Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Как я сбывал золотой слиток
Комментарии к ст. 191 УК РФ
1. Правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом устанавливается Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» . Другими важнейшими нормативными актами являются: Постановление Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением» ; Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 ; Постановления Правительства РФ: от 01.12.1998 N 1419 «Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы до аффинажа» ; от 27.02.2003 N 127 «Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации» и др.
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
СП РФ. 1992. N 6. Ст. 29.
СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291.
СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058.
СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
2. Драгоценными металлами являются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а природными драгоценными камнями — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 8 «Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» ). Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (п.
ОТМЕНА НДС НА ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ. СТОИТ ЛИ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ЗОЛОТО?
3 ст. 22).
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 310.
Предметом преступлений по ст. 191 являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных и драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий.
Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, не завершенной производством готовой продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.). Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 в качестве предмета преступления имеет в виду лишь природный жемчуг.
К ювелирным и иным бытовым изделиям из драгоценных металлов и камней, не являющихся предметом рассматриваемых преступлений, относятся ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и культа, часы, портсигары, табакерки, чернильные приборы и т.д. Нельзя считать предметом рассматриваемых преступлений также сусальное золото, оружие, ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней или с их использованием (Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» ;
СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.
Приказ Роскомдрагмета от 30.10.96 N 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным»).
3. Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством РФ. При предъявлении обвинения и признании лица виновным в совершении незаконной сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом следует указывать конкретное правило совершения таких сделок, которое было нарушено в данном случае.
Незаконность сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними). Незаконными будут также сделки, совершенные с нарушением установленного законодательством порядка (правил) (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения, нарушение приоритетного порядка приобретения и др.) с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями.
4. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.80 N 3 «О судебной практике по делам о нарушении правил о валютных операциях»).
5. Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.
6. Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления, либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный источник (способ) приобретения названных ценностей делает незаконным последующее их хранение, перевозку или пересылку.
Под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение — длящееся преступление: оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.
Перевозка — любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с применением любого транспортного средства.
Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.
Для ответственности по ст. 191 достаточно совершения любого из этих действий.
7. Рассматриваемые преступления могут быть совершены только умышленно, когда виновный осознает, что совершает незаконную сделку или незаконно хранит, перевозит или пересылает природные драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, и желает совершения этих действий. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.
8. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении возраста 16 лет.
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, совершенный лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, с использованием служебных полномочий, при наличии всех признаков состава злоупотребления полномочиями квалифицируется по совокупности ст. ст. 201 и 191 УК.
9. Хищение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и последующее совершение с ними незаконной сделки квалифицируется по совокупности ст. ст. 158 — 162 УК (в зависимости от способа хищения) и ст. 191, даже если эти предметы похищены у лица, владевшего ими незаконно.
Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозку или пересылку также следует квалифицировать по совокупности названных статей.
10. Незаконная перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу РФ при обстоятельствах, указанных в ст. 188 УК, охватывается ст. ст. 191 и 188 УК.
11. Незаконные, при отсутствии лицензии, добыча и производство драгоценных металлов и природных драгоценных камней и последующие сделки, хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов и камней образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 191 УК.
12. Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 191 относятся как к случаям совершения незаконных сделок, так и к незаконному хранению, перевозке или пересылке драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
13. Крупный размер преступления (п. «б» ч. 2 ст. 191) определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, превышающей 250000 руб. (примечание к ст. 169 УК).
При установлении стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга следует руководствоваться ценами на эти металлы и камни, существовавшие на момент совершения незаконных сделок с ними, перевозки или пересылки, а при незаконном хранении — по состоянию, когда деяние было прекращено самим лицом или пресечено правоохранительными органами. При этом используются цены покупки на цветные металлы, ежедневно котируемые Центральным банком РФ, а стоимость драгоценных камней определяется на основании заключения геммологической экспертизы.
14. О понятиях группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, и организованной группы см. коммент. к ст. 35.
ИсточникМожно ли продавать золото в россии
Особенности продажи ювелирных и других изделий
из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
46. Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих опробованию, анализу и клеймению, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий российского производства).
Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра российского производства без оттиска государственного пробирного клейма.
Продажа ограненных драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень.
47. Информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также об ограненных драгоценных камнях должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.
48. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия.
В случае если драгоценный камень, закрепленный в ювелирном изделии, подвергся обработке, изменившей качественно-цветовые характеристики драгоценного камня, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок драгоценных камней — «облагороженный».
В случае если вставка, закрепленная в ювелирном изделии, состоит из 2 и более частей, соединенных скрепляющим веществом, одна и (или) более из которых относится к драгоценным камням, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставки — «составной», а также наименование части (частей) вставки, относящихся к драгоценным камням.
При использовании наименования природного минерала для обозначения вставок из материалов искусственного происхождения, закрепленных в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок — «синтетический (выращенный)» или «имитация».
49. При передаче приобретенного товара потребителю продавец проверяет соответствие ювелирного изделия данным, указанным на ярлыке, а для ограненных драгоценных камней — соответствие сертификату на каждый ограненный драгоценный камень.
По требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с применением средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
50. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь потребительскую упаковку.
51. На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом продажи товара.
При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней у этого продавца.
ИсточникДобыча. Реализация драгоценных металлов, найденных или добытых физическими лицами
Рассматривая возможности реализации драгоценных металлов физическими лицами, предоставленные им действующим законодательством Российской Федерации, следует разграничить понятия «находка» и «добыча» драгоценных металлов.
Когда обычный гражданин находит драгоценный металл, то такой металл в соответствии со ст.ст.227, 228 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации является находкой. Нашедший обязан уведомить об этом собственника или кого-либо из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и передать найденное этому лицу.
Если такое лицо неизвестно, нашедший обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. При этом нашедший и возвративший найденное лицу, управомоченному на получение, вправе потребовать от него вознаграждение за находку в размере до 20% ее стоимости.
В ряде документов, принятых Администрацией Магаданской области, посвященных данному вопросу, такой найденный металл именуется «подъемным» (случайно найденным).
В ст.1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» записано: «Добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. «
В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Из сказанного следует, что металлы до их добычи — государственная собственность. Очевидно, что «подъемный» металл — это не добытый металл. Ведь для ведения добычи необходима лицензия, а добыча без лицензии является нарушением требований законодательства.
Статья 30 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает, что лица, виновные в нарушении установленного порядка добычи драгоценных металлов, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полученные в результате осуществления незаконной добычи средства обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Никто, кроме лица, уполномоченного государством на принятие «подъемного» металла, не вправе принять такой металл, а тем более заплатить за него нашедшему указанные выше 20%. Уполномоченное государством лицо, выплачивая нашедшему вознаграждение, должно удержать с причитающейся суммы подоходный налог (12%) и взнос в Пенсионный фонд (1%). Именно необходимость взимания указанных налогов с лица, претендующего на такое вознаграждение, не позволяет осуществлять прием «подъемного» металла анонимно.
Для того чтобы сдать находку, совсем необязательно быть зарегистрированным в качестве предпринимателя. Такое требование установлено Законом РФ «О недрах» только для пользователей недр, ведущих добычу металла в соответствии с лицензией и утвержденными квотами.
Оплата 20% лицу, нашедшему металл, затраты по его хранению, производству и транспортировке должны быть произведены государством. Законодательство не закрепляет непосредственное право на «подъемный» металл субъекта Федерации, на территории которого такой металл был найден, так же, как и не наделяет этого субъекта правом устанавливать режим реализации такого металла.
Очевидно, что вопрос установления порядки реализации «подъемного» металла относится к компетенции федеральных органов или уполномоченных ими соответствующих органов субъектов Федерации. При этом необходим ясный статус предприятия, осуществляющего прием такого металла, для чего следует определить его права, обязанности, источники финансирования, а также взаимоотношения с бюджетами различных уровней и ответственность по взятым на себя обязательствам. Напомню, что речь идет о металле, принадлежащем государству.
Юридическое лицо, уполномоченное государством на принятие «подъемного» металла, должно иметь юридические, организационные и технические возможности аккумулировать такой металл, хранить, перерабатывать и реализовывать. Его полномочия при этом могут быть отражены в договоре с уполномоченным государственным органом. Таким образом, понеся расходы по расчетам с нашедшим «подъемный» металл, по производству, хранению, транспортировке и т.д., уполномоченное государством юридическое лицо может распорядиться полученным металлом в соответствии с условиями договора (в том числе и на условиях раздела продукции).
Именно такое уполномоченное юридическое лицо может от имени государства за счет средств федерального бюджета осуществлять прием и расчеты за найденные уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни от физических лиц, не являющихся недропользователями.
При этом вполне логично было бы предусмотреть в договоре возможность освобождения такого уполномоченного юридического лица от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся такому уполномоченному юридическому лицу при реализации «подъемного» металла. В тех случаях, когда таким уполномоченным юридическим лицом будет являться недропользователь, стоимость «подъемного» металла не будет включаться в налогооблагаемую базу для уплаты им, например, регулярных платежей за пользование недрами, определяемых как доля от стоимости добытого минерального сырья. Им не будут также производиться отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.
Правовой статус физических лиц — недропользователей более детально отражен в законодательстве. Такие физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляют добычу металла на основании выданных им лицензий и установленных квот. Добытый по условиям лицензии металл является их собственностью, и они вправе реализовывать его по своему усмотрению в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями лицензии.
Правительство Российской Федерации приняло 1 декабря 1998 г. постановление N 1419 «Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» (аффинаж — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам). В числе операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа предусмотрены и операции, связанные с переходом права собственности и иных имущественных прав на минеральное сырье и продукты переработки минерального сырья, использование минерального сырья в качестве залога.
В соответствии с п.8 упомянутого постановления минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.
Исчерпывающий перечень видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, требующих лицензирования, установлен ст.15 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Несмотря на то что Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» уже больше года, процедура получения указанных лицензий до настоящего времени не разработана.
Тем не менее и на сегодняшний день не может считаться нарушением действующего законодательства приобретение минерального сырья для его дальнейшей переработки лицами, уже обладающими правом и возможностями (организационными, техническими, юридическими, экономическими) осуществлять те или иные операции с драгоценными металлами, при условии правильного юридического и бухгалтерского оформления таких сделок, исключающего перепродажу купленного минерального сырья в том же виде, в каком оно было приобретено.
Физическое лицо — недропользователь обладает тем же объемом прав и обязанностей, что и юридическое лицо — недропользователь, что в обоих случаях закреплено в лицензии. Добываемый им металл на выделенной ему в соответствии с лицензией территории является собственностью этого физического лица и должен реализовываться в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Сложность, как и в случае с «подъемным» металлом, заключается в незначительности количества металла, что затрудняет процесс его производства и, соответственно, не дает возможности оперативно получить средства от его использования. Принятие упомянутого выше постановления Правительства N 1419 стало серьезным шагом на пути к упрощению громоздких и нецелесообразных путей реализации минерального сырья, до недавнего времени сохранявших хорошо знакомые черты государственной монополии.
Свобода распоряжения добытым минеральным сырьем для любого недропользователя ограничена только необходимостью учитывать преимущественное право Российской Федерации и ее субъектов на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов (п.6 ст.2 Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Получив отказ уполномоченных государственных органов в лице Гохрана России и органов исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого были добыты эти драгоценные металлы, недропользователь получает право продать его или распорядиться им другим способом.
Кроме того, действующее, законодательство позволяет решать финансовые проблемы физического лица — недропользователя и иными путями. Так, собственник вправе поручить «заботу» о своем имуществе другому лицу без передачи права собственности на него.
Недропользователь может заключить договор на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья (включая аффинаж) с включением в него положений, характерных для договоров поручения, комиссии или доверительного управления, допускаемых в соответствии со ст.421 ГК РФ. Передача минерального сырья третьему лицу либо предприятию-переработчику по договору поручения, комиссии или в доверительное управление с целью его переработки и реализации в интересах недропользователя не влечет перехода права собственности и не нарушает условий лицензии такого перерабатывающего предприятия.
Подобный договор допускает переработку и реализацию переданного металла независимо от его количества. Добытое физическим лицом — недропользователем минеральное сырье вместе с аналогичным сырьем других таких же недропользователей может быть переработано в слиток и продано по их поручению.
При этом средства от реализации небольшого количества металла, сданного каждым недропользователем, будут получены им значительно быстрее, чем если бы ему пришлось самостоятельно добывать и накапливать его до нужного количества. Аналогичный комплекс услуг может быть предоставлен недропользователю и в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), что в отличие от других видов договоров позволяет воспользоваться перечисленными выше услугами по производству, хранению, транспортировке драгоценных металлов без уплаты налога на добавленную стоимость.
Проблема оперативного и регулярного возврата средств за добытый недропользователем металл может быть решена и путем выплаты предприятием-переработчиком залоговой стоимости сдаваемого ему на переработку минерального сырья в качестве обеспечения обязательства по его переработке и реализации.
Оплатив залоговую стоимость принимаемого на переработку и реализацию минерального сырья, предприятие-переработчик (аффинажный завод) по существу становится собственником металла, имея возможность возместить свои расходы после его реализации. Использование для реализации минерального сырья договоров, отличных от договора купли-продажи, позволяет сохранять право собственности на металл до момента реализации его в уже аффинированном виде, соотносить стоимость произведенных затрат и рыночной стоимости на момент продажи и определять этот момент, получить дополнительные доходы от использования металла, не продавая его (разместив его на обезличенных счетах, использовав его в качестве залога и др.).
Источник