На каких пальцах мусульманам нельзя носить кольца
Украшения часто говорят о человеке больше, чем слова. Кольца и перстни люди носят не просто ради того, чтобы выделиться. Семейный статус, уровень благосостояния, духовные воззрения и принадлежность к какой-либо социальной группе — все это можно понять по изделиям из драгоценных металлов и камней. Так, мусульмане придерживаются ряда принципов и правил при ношении колец и перстней.
Пример пророка Мухаммеда
Первым делом следует упомянуть, что каждый последователь ислама имеет полное право ходить с подобным украшением на пальце. Ведь сам пророк Мухаммед поступал именно так.
В статье «Сунна ношения кольца» ее автор, Мухаммад-Ариф Абдулаев, привел стенограмму лекции современного ученого-богослова, Мухаммада ас-Сакафа. Этот религиозный деятель является одним из потомков пророка Мухаммеда, во время поездки в нашу страну шейх прочел российским единоверцам курс лекций о жизни и деятельности своего предка.
Мухаммад ас-Сакаф рассказал, что у пророка появился перстень, когда возникла необходимость вести дипломатическую переписку с правителями ближайших стран и регионов. В те времена на подобных посланиях традиционно ставили печать с помощью перстня, на котором обычно изображался фамильный герб. Вместо геральдического символа на специально изготовленном серебряном украшении была выгравирована надпись: «Мухаммед — посланник Аллаха».
8 хадисов о знаменитом ПЕРСТНЕ пророка Мухаммада (мир ему)?
Интересно, что перстень пророка после его смерти хранился у ближайших соратников, но реликвия была безвозвратно утеряна возле мечети аль-Куба в Медине во время правления третьего халифа, Усмана ибн Аффана, которое продолжалось с 644 по 656 годы.
По словам Мухаммада ас-Сакафа, его предок обычно носил украшение на мизинце своей правой руки. Отдельные источники утверждают, что перстень был инкрустирован ониксом или агатом. И посланник Всевышнего надевал его так, чтобы камень был обращен к внутренней стороне ладони.
«Пророк (мир ему и благословение) носил серебряное кольцо и запретил мужчинам носить золото. Мужчинам не дозволено ношение золота, будь это кольцо, часы или другие украшения», — отметил в своей лекции исламский богослов.
Правая или левая
Несмотря на то, что сам пророк Мухаммед надевал свой перстень на правую руку, мусульманские богословы не запрещают носить подобные украшения и на левой руке. Известный исламский ученый, Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи (824—892 гг.), в свой сборник религиозных преданий «Сунан ат-Тирмизи» включил главу «Либас» (Одеяние). В ней содержатся такие строки: «Джафар бин Мухаммад передал от своего отца, что благословенные Хасан и Хусейн (да будет ими обоими доволен Аллах) носили кольца на левой руке». Речь в этом предании идет о двух братьях — внуках пророка Мухаммеда.
Кроме того, согласно хадисам, надевали свои перстни на левую руку и некоторые сподвижники основоположника религии. Например, так поступали: Умар ибн Хатаб, Абу Бакр ас-Сидик и Али ибн Абу Талиб. Уважаемый богослов Ибн Хаджар аль-Аскаляни (1372—1442 гг.) советовал мусульманам носить обычные украшения на правой руке, а перстни с личными печатями — на левой.
Ношение кольца в Исламе
Средний и указательный
Если говорить непосредственно о пальцах, то здесь мнения богословов немного расходятся. Так, имам Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233—1278 гг.), изложил свои комментарии к хадисам в работе «Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджжадж». Автор написал: «Единогласны мусульмане в том, что сунной является ношение кольца мужчиной на мизинце. А что касается женщины, то она может носить кольца на любых пальцах».
Очевидно, что имам ан-Навави ориентировался на пример пророка Мухаммеда. При этом богослов не упомянул строгого запрета относительно других пальцев, назвав мизинец лишь наиболее желательным вариантом из всех возможных.
Другие мусульманские богословы категоричнее в данном вопросе. Например, вышеупомянутый Абу Иса ат-Тирмизи в главе «Муслим» (Мусульманин) своего сборника хадисов привел слова Али ибн Абу-Талиба — одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Тот поведал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мне надевать кольцо на этот и этот пальцы. После чего он указал на средний и следующий за ним палец».
Стоит учесть, что арабы традиционно пишут справа налево, и отсчет они ведут по-своему. Поэтому большинство богословов сошлись во мнении, что следующий за средним палец — это не безымянный, как подумали бы многие россияне, а указательный. Ведь, скорее всего, пророк продемонстрировал сподвижнику свою правую руку, на которой находился перстень.
Скромное или массивное
Но человеку недостаточно просто надевать перстень на дозволенный палец, в этом вопросе существует еще несколько нюансов. Разные религиозные течения в исламе ведут споры по поводу размеров и веса украшений, которые допустимо носить мужчине. Ханафиты и шафииты, например, полагают, что перстень не должен весить более одного мискаля, а у арабов эта мера веса составляет 4,25 г. Маликиты же осуждают мужчин, которые украшают себя серебряными кольцами массивнее 2,975 г. Ханболиты не видят ничего страшного в крупных ювелирных изделиях, но уточняют, что вес перстня не должен выходить за рамки общепринятых норм и обычаев. Кроме того, мужчине не рекомендовано носить более одного кольца.
Отдельно стоит упомянуть, что представительницы прекрасного пола могут не только надевать украшения на любой палец, они также не ограничены в количестве перстней и в выборе драгоценного металла. Ведь Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал: «Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) запретил нам семь вещей, и одним из этих запретов является ношение золотого кольца мужчинами, но не женщинами».
Гигиена и украшения
Стоит учесть, что ислам очень строго относится к вопросам не только духовной, но и физической чистоты. Поэтому религиозные наставники часто советуют мусульманам шевелить кольцо, прокручивая его на пальце, во время каждого омовения и купания. Это необходимо, чтобы вода и моющие средства попали на всю поверхность рук, ведь подобные украшения часто плотно примыкают к коже.
Многие верующие люди носят перстни, на которых имеются религиозные символы или даже указано имя Всевышнего. С такими ювелирными изделиями следует обращаться подобающим образом. А направляясь в какое-либо нечистое место (например, туалет), обязательно заранее снять кольцо и попросить кого-либо из доверенных лиц его подержать.
«Сунан ат-Тирмизи» содержит хадис, который передал мусульманам сподвижник основателя религии, Анас ибн Малик. Этот религиозный деятель сказал: «Когда пророк (мир ему и благословение) ходил справлять нужду, то он снимал кольцо». Известно, что человека, которому в это время было доверено держать реликвию, звали Муайкаб ибн Абу Фатима ад-Давси.
Источник64 урок. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо на правой руке, часть 3
Сообщил мне Кутейба ибн Саид от Хатима ибн Исмаиля от Джафара ибн Мухаммада от его отца[1]: «Аль-Хасан и аль-Хусейн носили кольца на левой руке».
Что касается Мухаммада аль-Бакира, то он не мог видеть Хасана и передавать, на каком пальце тот носил кольцо. А что касается Хусейна, то в день, когда его убили, тому было четыре года, и есть вероятность, что он мог запомнить, на каком пальце носил Хусейн, то есть его дед, это кольцо.
Есть версия, что он передавал это от своего отца, Зейн аль-Абидина, да будет доволен им Аллах, и тогда в риваяте пропущен передатчик.
Имам аль-Байхакы передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Абу Бакр, Умар, Али, Хасан и Хусейн носили кольца на левой руке.
И, возможно, автор привел этот риваят с таким иснадом в главе с таким названием, потому что этот риваят не считается доводом.
حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا محمد بن عيسى (وهو ابن الطباع) حدثنا عباد بن العوام عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن أنس بن مالك:
Сообщил нам Абдуллах ибн Абдур-Рахман от Мухаммада ибн Иса (и это Ибн ат-Таба`)[2] от Аббада ибн аль-Аввама[3] от Саида ибн Абу Аруба[4] от Катады от Анаса ибн Малика, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо на правой руке.
Имам аль-Байджури[5] указывает, что в некоторых рукописях «Шамаиль» после этого хадиса идут слова имама ат-Тирмизи:
قال أبو عيسى: هذا حديث غريب لا نعرفه من حديث سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن أنس عن النبي (صلى الله عليه وسلم) نحو هذا إلا من هذا الوجه. وروى بعض أصحاب قتادة عن قتادة عن أنس بن مالك عن النبي (صلى الله عليه وسلم) أنه كان يتختم في يساره وهو حديث لا يصح أيضاً
«Этот хадис – гариб. И из хадисов от Саида ибн Абу Аруба от Катады от Анаса от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, мы знаем лишь этот хадис. Некоторые ученики Катады передают от Катады от Анаса, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо и на левой руке. И этот хадис также недостоверен».
حدثنا محمد بن عبيد الله المحاربي. حدثنا عبد العزيز بن أبي حازم عن موسى بن عقبة عن نافع عن ابن عُمر قال:
«اتخذ رسول الله (صلى الله عليه وسلم) خاتماً من ذهب فكان يلبسه في يمينه فاتخذ الناس خواتيمَ من ذهب فطرحه (صلى الله عليه وسلم) وقال لا ألبسه أبداً فطرح الناس خواتيمهم.
Сообщил нам Мухаммад ибн Убейдуллах аль-Мухараби от Абдуль-Азиза ибн Абу Хазима от Мусы ибн Укбы от Нафиа от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, носил кольцо из золота, а затем и люди начали носить из золота, и он выкинул его, сказав: «Я никогда больше не буду носить». И люди потом тоже их выбросили».
Речь идет о том времени, когда золото еще не было запрещено, и то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, выбросил это кольцо, совпало с запретом золота для мужчин.
ИсточникКольцо и печать Посланника Аллаха (мир ему)
В Хиджазе кольца использовались издавна, но традиция помещать на них печать не была особо распространена. Популярность она получила после того, как в 7 г. хиджры Посланник Аллаха (мир ему) заказал себе серебряное кольцо, на верхнюю часть которого велел нанести свою печать.
В хадисах этот перстень называется «хатам», что с арабского языка переводится как «печать». Анас ибн Малик так рассказывает о том, что стало причиной его появления: «Посланник Аллаха (мир ему) хотел отправить письма в земли Рума (Византии) и Аджама (Персии), но ему сказали: «Если ваше письмо будет незапечатанным, они никогда его не примут». После этого Посланник Аллаха (мир ему) заказал серебряное кольцо. На его верхней части была помещена фраза محمد رسول الله «Мухаммад – Посланник Аллаха». Блеск серебряного кольца на его пальце все еще стоит у меня перед глазами» (Бухари, Либас 52; Муслим, Либас 56).
Анас ибн Малик приводит и другое описание этого перстня: «Надпись на кольце Посланника Аллаха (мир ему) занимала три строки. На одной строке было написано «Мухаммад», на другой – «Посланник», а на третьей – «Аллах» (Бухари, Либас, 55).
Также Анас ибн Малик сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему) обычно носил кольцо на мизинце левой руки и снимал его, когда заходил в туалет (Тирмизи, Либас, 18; Абу Дауд, Тахара, 10).
После смерти Посланника Аллаха (мир ему) кольцо сняли с его руки. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал халифом, оно перешло к нему. Он также носил его на мизинце левой руки и использовал в качестве государственной печати в переписке. После кольцо перешло к Умару и Усману (да будет доволен ими Аллах). На 6-м году правления последнего оно и исчезло.
Абдуллах ибн Умар и Анас ибн Малик рассказывали об этом: «Однажды Усман сидел у колодца Арис. Он снял кольцо с пальца и вертел его в руке. Оно упало в колодец. Мы три дня под руководством Усмана сливали воду из колодца, но так его и не нашли» (Бухари, Либас 55).
Колодец Арис расположен в пальмовой роще между мечетью Пророка и мечетью Куба. После того, как в нем пропало кольцо, колодец стали называть «Би’ру хатам». Он до сих пор остается одним из мест посещения паломников в Медине. Когда поиск не дал результатов, Усман велел изготовить другое кольцо по образцу утерянного.
Существуют представления, что именно после потери перстня халифат стал испытывать серьезные трудности, вплоть до смуты, приведшей к гибели Усмана (да будет доволен им Аллах). Следует сразу сказать, что привязывать все эти трагические события к утере кольца в корне противоречит исламскому вероубеждению.
Сейчас в музее Топкапы среди священных реликвий, принадлежавших Посланнику Аллаха (мир ему) и сахабам (да будет доволен ими Аллах), хранится печать из красного агата, которая считается копией легендарного кольца. Она была обнаружена в Багдаде в XIX в. и привезена в Стамбул.
В качестве свидетельства того, что печать Пророка (мир ему) имела широко растиражированный в наше время вид, приводят хранящиеся в музее Топкапы письма Пророка, адресованные к главам иностранных государств того времени, таким как византийский император Ираклий, шахиншах Ирана Хосров II, правитель Египта аль-Мукаукис и другие. Но западные ученые выражают сомнение в подлинности как этих писем, так и печати на них, называя эти артефакты подделкой.
Предполагаемое письмо Пророка Мухаммада (мир ему) императору Ираклию / Источник: en.wikipedia.org
Предполагаемое письмо Пророка Мухаммада (мир ему) аль-Мукаукису / Источник: en.wikipedia.org
Источник