Можно ли младенцам носить крестик?
Обряд крещения завершается миропомазанием. Перед этим на малыша надевают рубашечку и крестик. Однако после того как вы покинете храм, нательный крест с ребенка можно снять.
Мнение Церкви
Крест – это символ веры. Свидетельство миру о том, что человек принимает Иисуса Христа и принадлежит Ему. Сам по себе этот аксессуар не является оберегом и никакой силы в себе не несет. Хранит малыша Господь, а не кусочек железа. Поэтому неправильно полагать, что Бог будет помогать младенцу только в том случае, если на его шее будет висеть крест.
Так же неверно думать, что Иисус Христос прогневается на грудничка и его крестных родителей за то, что младенец крестик не носит.
Во время крещения вы посвящаете своего малыша Господу. В этот момент происходит рождение ребенка свыше – в духовном мире. Теперь Сам Бог будет заботиться о младенце, а когда кроха подрастет, крестные родители обязаны воспитать его в вере. Ведь они дают обещание Господу, что помогут малышу стать православным христианином.
Отвечают пастыри: Можно ли снимать крестик?
В этом духовном процессе нательный крест имеет символическое значение. Вы можете оставить его на малыше, а можете сразу после возвращения из храма снять крестик с младенца и повесить в детской. Также вы вправе надевать его младенцу под одежду от случая к случаю. Например, во время прогулок или посещения церкви. Главное, понимать: нательный крест – это не оберег, а символ веры.
Если вы хотите, чтобы Господь хранил ребенка, просто молитесь за него. Бог будет слышать вас и отвечать на ваши просьбы.
Мнение педиатров
В первую очередь нужно думать о безопасности малыша. Церковь разрешает носить крестики из разных металлов: золота, серебра и даже алюминия. Однако у большинства из них острые края. Младенец может сильно поцарапаться о нательный крест, ведь в первые 18 месяцев жизни его кожа еще очень тонкая и нежная. Кроме того, кроха через какое-то время начнет тянуть его в рот.
Крестик может повредить малышу небо и десны. А из-за бактерий, которые станут скапливаться на поверхности аксессуара, ребенок будет периодически страдать от кишечных расстройств. Еще одна проблема – раздражение кожи. Даже мягкая ленточка неизбежно будет натирать грудничку шею. Поэтому лучше надеть нательный крестик ребенку, когда он подрастет.
Например, в три года. А до тех пор символ веры может висеть в детской.
Если же вам хочется, чтобы крестик был на ребенке с первых дней жизни, подойдите к своему решению со всей ответственностью. Чтобы обезопасить малыша, лучше выбрать небольшой деревянный аксессуар (желательно, из твердой древесины, например, дуба или ясеня). При этом его нужно регулярно обрабатывать влажными детскими салфетками и постоянно следить за тем, чтобы кроха не засовывал крестик в рот, глаза и уши. Для веревочки выбирайте мягкую ленточку из натуральной ткани с фиксатором. Однако даже такие меры предосторожности не гарантируют того, что во время сна младенец не поранится о крест, перевернувшись со спины на бок, или не запутается в веревочке.
ЧТО ДЕЛАТЬ С КРЫЖМОЙ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ???
Поскольку Церковь позволяет грудничкам не носить нательные крестики каждый день (исключение – священные обряды и таинства, посещение храма с ребенком), в целях безопасности лучше надеть нательный крест ребенку на шею, когда он достигнет сознательного возраста.
ИсточникНательный крестик: можно ли его снимать
При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.
Древняя традиция
По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.
Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.
Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».
Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Сила креста
О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»
В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.
Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.
Экстренные ситуации
Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.
Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.
Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.
При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.
К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.
Потеря нательного креста
Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.
Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.
ИсточникМожно ли снимать нательный крестик и в каких случаях?
Ношение нательного крестика для православного христианина является необходимым и непременным условием его благочестия. Это древнейшая христианская традиция.
Впервые человек надевает крест, когда над ним совершается Таинство Крещения, и он отрекается от всего скверного и греховного. Нательный крестик становится нашим спутником на всю жизнь, это бессловесная молитва, которая всегда находится в непосредственной близости к нашему сердцу. И до самого сердца ощущается тяжесть распятия Господа нашего, который искупил все грехи человечества и даровал нам шанс на вечную жизнь.
Когда приходится снимать крестик – что делать?
Фото: Pravmir.ru
В жизни, разумеется, случаются случаи, когда приходится в силу разных житейских или иных обстоятельств снять нательный крест. Например, при посещении бани или сауны, при проведении каких-либо медицинских процедур, во время спортивных игр. Как быть в подобной ситуации?
Воцерковленные люди на этот случай всегда имеют освященный деревянный крестик на тесемочке, который не нагреется в бане и не причинит ожог. Он также не окажет влияния на точность показаний каких-то приборов медицинского назначения.
Снятый крестик можно положить в отдельный кармашек с молнией, чтобы он был с собой, но не мог способствовать травме. Так часто поступают спортсмены.
Всем, кто не отличается подобной предусмотрительностью, или не имеет с собой в нужный момент деревянного крестика, тот должен осознавать, что нельзя прерывать его связь с Богом и постоянную память о нем. Поэтому нужно все время кратко молиться, обращаться к Богу с покаянными словами. И затем как можно быстрее вернуть свою маленькую святыню на грудь, и осенить себя крестным знамением.
Если снял крестик – согрешил ли ты?
Фото: Elitsy.ru
В описанных выше случаях и других, подобных им, греха нет. Ведь это те обстоятельства, которые не наносят вреда вере, не отлучают нас от Христа, и снятие креста в этом случае — лишь внешнее обстоятельство, никак не влияющее на нашу духовную жизнь. А вот постоянный отказ от ношения нательного креста, осознанный поступок, который человек совершает в угоду греховным помыслам – это уже совершенно иная ситуация.
Например, одна женщина снимала нательный крест и надевала на себя бусы, колье, говоря, что крестик никак не гармонирует с ними. При этом она считает себя верующей, посещает храм, надевая в этом случае, разумеется, крестик. Этот поступок нужно обязательно обсуждать со священником, покаяться и подумать, что такие вещи не приемлемы для глубоко верующего человека.
Нужно помнить, что крестик – это не украшение, а символ нашей веры и принадлежности к Церкви.
А если крестик потерялся случайно – что будет с человеком?
Фото: Pixabay.com
Этот вопрос задают именно в такой формулировке – что что-то должно случиться плохое, если вдруг сломался или потерялся крестик. Но ведь это вещь, сделанная людьми, хотя и освещенная. И она имеет свойство изнашиваться, портиться и ломаться. Поэтому никаких последствий за собой потеря нательного крестика не несет.
Нужно пойти и купить новый в храме, принеся тем самым определенную денежную жертву. И не стоит превращать такими мыслями крестик в какой-то языческий амулет, смешивая земное и небесное. Вера и благочестие не должны зависеть от вещи, которая потерялась. А любое суеверие и языческие обряды – это уже тяжелый грех.
Ведь крест – символ воскресшего Христа, а не оберег, который обязан превращать людей в супергероев только фактом своего наличия.
Кто осознанно не носит нательный крест?
Тот, кто после крещения не носит нательный крест, не имеет настоящей веры и церковного сознания. Недаром в России говорили о плохом, бессовестном человеке: «На нем креста нет». В русской литературе также встречаются персонажи, которые выражают всеобщее мнение о тех, кто не носит его: «Беден только бес, на нем креста нет». (Бунин И.А. «Птицы небесные»)
Источник