Не мечите бисер перед свиньями, а то они попрут его ногами и обратятся против Вас.
В Библии, в Новом Завете есть строчка: «не мечите бисер перед свиньями, а то они попрут его ногами, а затем обратятся против вас». Сказал это не кто-то там, а сам Мастер — Иисус Христос. Понятно, что тут под свиньями подразумеваются не (с)только животные, но, в первую очередь, люди соответствующей, свинской направленности, если можно так выразиться.
Еще раньше, после прочтения этой фразы, мне стало понятно, в принципе, что он имел в виду. Если подробнее – не стоит пытаться угодить, разрываться на части, раскланиваться (и т.п.) перед теми, которые похожи на людей лишь внешне, а внутри – являются свиньями, т.е. животными. Иначе они не только не оценят сделанного для них, а даже и затеют конфликт или что-то похуже – с тем, кто угождает ИМ(!), этим свиньям.
Но вот ПОЛНЫЙ смысл этой фразы дошел до меня буквально недавно. Вот что такое бисер? Это то, что человек делает со старанием, быть может, ограняя каждую бисеринку в отдельности, стремясь придать ей характер и блеск бриллианта (ну, это конечно, в идеале… реально – это уж насколько у кого хватит времени, сил и умений на этот счет). Естественно, если подобное делается для кого-то, то в этом проявляется, в частности, доброта человека (того, кто мечет бисер) по отношению к другому.
Как понять отрывок Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?
Все-таки, почему не рекомендовано бисер метать – именно перед свиньями (людьми-свиньями)? Почему из этой фразы однозначно вытекает совет – вести себя, общаться и взаимодействовать с подобными «людьми» как-то по-другому? Не будем задаваться вопросом, а как именно – по-другому. Возможно – руками, возможно – ногами, возможно – с хлыстом, с оружием в руках или… но, повторимся, не будем об этом, ибо это отдельный разговор.
Мне долго не давался полный смысл этой фразы. И все потому, что для того, чтобы его постигнуть… необходимо, хотя бы на миг, проникнуть внутрь человека-свиньи, ощутить нутром его суть и осознать ее. Одно дело – словесные конструкции типа «он – человек-свинья», «они – люди-свиньи» и т.д. Слова – это лишь слова, они не есть понимание… и даже не отражают, зачастую, понимание сути.
Слова – это просто звуки голоса (или изображения букв на бумаге, мониторе), не более того. А вот чтобы осознать смысл слов, настолько, чтобы они стали уже ненужными (когда уже и без них все ясно), вот для этого необходимо не только пообщаться со свиньей, но и залезть, грубо говоря, ему(ей) внутрь. Именно тогда-то свинья начинает не просто видеться на расстоянии, а предстает, так сказать, всей своей персоной.
Что же думает (ощущает) человекообразная свинья, когда перед ней начинают метать бисер? Ну, естественно, поначалу – ей это нравится. Типа, как спинку чешут. Она даже похрюкать довольно может, помурлыкать…, в общем, выразить, насколько у нее это получится, подаренное ей состояние комфорта. Правда, заметим, это при условии, что если это свинья – нормальная, не сумасшедшая.
От сумасшедшей же можно всего ожидать. Бывают и такие (конченные) экземпляры, которым даже почесывание спинки уже не доставляет почти никакого комфорта. Но, которые, правда, не перестали от этого быть свиньями (повторим: да, именно – свиньями, а не бедненькими — больными людьми). Например, если это женщина, то таких называют стервами. Для мужчин имеются немного другие термины.
Что значит «не давать святыни псам»? | «Библия говорит» | 807
Итак, поначалу ей нравится. Но вскоре (как правило, ОЧЕНЬ скоро) у нее возникает мысль. Причем, у кого-то — на подсознательном уровне… Но если перед Вами свинья продвинутая (замороченная изучением современных психологических теорий или еще что), то она вполне может понимать это даже и на сознательном уровне.
Так вот, возникает вполне такая простенькая, незатейливая (как и все то, что есть у свиньи) мысль-вопрос: а с какой стати, мне, собственно, чешут спинку? Характерно, кстати, что животное (не человекообразная свинья, а именно — натуральное животное) на подобное, как правило, не способно: оно просто искренне испытывает комфорт, как говорится, «балдеет» и благодарит (как может) за это.
А вот у человекообразных – там сложнее: там включаются игры ума. Но, повторим, так как ум у человекообразных свиней, по определению, незатейлив, то и мысли, точнее, их обрывки, будут прямолинейными и простыми, даже излишне. И такой «человек» как бы мимоходом спрашивает себя: с какой стати…? При этом он четко понимает, что, скорее всего, ну никак не заслужил он такого блага (ибо осознает свою свинскую, по сути – никчемную, натуру), а тут – на тебе. Ему же такую честь оказали – бисер метнули перед ним…
Если бы, повторим, это было натуральное животное, оно бы не задавалось подобным вопросом. А человекообразные… и что же они могут себе в этом случае ответить? Ведь чувство доброты им неведомо даже в зачатке. Поэтому человекообразный вначале искренне не понимает, ну ПОЧЕМУ ему вдруг сделали хорошее.
И потому вскоре начинает судить об этом поступке, естественно, со своей точки зрения. А она такова, что любое действие, которое когда-либо делает человекообразная свинья, направлено на удовлетворение ее инстинктов и достижения состояния комфорта (которое иногда выражается вслух ею, как гармония… но, понятно, что гармония тут и близко на стояла; комфорт и гармония относятся между собой примерно также, как эклектика и диалектика – это вообще принципиально разные вещи). Иначе говоря, человекообразная свинья действует в полном соответствии с рыночной моделью экономики; именно такое поведение субъекта в теории экономики считается рациональным и оправданным. Действия, которые не несут ей выгоды (материальной и/или моральной) она, однозначно, не сделает никогда… ну, разве что ей захочется развлечься от скуки. Да и то, едва ли.
Т.е. свинья начинает думать: ага, раз мне чешут спинку, значит… от меня в будущем ждут или хотят какой-то выгоды (а иначе – ну кому бы понадобилось делать мне приятное. … зачем. … ну кому я – свинья-то – сто лет нужна. … ). Ведь иначе, в ее понимании, и быть не может. Если спросить ее об этом – она может с улыбкой сказать: «так мне же тут спинку чешут, неужели неясно, что, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, от меня ЗАВИСЯТ». Правда, может и промолчать, но лейтмотив хода мыслей будет примерно такой.
Итак, сделали человекообразной свинье добро, помогли в чем-то, погладили по спинке (метнули бисер). Она на мгновение улыбнулась и тут же внутри появилась некая «царственность», ощущение которой, кстати, свиньям вообще не свойственно (и, стало быть, вредно для их психики). «Царственность», основанная на мысли, что вот появился человек, который от нее зависит и даже, мол, сам негласно признается в этом, делая для нее добро.
Повторим, чувство доброты, добродетели человекам-свиньям неведомо. Она если и способна ответить добром на добро, то, разве что, от скуки или, другой вариант – для экономической выгоды — для того, чтобы спинку почесали еще больше и качественнее – вот тогда она может даже создать видимость ответного добра (в полном соответствии с рациональным поведением экономического субъекта).
Поэтому у нее и остается один-единственный путь – относиться к тому, кто делает ей добро, как к половой тряпке. Которой можно вытирать пол, выжимать из нее все, что можно, а потом – и выкинуть за ненадобностью, если что. И при этом с улыбкой внутри себя думать: «ну, все, раз этот человек создал мне комфорт (метнул бисер), он от меня теперь никуда не денется, я с ним могу делать все, что захочу. Ибо он старается подлизаться, подхалимствует ко мне».
Иного пути природа для нее не предусмотрела (что бы там не глаголили церковники, психологи и прочие «оптимисты»). Сама по самой сути неспособная на искреннее добро, на искренние чувства и отношения (а если и способная, то разве что в целях подхалимажа – сделать подделку под искренность) человекообразная свинья, естественно, и всех окружающих будет рассматривать только в этой плоскости. Т.е. добро по отношению к ней она даже ТЕОРЕТИЧЕСКИ не сможет расценить иначе, чем подхалимаж. Именно поэтому и возникает у нее в подобном случае чувство «царственности». Да, к сожалению, так вот «железно» и закономерно…
В следующее мгновение (где-где, а в подобных ситуациях человекообразная свинья мыслит на удивление быстро и четко) она уже идет дальше. И думает: «так, раз этот человек мне делает добро, показывает мне, что он от меня зависит и рассчитывает что-то получить от меня… так, значит, он – просто банальный слабак, дурачок; раз он не может общаться со мной иными методами». Раз мол, «сдался» и стал мне уже спинку чесать – так ему и надо. Буду теперь его использовать.
А какие методы общения у свиньи? Естественно, по большей части, силовые (физические, морально-психологические, юридические, социальные – в зависимости от уровня силы, интеллекта, наличия связей и иных возможностей) – там, конечно, где она знает, что одержит верх. А где не сможет одержать, там она даже может (в зависимости от уровня развития) говорить разные слова (ну, там про дружбу, любовь, честность, надежность), чтобы как-то повлиять на совесть и иные психические свойства того, с кем она общается.
Если же она видит, что человек… мало того, что делает ей добро (мечет бисер), так еще и… НЕ ПРИМЕНЯЕТ силовые методы по отношению к ней… если он не только не злой и не сволочь, а, напротив, добр, честен и искренен с нею… так что же это вообще за человек, в ее понимании? Это, мол, и в самом деле, тряпка, а не человек. Ведь подсознательно-то она жаждет получить от него ОТПОР.
Ибо в ее подсознании записано, насколько она никчемная. К сожалению, как ни пытаться смотреть на свинью оптимистично, с надеждой и добром, помимо никчемности (ну, и дерьма, конечно) у нее практически ничего нет. Потому и (подсознательно, как правило) не ожидает ничего, кроме воздаяния «по заслугам» за такую свою натуру. Уж кому-кому, а свинье более, чем всем другим, свойственно ходить по кругу причин и следствий.
И вот с тем человеком, который чуть-что – да и даст как следует по загривку, а то и в лужу столкнет – вот там человекообразная свинья будет, что называется, тишь да гладь (а, очень часто, и «любовь»!!). Как раз таких свинья считает своими друзьями, в таких и влюбляется. Правда, там «дружба», равно как и «любовь», как бы это сказать… попахивает паленым.
Ибо – чуть кто ослабел из партнеров или чуть упустил свои позиции – и все… другой тут же стремится захватить над ним власть или попросту выбросить за ненадобностью. Но, пока силы более менее равные, подобные человекообразные общаются годами, если не десятилетиями, считая себя хорошими друзьями. И даже в чем-то помогают друг другу.
Вот оно. И получается, реально, в точном соответствии с тем, что сказал Иисус Христос свыше 2000 лет назад. Действительно, человеку – человеческое, а свинье – свиное (ну, а кесарю – кесарево и т.д.). Когда проявляется подобное? Например, в отношениях между мужчинами и женщинами, точнее, между самками и самцами. Бисер – это явно не для свиней.
Поэтому они и реагируют на него так, как озвучил Иисус Христос.
С уважением к Вам всем.
Комментарии:
solongo 05.06.2019 17:26
Послушайте, уважаемый «аффтар», а почему НЕТ комментариев? Вас это не удивляет? Лично меня — очень. Может вас не читают? А может вы так гениально раскрыли тему, что и комментировать нечего? Выдали, так сказать, ИСТИНУ в последней инстанции :))))) и . айда «почивать на лаврах»! Это вторая «статейка» которую мне «посчастливилось» еле еле дочитать до конца.
Первая — это её продолжение. Не могу понять, для чего вы это делаете публично? Брать такую тему и рассуждать о ней — это самоубийственно и весьма наивно. Первое — потому, что тема настолько глубока, что не каждый спец. по религиоведению или просто человек думающий и ищущий по этой тематике публично отважится излагать свои домыслы и находки.
А во- вторых. впрочем — это наверное моя проблема, слишком серьёзно отнёсся к вашим «наблюдениям». В общем, не согласен с вами по многим пунктам, а вступать в дискуссию тут, по-моему, не совсем правильно.
Но, позволю себе некую реплику по поводу «свинства» человекоподобных обезьян с общепринятым названием ХОМО САПИЕНС ( намеренно не пишу это по-латыни, как принято) А известно ли вам, уважаемый, что ЛЮДЬМИ мы всё ещё не стали, и станем ли — это ещё очень большой вопрос. Да, «человечество» развивается, отходит всё дальше и дальше от своей биологической( обезъяноподобной , » свиноподобной» — в вашей интерпретации) составляющей к т.н. » человеческой». Но кто может точно ответить на вопрос — а в том ли направлении мы движемся? Не выдаём ли мы желаемое ( «просгресс») за действительное («регрес») ибо в последнее время серьёзные интеллектуалы во всём мире говорят о кризисе, конце времён и т.д. и т. п. От них не отстают учёные и представители всех мировых религий. Есть ли у человечества БУДУЩЕЕ, вот в чём вопрос? А не в — «быть или не быть?»
Научный Консалтинг 05.06.2019 19:19
solongo, а почему бы, в самом деле не обсудить и такую тему? Тем более, как Вы сами отмечаете, она — очень актуальна. Вопросов, действительно, очень много и не на все из них возможно дать точный, прямолинейный ответ. Что же касается публичности — на наш взгляд, в этой теме нет ничего запретного (криминального или т.п.). Вот только пока не совсем понятна Ваша позиция по этому вопросу.
По-моему, Вы смешиваете понятие свинства и биологии. Ибо тогда пришлось бы постулировать наличие человечности даже у некоторых животных. То, что мы еще не совсем стали людьми — кто бы спорил. Однако, в ком-то больше человеческого, а в ком-то — его вообще нет. И тот, кто более человечен, зачастую, и поступает по-человечески.
Сложно сказать, что человечество движется, в последнее время, к большей человечности. Как раз можно привести доводы, опровергающие это утверждение. Может, потому и говорят ученые о кризисе времен. Сама по себе цивилизация, обилие знаний и информации — это не человечность, а технологичность, если так можно выразиться.
А вот следует ли из нее (технологичности) — человечность, это большой вопрос. Изложите, если не затруднит, Ваши основные тезисы.
Vit 28.10.2019 22:28
Мне кажется, что суть этой фразы в том, что свинья не может оценить «бисер» и уважать человека, который его сделал. Свинья не любит, когда кто-то ее превосходит, отсюда злость и желание это уничтожить. Сталкиваюсь с этим часто на работе. ))
Альберт 29.10.2019 15:47
Свинье кажется, что если она не уничтожит того, кто ее превосходит, то тогда он уничтожит ее. Раз превосходит.
Олег 23.02.2020 23:26 РедактироватьУдалить
solongo, чувствуется Ваше понимание темы, но — то ли Вы обсуждать не желаете ее, то ли не знаю что. Ведь здесь нет никакого табу.
Источник: www.dissertacii-diplom-ufa.ru
Не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами
Прямая речь Христа «ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими» (Мф. 7:6), переведенная народом с церковнославянского языка, вошла в русский язык в виде пословиц: «Не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами. Перед свиньями бисера не мечут».
В слове на Святую Пасху, святитель Иоанн Златоуст наставляет: «И если кто боголюбив и благоверен и благочестив, да примет сего доброго бисера, и насладится нынешнего честнейшего торжества». «Добрым бисером» святой Иоанн Златоуст называет — дары Святого Духа.
Смысл пословицы состоит в том, что перед враждебными к вере людьми, не просвещенными благодатью Христовой, которые, словно поросята в грязи погрязли в своих грехах, пока они не очистятся и не станут добрыми, не нужно раскрывать красоту христианского вероучения, допускать до святыни, до церковных таинств, раскрывать дары благодати.
Подобно свиньям, злые люди драгоценный жемчуг веры способны попрать ногами. Это на первый взгляд обидное сравнение со свиньями, Спаситель приводит для предупреждая верующих людей об опасности, которая их подстерегает при общении с неверующими, которые не хотят слышать слов истины, они словно звери, могут обернуться и растерзать человека желающего им добра. Поэтому, не стоит свой драгоценный жемчуг христианского вероучения метать перед тем, кто не желает его воспринять.
Бисером в старину на Руси называли жемчуг. Нестор Летописец в своем повествовании о святой княгине Ольге, сравнивает ее с жемчугом, который светится в среде неверующих: «Она ведь сияла словно луна в ночи, так и она среди неверующих людей светилась словно жемчуг в грязи: запятнаны грехами были тогда люди, не омыты святым крещением. Она же омылась в святой купели, совлекла греховные одежды ветхого человека Адама, и в нового Адама облеклась, который есть Христос», — древнерусская летопись «Повесть временных лет».
Обратимся к изучению библейского текста:
Святое Евангелие от Матфея 7 глава 6 стих.
Русский (синодальный) перевод:
«6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
Церковнославянский перевод (транслит):
«6 Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы».
Автор исследования и переводчик летописей: Ольга Добровольская.
Источник: odobrovolskaya.ru
Метать бисер перед свиньями
(значение фразеологизма) — серьёзно рассуждать о чём-нибудь с невеждами.
Выражение Библии , из Евангелие от Матфея (слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа), глава 7, строка 6:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
В этой фразе из Библии «бисер» применяется в значении «жемчуг». Имеется в виду, что нет смысла разбрасывать перед свиньями жемчуг, так как они все-равно не отличат драгоценный жемчуг от мусора.
Фраза цитируется и на латыни: Margaritas ante porcos (маргаритас антэ поркос) — Жемчуг перед свиньями.
В словарях
— серьёзно рассуждать о чём-нибудь с невеждами.
Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , «Бисер».
— говорить о чем-нибудь, превышающем понимание слушателя (выражение взято из Евангелия, где слово бисер значит жемчуг).
Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) , «Бисер».
В английском языке применяется такое же выражение — cast pearls before swine (разбрасывать жемчуг перед свиньями). Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 . Там же указывается на тот же источник (Евангелие от Матфея), в также сообщается, что в таком виде выражение зафиксировано в английском языке в переводе Библии Tyndale (1526 г.).
Примеры
Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.):
«В итоге четыре десятилетия тому назад Мандельброт вручил экономистам и пекущимся о своем резюме филистерам жемчуг, который они отвергли, потому что его идеи были для них слишком хороши. Именно это самое и называют margaritas ante porcos – бисер перед свиньями.»
«Мои воспоминания» (2008 г.):
«Дам наукой не прельстишь,
Это — бисера метанье,
Все равно получишь шиш,
Будь хоть кладезь знания.»
«Домна Панферовна стала спориться, ужасная она спорщица, — хотела устыдить Горкина. Не Христос это, говорит, а трапеза Христова! Стали они спориться, только вежливо, шепотком. Подошел к нам монашек и говорит душеспасительно-благолепно: «не мечите, говорит, бисера, не нарушайте благолепия церковного ожесточением в пустоту!» — Горкин его очень потом хвалил за премудрость. «
«Одно иностранное государство предлагает профессору Персикову совершенно бескорыстно помощь в его лабораторных работах. Зачем здесь метать бисер, как говорится в священном писании. Государству известно, как тяжко профессору пришлось в 19-м и 20-м году во время этой хи-хи… революции.»
«Кунин порешил не начинать разговора о школе, не метать бисера.»
«Говорил пространно, рассыпчато и вразумительно, словно бисер перед свиньями метал; доказывал примерами, что только те общества представляют залог преуспеяния и живучести, кои сами о себе промыслить умеют; те же, кои предоставляют событиям совершаться помимо общественного участия, те сами себя зараньше обрекают на постепенное вымирание и конечную погибель. Словом сказать, все, что в Азбуке-Копейке вычитал, все так и выложил пред слушателями.»
«Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть II, глава I — О докторе:
«Он понимал, что с стариком говорить нечего и что глава в этом доме — мать. Пред нею-то он намеревался рассыпать свой бисер.»
«Молиться же советуется о тех, которые глухи к обличению и увещанию. Это, очевидно, относится к тем, про которых сказано в Евангелии, что не следует метать бисер перед теми, которые не могут оценить его.»
«Собор Парижской Богоматери» (1831 г.), в переводе Пименовой Э.К. (1854 – 1935), книга 1, глава 4:
«– Вы слишком любезны с этими фламандскими свиньями, ваше высокопреосвященство. Margaritas ante porcos. (прим. Не мечите жемчуга (бисера) перед свиньями (лат.))
– Но это скорее porcos ante Margaritam (прим. Свиней перед жемчугом. Игра слов: Margaritа — по-латыни — жемчужина, Marguerite — по-французски — и Маргарита и жемчужина), – улыбаясь, возразил кардинал.»
«тогда только проворчал про себя чуть ли еще не поговорку: «Не мечите бисер перед свиньями»»
Письмо к А. А. Бестужеву (январь 1825 г.) :
«Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.».
Источник: dslov.ru