Можно ли православным не носить крест

Можно ли православным ходить без нательного крестика

При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека. Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему». Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Можно ли носить нательный крест без распятия?

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?» В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека. Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.

Читайте также:
Рубин как магический камень

Обязательно ли христианам носить нательный крест? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой. Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой. При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста. К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Потеря нательного креста

Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его. Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.

Источник

В каких случаях православные могут не носить крестик и можно ли приступать к Святому Причастию без крестика?

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Читайте также:
Как снять золотое кольцо с распухшего пальца

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно.

Читайте также:
Когда дарят серебряную ложку

Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления.

Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите?

Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность!

Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления!

Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа.

Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Читайте также:
Можно ли носить ювелирный крестик как украшение

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Источник

Можно ли не носить крестик?

Можно ли не носить крестик при том, что человек в своих мыслях и действиях христианин? Точнее приходит в верe, к ней стремиться, делает все необходимые ритуалы, изучает, но вот с крестиком большое сопротивление. Не хочу действовать против своего желания чтобы не отвернуться от веры в итоге.

Похожие вопросы

5 Ответов

А чем крестик не угодил то? Почему появляется «большое сопротивление»?

Мне нужно понимание что и для чего. Я понимаю для чего нужны молитвы, причащение, исповедование..При этом понимаю, что не обязательно покрывать голову, например, так как я не замужем и это просто традиционнее.. Мне хочется быть верующей, но меньше зависеть от правил навязанных людьми. К ним я отношу ношение крестика.
Как я понимаю, крестик не несет защиты, ведь религия это не магия. Крестик это только символ веры и благодарности Иисусу.
При этом, я смущаюсь когда крестик видно людям. Внутри меня начинают бродить мысли и дискомфорт. К тому же я просто не понимаю для чего его носить. Я не ношу украшения которые мне не нравятся по стилистике, всегда их выбираю под одежду и настроение, с крестиком это не работает. Но самый большой вопрос как раз в непонимании для чего его носить.

Если он служит мне напоминанием, то я уж точно не забуду об Иисусе. Если он нужен для причастности к некоему социальному круги и должен оповещать, что я причастна — так нет, его не должно быть видно. Магическую защиту тоже не несет. Стилистику образу не добавляет. Символ — хорошо, но он может быть не обязательно на шее, а всегда с собой просто или дома на видном месте.
Понимаю, что это моя позиция может быть не ясна давно и глубоко верующему человеку. Ищу ответ понятный для меня, склонной рационализировать и отделять навязанное человеком от божественного…

Читайте также:
Кто носит кольцо на указательном пальце правой руки у женщин

Ношение креста — это один из способов исповедания веры. Крестик носят для себя, а не для кого-то, не для того, чтобы он добавлял шарм образу или подходил к одежде. Крестик — это гораздо более интимное, чем Вам кажется, поэтому его и не надо выставлять напоказ, создавая «образ» в одежде.

Источник

Можно ли крещенному ходить без креста?

Символом того, что человек верует в Бога и является христианином, является именно нательный крестик. Но есть категория христиан, которые нательные крестики не носят и у других возникает вопрос, можно ли обойтись без него, настолько страшно, если крещеный человек не носит крестик. Чтобы понять, можно ли крещеному ходить без креста, стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.

Насколько важно крещенному человеку носить крест?

Нательный крестик

Фото: Elitsy.ru

Если спросить у православного священника, может ли крещенный человек обойтись без ношения креста и, почему нательный крестик является настолько важным, он ответит на этот вопрос следующим образом:

  • крещенный человек должен носить нательный крест обязательно;
  • ношение креста – это древняя христианская традиция, соблюдать ее положено и современным людям;
  • крест надевает человеку священник в Таинстве Крещения, как символ принадлежности к Христу;
  • при необходимости, крестик можно заменить, но снимать его не стоит;
  • крест – это вещественное доказательство принадлежности человека к церкви Христовой;
  • если человек снимает с себя крест – это является доказательством отсутствия у него достаточной веры и церковного сознания.

Церковного устава, обязующего православного христианина носить крест, нет, но делать это очень важно. Если человек не носит крестик – это говорит о безответственном отношении к Христу и несерьезном отношении к жизни.

Что нужно знать о нательном крестике и его ношении?

Православный крестик

Фото: Pixabay.com

Поскольку все христиане должны носить нательный крестик, они должны понимать, каким именно он должен быть и как носит его правильно. О нательном крестике крещенного человека обязательно стоит знать такое:

  • при ношении нательного креста нельзя воспринимать его как защиту, ведь защищает человека Бог, а крест только напоминает человеку, кому он служит и для чего живет;
  • крестик является оружием в духовной борьбе;
  • крест по возможности нужно носить всегда, он нам сопутствует всю жизнь;
  • если вы идете на рентген или в баню, можно надеть на себя освященный деревянный крест.

Если крещенный человек снимает с себя нательный крест, то он становится легкой жертвой для дьявольского искушения, поэтому священники и не рекомендуют снимать крест никогда. Даже наши предки четко придерживались правил, не расставаясь с нательным крестиком ни при каких обстоятельствах и, современные христиане тоже должны придерживаться таких правил.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...