В Древней Руси широко распространилось медицинское сочинение «Прохладный Вертоград», переведенное в XVI веке и сохранившееся в многочисленных списках XVI и XVII вв., где дается толкование свойств камней, серебра и золота. «Кто червчатый яхонт носит в перстне при себе, тот крепит сердце свое. Аще кто пал при себе носит в поветрие моровое отгоняет и похоти телесные умет, тело человечье во здравие ото всяких болезней устраняет.
Мысли злые от человека отгоняет, промеж людьми приятельство чинит и всякое счастье умножает. Яхонт лазоревый – кто его носит при себе, тело умножает, и благолепие лицу придает, измены открывает, страх отгоняет. Изумруд аще положишь в питие умет смертельную ядость и укушение ядовитых заживит.
Тот же камень точен в питии прият пользует прокаженных людей, печени и желудковым болезням помогает. Бирюза – кто ее носит на себе, тот человек убиен не может быть никогда. А если его разотрет и пиет, помогает от окормова змеиных и иных пакостей уздравливает и болезнь из почек и пузыря выводит.
Ювелирные Украшения Древней Руси
Топаз – кто при себе носит гнева человеческого и похоти телесныя усмиряет, на рану положен кровь умет, телесное зажжение участит гранат или по-русски вениса тот камень веселит сердце человеческое и кручину одоляет, кто ево при себе носит и того в людем прилюбляет. Серебро мелко тертое и смешанное с маслом коросту помазуем старые и гнилые язвы. Серебро внутрь принято пустую мокроту из всего тела изгонит».
Русские украшения X-XIII веков
Колты и ожерелье. XII век.
Украшения, изготовлявшиеся в Киевской Руси – фибулы-застежки, кованые гривны, ожерелья с перегородчатой эмалью, височные кольца, подвески в виде коней и птиц, браслеты и др.– отличались большим разнообразием форм и декора.
Излюбленными и наиболее распространенными ювелирными изделиями были кольца, перстни и серьги.
В конце XI века появляются украшения нового типа – женские височные колты, богато декорированные красочными перегородчатыми эмалями, характерные в основном для городской среды.
Зажиточные горожане в XI-XII вв. носили легкие и изящные серебряные ожерелья из лунниц, крестовидных и лилиевидных подвесок, где металлические детали чередовались с керамическими бусинами, шариками цветного стекла или камня.
На протяжении X-XIII вв. повсеместно на Руси женщины носили височные кольца: легкие кольца с тремя бусинами входили в княжеский и боярский нарядный убор. Особенно этот вид украшения был распространен на юге России. Височные кольца были наиболее постоянным предметом наряда, поэтому мастера не уделяли им особого внимания, предпочитая экспериментировать на новых формах – колтах, браслетах-наручах, ожерельях.
Украшение в виде коня с шумящими подвесками. X-XII вв. Литье, бронза.
Ранние украшения отличались достаточной простотой, делались из железа и меди, были массивны и тяжеловесны. В VIII-IX вв. предметы стали изготовлять из серебра и золота в сочетании с драгоценными камнями, часто обработанными в форме кабошона, и красочными эмалями, при этом из камней предпочтение отдавалось изумруду, рубину, сердолику; часто встречались жемчуг, перламутр, коралл. До X в. преобладают массивные литые и кованые изделия; на рубеже X-XI вв. появляются украшения, тисненные из тонкого металлического листа, поверхность которых декорирована геометрическими узорами.
Височные кольца восточных славян! История развития ювелирных изделий в древней руси!
В ювелирных украшениях и одежде Киевской Руси архаическая языческая символика древних славян причудливо переплеталась с христианской. От язычества ведут свое происхождение привески-амулеты в виде ложек, фигурок птиц и др. дополнявшие костюм и украшения; их носили на поясе, на шее в виде ожерелья, на груди.
Конь был символом счастья, добра, его связывали с культом Солнца, поэтому подвески в виде коня часто украшали кружочки с точкой посередине – солнечными знаками.
Ложка символизировала сытость и довольство, ключи – целость и сохранность имущества.
Гривна. Золото, эмаль. XIII век.
На примере ювелирных украшений можно видеть, как изобразительная символика язычества сменялась христианскими образами святых, крестов и т.п.
Так, гривна XII-XIII вв., состоящая из медальонов с перегородчатой эмалью на золоте, декорирована поясными изображениями христианских святых: в центре – Христос, по сторонам от него – Богоматерь и Иоанн Предтеча, далее – ангелы, апостолы Петр и Павел, князья Борис и Глеб.
Изделия русских мастеров XI-XIII вв. поражают разнообразием форм и многочисленностью используемых ювелирных техник: скань, зернь, чернь, литье, чеканка. Работы русских златокузнецов высоко ценились современниками. Так, монах Теофил, живший в XI или XII веке, в своем трактате «О разных ремеслах» писал, что русские мастера занимают место после византийских в своем искусстве и оставляют далеко позади ювелиров Германии и Италии.
На протяжении трех веков (X-XII) переход от одного вида парадного убора к другому происходит трижды. Во второй половине X-начале XI вв. большинство украшений создавалось из серебра. Для этого использовалась ковка и тиснение, а в декоре господствовал геометрический орнамент, выложенный зернью.
С середины XI века, когда Киев вступил в пору своего расцвета, наступает период увлечения золотыми украшениями, которые декорировались тонкой сканью, драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. В начале XII века эмаль вытесняет другие виды декора и становится почти единственным средством убранства вещей.
Серебряный браслет с чернью. Киев. XII век.
В середине XII века происходит новая смена в характере парадного металлического убора. На смену многоцветию эмалевых украшений приходит строгая элегантность черни, украшавшей золотые и серебряные изделия. Особенно удачно чернь применялась в декоре браслетов, широкие полосы которых держали у запястья рукава одежд.
Браслеты состояли из двух створок, соединенных шарниром. Изображения размещались в клеймах (преобладали фантастические грифоны, львы, птицы с человечьими головами), между которыми располагался орнамент.
Разнообразное применение в убранстве древнерусской одежды находили себе украшения, созданные с использованием техники скани и зерни. В кладах X-XIII вв. найдено много ажурных сканных бусин. Помимо уникальных ювелирных работ, мастера создавали и массовую продукцию, используя для этого тиснение (штамповку) и литье в каменных и глиняных формах. Тиснением делали всевозможные подвески к ожерельям, бусы, медальоны, которые потом спаивали. Литье, получившее особое распространение на рубеже XII-XIII вв., часто воспроизводило богатые и сложные украшения, выполненные в других техниках.
Развитие искусства древнерусских княжеств было нарушено в XIII веке нашествием Золотой орды. Центры ювелирного искусства гибли, мастеров угоняли в рабство. После освобождения от ига стали медленно восстанавливаться города и художественные центры, уже в XIV-XV вв. можно говорить о возрождении русского ювелирного дела. Но подлинного расцвета русское ювелирное достигло в XVI-XVII веках, в период объединения Руси во главе с Москвой, когда начинает складываться единая линия развития русской художественной культуры.
Источник: goodcoins.su
Древнерусские женские украшения. Фибулы, Височные кольца и другие. Виды и классификация.
Друзья, снова приветствую Вас у себя на канале! В прошлых статьях, мы рассматривали древнерусские амулеты — подвески и привески, узнали какие виды существуют и какое имели предназначение. В этой теме, как Вы поняли из названия, мы будем рассматривать изделия древнерусских мастеров, а именно традиционные женские украшения, распространенные в Древней Руси. Если прошлые статьи, у Вас вызвали интерес, то эту тему не стоит обходить стороной. Будет интересно! Погнали!
Как ранее уже было сказано, с древних времен люди считали, что человек мог подвергаться воздействию нечистой силы, через незащищенные участки тела. Отсюда использовались предметы из кости, дерева “благородной” породы и железа. Следовательно, также требовалось защищать энергетические центры и каналы тела. Лучше для охраны души и тела, все таки подходили металлы и драгоценные камни.
Так как женщина с древних времен являлась, носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд, а также рожала детей, то она являлась объектом, едва ли не религиозного поклонения у мужчины, за это ее требовалось охранять и беречь, в том числе от нечистой силы. Отсюда на женщине присутствуют красивые наряды и украшения, золотая парча налобных повязок, многоцветные бусы, серьги, кольца и т.д.
Реконструкция головных уборов и украшений «славянских» девушек.
Изображение использовано с сайта https://thepresentation.ru/mhk/nabor-zhenskih-yuvelirnyh-ukrasheniy-ptitsy-solnechnogo-sada
Специалисты утверждают, что славянские народы, расселившиеся в VI — VII вв. по лесной полосе Восточной Европы, оказались отрезанными от традиционных мест добычи цветных металлов. В связи с этим, вплоть до VIII века, у них не выработалось какого то определенного, только им присущего типа металлических украшений. Славянские народы пользовались теми, что уже бытовало в Европейской части, от Византии до Скандинавии.
Реконструкция головных уборов и украшений «славянских» девушек.
Изображение использовано с сайта https://en.ppt-online.org/729602
Стоит отметить что славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, взятых у соседних народов или привезенных купцами из далеких земель. Вскоре в их руках “общеевропейские” вещи приобретали “славянскую” индивидуальность, благодаря чему на сегодняшний день археологи с успехом определяют границы расселения славянских народов.
Считается одним из необычных древнерусских украшений. Шейные гривны, представляют собой обручи, изготовленные из металла. Данные украшения встречаются не так часто по сравнению с другими изделиями, так как подобные обручи являлись элементом гардероба знатных людей в обществе.
Шейная гривна. Радимичи. X век.
Изображение использовано с сайта https://web-kapiche.ru/237-sheynye-grivny.html
Существуют предположения, что в определенное время гривны выполняли функцию денег — этим подтверждается стандартный вес этих изделий из серебра. Возможно, в дальнейшем гривнами стали называть серебряные слитки, заменявшие деньги.
Самые древние артефакты гривен относятся к IX веку. Вскоре в захоронениях и кладах встречаются гривны X века, но наибольшее количество найденных украшений относится к XI веку. К началу XIII века, гривны исчезают из гардероба славянских народов. В послемонгольском периоде, археологами гривны обнаружены не были.
Шейная гривна. Серебро. IX — XI век.
Изображение использовано с сайта https://swordmaster.org/forum/cat-Predmetyibyitaiukrasheniya/topic-47-page-5.html
Шейные гривны носили не только славянки, и они не являлись уникальным украшением славянского народа. Разные типы таких изделий являлись деталью костюмов финно — угорских, скандинавских, балтийских племен.
Данные украшения изготавливались из бронзы, серебра, меди и железа.
Гривны имели множество исполнений. В Древней Руси их изготавливали из тонкой проволоки. Иногда изделия украшали привесками или бусинами, бывали что оплетали стержень тонкими проволочками, подобно кружеву. Также местным изделием считались витые гривны.
Шейная гривна, витая с пластинчатой застежкой. IX- XII век.
Изображение использовано с сайта https://swordmaster.org/forum/cat-Predmetyibyitaiukrasheniya/topic-255-page-8.html
- Височные кольца («Усерязи»)
Одним из самых характерных элементов древнерусских украшений были височные кольца. Данные кольца, закреплялись рядом с висками. Основными материалами изготовления служили медь, бронза, серебро. В каждом племени они выглядели по разному. Кольца, лентами или ремешками, крепились к головному убору или к самим лентам и ремешкам, также их могли носить вместо сережек или закреплять в волосах.
Источник: dzen.ru
Ювелирные украшения Древней Руси
Украшения имели сразу два предназначения.
Первое — это красота, и именно поэтому у женщин
всегда было намного больше украшений и различных
подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин.
К женщине в стародавние времена относились
практически с благоговением. В древности женщина это не только роженица, которая должна выносить и
вырастить потомков, но и жрица на капищах,
ведающая мать, хранительница магии, прообраз
Матери Сырой-Земли в человеческом обличье.
Второе — это обрядовый и религиозный смысл.
В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи
могут воздействовать на любого человека, если тот не
защищён специальными оберегами. Тело всегда
защищено рубахой, платьем с вышитыми на них
обережными символами, на запястьях рук — браслеты,
на шее — ожерелья, на лбу — специальная повязка, а
виски, как обнажённое место — защищались именно
такими кольцами.
3.
Одним из прообразов серёг были украшения-подвески, которые крепились к головному убору с
помощью лент. Это височные кольца, колты, рясны.
Часто эти украшения были «шумелками» — то есть издавали звонкие звуки при ходьбе, отпугивая злых
духов.
4.
Височные кольца
Височные кольца вплетались в волосы у висков и подвешивались к венчику девичьему головному убору. . Часто их было по несколько штук, число доходило
до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на
колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз
археологам попалась даже вишнёвая косточка.
Височные кольца разделяют на несколько видов. Это проволочные (самые
простые), лучевые (с пятью или семью лучами), бусинные, щитковые и
лопастные.
5.
Височные кольца с тремя бусинами,
серебро, украшенное зернью и сканью.
Княжая гора, Черкасская область Украина,
12-13 века (Московский исторический
музей)
6.
7.
8.
Подвески
Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались
они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в
форме языческих символов.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась
покровительницей незамужних.
9.
10.
11. Колты XI-XII века
Колты — древнерусское женское украшение XI—XIII вв.,
Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или
ленте.
Украшали в технике зерни, скани, эмалью, серебром, чернью.
Колты XI-XII века
12.
13.
Княгиня в ювелирном наборе с диадемой и колтами.
По материалам киевских кладов 12 – 13 веков.
14.
15.
16.
Рясны— древнерусское украшение
в форме подвесок, крепившихся с
двух сторон к женскому головному
убору
Рясны из медальонов с мотивом птиц.
Киев, конец 11 века
Наряд княгини О. К. Орловой с ряснами в виде нитей жемчуга.
Костюмированный бал 1903 года
17.
18.
19.
Рясны с колтами
20.
Диадема (венец)
Диадема (венец) со сценой вознесения Александра Македонского.
XII век.
Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг.
Длина — 35 см. Обнаружена в 1900 году в составе клада, найденного на
Девич-Горе у села Сахновки.
Коллекция музея Исторических Драгоценностей.
21.
22.
Гривна
Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой,
способной помешать душе покинуть тело.
У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в
древности означало «шея».
23.
Цепь.
Серебро. 16-17 вв.
из собрания Государственного Исторического музея.
24.
Ювелирные техники
Ювелиры древности применяли следующие особые техники:
Зернь
Гравировка
Скань (русский язык)
Филигрань (латинский язык)
Эмаль
25.
ЗЕРНЬ
– узор из шариков – зёрнышек.
маленькие серебряные или золотые шарики, которые напаиваются в
ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Всю искусность мастеров того времени можно
оценить, если привести немного цифр.
В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся
серебряные колты в виде полукруглого щитка с
шестью серебряными конусами. На каждый
конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а
на каждом колечке напаяна зернь серебра!
Всего на одном колте – 30 000 зёрнышек
серебра.
Вы представляете уровень мастерства этого
ювелира — ведь это ХІ – ХІІ век!
26.
Скань (филигрань)
Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной, золотой или
медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки, сплющенных в ленточку при
помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой образуют замысловатый узор
27.
28.
Гравировка и чернение (чернь)
это покрытие золотых и серебряных изделий специальным порошком, состоящим из
измельченного серебра, меди, свинца и серы.
Чернение позволяет выделить узор на изделии, сделать его более объёмным.
29.
Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков.
Древняя Русь, Киев.
Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.
30.
Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 — 13 века.
Серебро; позолота, гравировка, чернь, пайка, зернь, скань.
31.
Гравировка, чернение.
32.
Эмаль
Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного
мастерства времен Киевской Руси.
Перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на
поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а
пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и
полировалась.
33.
Сирены и Древо жизни. Колт; Киевская Русь;
XI в.; золото, эмаль перегородчатая
Колты. Древняя Русь. XII век.
Золото, перегородчатая эмаль.
34.
Бармы великокняжеские из Старой Рязани. XII век.
Золото, гранат, жемчуг, кабошоны, зернь, низание
жемчугом, скань ажурная, чеканка, эмаль перегородчатая.
Музей-заповедник «Московский Кремль».
Источник: ppt-online.org