В российский бар не пустили добровольца в форме. Теперь у забегаловки проблемы
Неприятная ситуация произошла в Саратове, причём теперь сложно сказать, по кому она ударила больнее. В Саратове 43-летний доброволец Олег решил во время увольнительной встретиться с другом и опрокинуть по кружечке пива. Для веселья они выбрали ирландский бар, вот только веселья не случилось. Мужчину не пропустили в заведение из-за военной формы.
Фото: Aleksandr Popov on Unsplash
Сперва на входе сотрудники просто мялись и не могли толком ничего сказать, а затем вышел бармен и подробно (нет) объяснил, почему Олегу тут не рады. Вся проблема заключалась в военной форме мужчины. У бара, дескать, такая политика, что никому нельзя заходить туда в форме — разве что полицейским, и то при исполнении. (Интересно, а если кому-то плохо станет или бар, не дай бог, загорится, пожарных и парамедиков тоже на входе остановят?)
Доброволец пытался пройти в бар, но его упорно не пускали. Хотя очевидцы потом признавались, что Олег, в общем-то, и не в обмундировании был, а просто в камуфляжной куртке. А вот к самому бармену есть вопросы. В Сети оперативно нашли его фото у барной стойки в военной форме — и неясно, то ли американской, то ли украинской.
Тут мгновенно взвились депутаты, которых очень возмутила ситуация. Член Госдумы Николай Панков заявил, что такое поведение просто недопустимо, потому что «сегодня не пустил защитника, а завтра предал Родину». Ему же вторил спикер областной думы Михаил Исаев, который предложил надзорным органам разобраться в ситуации, а заведению — извиниться перед добровольцем. А если информация о фото бармена в украинской форме подтвердится, то тут уже и дело завести можно.
В августе уже гремела похожая история. Тогда охранники столичного ресторана «Магадан» не пустили внутрь военного, который приехал на день рождения мамы. Парню в форме пришлось пробираться через чёрный ход, чтобы не «распугать посетителей». Спикер Госдумы Вячеслав Володин тогда предложил охранников вместе с владельцами заведения отправить в Донбасс.
Источник: secretmag.ru
Представители каких профессий не имеют права носить обручальное кольцо?
Знаю, что запрещали носить обручальные кольца военным. Раньше офицеры очень много времени проводили на технике — на занятиях или на регламентных работах. Запрет обуславливался мерами безопасности. Дело в том, что современная военная техника неудобна для вылезания/залезания. Прыгая с машины, всегда есть возможность зацепиться рукой за какой-то крючок или кронштейн.
Говорят, даже были случаи, когда палец вместе с кольцом оставался на машине.
tatrus [703] 2 года назад
на счет права не знаю, а вот работникам пищевой промышленности нельзя на работе носить украшения.все прозаично-можно уронить украшение( в частности кольцо)в производимое изделие.да и не гигиенично это , если работаешь с продуктами.
Стало известно, что мешает принцу Уильяму носить обручальное кольцо! #shorts
2 года назад
Есть такое. сам одно время работал на пищевом предприятии.
Там ещё волосы должны быть прибраны под шапочку.
виктор евгеньевич [4.6K] 2 года назад
Там, где существует возможность обручальным кольцом замкнуть электрический ток (на себя) или замкнуть проводку на электронной схеме, конечно, нежелательно носить обручальное кольцо.
Baggi92 [2.7K] 2 года назад
Думаю, право носить обручальные кольца ни у кого не отнять, если только разведчики на секретном задании не имею такого права, однако, в некоторых профессиях техника безопасности предусматривает запрет ношения украшений. Например, запрещено носить кольца военным, имеющим дело с техникой и орудиями, иначе можно остаться без пальца/пальцев. В пищевом производстве, думаю, тоже опасно носить кольца, например, слышала историю, как девушка зацепилась то ли цепочкой то ли волосами и попала в настоящую мясорубку на птичнике. Так что где техника безопасности предусматривает какие-либо правило, то важно их выполнять, порой эти правила написаны чьей-то кровью.
Liliya K [1.5K] 2 года назад
Массажисты перед работой снимают кольца.
neznamov-pavlik 2 года назад
Все кто работают руками и их работа связана с опасностью должны снимать металлические кольца. Полицейские, пожарные, врачи. Если совсем не хотите снимать кольцо, можно носить силиконовое обручальное кольцо. Из русских есть кольца https://siring.ru
Думаю, что стоит. Экономистов, бухгалтеров, программистов и юристов — как собак, сами знаете каких. А вот строительных специальностей не хватает, они всегда востребованы. Хотя. У нас же всегда крайности.
Все учились на экономистов, бухгалтеров, программистов и юристов, вот трактористов и не хватает. Сейчас все кинутся учиться на трактористов, и будет не хватать экономистов, бухгалтеров, программистов и юристов. У нас в стране обычно так. Из крайности в крайность. Но сейчас это востребованная профессия.
2 года назад
Это человек, который профессионально занимается стрижкой кошек и собак, а также различными процедурами их гигиены. Тут и когти, и уши, и глаза. За домашними животными нужно следить не меньше чем за собой. А те, у кого времени на всё это не хватает, пользуются услугами грумеров. Этой профессии специально обучают, салоны есть во многих крупных городах.
Просто само название не так давно стало очень известным и популярным в нашем языке.
2 года назад
По статистике наиболее востребованы специалисты в IT- технологиях и программисты. Так же востребованными профессиями остаются юристы, финансисты, экономисты. Часто требуются менеджеры в разные сферы труда. Основные требования к кандидатам, знание английского языка, уверенное пользование компьютером.
2 года назад
Бригадир двора ижложниц- ижложницы это формы в которые заливают металл. Двор представляет из себя здание где они хранятся. Загоровщик черни- Чернь это сплав серебра, свинца и серы , который используют в ювелирном деле. Ослюда заготовщик черни, это работник который делает этот сплав.
Оператор на решетке- работник очистных сооружений, контролирующий фильтрацию больших объемов воды через решетку, следит за чтстотой решетки, убирает скопившийся крупный мусор. Разводчик холяв- холява это болванка, исходный материал для производства в стекольной продукции.Разводчик укладывает холявы в специальную печь.
2 года назад
На того, кем Вы себя можете представить в своём светлом будущем. Не советую идти учиться за компанию, выбирая профессию о которой вы ничего не знаете. Выбирайте своим сердцем, иначе получиться как всегда, образование получил, а работаешь все равно на заводе, полы моешь или колбасой торгуешь (существуют вариации, но смысл, думаю понятен).
Сейчас может быть востребована одна профессия, пока учитесь — будет другая. Не факт, что и с дипломом вас возьмут. Работодатели странные бывают, у них критерии отбора у каждого свои. Так, что повторюсь, выбирайте сердцем. Учиться хотя бы будет интересно!
2 года назад
Смотрите также:
Почему профессия называется «стоматолог»? Он что, так много ругается?
2 · 2 ответа · название
Какие самые актуальные профессии в 2015 году?
0 · 2 ответа · профессия
Как поменять профессию в 30 лет?
2 · 4 ответа · работа
Какие самые востребованные профессии в 2013 году?
0 · 2 ответа · профессия
Кто такой бариста?
2 · 14 ответов · профессия
Насколько важно правильно выбрать профессию?
1 · 3 ответа · профессия
Какая профессия мне подходит?
3 · 13 ответов · работа
Выезд за границу. Что может быть препятствием? Профессия, долги? Что ещё?
1 · 2 ответа · профессия
Источник: otvet.ya.guru
Можно ли в общепите носить обручальное кольцо
Рекомендации содержатся в моей статье «Разложить по полочкам: разбираем по пунктам, как правильно хранить вещи в индивидуальном шкафчике на пищевом предприятии», а также моем выступлении на вебинаре, которое Вы сможете найти на YouTube-канале Food Safety. Рекомендую также использовать готовое решение — наглядное пособие «УБОРКА ИНДИВИД. ШКАФЧИКОВ для одежды технологического персонала», которое Вы сможете найти на FSM.
Ирина А. Каковы санитарные правила посещения столовой?
Это рекомендации, основанные на соблюдении правил личной гигиены и перекрестных загрязнений. Перед приемом пищи необходимо защитить свою санитарную одежду любым удобным способом. В случаях применения халатов — снять халат и головной убор и разместить на спец крючке перед входом. В случаях применения костюмов — надеть сверху одноразовый халат.
Затем вымыть руки и приступить к приему пищи. По окончании приема пищи снять одноразовый халат и вымыть руки, либо вымыть руки и надеть санитарную одежду — халат. На входе в производственный участок провести санитарную обработку рук с применением дезинфицирующих средства. Обработать подошву санитарной обуви на дезковрике.
Наталья С. Добрый день. В каком нормативном документе установлены требования о том, что в комнате приема пищи должны быть раздельные раковины для мойки посуды сотрудников и для мойки рук? Является ли обязательным требованием проведение мониторинга температуры хранения продуктов в холодильнике, расположенном в комнате приема пищи?
Ознакомьтесь с СанПиН 2.3/2.443590-2020. Для обработки рук должна быть отдельная раковина.
Наталья Б. Санитарная одежда состоит из брюк и куртки. Перед приемом пищи снимают вверх, при аудите сделано замечание, что в столовой сотрудники в брюках. Как быть в такой ситуации?
Надеть сверху одноразовый халат или просто подворачивать низ брюк. Можно переодеваться в другую одежду в раздевалке, а потом идти в столовую, если у Вас нет пересечения грязной и чистой зон.
Ольга М. В каком-нибудь нормативном документе прописано, что санитарную одежду при посещении столовой надо защищать?
Это Ваша оценка рисков. Перенос дрожжей и/или аллергенов на производство.
Lidiya V. Как и кто должен производить уборку КПП, могут ли выполнять работы операторы гигиены (уборщик/ца)? Применим ли ГОСТР 51870-2002 УСЛУГИ ПО УБОРКЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ для клининговых компаний, если процесс вынесен на аутсорсинг?
Проводить уборку может и ваш штатный сотрудник в соответствии с должностными обязанностями, и сотрудник клининговой организации на основании договорных обязательств. Рекомендую использовать ГОСТ Р 51870-2014 Услуги профессиональной уборки — клинговые услуги. ГОСТ Р 51870-2002 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений касается уборки зданий внутри и снаружи, а также территории. Да, может применяться и для клининга.
Ольга М. Есть ли нормативные требования по хранению в холодильниках, помимо лучших практик? Мне, например, сотрудники говорят, что требование указывать на контейнере в холодильнике фамилии и подразделения нарушает закон о персональных данных.
СанПиН 2.3/2.443590-2020. Воспользуйтесь табельными номерами или иным отличительным способом.
Татьяна Л. Контроль температуры в холодильнике где-то регламентирован?
СанПиН 2.3/2.43590-2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания».
Людмила П. У нас 4 бригады, график с 7-00 до 19-00. Как в таком случае организовать хранение принесенных продуктов из дома?
Разделите продукты питания на требующие особого температурного хранения и те, которые должны храниться в холодильнике. Закупите достаточное количество пищевых контейнеров. Определите места, исходя из количества человек в бригадах. Составьте поочередный график питания.
Марианна Г. Метод организации питьевого режима в комнате приема пищи: кулер, одноразовые стаканчики, их утилизация?
Я рассказывала об организации питьевого режима на производстве на вебинаре Food Safety.
Оксана Ф. Куда персоналу можно ставить свои контейнеры после приема пищи и ополаскивания? (При условии использования личных контейнеров).
Организуйте специальные стеллажи для просушивания личных контейнеров. Закажите стеллаж с оптимальными размерами с полочками из нержавеющего материала. В этих полочках должны быть отверстия для стекания воды. По окончании смены сотрудники могут забирать просушенные контейнеры.
Понравилась статья?
ПОДЕЛИТЬСЯ ДАННОЙ СТАТЬЕЙ
ВСЕ НОВОСТИ
Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО САН (далее – Оператор).
- Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
- Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://foodsafety.ru.
- Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://foodsafety.ru;
- Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
- Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://foodsafety.ru;
- Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://foodsafety.ru;
- Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
- Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
- Фамилия, имя, отчество;
- Электронный адрес;
- Номера телефонов;
- Сведения об образовании, профессии, специальности и квалификации, реквизиты документов об образовании;
- Наименование организации;
- Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
- Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://foodsafety.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Источник: foodsafety.ru
Сестры из Сибири создали необычный бренд нижнего белья для женщин — сейчас его раскупают в московском ЦУМе
Один из самых известных брендов нижнего белья в России — Le Journal Intime — создан сестрами из Новосибирска. Наталья Войнич и Татьяна Валентович получили хорошее образование, вот только с миром моды оно не связано. Одна — медик, много лет работала с пациентками пластических хирургов. Другая — клинический психолог, уж не ей ли понимать, что в голове у женщины. Читайте, как они победили пуш-апы и косточки в бюстгальтерах и основали бренд инновационного белья, которое создается с заботой о женской груди.
Кругом силикон и претензии к себе
В 1998 году Наталья Войнич начала работать в компании по продажам силиконовых имплантов для пластической хирургии. После операции женщине важно носить компрессионное белье, чтобы грудь держала новую форму, ткани благополучно заживали, а швы не расползались. И фирма заодно занялась продажами такого белья, направление отдали развивать Наталье.
— Мы очень прониклись этой темой, плотно общались с пациентами, изучали «чудодейственные» эффекты компрессионного белья и начали производить его сами — вместе с пластическими хирургами. Получили неожиданный результат, оздоравливающий самооценку.
Как призналась Наталья, пациентки, которым она подбирала вариант компрессии, — а это нужно делать до операции, — нередко говорили, что засомневались, нужна ли пластика — так им нравилось их тело в специальном белье.
Наталья попробовала создавать креативные фотокаталоги, где бюстгальтер демонстрировали не как необходимость после маммопластики, а как стильный элемент образа. Эффект оказался разрывным. Женщины стали покупать белье, чтобы носить просто так — для утяжки после родов и не только. Это было неожиданно, но очень позитивно.
Так возникла идея создать белье на каждый день — по образу и подобию компрессионного. Только более фантазийное, сексуальное. Чтобы женщину восхищала не только эстетика ее собственного тела, но и дизайн изделия.
При этом резко уходить в сферу моды Наталья не планировала:
— В шутку я говорила, что в следующей жизни буду дизайнером. Однако, учитывая медицинское образование, считала, что мой путь уже предопределен.
Последней каплей для нее стало осознание, что благодаря эластичным тканям получится создать белье с оптимальной поддержкой, при этом вообще без косточек. А как раз косточки многих женщин с формами выводят из себя — впиваются в тело, оставляют некрасивые следы, давят так, что к концу дня хочется на стену лезть. Бюстгальтер без единой твердой детали — чем не ноу-хау, которого ждут женщины? Это вдохновило Наталью Войнич создать собственный бренд.
Заморочились в Марокко
Тем временем Татьяна Валентович окончила университет и присоединилась к старшей сестре. Еще будучи студенткой, она помогала ей в работе. Но и для нее стал неожиданностью разворот в сторону запуска производства, съемок в глянце, показов в Париже. А всё это действительно случилось с упорными девушками.
— Страхов не было, было очень сильное желание открыть женщинам такую альтернативу белья на каждый день. Мы верили в эту идею, хотелось попробовать вывести компрессионное белье из области пластической хирургии.
Татьяна говорит, что это не было по-настоящему коммерческим проектом. Дело развивалось будто само собой, всё складывалось как кусочки пазла. Связи в медицине помогли выйти на конструкторов в Париже, с пошивом помогли на фабрике в Касабланке, а первую коллекцию сестер внезапно взяли в столичный ЦУМ.
— Стартового капитала не было. Все накопления и заработки вкладывали в бренд. тысяч евро — в такую сумму обошлась разработка одной коллекции из восьми изделий у французов. А с ними мы сделали три коллекции. Отшив двух из них с доставкой из Марокко — еще 50 тысяч евро, — вспоминает Татьяна.
Это было потрачено в первые три года. При этом оставались недопонимания, языковой барьер. Сестры приняли решение: купили несколько машин и открыли мастерскую на родине. Сейчас она разрослась в производственную сеть в разных городах страны.
— Сердце производства — цех, где мы отрабатываем новые модели, отшиваем капсулы и небольшие заказы. Большие заказы и базовые модели размещаем на партнерских предприятиях в России. Требования у нас высокие, некоторые специально закупают оборудование, чтобы с нами работать. Сами контролируем процесс, приемку, упаковку, — объясняет Наталья.
Продвигались через блогеров, которые фанатели от удобных «бюстиков» и топов; предоставляли белье стилистам для съемок в журналах. Сработал и рефлекс медицинского представителя — сестры умели работать с выставками и магазинами.
— Даже не думали конкурировать с профессиональными дизайнерами, не мыслили этими категориями. За эталон качества и чистоты производства брали такие бренды, как, например, Wolford. А вдохновлялись разными мировыми показами и . Ну и волна положительных отзывов только укрепляла нашу веру в себя и подпитывала энтузиазм. Энтузиазм — это великая штука, она движет вперед человечество, — восклицает Наталья Войнович.
Сколько белья должно быть в гардеробе — честный ответ
Трусики, бюстгальтеры — элементы чисто практические, как носки. Но кто об этом вспоминает, когда видит кружева и нежную сетку. Нижнее белье для женщин давно стало символом: для кого-то — роскоши, для другой — свободы. Сверху может стеснять дресс-код или этикет. Но под одеждой можно носить, что хочешь.
— В теории женщине достаточно иметь два или три комплекта в гардеробе. Но я таких не знаю. Женщины покупают белье под настроение, под случай, под гардероб. Семь-восемь комплектов — это магическая цифра. Но бывает и больше, — отвечает Наталья.
Что насчет цены — правда ли, что москвички с хорошей столичной зарплатой могут позволить себе больше, тогда как в условном Омске на Le Journal Intime придется копить? И нормально ли, когда белье переходит в разряд дорогого удовольствия?
— Мы не оперируем понятиями «женщина из региона». У каждого бренда есть аудитория и ниша. Наш продукт занимает не низшую ценовую ступень. На цену влияет сложность производства, технологии, материалы. И всё равно слышим, что для такого качества наше белье стоит недорого, — поясняет Татьяна.
В нынешней ситуации сестры продолжают работать с европейскими материалами, подстраиваются под увеличившиеся сроки поставок и их новую стоимость. При этом не планируют резко взвинчивать цены из-за того, что многие производители ушли с российского рынка и выбор стал уже. Тем более не хотят с апломбом уходить в люкс, ведь их коллекции очень социальные: такое белье позволяет женщине разглядеть и признать свое тело, не душить себя ради выдуманных идеалов — метафорически и физически. Это должно оставаться доступным.
— Российские женщины — перфекционистки: если они покупают бюстгальтер, он должен быть не просто красивым, а еще и поддерживать грудь. Должны быть идеальные швы, всё в гармонии. Наши покупательницы очень требовательны и изысканны. Россиянкам это свойственно даже больше, чем француженкам! А мы сами — россиянки, и создаем белье для таких же, как мы.
Сейчас у Le Journal Intime есть розничные магазины, также сестры развивают франшизу. Расширяют ассортимент: появляется домашняя одежда, купальники. В перспективе бренд предложит коллекции для фитнеса и спорта.
Источник: 74.ru
«Хотелось доказать, что это не забегаловка»: владельцы шаурмичных «На Труда» рассказали, как построили бизнес
Семь лет назад у автомойки на улице Труда открылся павильон, обшитый серо-синим сайдингом, в котором начали готовить шашлык и шаурму на углях. Возможно, вы даже помните его. Вид у торговой точки был не очень приглядный и поначалу там совсем не было посетителей.
Но предприниматели не сдавались: каждый день они разводили огонь и жарили мясо, чтобы его аромат витал в округе. И уловка сработала. Как посетители, в том числе непростые, открывали для себя это место, почему не получается решить проблему очередей и как из одного ларька с шаурмой удалось вырастить сеть ресторанов — в рубрике 74.RU «Маленький, но гордый бизнес».
Рестораны с шаурмой «На Труда» принадлежат семье Енгибарян. Это интервью — первое общение со СМИ за семь лет их работы. Братья Карен и Арташ попросили не фотографировать их.
— Сглазят, — смеется Карен, объясняя свою непубличную позицию. — В нашей концепции бизнес любит тишину.
На фото в интервью — папа братьев-бизнесменов Грагат Енгибарян, а Карен и Арташ активно отвечают на вопросы, но за кадром.
— Кем вы работали до открытия «Шаурмы на Труда»?
— Папа работал водителем на большой машине в дорожно-строительной компании, — отвечает Карен. — Работал при Юревиче [экс-губернаторе Челябинской области], когда дороги расширяли. длина машины была.
— Карен работал ювелиром, у него такая профессия. Делал изделия на заказ, — добавляет Арташ. — У него было свое дело, но потом выгорел, перестал заниматься.
— А Арташ — диагностик-автомеханик. Очень известный, — гордо говорит отец. — У него был свой автосервис. Но дети хотели заняться чем-то другим и много чего попробовали. А потом подумали: «Что любит город, молодежь?» Поездили на машине по улицам, посмотрели. И поняли, что молодежь любит шаурму.
А почему взрослые ее не любят? Вероятно, потому что для многих это была не еда. И сыновья решили сделать так, чтобы шаурму полюбили все.
— Как вы отреагировали на такую идею, когда сыновья ее озвучили?
— Сказал: «Найдите сначала место».
— Как-то едем мы по улице Труда и увидели то самое место, нашли хозяина, подписали договор. Там ничего не было, просто пустая земля, — вспоминает Карен. — Нужно было , но многие почему-то отказались давать, даже несмотря на то что у них были [деньги]. Просто не давали. Но мы нашли, у кого занять, и возвели коробку. Строили с братом всё сами, своими руками.
— Грагат, вы работали на строительстве дорог, водили тяжелую технику, а вас зовут готовить еду. Вы до этого шаурму ели вообще?
— Я ее до сих пор не ел. Ни разу. Я только шашлык и люля-кебаб делал и ел. Я всегда отвечал за готовку мяса с друзьями на выездах.
— Первую нашу точку мы открыли в 2015 году и два месяца дегустировали. При этом денег, можно сказать, не было совсем. Мы с братом шаурму крутили, папа мясо жарил, а мама — соусы и морсы готовила, — рассказывает Карен. — Мы пробовали продукцию всех поставщиков, какие есть. Мы не хотели, чтобы у нас было, как у всех.
Нам хотелось переломить мнение и доказать, что шаурма — это не забегаловка, а нормальный формат общепита. Нормальная еда. И нам удалось. Не буду поименно людей называть, кто сейчас ест нашу шаурму, но это многие влиятельные люди. Просто не хочу афишировать их.
Они сами не приезжают, они отправляют водителей своих.
— Вы этих водителей знаете?
— Конечно, машины с ООО номерами, — кивает папа.
— Мы всех знаем, общаемся, — продолжает Карен.
— Как вы думаете, за счет чего вам удалось переломить, как вы говорите, мнение людей?
— Я и брат очень придираемся к еде, — объясняет Карен.
— Ой, — подтверждает папа и, зажмурившись, качает головой.
— Маленьких их сложно было накормить?
— Готовка дома была для мамы головной болью, — признает Арташ.
— И сейчас, — подмигивает папа.
— Она спрашивала нас маленьких, как нарезать, как что приготовить. А мы приходили домой, если что-то не то — не ели, — рассказывают братья. — Так и с нашей шаурмой, мы хотели разработать такой рецепт, который бы если нам понравился, то и всем бы понравился.
— И сейчас, пока они не попробуют и не одобрят, ничего не продается, — подтверждает Грагат. — Так на каждой точке заведено.
— И вот вы, наконец, нашли всех поставщиков, создали маринады, соусы, которые вас устраивают, открыли двери. Легендарные очереди сразу выстроились?
— Ближайшей точкой с потенциальными клиентами для нас была автомойка. В те годы на ней мыли машины только богатых людей. Только хорошие машины. У нас двери были открыты, но никто не заходил. Маленькое некрасивое заведение никого не привлекало, — разводит руками Карен. — Мы стали думать, что делать.
И начали просто так мясо жарить, чтобы запах был. Запах появился, а всё равно все мимо по улице проходили — не положено им было в такое место заходить. Сначала нашими клиентами были сотрудники автомойки и друзья. А потом всё пошло по сарафанному радио. Как сегодня помню первый раз, когда к нам пришел клиент автомойки.
Он открыл дверь, заглянул, посмотрел, ушел. Потом через некоторое время зашел, прогулялся по залу. Ушел, ничего не заказал. А на 3– раз уже заказал. Не зашел, а отправил администратора мойки, забрал с собой домой.
А уже после этого сам зашел вместе с семьей, детьми.
— Диетологи никак не могут определиться — вредная шаурма или полезная. Одни говорят, что полезная, потому что в ней овощи и мясо, другие говорят, что жиров много — а это не очень хорошо.
— Шаурма шаурме — рознь. Она отличается, — начинает рассуждать Карен. — Блюдо полезное, но его употребление надо ограничивать. Каждый день не надо есть. Это же сухая еда всё равно. Да, мы постарались сделать ее сочной, насколько возможно.
Можно услышать даже, как люди припивают, когда едят ее. Но надо супы есть тоже, не сидеть на одной шаурме.
— В киосках мясо жарят для шаурмы на вертеле, жир стекает. Вот диетологи и думают, что ее все так готовят, — подключается к разговору Арташ. — Но у нас не так, и есть диетологи, которые в нашем заведении каждый день шаурму едят. И мы возим заказы для врачей в больницы.
— В мэрии есть клиенты?
— В правительстве области?
— А в Законодательном собрании?
— Да, вся администрация. И даже полиция и ФСБ, прокуратура. Они заказывают доставку, водители приезжают. Бывает и сами в очереди стоят, — улыбается Карен. — Как-то раз смотрю — в очереди стоит в пиджаке, в галстуке аккуратненький такой мужчина. Я познакомился с ним, он мне визиточку дал, а там написано Управление ФСБ и должность. Я офигел.
На следующий день он опять в очереди стоит, я ему предложил напрямую пройти. А он отказался. Сказал, что будет стоять, как все. Так и ходит. А возвращаясь к вопросу о вреде и пользе шаурмы, я еще могу так ответить: многие ходят к нам каждый день, замечая это, мы их зовем с нами съездить в другое место, суп поесть.
— Через какое время к вам хлынул поток посетителей, помните?
— Через полгода всё началось, и мы поняли, что так не пойдет, потому что люди очень долго ждали заказ. Прям до улицы очередь была. Мы начали быстро расширяться и увеличили помещение на 3–4 метра, чтобы люди хотя бы внутри стояли, — рассказывает Карен. — Расширили помещение, а очередь всё равно тянулась до выхода. Через год пришлось нанимать сотрудников: сил только нашей семьи уже не хватало.
Тут Грагату пришлось с нами попрощаться. Ему нужно было ехать, развезти из цеха по ресторанам соусы и мясо.
— У нас все заготовки делают в одном месте. Соус мешают под контролем мамы, маринуем мясо там. Морсы там делаем, чтобы был один вкус, — объяснил Карен. — Сначала делали отдельно на каждой точке, но было не то. И как раз в то время были комментарии недовольные, полгода где-то. Больше таких комментариев не встречаем.
Вообще у нас семья сейчас не работает на кухне и на развозе, мы занимаемся организационными вопросами. Папа сегодня просто помогает — другая машина не успевает.
— Когда вы решили, что перестраивать и расширять помещение на Труда бесполезно и пора открывать новые заведения?
— Когда к нам начали ездить со всех районов города, мы подумали, что надо облегчить жизнь клиентам, и очередь уменьшить на Труда, — вспоминает Арташ. — Выбрали место на Северо-Западе. Это вторая точка была, открыли ее через 2–3 года. Поток людей на Труда, конечно, уменьшился, но всё равно были очереди. Блин, что делать? Стали анализировать, из какого района больше всего к нам ездят.
Оказалось, что из Ленинского. Открыли точку у ТРК «Алмаз». Через год, в 2020 году.
— Тогда пандемия была, ограничений много вводили для общепита.
— Трудно, конечно, было. Но хорошо работала доставка, самовывоз был. Мы людей не пускали в заведение, у нас работал телефон. Сотрудник в маске на улице стоял, записывал заказ и уносил его на кухню, потом выносил клиентам еду. Спад в то время был всего процентов 5–10, — уточняет Карен. — Когда открыли точку в Ленинском районе, на Труда стало заметно меньше людей.
Сейчас у нас уже 5 заведений по городу.
— Мы даже в Краснодаре открыли. Год назад решили попробовать подальше от Челябинска поработать. Там много переехавших челябинцев и первых наших клиентов, — объясняет Арташ. — Открыли, год поработали, выручка пошла, но мы были здесь нужны и вернулись домой. А делегировать там управление никому не смогли: качество портилось.
— Вы изучали опыт «Макдоналдса», может быть, фильм смотрели о том, как основали эту сеть?
— Я фильм смотрел, конечно, но сильно не вникал. Мы с братом такие, что чужое не берем. Свое изобретаем, — говорит Карен. — То же самое — очередь электронная. Знакомые программисты сидели без дела, они много чего пробовали в жизни, но не получалось. Мы их позвали, задачу дали. И они с нуля написали программу для нас, чтобы систематизировать работу.
И многие клиенты тогда удивлялись: шаурму продаем, а такие технологии используем — вроде электронной очереди.
— Я была летом на Труда, там заказы систематизируют, но всё равно какое-то долгое ожидание выходит. Пришлось ждать на улице, пока приготовят заказ. Полчаса, наверное.
— Да, есть такое, что приходится долго ждать, — признает Карен. — Потому что много доставок. Вроде, клиентов мало в зале, но есть взятые заранее заказы доставки.
— Заказы доставки в отдельную очередь можно поставить?
— Не получается. Мы думаем над этим, но это очень сложно, — признает Арташ. — И там люди ждут, и здесь. На месте клиенты чуть больше вынуждены ожидать. Допустим, целый офис заказал 30–40 штук шаурмы сразу. И пришли 5–6 клиентов. А аппаратов, которые жарят, — 10. В каждый помещается 3 штуки.
Жарить одну в офис, две — в зал, а потом еще в офис остальные — не получится. Пока шаурму соберут таким образом и отвезут, она размокнет. Поэтому мы сразу жарим большие заказы, а в заведении клиенты чуть больше ждут.
— Следите за конкурентами? У нас вышел рейтинг, вы заняли в нем второе место.
— Я не читал публикацию, мне о ней говорили. Сказали, что мы второе место заняли, но это было мнение пяти человек. Там кто голосовал? Были комментарии. По ним вывели, что второе место — это чушь полная.
Мы на первом месте. Это мнение клиентов. Мы первые в городе создали эту историю, другие у нас скопировали, — считает Карен. — Мы сами придумали рецепты, а конкуренты сейчас пытаются их повторить. Покупают нашу шаурму, пробуют, разбирают ее на ингредиенты. Но вкус всё равно отличается.
Этих людей сразу видно. Ну и в городе много с кем общаемся, рассказывали нам.
— Вы говорите, что у конкурентов не получается скопировать. Кто-то из вас пробовал их шаурму, чтобы сравнить?
— Нет, это оценка клиентов, — отрезает Карен.
— Как вы относитесь к негативным комментариям? «Я был тут, мне не понравилось» или «Ходил раньше, но всё испортилось», — например, пишут.
— Я знаю, почему такие комментарии появляются. Человек пришел, ему приготовил стажер. От того, кто готовит — профессионал или только что обучившийся повар — есть разница. Шаурма отличается, — говорит Карен. — Клиент, который всегда ел шаурму от профессионала, разницу эту заметит. Требуется 4 месяца на то, чтобы начинающий повар начал делать так, как профессионал.
А люди не готовы давать второй шанс. Это писари. Им не понравилось, они тут же пошли писать жалобы в интернете. Хотя у нас любой, кто подойдет на кассу, скажет: «Ребята, что-то не то», ему сразу переделают бесплатно и отдадут. Всегда так было. Любая проблема решается на месте сразу. Но что интересно, эти писари всегда возвращаются через месяц-полтора. Сто процентов.
Я знаю, я это контролирую. Если у человека, оставившего негативный отзыв, есть фотография, я начинаю смотреть, через сколько он вернется. Он в городе ищет еду похожую, не находит и приходит снова к нам.
— А как вы это проверяете?
— Я кассирам даю фото. Прошу, чтобы сказали мне, когда увидят. Потом по видеозаписи проверяю. Не взаимодействую с этими людьми, просто мне очень важно понять, человек придет обратно или нет, — объясняет Карен. — Еще бывает пишут, что отравились. Но это невозможно.
Я на себя взял еще контроль за качеством. Представляете, если такое случится [отравление] — настоящий шухер будет. Бывает, что поставщики пытаются прислать продукты сомнительного качества, но я с ними разбираюсь, ругаюсь. Например, отправляют плохое мясо и знают это. Надеются, что примем, но нет.
— Всё контролировать и проверять очень тяжело. И отдыха поэтому мы не видим, — замечает Арташ. — С 2015 года я был всего неделю в отпуске, на даче. У нас уже столько всего создано и сейчас оставить. Даже неделя — это катастрофа. Стараемся, чтобы появлялось личное время, но пока не получается.
— И мы опять возвращаемся к примеру «Макдоналдса». Его создатель никому не мог делегировать свои полномочия и только после выкупа и франшизы смогли создать такую сеть. Не думаете ли вы, что тоже упретесь и не сможете расти дальше, потому что ваши ресурсы ограничены? Невозможно всё контролировать самим. А рост нужен.
— Франшизы не получится, — считает Карен. — Мы же попробовали в Краснодаре. Тут такие блюда — не получится франшиза. Вкус не тот будет.
— Жизнь показывает, что никогда не нужно зарекаться, — не торопится Арташ. — Мы не знаем, что будет завтра. Сейчас — так. Как дальше — посмотрим. Всякое бывает.
Источник: 74.ru