Мрамор в интерьере: принципы применения натурального камня
Мрамор – уникальный отделочный камень, способный при должном уходе прослужить десятилетия. Благородный внешний вид полированного камня привлекает не только эстетов, а и тех, кто привык инвестировать в практичные отрасли своей жизни. Используя мрамор в интерьере загородного дома, квартиры или таунхауса, мы избавляемся от необходимости ремонта на ближайшие 70 лет.
Греки первыми оценили великолепие дикого камня. Блеск готового отделочного материала и абсолютная гладкость подчеркивают уникальность горной породы. Камень переливается даже в полумраке
Виды и особенности мрамора
Черный, белый, зеленый, розовый – натуральный мрамор в интерьере дизайнеры используют и в качестве основного облицовочного материала, и в качестве акцентов, украшая часть стены, оформляя камины и мебель.
Камень экологичен, а от примесей в его составе зависит цвет: темный, с прожилками или светлый. На оттенки минерала влияет месторождение. Подробнее об этом мы писали ранее.
Мрамор – это роскошь, но… Как помыть такой пол и не повредить?
Мрамор – конечный продукт кристаллизации известняка или доломита. Процесс нагрева и прессования происходит миллионы лет, позволяя на выходе получить природные глыбы высокой плотности. Кроме базовых веществ в состав дикого камня входят: полевой шпат, кварц, халцедон, гематит, каолин, лимонит.
- Плотность – 2600-2800 кг/м³
- Пористость – 0,6-3,3 %.
- Водопоглощение – 0,15% – 0,5%
Разнообразие природных расцветок позволяет использовать мрамор в интерьере, адаптируя формы и толщину слэбов под параметры и стилистику комнат.
Розовый, оранжевый или красный мрамор – результат преобладания в составе оксида железа, в желтом больше лимонита или карбоната марганца, в черном – примесей сульфита железа, а графит или битум в составе окрашивают камень в черный, голубой и серый цвет. Рисунок минерала уникален – в природе вы не встретите одинаковые камни. Хотя конечный орнамент зависит не только от структуры глыбы, но и метода распила.
Помимо дикого камня в интерьерах используют мраморную крошку, связанную полимерными смолами. Искусственный агломерат прочный, но лишен уникальных свойств натурального мрамора.
Преимущества натурального мрамора в интерьере
- Камень хорошо поддается обработке: резке, полировке, резьбе и гравировке, благодаря чему из него получаются барельефы, колонны и др. изделия сложных форм.
- Имеет высокую плотность – устойчив к механическим повреждениям и истиранию.
- Долго остается в первозданном виде. Первые признаки старения при правильной эксплуатации могут появиться спустя 80-100 лет.
- Большой выбор расцветок позволяет сочетать плиты дикого камня между собой, создавая эксклюзивные дизайнерские панно и мозаику.
Термо- и влагоустойчив– не растрескивается при минусовых температурах (выдерживает 30 циклов полной заморозки), не выцветает «на солнце». Благодаря этим особенностям мрамор используют не только в интерьерах, но и в ландшафтном дизайне и облицовке фасадов.
Мрамор. Коротко о главном.
Минусы мрамора
Специфические недостатки дикого камня связаны со сложностью его подготовки. Для распила, подрезки, шлифовки и монтажа понадобится специальное оборудование и опыт. Оснащение и многолетняя практика Domoff Group позволяют предложить клиентам индивидуальный проект. Загляните в портфолио, чтобы найти уникальное решение для своего дома!
Правила ухода
Мрамор прекрасно очищается – свежие следы жира (например, на кухонной столешнице) легко убрать обычной текстильной салфеткой, смоченной в растворе мыльной воды. Для полировки в домашних условиях используют замш, а в выведении стойких пятен помогут специальные средства. Если же мраморного изделие потеряло блеск, воспользуйтесь профессиональной помощью.
Мрамор в интерьере: дикий камень в стилистическом сопровождении
Разнообразие природного рисунка каждый год открывает новые возможности в подборе стилистических проектов. Современные интерьеры принимают мрамор в комбинации с деревом, металлом, декоративной штукатуркой.
Вечная классика
Слияние практичности и роскоши. Мраморные лестницы, камины, статуэтки – преимущественно светлой палитры в классике гармонично сочетаются с деревом, изящными аксессуарами и мягкой мебелью сложных форм.
Вычурный барокко
Изобилует патинированными, инкрустированными и барельефными декоративными элементами. Для интерьеров барокко характерны арки, колонны, пилястры, подоконники из резного мрамора. Мраморные полы и массивная лестница – подчеркнут роскошь остальных предметов. В содружестве с диким камнем используют диваны с позолотой, антикварные и вещи из лимитированных линеек.
Величественный классицизм
Богатство стиля выделяют: сложная геометрия многоярусных потолочных перекрытий, мраморные колонны, фонтаны, камины, массивные хрустальные люстры и зеркала. Помимо главных тенденций, стиль привязан к светлой гамме и текстильным аксессуарам. В классицизме вы встретите гардины, портьеры с бахромой и ламбрекенами – шелковые или атласные с декоративными держателями.
Уютный прованс
Предлагает нам помещение, наполненной светом и сельской романтикой. Мрамор в интерьере чаще представлен плитами правильной квадратной формы белого, бежевого, кремового, коричневого или терракотового (вариант для Итальянского прованса) колера.
Казалось бы, как глянцевая плитка может сочетаться с состаренными предметами мебели, композициями из живых цветов или текстилем ручной работы. Но мрамор и здесь показывает себя превосходно, стирая некоторую небрежность и внося эстетику и аккуратность в сельский стиль.
Ультрасовременный модерн
Комбинирует классические элементы и актуальные тенденции. В дизайне одновременно уживаются нестандартные узоры и вычурные формы, строгая геометрия, и современные интерьерные изделия из стекла, дерева и металла. При оформлении можно выбрать любую цветовую гамму, главное – удержать единство всех элементов.
Высокотехнологичный хай-тек
Функционален, и не приемлет декоративной атрибутики. Мрамор в интерьере хай-тек, как и другие отделочные материалы, дизайнеры используют в оформлении пола или облицовке стен, ниш, столешниц. Основная палитра стиля – черно-белая, которая при желании может быть разбавлена яркими штрихами.
Строг, дерзок и рационален – все это про хай-тек. Глянцевый блеск мрамора подчеркнут высокие потолки и окна большой обзорности в новых , хай-тек домах
Природный эко – стиль
Тяготеет к естественным материалам, правильным формам и натуральной цветовой гамме. В эко-интерьере минимум контрастов, при этом – они также выполнены в естественной для природы палитре: светло-коричневой, серой, бежевой. Универсальное решение для квартир и загородных домов – сочетание мрамора и дерева в интерьере.
10 восхитительных примеров оформления интерьера мрамором
Мрамор – лучший помощник в реализации нетривиальных дизайнерских проектов. Если вы пока не определились со стилем, команда Domoff Group подберет для вас индивидуальный дизайн и воплотит любые фантазии в оформлении интерьера.
Создаем интерьеры из известняка, мрамора, гранита или травертина. В портфолио наших интерьеров ванные комнаты, подоконники, лестницы, столешницы и полы из натурального камня.
Мраморная кухня: фото-образы интерьера
Лаконичные формы и сдержанные расцветки большинства кухонь заставляют искать уникальные варианты декора. С мрамором этого не нужно. Натуральный камень – материал со своим характером, а его глубокая сложная расцветка естественно смотрится в любом стиле, питая пространство природной эстетикой. В интерьерах современных кухонь минералом облицовывают полы и стены, вырезают столешницы, оформляют защитный фартук и украшают главную зону кухни – стол.
Среди компаньонов для кухни характерны дуэты и даже три: сочетание мрамора и дерева в интерьере; сочетание мрамора, дерева и латуни; сочетание мрамора, штукатурки и металла – в качестве акцентных элементов.
Белый мрамор в интерьере подчеркивает премиальную мебель современной кухни, а мозаичная укладка – больше подойдет для романтических стилей: прованса, бохо, классицизма. В содружестве с хромированными деталями интерьера и светлой мебелью хорошо «звучит» белый, песочный, светло-серый мрамор.
Интерьер современных прихожих, и ванных комнат: мрамор на полу и стенах
В прихожей, как и в ванной на первый план выходят практичные характеристики отделочного материала. Поверхности в этих комнатах постоянно подвергаются воздействию влаги, грязи, химическим и механическим факторам. Если выбирать натуральный камень с зеркальным блеском, то мрамор смотрится наиболее эффектно, да и в уходе проблем не вызывает.
Мрамор легко очистить, он не пропускает влагу и долго служит
Мраморный пол считается признаком хорошего вкуса. Выглядит стильно, служит долго и сочетается с большинством отделочных панелей. На выбор камня для «мокрых» зон прихожей, санузла и ванной влияет общий дизайн дома – все комнаты лучше выполнять в единой стилистике.
Мрамор прекрасно зарекомендовал себя в отделке помещений большой влажности: ванных, санузлов, бассейнов, бань – натуральный камень не поглощает влагу.
Гостиная: нетривиальные решения в интерьере
Изначально мрамором украшали высокие и габаритные гостиные в частных домах. Новые идеи дают декораторам свободу творческой мысли, показывая, как восхитительно мрамор подчеркивает красоту и больших, и маленьких комнат. Мрамор в интерьере гостиной выступает не только основным, но и акцентным материалом, добавляя грандиозности даже блеклому помещению.
Мрамор в облицовке камина
В качестве интерьерного элемента черный или белый мрамор используют в отделке камина. В этом плане термостойкий натуральный материал привлекателен не только эстетически – камень медленно нагревается и так же медленно остывает, сохраняя надолго тепло в доме. Камины с открытой топкой – наиболее популярны в интерьере частных домов и коттеджей. Они подчеркивают символический смысл дома как семейного очага. Но и в современных вариантах: таунхаусах, домах хай-тек, двухуровневых квартирах мраморные камины гармонично вписываются в выбранную стилистику.
С урбанистическим характером интерьера сочетаются камины и грубы, до верха облицованные мрамором. Фрезеровщики Domoff Group, согласно проекту, выполнят матовый или полированный мраморный портал под размер топки вашего камина и предложат декоративные доборные элементы – в зависимости от выбранного дизайна.
Благодаря характерным прожилкам и множеству оттенков, включая белый, серый, розовый, зеленый и черный, мрамор занимает лидирующие позиции среди других минералов. Его эстетическая ценность достигла такой высоты, что некоторые производители фарфоровых, ПВХ, полипропиленовых и пр. изделий стремятся имитировать природный рисунок дикого камня. Хотя и безуспешно. Присоединиться к владельцам уникального интерьера сегодня можете и вы – напишите нам, мы обязательно предложим что-то особенное.
Ванные комнаты, полы, подоконники, лестницы и отдельные элементы фасада из камня. Листайте портфолио, вдохновляйтесь, берите на заметку.
ИсточникМрамор: свойства и разновидности камня
На отделку Исаакиевского собора ушло около 43 различных материалов: гранит, мрамор, бронза, дорогие поделочные камни и прочее. Одного золота использовали около 400 килограмм, а бронзы и того больше – 1000 тонн. Материалы привозили со всей страны и даже из-за границы: Финляндии, Италии, Франции. Но благородный заграничный мрамор дорог, поэтому его использовали только для внутренней отделки. Внешние стены собора облицованы местным камнем из Карелии.
Карьеры близ села Рускеале – первые разработки мрамора в России. Но первыми здесь начали добычу камня шведы в XVII веке, когда эта территория ещё принадлежала им. Во время Северной войны земли отошли России, и добыча на время была остановлена до 1769 года, пока Екатерина II не подписала указ о возобновлении работ. Это было очень кстати, ведь строящийся Петербург требовал много камня. Здесь добывали белые с прожилками, серые и серо-зелёные плиты, которые и пошли на строительство Исаакиевского собора.
В XX веке грунтовые воды стали затапливать карьер, поэтому добыча стала не рентабельна. Сейчас в Рускеале создан горный парк, впечатляющий своей красотой.
Особенно красиво озеро с отвесными мраморными берегами. Если взять напрокат лодку, то можно полюбоваться кристально чистой водой, побывать в гроте и затопленной штольне. Если же идти сухопутной тропой, то есть шанс увидеть бывшие каменоломни, откуда выпиливали камень. На гладких мраморных стенах проступает затейливый рисунок. Всё это обрамлено карельским лесом.
Как не сложно догадаться, в очередной статье речь пойдёт о мраморе. О нём принято думать как об отделочном камне. Люди, близко знакомые с искусством, ещё вспомнят античные скульптуры. При этом мало кто знает о его магической силе камня. Между тем она есть.
Но об этом позже.
Физико-химические свойства
Мрамор – метаморфическая горная порода. Она начала образовываться в эпоху мезозоя, примерно 2,5 – 4 миллиарда лет назад в результате перекристаллизации кальцита или доломита. Это значит, что исходная порода (чистый карбонат кальция или в соединении с магнием) на протяжении тысячелетий претерпевала изменения.
Она нагревалась под действием магмы, остывала, уплотнялась под действием высокого давления, пропитывалась минеральными растворами. Это привело к полной спайке зёрен, из которых состояла первоначальная горная порода. Состав при этом не меняется. По содержанию CaCO3 выделяются две группы:
- кальцитовый: карбонат кальция (кальцит) 95-99%, карбонат магния (доломит) до 4%, незначительные примеси окисла железа;
- силикатный: карбонат кальция 50%, карбонат магния 35-40%, диоксид кремния (кремнезём) до 25%.
Чистый мрамор однородно окрашен в серый, белый или желтый цвет, а тонкие пластины просвечивают. Более редкие окраски возникают из-за примесей оксидов, органических соединений, других минералов. Узнаваемая черта мрамора – волны и полосы. Они возникают из-за неравномерного проникновения окрашивающих соединений.
- графит, битум – серый и голубой цвет;
- оксид железа – красный цвет и все его оттенки;
- хлорит – зелёный цвет;
- сульфид железа – чёрный цвет с синим оттенком;
- лимонит – жёлтый.
Иногда перекристаллизация происходит не полностью. Такую породу называют мраморовидный известняк. Основное его отличие – наличие в структуре остатков растений и животных. На изломе можно видеть раковины моллюсков или веточки кораллов.
Свойства мрамора указаны в таблице:
Цвет | Белый, зелёный, жёлтый, бурый, чёрный, розовый, синий, голубой и их оттенки |
Блеск | Стеклянный |
Прозрачность | Просвечивающий, непрозрачный |
Твёрдость по шкале Мооса | 3-4 |
Удельный вес, гр/см 3 | 2.7 |
Взаимодействие с кислотами | Вскипает в соляной кислоте |
Водопоглощение, % | 0,15 – 0,5 |
Из-за высокой спайности зёрен материал хорошо полируется до зеркального блеска. Мягкость и прочность позволяют вырезать из него даже мелкие тонкие детали. Также он не впитывает воду и устойчив к перепадам температур. Это всё сделало его популярным в камнерезном искусстве и строительстве.
Применение
Мрамор по сравнению с другими минералами легко добывать и обрабатывать. Это свойство оценили ещё в античные времена. Первыми мрамор в строительстве начали применять Греки. Особенно они любили белый просвечивающий мрамор. Например, Парфенон целиком сделан из белоснежного пантелийского мрамора.
Но на солнце он желтеет из-за примесей железа, потому руины не столь ослепительны как раньше. Ещё один пример – храм Артемиды в Эфесе.
Римляне тоже любили мрамор и использовали его для строительства бань, мавзолеев, храмов. Но римляне относились к камню бережнее. Вместо цельных блоков они применяли небольшие плиты, которыми облицовывали стены, сделанные из более дешёвого материала.
Мрамор — любимый материал Микеланджело. Одна из самых известных мраморных скульптур – статуя Давида.
Современное применение таково:
- внутренняя и внешняя отделка зданий;
- наполнитель бетона, штукатурки, строительной пасты;
- изготовление деталей мебели;
- декор интерьера;
- мозаика и плитка;
- фонтаны, бассейны;
- скульптуры и барельефы;
- панели распределительных щитов.
Также во многих отраслях применяется мраморная мука:
- стекло для фармацевтической промышленности;
- компонент бумаги;
- компонент шпатлёвки, грунтовки, затирки;
- краситель для пластмасс;
- компонент абразивных чистящих средств;
- известковое удобрение.
Это только небольшая часть областей применения.
Разновидности
Мрамор классифицируют по строению, цвету, рисунку.
- простой – чистый мелкозернистый кальцит с равномерной окраской;
- брекчиевый – обломки породы крепко сцементированы между собой. Хорошо просматриваются границы составных частей;
- составной – перемежающиеся слои кальцита и других минералов: хлорита, серпентинита, талька;
- раковинный – раковины доисторических моллюсков, плотно скрепленных известняком.
Выше мы уже сказали, что с точки зрения минералогии не всё из перечисленного относится к мрамору. Но в производстве и искусстве часто не вдаются в подробности.
Простой мрамор чаще всего используется для изготовления предметов интерьера, изделий и скульптур. Он красиво смотрится, легко поддаётся резке и при этом долго служит. Остальные породы больше применяются в строительстве, поскольку отличаются сверхпрочностью и необычной текстурой.
По окраске разделяют на несколько основных цветов, хотя при этом существует множество оттенков:
- белый. Он используется для создания статуй. Больше всего в античности ценился пластинчатый мрамор с острова Парос. Он отличался крупнозернистой структурой и тёплым желтоватым цветом. Это единственная разновидность, которую в древности добывали подземным способом. Из-за этого он был дорогой. Позже были открыты месторождения близ города Каррару и на горе Пантеликон. Материал из этих мест отличается чистой белизной. Чуть дешевле белые камни с голубыми прожилками, красным оттенком или зелёными пятнами;
- чёрный. Древние греки предпочитали белоснежный мрамор, а древние римляне чёрный. Он был настолько востребован, что природных камней не хватало, поэтому стали окрашивать белые сорта. Известно два крупных месторождения чёрного мрамора: в Пергаме и в Карраре;
- красный. Эта разновидность вошла в моду при Людовике XIV. Особенно полюбились знати сорта мрамора с серых и фиолетовых волн. Он шёл на отделку мебели, каминов и колонн. Добывали его в Пиринеях. В испанской Тортозе добывали красный мрамор, усеянный мелкими остатками древних раковин;
- жёлтый. Это ещё один вид, любимый римлянами. Жёлтый мрамор ввозили из Африки. Долгое время месторождения этого мрамора были заброшенными и открылись вновь только в XIX веке;
- зелёный. О нём знали ещё в Древнем Риме, но популярен стал только во Франции в XVIII веке;
- фиолетовый. Редкий вид, который почти не упоминается в древних документах и почти не добывается сейчас;
- голубой. Ценность таких видов невысока. Ярко-голубой камень почти не встречается. Чаще всего это серый камень с голубоватыми разводами или прожилками;
- серый. Это самая распространённая порода и самая дешёвая.
Лечебные свойства
В нетрадиционной медицине мраморные шарики используют для массажа. Это лечит заболевания костей и суставов, снимает мышечные зажимы, избавляет от варикозного расширения вен.
Также в лечебных целях применяют кулоны и браслеты с вставками из мрамора:
- нормализует давление;
- снижает потливость;
- лечит органы дыхания;
- избавляет от стресса и тревожности;
- избавляет от бессонницы и кошмаров;
- нормализует работу желудочно-кишечного тракта.
Мрамор состоит из кальцита. Часто встречаются рецепты снадобий на основе мраморного порошка или настоев на камне. Лучше с подобными лекарствами не экспериментировать, поскольку кроме чистого кальцита в мраморе много примесей других минералов, которые могут нанести вред организму.
Магические свойства
Мрамор – камень любви и семьи. В Древней Греции он посвящался богине Афродите. Считалось, что он притягивает любовь и помогает создать крепкую семью. Также он охлаждает страсти, что помогает супругам сохранить верность друг другу и наладить гармонию в отношениях, избавит от ссор. Супруги станут сдержанными не только в действиях, но и в словах.
Любые споры и разногласия в семье будут решаться мирными переговорами, а не бурными скандалами.
Талисман из мрамора необходимо иметь в каждом доме, чтобы в нём царила любовь и взаимопонимание. Молодым парам это поможет обзавестись потомством.
Ещё одно свойство, открытое ещё в античности – защищать от злых духов. В Риме верили, что в дом, облицованный мраморными плитами не проникнет нечисть, а злой человек не сможет навести порчу.
Подобные верования есть и в Индии. Считается, что мрамор – связующее звено между душой человека и духами. Через фигурку из этого камня можно общаться с иными мирами и руководить путешествиями своей души.
Современные эзотерики советуют носить при себе кусочек мрамора тем, кто по роду службы должен много общаться. Камень успокаивает, снимает стресс и напряжение. Это помогает подходить к любым переговорам разумно и принимать решения взвешенно, без эмоций. Также камень делает своего обладателя красноречивым и убедительным.
Ещё одно положительное свойство камня – очищать хозяина от дурного воздействия чужой энергии. В связи с этим мрамор подойдёт людям, которые часто сталкиваются с чужим горем и проблемами или общаются с негативно настроенными личностями. Это талисман учителей, продавцов, врачей, юристов, полицейских. Он защитит от эмоционального выгорания.
В качестве талисмана лучше выбирать небольшие фигурки, изображающие тотемное животное. Цвет подбирается либо интуитивно, либо по дате рождения. Мрамор быстро проникается эмоциями и энергией хозяина, привыкает к нему. Для лучшего взаимодействия можно провести ритуал:
- очистить поделку в проточной воде или соли;
- высушить на солнце;
- подержать фигурку в руках, представляя, как энергия перетекает из рук в камень;
- рассказать камню о своих целях, желаниях, проблемах так, чтобы дыхание касалось поверхности.
Покупать следует только фигурку из натурального мрамора. Искусственный камень не обладает силой и в энергетическом плане может только навредить. Сейчас имитации мрамора настолько качественные, что даже специалист без специального оборудования не сможет отличить подделку. Чаще всего искусственный мрамор делают из смеси каменной крошки, портландцемента (или смолы), красителя. По своей сути это не искусственный, а восстановленный камень.
Натуральный мрамор определяют по таким признакам:
- плохо проводит тепло, поэтому после прикосновения ещё долго остаётся холодным;
- имеет большую плотность, соответственно и весит больше при одинаковом размере плиты;
- от капли кислоты шипит и пузырится;
- царапается стальной иглой;
- излом имеет кристаллическую структуру;
- под увеличительным стеклом заметна матовость поверхности.
Мрамор – не только строительный материал. Светильники, панно, мозаики, фигурки станут украшением дома и сильным талисманом.
ИсточникКамни средней твердости (мрамор)
Это один из благороднейших материалов, обладающих только ему присущими особенностями. За многие века истории ваяния этот материал не нашел себе равных и должен быть причислен к уникальным скульптурным материалам. Работая в мраморе, греческие скульпторы достигли наивысшего мастерства и виртуозности.
Они выработали приемы обработки этого материала, отвечающие его пластическим свойствам. Античный мир не только открыл этот материал для ваяния и разработал технику его обработки, но и показал на огромном количестве скульптурных произведений богатейшие пластические возможности, которые таятся в нем. Последующие эпохи по существу не внесли почти ничего нового в технику обработки мрамора.
Глубокая и безукоризненная белизна мрамора позволяет сочетать одновременно твердость и нежность, одухотворенность и теплоту в произведениях скульптуры.
Ровная мелкая зернистая фактура, хорошая обрабатываемость позволяют придавать ему формы более тонкие, легкие и богатые деталями. Мягкий блеск шлифованной поверхности прекрасно передают плотность и фактуру человеческого тела.
Пластичность мрамора. Огюст Роден считал белый мрамор лучшим пластическим материалом, в котором единственно можно передать силу и красоту человеческого тела. Роден высоко ценил в материале цвет, который подбирался в соответствии с композицией произведения.
Создавая бюст Виктора Гюго, Роден для работы избрал белый мрамор, т.к. читал, что Гюго даже в старости сохранил атлетическое телосложение, благородство форм. Этого нельзя сказать о Бальзаке, похожем на тучного, коренастого, широкоплечего монаха.
Роден знал мрамор так, как теперь его никто не знает. Для человека с кипучим темпераментом очень трудно работать над холодным мрамором, если ему не удалось с самого начала вдохнуть в него душу. Разбудить в нем жизнь – говорил Роден – вот здесь источник творческой радости для скульптора, которого мрамор захватил с самого начала и повел к намеченной цели. Надо ощущать монументальности в каменном блоке, и скульптор должен руководствоваться внутренней жизнью камня в своей творческой работе.
«Боги дремлют в глубине мраморных глыб», говорил Микеланджело.
Светопроницаемость мрамора. Важнейшим свойством белого статуарного мрамора является его светопроницаемость. Свет, проникая через мрамор и отражаясь от его поверхности, обогащается тончайшими оттенками и создает еле ощутимый ореол вокруг скульптуры. Это объясняется тем, что кальций, составляющий мрамор, по оптическим свойствам обладает высоким преломлением света, даже на срезах дает высокую интерференционную окраску.
Способность белых мраморов пропускать свет на некоторую глубину не только усиливает снежную белизну мрамора, но создает иллюзию теплоты человеческого тела. По светопроницаемости лучшими мраморами считаются греческие и итальянские. Паросский мрамор пропускает свет на глубину до 3,5 см и, наконец, один из лучших мраморов – каррарский (имеющий сахаровидное строение) — пропускает свет на глубину до 4см.
Светопроницаемость мрамора не зависит ни от величины, ни от строения зерен мрамора. Она объясняется одинаковый ориентировкой оптических осей кристаллов кальция или доломита, составляющих мрамор, при этом примеси других минералов, даже в самых незначительных количествах, не только резко снижают просвечиваемость мрамора, но в подавляющем большинстве делают мрамор глухим и холодным.
Физико-механические свойства мрамора. Мрамор представляет собой горную породу, образовавшуюся в результате перекристаллизации обычных доломитных известняков, находившихся под большим давлением.
Мрамор относится к метаморфической горной породе и состоит в основном из зерен кальцита или доломита, тех и других видов зерен, связанных между собой без какого-либо цементирующего вещества. Строение мраморов бывает двух видов – с зубчатой и мозаичной связью зерен. Наиболее распространенной примесью в мраморах являются лимонит и пирит. Окисляясь на воздухе, они образуют на мраморах ржаво-желтые и бурые пятна. Механическая прочность мраморов (при сжатии) колеблется в пределах от 500 до 1900 кг/см2, на изгиб от 47 до 320 кг/см2.
В водонасыщенном состоянии механическая прочность мрамора понижается незначительно. Механическая прочность мраморов зависит от их структуры и однородности состава. Включение кварца, независимо от строения и однородности состава, обычно придает мрамору более высокую прочность.
Твердость мрамора зависит от величины зерен. Крупнозернистые мраморы менее тверды, чем мелкозернистые.
Мраморные известняки трудоемкие в обработке. Вообще же мраморы относятся к числу легко обрабатываемых скульптурных каменных материалов.
Белый мрамор. Классическим статуарным мрамором является белый мрамор, состоящий из чистого кальцита или доломита. Этот вид мрамора ценится очень высоко и относится к сравнительно редко встречающимся каменным скульптурным материалам.
Распространению мраморной скульптуры в античном мире способствовало значительное количество мраморных месторождений в Древней Греции, большинство которых давало скульптурный материал исключительно высокого качества. В Греции наиболее богатая мрамором провинция Аттика. Нижние пласты аттического мрамора белые, верхние – серого и синевато-серого цвета.
Классическим белым мрамором был и остается каррарский (почти чистый карбонат кальция 98-99% CaCO3). Карьеры расположены в отрогах Апуанских Альп, вблизи города Каррары. Этот мрамор завоевал славу во всем мире. Им пользовались многие русские скульпторы XVIII и XIX веков. Каррарский мрамор так славился, что в Карраре времен Наполеона I была основана Академия скульптуры.
Кроме того, в Карраре расположены многочисленные мастерские, принадлежащие скульпторам разных стран.Из каррарского мрамора Торено Микеланджело создал ряд скульптур: «Давида» (Флоренция), группу «Пьете» и фигуры в Соборе св. Петра в Риме и другие. Этот мрамор использовали для своих работ Шубин, Антокольский, Роден, Канова, Торвальдсен и другие скульпторы.
Особой известностью пользовался белый мрамор – паросский, с острова Парос. Этот статуарный материал является более древним.
Цветной мрамор. В античное время цветной мрамор применяется сравнительно редко. Его широкое применение относится к позднему времени.
Цветной мрамор в античное время добывался в Греции и Малой Азии. Добываемый мрамор имел различные цвета. Так, на острове Эвбея добывали мрамор светло-черный, зеленоватый, желтоватый и красноватый. Черный мрамор добывался в Пергаме, где добывался и Фригийский мрамор, отличавшийся пестрой окраской (белый с фиолетовыми прожилками).
Пластическая обработка из цветного мрамора несколько отличается от пластической обработки из белого мрамора. Отличием являлась подчеркнутая пластика цветного мрамора. Темные мраморы требовали усилия светотеневых решений, что необходимо при моделировании скульптуры, которая часто рассматривалась на значительных расстояниях.
Для декоративной скульптуры применяется красный мрамор (часто использовался для вакхической скульптуры и декоративных рельефов). Серый и голубовато-серый мрамор, в отличие от желтого и красного, был распространен не только в позднюю эпоху, но и в эпоху архаики.Черный и черно-синий мрамор использовался для передачи цвета кожи негров. В такой скульптуре обычно белки глаз делались из белого мрамора, а зрачки из черного мрамора.
Декоративные свойства цветных мраморов. По разнообразию окраски и рисунка мрамор занимает первое место среди декоративных каменных материалов.
По текстуре различают следующие основные виды мраморов:
- массивная (полное отсутствие следов первичных слоев);
- слоистая (полосчатая) – чередование слоев различного цвета и зернистости;
- слойчатая (изогнутые плоскости сланца);
- сланцеватая (относительно параллельное расположение частей мрамора);
- брекчиевидная и конгломератная (угловые обломки или галька сцементированы мелкозернистой массой).
Цвет мрамора зависит от окрашивающих его примесей. К ним относятся: окислы железа или марганца (окрашивающие мрамор в красный, розовый, желтый, коричневый цвета и в разные оттенки этих цветов). Присутствие даже десятых долей этих окислов вызывает интенсивную окраску мрамора.
Черные и серые цвета мрамора объясняются микроскопическими вкраплениями углерода в виде чешуйчатого графита или углистых веществ, а в некоторых случаях такая окраска вызывается скоплением гематита.
Обрабатываемость мрамора. Важнейшие свойства мраморов – их способность подвергаться полированию. Это зависит от чистоты породы, ее твердости, структуры.
Мелкозернистые мраморы обладают более высокой твердостью и полируются лучше, чем крупнозернистые того же состава. Полированный мрамор более интенсивно выявляет окраску и текстуру камня. При наличии примесей твердых минералов в мраморе, в частности, зерен кварца, полированная поверхность получается тусклой. Выветренный мрамор или мрамор с включениями минералов полировку не принимает.
Блочность. Блоки мрамора не должны иметь явных или скрытых трещин, следов выветривания, прослоев мягких включений, прожилок, легко поддаваться обработке. Следует отметить, что белый статуарный мрамор может представлять не весь карьер, а лучшую его часть. Только выборочным путем можно выделить лучшие мраморы.
Деформация мрамора. Известна деформация мраморных плит, находящихся на открытом воздухе. Это относится к барельефной мраморной скульптуре, а также к различным видам памятных мраморных досок, укрепленных на фасадах домов. Степень деформации мраморных досок и плит иногда достигает значительных размеров. Это зависит от особенностей среды, строения мрамора и других условий.
Плиты из мрамора и известняка должны храниться в закрытых складах на специальных подмостках.
Выгибание мраморных досок и плит многие исследователи объясняют наличием в мраморе пирита, который, разлагаясь, образует серную кислоту, нарушающую связь между зернами. Другой причиной выгибаемости мраморных досок и плит является проникновение внутрь мрамора влаги, содержащей серную кислоту. Выгибание мрамора объясняется нагреванием внешней стороны плиты.
Испытания плит с полированной и шероховатой поверхностью показали большую вытянутость на полированной стороне.
Предупреждение изгибаемости. Для предупреждения изгибаемости мраморных досок следует укреплять при установке так, чтобы в местах крепления досок болтами оставались пазы, доски должны быть отодвинуты от стен для равномерного водопоглощения и водоотдачи, либо крепить плиты на вяжущем растворе.
В античное время для предохранения мраморных статуй от разрушения мрамор натирали воском.
Изменяет свой внешний вид и широко известный скульпторам каррарский мрамор, который под действием влаги теряет полировку и темнеет.
Рисунок и текстура. Цветные мраморы наиболее нестойки. Текстуре – красоте и разнообразию расцветки, к сожалению, почти всегда сопутствует ухудшение физико-механических свойств материала, так как нередко линии рисунка и есть скрытые трещины, а цветное пятно является местом наименьшего сопротивления для агрессивных агентов и выветривания.
Источник