Современное состояние Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят. Видоизмененный "павловский" золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также
Как правильно выбрать наперсный крест, чтобы не нарушить Положение о наградах Русской Православной Церкви
Часто на к нам обращаются благодарные прихожане, которые хотели бы сделать памятный подарок для своего пастыря. Таким подарком обычно становится наперсный крест. Не всегда желающие одарить знают, что при выборе креста большое значение имеет и цвет, и форма, и наличие украшений.
Дело в том, что священники имеют право носить только такой крест, который положен им согласно их статусу, и если ошибиться в выборе,креста, батюшка просто не сможет его носить.
Деревянный наперсный крест
Как правильно выбрать крест, чтобы подарок был «не в бровь, а в глаз»? Какими правилами надо руководствоваться при выборе самого главного христианского символа, который несет на себе священнослужитель? Кто устанавливает эти правила, и как они изменились к настоящему времени?
Одним из важнейших событий церковной жизни в 2017 году стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Не самым заметным итогом его деятельности, но важным для освещения поставленных вопросов стала новая редакция Положения о наградах Русской Православной Церкви.
Изменилась последовательность присвоения наград, были уточнены некоторые моменты. появились новые награды.
Коснулись изменения и правил ношения наперсного креста.
1. Восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета
Ранее Положение о наградах гласило, что «Награждение наперсным крестом производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет».
Между тем, на практике, священник начинал носить крест – более простой – сразу по рукоположении.
Теперь эта двусмысленность удалена: «восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении».
2. Наперсный крест золотого цвета
Появляется новая награда: «Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника)».
Интересно, что ранее в качестве наградного обычно использовали так называемый Павловский крест, изготовленный из серебра (или его имитации) и позолоченный.
Сейчас иереям, обладающим старинными крестами, с которых сошла позолота, видимо, придется обратиться к услугам реставраторов.
Православный словарь. Наперсный крест
3. Крест с украшениями
Крест с украшениями ранее возлагался на протоиерея – старое положение гласило: «Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей» (палицу же возлагали на протоиерея, через пять лет после возведения в этот сан).
Теперь «Награждение крестом с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет».
Возведение в сан протоиерея отныне «производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются)».
Ранее в сан протоиерея возводили до награждения крестом с украшениями и всего через десять лет служения в священном сане.
4. Второй наперсный крест
В Положении появилась такая награда, как право ношения второго наперсного креста – ранее она не была предусмотрена, хотя на практике маститые протоиереи с двумя крестами встречались и прежде.
Теперь «Награждение правом ношения второго наперсного креста с украшениями производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет».
5. Женское монашество
Изменения коснулись не только носителей священного сана.
Теперь «За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно».
Ранее наперсный крест могла носить только игумения, но цвет его не регламентировался. Теперь же игумения носит только золотистый крест – либо крест с украшениями (как более высокую награду).
Ранее игумения по оставлении ею должности лишалась права ношения наперсного креста – теперь же оно сохраняется за нею пожизненно.
Мы постарались коротко осветить основные изменения, коснувшиеся правил ношения наперсного креста.
Вопрос этот – очень важный, и подходить к его решению необходимо крайне ответственно.
Таким подарком обычно становится наперсный крест . Не всегда желающие одарить знают, что при выборе креста большое значение имеет и цвет, и форма, и наличие украшений. Дело в том, что священники имеют право носить только такой крест , который положен им согласно их статусу, и если ошибиться в выборе, креста , батюшка просто не сможет его носить.
Как правильно выбрать крест , чтобы подарок был «не в бровь, а в глаз»? Какими правилами надо руководствоваться при выборе самого главного христианского символа, который несет на себе священнослужитель ? Кто устанавливает эти правила, и как они изменились к настоящему времени?
НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ
Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все — от обычных мирян до царей и митрополитов.
В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.
В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.
Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1].
В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Дубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.
Павловский наперсный крест |
Павловский крест
В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена «с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть — Императора] даваемы или дозволяемы будут.» Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием«, вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18.» На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия.
Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения «павловский крест» приобрел название: «_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый,» хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года — Синодом.
Докторский наперсный крест |
Академический крест
Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.
Наградные кресты XIX в.
Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным «кабинетными» крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.
Николаевский крест
Рисунок Николаевского креста |
В 1896 году императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император «Всемилостивейше соизволил [. ] на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест» установленного образца, приобретаемый за свой счет.
Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне наставление апостола Павла: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.) |
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.) |
Современное состояние
Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят.
Видоизмененный «павловский» золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также «протоиерейским», ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих — за набедренником).
В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется наперсный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями.
Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями — патриаршим крестом — после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, епархиальным архиереем возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.
Во внимание к продолжительным трудам на благо Церкви в должности настоятельницы патриаршим указом игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.
За особые заслуги в трудах на благо Церкви патриаршим указом монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.
В исключительных случаях, по инициативе и указом патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения патриаршего наперсного креста. При этом патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.
Использованные материалы
- «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, М.: «Летопись», 2012, 120-132:
- http://www.numismat.ru/blog.shtml?d=2012-3-3 — источник использован частично
- http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t. d=3
- http://www.mospat.ru/index.php?mid=279
- http://www.patriarchia.ru/db/text/5077255.html
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — GoogleНосить кабинетный наперсный крест могут священники , находящие в сане, от протоиерея и выше. Священник – посредник между Богом и человеком, восстанавливающий прерванный союз людей с Богом. Он имеет «благодать и силу всемогущего ходатайства единственного Ходатая Бога и человеков – Иисуса Христа, то есть Сам Христос через него ходатайствует».
Служение для священника – это не просто значительная часть его жизнь, это образ и смысл жизни. Это не просто работа, а нечто гораздо большее. Подобно тому, как священник свершает Таинство, то есть свершает по всем правилам, так и подарок для него следует выбирать по правилам, со смыслом и любовью.
Наперсный крест
Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи.
Содержание
История
Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпий или энколпион (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы.
В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст.
Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды.
Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого.
В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.
В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.
В Русской православной церкви
До XVIII века в Русской церкви только епископы имели право носить наперсные кресты. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).
С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.
Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями. Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы.
Крест докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году. Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812—1814 и 1853—1855 годов.
В настоящее время всем священникам после их рукоположения выдаётся наперсный крест, который носится ими за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Он имеет восьмиконечную форму.
На лицевой стороне помещено рельефное изображение распятого Иисуса Христа и надписи в верхней части: « Гдь, ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ » («Господь — Царь Славы»); в концах широкой перекладины « ІС҃ ХС҃ » («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной — « НИКА » (греч. — победитель). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим.4:12).
В Католической церкви
История применения
Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте является его упоминание папой римским Гиларием в 461 году. В 811 году византийский император Никифор I послал папе римскому Льву III золотой наперсный крест.
Однако до XIV века наперсный крест не получил в Западной Церкви широкого распространения. Использование наперсного креста в римском обряде стало необходимым впервые в Римском Понтификале Пия V.
Первым англиканским епископом, носящим наперсный крест был Эдуард Кинг, епископ Линкольна (1885—1910).
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.Нательный крест
Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный). Нательный крест надевается на крещаемого в связи с буквальным пониманием евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста помещают надпись «Спаси и сохрани».
Тельные кресты — единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно изготавливать и продавать.
Большой наперсный крест нужен, чтоб миряне видели, кто перед ними, — священник или диакон. Будет неприятной ситуация, когда человек просит благословение, а перед ним оказывается диакон, который не может благословлять священническим благословением. До ХVIII века наперсные кресты имели право носить только епископы.
Когда духовенство стало носить греческие подрясники, рясы и клобуки, оказалось, что одежды священников не отличаются от одежд диаконов и просто монахов. Тогда и возникла идея ввести знаки отличия, чтобы отличать священника от прочих духовных лиц.
Источники- https://www.livemaster.ru/topic/3060491-kak-pravilno-vybrat-napersnyj-krest-chtoby-ne-narushit-polozhenie-o-nagradah-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi
- https://drevo-info.ru/articles/12006.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/159021