Истоки стеклоделия в Венеции восходят к временам Римской империи, когда лепное стекло использовалось для освещения бань. Сочетая римский опыт с навыками, полученными в Византийской империи и торговлей с Востоком, Венеция стала выдающимся центром производства стекла еще в 8 веке. Одна из самых ранних печей для производства стекла на венецианском острове, датируемая 8 веком, была обнаружена археологами в 1960 году.
К концу 1200-х годов производство стеклянных изделий самого высокого качества было основной отраслью города, что подтверждается созданием Гильдии стеклодувов, которая установила правила и положения для мастеров. Целью гильдии была защита секретов торговли и обеспечение прибыльности отрасли. В соответствии с этими целями закон 1271 г. запрещал ввоз иностранного стекла или наем иностранных стекольщиков.
В 1291 году был принят еще более радикальный закон, который заложил основу для создания Мурано в качестве главного центра производства стекла. Этот закон требовал, чтобы все печи, используемые для производства стекла, были перенесены из Венеции на Мурано, чтобы избежать риска распространения огня от печей на в основном деревянные постройки перенаселенной Венеции. Многие историки согласны с тем, что истинным мотивом принятия этого закона было изолировать мастеров по стеклу в месте, где они не могли бы раскрывать коммерческую тайну. Последующий закон, принятый в 1295 году, запрещающий стеклодувам покидать город, подтверждает эту теорию.
МУРАНСКОЕ стекло или ПОДДЕЛКА? КАК ОТЛИЧИТЬ? ЦЕНЫ на УКРАШЕНИЯ из МУРАНО в Санкт-Петербурге.
Ремесленники, работающие в торговле стеклом, были хорошо вознаграждены за свои усилия. У них был привилегированный социальный статус, и их дочерям разрешалось выходить замуж за представителей самых богатых и знатных венецианских семей. Применяя этот умный подход, венецианское правительство добилось того, что стеклодувы поощряли своих потомков продолжать торговлю, а секреты производства оставались в семьях и подпитывали творческие процессы, ведущие к инновациям и дальнейшему успеху. Это, наряду с удобным расположением Венеции на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом, дало Венеции монопольную власть в производстве и продаже качественного стекла по всей Европе, которая длилась веками.
15-16 ВЕКА И ПОЛНЫЙ РАСЦВЕТ СТЕКОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Венецианское стекло достигло пика своей популярности в 15-16 веках. В 15 веке мастер Анджело Баровьер открыл процесс производства прозрачного стекла (cristallo), который позволил стеклодувам Мурано стать единственными производителями зеркал в Европе. Кроме того, популярность китайского фарфора среди европейской знати способствовала открытию и производству белого стекла, имитирующего фарфор (латтимо).
Стали популярными и другие методы изготовления стекла, такие как эмалирование и золочение стекла, зародившееся на Ближнем Востоке, стекло филиграна, которое изготавливается с использованием стеклянных стержней с внутренней нитью из белого, золотого или цветного стекла, которые скручены или пересекаются, и ледяное стекло, которое трескается на мелкие частицы. Увеличилось разнообразие форм и цветов, а стеклянная посуда стала более изысканной, хотя красота по-прежнему рассматривалась в простоте форм и орнаментов.
В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад
XVII ВЕК И МЕДЛЕННЫЙ ЗАКАТ ВЕНЕЦИАНСКОГО СТЕКЛА
Начиная с XVII века муранское стекло вступило в период постепенного упадка. По мере того, как венецианская власть над торговыми путями и ее значение как крупного центра торговли начали исчезать, исчезла и ее монопольная власть в производстве стекла. Новые центры ремесла возникли в Чехии, Англии, Франции. Тем не менее, 17-й век все еще видел инновации в муранском стекле, поскольку новые методы продолжали появляться, движимые сильными тенденциями барокко, которые распространялись в европейской архитектуре, живописи, внутреннем убранстве и других видах искусства и ремесел.
Популярными стали яркие, замысловатые стеклянные украшения с растительными и животными мотивами. Новые стеклянные техники включали аввентурину (металлические пятна, встроенные в стекло для придания блестящего вида) и кальцедонио (иллюзия полудрагоценных камней), выпуклые украшения на стекле и бусины миллефиори. Эти новые методы оказались настолько успешными, что даже королевские дворы заказывали стеклянную посуду у мастеров Мурано. Одним из примеров является король Дании Фридрих IV, который в начале 17 века приобрел коллекцию стекла, которая в настоящее время выставлена во дворце Розенборг в Копенгагене.
18-Й И 19-й ВЕКА — ПАДЕНИЕ И ВЗЛЕТ
В 18 веке упадок продолжался и усугублялся ухудшением политического климата и усилением конкуренции со стороны стеклодувов в Богемии и Франции. Были введены некоторые новые техники, такие как гравировка на стекле и зеркалах, но они не оказали заметного влияния. Промышленность резко сократилась после завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году и упразднения им всей Венецианской Гильдии, включая Стеклодувов.
В 1814 году передача Венеции из Франции империи Габсбургов означала окончательный смертный приговор производству стекла Мурано, поскольку правители Габсбургов предпочли свой родной центр производства стекла в Богемии и приняли законы, делающие доставку необходимого сырья на Мурано непомерно дорогой.
В результате почти половина из 24 печей, существовавших на Мурано в 1800 г., к 1820 г. закрылась, и только 5 печей продолжали производить дутое стекло. Однако, вопреки всему, индустрия не умерла полностью. Её поддерживала личная преданность ремесленников своему многовековому ремеслу и тяжелая работа их отцов, которая когда-то сделала муранское стекло всемирно известным.
Прорыв произошел в 1854 году, когда шесть братьев Тосо открыли фирму Fratelli Toso, которая сначала производила предметы домашнего обихода и оконные стекла, но затем переключилась на возрождение забытых технологий прошлого. Пять лет спустя Антонио Сальвиати приехал в Венецию из Виченцы, где занимался юридической практикой, чтобы открыть завод по производству традиционного муранского стекла. Он увидел возможность возродить ремесло, производя плитку, которую можно использовать для восстановления старых венецианских мозаик, и нанял лучших мастеров Мурано для работы на своей фабрике. Один из его стеклодувов, Лоренцо Ради, провел много времени во время австрийского правления, заново открывая для себя старые методы и техники, которые использовались для создания старых венецианских мозаик.
План Сальвиати сработал, и вскоре венецианские власти подписали с его фирмой пятнадцатилетний контракт на реставрацию мозаик базилики Святого Марка. Примерно в то же время, в 1861 году, мэр Венеции Антонио Коллеони и аббат Винченцо Дзанетти решили составить архив, посвященный истории Венеции, содержащий не только различные сочинения, но и предметы искусства, произведенные в городе. Сбор предметов для архива вызвал новый интерес к истории Венеции, ее былой славе и ее знаменитым ремеслам, в том числе стеклоделию. Это, в свою очередь, подтолкнуло чиновников к созданию школы стеклодувов, где они смогли заново изучить забытые приемы и секреты ремесла.
Кульминацией возрождения муранского стеклодувного дела стала выставка, организованная Архивом в 1864 году, чтобы показать все последние работы по стеклу и возродить соревновательный дух среди мастеров. Вслед за этой выставкой последовали другие международные выставки, такие как очень успешная Всемирная выставка в Париже в 1867 году, где Сальвиати выставил более 500 работ, сделанных его фирмой, и получил международное признание и множество медалей. Этот успех и известность привели к полному возрождению Мурано, который снова стал быстро развивающимся экономическим центром, в котором к 1869 году работало 3500 человек, и известным местом.
20 ВЕК – НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСКУССТВО МУРАНСКОГО СТЕКЛА
В начале 20-го века мастера-стеклодувы Мурано все еще были увлечены воспроизведением классических стилей и открытием заново древних техник, что было очевидно на Мурано и Венецианской выставке отборного стекла и стеклянных предметов, организованной в 1895 году в мэрии Мурано. Правила выставки гласили, что экспонаты представляют собой репродукции антикварной стеклянной посуды. На этом важном событии присутствовали коллекционеры и любители стекла со всего мира, которые высоко оценили работы, основанные на уникальных традициях Мурано.
На выставке были представлены лучшие работы художников Мурано; многие из них были продуктом важной техники изготовления стекла под названием Муррино (мозаика), которая была заново открыта в конце 19 века Витторио Зуффи, когда он работал на Fratelli Toso. Эта техника первоначально возникла в 16 веке, чтобы имитировать древнеримские вазы. Знаменитая фирма Мурано Artisti Barovier получила Почетный диплом и Золотую медаль. Другими художниками, пользующимися популярностью на Мурано в то время, были Сальвиати, Тестолини и Братья Тосо (Фрателли Тосо).
1895 год был также временем проведения первой Венецианской биеннале, на которой были представлены новые произведения искусства в стилях авангард и модерн. Это подчеркнуло разрыв между современными тенденциями, набиравшими силу в то время в Европе, и работами мастеров Мурано, которые были глубоко привязаны к стилям и методам прошлого.
Этот разрыв стал еще более очевидным на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, за которой последовали Выставки декоративного искусства в Турине в 1902 году и Милане в 1906 году. и начал производить работы в стиле модерн. Хотя первоначально он получил неоднозначные отзывы о работах, которые он выставлял в Ка’ Пезаро в 1909 году, Витторио продолжал создавать шедевры, которые позже получили всеобщее признание. Ca’ Pesaro, в отличие от Венецианской биеннале, стал выставкой, охватывающей новые художественные направления и демонстрирующей множество работ в стиле ар-вуво таких молодых художников, как Джино Росси, Артуро Мартини и Гвидо Маруссиг. Один из художников, Витторио Зеккин, активно сотрудничал с А.rtisti Barovier для создания дизайна своей знаменитой стеклянной посуды.
В 1920-х годах модерн постепенно заменялся более современными стилями с более простым, чистым и функциональным дизайном. Арт-деко занял центральное место, и с ним появились менее украшенные предметы с более мягкими линиями и больше внимания уделялось стеклянной посуде как части дизайна интерьера, а не как произведению искусства само по себе. Поборником этого стиля стала новая компания Vetri Soffiati Muranesi Capellin Venini, основанная в 1921 году под руководством Витторио Зеккина в качестве главного дизайнера.
Чуть позже, в конце 1920-х — начале 1930-х годов, на Мурано возникла еще одна важная тенденция во главе с Maestri Vetrai Muranesi Capellin https://dzen.ru/a/ZAX1G5dv_hc7Ww-A» target=»_blank»]dzen.ru[/mask_link]
Остров Мурано и муранское стекло – бренд, известный на весь мир
Остров Мурано расположен в Венецианской лагуне в 1,5 км от причала Fondamente Nove «большой Венеции», или 10 минутах езды на вапоретто. Мурано архитектурно никак не выделяется на фоне других островов лагуны и в целом напоминает уменьшенную копию Венеции. И все же остров известен на весь мир благодаря своим многовековым традициям стекольного дела.
Когда-то стекло производили в самой Венеции, но с конца XIII века производство по ряду причин перенесли на Мурано, поэтому правильнее говорить не «венецианское», а «муранское» стекло. На Мурано стеклодувы совершенствовали свое мастерство и так филигранно выполняли свою работу, что муранское стекло стало настоящим брендом, популярным у самых высокопоставленных и титулованных особ.
Сегодня, как и много веков подряд, муранское стекло – это символ высокого качества и оригинальных идей итальянских мастеров, создающих настоящие предметы искусства для изысканных и элегантных интерьеров. Кроме того, украшения из муранского стекла в той или иной форме тоже пользуются большой популярностью, их выбирают знаменитости и топ-модели.
Остров Мурано. Как добраться
Как и в случае с островом Бурано, удобнее и быстрее всего добраться до Бурано от пристани Fondamente Nove в районе Каннареджо. Подойдут вапоретто (маршрутные теплоходы, курсирующие в Венецианской лагуне) линий 4.1, 4.2, 12, 13.
Если вы живете в районе площади Святого Марка и Соломенного моста, то вам подходит причал San Marco-San Zaccaria, где можно сесть на вапоретто линии 7.
Мурано сообщается не только с «большой Венецией», но и с другими, не менее интересными островами лагуны – Бурано (линия 12), Лидо (линия 18), Торчелло (сначала до Бурано, затем до Торчелло на линии 9).
Муранское стекло
Мурано привлекает туристов, конечно, не какими-то особенными достопримечательностями. Остров знаменит на весь мир прежде всего благодаря многовековым традициям стекольного дела, которые восходят к XIII веку, когда венецианские купцы привезли образцы и рецепты производства стекла из Византии.
Изначально Мурано было одним из множества сонных островов Венецианской лагуны, где главным занятием являлось рыболовство, пока в конце XIII века на остров не перенесли все производство стекла. Сделано это было из-за угрозы пожаров, так как многие здания в Венеции в то время были деревянными.
Еще одной причиной было желание сохранить секреты этого прибыльного ремесла и не дать конкурентам завладеть ими. Опасения венецианцев были оправданы, так как предпринимались многочисленные попытки выкрасть эти секреты и применить технологию за пределами Венеции. Так и случилось в XV веке, когда Чехия начала производить собственные изделия из стекла и составила Венецианской республике серьезную конкуренцию на рынке.
Ремесло стеклодува было не только прибыльным, но и почетным: стеклодувам дозволялось носить меч, на них распространялся иммунитет к судебному преследованию, а их дочери могли сочетаться браками с отпрысками аристократических родов. Однако мастерам, владеющим столь прибыльной в средневековой Европе технологией, запрещалось покидать территорию Венецианской республики, а разглашение секретов производства каралось тюрьмой или смертью.
В наши дни, несмотря на некоторый упадок производства, муранское стекло — это по-прежнему всемирно известный бренд и знак высокого качества. Особенно ценятся люстры, светильники и зеркала из муранского стекла. Если вы хотите попробовать постичь секреты этого тонкого искусства, то на фабриках острова проводятся открытые демонстрации и мастер-классы для новичков.
Погрузиться в богатую историю муранского стекла и восхититься лучшими образцами продукции муранских мастеров-стеклодувов можно в Музее стекла (Museo del Vetro). Музей, основанный в 1861 году, находится в историческом здании Палаццо Юстиниана. Коллекция музея, одна из самых обширных в мире, охватывает период от античности до XX века. Билет в Музей стекла можно приобрести заранее на официальном сайте (стоимость: 12€ взрослый, 9,5€ детский).
Магазины муранского стекла
Сразу от причала Colonna начинается длинная улица Fondamenta dei Vetrai. Fondamenta — это обозначение тротуаров вдоль каналов в Венеции, а vetrai переводится как стекло. Канал, кстати, тоже называется Стеклянным (Rio dei Vetrai).
Вдоль всей этой улицы до самого моста через Большой канал Мурано сувенирные лавки и магазинчики попроще перемежаются изысканными выставочными галереями и дорогими бутиками. Везде торгуют изделиями из муранского стекла на любой вкус и кошелек. Цены начинаются от пары евро за безделушки (в основном стеклянные фигурки и дешевые украшения) до нескольких сотен и даже тысяч евро за дизайнерские изделия из стекла, подписанные именем конкретного мастера, и настоящие стеклянные предметы искусства.
Остерегайтесь подделок из стран, которые мы здесь не будем называть. На изделиях из настоящего муранского стекла, произведенных на острове Мурано, должен быть специальный знак со специальным кодом и надписью Vetro Artistico Murano, который гарантирует оригинальное происхождение предмета, являющегося результатом многовековой художественной традиции Мурано.
Главный вопрос, которым задаются все туристы, — стоит ли тратить время на посещение острова Мурано, если в магазинах «большой Венеции» можно увидеть примерно тот же ассортимент. Если максимум, что вы хотите купить из стекла, — это сиволическую статуэтку котика, то, возможно, специально на Мурано ехать и не нужно. Но если в ваши планы входит поиск оригинальных украшений из муранского стекла или дизайнерских вещей, то уделить время посещению острова определенно стоит: можно гулять между мастерскими, спокойно выбирать и сравнивать цены.
Желаете купить действительно стоящую авторскую вещь? Остерегайтесь магазинчиков, захламленных побрякушками из стекла, и заходите в галереи или фабрики, носящие фамилии владельцев. Рейтинг лучших магазинов и фабрик Мурано можно посмотреть здесь .
Что посмотреть на острове Мурано
Мурано можно назвать уменьшенной и чуть более потертой копией Венеции (в отличие от Бурано , где домики карамельных расцветок создают совсем другое настроение). Остров Мурано даже неофициально так и называют – «малая Венеция».
Как и сама Венеция, Мурано — это не один остров, а несколько, и разделены они между собой каналами различного размера. Самый большой так же, как и в Венеции, носит название Grande.
Трудно поверить, но до XIX века Мурано утопал в райских кущах фруктовых садов и цветов, пока большую часть деревьев не вырубили для строительства жилых домов. Хотя кое-что еще напоминает о тех временах.
До прихода Наполеона Бонапарта с его все сметающей и разрушающей армией на острове было 18 приходов и монастырей. Сегодня осталось только три полностью сохранившихся церкви. Одна из них — малая базилика Санти-Мария-э-Донато (Duomo dei Santi Maria e Donato), первоначально построенная в VII веке и являющаяся одной из старейших в лагуне. Собор примечателен тем, что в нем хранятся мощи Святого Доната, епископа, жившего в IV веке, чьи останки были привезены из Кефалонии одним из венецианских дожей. По легенде, кости размером более метра, висящие за алтарем, принадлежат дракону, убитому Святым Донатом.
Интерьер собора довольно аскетичен, но стоит обратить внимание на драгоценные мозаики и росписи в византийском стиле.
Еще одна сохранившаяся церковь — Святого Петра Мученика (Chiesa di San Pietro Martire) , построенная в 1348 году. Как и во многих других итальянских церквях, здесь можно посмотреть произведения искусства — работы мастеров венецианской школы живописи: Тинторетто (предположительно, его кисти принадлежит «Крещение Христа»), Джованни Беллини, Паоло Веронезе.
На этой фотографии видна колокольня церкви, увенчанная луковичным куполом.
Пожалуй, самое красивое и запоминающееся место в Мурано – центральная площадь, где находится часовая башня и необычная, переливающаяся всеми оттенками лазури колючка из стекла с очень красивым названием «Natale di luce in una cometa di vetro» («Рождество света в стеклянной комете»). Эта стеклянная звезда-комета, созданная мастером-стеклодувом Simone Cenedese к празднику Рождества в 2008 году, привлекает внимание всех без исключения туристов и украшает большинство открыточных снимков из Мурано.
Еще одно знаковое сооружение вы, наверное, не пропустите, если отправитесь обратно в Венецию или на Бурано с причала Faro (маяк). Со времен Венецианской республики на Мурано всегда находился какой-нибудь маяк. Свет маяка помогал кораблям ориентироваться в лагуне, где навигация была сложным и опасным делом. Современный нам маяк построен в 30-х годах XX века. У его основания размещены барельефы Девы Марии с Иисусом на руках.
По дороге к причалу и маяку находится стеклянный сад в прямом смысле этого слова, ведь в нем растут цветы из стекла, которые позволят еще раз полюбоваться мастерством местных стеклодувов.
Текст и фото: Анна Струкова
Другие статьи по Венеции:
- Где поесть в Венеции вкусно и недорого
- Карнавал в Венеции: лайфхаки от тех, кто побывал
- Как купить настоящую венецианскую маску
- Мастер-класс по созданию венецианской маски
- Остров Бурано
- Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари
- Необычный музей в Венеции: Scuola Grande di San Marco
Источник: wowitaly.ru
Муранское стекло
На протяжении многих десятков лет один из островов Венецианской лагуны, остров Мурано (Murano), славится своим уникальным стекольным искусством.
Изготовление потрясающей красоты изделий из дутого стекла, которые впоследствии тщательно обрабатываются мастерами-ремесленниками, на весь мир прославило небольшой островок.
Секрет изготовления
Секрет получения необычных фигурок из дутого стекла держался в строжайшей тайне властями Венеции, а те, кто знал тайны изготовления стекла, не имели права покидать город. Мастера этого удивительного дела не могли уехать из Венеции, однако стоит отметить, что жилось им так не так уж и дурно.
Слава о венецианском стекле разлеталась по миру весьма стремительно, с каждым годом привлекая в Венецианскую лагуну все больше купцов.
И если ранее все мастерские по изготовлению фигурок из дутого стекла находились в самой Венеции, то вскоре власти города в связи с ростом производства приняли решение перенести его за черту города, на остров Мурано, благодаря которому стекло и получило название муранского.
Еще с 15 века изделия из муранского стекла считались предметом роскоши, их часто дарили высокопоставленным персонам, которые приезжали в Венецию. И не было такого человека, который бы не восхитился умением муранских мастеров создавать из дутого стекла настоящие произведения искусства.
Пика своего расцвета и популярности удивительная технология достигла в 16 веке, когда мастера-ремесленники буквально превосходили себя, а слава муранских шедевров гремела по всему миру.
Изделия поражали воображение своей легкостью и кажущейся невесомостью, о них часто писали в книгах и даже изображали на полотнах.
В 1797 году остров Мурано пережил нападение французских войск, которые до 1806 года оккупировали его, уничтожая все фабрики и мастерские по изготовлению уникальных фигурок из стекла. Казалось бы, что история муранского стекла подошла к концу, однако в середине 19 века адвокат из Виченцы (Vicenza), Антонио Сальвиати (Antonio Salviati), при поддержке двух предприимчивых англичан построил на Мурано завод и возобновил производство красочных изделий из дутого стекла. Былая слава, а также высокое качество работы мастеров современности обеспечили продукции такой же спрос и популярность, которые не угасают и по сей день.
Сегодня уникальное и сложное ремесло муранский стеклодувов широко применяется в предметном дизайне. И это неудивительно. Безграничные и бесконечные цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют воплотить в жизнь любую задумку автору. Муранское стекло гармонично смотрится практически в любом интерьере, будь оно частью традиционных предметов столового обихода или смелым дизайнерским творением.
В наши дни на небольшом островке Мурано успешно трудятся потомственные мастера этого ремесла, а также ученики нынешних умельцев. Часто в эту часть Венецианской лагуны частенько наведываются и талантливые дизайнеры, которые не могут упустить возможность посотрудничать с муранскими стеклодувами. Как и многие века назад муранское стекло продолжает радовать его ценителей, многогранно изменяясь и принимая любую форму.
Как добраться
Добраться до острова Мурано можно добраться на вапоретто (маршрутный теплоход) № 41, 42, 51 и 52, сев на этот вид транспорта на станции S.Zaccaria (недалеко от площади Сан-Марко) или у железнодорожного вокзала. По времени поездка займет 30 минут. Со станции S.Zaccaria в Мурано можно также отправиться маршрутом LN. Со станции Fundamento Nuove до пункта назначения можно доплыть маршрутом № 13.
Экскурсии
На острова Мурано, Бурано и Торчелло можно отправиться в составе групповой экскурсии за 20 евро – забронировать её нужно заранее на сайт tiqets.com.
- Прокатитесь на моторной лодке с местным гидом — это самый удобный способ осмотреть острова в северной части Венецианской лагуны.
- Посмотрите остров Сан-Джорджо-Маджоре, бенедиктинскую церковь XVI века, городские сады, остров Святой Елены, знаменитый пляж Лидо и многое другое!
- Понаблюдайте за работой стеклодувов на острове Мурано и мастеров кружевных дел на Бурано — эти ремесла процветают в Венеции с Х века.
Экскурсия обычно начинается в 14:00 от соломенного моста (Ponte della Paglia) – это рядом с Дворцом дожей и отелем Danieli. Нужно быть на месте встречи не позднее чем за 20 минут до времени отправления. Достаточно показать мобильный ваучер на желтой стойке компании Shore Excursion.
Узнать все секреты муранского стекла можно на индивидуальной экскурсии на русском , стоимость 225 евро за компанию до 4 человек
Достопримечательности
Разумеется, многочисленные магазинчики, где и продаются шедевры муранских мастеров-стеклодувов. Они расположены прямо вдоль главного канала острова. Здесь вы сможете найти все, что угодно, начиная от изысканных бокалов (от 15 евро) и заканчивая необычными фигурками и украшениями из муранского стекла.
Музей стекла
Музей стекла (Museo di Vetro), в стенах которого сохранились все традиции муранского стекла, а также были собраны различные экспонаты стекла, начиная от времен египетских времен. Добраться до здания музея можно пешком от станции Murano Faro, куда прибывают все вапоретто из Венеции.
- Адрес музея: Fondamenta Marco Giustinian, 8, 30141 Venezia, Италия.
- Режим работы: Лето: пн-вт, чт-вс 10.00-17.00, зима пн-вт, чт-вс 10.00-16.00.
- Стоимость входного билета: 4 евро.
Церковь Санти-Мария-э-Донато
Церковь Санти-Мария-э-Донато (Santi Maria e Donato) – одна из самых древних во всей Венецианской лагуне, она датируется 12 веком. Внутри постройки и по сей день туристы могут окунуться в атмосферу древней Византии: мозаика, расположенная на стенах и потолках, как нельзя лучше способствует этому. Находится она на главной площади острова, куда легко можно добраться от остановки вапоретто (около 400 метров).
- Адрес церкви: Campo San Donato, 11, 30141 Venezia, Италия
Отели на острове Мурано

Так как остров совсем не большой, то значительная часть туристов приплывает сюда из Венеции буквально на несколько часов. Но тем не менее на Мурано есть 7 отелей в одном из которых вы можете остановиться, например, с любимым человеком в романтическом путешествии по Италии. Стоимость проживания от 75 до 160 евро в сутки. На наш взгляд стоит обратить внимание на единственный на острове отель 4 звезды La Gare Hotel Venezia – MGallery Collection. Cредняя цена за номер в сезон около 200 евро, но часто бронируя его за несколько месяцев вы можете легко забронировать номер за 100-120 евро, что является отличным предложением для отеля такого уровня.
Гид в Италии Якуцевич Артур
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе.
По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.
Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи
Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!
https://plus.google.com/112278073351575565711 Сергей Воронович
прикольно! такой маленький островок
http://facebook.com/profile.php?id=100003145310942 Rina Bessmertnaya
Красивые вещи из этого стекла! В этот раз снова не поскупилась на бусы, колье и часы там же, где мастер работает, дочке купили.
Источник: italy4.me