Гарантия на ювелирку. Миф или реальность?
Досадно вдруг выявить, что купленные за сумасшедшие деньги золотые серьги не подходят под ваше вечернее платье. Досадно, но на первый взгляд не проблема: вроде бы по закону допустим возврат ювелирных украшений надлежащего качества. Куда хуже, например, если изделие сломалось: камень вылетел, оторвалась застежка. Куда его теперь девать?!
Как бы ни так! Оказывается, законодатель внес ювелирку в число товаров-исключений, вернуть которые в магазин сложнее обычного. В магазине вам так и сказали: гарантия – неделя, и вообще, ювелирные изделия обмену не подлежат! Что же получается, покупатели украшений бесправны? К вашему счастью, все не так плохо.
Мы всей редакцией Правовед.RU изучали закон о защите прав потребителей, и теперь рассказываем, как сдать ювелирное изделие обратно в магазин и почему это невозможно, если оно целое и без дефектов.
Если изделие без дефектов
Казалось бы, в чем вообще сложность?! Мы ведь все прекрасно знаем о праве потребителя на возврат качественного товара, если он не подошел по размеру, форме, цвету, габаритам или комплектации. Меряем серьги: если они не подошли, берем их, коробку, чек и в течение 14 дней, не считая дня их покупки, возвращаем обратно в магазин (п. 1 ст. 25 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Возвращаем Apple Pay за 30 секунд
Все ведь просто!
Но нет… В случае с ювелирными украшениями это правило не работает. Дело в том, что законодатель внес ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, ограненные драгоценные камни в Перечень товаров, которые нельзя возвращать в магазин (Постановление Правительства № 55 от 19.01.1998).
В связи с этим обмен и возврат ювелирных изделий надлежащего качества в течение первых 14 дней после их покупки НЕВОЗМОЖЕН.
Что же в таком случае делать? Тщательно подходить к выбору украшений – если они не подойдут, вернуть их только лишь на этом основании не получится. Ну, или искать в них брак и дефекты: некачественные ювелирные изделия закон таки разрешает возвращать! Поговорим об этом подробнее.
Подлежат ли обмену ювелирные изделия из золота с дефектом?
Да! На такие изделия распространяются правила, предусмотренные для товаров ненадлежащего качества, при условии, что эти дефекты не были оговорены продавцом при заключении договора купли-продажи. На какие дефекты распространяется это правило? Например:
- дефекты самого украшения – слабое крепление камней, замков в серьгах, шарнирных соединений в браслетах, трещины, сколы, царапины, заусенцы, изменение цвета камней и другое;
- несоответствия оттиска государственного пробирного фактической пробе ювелирного сплава;
- несоответствие характеристик изделия данным ярлыка или сертификату качества.
Условия возврата ювелирных изделий в магазин
Можно ли поднимать найденные крестики и кольца? Плохая примета или суеверие
По закону обмен и возврат ювелирных изделий с дефектами возможен при соблюдении двух условий.
Первое – это причина дефекта. Он должен возникнуть вследствие обстоятельств, за которые отвечает изготовитель (фабричный брак) или продавец (нарушение условий хранения) и не должен быть связан с нарушением правил эксплуатации изделия со стороны покупателя.
В магазине с этим, конечно, могут не согласиться: мол, сами виноваты, неаккуратно использовали, а теперь пришли с претензией. Если так и будет, предложите продавцу провести независимую экспертизу брака – он обязан организовать ее и провести за собственный счет (абз. 3 п. 5 ст. 18 ФЗ № 2300-1).
Если по ее результатам окажется, что вы не причем – продавце обязан исполнить ваше требование. Если окажется, что виноваты действительно вы – придется оплатить стоимость экспертизы и отозвать претензию. Ну, или оспорить ее результаты в судебном порядке.
Второе условие – это срок выявления дефекта. Чтобы требования были законны, дефект должен быть обнаружен в течение гарантийного срока (п. 1 ст. 19 ФЗ № 2300-1). Отсюда вполне логичный вопрос: есть ли гарантия на ювелирные изделия из золота?
Этот вопрос стоит задать продавцу. Дело в том, что гарантию может устанавливать производитель ювелирки, но минимальных гарантийных сроков законом не предусмотрено. Но даже если продавец уверяет вас, что гарантии нет или она, скажем, длиться всего неделю – не расстраивайтесь, потому что:
- Во-первых, п. 6.2 ОСТ 117-3-002-95 устанавливает срок обнаружения скрытых дефектов ювелирных изделий, который будет составлять не менее 6 месяцев с момента его покупки. Скрытый дефект – это дефект, не поддающийся обнаружению на стадии приемочного контроля и проявляющийся в период хранения и эксплуатации изделия. Даже если гарантия меньше, у вас есть как минимум полгода на выявление неочевидных последствий фабричного брака.
- Во-вторых, если гарантийный срок вообще не установлен, по закону обмен и возврат ювелирных изделий с браком осуществляется в случае обнаружения недостатка в пределах разумного срока, но не более чем через 2 года (п. 2 ст. 19 ФЗ № 2300-1). Другими словами, если гарантии нет – закон дает вам на выявление дефекта 2 года.
На что можно рассчитывать?
По закону покупатель бракованной ювелирки может выкатить продавцу одно из целого перечня требований. Какое конкретно – вы вправе решить самостоятельно. Но знать нужно про все. Итак, вы можете потребовать (п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1):
- Замены изделия на аналогичное либо на похожее с соответствующим перерасчетом уплаченной цены. Исполнить это требование продавец обязан в 7-дневный срок; в 20-дневный срок, если требуется дополнительная проверка на брак; в месячный срок, если у продавца, в момент предъявления этого требования необходимое изделие отсутствует (ст. 21 ФЗ № 2300-1).
- Уценки товара соразмерной степени брака. Какую конкретно скидку вам должны сделать закон не оговаривает – придется договариваться. Разницу вам должны вернуть в течение 10 дней (ст. 22 ФЗ № 2300-1).
- Незамедлительного бесплатного ремонта изделия. Конкретный срок проведения гарантийного ремонта определяется соглашением, но в любом случае не может быть дольше, чем 45 дней (ст. 20 ФЗ № 2300-1). Альтернативный вариант – самостоятельный ремонт с последующим возмещением продавцом расходов на его проведение.
- Расторжения договора и возврата уплаченных продавцу денег. Это требование должно быть исполнено в 10-дневный срок (ст. 22 ФЗ № 2300-1).
Если продавец нарушит указанные сроки исполнения отдельных требований покупателя, ему можно начислить пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый просроченный день. И начислять ее можно до тех пор, пока он не вернет все до копейки – ограничений по срокам и сумме пени законом не предусмотрено (ст. 23 ФЗ № 2300-1).
Как вернуть ювелирку в магазин?
Порядок возврата стандартный и особых усилий не требует. Мы не рекомендуем сразу бежать к юристам и защитникам прав потребителей – сразу обращайтесь к продавцу, и только потом, если решить вопрос не удается, подумайте о юридической помощи.
Шаг 1. Идем к продавцу
Берем товар, коробку, чек и идем к продавцу. Предварительно также рекомендуем письменно составить претензию на возврат ювелирного изделия – на случай, если устная претензия не сработает. Ее можно скачать в интернете или составить самому по нашему шаблону.
Передаем изделие, чек и претензию продавцу. Просим поставить отметку с датой о приеме претензии. Если отказывается, направляем ему заявление по почте заказным письмом с уведомлением.
Шаг 2. Передаем товар продавцу
Продавец обязан принять у вас бракованное изделие, даже если он не согласен с фактом брака и причинами его появления. При наличии спора он обязан провести экспертизу и проверить недостатки изделия. Если продавец отказывается принимать товар – переходим к шагу 4.
Шаг 3. Ждем исполнения предъявленного требования
В зависимости от требования ждать придется максимум 10-45 дней. Если вы требуете возврата денег – они должны быть перечислены на ваш счет в течение 10 дней. Деньги не пришли? придется жаловаться.
Шаг 4. Жалуемся
Жаловаться нужно в Роспотребнадзор. Чтобы не тратиться на бумагу, конверт и марку, рекомендуем подать жалобу через сайт Роспотребнадзора. Инспектор посетит продавца, проведет проверку магазина, вынесет предписание на устранение нарушений.
Если и это не сработало, можно подать иск в суд. Там можно выбить не только деньги за золото и пеню, но и компенсацию морального ущерба (ст. 15 ФЗ № 2300-1), если он был причинен, а также возмещение судебных расходов.
А что насчет бижутерии?
В свете всего сказанного вполне логично задаться вопросом, подлежит ли обмену и возврату бижутерия? Да! Изделия, не содержащие драгоценных камней и металлов не считаются ювелирными, а значит, могут быть обменены не только в случае обнаружения брака и недостатков. Бижутерию можно обменять, а при отсутствии подходящего изделия – вернуть в магазин в 14-дневный период.
Главное – это продемонстрировать продавцу свою решительность и правовую грамотность. Кто-кто, а он точно знает, что незаконный отказ обойдется ему куда дороже.
ИсточникОбмен и возврат ювелирных изделий
Подборка наиболее важных документов по запросу Обмен и возврат ювелирных изделий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обмен и возврат ювелирных изделий
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Можно ли вернуть продавцу приобретенное ювелирное изделие?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) Таким образом, в общем случае потребитель не вправе обменять или возвратить приобретенное ювелирное изделие надлежащего качества.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: ИП продает товары бытовой химии через интернет-магазин. Подлежат ли возврату денежные средства за товары бытовой химии надлежащего качества, приобретенные дистанционным способом?
(Консультация эксперта, 2022) Таким образом, можно сделать вывод, что возможен возврат дистанционно приобретенных товаров — технически сложных бытовых приборов, транспортных средств и ювелирных изделий.
Нормативные акты: Обмен и возврат ювелирных изделий
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 926
(ред. от 25.12.2021)
«Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» 14. При наличии документальных сведений об отправке ценностей в Государственное хранилище ценностей Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням возврат ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов без вставок и со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, бывших в употреблении зубных протезов, элементов съемных зубных протезов, предметов религиозного культа, медалей и жетонов дореволюционного чекана, монет дореволюционного и советского чекана, юбилейных и памятных медалей и монет, монет иностранных государств производится Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, если они не были реализованы или переработаны в установленном порядке.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Минфина России от 03.09.2014 N 276
«Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения» с организациями по вопросам оптовой торговли драгоценными металлами и камнями, ломбардной деятельности, скупки ювелирных изделий и их лома, изготовления драгоценных металлов и камней в научных, социально-культурных и медицинских целях ..
Обмен или возврат ювелирных изделий
Защита прав потребителей ювелирных изделий имеет свои особенности, обусловленные характером данного вида товаров.
Так, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) устанавливает запрет на возврат и обмен ювелирных изделийнадлежащего качества. В соответствии со ст. 25 Закона изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества не подлежат обмену по основаниям, указанным в настоящей статье (если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и комплектации).
Однако, покупатель должен знать, если он приобрел ювелирное изделие ненадлежащего качества, то в соответствии с нормами статьи 18 Закона вправе:
— потребовать замены на товар этой же или другой марки;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При обнаружении в товаре недостатка, следует обратиться к предприятию – продавцу с соответствующей претензией по качеству товара. Выбор предъявляемого требования (замена, возврат денежных средств и т.д. в соответствии со ст. 18 Закона), остается за потребителем, а не за продавцом. Продавец обязан принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой потребитель вправе участвовать.
В случае спора о причинах возникновения недостатков ювелирного изделия продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные соответствующими статьями Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя (10 дней при требовании о возврате денег и 20 дней — при требовании о замене товара). Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Согласно ст. 476 Гражданского кодекса РФ продавец не отвечает за недостатки товара, которые возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Также следует учесть, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В случае, если продавец отказывается выполнить указанное потребителем в претензии законное требование, потребителю придется воспользоваться правом на судебную защиту.
ИсточникМожно ли вернуть кольцо обратно в ювелирный магазин и забрать деньги?
В данной статье мы с вами рассмотрим один момент касающийся возврата ювелирного украшения, а именно возможен ли возврат кольца обратно в магазин. В статье мы учтем все моменты касающиеся данной проблемы, ведь товар бывает надлежащего качества, то есть без брака и ненадлежащего качества, то есть с недостатками (бракованный), так же большую роль играет где вы его купили, непосредственно в магазине или заказали через интернет. В статье мы все учтем и разберем данную проблему по полочкам.
Можно ли вернуть кольцо надлежащего качества купленное в ювелирном магазине?
К примеру вы пришли в магазин и купили себе кольцо из золота, серебра, платины и т.д., но придя домой поняли, что оно вам не подходит, или просто не нравится, при этом кольцо без дефектов, то есть товар полностью надлежащего качества (без брака).
Вы принимаете решение его поменять или вернуть. Но давайте разберемся имеете ил вы такое право, в случае если товар надлежащего качества.
Да в отношении товара надлежащего качества у покупателя есть право его обменять, обратите внимание, не вернуть, а обменять, на основании статьи 25 «Закона о защите прав потребителей».
В данной статье сказано, что если товар надлежащего качества не подошел потребителю по размеру, фасону, расцветке, комплектации или габаритам, то потребитель вправе обменять такой товар на аналогичный, если сохраненные его товарный вид, фабричные ярлыки и пломбы и потребительские свойства, то есть товар не был в употреблении и на нем отсутствуют следы использования. Такое требование вы можете предъявить продавцу до истечения 14 дней момента покупки, не считая день покупки.
А если на момент предъявления требования у продавца отсутствовал аналогичный товар для замены, то только в этом случае потребитель имеет право требовать от продавца, принять товар назад и возвратить покупателю уплаченные за товар деньги.
Однако в статье есть ссылка, на перечень непродовольственных товаров надлежащего качества возврат и обмен которых на аналогичный товар невозможен.
Открываем данный перечень и видим, что в пункте 9 указаны ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
Кольцо которое вы хотите обменять относится к ювелирным украшениям, если оно выполнено из драгоценных металлов или с драгоценными камнями.
А это значит, что обменять или вернуть кольцо которое считается ювелирным украшением вы не сможете, вам откажут в магазине по закону.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества возврат и обмен которых на аналогичный товар невозможен, вы можете найти в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016) и ознакомиться с ним, в данном перечне действительно содержатся ювелирные украшения.
То есть мы делаем первый вывод! Если вы купили в ювелирном магазине кольцо, оно без дефектов и полностью надлежащего качества, то обменять его или вернуть вы не сможете, продавец вам законно откажет.
Если кольцо купленное в ювелирном магазине оказалось бракованным, как его вернуть?
Если вы купили кольцо и обнаружили на нем дефекты, то у вас есть право вернуть обратно в магазин товар ненадлежащего качества.
Согласно пункту 1 статьи 18 «Закона о защите прав потребителей» покупатель имеет право:
- Требовать от продавца устранения недостатков товара за его счет;
- Обменять товар на аналогичный товар другой марки (модели артикула);
- Обменять на точно такой же товар надлежащего качества, точно такой же марки (модели, артикула);
- Требовать от продавца возмещения расходов на устранение недостатков, если потребитель устранил их за свой счет;
- Требовать расторжения договора купли продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Вы можете выбрать любой из пунктов в случае возврата кольца ненадлежащего качества.
Но если вы все же намерены вернуть товар, то нам подходит последний пункт из списка.
Просто придите к продавцу, объясните ситуацию, покажите в чем заключается недостаток, напишите заявление на возврат и лучше составить акт передачи товара продавцу, в котором указываются все недостатки имевшиеся на момент передачи товара. После написания заявления на возврат, вам в течении 10 дней должны вернуть деньги.
Можно ли вернуть кольцо купленное в интернет магазине?
При покупке товара в интернет магазине все иначе чем при покупке в простом магазине. Такой способ приобретения товара называется дистанционным. То есть все товары купленные после ознакомления с ними посредством фотографий, буклетов, при помощи телевидения, радио, интернета, рекламных проспектов, образцов и т.д. То есть подразумевается, что товар был куплен без непосредственного ознакомления с ним, то есть покупатель не видел товар который ему привезут вживую, не мог его потрогать и произвести необходимые действия для полноценного ознакомления (потрогать, подержать в руках, протестировать, померить и т.д.)
Отношения между продавцом и покупателем при приобретении товара дистанционно регулируется статьей 26.1 «Закона о защите прав потребителей».
Согласно пункту 4 статьи 26.1 «Закона о защите прав потребителей», покупатель имеет право отказаться от купленного товара в любое время до его передачи, а после того как товар был передан, у потребителя есть возможность отказаться от товара в течении 7 дней с момента передачи. А если потребителю в момент передачи не была в письменном виде предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара, то срок возврата увеличивается до 3 месяцев.
Потребитель может вернуть товар без объяснения причин, не важно надлежащего он качества или нет.
Чувствуете разницу между обычным способом покупки когда нужно прийти в магазин и дистанционным способом?
При дистанционном способе перечень непродовольственных товаров не подлежащих обмену и возврату не работает, продавец не имеет права на него сослаться и отказать вам в вашем праве на возврат товара. В этом то как раз и преимущество дистанционной покупки, в таком случае вы можете вернуть ваше и любое другое ювелирное украшение продавцу без объяснения причин и как уже говорилось не важно есть ли на нем недостатки или их нет.
Но есть определенные правила, в отношении товаров надлежащего качества которые возвращаются обратно продавцу. Таким образом покупатель не может отказаться от товара имеющего индивидуально-определенные свойства, то есть если товар может быть использован только покупателем. Примером таких товаров могут быть очки с линзами на разную диоптрию (когда один глаз видит хуже, а второй лучше, ортопедическая обувь, это может быть товар сделанный на заказ с поздравлением адресованным определенному человеку с особенными словами, или фотографией данного человека (к примеру принт в виде фотографии на футболке), либо иной товар который был изготовлен по требованию покупателя и по его параметрам, но был куплен дистанционным способом. Такой товар не получится вернуть если он надлежащего качества.
Второе условие для возврата товара надлежащего качества купленного дистанционным способом, у товара должен быть сохранен товарный вид и его потребительские свойства, а так же документ подтверждающий факт покупки именно у данного продавца. Но факт отсутствия чека или товарной накладной не может быть препятствием для того, что бы покупатель привел другие доказательства подтверждающие факт покупки у данного продавца. Что касается товарного вида и потребительских свойств, в случае возврата товара надлежащего качества, он должен выглядеть как новенький, не иметь следов использования и выглядеть так же как и при покупке.
Это два главных условия которые необходимо выполнить потребителя в случае возврата товара надлежащего качества купленного дистанционным способом.
Продавец отказывается выполнять законные требования и отказывает вам?
Теперь мы с вами знаем какие законные требования мы можем предъявлять продавцу.
Но бывает такое, что при предъявлении ваших требований, пусть и основанных на законе, продавец отказывает вам ссылаясь на выдуманные причины, или вообще никак не комментируя отказ.
В такой ситуации конечно на лицо нарушение прав потребителя и такие действия продавца необходимо пресекать.
Конечно если продавец не идет на контакт и нарушает ваши права, то необходимо на него подавать в суд, но вот так взять и сразу подать в суд на продавца мы не можем, так как в ситуациях связанных с защитой право потребителей, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то есть вы должны попытаться решить проблему до суда, а вот если у вас ничего не выйдет, то только тогда вы имеете право обратиться в суд.
Но вы скажете, я ведь пришел в магазин и пытался урегулировать спор до суда и продавец мне отказал, разве это не досудебный порядок урегулирования сора?
Формально оно конечно так, но слова к делу не пришьешь и если у вас не будет письменных доказательств подтверждающих, что вы обращались к продавцу, но он не отреагировал, то суд вам откажет в иске.
Поэтому что бы такого не произошло необходимо направить в адрес продавца претензию, в которой вы опишете какие ваши права были нарушены, какие статьи закона нарушил продавец и опишите ваши требования и приложите необходимые копии документов.
Претензия пишется в 2-х экземплярах, один отдаете продавцу, а на вашем продавец ставит отметку о том что претензия принята, дату и свою подпись. Ваш экземпляр с отметками как раз и будет доказательством того, что претензию вы вручили и после получения претензии у продавца есть 10 дней, что бы выполнить ваши требования и если по истечении этих 10 дней продавец никак не отреагирует или отреагирует но не так как надо, то вы можете подать в суд исковое заявление, приложив к нему копию претензии и копии необходимых документов касающихся дела (чеки, заключения экспертов и прочее).
Бывает, что продавец отказывается принимать претензию лично в руки, не беда, направьте претензию с описью вложения и уведомлением о вручении продавцу на его юридический адрес, а если это ИП то на его адрес. В описи будет написано, что вы направил именно претензию а не что то другое и это будет доказательством, а уведомление будет служить доказательством, что адресат получил ваше претензию. Уведомление вы получите через несколько дней в отделении почты с которого отправляли письмо, в нем будет стоять подпись получателя и дата вручения, от этой даты отсчитываем 10 дней и если реакции нет или она вас не устраивает, подаем на продавца в суд.
В суд можно подать по вашему месту жительства, или по месту нахождения продавца.
Государственная пошлина по делам о защите прав потребителя не уплачивается.
Выводы из статьи!
Как видите все не однозначно и необходимо прежде всего понимать ситуацию и отличать дистанционный способ покупки от классического.
Как видим при обычном способе покупки вернуть кольцо (ювелирно украшение) если оно надлежащего качества не удастся, продавец вам по закону откажет. А вот если вы покупали такое кольцо дистанционно, то вернуть вы его можете без проблем, если не нарушите сроки возврата.
А вот если ювелирное украшение оказалось ненадлежащего качества и имело недостатки, то отказаться вы от него можете без проблем, это ваше законное право на основании пункта 1 статьи 18 «Закона о защите прав потребителей».
Надеюсь материал был вам полезен.
Знайте ваши права. Желаю вам удачи!
Горлова Дарья. Практикущий юрист компании ‘Лидер’ и автор более 70 статей в корпоративном блоге. Основные направления это взыскание алиментов, раздел имущества, лишение и защита родительских прав и прочие категории семейных споров. Общий стаж в сфере юриспруденции более 10 лет. В 2009 году закончила с красным дипломом НПА – Нижегородская правовая академия.
Считаете материал полезным? Поддержите проект. Поделитесь ссылкой на страницу в вашей любимой социальной сети, нажав на одну из кнопок ниже 🙂
Источник