Муранское стекло — удивительно пластичная и податливая разновидность стекла, оно может принимать любую, даже самую причудливую форму. Главный секрет мастеров-стеклодувов с острова Мурано — ручная работа, никакой автоматизации. Они буквально творят собственным дыханием
Источник: historicus.ru
Уже много веков это стекло известно по всему миру. Ещё в 1291 году городской Венецианский Совет решил вынести все стекольные мастерские на отдельный остров, чтобы уберечь деревянную тогда Венецию от пожаров, которые могли быть вызваны раскалёнными горнами мастеров Причём стеклодувам запрещено было покидать этот остров. Так за столетия в Мурано в собственном котле сварился уникальный художественный стиль и родилось то самое качество знаменитого муранского стекла
Источник: Pinterest
Главный инструмент мастера — стеклодувная трубка. По-итальянски она называется «канна» (canna в переводе — «тростинка»). Стеклодув опускает её в печь, зацепляет немного жидкого стекла и выдувает, словно мыльный пузырь, хоть вазу, хоть бокал — всё что угодно.
В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад
Источник: historicus.ru
Чтобы научиться выдувать бокал или хотя бы несложный элемент люстры, нужно потратить несколько лет. Это сложно назвать ремеслом, скорее это творчество, а стеклодувы — настоящие художники со своими амбициями и собственным почерком
Венецианский композитор Антонио Вивальди когда-то сбегал из дома, чтобы посмотреть на работу Муранских мастеров. Сегодня, в XXI веке, они часто творят под его произведения, наполняя великой музыкой свои знаменитые бокалы.
Источник: murano-club
В муранском стекле присутствует около сотни разных цветов и оттенков Каждая мастерская старается создать свой цвет, а рецепт его приготовления держит в тайне. Издревле мастера используют только натуральное окрашивание. Оксид меди делает стекло зелёным, кобальт — синим, сера — жёлтым.
Источник: trip2italy
Но главный секрет — в драгоценном элементе. В настоящем, классическом муранском бокале содержится 24 карата чистого золота Оно придаёт стеклу благородный оттенок. Но откуда же в бокале золото? Пока стекло ещё жидкое, на него наматывается тончайший слой сусального драгоценного металла. Его толщина — 0,02 мм, тоньше человеческого волоса в 10 раз.
Золото рвётся на почти невидимые человеческому глазу песчинки и растекается внутри жидкого стекла. Получившийся бокал удивительно красив благодаря золотистой дымке, которая особенно видна на просвет.
Источник: murano-club
Одна из самых необычных и знаменитых муранских техник называется Миллефиори (мillefiori в переводе — «тысяча цветов», «цветочный луг») Она больше всего напоминает мозаику: стеклянные изделия собираются из маленьких фрагментов — мурин (аналог привычных для нас тессер). Мастер-стеклодув сплавляет их при помощи высокой температуры и создаёт необыкновенную посуду и украшения. Изделия, созданные в этой технике, на протяжении веков приравнивались к драгоценностям. Они напоминали ценителям поделочные камни: агат, халцедон, сердолик.
Источник: Pinterest
Безусловно, особую популярность техника миллефиори получила именно в Италии, однако пальма первенства всё-таки принадлежит Древнему Египту. Дело в том, что ещё во II веке до н.э. мастера-стеклодувы Александрии научились выплавлять мозаичное стекло с цветочным узором — за 100 лет до того, как их секреты позаимствовали римляне.
А в XVIII веке Венецию оккупировали французские войска и все стекольные цеха были закрыты. В этот период техника выдувания муранского стекла хранилась под строжайшим секретом, и за раскрытие тайны грозила смертная казнь. Посвящённых было совсем немного, и поэтому старинные технологии были утрачены.
В середине XIX века адвокат-энтузиаст Антонио Сальвиати основал в Мурано новый завод и нанял мастеров, которые усовершенствовали традиционную венецианскую рецептуру и возродили знаменитый стиль. К концу столетия все тайны изготовления мозаичного стекла были рассекречены, и технику миллефиори стали использовать англичане, французы и другие стеклодувы по всему миру.
Остров Мурано. Источник: eurotraveler.ru
В чём же секрет техники миллефиори? Стекло с цветочным узором создаётся из стеклянных прутов, которые выдуваются и вытягиваются так, чтобы в средине образовался цветной рисунок — он виден только на срезе. Разноцветные стеклянные нити наслаивают на стержневую часть, разогревают в раскалённой печи до гибкого состояния и вытягивают в тонкие длинные прутики. Из-за этого рисунок сжимается и становится филигранным — такой сложно повторить человеческой рукой.
Остывшие прутики режут на несколько частей, соединяют в пучок, снова греют и вытягивают — до тех пор, пока мастер-стеклодув не решит, что рисунок идеален. В этот момент работа становится удивительно похожа на создание мозаики: разноцветные детали соединяются в единое целое, чтобы создать уникальную композицию.
Готовый прут нарезают на мелкие пластинки толщиной не более 6 мм. Это и есть мурины — стеклянные плашки с фантазийными узорами. Мурины одну за другой «накатывают» на разогретое стеклянное изделие и для объёма покрывают его линзой из прозрачного стекла, получая готовое произведение муранского искусства.
Рассматривая изделия из муранского стекла, можно буквально потерять голову от этой завораживающей красоты✨ Красочные подводные миры, причудливые цветы, геометричные и совершенно абстрактные узоры — всё это знаменитое на весь мир муранское стекло, к которому просто нельзя остаться равнодушным Если и существует в мире другое искусство, способное произвести такое же впечатление, то только мозаика Это ответственное заявление заядлых мозаичистов! Но даже мы признаём: муранское стекло — это круто Мы искренне желаем вам побывать в одной из Муранских мастерских и увидеть это чудо вживую
Источник: dzen.ru
Муранское стекло: в чем его уникальность
Венецианский речной трамвай, мягко толкнувшись о берег, высаживает пассажиров рядом с домиками вдоль канала. Почти из каждого окна сверкает цветное эмалевое украшение. Это остров Мурано. Сюда приезжают с одной целью – купить знаменитое муранское стекло. Подвеска в мастерских может стоить $5, в Венеции она же оценивается в 10, в Риме попросят уже 20, а в Москве – все сто.
Чем дальше экспорт, тем выше цена. Чем так ценно муранское стекло и почему его делают только в одной точке планеты?
Потолочный светильник из муранского стекла, сделанный мастером Карло Насона (Carlo Nason) для компании Mazzega в 1960-х годах. pamono.eu
«Рецепт» муранского стекла передается от отца к сыну, от мастера к ученику. За пределами острова его никто не знает. Когда-то тонкости техники регулировались сводом правил Гильдии стеклодувов, установленным в 1271 году. Там были и бюрократические пункты. Стекольный мастер не мог покинуть город без разрешения и тем более не имел права разглашать тайну производства стекла.
В случае нарушения закона, семью ремесленника заключали под стражу. Если и арест близких не действовал, венецианцы посылали наемных убийц решить вопрос. Муранские стеклодувы долго и бережно охраняли свои тайны, чтобы создать бренд – и у них получилось.
Фигура из муранского стекла семейной фирмы Zanetti Murano, tussor.ru
«Вокруг печи лихорадочно шла работа. Оплавленное стекло набухло, извиваясь, сделалось серебряным, как маленькое облачко, сияло, как луна, лопнуло, расслоилось на тысячу тончайших, потрескивающих фрагментов… Мастера лепили гармоничные кубки, каждый подчинялся ритму», – это вольный перевод стихотворения итальянского поэта Габриэле Д’Аннунцио о муранском стекле.
Процесс его изготовления, вообще-то, мало чем отличается от обычного стекла. Сначала мастер плавит песок внутри печей. Раньше стеклодувы Венеции использовали песок только из французского леса Фонтенбло, сейчас берут и другой. Горячие минералы смешиваются, образуя жидкое стекло.
Его собирает на конце паяльной трубки один из помощников мастера, называемый «сервенте» или «гарцонетто». В большинстве случаев стекло многократно нагревается во время рабочего процесса, однако есть особая технология fatto alla prima (сделано за раз). Она означает, что объекту дают только одну плавку, и им может заняться лишь самый опытный мастер – без права на ошибку.
Стекло вытягивают, раздавливают, сжимают, гладят, разглаживают, удлиняют и режут. Из него делают украшения, вазы, подсвечники, статуэтки, большие фигуры, мозаики – буквально все. На рынке муранское стекло считается самым дорогим в мире. Но если есть только хранящийся в тайне рецепт, о котором никто не знает, и довольно обычная для стекла технология, то почему оно так ценится?
Все дело – в истории. В мастерских на Мурано стекло делают уже почти тысячу лет.
Ваза из муранского стекла, датированная примерно 1600 годом, Эрмитаж. Фото: Sailko wikipedia.org
Самые ранние археологические свидетельства показывают, что стекольные «заводы» возникли на венецианском острове Торчелло уже в период с VII до VIII века. Слава о них еще не покинула пределы лагуны, а качество стекла ничем не выдавало будущей легенды. В 1204 году войска крестоносцев взяли Константинополь, и хитрые венецианцы вывезли оттуда коллекции стеклянных предметов.
Тогда в мире только две школы стекла считались великими – византийская и восточная. Венецианцы позаимствовали принципы той и другой. Из этого синтеза и родилось впоследствии то, что мы знаем сегодня как made in Murano.
Родиной стеклоделия считается регион между Тигром и Евфратом. Стекло там производили еще до 2000 г. до н.э., и именно оттуда тайны мастеров позднее «утекли» в Венецию вместе с путешественниками.
Печи, используемые при производстве расплавленного стекла, представляли слишком большую опасность для Венеции – они легко загорались и становились виновниками больших пожаров. Так что 8 ноября 1291 года всю стекольную промышленность города перенесли за его пределы – в Мурано.
На самом деле это не отдельный остров, а скорее группа островов, соединенная короткими мостами и расположенная к северу от Венеции. Между Мурано и основной частью города – вода, плыть – около часа. В 1200-х в Мурано строили себе палаццо с садами венецианские аристократы, так что стеклодувам отдали на откуп практически Рублевку.
Они и сами считались в Венеции привилегированным «сословием». Например, не работали летом (по пять месяцев!), когда ремонтировались печи. Кроме того, закон считал равным брак между дочерью стеклодува и аристократом. Мастерам разрешалось носить по два ножа ради собственной безопасности, а интересы их профсоюза в совете дожей представлял специальный посол.
На XVI век пришлась золотая эра Мурано. Там работало 28 стекловарных печей, за стеклом на остров приезжали послы и кардиналы. Муранские украшения коллекционировали монархи: Генрих VIII (Англия), Папа Климент VII (Ватикан), король Венгрии Фердинанд, Франциск I (Франция) и Филипп II (Испания). Европейские мастера пытались делать аналоги венецианского стекла – на подделках, как правило, писали façon de Venise (венецианский стиль). Оригиналы, конечно, ценились выше.
Венецианское и муранское стекло. Слева направо: кувшин или круэт (колба); бокал или блюдце для конфет; крытая банка; кубок; закрытая форма для конфет; десертное блюдо. Из коллекции национальной галереи Виктории, Австралия. Форма вазы в виде гребешка слева напоминает римские и ренессанские прототипы, ngv.vic.gov.au
В мае 1797 году Наполеон захватил Венецию. Многие рецепты потеряли, французы обложили подданных непомерными налогами и пошлинами, и муранское стекло со временем пришло в упадок. Оно начало возрождаться только в 1866 году, когда Венеция стала частью Италии, но до сих пор не набрало прежних высот.
Молодежь все реже хочет заниматься стеклом, это трудная работа, у которой не осталось привилегий. Сейчас на острове изготавливают муранское стекло менее тысячи стеклодувов. От 40 до 45 % рынка занимают подделки, созданные в других странах из других материалов – не по старинной рецептуре. Подлинники отличает брендовая надпись Artistic Glass Murano, ее используют больше 50 компаний острова.
Верный способ купить оригинал – съездить за ним в Мурано. Сейчас это обязательный пункт в программе посещения Венеции.
Работа на муранской фабрике. veltra.com
Муранское стекло мастера Паоло Венини, одного из ведущих итальянских дизайнеров XX века. Фото: Olnick Spanu Collection, New York; magazzino.art
Несмотря на развитие технологий, в Мурано все делают вручную – и прозрачное стекло, и мозаичное, и матовое. Но чаще всего муранское стекло узнают по филигранным цветным узорам. Их делают в специальной технике миллефиори, в переводе с итальянского – «цветной луг». Мастер выдувает и вытягивает стеклянные прутья, на срезе которых проявляется рисунок.
После нового растяжения он становится совсем маленьким. Дальше – ювелирная работа с тем, как его расположить.
Чем дальше от Мурано, тем дороже муранское стекло. В современном мире множество компаний уже способны делать украшения качеством ничуть не хуже, но, как и многим аристократам прошлого, сегодня покупателям все так же хочется обладать чем-то уникальным – сделанным в Мурано.
Источник: 21mm.ru
Муранское стекло — что это такое?
О муранском стекле узнали несколько веков назад, и с тех пор оно стало одним из основных материалов для изготовления посуды, украшений и предметов интерьера. Это уникальное сырье, приобрести которое считается отличным капиталовложением. Неопытным взглядом трудно отличить оригинал от подделки, но, если в руки попадется настоящее муранское стеко, это будет настоящей удачей, т.к. его красота безупречна и буквально завораживает.
Общие сведения о муранском стекле
История производства муранского стекла начинается в далеком 13 столетии. Название материала пошло в честь острова Мурано, расположенного близ Венеции. Именно там мастера-стеклодувы применяли особую технику и оттачивали умения, изготавливая особенные предметы из тончайшего стекла.
Ранее Венеция также занималась производством стеклянных изделий, но они ничем не выделялись на фоне общей массы подобных вещей. Ситуация изменилась после 13 века, когда местные купцы привезли из Константинополя образцы византийского стекла и рецепт его изготовления. С этого момента и начался путь создания муранского стекла или, как его еще называют, венецианского стекла.
С тех пор прошло много времени, производство уходило на спад и поднималось ввысь, появлялись новые технологии, но одно оставалось неизменным — материал изготавливался вручную с помощью специальной трубки с мундштуком.
Первые стеклодувы проживали непосредственно в самом государстве. Развитие стекольной промышленности приносило пользу правительству Венеции, но не ее жителям. Так длилось 5 веков, а в 1291 году власти постановили отправить всех ремесленником с их семьями за пределы города, а именно на остров Мурано.
Мастера не могли покидать пределы острова и тем более разглашать секреты производства муранского стекла. Такие нарушения карались тюрьмой и даже смертной казнью. Но стеклодувы не были обделены. Они и их родные пользовались определенными привилегиями. Например, стекольщики могли выдавать замуж своих дочерей за венецианских патрициев с сохранением всех дворянских титулов их потомству.
К середине 15 века на острове проживало уже 25 тыс. человек. Стекольное производство процветало и совершенствовалось. Началась эпоха мирового господства венецианского стекла, были созданы его различные оттенки, формы и варианты изделий, притягивающие внимание ценителей прекрасного. Именно в этот период было изобретено матовое белое стекло и его теплые тона.
Также стали изготавливаться варианты с прожилками, перышками и блестками. Особенно ценилось муранское стекло под «хрусталь» с характерной прозрачностью и блеском.
Мастера с острова Мурано делали зеркала с идеальными отображающими свойствами. Обратная сторона изделия была покрыта рисунком или резьбой. Обычные вазы и бокалы изготавливались в виде животных, цветов и колоколен. Также были популярны люстры из муранского стекла, украшениями для которых служили цветочные детали из того же материала.
Работа стеклодувов Венеции неплохо пополняла ее казну. Изделия из стекла стали основными презентами, которые преподносились знатным вельможам и главам других государств.
В 16-17 веке Венеция стала переживать тяжелые времена. В моду вошло богемское стекло и вытеснила популярность итальянского. В спаде производства не последнюю роль сыграла оккупация города французскими войсками, что привело к закрытию фабрик.
Налаживать производство начали во второй половине 19 век. Тогда же была открыта первая фабрика. Полностью восстановить изготовление удалось лишь через 50 лет. Изделия из муранского стекла стали, как и прежде, популярны среди венецианской знати, а позже заново вышли на мировой уровень. В настоящее время на острове имеется множество мастерских, владельцы некоторых из них являются потомками тогдашних стеклодувов, работающих на Мурано еще в 13 веке.
Свойства и сфера применения
Технологии изготовления муранского стекла весьма разнообразны и сложны. Это очистка в несколько этапов, использование золотой крошки и изготовление многокомпонентных предметов. Регулярное усовершенствование техник позволяет производить новые уникальные изделия, популярные во всем мире. За счет применения окиси металлов в качестве красящих веществ, стеклянные вещи имеют яркие цвета, не теряющие своих оттенков на солнце.
По внешнему виду венецианское стекло похоже на самоцветы. Оно плотное с гладкой поверхностью. Все рисунки, которые украшают предметы, не вырезаются, а утапливаются вовнутрь.
Изделия из муранского стекла обладают определенными свойствами, в том числе и во внешнем виде:
- они чистые и прозрачные;
- ярких цветов, которые нередко сочетаются в одном предмете;
- наличие деталей, делающих акцент на уникальности и оригинальности;
- присутствуют декоративные элементы внешнего рельефа, а также различные природные орнаменты;
- кувшины имеют яйцевидную форму с коротким горлышком.
Преимущества стеклянных предметов следующие:
- стойкость и долговечность;
- тонкость стекла;
- необычный неповторимый дизайн;
- ручное изготовление;
- отличные декоративные свойства.
Недостатков у изделий практически нет. Единственное, что можно отметить, это хрупкость и высокая стоимость.
Из венецианского стекла делают бижутерию, посуду, вазы, люстры, статуэтки, расходный материал для собственного изготовления украшений. Также пользуются спросом изделия для оформления офисов и квартирного интерьера.
Производство стеклянной бижутерии в Венеции — крупная сфера на международном рынке, которая приносит немалый доход. Например, всем известные украшения ювелирной компании Пандора. Это сборочные изделия, состоящие из браслета и шармов — разнообразных бусин, которые покупаются отдельно. Они имеют разную форму, цвет, тематику. Кроме серебряных шармов, есть и стеклянные, изготовленные как-раз из муранского материала.
Венецианские стеклянные бусы имеют особую историю. Было время, когда ими расплачивались, как валютой. Они и сейчас ценятся достаточно дорого.
Помимо украшений, из муранского стекла делают красивую посуду. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. К сожалению, предметы, произведенные до 15 века, до нашего времени не сохранились. Об их внешнем виде можно узнать лишь из картин итальянских художников.
В период освоения технологий производства венецианского стекла широкое распространение получили люстры. Наибольшая их популярность пришла в 17 столетии, когда они были неотъемлемой частью интерьера в стиле Людовика XV.
Сочетание стеклянных предметов с металлом применялось крайне редко. Его использовали только в тех случаях, если он был действительно нужен. Но даже тогда, металлические детали прятались под стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца 18 века.
Сейчас есть много производств, которые используют муранское стекло при изготовлении люстр. Например, фирма Busato создает коллекции стеклянных изделий по мотивам творений знаменитых художников. Это люстра IMP 001 24 B, отображающая произведение Винсента Ван Гога «Ирисы». Каждая единица уникальна, нет двух одинаковых товаров, т.к. каждый из них делается вручную.
Продолжает воплощать в жизнь технологии муранских мастеров итальянская фабрика Sylcom. Она создает люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы, подходящие под любой стиль интерьера.
Разновидности
Муранское стекло — это общее название материала, который делится на подвиды. Они отличаются друг от друга визуально. К ним относится:
- мозаичное — его структура состоит из тонких волокон многослойного разноцветного стекла. Очень красивые узоры получаются в разной геометрии, которые путем плавления вставляются в изделие;
- цветное — стекло для создания разноцветных изделий. Получают его за счет добавления окиси цветных металлов (железа, кобальта и т.д.);
- агатовое — многослойные изделия, визуально напоминающие предметы из природного агата;
- филигрань или филигранное — получается путем вкрапления в основную прозрачную массу тонких цветных нитей. Они могут выкладываться внутри изделия либо хаотично, либо показывать определенный рисунок;
- авантюриновое или «золотой песок» — материал создают в результате добавления медной крошки, своеобразный эффект обеспечивается за счет кристаллизации. Предметы из такого стекла напоминают камень авантюрин;
- кракелаж — получают путем накаливания, а затем резкого охлаждения. Так в стеклянной массе получаются трещинки, разбросанные в хаотичном порядке;
- пулегозо — в процессе изготовления горячее изделие помещается сначала в воду, а потом опять в печь. После этого на поверхности появляется сетка из пузырьков;
- миллефиори — на поверхности стеклянных изделий образуются молочные или разноцветные нити, уложенные в очень красивый орнамент;
- сristallo — чистое стекло, в котором естественным образом играет солнечный свет;
- latticinio — муранское стекло молочного оттенка. Получается за счет внесения оксида олова в стеклянную смесь. Материал напоминает китайский фарфор;
- sommerso — получают путем погружения одного вида стекла в стекло другого типа. Например, пулегозо можно сделать внутри прозрачной или цветной массы. Такие изделия будут иметь увеличенную толщину.
Какой бы из методов создания муранского стекла не применялся, оно в любом случае будет выглядеть потрясающе.
Технология производства
Со временем применения первой техники по производству муранского стекла практически ничего не изменилось. В качестве исходного материала используется мелкий песок, который проходит дополнительную очистку. Для получения цветного сырья к нему добавляют различные добавки и красящие вещества.
В качестве основного инструмента для выдувания стекла используется специальная трубка, которая расширена на конце в виде воронки. Технология производства выполняется по следующим этапам.
- Стеклянная масса расплавляется при 1 200-1 400 градусах в печи.
- Конец железной трубки нагревается и опускается в расплавленное стекло.
- Мастер все время вращает трубку, чтобы масса не стекала.
- С обратного конца в трубку начинают дуть через деревянный мундштук, выдувая из стекла шарик, которому потом придают нужную форму и размер.
- Так выдуваются различные части. После они соединяются между собой для создания задуманного изделия.
Иногда стеклодувы поражают своим талантом, выдувая предметы крошечных размеров, но с точными деталями. Все компоненты, добавляемые в стеклянный состав, имеют натуральную природу, поэтому абсолютно безопасны для человека.
Как отличить от подделки
Недобросовестные производители стеклянных изделий часто выдают фальшивку за подлинный итальянский материал. Как отличить муранское стекло от подделки, расскажут следующие советы:
- настоящий товар всегда имеет сертификаты качества от производителя;
- на любом настоящем изделии всегда стоит метка со словами «Vetro Artistico Murano»;
- поверхность предметов из муранского стекла всегда будет гладкой и прохладной на ощупь, а золотое напыление не будет осыпаться;
- фурнитура у оригиналов должна быть крепкой;
- венецианские стеклянные изделия, даже одного типа, не могут быть полностью одинаковыми, т.к. они делаются вручную.
Единственные оригинальные изделия из венецианского стекла, которые не имеют сертификата от фабрики, это те, которые были изготовлены до 1980 г. Тогда товар не сертифицировался.
Нюансы ухода за изделиями
Муранские стеклянные предметы довольно хрупкие, поэтому требуют определенного отношения к себе. Украшения нужно снимать во время домашних дел, занятий спортом, при походе в бассейн или просто в душ. Для чистки не используют химических и абразивных средств, которые могут повредить поверхность.
Хранят стеклянные предметы в специальных тканевых мешочках, отдельно от других украшений. Их нужно уберегать от температурных перепадов, а после каждой носки протирать кусочком фланели. Если за муранским стеклом ухаживать как следует, то оно будет радовать вас не один десяток лет.
Как вам статья?
Источник: 1nerudnyi.ru