В работе «Экономическая азбука» Ефимов называет библейский запрет давать деньги в рост единоверцам «библейской алгоритмикой ростовщического порабощения». В этой статье мы ясно покажем искаженность восприятия Ефимова, как и Предиктора в целом, по данному вопросу.
Терминология Предиктора, которая так обозначает общечеловеческий (здесь мы пока не даём моральной оценки) обычай давать деньги под проценты может ввести в заблуждение. Не евреи положили ему начало, а потому называть так ростовщичество некорректно.
Ростовщичество существует сколько существует натуральный обмен или товарно-денежные отношения, а еврейские письмена Ветхого Завета моложе. Итак, не Библия положила начало ростовщичеству, это запомним крепко.
Что же такого написано в Библии, вокруг чего такой «сыр-бор»?
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие, 23 : 19).
Не давай в долг брату твоему иудею, инородцу же давай…
«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]» (Второзаконие 28 : 12)
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся.» (Исаия 60 : 10-12).
Конец цитаты. Теперь всё по порядку.
Текст Вт. 23:19
Более полная картина складывается, если мы прочитаем мысль полностью: «19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; 20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею».
Смысл текста таков: В МИРЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ обычай брать проценты, а евреи, когда войдут в «землю обетованную» не должны делать как это водится у ОКРУЖАЮЩИХ народов. Но не потому, что это в сути своей ‒ безнравственное явление (иноземцу, который пришёл просить у тебя денег взаймы ‒ дай), а для поддержания особых братских отношений в еврейском народе (даже обычный русский обыватель вряд ли будет требовать у родного брата проценты). Недополученную прибыль (разновидность убытков) обещает компенсировать Бог тем, что «благословит тебя во всем, что делается руками твоими».
Таким образом Яхве не говорит: «Давайте в рост и так вы заработаете, и так поработите народы», а говорит: «Относительно своих братьев не делайте, как делают другие народы, и так вы будете благословлены». Никаких идей «ростовщической экспансии» в Библии нет.
Если кто понимает текст следующим образом: давай в рост иноземцу, чтобы тебя благословил Бог властью над другими народами, то мы на это скажем ‒ абсурд и перевирание :))))
Текст Вт. 28:12
392 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего‐либо другого, что можно отдавать в
Ефимов далее цитирует из Вт. 28:12: «…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]».
Обращаем внимание читателя на квадратные скобки в тексте. Они указывают, что этих слов в оригинальных еврейских рукописях НЕТ! И Ефимов это знает. Откуда они взялись? Но это уже другая тема.
Лишь заметим: Аллах-Яхве прекрасно сохранил рукописи Своего Писания.
Ситуация, когда ни у кого не берешь взаймы, а всем даёшь, указывает на финансовое благополучие. Вряд ли Ефимов сам отказался бы от такого благополучия. Кстати, в этом тексте ничего не сказано не только о господстве, но и о процентах. Мы пожелаем Ефимову быть более честным критиком.
Вся глава Вт. 28 посвящена перечислению благословений от соблюдения заповедей Аллаха и проклятий от их несоблюдения, но речи о «колониализме» через ссудный процент НЕТ, и не подразумевается!
Ефимов манипулирует текстами, приводя выдержки в нужной ему последовательности и в нужном ему объёме, и тут соответствии с нужным ему интересом появляется выдержка третья:
Текст Ис. 60: 10-12:
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся.»
Как же по плану Аллаха-Яхве должны «сыновья иноземцев. строить стены твои, и цари их – служить тебе»?
Ещё один случай нечестных манипуляций. Прочитайте всю главу и вы увидите, что они «придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» (ст. 3), а не в результате финансового порабощения. И далее: «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе» (ст.4). Никто не гонит их ни физической силой ни долгами. Они САМИ «. будут строить стены твои, и цари их – служить тебе. «
Пророчество Исаии предсказывает величие еврейского народа лишь на условии повиновения заповедям Аллаха. Эта закономерность была в силе всегда но наиболее полно осуществилась в правление Соломона, когда посмотреть благополучие Израиля и узнать о его причинах приходили в Иерусалим множество царей. Они приносили в дар множество драгметаллов и ценностей того времени. Иностранные строители были на стройках Иерусалима, но не как рабы, а в командировке.
Предиктор плохо объяснил в чём состоит порочность получения прибыли прибыли методом предустановленного процента. Последователи Предиктора тоже не очень уверенно это объясняют. Приводится аргумент закабаления через невозможность отдать баснословно высокий процент. А если процент маленький (например, 3% в год), тогда что, всё нормально? Поэтому эта статья написана почти наугад.
О верности толкования текстов мы ручаемся. Не ручаемся лишь в том, что мы поняли Предиктора.
Конечно, если вы взяли кредит и рентабельности вашего предприятия не хватает для покрытия процентов (например вы –авантюрист, или не дружите с математикой), то так и будет. И тут виноваты в своём рабстве только вы, а не злые дяди-банкиры, которые не хотят уменьшить договорной процент (ведь «договор дороже денег»), или вообще простить долги.
Источник: newsland.com
Не отдавай в рост брату твоему.
Почему в Ветхом Завете запрещается давать деньги в рост, а в Новом Завете про это ничего не сказано? Что изменилось? Насколько я знаю, например, мусульмане до сих пор не могут получать проценты с кредита.
Лариса Васильевна
Санкт-Петербург Православный христианин
Во времена Ветхого Завета эта цитата была актуальна. Евреи вообще очень любили давать деньги в рост. А в Новом Завете об этом даже не могли подумать. Первые христианские общины — безграничная любовь братьев и сестер. Готовы были отдать друг другу все, какой уж там рост.
Кирилл
Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург Православный христианин
Рассмотрим первоисточник.
«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост». (Второзаконие, 23:19-20).
Это указание из Ветхого Завета и, соответственно, относится к ветхозаветным временам. В Новом Завете оно уже не повторяется по следующим причинам.
Ветхий Завет подготавливал израильтян к приходу Спасителя, как народ, который будет нести для всех народов благую весть о Его Воскресении и заповедях. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28;19). Этот народ должен быть сплочён и национально, и максимально приближен духовно к тем идеалам, которые должен был принести ему воплотившийся Бог, в условиях языческого окружения.
Данное повеление относится к БРАТУ. Под этим понимается единоплеменник в условиях существовавшего тогда общественно-экономического строя. Это указание способствовало воспитанию народа, как одной семьи, где действуют законы любви, а не ростовщичества. В этом смысле этот закон действует и сейчас, когда не принято наживаться на своих близких.
К чему может привести буквальное восприятие ветхозаветных текстов мы видим на примере мусульман, которые восприняли эти слова, не соотнеся их с историческим моментом. В итоге получилось лукавство. Они и поныне дают беспроцентные кредиты в банках, взимая плату за его обслуживание, равную кредитному проценту. Зачем, по их мнению это нужно Богу, понять сложно.
Последнее редактирование: 25 Ноя 2006
Коротаев Станислав Олегович
Россия Православный христианин
Почему в Ветхом Завете запрещается давать деньги в рост, а в Новом Завете про это ничего не сказано? Что изменилось? Насколько я знаю, например, мусульмане до сих пор не могут получать проценты с кредита.
По-моему, здесь то же что «не искушай». Почему- попытаюсь объяснить так- деньги в рост своему ближнему переводят отношения родственные в отношения «хозяин-раб», когда давая в рост ты заставишь его работать и ненавидеть тебя за его неумение жить, за то что он попал в затруднительное положение.Деньги в рост развращают душу и давшего и взявшего, для первого халява, для второго ненависть. Хочешь помочь- отдай сколько не жалко, и радуйся что помог ничего не ожидая взамен. Хочешь заиметь себе врага- дай в долг ,или что хуже под проценты.
Дмитрий Воронин
Петрозаводск Православный христианин
А по-моему, все не так просто. Объснить все «существовавшим тогда общественно-экономическим строем» и смеяться над якобы нелепыми поступками мусульман было бы слишком легко. Это явно признак поверхностных размышлений.
Ув. Кирилл, во первых, послушайте сами себя: «К чему может привести буквальное восприятие ветхозаветных текстов». А каким должно быть это восприятие? Вы хотите сказать, что тексты Священного Писания следует воспринимать не буквально? Как тогда? Как мифы?
Как благочестивые сказки? Речь ведь здесь идет не о притчах (что и по правде являет собой иносказательный жанр), а о вполне ясных и прямых указаниях — о заповедях. Вы хотите сказать, что после пришествия Христа эта заповедь была отменена? Разве для этого пришел в наш мир Господь? Чтобы отменить Свои же заветы?
Или чтобы дать нам большее знание, чтобы углубить уже имеющееся? И по милости Своей он может дать и еще больше: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16, 12).
Так почему же мы считаем себя в праве рассматривать Его ветхозаветные (не отмененные) заповеди как нелепые архаизмы ничего общего не имеющие с нашей нынешней жизнью? Уж простите, но Богу, наверное, виднее, если он прямо указывает не делать «денег из ничего» (не давать в рост, не наживаться на проценте, а трудиться в поте лица и жить плодами рук своих).
Что, если в этом и есть предостережение? Предостережение от создания всей этой раздутой пустышки называемой мировой финансовой системой? Ведь, простите, капитал, созданный людьми на основе банковской системы («денег-в-рост», «денег-из-ничего», стремительно рушащейся сейчас системы кредитования), это уже какая-то небиологическая форма жизни! Только живое существо способно бороться за свое выживание и расти! Многие ведь теперь не Богу, капиталу служат. (Для более полного понимания столь тонких моментов рекомендую почитать «Проект РОССИЯ» книга 3)
Мне кажеться, тут как всегда есть о чем подумать, а не решать в одночасье, что вам в деталях понятен Замысел Божий. Бога нельзя постичь. Можно лишь бесконечно к этому стремиться. Посему, при все уважении, заявления вроде.
«Они и поныне дают беспроцентные кредиты в банках, взимая плату за его обслуживание, равную кредитному проценту. Зачем, по их мнению это нужно Богу, понять сложно. «
. просто нелепы. Разве вы считаете, что теперь не нужно выполнять эту заповедь?
«Понять сложно» — говорите вы? «Невозможно» — отвечаю я. Ибо неисповедимы пути Господни.
Источник: azbyka.ru
Прокомментируйте строки из Второзакония
Добрый день!
Батюшка, прокомментируйте пожалуйста некоторые строки из Второзакония. О чем это? И каково отношение православной церкви к этим. советам?
23:19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост;
23:20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.
28:12 Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать].
.
Сергей, Рига — (warfolomey)
Ответ
Дорогой Сергей! Во-первых, Вам, должно быть, известно, что живущим в новозаветные времена многие места из Ветхого Завета нельзя понимать буквально как руководство к действию. С другой стороны, Ветхий Завет как часть Священного Писания — прообраз Нового, потому и воспринимается образно. С этой двуединой общепринятой церковной позиции постараемся ответить на Ваши вопросы. Далее — по порядку. 23:19 Тут,кажется, ничто не должно смущать. Лишь добавим, что брат — это брат по вере, в наше время — брат во Христе. Дать в рост — то есть в надежде чем-то воспользоваться в ущерб брату. 23:20 Иноземец — это чужой по вере, он должен от общения с верным потерпеть ущерб в своих заблуждениях, построенных, впрочем, на искажении истины, явленной миру во Христе. Для верного тогда будет прибыль душе — духовный рост, благословение Божие. 28,12 У чужих по духу, имея полноту истины во Христе — подлинно духовного нечего и взять, они же постоянно черпают из кладезя Христова(и большевики цитировали апостола: «Кто не работает, тот не ест»). Под господством же здесь, думаю, имеется в виду свобода верных в Духе, неподвластная и лютым гонителям. Это чудно выражено в богослужении: «Над всеми людьми — Бог наш». . Ответ: о. Илья |
Источник: www.dimitrysmirnov.ru