Идею о первовеществе глубоко развил Гераклит, считая, что таковым является не вода, воздух или апейрон, а огонь, ибо природа находится в вечном изменении, а из всех веществ наиболее изменчив именно огонь.
Гераклит (540—480 до н. э.) учил, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Огонь, по Гераклиту, — это первовещество и первосила. Благодаря изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем.
Этот процесс умирания огня Гераклит называет «путем вниз». Но «путь вверх и вниз один и тот же: одновременно из воды возникает огненный смерч, все становится единым, все вещи превращаются в огонь, он воспламеняется, рождается». Выбор в качестве первостихии огня у Гераклита мог быть предопределен распространенными народными представлениями о всесокрушающей силе огненной стихии. Свою роль здесь, как и далее в учении Гераклита о борьбе противоположностей, могли сыграть также идеи древневосточной, а именно — персидской религиозной философии, воплощением которой является солнечный бог Митра, обеспечивающий победу силам света в их борьбе с силами тьмы. Обоснованный выбор огня в качестве вечносущей, всепроникающей и наделенной способностью к развитию основы мира, по существу, является материальной первостихией, но в то же время соответствует духу ранней греческой философии, не лишенной некоторого мистического свойства.
Платон — Федон. АУДИОКНИГА (полный диалог).
Точное знание обогатилось тремя великими идеями Гераклита:
? идеей вечного движения;
? идеей единства Вселенной;
? идеей закономерности явлений.
Для биологии они впоследствии означали признание изменения живой природы, единство живых форм, закономерностей и явлений материального мира.
Мир существует в представлении Гераклита от века, но его существование связано с круговоротом материи: «Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, смерть воздуха — рождение огня и наоборот». Главным элементом, однако, всегда остается огонь, а далее огненное вещество в мире — товарная сущность. «Все обменивается на огонь и огонь — на все, подобно тому, как золото — на товары, а товары — на золото».
Великолепно сопоставление Гераклитом жизненного процесса с водным потоком:
«На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны»;
«В ту же реку мы вступаем и не вступаем, существуем и не существуем»;
«Нельзя в ту же реку войти дважды»;
«Рассеивается и вновь собирается, приходит и уходит»;
«Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется» и т.д.
Изменение, по Гераклиту, является результатом борьбы противоположных начал. Жизнь и смерть — тоже непрерывно борющиеся противоположности. «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекрасная гармония, и все происходит через борьбу. Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают. ». «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и сияющее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом». «Следует знать, — говорит Гераклит, — что борьба всеобща, что справедливость — в распре и что все рождается через распрю и по необходимости».
Дочка преобразилась!
Борьба противоположностей, таким образом, составляет суть жизненного процесса, является стержнем существования, она оказывается той гармонией, на которой держится целое: «Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается».
Венчает всю эту диалектическую конструкцию закономерное в этой связи утверждение об относительности всего сущего: «Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнивать с родом человеческим». Но и человеку гордиться особо нечем: «Мудрейший из людей — обезьяна перед Богом как по мудрости, так и по виду и во всем другом».
Важнейшей частью учения Гераклита является учение о логосе, душе, Боге. Жизнь мира подчинена известной закономерности, которую он именует логосом (по-греч. «слово», «речь», а также «смысл», «разум»). Эта закономерность существует от века, раньше даже возникновения Земли. Она пронизывает весь космос, включая населяющих этот мир людей.
Душа мыслится у Гераклита как важнейшее одухотворяющее начало в человеке: «Душе смерть — воде рождение, воде смерть — земле рождение, из земли ведь вода рождается, а из воды — душа». Главное в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи между душой человека и общим логосом, душа у него сопричастна последнему и этим объясняются неисчерпаемые потенциальные возможности человеческого разума. «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом. Душе присущ самообогащающийся логос». «Истинная мудрость, — указывает Гераклит, — состоит в постижении логоса, т.е. общей закономерности, направляющей жизнь космоса: ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все». «Высшая мудрость заключается в постижении общего, в умении абстрагировать, а это, — как подчеркивает Гераклит, — сплошь и рядом не под силу даже философу». «Разумение — величайшая добродетель, а мудрость в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая».
1. Гераклит первым протянул нити от жизни природы к жизни духа.
2. Гераклит развил цельный взгляд на природу мира и пронизывающую его закономерность.
Источник: studfile.net
Огненный Гераклит
Гераклит (ок.544/541 до н.э. -?)
Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру разгорающимся и в полную меру угасающим
***
…Гераклит по праву считается крупнейшим материалистом и диалектиком Эллады. Как материалист, Гераклит продолжил традиции философской школы родной Ионии, полагая, что в основе мироздания лежит конкретный вид материи.
Однако в качестве данного материального первоначала всего сущего Гераклит берет не воду, как Фалес, не воздух, как Анаксимен, и не бескачественный апейрон, как Анаксимандр, а огонь — стихию наиболее легкую и подвижную . Путем сгущения, по Гераклиту, из огня появляются все вещи — и вода и воздух, и земля, и любое тело и вещество, а путем разряжения в огонь же возвращаются. «Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому, как золото обменивается на товары, а товары на золото». Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», так что «из огня все рождается и в огне все в конце концов уничтожается». Таким образом, мир, по Гераклиту, пребывает в вечном движении: либо он целиком воспламеняется и достигает таким образом совершенства, либо постепенно угасает, обращаясь во мрак и небытие, чтобы затем вновь разгореться и вновь прийти к совершенству. Не правда ли, это очень напоминает самую современную теорию пульсирующей Вселенной?!
Поскольку мир, по Гераклиту, есть форма существования первоогня — вечно движимого и вечно активного, то и материя, как одна из ипостасей первоогня, неотделима для Гераклита от энергии и по сути своей есть форма существования энергии. Подобные воззрения на мироздание — самые передовые, свидетельством тому служит мнение одного из творцов современной физики Вернера
Гейзенберга: «Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки. Фактически энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи. Одновременно энергия является движущей силой.
Энергия есть субстанция, ее общее количество не меняется, и, как можно видеть во многих атомных экспериментах, элементарные частицы создаются из этой субстанции. Энергия может превращаться в движение, в теплоту, в свет и электрическое напряжение. Энергию можно считать причиной всех изменений в мире».
Свое учение о мире как вечном превращении огня Гераклит обобщил в знаменитом изречении: «Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру разгорающимся и в полную меру угасающим». Заметим, что здесь же Гераклит вполне недвусмысленно отрицает и мифологическую картину мира, хотя мифологическое начало, разумеется, еще очень сильно в сознании Гераклита, и в другом месте он с пафосом восклицает: «Огонь грядущий все обоймет и всех рассудит!». Но не так ли о судном огне сказано и в Апокалипсисе: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем»?!
Но если мир состоит из огненной первоосновы, то она должна находиться в вечном движении и беспрерывно переходить из одной формы в другую, иначе мир стал бы морем огня. Для иллюстрации этой мысли Гераклит находит образ в гончарной мастерской: «Подобно-тому, как из одной и той же глины можно лепить животных, а затем смешивать и вновь лепить и смешивать, и так делать одно за другим без перерыва, точно так же природа из одной и той же материи первоначально вывела наших предков, затем непрерывно вслед за ними породила наших отцов, затем — нас, а затем снова одних за другими в круговороте будет рождать. И поток происхождения, текущий столь непрерывно, никогда не остановится, как и противоположный ему поток гибели. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды — воздух, из смерти воздуха — огонь. »
А.В. Волошинов. Венок мудрости Эллады
https://vk.com/doc12780981_510325303
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
На огонь обменивается все, и огонь — на все, как на золото — товары и на товары — золото .
Из огня как источника все проистекает, и в огонь все (на стадии «возгорания») опять превращается. Огонь как источник всего присутствует во всем, а потому огонь может быть рассмотрен как эквивалент всего. Золото, в отличие от огня, во всем, что обменивается, напротив, не присутствует, но к нему может быть приравнено всё как эквиваленту обмена. Золото объединяет и определяет круговорот товаров. По аналогии с золотом огонь объединяет круговорот превращения стихий.
91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В.
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется».
Марк Аврелий, римский император и философ (121-180 гг. н.э.) писал: «Время есть река возникающего и стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое» [Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика. С.294].
Неуловимость настоящего времени, этой загадочной точки между прошлым и будущим в мировом потоке изменчивости, волновала и волнует человеческую мысль. Мы не может дважды оказаться в одном и том же моменте настоящего, не можем «дважды войти в одну и ту же реку», потому что «всё течет, всё изменяется…»
Аргентинский писатель Х.Л.Борхес (1899-1986) в новелле «Время» замечает, что «мы и поныне ощущаем то древнее смущение, которое когда-то поразило Гераклита. … Почему никто никогда не войдет дважды в одну и ту же реку? Во-первых, потому что воды реки текучи.
Во-вторых — и это метафизически затрагивает нас, пробуждая что-то вроде священного ужаса, — потому что мы сами подобны реке, мы также текучи… Время — дар вечности. Вечность позволяет нам жить в последовательностях.
У нас есть дни и ночи, часы и минуты, у нас есть память, есть сиюминутные ощущения, и, наконец, у нас есть будущее, будущее, которого мы еще не знаем, но предчувствуем или боимся. Время — река, текущая к нам от своего непостижимого начала, из прошлого в будущее – и это нам понятно. … В нашем жизненном опыте время всегда подобно реке Гераклита…» [ Борхес Х.Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб., 2005. Т.3. С.543-544].
Тему времени-потока Борхес продолжает в одном из своих стихотворений:
«Мы – время. Мы – живое воплощенье
той Гераклитовой старинной фразы.