Можно ли убавить размер золотого кольца с камнем

Схема установки колец на поршень

Добрый день читателям этого сайта. Хочу представить вам статью о замене поршневых колец автомобилей ВАЗ. Данные методы, а так же рекомендации, которые будут приведены в этом материале подойдут практически ко всем двигателям внутреннего сгорания, так как принцип их одинаковый. Оказывается, что водители осознано, меняют поршневые кольца в (изношенном процентов на 80 или меньше) двигателе дабы продлить ему жизнь, тем самым убивая его ещё сильнее.

Иногда спрашиваю у автомобилистов, зачем они подкидают только новые поршневые кольца? Такое впечатление, что изнашиваются только одни поршневые кольца, а цилиндр и поршень вечные. Это очень большая ошибка. В этой статье вы найдёте подробную информацию, как правильно заменить поршневые кольца и главное когда и зачем это делать.

Для более подробного изучения, я разделил данную статью на несколько важных тем, думаю так будет более удобней и можно будет сразу найти ту информацию, которая нужна.

Уменьшаю размер золотого кольца с камнями вырезкой.Весь процесс подробно.

Обзор поршневых колец.

Диагностика старых поршневых колец.

Подгонка новых поршневых колец.

Правильная установка поршневых колец.

Ошибки при установке поршневых колец.

И так, не буду дальше говорить попусту, и перейдём сразу к делу.

Обзор поршневых колец.

Фирм, которые изготовляют поршневые кольца много, а так же много и подделок и все их просмотреть просто не хватает времени. Поэтому давайте рассмотрим тех производителей поршневых колец, которые отличаются от других нормальным качеством и ценой. Первое что хочу порекомендовать, это поршневые кольца .

А так же поршневые кольца от .

Эти фирмы выпускают поршневые кольца для Вазовских автомобилей разного диаметра и прекрасно нам подходят. Производят их, скорее всего, в Китае, потому как оригинальные будут стоить на много дороже. Но это не означает что всё так плохо, качество у них отличное. Я рекомендую всё же кольца , потому что цена у них на много меньше, чем у «Mahle», а качество одинаковое так зачем платить больше и переплачивать за бренд.

Верхнее компрессионное кольцо у этих производителей стальное хромированное, но у оно омеднённое, на верхних фотографиях это прекрасно видно. Второе компрессионное кольцо черного цвета чугунное, но кольцо от имеет более тёмный цвет. На фотографии слева «SM», а справа «Mahle».

Нижние маслосъемные кольца металлические наборные.

Я рекомендую использовать именно металлические наборные маслосъемные кольца, потому что в отличие от коробчатого типа колец они прекрасно притираются в цилиндре, устойчивы к перегреву (не теряют свои пружинные свойства) и главное их достоинство, они работают как два не зависимых друг от друга кольца. Кольца коробчатого типа,

очень боятся перегрева. Они при перегреве теряют свои пружинные свойства и плохо справляются со своей работой. И ещё один серьезный минус, они требуют очень осторожной обкатки. При малейшем отклонении от обкаточных режимов рабочие кромки кольца в некоторых местах могут откалываться и будут пропускать масло.

Конечно же, есть и другие производители поршневых колец, но они как обычно идут сплошные подделки и выбрать качественные порой не реально.

Диагностика старых поршневых колец.

В принципе, вся диагностика старых поршневых колец сводится к тому, что их выбрасываем и устанавливаем новые. Почему так? Всё потому что в процессе эксплуатации, кольца притираются к цилиндрам, и они как бы набивают свой след. Если установить старые кольца в новый цилиндр, то они могут вообще ни притереться и это очень сильно отразится на работе двигателя. Почему они не притрутся?

А потому что они не имеют уже круглой формы. На фотографии ниже видно как кольцо вытерлось в одном месте.

Такое кольцо никогда нормально не прикатается.

Бывают такие случаи, когда недавно отремонтированный двигатель был подвержен перегреву и кольца утратили свою упругость. Двигатель начинает брать масло и дымит, а также это отразилось на динамике автомобиля, тогда есть смысл посмотреть на состояние поршневых колец.

После разборки двигателя, снимаем поршневые кольца. Как правильно разобрать двигатель рекомендую прочитать специальную статью (Разборка двигателя ВАЗ). Взяв кольцо, разведите его края в разные стороны (но не сильно, хватит и сантиметра), потом отпустив его, кольцо должно стать своими краями друг против друга. Если края не сошлись друг против друга, значит, кольцо точно утратило свои пружинные свойства и его можно смело выбрасывать в металлолом.

Теперь покупаем новые кольца и устанавливаем их на свои места.

Подгонка новых поршневых колец.

При покупке новых поршневых колец, нужна обязательная подгонка их под цилиндр. Почему это делается. Всё зависит от качества проточки цилиндров и самых колец. Конечно же, бывают моменты, когда кольца чётко стают в цилиндре и с соответствующим зазором, а бывает и наоборот, когда кольцо нужно немного подпиливать, потому что не влезает или зазор слишком маленький.

Что бы замерить зазор, нам нужно установить кольцо в цилиндр и сверху придавить поршнем. Далее воспользовавшись щупом, меряем зазор.

Зазор должен быть в приделах от 0.25 до 0.45мм. Если зазор больше, тогда кольцо нужно заменить, а если меньше, то нужно его подточить. Для того что бы подточить кольца, используем надфиль.

Проделывайте весь этот процесс аккуратно, что бы ни спилить лишнего. После того как мы добились оптимального зазора, переходим к установке поршневых колец.

Читайте также:
Сердолик это драгоценный камень

Правильная установка поршневых колец.

Если посмотреть на кольца, то производители позаботились о том, что бы ни задумываться, какой же стороной ставить кольца. Практически все производители поршневых колец, ставят на верхней части кольца вот такую надпись.

ТОП, на Английском означает верх. Но бывает и такое, что нет никаких надписей, но присутствуют кромки в некоторых местах.

На фотографии видно, что с правой стороны у колец есть определённая ступенька (кромка). Если на кольце присутствуют вот такие кромки, то кольцо всегда устанавливается кромкой в низ.

Установку колец на поршень можно осуществлять двумя способами. Первым способом установка производится с помощью металлических пластинок.

Поршневые кольца двигателя

В двигателе внутреннего сгорания (ДВС) поршневые кольца (ПК) служат для уплотнения между стенками цилиндра (гильз) и поршнем, за счет них создается компрессия в цилиндрах. Если при сборке в мотор забыть поставить ПК, двигатель не заведется, так как не будет обеспечено необходимое сжатие рабочей топливовоздушной смеси.

В легковых автомобилях на каждом поршне стандартно устанавливаются по три кольца – два компрессионных и одно маслосъемное, причем, маслосъемные ПК могут быть наборными, то есть, состоять из нескольких элементов. Компрессионные поршневые кольца (КПК) служат для создания компрессии в цилиндрах, всегда изготавливаются из высокопрочного чугуна с различными присадками. Наибольшей прочностью обладает верхнее КПК, так как оно работает в самом тяжелом температурном режиме и испытывает максимальные нагрузки.

Маслосъемные поршневые кольца двигателя (МПК) нужны для отвода масла от стенок цилиндров, если кольца не будут выполнять свою функцию, двигатель будет расходовать масло. МПК могут быть как чугунными, так и стальными, причем, чугунные ПК почти всегда изготавливаются цельными, а вот стальные маслосъемные кольца бывает только наборными (составными). Стальное МПК на один цилиндр состоит из:

  • двух пружинных стальных колец;
  • осевого расширителя;
  • радиального расширителя.

Особенности и функции

Автомобиль – это не просто механизм, это целая экосистема, которая состоит из множества деталей, которые должны работать вместе и быть одним целым.

Некоторые из них являются незаменимыми, поломки же других вы можете не замечать до определенного момента, пока это не станет первым звеном в цепи домино, которая начнет постепенный приход в непригодность других деталей.

Если вы плохо знакомы с устройством двигателя, то вам стоит посмотреть на фото компрессионных колец, перед тем, как начать разбираться в том, для чего они предназначены.

Визуально они представляют из себя кольца, но не цельные – у них есть небольшой зазор. Без этих, довольно маленьких колец, невозможно нормальное протекание термодинамических процессов в двигателе автомобиля.

Поршень является незаменимым элементом в двигателе внутреннего сгорания, который до сих пор является самым популярным на планете, несмотря на активное развитие сферы электромобилей.

Исследования показывают, что люди навряд откажутся от традиционной модели двигателей в пользу электрической версии, как минимум до конца этого столетия, если говорить о полном переходе от одной технологии к другой.

Читайте тут! Затяжка головки блока цилиндров: пошаговое описание схемы и советы по нормам момента затяжки (90 фото + видео)

Поршневые компрессорные кольца обеспечивают максимально плотный контакт самого поршня со стенками цилиндра, в котором он двигается.

Если вы думаете о том, где можно купить компрессионные кольца, то их можно найти практически в любом нормальном автомобильном магазине вашего города.

Причем речь идет не только о крупных сетях, но и о простых частных точках, которые встречаются даже в очень маленьких населенных пунктах.

Производятся эти кольца из двух металлов – нержавеющей стали и чугуна. Второй вариант считается более износостойким, благодаря тому, что такая конструкция позволяет удерживать больше масла.

При этом встречаются варианты нетрадиционной версии – более пластичные, хоть тоже из чугуна. Такой вариант лучше себя показывает при установке, которую осуществить заметно проще, хоть и цена на такой будет немного выше, чем на обычный из чугунного сплава.

Несмотря на все это, наилучшим вариантом по праву считаются компрессорные кольца для двигателей из нержавеющей стали.

Все потому, что такой сплав имеет в своем составе хром, что дает ему возможность выдерживать большие температуры, будучи при этом более эффективным. Все это сказывается на сроке службы и надежности колец.

Тепловой зазор поршневых колец

ПК представляют собой пружинные диски с одним разрезом – при установке на поршень они разжимаются, а в гильзе плотно прижимаются к ее стенкам. Чтобы достигалось максимальное сжатие рабочей смеси, стенки цилиндров должны быть максимально гладкими (без дефектов), а форма внутренней полости идеально круглой. На поршне ПК размещаются в специальных канавках, причем, они посажены неплотно, и на холодном поршне перемещаются в канавках свободно.

Поршневые кольца имеют тепловые зазоры:

Зазоры обязательно должны быть определенными, если они больше или меньше положенного значения, поршневая группа быстро выйдет из строя. Следует учитывать тот фактор, что при нагреве металл расширяется, и если тепловой зазор ПК будет слишком маленьким, поршневая группа начнет перегреваться. При больших зазорах не обеспечивается герметичность, возникают потери мощности.

Для легковых автомобилей, как правило, устанавливаются следующие зазоры:

  • между канавками и КПК – от 0,02 до 0,08 мм (для верхнего кольца зазор должен быть немного больше);
  • между канавками и МПК – от 0,05 до 0,06 мм;
  • на стыке – от 0,25 до 0,5 мм.

По мере износа зазоры в ПК увеличиваются, и они не должны превышать:

  • между кольцом и канавкой – 0,15 мм;
  • на стыке – 1,0 мм.

Признаки и причины износа (поломки) поршневых колец

На автомобилях ВАЗ в процессе эксплуатации происходит износ двигателя, так же выходят из строя ПК. Кольца могут:

  • ломаться на две или несколько частей;
  • изнашиваться по толщине;
  • иметь общий износ.

Часто поломка деталей происходит вследствие перегрева ДВС, в этом случае в цилиндрах уменьшается компрессия, и мотор теряет мощность. Признаками неисправных ПК является:

  • сизый дым из трубы глушителя, особенно часто он проявляется после долгой работы на холостых оборотах при резком нажатии на педаль газа;
  • повышенный расход масла в двигателе;
  • падение мощности, мотор перестает тянуть;
  • закоксовывание свечей зажигания.
Читайте также:
Сапфир в старину как называли

Если появляются признаки неисправности в поршневой группе, в первую очередь меняются поршневые кольца. Но замена ПК не всегда дает нужный эффект, часто после ремонта мотор продолжает дымить и расходовать масло. Причина здесь простая – имеется износ в самих цилиндрах. В блоке обычно гильзы изнашиваются неравномерно – они приобретают овальную форму, из-за выработки поршневые кольца не прилегают плотно к стенкам цилиндров и не обеспечивают герметичность.

Замена поршневых колец

На автомобилях ВАЗ, впрочем, как и на всех других моделях легковых автомашин, одни лишь поршневые кольца целесообразно менять только в том случае, если:

  • в цилиндрах нет выработки;
  • не имеет следов повреждения их внутренняя поверхность.

При значительном износе гильз требуется их расточка, а если до этого уже был последний размер, требуется перегильзовка блока цилиндров. Заменить ПК можно на любом вазовском моторе, не снимая ДВС, для этого потребуется снятие ГБЦ и масляного картера. ПК меняют в том случае, если зазор в стыках у них не превышает 1 мм.

Для примера рассмотрим замену поршневых колец на автомобиле ВАЗ-2114 с 8-клапанным ДВС, такую работу необходимо проводить на яме или автоподъемнике:

  • выключаем зажигание, ставим КПП на нейтральную передачу, скидываем с АКБ минусовую клемму;
  • сливаем тосол, снимаем корпус воздушного фильтра вместе с патрубком (гофрой инжектора);
  • снимаем клапанную крышку, распредшестерню, ослабляем ремень ГРМ и отводим его в сторону;
  • отсоединяем от ГБЦ вв провода, патрубки системы охлаждения, откручиваем болты головки;
  • раскручиваем гайки приемной трубы глушителя;
  • полностью освобождаем ГБЦ от всех креплений, которые мешают ее снять, производим съем головки блока;

Правильная установка поршневых колец

Рано или поздно ваш мотор износится и потребует либо смены поршневых колец, либо поршневой в целом.

Вроде поменять поршневые кольца – это рядовая задача, доступная каждому, кто мало-мальски знаком с устройством и принципом работы примитивного четырехтактного мотора. Но, к сожалению, люди страшатся потратить 15 минут своего невероятно драгоценного времени на прочтение литературы и запихивают все в мотор по принципу (а так и стояло. наверное, работать будет). Ну, флаг вам в руки и скорейшего обращения в сервис.

Ну, а для тех, кому не все равно, как их мотор будет работать после переборки, следует прочитать данную статью.

Итак, берем поршень и видим 3 проточки под установку поршневых колец. Никаких ограничительных стопоров на 4-тактных моторах нет, как на 2-тактных двигателях, например.

На 4-тактных моторах есть два вида поршневых колец. Первые два, которые устанавливаются в две верхние проточки, являются компрессионными. Исходя даже из названия понятно, что они отвечают за наличие компрессии в вашем моторе и должный удерживать собой газы, образовывающиеся в момент вспышки за счет горения топлива в камере сгорания.

Следующие три кольца являются маслосъемными. Тут тоже сразу ясно их предназначение. Они отвечают за снятие масла, которое покрывает стенки цилиндра в тот момент, когда поршень возвращается вниз. Если эти кольца будут пропускать, то масло будет оставаться на стенках цилиндра, а это чревато тем, что мотор начнет поджирать масло, и, естественно, появится дым.

Как устанавливать первично? Да, в принципе, как и стояли с завода, в том же порядке, но во избежание ошибок показываем еще раз.

Первоначально ставим главное маслосъемное кольцо: то, которое имеет волнообразную структуру. Установить его проще некуда, так как оно самое эластичное из всех.

Дальше ставим верхнее и нижнее ТОНКИЕ маслосъемные кольца. Они немного тверже, но с их установкой тоже не должно возникнуть проблем.

Теперь ставим поршневые компрессионные кольца: те, которые более толстые и «твердые». Первоначально устанавливаем нижнее, затем верхнее. Поставить их немного сложнее, так как они менее эластичны и более твердые. Сломать вам их вряд ли удастся, но вот при совершенно кривых руках погнуть их проще некуда.

Думаете, на этом все? Нет!

Дело в том, что кольца еще нужно правильно расположить на поршне, чтобы замки колец (место пропила) не попадали друг на друга. Проще говоря, нужно, чтобы пропил нижнего кольца не был расположен прямо над пропилом верхнего кольца.

Начинаем с верхних поршневых колец.

Замок нижнего кольца располагаем посередине над полостью клапана, например, впускного (можно и выпускного, тут разницы нет).

Замок же верхнего кольца располагаем строго в противоположной стороне от нижнего кольца. Соответственно, если замок нижнего кольца над полостью под впускной клапан, то замок верхнего над полостью под выпускной клапан.

Теперь переходим к маслосъемным кольцам. Эти кольца точно так же нужно расположить, чтобы ни один замок не совпал. Поэтому верхнее кольцо располагаем над отверстием под поршневой палец, с правой стороны.

Второе же (то, которое нижнее) располагаем с противоположной стороны, также примерно посередине отверстия под поршневой палец.

Последнее же волнообразное маслосъемное кольцо ставим в любую из четырех получившихся секций между отверстием под палец и полостью под клапан.

А теперь к вашему вопросу: что за ерунду нам тут втирает автор? И зачем так кропотливо выставлять положение всех 5 колец?

Объясняем. Все это мы делали, чтобы не получилось так, что когда один замок располагался над другим, через эти замки не проходят газы (в случае с поршневыми кольцами) и не оставалось на стенках масло (в случае с маслосъемными кольцами).

Если брать во внимание поршневые кольца, то это потеря компрессии и пропуск раскаленных рабочих газов до маслосъемных колец, которые не рассчитаны на такие внезапно появившиеся высокие рабочие температуры. Как итог, кольца после определенного времени могут сгореть.

Когда пора менять кольца?

Поршневых колец на ВАЗ 2109 три. Они представляют собой не замкнутые обода, которые находятся на внешней стенке цилиндра в специальных канавках. Эти детали служат для уплотнения камеры сгорания, регулировки расхода масла и улучшения теплопередачи через стену цилиндра. Два компрессионных не дают проникать газам из камеры сгорания в картер, а маслосъемное снимает масло со стенок цилиндра и не дает попадать ему в камеру сгорания.

Читайте также:
Все из бисера своими руками

Износ деталей поршневой группы происходит примерно через 150 тысяч километров пробега из-за действия газов и трения металлических деталей. Их нужно поменять, если присутствуют следующие признаки:

  • падение компрессии;
  • увеличенный расход топлива;
  • появление сизого дыма в выхлопных газах;
  • повышенный расход масла.

Причиной ухудшения работы двигателя может быть закоксованость поршня и залегание колец. Это происходит при использовании некачественных горюче-смазочных материалов, не отвечающих рекомендациям производителей. Во время длительной эксплуатации образуется нагар, который покрывает камеру сгорания и ее детали. Поршневые кольца, покрытые нагаром «залипают» и не могут выполнять надлежащим образом своих функций. В таком случае их следует поменять или раскоксовать.

Закоксованный поршень со следами нагара

Типичные неисправности поршневых колец

Износ поршневых колец вызывает увеличение зазора между стенками цилиндра и поршнем. Это приводит к тому, что при воспламенении топливно-воздушной смеси газы проникают в картер и снижают эффективность работы ДВС. Это также влияет и на характеристики и срок службы моторного масла.

То же самое происходит и при залегании колец. Раскаленные газы проникают из камеры сгорания и разрушают масло, вследствие чего в кольцевых каналах образуются отложения. Кроме того могут появляться побочные продукты сгорания бензина.

Износ поршневых колец

Из-за тяжелых отложений кольца в канавках залегают, вследствие чего снижается подвижность поршня и образуется зазор между кольцом и стенкой цилиндра. Это приводит к прорыву картерных газов и повышению расхода моторного масла.

Износ поршневых колец определить легко. Например, синий дым, выходящий из выхлопной трубы, свидетельствует о повышенном расходе масла. Он особенно заметен при холодном пуске ДВС.

Вместе с поршневыми кольцами изнашиваются, как правило, юбки поршней. И если поврежденные кольца нуждаются исключительно в замене, то состояние поршней можно улучшить при помощи специальных антифрикционных покрытий — к примеру, MODENGY Для деталей ДВС.

Данный материал обладает широким диапазоном рабочих температур (от -70 до +260 °C), способствует снижению трения и износа поршней, защищает юбки от задиров. Применение покрытия снижает расход топлива, повышает мощность двигателя и уменьшает шум прие го работе.

Примечательно, что MODENGY Для деталей ДВС отверждается при комнатной температуре, не требует дополнительного оборудования для нанесения, так как имеет удобную аэрозольную фасовку.

Совместно с покрытием рекомендуется использовать Специальный очиститель-активатор MODENGY. Он не только убирает разнородные загрязнения с поверхностей, но и образует пленку, улучшающую адгезию покрытия.

Пошаговая инструкция по замене

Работы по ремонту поршневой нужно выполнять на смотровой канаве, подъемнике или эстакаде.

Что понадобится?

Чтобы выполнить ремонт двигателя ВАЗ 2109 своими руками нужны следующие инструменты:

  • набор ключей;
  • набор головок;
  • воронок;
  • удлинители;
  • динамометрический ключ;
  • набор щупов;

Набор щупов для измерения зазоров

  • оправку для отжима изделий на поршне;
  • молоток;
  • надфиль;
  • новый ремкомплект.

Новый расходный материал для поршневой ВАЗ 2109

При покупке поршневых колец для ВАЗ 2109 следует учитывать материал изготовления и их ширину. Лучше приобретать оригинальные изделия, чтобы избежать подделки.

Этапы

  1. В первую очередь нужно демонтировать своими руками головку блока цилиндров.
  2. Затем необходимо снять поддон картера мотора.
  3. Прокрутив коленчатый вал, устанавливаем его так, чтобы максимально выдвинулись гайки крепления шатунов.
  4. Открутив крепежные гайки, демонтируем крышки шатунов.
  5. С помощью молотка, легко постукивая, извлекаем поршень с шатуном из цилиндра.
  6. Разжав зазор пальцами, нужно извлечь по очереди все три изделия из канавки и демонтировать с поршня. Вместе с маслосъемным снимается его расширитель.

Пальцами расширяем зазор

В таблице приведены предельные значения зазоров между заменяемой деталью и стенками канавки.

  1. При установке все детали следует тщательно смазать маслом.
  2. Установку изделий начинают с маслосъемного. Сначала устанавливается расширитель – специальная пружинка с замком. Затем на нее одевается само изделие. Замок расширителя и зазор маслосъемного кольца должны находиться напротив друг друга.
  3. Нижнее компрессионное кольцо имеет проточку и зуб. При установке они должны быть снизу детали. На верхней плоскости обычно есть надпись «ваз» либо «тор».
  4. Аналогично устанавливается верхнее компрессионное кольцо – надписью вверх.
  5. Последовательность надевания деталей следующая:

После установки на поршень все детали нужно сориентировать. Ось установки поршневого пальца должна составлять с замком верхнего компрессионного кольца 45 градусов. Замок следующего изделия должен составлять угол 180 градусов по отношению к предыдущей. Таким образом, между замком маслосъемного и верхнего компрессионного угол будет составлять 90 градусов.

Затем поршни и кольца отжимаются специальной оправкой и вставляются в цилиндры, их которых вынимались. Далее выполняем обратную сборку своими руками.

После замены поршневые кольца ВАЗ 2109 должны пройти обкатку. При этом нельзя нагружать двигатель, ездить по дорогам с затяжным подъемом, переключать скорости следует правильно.

Источник: creativauto.ru

Как отличить драгоценный камень от подделки

Драгоценные камни издревле привлекают внимание людей своими качествами: красивой яркой окраской, твердостью и долговечностью, блеском и игрой света. Цена каждого экземпляра зависит от его размера, ювелирных характеристик и качества огранки. Некоторые имитации настолько качественные, что самостоятельно определить, является ли понравившийся драгоценный камень настоящим или нет, очень сложно. Однако есть методики, следуя которым, можно выявить подделку. Методы основаны, прежде всего, на знании уникальных свойств самоцветов.

оценивает украшение

Как отличить настоящий камень от подделки

Из более чем 4000 видов минералов драгоценными признаны примерно 100 разновидностей. К ним также относят камни органического происхождения: жемчуг, янтарь, гагат и коралл.

В ювелирных магазинах можно встретить украшения со вставками как из натуральных драгоценных камней, так и из их синтетических аналогов. Искусственно выращенные кристаллы обладают теми же оптическими, физическими и химическими свойствами, что и природные. Дифференцировать их без специальных приборов — непростая задача даже для геммологов.

Существуют методы облагораживания ценных, но низкокачественных минералов для повышения их стоимости. Суть этого процесса состоит в том, что в результате определенного воздействия кристалл приобретает более насыщенную и интересную окраску. Например, в цитрин превращают бледные разновидности аметиста или дымчатого кварца, подвергая их термообработке. В таких случаях только специалист может узнать, драгоценный камень использован в украшении или его облагороженный вариант. Эта информация обязательно отображается в сопровождающей документации.

Читайте также:
Как понять золотая цепочка или нет

В качестве более простых имитаций могут использоваться дешевые минералы, окрашенные в соответствующий цвет, керамика или стекло. Отличить их от настоящих самоцветов в домашних условиях намного проще. Иногда производители создают составные камни (дуплеты, триплеты) — склеенные из нескольких кусочков кристаллы, слоистая структура которых видна, если рассмотреть образец сбоку.

Главное доказательство природного происхождения драгоценных минералов — наличие у продавца сертификата.

В нем должны быть указаны:

  • вид камня;
  • размер и вес;
  • цвет;
  • чистота;
  • способ огранки;
  • дефекты;
  • место добычи.

Если проверить наличие документов невозможно или украшение уже куплено, можно оценить его самостоятельно. Для этого необходимо разбираться в основных свойствах и особенностях минералов. В качестве ключевых критериев проверки камней на подлинность является оценка таких параметров:

  • твердость;
  • электризация — способность притягивать мелкие предметы;
  • светопреломление и блеск;
  • плеохроизм — свойство изменять окраску в зависимости от угла зрения или при изменении освещения;
  • люминесценция — способность некоторых минералов светиться вод воздействием ультрафиолетовых лучей, для чего можно использовать ручку для проверки купюр с УФ-фонариком;
  • реакция на химическое воздействие — не применяется для оценки органических камней.

Алмаз или бриллиант

Бриллиант стал одним из самых популярных ювелирных камней благодаря исключительному блеску. Над технологиями выращивания синтетических алмазов работали ученые в разных странах. Впервые получить образцы ювелирного качества удалось лишь в 1955 году в США. За бриллианты могут выдавать бесцветный циркон, синтетический прозрачный сапфир или шпинель, фианиты.

шкала оценки бриллианта

Чтобы определить подлинность алмаза, необходимо учесть следующие его свойства:

  • Бриллиант — эталон твердости, поэтому, если грани кристалла как будто стерты или на поверхности присутствуют царапины — это подделка.
  • Если на настоящий алмаз нанести глицерин, а затем опустить в воду, он продолжит ярко блестеть, а имитации из сапфира, хрустального стекла или шпинели будут плохо видны.
  • Огранка алмаза способствует тому, что свет отражается от нижних граней, как от зеркал, поэтому глядя сквозь кристалл нельзя увидеть то, что находится под ним – лишь светящуюся точку в центре.
  • В бриллианте свет отражается всеми гранями, если посмотреть на кристалл сбоку – он тоже будет сиять.
  • Большинство алмазов светится в ультрафиолете голубым светом.

Определить синтетический бриллиант в ювелирном изделии сложнее, чем отдельный образец, поскольку наличие металла ограничивает применение некоторых методов, а оправа драгоценности не позволяет рассмотреть минерал со всех сторон.

Бирюза

Несмотря на то, что бирюза не относится к редким минералам, большая часть добываемого сырья имеет низкое качество. Поэтому камни подвергают дополнительному укреплению и окрашиванию. Кроме того, распространены прессованные самоцветы, которые производят из порошка, остающегося от обработки бирюзы. Эти украшения не являются подделкой, но со временем приобретают грязноватый оттенок.

браслет из бирюзы

Популярность бирюзы и ее свойства послужили причиной того, что первые попытки имитации этого камня были предприняты еще в Древнем Египте и во времена античности. Сегодня в продаже можно встретить как синтетический камень, так и более простые имитации из пластмассы, эмали, а также окрашенные под бирюзу минералы, например, очень близок к бирюзе по многим характеристикам говлит.

Для проверки натуральности камня можно воспользоваться следующими методами:

  • Твердость бирюзы составляет 6 единиц по шкале Мооса. Приложив небольшое усилие, ее можно поцарапать. Если сделать это не удается, то это стеклянная или фарфоровая имитация, а если образец легко царапается, оставляя белую стружку, это пластмасса.
  • Как и многие минералы, бирюза долго остается прохладной, если подержать ее в руке.
  • Когда позволяют размеры камня, можно провести опыт с раскаленной иглой. Если прикоснуться кончиком к поверхности, то пластик оплавится. Цвет окрашенного минерала в месте соприкосновения посветлеет. Если исследуется образец укрепленной бирюзы, в точке касания может выступить капля пропитки.
  • При воздействии соляной кислоты на поверхность камня у некоторых подделок (неолит и венская бирюза) появятся желтые пятна, а оригинал не изменится.

Гранат

Гранаты подделывают не очень часто, благодаря тому что существуют эффективные методы их проверки. В качестве имитации в украшение может быть вставлено цветное стекло, фианит, реже — пластик.

признаки настоящего граната

Чтобы проверить отдельный драгоценный камень, можно использовать магнитные свойства минерала. Для этого потребуются чувствительные весы, кусочек магнита и пробковая подложка. Образец необходимо положить на подложку и затем на весы. Если приблизить к гранату магнит, то на расстоянии примерно 1 см стрелка весов начнет колебаться.

Важным показателем подлинности будет величина камня, так как большинство добываемых камней небольшие — размером с зернышко граната.

Камень от стекла отличается тем, что гранат медленнее нагревается и имеет неоднородную окраску.

Изумруд

Изумруд наряду с бриллиантом, рубином и сапфиром входит в первый класс драгоценных минералов. Синтетически выращенные аналоги сможет определить только специалист.

Чтобы отличить природный камень от подделки, следует обратить внимание на ряд особенностей:

  • Твердость изумруда составляет 7,5–8 по Моосу, поэтому ограненный кристалл должен иметь четкие грани, без царапин на поверхности.
  • Если рассмотреть образец через лупу, в глубине можно увидеть трещинки с газожидкими включениями, а также параллельные линии роста. В подделке присутствуют полые пузырьки воздуха.
  • В ультрафиолете изумруд светится красным, но не всегда — это зависит от места добычи минерала, поэтому с помощью метода можно подтвердить лишь подлинность образца, а не выявить подделку.

оценка изумруда

Янтарь

Янтарь — драгоценный камень органического происхождения, это окаменелая смола древних деревьев. Классификация янтаря включает десятки разновидностей, каждая из которых отличается цветом, прозрачностью и местом добычи. Значительно повышает стоимость экземпляра наличие в застывшей смоле доисторических насекомых или растений. Эти полудрагоценные камни часто заменяют пластиковыми подделками, также используют копал и бернит.

Чтобы определить природу янтаря, можно проделать ряд действий:

  • Если камень не заключен в оправу, можно опустить его в соляной раствор (3–4 ст. л. соли на стакан воды). Подделки, кроме полистирола, пойдут ко дну, а настоящий минерал — нет.
  • Природный янтарь электризуется. Если натереть его поверхность шерстяной тканью, он начнет притягивать мелкие частички.
  • Если поднести образец к огню или приложить к поверхности раскаленную иглу, можно почувствовать запах смолы, а подделка будет пахнуть пластмассой.
  • В ультрафиолете оригинальный янтарь начинает флуоресцировать в голубовато-белых или зеленых тонах.
  • Природный образец на ощупь теплый и приятный.
Читайте также:
Каменная соль что это такое

проверка янтаря

Жемчуг

Дикий морской жемчуг идеально круглой формы стоит не одну тысячу долларов. Поэтому уже давно развивается практика выращивания культивированного жемчуга. Он стоит дешевле, но также имеет природное происхождение. Стоимость речного жемчуга тоже небольшая.

В домашних условиях определить, настоящий ли жемчуг, можно несколькими способами:

  • Это довольно мягкий камень (3,5–4,5 по Моосу). Если потереть две бусины друг о друга, появится пыль, однако перламутровая поверхность не пострадает.
  • Чтобы оценить жемчуг в готовом изделии, надо обратить внимание на перламутровую поверхность. У природных образцов можно заметить хаотично расположенные пятна с меньшим блеском и немного другим оттенком, которые образованы неоднородным наслоением конхиолина.
  • Тактильная проверка. Поверхность жемчужины пористая и шероховатая — если провести камнем по поверхности зуба, жемчужина будет поскрипывать.
  • Флуоресценция жемчуга носит условный характер и определяется составом воды, в которой он вырос.

Рубин

Рубин — драгоценная красная разновидность корунда. Природный экземпляр с высокими показателями чистоты сравним по стоимости с бриллиантами. Под видом рубинов в украшении могут быть синтетические камни, красная шпинель, турмалин или гранат.

Проще всего отличить оригинал от граната, турмалина и окрашенного стекла:

  • Рубин тверже граната, он блестит ярко, а гранат — матово и имеет смолянистый блеск.
  • По сравнению со стеклом долго остается прохладным.
  • Определить подлинность образца можно в ультрафиолете: турмалины флуоресцируют оранжевым, а рубины — красным.
  • Многие рубины флуоресцируют и при солнечном свете, особенно ярко эта способность проявляется у экземпляров из Мьянмы и Шри-Ланки.
  • У природных камней наблюдается эффект дихроизма: цвет чередуется от лилово-красного до желто-красного в зависимости от освещения.
  • Для рубинов характерно присутствие в структуре рутила, который создает эффект шелкового беловатого свечения внутри кристалла.
  • В отличие от шпинели, рубин не содержит включений, напоминающих пузырьки. Синтетические образцы часто имеют пузырьки и цветовые воронки.

натуральный или фальшивый рубин

Сапфир

Традиционно сапфиром называют синюю разновидность корунда. Кроме того, есть желтые, черные, голубые, зеленоватые, розовые, фиолетовые и бесцветные виды. В продаже можно встретить облагороженные кристаллы.

Замещают сапфиры цветным стеклом, синей шпинелью или турмалином, также используют дуплеты.

Отличить драгоценный камень помогут следующие его свойства:

  • по твердости оригинал уступает лишь алмазу;
  • натуральному кристаллу присущ дихроизм: если смотреть на сапфир сверху, то он имеет насыщенный синий цвет, если сбоку — желтовато-синий или зеленоватый;
  • сапфиры, как и рубины, иногда содержат включения рутила, создающие шелковый блеск камня или же эффект астеризма;
  • в коротковолновом ультрафиолете, как правило, не светятся, а искусственные аналоги флуоресцируют бледно-зеленым.

сапфир

Топаз

Топаз — популярный ювелирный камень, который имеет различные варианты окраски. В продаже часто можно встретить облагороженные образцы насыщенных цветов и радужный мистик-топаз, который получают в результате нанесения на поверхность специального напыления. Разработаны методы создания синтетических топазов, но они не получили широкого распространения из-за высокой конечной стоимости. В качестве имитаций используются кварц или стекло.

Природное происхождение топаза определяют по следующим признакам:

  • Твердость камня — 8 баллов по Моосу, он тверже кварца и стекла и, в отличие от последнего, остается прохладным.
  • Поверхность полированного топаза на ощупь кажется скользкой.
  • Минерал электризуется, если натереть его салфеткой из натуральных материалов.
  • В ультрафиолете натуральный камень светится зеленым или коричневым.
  • Для топаза характерен плеохроизм. Голубые кристаллы при смене освещения переходят к зеленым или бесцветным оттенкам. Желтые — к темно-желтым или красноватым, розовые — к красным и редко к оранжевым.

кольцо с топазом

Аквамарин

Аквамарин отличается зеленовато-голубым цветом морской волны, его часто путают с голубым топазом. Для увеличения интенсивности окраски бледные камни нагревают.

Синтетических аквамаринов в продаже не бывает — в качестве имитаций используют стекло, синтетические шпинель и кварц.

Натуральность аквамарина можно подтвердить по следующим характеристикам:

  • твердость минерала — 7,5–8 по Моосу;
  • для натуральных аквамаринов характерны вкрапления белой окраски, напоминающие хризантему и снежинки;
  • прозрачным разновидностям присущ глянцевый блеск;
  • под разными углами кристалл слегка меняет окраску;
  • минерал царапает стекло и не нагревается в отличие от него.

украшения с аквамарином

Корунд

Корунд относится к драгоценным камням так же, как и его популярные разновидности — рубин и сапфир. Чистые прозрачные корунды встречаются в природе исключительно редко. В месторождениях чаще находят окрашенные разновидности, чей цвет определяется наличием в породе примесей.

Природное происхождение минерала проверяют так же, как и в случае с рубинами и сапфирами, за исключением окраски:

корунд

  • прозрачные камни встречаются редко и не могут стоить дешево, так как относятся к драгоценным;
  • в минералах природного происхождения можно наблюдать эффект астеризма;
  • желтые корунды могут обладать свойством плеохроизма;
  • в отличие от стекла, корунды не нагреваются и не царапаются, их твердость по шкале Мооса — 9;
  • в ультрафиолете минерал светится малиновым, желтые разновидности — оранжевым и желтым;
  • при нагревании корунды часто меняют окраску.

Как определить камень в ювелирном изделии

Определение подлинности драгоценных камней, заключенных в металлы, сложнее, поскольку оправа ограничивает возможности визуального осмотра. Однако остаются эффективными следующие методы:

  • узнать, какой минерал вставлен в кольцо или серьги, можно с помощью ультрафиолета;
  • изучить отверстия в бусинах — их края не должны быть оплавлены;
  • можно оценить внутренность камня и увидеть, нет ли резкой смены окраски;
  • дорогие самоцветы не могут иметь дешевую оправу.

Чтобы правильно оценить драгоценные камни, требуется опыт. Поскольку основные конкуренты природных минералов — синтетические кристаллы, главной защитой от ошибки будет обращение к геммологу и покупка украшений у проверенных продавцов.

Источник: moikamni.info

Рейтинг
Загрузка ...