Как правильно креститься
Люди, верующие во Христа, обязательно должны знать, как правильно креститься, то есть осенять себя Крестным знамением. В Евангелие от Луки в 16 главе 10 стихе сказано:
«Верный в малом и во многом верен…».
А как правильно креститься надо?
Имеется множество фактов, подтверждающих силу крестного знамения, если оно выполняется благоговейно, неторопливо, чинно. Но все ли так крестятся в нашем храме? Автор рискует искать соринку в чужом глазу, не замечая бревен в своём, но тем не менее…
А вот так креститься не нужно. Вот несколько коротких зарисовок из жизни прихода Николая Чудотворца. Кто-то размахивает рукой около себя так, как будто прогоняет мух. Вот бабушка собрала пальцы в щепотку и, похоже, собирается себя осыпать солью, а не креститься. А этот пожилой мужчина с силой со всего размаху стучит пальцами по лбу, словно забивает гвозди.
Многие прихожане крестятся торопливо, не доводят руку до плеч, ограничиваясь движениями около шеи.
На какой руке носить обручальное кольцо
Эти примеры показывают, что не все знают, как правильно креститься. Многие скажут, что это пустяки, мелочи, фарисейство. С этим нельзя согласиться. В преданиях, Житиях Святых есть много фактов, свидетельствующих о силе крестного знамения, способного победить силы бесов, рассеять колдовские чары.
Но если христианин креститься небрежно, неряшливо, второпях — он, наоборот, вызывает радость у бесов, укрепляет дьявольские силы. Но как, нужно креститься правильно? Давайте будем разбираться.
Как правильно крестятся православные христиане
Складываем пальцы и крестимся правильно
Для правильного крещения три перста правой руки (большой, указательный и средний) соединяются вместе, а два других перста (мизинец и безымянный) прижимаются к ладони. Три соприкасающихся пальца символизируют Святую Троицу — единую и нераздельную. А два пальца, прижатых к ладони — это символ Иисуса Христа, имеющего две сущности — Бога и человека.
Как правильно осенять себя Крестным Знамением?
Порядок накладывания крестного знамения такой:
- вначале сложенными перстами касаемся лба;
- потом переносим руку на живот (чуть ниже пупка);
- затем первым касаемся края правого плеча, вторым касанием — левого.
- далее рука опускается и делается поясной поклон.
Кланяясь, христианин выражает почитание Кресту, на котором распяли Спасителя на Голгофе. Иная последовательность в православии не допускается. Движение руки должно нарисовать православный 4-х конечный крест, перекладина которого находится выше центра вертикальной оси. Во время осенения важно мысленно произносить священные слова: «Во имя Отца (лоб), и Сына (живот), и Святого (правое плечо) Духа (левое плечо)». Аминь перед поклоном.
Нижний конец креста должен быть на животе, а не на груди
Нередко верующие прикладывают нижний конец Креста ни к животу, а к груди. Так делать нельзя, потому что Крест накладывается перевёрнутым, в виде символа сатанистов. Накладывание Крестного знамения — это важная составляющая часть православной веры. Крестятся все христианские конфессии, но по разному.
Многие верующие люди рисуют крест в воздухе, благословляя детей, путешественников или освящая своё жильё, кровать, четыре стороны света. В этом случае концы перекладины указываются слева направо. Принято крестится во время богослужений, чтения молитв, перед сном и при пробуждении, перед и после еды. Крестом спасаются при опасности, выражают почтение храмам и церквям, встречающимся в пути.
Православный крещенный человек обязательно носит нательный крест
Последователи Христа стали носить Крест на груди с первых веков. Этим самым они исполняли слова Спасителя мира:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8, 34).
Ношение креста на себе подчеркивает слова апостола Павла:
Освящённый нательный крест символизирует Веру и принадлежность к Церкви Христовой. Крест предохраняет от зла и искушений. Христианин обязательно должен носить крест. Тот, кто не хочет надевать на себя крест, сам отгораживается от помощи Бога.
Нательный крест изготавливается из разных материалов. Его делают из обычного металла, золота, серебра, дерева. Не столь важно, на чем висит крест: на цепочке или шнурке. Главное, чтобы крепко крепился. В церковных лавках все нательные Кресты освящены.
На обратной стороне православных крестиков обычно делается надпись: «Спаси и сохрани».
Недопустимо вешать на цепочку с крестом амулет, оберег, знак зодиака и другие предметы суеверий. Христиане носят нательный крестик под одеждой на голой груди. Правом носить Крест сверху одежды до 18 века наделялись только Епископы. Позднее такое разрешение получили и Священники.
Источник: xn—-8sbefh4ajsds0a5b9ed2a.xn--p1ai
Пальцы рук в русской языковой картине мира.
В норме у человека на кисти руки пять пальцев, каждый из которых имеет собственное название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Пальцы приспособлены к различным точным действиям, позволяющим выполнять разнообразную работу.
Большой палец противопоставлен остальным, обеспечивает многообразие захватывающих функций.
Указательный палец является «руководящим». С детства все помнят грозящий указательный палец в момент своих шалостей. Указательным пальцем указывают верную дорогу, нужное направление, заставляют обратить внимание на конкретный предмет или явление.
Как и у древних римлян, средний палец в русской культуре ассоциируется со значениями — «непристойный», «оскорбительный».
Четвёртый палец руки в русском языке носит название «безымянный». Также он назывался в финском, персидском, китайском и других языках. В старину палец наделяли волшебными свойствами. У многих народов он являлся перстневым. На нём любят носить перстни, кольца, в том числе и обручальные.
Обручальное кольцо на левой руке девушки означало, что она помолвлена. Во время венчания в храме молодые переодевали эти кольца друг другу на правую руку. Католики носят обручальные кольца на левой руке, а православные христиане — на правой. После развода обручальное кольцо в России носят на левой руке. Вдовцы и вдовы могут носить два обручальных кольца (своё и умершего супруга).
Самый маленький палец на руке — мизинец. Название происходит от праславянской формы мѣзиньць, от которой произошли слова: русск. и ц-слав. «мѣзиньць» (младший сын), др.рус. «мизиньць», укр. «мизи́нець» (младший ребенок) и мизи́нка (младшая дочь). Слово «мизинец» имело значения «малый», «малейший», «меньшой»: мизинный сын (самый младший), мизинии люди (люди низкого звания), мизиниться пред кем-либо (смиряться, унижаться), мизун, мизунчик (баловень, любимец).
Источник: medconfer.com
Как правильно креститься православным христианам?
Как правильно креститься? Было время, когда язычники с ужасом смотрели на приверженцев Христа, изображавших на себе символ самой страшной казни того времени – Распятия. «Для иудеев соблазн, для эллинов – безумие» (1 Кор. 1:23), для верующих в Иисуса изображение Креста было знаменем спасения, новой жизни в Боге. Таким оно остается и сейчас.
О том, как крестятся православные, старообрядцы (староверы) и католики, что означает крестное знамение и о многом другом расскажет эта статья.
Крестное знамение во время молитвы
- Происхождение крестного знамения
- Исповедание веры
- История крестного знамения в Русской Православной Церкви
- Какой рукой принято креститься у православных и католиков
- Как креститься перед храмом и в церкви?
- Крестное знамение во время службы
Происхождение крестного знамения
Установить, когда именно появился этот особый, священный жест, сейчас невозможно. Еще в IV в. свт. Василий Великий относил его к преданию, передаваемому изустно со времен Апостолов, но не записанному. Отцы первых веков Церкви полагали, что обычай может восходить:
- к пророческой книге Иезекииля, где ему дается повеление Божие сделать знак на челах всех иудеев, кто скорбит об отступлении народа от Бога;
- к словам св. Иоанна Богослова о «печати на челах рабов Божиих», о чем неоднократно упоминается в его «Откровении».
Богослов II в., Тертуллиан, советовал начертывать рукой крест «при всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело».
А свт. Кирилл Иерусалимский указывал на его благодатную силу, страшного нечистым духам: «… Это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов, потому что посредством оного победил Он их, изведши в позор со дерзновением. Когда увидят они крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона».
Сведений о том, каким именно образом совершалось знамение, сохранилось немного. Полагают, что первоначально его чаще всего изображали только на челе. А в V в. свт. Иоанн Златоуст советовал осенять область сердца во время нахождения помыслов, обиды на людей, вспоминая при этом о Распятии Христовом. Он от своего опыта свидетельствовал, что буря помыслов тут же прекратится.
Исповедание веры
Таким образом стали понимать знамение c IV в., когда среди христиан развиваются различные ереси – одни еретики, как Арий, полагали Сына Божия сотворенным, другие, например, Несторий, вообще считали Его особо облагодатствованным человеком. Именно тогда знамение становится исповеданием, а значение начинает иметь даже простое сложение перстов, над которым верующие ранее не слишком задумывались:
- так, к IX в. на христианском Востоке самым употребительным становится осенение себя крестом двумя перстами, «указательным и великосредним»; они символизируют Божество и Человечество Христовы, а сложение такое появилось, очевидно, во время полемики с арианами;
- несколько позже появляется «троеперстие», когда первые три перста десницы складываются вместе – это символ Святой Троицы.
А вот христианский Запад, менее подверженный еретическим бурям, долгое время сохранял большое разнообразие форм знамения – здесь было, видимо, древнейшее единоперстие (указательным или большим пальцем), двоеперстие, троеперстие, а также осенение себя всеми пятью перстами – именно оно утвердилось впоследствии как общепринятое. Это – символ пяти язв на Теле Распятого Господа.
История крестного знамения в Русской Православной Церкви
Ко времени прихода христианства на русские земли на Востоке уже утвердилось представление о знамении Креста как прежде всего исповедании веры. Так восприняла его и Русь. Полагают, что по крайней мере до XVI в. здесь сочетались две формы знамения – двоеперстная и троеперстная, более распространенная на северо-западе страны (Новгород, Псков). Только в 1551 г. Стоглавый собор утвердил двоеперстие как единственно возможное. Более того, троеперстие документы Собора даже называют «ересью», то есть проявлением неверного исповедания веры.
Спустя чуть более 100 лет Патриарх Никон провел богослужебную реформу, важной частью которой стало введение «троеперстия», тогда как за «двоеперстие» начали строго наказывать вплоть до отлучения от Церкви. Нововведение вызвало противостояние, и, наконец, церковный раскол. Лишь в 1971 г. Поместный Собор признал обряды как дореформенные, так и введенные патр.
Никоном «равноспасительными». Таким образом, к настоящему времени вполне возможно совершать оба варианта крестного знамения. Однако, первое из них все же больше распространено у старообрядцев – части Церкви, отколовшейся от нее во 2 пол. XVII в. после реформа Патриарха Никона.
Патриарх Московский и всея Руси Никон
Какой рукой принято креститься у православных и католиков
Традицию эту неизменно с первых веков сохраняют только православные и католики. Сложившийся к настоящему времени порядок крестного знамения у западных и восточных христиан различается:
- большинство православных осеняют себя тремя сложенными первыми перстами правой руки «во образ Святой Троицы»; два других перста пригнуты к ладони, символизируя Богочеловечество Христа, крестное знамение накладывается от лба к животу, затем справа налево.
- кроме этого, старообрядцы (включая единоверцев – старообрядные приходы, принадлежащие к Московскому Патриархату) крестятся «двоеперстно», при этом указательный и средний персты символизируют Божественное и Человеческое естество Христа, другие же три, соединенные вместе – Св. Троицу;
- у католиков принято также существуют различные варианты крестного знамения, известные из древности, включая похожие практику Востока; чаще же всего оно совершается открытой ладонью левой руки, всеми пятью перстами во ознаменование Его ран.
При этом после прикосновения сложенных перстов ко лбу, груди (или верху живота), христиане православной традиции прикасаются к правому плечу, затем к левому, тогда как католики осеняют себя слева направо.
Для чего налагать на себя крестное знамение?
По слову святых отцов, оно:
- привлекает Божие благословение;
- укрепляет во время скорбей;
- отгоняет бесовские силы, которым крест особенно страшен; о таком его действии есть сотни свидетельств святых отцов, пустынников.
Как правильно креститься?
Это обычно делается при входе, выходе из храма, за богослужением, домашней молитвой, а также еще многократно в течение дня.
Правильное крестное знамение в Русской Православной Церкви
Как креститься перед храмом и в церкви?
Одни делают это единожды, другие – трижды, как символ Св. Троицы. По каждом знамении совершают поклон в пояс. При этом можно кратко помолиться, например, словами «Создавый мя, Господи, помилуй мя», или же «Боже, очисти мы грешнаго».
Многие также крестятся также просто проходя мимо церкви. О том, обязательно ли это делать, существуют различные мнения современных пастырей. Одни считают, что не стоит делать это в окружении людей неверующих, вызывая их, может быть, на кощунства, насмешки. Другие – что речь идет об исповедании веры, так что если перекреститься «неловко» – это проявление малодушия.
Протоиерей Димитрий Смирнов, выступая на канале «Союз» 12 февраля 2021 г., говорил, что «иной человек просто не хочет как-то демонстрировать… Нет такой заповеди, креститься на храм. Просто храм – лишний повод вспомнить о Боге. Но можно вспомнить, и не осеняя себя крестом. Для некоторых остановиться, поклониться – проявление собственного фарисейства. Все дело в мотиве…»
Крестное знамение во время молитвы
Крестное знамение во время службы
Уставные правила предписывают креститься как с поклонами (во время пения Трисвятого, Евхаристического канона), так без них (например, когда поется Символ Веры). Хотя определенный порядок крестного знамения, поклонов определен, существуют также установившиеся обычаи, сложившиеся на том или ином приходе.
Например, по Уставу не положены поясные поклоны во время кратких молитвенных прошений на ектении (когда диакон возглашает: «Господу помолимся!»). Однако во многих храмах прихожане все-таки крестятся, кланяются, что вовсе не является проявлением неблагоговения. Вот почему новоначальные христиане чаще всего стараются не заучивать уставные правила, а просто следовать тому, что делают во время службы более опытные верующие.
Когда не следует креститься на службе?
Во время богослужения не следует этого делать перед Чашей со Святыми Дарами, так как можно нечаянно задеть ее. Во многих храмах об этом даже специально предупреждают причастников.
В обычной жизни
Рекомендуется осенять себя крестом:
- утром, встав от сна;
- во время молитвенных правил тогда, когда это необходимо;
- молясь перед трапезой, после нее; у христиан с первых веков существует практика осенять крестом пищу;
- столь же древним является обычай осенять постель перед отходом ко сну.
Ошибки при совершении крестного знамения
К их числу относятся:
- невнимательность, неблагоговейность, когда не осознается значение священного жеста;
- небрежность, когда человек, по сути, машет рукой по воздуху, не прикасаясь ко лбу, груди, плечам;
- ошибочно также начинать кланяться, не окончив знаменовать себя крестом.
Древний жест крестного знамения духовно соединяет нас не только с Христом, о Распятии Которого он напоминает. Мы также духовно соединяемся со всеми жившими до нас верующими, объединяясь с ними – ныне пребывающими с Господом – в общей к Нему молитве. Именно поэтому так важно совершать это осознанно, с благоговением.
Автор Наталья Сазонова
Как правильно наложить на себя крестное знамение: ВИДЕО
Источник: pravoslavie.wiki