Можно ли католику носить православный крестик

Вопрос священнику

Здравствуйте! Духовник порекомендовал читать акафист за близких людей. Надо ли читать какие-либо сугубые (поименные) молитвы перед (или после) чтением акафиста? Как читать акафист за себя в разных житейских ситуациях? Спасибо!

Эдуард, можно после прочтения акафиста поминать тех за кого Вы молитесь: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих. » . А можно просто читать акафист.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, вот женщинам в определенные дни нельзя прикасаться к святыням. Это касается только случаев, когда мы прикладываемся к иконам, кресту? Ведь крестик мы носим всегда, не снимаем в такие дни, хотя он постоянно прикасается к телу. Можно ли убираться в Красном углу в таких случаях, снимать иконы с полок, или это тоже грех?

иерей Владимир Шлыков

Фотиния, не стоит заниматься гимнастикой, которая берет начало из тибетской практики, а значит, имеет под собой религиозную основу. Это может повредить душе. Лучше займитесь физкультурой или фитнесом.

Можно ли носить нательный крест без распятия?

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 7 дней назад похоронила свою тетю, ее убили, так как она находилась в зоне АТО, и ее отпевал батюшка. При отпевании всем родственникам дали свечи, и у меня одной очень сильно быстро сгорела свеча, при этом она еще и потрескивала, и дважды даже тухла, отпевание проходило на улице. Скажите, пожалуйста, что это может значить?

Дорогая Юлия, примите мои соболезнования. Царствие Небесное усопшей! Бывает, люди ищут особого смысла во всем, что так или иначе связано с Церковью. В случае со свечой никакого «духовного» объяснения нет, только естественные – на ветру свечка быстро оплавляется, а фитиль трещит оттого, что в нем остается влага, она испаряется, когда свеча горит, и воздушный пузырик лопается среди воска. Помоги Вам Господи!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, Батюшка. У меня недавно умер отец. Мне никогда до этого не приходилось хоронить родных, да и на похоронах я раньше не была. Очное отпевание не дали сделать родственники, поэтому, с согласия батюшки, отпели заочно. После службы мне дали земельку, чтобы рассыпать на могиле крестообразно.

Я раньше не знала, что хоронят лицом к кресту, поэтому землю посыпала неправильно, т.е от ног. Есть ли в этом какой вред? И можно ли все исправить? Благодарю Вас за ответ.

Дорогая Елена, не переживайте. Ничего переделывать не надо, вреда никакого нет. Только молитва и милостыня важны теперь для усопшего. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Я очень часто дома зажигаю церковные свечки, т.к. не каждый день получается ходить в церковь, а сегодня от свечи сгорела больше чем до середины моя совместная фотография с моим мужчиной, т.к. стояла совсем недалеко! Я её потушила, и не знаю, что теперь с ней дальше делать, она почти вся сгорела, и что это может означать? Я человек верующий, и испугалась от такой ситуации! Спасибо заранее за ответ!

Можно ли православному носить католический крест?Это будет являтся грехом?(Жора)

Дорогая Татьяна, не пугайтесь суеверных страхов, ничего это не значит. Только то, что со свечой надо быть внимательной 🙂 Фотографию можно сжечь, чтобы не выбрасывать в помойку. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли играть свадьбу в канун Красной горки (18.04.2015)?

Здравствуйте, Дарья. С 19 мая н. ст. в 2015 году будут венчать после Великого поста. Лучше все торжество приурочить к этому дню. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Как нам быть? Начну с того, что мы молодая семья из четырех человек, я с женой и двое маленьких детей. Живем вместе с родителями жены в 2-х комнатной квартире. Так как у моих родителей нет места, я после свадьбы переехал к жене. Они в одной комнате, мы в другой.

Дело в том, что последние годы, а особенно после рождения первого ребенка, у нас стали возникать постоянные ссоры с родителями жены. В основном, с тещей. Все из-за каких то мелочей. То за ребенком не убрали, то покормить забыли, то стакан не убрали, мусор. Жена сейчас в декрете, и ей не всегда удается за всем уследить с двумя детьми. Своей квартиры у нас нет.

Поэтому приходится смириться и находить пути решения проблемы. Семья, как наша, так и родителей жены — верующие люди. Но конфликты все равно случаются. В основном жена с мамой со своей. Несколько раз хотели съехать на съемную квартиру, но все как-то решалось мирно, и продолжали дальше жить. Но конфликты опять повторяются.

Как быть? Спасибо!

Дорогой Виталий, если есть возможность жить отдельно, хорошо ей воспользоваться. На дистанции мелкие изматывающие трения исчезнут, это освободит много сил. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

здравствуйте! Недавно прочитала на вашем сайте о том, что пение церковных песен дома помогают одному человеку избавляться от плохих мыслей. Я бы тоже хотела попробовать петь церковные песни дома (у меня невротическая депрессия — лечусь, очень часты депрессивные мысли, с которыми трудно совладать, бывают и о суициде), но не знаю церковных песен. Можно ли где-нибудь этому научиться?

Я не знаю ни слов, ни музыки. Извините, если вопрос покажется вам бестактным. Я начала ходить в храм, 2 раза в месяц исповедуюсь и причащаюсь. Еще вот такой вопрос: в день, когда причастили, что можно делать, а что нельзя? Читала, что даже наклоняться нельзя в этот день — это правда?

СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

Здравствуйте, Ольга. Земные поклоны не делают после причастия в знак нашей радости быть со Христом, а поклоны – вещь больше покаянная. По поводу песен ответить не смогу, но их можно слушать – сейчас легко найти диски с разнообразными песнопениями и молитвами. Хорошо будет читать святое Евангелие, предварив его молитвой своими словами о помощи в депрессии. Да поможет Вам Бог!

Читайте также:
Год тигра знак зодиака лев какой мой камень

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Мне 33 года, мы с отцом с детства не близки, и вот недавно получилось так, что я обидел его по его неправоте. Я знаю, нельзя обижать родителей, даже если они не правы, но, к сожалению, так получилось. Что мне сделать, чтобы Господь простил меня, я раскаиваюсь и прощу простить меня. Может, есть конкретная молитва? Я не нашел. Помогите, пожалуйста. Я хочу искупить грех.

Спасибо. С уважением, Аркадий

Здравствуйте, хорошо начать с исповеди. Потом можно попросить прощения у отца, если Вы можете найти свою действительную вину в данном конфликте: допустим, были грубы, или повысили голос, или еще что. Вот за это можно извиниться, это не значит, что Вы принимаете во всем его позицию, Вы остаетесь при своем. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. У меня непонятная ситуация, не знаю, что делать. На протяжении полугода, может, чуть больше, всё не получается, за что ни берусь. 1. Уволился с работы в том году и начал своё дело. Но с текущей ситуацией и ростом цен все остановилось.

Найти работу не получается. Решил обучится интернет-профессии, учился (достиг навыков), а заказчиков нет и нет. В общем, материальное положение идет по наклонной. Из этого следуют ссоры в семье, недопонимание, я думаю, Вы меня понимаете. Уверенность в себе потихоньку пропадает и приходит отчаяние, я не знаю, что мне делать.

Как в глаза смотреть близким? Раньше такого не замечал никогда, всегда был уверен в себе и находил выход. Помогите, пожалуйста!

Здравствуйте, Иван. Прежде всего, просите Господа Бога помочь найти работу и предайтесь Его воле: «Устрой, Господи, по воле Твоей!» И продолжайте искать во всех доступных сферах – и по прошлым профессиям, и по новым. Может быть, придется подождать, но Вы не отступайте от поисков. Да поможет Вам Господь!

иерей Сергий Осипов

У меня в квартире, рабочий делает ремонт и попросил на время ремонта там пожить. Я дал согласие, с условием, чтобы не употреблял спиртное. Но неоднократно я замечал, что он пьёт. Я дал ему предупреждение, что в следующий раз, если увижу, то пусть ищет себе жилье. И в этот же день застал его со спиртным.

Он просит не выгонять пока, ему некуда идти. Как быть? Спасибо.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Недавно начала ходить в детский дом волонтером. Мне дали ребенка — Максим, 8 лет, ходит в коррекционную школу. Получилось так, что у нас с ним натянутые отношения. Он зависим от компьютера и каждую минуту не упускает возможности сказать, что он хочет только за компьютер. Ничего другое его не интересует. Сегодня пришла, он даже не поздоровался.

Оказалось, наказан. Залез с другом на крышу. Я попыталась узнать, зачем. На что он ответил: «Вот Вы бы залезли на крышу. Слезть бы никто не помог.

А тут-дождь. А вы в туфлях. Что бы Вы сделали? Упали. А потом сдохли». Я была в шоке от таких слов.

Он постоянно напоминает, что мне пора идти. «Когда вы уйдете?» Я: «В 6». Он: «Уже 6, Вам пора». Я не знаю, что делать. Когда начинаю собираться, он хватает за руки и говорит: «Не уходите». Батюшка, посоветуйте, что делать?

Как реагировать на такие слова? Я сейчас в замешательстве. Мне очень неприятно от его слов.

Дорогая Александра, Господь послал вам ребенка, для которого вы можете стать «значимым взрослым». Это основополагающее, формирирующее понятие для детской души. Конечно, он испытывает вас; будет и пугать, и прогонять. Свои чувства обиды, разочарования и неприятия этого ребенка гоните прочь. Он нуждается только в любви.

Больше рассказывайте ему интересных историй из своего детства, больше играйте. Хороший педагог видит в ребенке не того, кем он является сейчас, а того, кем он вскоре станет. Полюбите в нем доброго, счастливого, успешного мальчика, и тогда весь мир встретит его таким же. Помоги вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Батюшка, я развелся с женой 6 лет назад, она ушла от меня, потому что из эгоистических интересов ей удобнее жить у родителей. Можно мне жениться на ее родственнице, которая приходится троюродной сестрой ее отцу? Надеюсь на ваше милосердие по крайней немощи своей, ибо очень ее люблю.

Вам необходимо обратиться за разрешением на брак в епархиальное управление, чтобы снять все проблемы.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Замужем 3 года, сыну нашему 2 годика. Недавно узнала, что муж изменял мне почти полгода, его любовница на 4 месяце беременности, муж мне все рассказал сам, раскаивался, просил прощения, говорит, что семью хочет сохранить, что бес его попутал, что никого важнее нас нет.

Я сначала думала только о разводе, потому что такое предательство трудно пережить, в груди все сжималось, болело сердце, но когда успокоила свои мысли, подумала о нашей семье — у нас же ребенок, он его родной отец, другого такого не будет. Я решила, что надо, несмотря ни на что, сохранить нашу семью, решила, надо простить и принять его, молиться Господу о нашей семье.

И знаете, как подумала, что хочу сохранить семью, боли в груди ушли совсем. Я ходила в церковь, хотела с батюшкой поговорить, но не получилось застать его. Мне посоветовали взять акафист Гурию, Самону и Авиву. Взяла, хочу пойти исповедоваться и причаститься, и ребенка причастить. Муж мусульманин. Скажите, правильно ли мое решение, и что еще я могу сделать?

Благодарю вас.

Ваше право — прощать или нет мужа. Попробуйте жить дальше. Только о внебрачном ребенке ему тоже нельзя забывать.

протоиерей Максим Хижий

Спасибо, ваш сайт мне очень помогает. Я 8 лет жила с парнем, гражданский брак — (в блуде) он был крещеным. Но к вере так и не пришел, он пил каждый день, даже ночью. Но мы очень любили друг друга. У него случился инсульт. Чуть не парализовало. Но пить он бросить не мог, плакал и не мог, говорил, что убьет меня, я его выгоняла из своего дома. Но идти ему было некуда.

Читайте также:
Кварцевые часы это на батарейках или механические

Он мог снят квартиру и жить, как хочет. Но он без меня не мог, любил безумно. Два раза я успевала вытащить его из петли. Я вызвала его старшего брата, чтобы тот увез его на родину, это очень далеко. Он думал, что брат просто в гости едет. Утром приехал брат, и вечером я сказала, что он за ним приехал, чтобы забрать. Он был сильно пьян и кричал, чтобы БОГ наказал меня за все.

Через час повесился. Я виню себя в его смерти. Меня могли закрыть в психушку. Через 7 дней после похорон я переспела с его братом. На 10-й день мы подали заявление в ЗАГС. Через 40 дней я вышла за его брата официально замуж. Он идеальный муж.

Но не крещен. Подумывает принять мусульманство.

Оля, Вы натворили дел, жили, как хотели. Что, собственно, теперь вы хотите от нас? Я могу дать лишь один совет: попросить у Бога ума, веры и идите в храм на исповедь. Простите, но я не верю в благой исход вашей последней затеи — «10 дней, 40 дней».

протоиерей Максим Хижий

Добрый день о. Максим Прошу Вас ответить еще на 2 вопроса: 1. Христос своей крестной смертью, разрушив врата ада, вывел от туда в рай всех (ветхозаветных) праведников и тех, кто захотел за ним пойти. Но рай могут наследовать только те, кто получил крещение и, соответственно, чье имя записано после этого в Книге Жизни. Но если ветхозаветный праведник умер своей смертью, не получив крещения ни того, ни другого, и если он решил идти за Христом, наследует ли он Райские Обители? 2.». Милоcтивъ бyди ми и умоли Бога, Господень ангеле: имею бо тя застyпника во всeмъ животе моeмъ, настaвника же и хранителя, от Бога даровaннаго ми во веки.» Говорится ли здесь о том, что Господь даровал ангела хранителя человеку в мир материальный и мир вечности?

Формат ответа нет позволяет читать лекции. Я могу посоветовать найти ответ на 1 вопрос в лекциях А.И. Осипова. Они есть на православных сайтах. Например, предание.ру. Бог хранит всех всегда и везде.

Это на 2 вопрос.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день о. Максим Прошу Вас ответить на вопрос 1: 1. Церковь православная молится о крещеных (в православной вере), за живых и почивших подаются записки с упоминанием их имен. Недавно читал о Беслане, маленький ребенок перед терактом просил его окрестить, но не успели, он погиб насильственной смертью.

Можно ли считать, что он получил крещение кровью, как, например, ветхозаветные пророки-мученики? Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Если его считать крещеным, то можно ли подавать за него записки и как, зная лишь его собственное имя? Другими словами, как можно помочь его душе?

Я не думаю, что это было крещение кровью за веру. Но я уверен, что этот младенец не нуждается в молитвах о спасении его души. Он упокоен в обителях Бога. Я верю в милосердного Христа, а не в бога бюрократов со справками.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, дорогие батюшки! С мужем назрел развод из-за моей веры. Воцерковляться начала с 2007 года. Постилась сама, в церковь ходить не заставляла, половые отношения были даже в посты, кроме среды, пятницы и воскресения. С его стороны постоянный прессинг не читать, не смотреть ничего духовного, поменьше ходить в церковь.

За это время родилось два ребенка. В чем было его главное недовольство? Это половые отношения. Ему нужны были они в разных положениях, и не только естественные. Когда я начала верить в Бога и воцерковляться, то, конечно же, я не могла допустить таких грехов. Как же я буду причащаться?!

Для меня это важно. Ну, и все общие интересы у нас начали расходиться. С каждым годом это расхождение усугублялось. После вторых родов у нас вообще не было половых отношений (сейчас ребенку 1 год и 3 мес.). На все мои попытки сблизиться — полное равнодушие.

Теперь говорит:»Мы — не друзья! А в семье так не должно быть!» Хочет разводиться. А мне уже все равно. Я уже настрадалась.

Церковь не регламентирует интимную жизнь супругов. Запрещены противоестественные половые отношения: гомосексуализм и т.п. Ваш муж говорил о дружбе. Может быть, Вы не смогли облагородить ваши отношения? Существуют не только запреты, а есть еще любовь, боязнь оскорбить, унизить любимого человека.

Или он вас никогда не любил и не жалел? Вы были просто женщиной для утех?

протоиерей Максим Хижий

Вопрос батюшке Александру Белослюдову. Почему нам не повторить подвиги Серафима Саровского? С помощью Божьей все возможно, а Серафим Саровский с помощью Божьей все подвиги совершал. И хорошая ли у меня идея возникла — после того, как родителей не станет, жить, как святые подвижники?

Здравствуйте, Екатерина. Преподобный Серафим не ставил себе целью совершать подвиги, он спасался. И нам с Вам это надо делать. А о подвигах помышлять — прелесть бесовской гордости. Многие этим помыслом начинали, но никто не спасся и в святцы не попал.

Во всяком случае, в Православной Церкви. В католичестве сколько угодно таких «героев», что едва выйдя из юности, заявляли бесстыдно, что отныне будут подвигами заниматься, и некому было их в их же собственный помет носом ткнуть. Начните просто с того, что будете читать и исполнять Евангелие каждый день. Помоги Вам Бог.

Источник

Отличия православного и католического крестика

Отличия православного и католического крестика

Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.

Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.

Читайте также:
Какой камень от порчи по знаку зодиака

Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!

Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!

Как выглядит католический и православный крестик

Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.

В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.

Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!

иерусалимский крест

Иерусалимский крест

Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!

Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:

  • Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
  • Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
  • Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
  • Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
  • Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
  • Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
  • НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
  • «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
  • Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.

В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.

Можно ли православному носить католический крестик

В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.

Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.

Католики предпочитают вариант без распятия

С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.

Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.

Источник

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Читайте также:
Схема оплетения бусины бисером для начинающих

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две.

Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф.

27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском.

На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела.

Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Читайте также:
Что такое хризолит 6 букв

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего?

Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость»(1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап.

Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...