвески. Новая форма этих украшений появляется в конце VII в. И представляет собой секции бронзовых трубочек и соединительных обойм. Такой тип налобных венчиков продолжает существовать в XI в. Такой тип венчиков встречается в погребениях Елизавет-Михайловского, Пановского, Крюковско-Кужновского, Перемчалкинского могильников.
Из наушных украшений известны серьги и наушники. Наушники были сделаны либо из бересты, либо из картона. Также они были обтянуты материей. Для них были характерны нашивки разного тип.Например,цветы,бусы. Серьги из проволоки с круглым сечением в виде треугольника со слегка вогнутыми краями(форма близка грушевидной) со стыком в основании.
К головным украшениям относятся также и накосники.Обратимся к погребениях анаткасинскому могильнику.Здесь были найдены множество различных ремешков,которые были обмотаны проволокой.С накосниками связаны и подвески-пронизки в форме костяных коньков. На их поверхность нанесен орнамент, который изображает сбрую коня.Туловище коня напоминает силуэт плывущей утки. Поэтому в литературе скульптурные орнитоморфные изображения сравнивают с коньками или водоплавающей птицей. Материалы марийских могильников Ветлужско-Вятского междуречья показывают, что очень часто подобные изделия являлись составной частью накосников и крепились к спиральным пронизкам из бронзовой проволоки.В Абрамовском могильнике рядом с сосудом располагались бронзовые пирамидальные привески – часть накосника, бронзовая пряжка. Чуть южнее черепа были обнаружены бронзовая серповидная гривна с подвесками арочной формы и остатки накосника . Накосник состоял из рядов бронзовых спиралек, завершающихся пирамидальными подвесками. 3
Глава 2.Шейные украшения.
Шейные украшение представлены бусами и гривнами. Бусы или ожерелья состоят ремешка из кожи с пронизками из бронзовай проволоки, свитой в спираль. К ожерелью можем относить дисковидный медальон с четырьмя полушарными выпуклинами,который образует квадрат По периметру медальона изнутри выбито два ряда мелких шишечек.
Ожерелье с четырьмя подобными медальонами (только без полушарных выпуклин) найдено в 71 погребении Крюко-Кужновского могильника, где они были надеты на кожаный шнурок с трубчатыми пронизками. 4 Гривны различны по материалу и оформлению. Гривна глазовского типа из закрученного серебряного дрота с петлей и на концах колбочка имеет многочисленные подобии на территории Среднего Поволжья, северо-запада Руси. Такие гривны, как считалось, были импортированы из Скандинавии и распространялись на территории Руси в X–XI вв. Эти украшения сосредоточены в основном вдоль торговых путей, связывающих Северную Европу с Восточными странами.
Глава 3.Нагрудные украшения.
Теперь перейдем к рассмотрению нагрудных украшений. И попытаемся проследить нагрудных украшений мордвы.
Одними из самых ранних нагрудных украшений мордвы считаются бляхи с круглым отверстием в центре и радиальной прорезью, края которой завернуты в трубочку. 5
Еще одним видом нагрудных украшений этого периода является бляха с двумя концентрическими валиками. В этом украшении можно выделить одну особенность.Это игла на корпусе,вероятно,состоящая из железа или бронзы.Отверстия для заклепок свидетельствуют о том,что на бляхе имелось приспособление имелось приспособление, которое фиксировало обойму с иглой в неподвижном положении. 6
Еще один тип блях, известный только на территории Абрамовского могильника – бляхи с ромбической крышечкой и одним рядом полушарных выпуклин по краю бляхи, датируемые второй половиной V века. 7
Таким образом, бляхи с ромбической крышечкой существовали у мордвы с середины IV века до конца V века. Примечательно то, что подобные бляхи известны исключительно в материалах Абрамовского и Рязано-Окских могильников. Ромбовидные бляхи Рязано-Окских могильников начинают использоваться во второй четверти V века вплоть до первой четверти VI века. 8
Если рассматривать нагрудные украшения Давыдовского городища,то они широко представлены находками сюльгам.Сюльгамы являются типичными средневекоковыми мордовскими украшениями-оберегами.
Важное место в истории нагрудных украшений мордвы в VIII – XI вв. занимают женские украшения из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника. К этому времени украшения обзаводятся специальной религиозной символикой. Тут интерес для нас представляет бляха с дверкой, являющаяся женским оберегом Великой Богини. Появление и распространение в костюме волго-финских женщин специального украшения с подобным символом, охраняющим плодородие женщины, говорит о широком распространении этого культа и представления у древней населения Поочья и Верхнего и Среднего Поволжья. 9
В бляхе из погребения Крюково-Кужновского могильника в центре ромба расположена женская фигура в позе роженицы.Такое изображение женских фигур с поднятыми руками или раскинутыми руками и ногами можно встретить как в вышивках, так и в деревянной резьбе.Вероятно,это изображение Великой Матери, богини плодородия, аналогичной славянской богине — Макоше. 10
Изучая моления пензенской мордвы XIX в., Т.Б. Евсеев отмечал большое значение культа священных деревьев еще в XIX в., что подтверждает изображение дерева на крюково-кужновской бляхе. Слева от дерева на бляхе расположено изображение летящей птицы. Такое изображение у многих народов было связано с бессмертной душой — душой птицы. 11
Следовательно, мы можем предположить , что бляхи с дверкой-это обереги богини плодородия. Они являлись маленькими моделями Вселенной, которые отражали космогонические представления о ней древних.Можно также отметить ,что со временем и развитием нагрудные украшения в виде блях прошли эволюцию от примитивных украшений до своего рода «карт» Вселенной.
Глава 4.Наручные украшения.
Теперь перейдем к наручным украшениям. Рассмотрим их на примере Давыдовского городища.
При раскопках Давыдовского городища было обнаружено несколько обломков браслетов.Один из обломков представляет собой фрагмент пластинчатого бронзового браслета.На нем был нанесен орнамент с одного края косой насечкой, а с другого края была нарезка в виде елочке.
Другой фрагмент браслета представляет из себя пластину, сделанную из свинца на которой изображен орнамент в виде цепочки из ромбов. Целыми найдены три формы. Это один спиралевидный браслет, скрученный в четыре оборота из уплощенной заготовки и два плоских браслета с расплющенными концами.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что у мордвы было множество различных украшений. На всем протяжении рассматриваемого хронологического промежутка на территории проживания мордвы ощущалось влияние других народов. Так, например, височные украшения средневековой мордвы XI-XIV вв. претерпевают существенные изменения.
Это связано с включением мордовских земель в состав Золотой Орды. Таким образом, мордовские украшения отражали не только и не столько эстетические вкусы населения, сколько его мировоззрение, социальные отношения, украшения обереги от «злых сил» носились женщинами на груди и на поясе. Священной птицей для финно-угров являлась утка-прародительница всего живого на земле.
Шумящие лапчатые подвески символизировали культ утки, в то же время шум их отпугивал «злых духов». К числу почитаемых животных относился конь. Он отождествлялся с солнцем, олицетворял добрые, светлые силы.
- Кручинкина Е.В. Височные украшения женского головного убора мордвы XI — XIV веков/ Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки.N. 1 /2009
- Кручинкина Е.В. Хронология височных подвесок древнейшей мордвы(III – сер. VIII вв.) / Е.В. Кручинкина // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты. Межвуз. сб. науч. трудов. Саранск, 2006. Вып. V. С. 309-312.
- Алихова А.Е. Эрзянский могильник XIV в. у с. Гагино/ А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из древней и средневековой истории мордовского народа// АС. Саранск, 1959. Т. 2. С.169-194.
- Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Поздние погребения древнемордовского Абрамовского могильника // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12
- Материалы по истории мордвы VIII-IX вв. Редактор: Смирнов А.П. 1952.с 232
- Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Нагрудные украшения Кошибевского могильника // История и археология. 2015. № 1
- Голдина Р.Д., Красноперов А.А. Ныргындинский I могильник II-III вв. на Средней Каме. МИА КВАЭ. Т. 22. Ижевск: УдГУ, 2012
- Ставицкий В.В. Хронология нагрудных блях Абрамовскогодревнемордовского могильника // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3
- Белоцерковская И.В. Инвентарь женских погребений // Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Раннеславянский мир. М., 2007. Вып.19.
- Воронина Р.Ф. Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника // Merjamaa – Мерянское наследие России. 2014. №14
- Ставицкий В.В., Ставицкий А.В., Андреев А.А., Сафронов П.И. К вопросу о мордовском населении Верхнего Посурья в X–XI вв. // История и археология. 2014. № 11
- Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (Ромб с крючками) // СА. 1965. N 3.
1 Кручинкина Е.В. Височные украшения женского головного убора мордвы XI — XIV веков/ Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки.N. 1 /2009
2 Алихова А.Е. Эрзянский могильник XIV в. у с. Гагино/ А.Е. Алихова, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов. Из древней и средневековой истории мордовского народа// АС. Саранск, 1959.
Т. 2. С.169-194.
3 Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Поздние погребения древнемордовского Абрамовского могильника // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12
4 Материалы по истории мордвы VIII-IX вв. Редактор: Смирнов А.П. 1952.с 232
5 Ставицкий В.В., Ставицкий А.В. Нагрудные украшения Кошибевского могильника // История и археология. 2015. № 1
6 Голдина Р.Д., Красноперов А.А. Ныргындинский I могильник II-III вв. на Средней Каме. МИА КВАЭ. Т. 22. Ижевск: УдГУ, 2012
7 Ставицкий В.В. Хронология нагрудных блях Абрамовскогодревнемордовского могильника // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3
8 Белоцерковская И.В. Инвентарь женских погребений // Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Раннеславянский мир. М., 2007. Вып.19.
9 Воронина Р.Ф. Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника // Merjamaa – Мерянское наследие России. 2014. №14
10 Ставицкий В.В., Ставицкий А.В., Андреев А.А., Сафронов П.И. К вопросу о мордовском населении Верхнего Посурья в X–XI вв. // История и археология. 2014. № 11
Источник: topuch.com