Возврат и обмен ювелирных изделий согласно закону, можно ли вернуть украшения из золота или серебра либо бижутерию
Торговля ювелирными изделиями производится под строгим контролем государства. Оборот регулируется с учётом интересов покупателей и продавцов.
Правила продажи, каким законом регулируется, что говорится в ЗоЗПП
Вопросы реализации ювелирных изделий регулируются нормами раздела 7 постановления Правительства № 55 от 19.01.1998 г. Установлены следующие правила продажи:
- на всех товарах массой более 3 грамм должны быть государственные клейма;
- в магазине должна быть информация о порядке нанесения клейм на изделия, сертификацию драгоценных камней, опробирования и анализа металлов;
- до размещения товара на витрине работники магазина должны проверять каждое ювелирное украшение и браковать некачественные;
- каждое изделие должно иметь ярлык с информацией о названии товара, изготовителе, металле, из которого он был произведён, модели и артикула, описание вставок;
- покупатель может потребовать взвешивания изделия при продаже.
В кассовом или товарном чеке продавец должен указать следующие сведения:
Возврат по гарантии — ОШИБКИ — что нельзя говорить в магазине — как вернуть товар правильно
- название проданного предмета, данные о продавце и организации-производителе;
- описание драгоценного камня, если он есть (проба, вид и т.д.);
- дата реализации;
- цена.
Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.92г. распространяется на торговлю указанными изделиями. Нормативный акт регулирует права и обязанности физических лиц при покупке товаров для личных нужд в розничных торговых точках, общий порядок возврата и обмена вещей продавцу.
Постановление Правительства № 55 от 19.01.1998 г. содержит перечень товаров, которые не подлежат обмену покупателями, если отсутствуют претензии по качеству. В пункте 9 этого списка указаны изделия из драгоценных металлов и камней. Покупатели не могут возвращать подобные товары, если они не подходят человеку по размеру или стилю.
Что считается ювелирным изделием по закону
В соответствии с нормами Приказа Росдрагмета № 146 от 30.10.1996 г. ювелирными изделиями считаются предметы, произведённые из драгоценных металлов и сплавов, подвергшиеся художественной обработке и используемые в быту, религиозных целях, для украшения чего-либо.
К данной категории относятся памятные знаки и медали. Товары могут иметь вставки из других материалов, например, из полудрагоценных металлов.
Из данной категории исключаются памятные монеты и гос. награды, статус которых определён законодательством РФ.
Что считается бижутерией
Бижутерия – декоративные предметы, в производстве которых не используются серебро, золото, иные драгоценные металлы и драгоценные камни. В законодательстве нет отдельного упоминания таких товаров, поэтому торговля ими осуществляется на общих основаниях.
Гарантийный срок на ювелирные изделия по закону
При изготовлении товаров из драгоценных металлов применяется стандарт 117-3-002-95. В соответствии с этим актом, срок предъявления претензий по поводу на изделия из драгоценных металлов и сплавов составляет не менее 6 месяцев.
Каждый производитель имеет право самостоятельно утвердить гарантийный период пользования товаром. Соответствующая информация указывается в документах, прилагаемых к покупке.
Покупатели чаще всего предъявляют магазинам следующие претензии:
- изделие оставляет следы на коже, что не характерно для предметов из серебряных или золотых предметов;
- трещины, потемнения на драгоценных камнях;
- изделие, например, серьги, имеет дефект в месте соединения частей между собой;
- на поверхности есть неровности или заусенцы, образовавшиеся в процессе изготовления;
- характеристики товара не соответствуют информации в документе (например, размер драгоценного камня меньше);
- готовое «произведение ювелирного искусства» было неверно апробировано.
Чтобы обнаружить дефект, у гражданина есть полгода. Иной срок может быть установлен в документах на товар.
Не удастся вернуть товар, если на момент покупки гражданин должен был знать о дефекте. Например, изделие продавалось со скидкой, и об изъяне есть пометка в товарном чеке.
Можно ли вернуть обручальные кольца в магазин
Сдать по месту покупки изделие можно, только если в нем обнаружен какой-либо дефект. Качественный товар обменивается по соглашению с продавцом. Если покупатель передумал использовать золотые кольца, или не подошёл размер, отказ от сделки невозможен.
Вернуть без проблем в течение 14 дней по закону можно только «простую» бижутерию. Например, если обручальные кольца сделаны из недрагоценного металла. Если не пригодившееся вам украшение сделано из золота или серебра, то можно отнести его в ломбард.
Как вернуть, обменять золотое или серебряное украшение в магазин: правила
Для начала еще раз уточним: подлежат ли возврату или обмену ювелирные изделия: украшения из золота, серебра и других драгоценных металлов: кольца, сережки, цепочки и др? Ответ таков: без наличия какого-либо «гарантийного случая» просто так взять и вернуть ваше украшение в магазин нельзя! Магазин может пойти на уступку, но это не будет его обязанностью.
Если выявлен брак
Гражданин, который купил некачественный товар, имеет право:
- вернуть продавцу изделие и получить обратно деньги;
- потребовать снизить цену украшения;
- потребовать замену предмета на другой, имеющийся в продаже;
- потребовать исправления недостатков (например, ремонта товара).
Покупатель сам решает, каким из приведённых прав ему воспользоваться.
Если гражданин обнаруживает недостаток своей вещи в течение гарантийного срока, ему следует убедиться, что дефект возник до приобретения изделия.
При возврате следует предъявить документ, подтверждающий покупку украшения в магазине. Обычно это чек. Если такого документа нет, гражданин имеет право использовать другие доказательства. Например, выписку из банка, свидетельские показания и т.д.
Далее необходимо заполнить заявление. В документе фиксируется следующая информация:
- наименование организации, куда обращается гражданин;
- данные заявителя: Ф.И.О., серия и номер паспорта, адрес, телефон для связи;
- информация о дате покупки;
- название товара и стоимость;
- ссылка на документ, подтверждающий покупку;
- описание брака (например, крапаны перестали удерживать камень);
- требование покупателя (например, вернуть деньги или поменять товар на такой же);
- информирование, что в случае отказа заявитель обратиться за судебной защитой;
- список приложений (копия кассового чека, других документов на приобретенное ювелирное украшение);
- подпись, фамилия и инициалы.
Ответ на претензию должен поступить в течение 10 дней с момента обращения гражданина. Такой срок утверждён в статье 22 закона № 2300-1.
Если представители магазина считают, что данный предмет ювелирного ремесла соответствует установленным стандартам качества, организация обязана за свой счёт провести экспертизу.
Если продавец отказывается менять товар из-за того, что аналогичного изделия нет в продаже, то договор расторгается. Гражданину возвращают деньги.
Сроки возврата
Клиент должен обнаружить брак в течение 6 месяцев после продажи. Более длительный срок может устанавливаться изготовителем или магазином.
Если гарантия на ваше золотое или серебряное изделие закончилась, то гражданин не теряет своего права обменять товар ненадлежащего качества в пределах 2-х лет с даты продажи. В этом случае покупатель будет сам доказывать, что недостатки возникли до момента покупки. Такое правило закреплено в статье 19 закона № 2300-1.
Можно ли вернуть в магазин бижутерию
Обычные украшения (произведенные из НЕдрагоценных металлов и камней) не указаны в постановлении № 55 от 19.01.1998 г. Следовательно, возможен возврат бижутерии надлежащего качества в течение 14 дней с момента покупки.
Если гражданин собирается получить деньги за товар обратно, то изделие должно быть новое: с биркой и без следов носки (не должно быть пятен, царапин и т.д.). В ином случае сделку можно расторгнуть, только если изделие бракованное.
Причины, по которым могут отказать возвращать деньги за ваше украшение
Магазин имеет право не принимать ювелирные предметов, если причиной возникновения недостатков могли стать следующие события:
- материал подвергся химическому воздействию, что привело к изменению цвета;
- кольцо растянули в мастерской, в результате чего сместилась вставка;
- владелец не соблюдал правила ухода за приобретенным ювелирным украшением;
- на предмете видны следы механического воздействия.
Если вещь выполнена из драгоценного металла или включает в себя драгоценный камень, покупатель может возвратить её по месту приобретения только по причине брака.
ИсточникОсобенности возврата золотых ювелирных изделий в магазин
Ювелирные украшения относятся к дорогостоящим покупкам, которые не всегда удается совершить удачно. Часто изделие, понравившееся в магазине, дома оказывается не столь привлекательным, особенно если оно предназначается в подарок человеку, вкусы которого не очень хорошо известны. Но если не знать принципов возврата ювелирных изделий, тогда при повторном походе в магазин можно получить гарантированный отказ.
Не подлежащие возврату товары
В полном перечне непродовольственных товаров, которые не подлежат возврату в магазин, имеется много разделов. В соответствии с девятым пунктом документа ювелирные изделия и обработанные камни относятся к покупкам, которые нельзя обменять или вернуть продавцу, если причина возврата не относится к характеристикам вещи. Другими словами, если украшение не изменило цвет, форму или параметры, то оно не подлежит возврату. Это правило обосновано рядом весомых причин:
- Покупатель может принести поддельную вещь вместо купленной. Определить подделку без специальной экспертизы будет довольно проблематично.
- Стоимость надбавки к закупочной цене изделий из драгоценных металлов, как правило, довольно высока. Продавец потеряет весомую сумму, если каждый человек будет возвращать покупки без уважительных причин.
Из-за этого в большинстве ювелирных магазинов есть правило, по которому поменять или сдать изделия нельзя, если они не имеют брака. Руководствуются владельцы не только личными соображениями, но и буквой закона.
Условия обмена украшений
Часто покупатели задумываются о том, можно ли вернуть ювелирное изделие в магазин и при каких обстоятельствах это удастся осуществить. Сделать это возможно только в том случае, если украшение не соответствует заявленным характеристикам или при его изготовлении были допущены явные дефекты. Брак можно определить как сразу после покупки, так и по прошествии некоторого времени. К дефектам относятся:
- отсутствие указателя пробы;
- металл не соответствует заявленной пробе;
- плохо работают застежки на серьгах, колье или браслете;
- камни некачественно закреплены или выпали в процессе эксплуатации;
- на металлических частях изделий присутствуют сколы, заусеницы и трещинки;
- при изготовлении украшений использовались камни ненадлежащего качества (они слишком мутные, имеют небольшие трещинки или вкрапления, которых быть не должно).
Сроки и документы
Обменять или вернуть украшение можно при наличии веских оснований для этого. Гарантийный срок на ювелирные украшения в соответствии с российским законодательством составляет 6 месяцев. Этот период может быть продлён по желанию производителя. Но если покупателю не был предоставлен гарантийный талон, то условно таким сроком являются 2 года с момента приобретения кольца или другого ювелирного изделия.
Период давности по исковым делам, связанным с украшениями, составляет 12 месяцев.
Решить дело в суде можно в течение года с момента покупки, если возникают какие-либо споры с продавцом.
Вернуть золотое изделие обратно в магазин можно, если покупатель готов представить:
- паспорт или иной документ, подтверждающий личность;
- письменное заявление владельцу магазина с указанием дефекта и желаемого исхода конфликта;
- упаковку украшения и его ярлык;
- талон на изделие с указанием гарантийного срока;
- товарный или иной чек, подтверждающий приобретение вещи именно по этому адресу.
При наличии подозрений, что брак возник по вине покупателя, а не производителя, следует провести экспертизу. Она выполняется за счет магазина, а покупатель на это время получает справку с указанием следующих данных:
- название и адрес магазина;
- данные покупателя;
- вся информация о ювелирном изделии;
- причина проведения экспертизы;
- дата получения вещи;
- данные продавца, принявшего украшение.
О сроках проведения экспертизы клиента обязаны уведомить сотрудники магазина. После получения результатов можно будет разрешить конфликтную ситуацию в пользу одной из сторон.
Правила проведения экспертизы
Определить, подлежат ли обмену или возврату ювелирные изделия, поможет специальная экспертиза. Чаще всего её проводят следующие учреждения:
- Геммологический центр МГУ;
- Государственная пробирная палата;
- независимые лаборатории, имеющие государственную лицензию.
Результаты экспертизы будут отражены в специальном заключении. Если окажется, что дефект появился по вине покупателя, тогда претензии последнего к продавцу будут признаны неправомерными.
Оплата экспертизы по украшению, гарантийный срок которого истек, осуществляется за счет средств покупателя. Но если в результате процедуры будут выявлены дефекты, возникшие по вине магазина или производителя, тогда заплатить придётся продавцу.
Варианты исхода конфликта
При подтверждении вины изготовителя покупатель вправе потребовать обмен изделия или полный возврат денег. Потребитель может воспользоваться следующими возможностями:
- Заменить украшение другим изделием, продающимся по аналогичной цене или дороже. В последнем случае он обязан доплатить разницу. Кроме того, покупатель может приобрети более дешёвый товар, тогда магазин вернёт ему сумму переплаты.
- Отремонтировать изделие за счет магазина или своих средств, которые продавец в дальнейшем компенсирует.
- Вернуть разницу за обнаруженный дефект.
- Сдать изделие в магазин и вернуть деньги за него.
Исключать вероятность возврата украшения в магазин по предварительной договоренности с продавцом также не стоит. Нужно постараться договориться с ним о том, чтобы заменить изделие или отдать его.
Но для этого следует привести убедительные доводы. Многие компании лояльно относятся к покупателям и стараются не упустить ни одного из них, поэтому могут пойти на такие уступки.
Нередко бывает, что покупатель приобретает новое украшение, вернув старое и доплатив определённую сумму сверх стоимости покупки. Некоторые продавцы позволяют обменивать цепочки, кольца и прочие изделия на менее ценные украшения. Чтобы осуществить сделку, в магазин нужно обратиться до окончания гарантийного срока, представив все необходимые документы. Если украшение покупается в подарок кому-либо, то следует заранее договориться с продавцом о замене или возможности сдать его, ведь не всегда можно угадать с размером и вкусами одариваемого человека.
Нарушения правил продажи
Сдать золото обратно в магазин можно и в том случае, когда были нарушены правила продажи. Но перед этим придется ознакомиться с законодательством, иначе придется долго объяснять, почему продавец обязан забрать серебро или золото.
Чаще всего нарушением правил торговли ювелирными изделиями является отсутствие клейма и необходимых сертификатов на драгоценные камни. Также вернуть товар можно, если на нём нет опломбированного ярлыка или необходимой информации.
Нарушением является отсутствие кассового или товарного чека, который продавец обязан выдавать покупателю.
Несоответствие веса изделия заявленному также считается серьезным нарушением, поэтому при обнаружении этого факта можно вернуть золотое украшение в магазин. Эти же правила распространяются на серебряные изделия.
Вероятность отказа
Несмотря на соблюдение всех правил и условий, покупателю могут отказать в возврате или обмене изделия. В этом случае требуется обратиться в органы по защите прав потребителей и написать заявление на имя директора салона, указав статьи закона, которые тот нарушает. В документе при желании можно указать сумму морального ущерба.
Претензию нужно отправить продавцу по почте с уведомлением о получении. Ответ должен прийти в течение месяца в письменном виде. Если реакции не последует, покупатель может обратиться в Роспотребнадзор или суд.
Когда сумма иска не превышает 1 млн рублей, продавец не обязан платить госпошлину. В противном случае ему придется оплатить все судебные издержки. В связи с этим хозяева крупных магазинов стараются решать все проблемы на месте и не доводить дело до суда.
ИсточникКак вернуть ювелирное украшение в магазин
Покупка ювелирных украшений обычно обходится недешево. Поэтому хочется, чтобы драгоценности были качественные и долго радовали своей красотой. А может быть, даже стали семейной реликвией. Но в магазинах при свете ярких ламп, обилии зеркал и шикарного блеска, бывает очень трудно заметить то, что дома видно невооруженным глазом.
Каково же разочарование, когда выбранное украшение не подошло, не понравилось или оказалось бракованным. Часто ювелирные изделия покупают в подарок. А потом, оказывается, кольцо чересчур велико, цвет камня не ваш, браслет царапает руку или колье не подходит к платью.
Как вернуть ювелирное изделие? Нужно взять чек, бирки, гарантийный сертификат и идти в магазин с вашей проблемой. Да, не во всех случаях вам заменят или вернут деньги за покупку.
Подлежит ли возврату ювелирное изделие? По закону нет, но многое зависит от самого магазина и самого изделия
По закону. Гарантия и ремонт ювелирного изделия
Конечно, любые обнаруженные дефекты или неоправданные ожидания малоприятны. Вернуть покупку, которая разочаровала – естественное желание. Но согласно закону возврат ювелирных изделий надлежащего качества невозможен. Поэтому если уже после покупки вам вдруг разонравилось украшение или подарок пришелся не по вкусу, не подошел по цвету камень, форма оказалась не такой – вернуть драгоценность не получится. Но есть один нюанс.
Если вы приобретали ювелирное украшение через интернет-магазин – имеете право вернуть его по причинам: не понравилось, не подошло, не тот цвет и т. д. (п.4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). У вас на это семь дней, при условии соблюдения требований к возврату (товарный вид, упаковка, бирки, документы и т. п.).
На ювелирные изделия производителем по закону должен установить гарантийный срок. Обычно он составляет от 6 месяцев до двух лет, но чаще всего год. Все зависит от вида украшения. В течение этого срока, вы можете рассчитывать на гарантийное обслуживание в магазине, если изделие будет повреждено или что-то с ним случится.
Например, выпадет камень или сломается застежка, вам должны будут произвести ремонт. При этом вашей вины быть не должно. В случае подозрения на брак магазин забирает изделие, проводит экспертизу. Качественное украшение не подлежит обмену.
Если вы повредили украшение в результате удара или неправильного обращения – гарантия не действует. Хотя у некоторых продавцов бывают акции по замене изделия на новое, даже если повреждение произошло по вашей вине в течение, например, месяца.
Более того, многие крупные сети дорожат своей репутацией и всегда идут навстречу потребителям, даже могут обменять украшения, если не подошел размер. Но это не значит, что они должны так делать.
Принесли изделие надлежащего качества – магазин вправе вам отказать в замене или возврате. Но иногда в виде исключения можно вернуть ювелирное изделие в магазин – уточните все условия до покупки или во время нее.
Известные бренды ювелирных украшений могут обменять свои изделия. Но злоупотреблять этим не нужно, так как если сотрудник поймёт что вы брали украшение на короткий срок, например для памятного события, никакого возврата не будет
Многие продавцы включают в гарантийное обслуживание полировку, чистку, подгонку размера колец, закрепку камней и др. Все это вам разъяснят при покупке. Или уточните правила гарантийного обслуживания самостоятельно.
Важно! Некоторые магазины ограничивают число обращений по дополнительным услугам, если они есть.
Продавцы могут хитрить и делать гарантию меньше, чем у завода-изготовителя. Стоит заранее уточнить этот момент. Не выбрасывайте чеки, сертификаты и бирки до окончания гарантии, а еще лучше в течение двух лет.
Потому что по закону, если вы до истечения двух лет обнаружите существенный или неустранимый недостаток в товаре – можно потребовать замены или возврата денег даже за ювелирные украшения (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). Только учтите, нужно будет доказать, что недостаток имел место еще до передачи товара, и вашей вины в этом нет.
При повреждении украшения в результате удара или неправильного обращения – гарантия не действует, что весьма справедливо
Обмен или возврат ювелирных изделий
Итак, вернуть или обменять ювелирные украшения можно только в случае заводского брака, неустранимого или существенного недостатка, который возник по вине продавца или изготовителя. То есть вам продали изделие ненадлежащего качества. Здесь может быть и ситуация, когда вы покупали золото 585 пробы, а по факту это позолота или вообще сплав. В таком случае вам должны вернуть деньги или произвести замену по вашему требованию.
Вы идете в магазин и пишете заявление. Продавец делает экспертизу и по факту подтверждения брака либо меняет, либо возвращает деньги – как вы потребуете. Если делаете замену, и новое украшение стоит дешевле, вам должны вернуть разницу. Деньги возвращаются в течение 10 дней (ст.21-22 Закона о защите прав потребителей). Обычно порядок возврата ювелирных изделий везде одинаков.
Не стоит выбрасывать чеки, сертификаты и бирки в течение двух лет, ведь по закону срок гарантии на изделии составляет именно два года
Редко бывает такое, что продавец не хочет принимать украшение и делать экспертизу. Но если вы столкнулись с этой проблемой, пишите претензию с подробным описанием обнаруженного недостатка, четко изложив свои требования, и обращайтесь в магазин. Претензию пишите в двух экземплярах (если пишете от руки, просто снимите копию). Один экземпляр оставьте у себя, на нем должна стоять подпись с расшифровкой и должностью принявшего ее, дата и печать магазина (если ИП необязательно).
Если магазин сделал экспертизу, с которой вы не согласны – можно обратиться к независимому эксперту. Продавец будет обязан вам возместить все расходы при экспертном заключении в вашу пользу (заводской брак). В противном случае вам придется возмещать расходы продавцу по его требованию.
Вы всегда можете обратиться в независимому юристу и проконсультироваться – можно ли вернуть ювелирное изделие в вашей конкретной ситуации или нет. На сегодняшний день много компаний предлагают бесплатные первые консультации для клиентов. Стоит обратиться к ним, хотя бы для того, чтобы проверить насколько выигрышна ваша ситуация.
Способы вручить претензию продавцу
Случается, что в магазине вашу претензию брать отказываются, мотивируя тем, что это не гарантийный случай или настаивая на их форме заявления, которая вас не устраивает. Тогда есть 3 способа вручить претензию продавцу:
- Пригласить двух свидетелей. Лучше зовите знакомых, но не родственников – возможно, вам придется отстаивать права в суде. Оставляйте претензию в магазине при свидетелях и на своем экземпляре делайте пометку – продавец (указываете его должность, ФИО, наименование магазина) отказался принять претензию, но она оставлена при свидетелях (указываете ФИО), ставите дату, время и подписи.
- Отправить заказным письмом, обязательно с уведомлением и лучше с описью. Только обратите внимание, что отправлять нужно и на юридический адрес, и на фактический – если они не совпадают. По этому поводу есть разъяснения Верховного суда: когда письмо отправлено по адресу регистрации юридического лица, но вернулось с отметкой об истечении срока его хранения, то есть не получено по факту (бывает специально), письмо все равно считается полученным. Уведомление с такой пометкой станет письменным доказательством получения претензии.
- Самый затратный способ – доставить претензию курьером.
Продавец обязан ответить в течение 10 дней. Если ответа нет – можно обращаться в суд. По решению суда с продавца взыщут все расходы: на юриста, экспертизу, курьера и другие.
Случай из судебной практики
В Нижегородское общество по защите прав потребителей обратилась жительница Нижнего Новгорода. Она приобрела в ювелирном магазине «Золотой» у ИП Столбова М.Ю. золотую цепочку стоимостью 15 тыс. руб.
Во время примерки в магазине она не заметила, что ювелирное изделие с браком. Дома цепочка стала сильно царапать ей кожу шее. Тщательно осмотрев покупку, она заметила зазубрины и сразу же обратилась к продавцу с претензией. Но в магазине ее претензию не удовлетворили, отказав в требовании вернуть деньги за бракованную цепочку. Причем несколько раз (жительница Нижнего Новгорода написала не одну претензию).
Тогда покупательница пошла в общество по защите прав потребителей и подала жалобу на магазин. Пришлось требовать деньги через суд. Юрист общества был представителем пострадавшей гражданки.
Суд удовлетворил иск и постановил взыскать со Столбова М.Ю. в пользу потребительницы не только стоимость золотой цепочки, но и неустойку в размере 17 тыс. руб., компенсацию морального вреда в размере одной тыс. руб. и штраф в размере 12 тыс. 500 руб.
Если вы твердо уверены, что вам продали некачественное или бракованное ювелирное изделие, не нужно думать, подлежат ли возврату ваши серьги или колье – идите и смело защищайте свои права.
При покупке будьте внимательны, проверяйте ювелирное украшение тщательно, смотрите пробы, целостность пломбы, сведения о заводе-изготовителе, ознакомьтесь с условиями гарантии и возврата.
Источник