В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех — земледельцев, ремесленников, моряков, торговцев и др., т. е. представителей всех видов труда и всех профессий. Экономический мир — огромная мастерская, где разворачивается соперничество между различными видами труда по созданию общественного богатства. Мнение меркантилистов об особом значении драгоценных металлов, денег ошибочно. Если целью служит накопление денег и деньги останутся лежать без движения, то это приведет к тому, что сократится количество изделий или сооружений, которые можно было бы произвести или купить на эти деньги.
По Смиту, истинный источник богатства — “годовой труд каждой нации”, направляемый для годового потребления. По современной терминологии, это — валовой национальный продукт (ВНП). Терминология несколько изменилась, и в настоящее время под национальным богатством понимают уже не годовой продукт нации, как во времена Смита, а накопленный и синтезированный труд многих лет, богатство нации как результат материализованного труда нескольких поколений.
Обществознание, 6 кл., § 8 «Труд-основа жизни»
Самую важную роль в увеличении производительной силы труда и росте национального богатства, согласно Смиту, играет разделение труда. С анализа этого феномена он начинает свое исследование. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от одной операции к другой, способствует изобретению машин и механизмов, облегчающих и сокращающих труд. Пример Смита с булавочной мануфактурой, показывающий возможность в десятки и сотни раз повысить производительность труда, неоднократно приводился авторами учебных руководств.
“Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся” 15 . Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен. Люди производят продукты не для личного потребления, а ради обмена на продукты других производителей. “Не на золото или серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и стоимость их для тех, кто владеет ими и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение” 16 .
Разделение труда, как отмечает один из авторов, явилось своего рода исторической призмой, сквозь которую Смит анализирует экономические процессы. С разделением труда связано представление об “экономическом человеке”. Эта категория лежит в основе анализа стоимости, обмена, денег, производства.
Одна из стержневых идей, положенных Смитом в основу развиваемой им системы,— теория стоимости и цены. Он утверждает: “Труд является единственным всеобщим, равно как и единственно точным, мерилом стоимости” 17 . Стоимость, по Смиту, определяется затраченным трудом не одного конкретного человека, а средним, необходимым для данного уровня развития производительных сил. Смит отмечает равнозначность всех видов производительного труда, участвующих в создании стоимости.
§8 «Труд — основа жизни», Обществознание 6 класс
Рассматривая проблему ценообразования и сущность цены, Смит выдвинул два положения.
На рис. 1 первое положение Смита изображено в виде сплошной стрелки с надписью “Труд”, который выступает в качестве источника создания стоимости. В процессе последу-
ющего распределения образуемый трудом доход разделяется на заработную плату, прибыль и ренту. Суть второго положения Смита выражена с помощью пунктирных стрелок с надписями “Капитал” и “Земля”. Второе положение гласит, что наряду с трудом в образовании продукта и доходов участвуют капитал и земля. Они выступают теперь как факторы, участвующие в образовании стоимости. Капитал создает доход в форме прибыли, земля — в форме ренты.
Рис. 1. Два положения Смита об образовании стоимости (и цены) товара
Вторая трактовка связана с попыткой Смита перейти от анализа простого товарного производства (“примитивного общества”) к рассмотрению товарно-капиталистического производства, в котором истинным источником стоимости перестает быть живой труд. Раньше средства труда принадлежали работнику. В обществе, предшествовавшем накоплению капиталов и обращению земли в частную собственность, пишет Смит, соотношение между количествами труда, необходимыми для приобретения разных предметов, было, по-видимому, единственным основанием, которое могло служить для обмена их друг на друга. Весь продукт труда принадлежит работнику, и количество затраченного труда представляет собой единственное мерило цены.
В дальнейшем по мере накопления капиталов положение меняется. Стоимость товаров распадается на две части, одна идет на оплату заработной платы, другая — на оплату прибыли на капитал. “При таком положении вещей работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев
он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его. В таком случае количество труда, обычно затрачиваемого на приобретение или производство какого-либо товара, не является единственным условием для определения количества труда, которое может быть куплено или получено в обмен на него”.
Экономические понятия, категории, положения, развиваемые Смитом, как правило, взаимосвязаны. Стоимость создается производительным трудом, и только производительным трудом. Разделение труда — главная предпосылка повышения его производительности, увеличения богатства. Смит стремился уточнить, упорядочить терминологию. От него вошли, к примеру, в обиход такие категории, как производительный и непроизводительный труд, основной и оборотный капитал, “естественная” и “рыночная” цена.
Смит считал, что рынок необходимо оградить от внешнего вмешательства. В связи с этим он полемизирует и с меркантилистами, и с физиократами, в частности с Кенэ. “Некоторые глубокомысленные врачи думали, что для здоровья политического организма необходимы строгий режим диеты и регламентация”, — иронизирует Смит. “Он, по-видимому, не помышлял, что в политическом организме естественное усилие, прилагаемое каждым человеком для улучшения своего положения, является принципом предохранения, способным предупредить и исправить во многих отношениях дурные действия какой-нибудь политической экономии, до известной степени пристрастной и стеснительной”. Она “запаздывает со своими мероприятиями” и не может остановить прогресс нации. Естественный строй стесняют “сотни нелепых преград”, воздвигаемых “безрассудством человеческих законов”, но он преодолевает их.
Из теоретических рассуждений Смита следуют и некоторые практические выводы. В пятой книге есть специальная глава “Четыре основных правила налогов”. В ней утверждается, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это
предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал и на землю. Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового бремени — по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, должны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения. “Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них. ” Подобное умозаключение, сделанное 200 с лишним лет назад, да и многие другие замечания и предложения создателя “Богатства народов” звучат порой так, будто их сделали только вчера или сегодня.
Труд Смита отличается удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь сущность Смитовых идей, требуются время, неторопливое размышление, неоднократный возврат к прочитанному.
Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положения труда, ставшего для Смита главным итогом его творческой жизни.
Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй — это система, которую должен открыть изобретательный ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.
Ученый распознает и описывает его механизм, составные элементы и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует “экономический человек”. В погоне за собственной выгодой он направляется “невидимой рукой” к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.
Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.
Третье. Теории стоимости и цены разработаны как исходные категории в общей теоретической системе экономической науки.
Основной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений, с другой стороны. У Смита общие принципы постоянно иллюстрируются конкретными фактами. Смит не просто теоретик, а внимательный наблюдатель, человек, прекрасно знавший тот мир, в котором жил.
Он умел слушать, любил беседовать с людьми. Как лектор Смит увлекал слушателей убедительными аргументами. У него одно время учились и русские — Семен Десницкий, Иван Третьяков, написавшие позже оригинальные работы по экономике и праву. Успеху Смита как автора классического труда способствовали необычайно широкий кругозор, независимость суждений, основательность и въедливость исследователя. Терминологическая точность была его любимым коньком.
Общий творческий замысел Смита был весьма широк. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила “Теория нравственных чувств”. Эта работа была опубликована, в ней проводятся идея равенства, обязательность принципов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла — “Богатство народов”.
Эта работа сложилась в известной мере из лекций, прочитанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить “История и теория культуры (науки, искусства)”. Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, материалы были уничтожены.
Возможно, многоплановость, широта замысла способствовали успеху экономического труда.
Влияние Смита распространялось не на одну школу, практически оно оказывалось по нескольким направлениям: и по линии рикардианской школы (трудовая теория стоимости), и по линии тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотношения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе потребительской ценности товаров (австрийская школа), и по линии тех, кто исследовал влияние и взаимодействие факторов производства (Ж.-Б. Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда и в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. “Богатство народов” находилось в центре внимания и противников классической школы, выступавших про-
тив чрезмерной формализации экономической науки (историческая школа, институционализм).
Источник: studfile.net
Не на золото или серебро а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира
Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru
Таким образом, у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого продаются и покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой.
Теперь я приступлю к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга или за деньги. Эти правила определяют так называемую относительную, или меновую, стоимость товара.
Надо заметить, что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью. Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров.
Для выяснения основных правил, определяющих меновую стоимость товаров, я попытаюсь показать:
— во-первых, каково действительное мерило этой меновой стоимости, или в чем состоит действительная цена всех товаров;
— во-вторых, из каких частей состоит эта действительная цена;
— и, наконец, какие причины повышают иногда некоторые или все части этой цены над ее естественным или обычным уровнем, а иногда понижают ее ниже этого уровня; или какие причины иногда препятствуют точному совпадению рыночной цены, т. е. фактической цены товаров, с их естественной ценой.
Эти три вопроса я попытаюсь выяснить со всей возможной полнотой и ясностью в трех последующих главах, причем должен весьма серьезно просить у читателя внимания и терпения: терпения — для рассмотрения подробностей, которые могут в некоторых местах показаться, может быть, излишне утомительными; внимания — для усвоения того, что может показаться в некоторой степени неясным даже после самых обстоятельных объяснений, какие я в состоянии дать. Я всегда предпочитаю заслужить упрек в недостатке краткости, лишь бы быть уверенным, что мое изложение понятно; однако, несмотря на все мое старание быть возможно более понятным, вопрос все же может показаться недостаточно разъясненным ввиду его чрезвычайно абстрактного характера.
О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах
Каждый человек богат или беден в зависимости от того, в какой степени он может пользоваться предметами необходимости, удобства и удовольствия. Но после того как установилось разделение труда, собственным трудом человек может добывать лишь очень небольшую часть этих предметов: значительно бо́льшую часть их он должен получать от труда других людей; и он будет богат или беден в зависимости от количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить. Поэтому стоимость всякого товара для лица, которое обладает им и имеет в виду не использовать его или лично потребить, а обменять на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в свое распоряжение. Таким образом, труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров.
Действительная цена всякого предмета, т. е. то, что каждый предмет действительно стоит тому, кто хочет приобрести его, есть труд и усилия, нужные для приобретения этого предмета. Действительная стоимость всякого предмета для человека, который приобрел его и который хочет продать его или обменять на какой-либо другой предмет, состоит в труде и усилиях, от которых он может избавить себя и которые он может возложить на других людей.
То, что покупается на деньги или приобретается в обмен на другие предметы, приобретается трудом в такой же мере, как и предметы, приобретаемые нашим собственным трудом. В самом деле, эти деньги или товары сберегают нам этот труд. Они содержат стоимость известного количества труда, которое мы обмениваем на то, что, по нашему предположению, содержит в данное время стоимость такого же количества труда. Труд был первоначальной ценой, первоначальной покупной суммой, которая была уплачена за все предметы. Не на золото или серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; стоимость их для тех, кто владеет ими и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение.
Как говорит Гоббс, богатство — это сила [Leviathan. Part 1, chap. 10.]. Но человек, который приобретает или получает по наследству большое состояние, не обязательно приобретает вместе с ним или наследует политическую, гражданскую или военную власть. Его состояние, может быть, дает ему средства приобрести ту или другую, но одно лишь обладание этим состоянием не дает ему непременно такую власть.
Обладание этим состоянием дает ему немедленно и непосредственно лишь возможность покупать, располагать всем трудом или всем продуктом труда, который имеется на рынке. Богатство его более или менее велико в прямом соответствии с размерами этой возможности, т. е. с количеством труда других людей, или, что то же самое, с количеством продукта труда других людей, которое он благодаря своему богатству может купить или получить в свое распоряжение. Меновая стоимость всякого предмета должна быть всегда в точности равна размеру той власти, которую данный предмет дает своему обладателю.
Однако, хотя труд является действительным мерилом меновой стоимости всех товаров, стоимость их обычно расценивается не в труде. Часто бывает трудно установить отношение между двумя различными количествами труда. Время, затраченное на две различные работы, не всегда само по себе определяет это взаимоотношение.
В расчет должна быть принята также различная степень затраченных усилий и необходимого искусства. Один час какой-нибудь тяжелой работы может заключать в себе больше труда, чем два часа легкой работы; точно так же один час занятия таким ремеслом, обучение которому потребовало десять лет труда, может содержать в себе больше труда, чем работа в течение месяца в каком-нибудь обычном занятии, не требующем обучения. Не легко найти точное мерило для определения степени трудности или ловкости. Правда, обычно при обмене продуктов различных видов труда принимается во внимание степень трудности и ловкости. Однако при этом не имеется никакого точного мерила, и дело решает рыночная конкуренция в соответствии с той грубой справедливостью, которая, не будучи вполне точной, достаточна все же для обычных житейских дел.
Помимо того, товары гораздо чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, чем с трудом. Поэтому более естественным является расценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь другого товара, а не количеством труда, которое можно на них купить. К тому же большинство людей лучше понимает, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собой осязательный предмет, тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такою простотой и очевидностью.
С тех пор как прекратилась меновая торговля и деньги сделались общепринятым средством торговли, каждый отдельный товар гораздо чаще обменивается на деньги, чем на какой бы то ни было другой товар. Мясник редко тащит своего быка или барана к булочнику или пивовару для того, чтобы обменять их на хлеб или на пиво; он отправляется с ними на рынок, где выменивает их на деньги, а затем обменивает эти деньги на хлеб и на пиво.
Количество денег, которое он получает за них, определяет, в свою очередь, количество хлеба и пива, которое он может затем купить. Поэтому для него гораздо естественнее и проще расценивать их стоимость по количеству денег — товара, на который он непосредственно выменивает их, чем по количеству хлеба и пива — товаров, на которые он может обменять их только при посредстве третьего товара. Проще сказать, что мясо стоит три или четыре пенса за фунт, чем сказать, что оно стоит три или четыре фунта хлеба или три или четыре кварты пива. В результате этого меновая стоимость каждого товара чаще расценивается по количеству денег, чем по количеству труда или какого-нибудь другого товара, которое можно получить в обмен на него.
Однако, подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости: они бывают то дешевле, то дороже, их то легче, то труднее купить. Количество труда, которое можно получить в свое распоряжение или купить на определенное количество этих металлов, или количество других товаров, которое можно выменять на них, всегда находится в зависимости от обилия или скудости разрабатываемых в данное время рудников.
В XVI столетии открытие богатых рудников в Америке уменьшило в Европе стоимость золота и серебра приблизительно на целую треть. Так как добыча этих металлов из рудников и доставка их на рынок стоила теперь меньшего труда, то, попадая на рынок, золото и серебро могли уже купить меньшее количество труда.
И эта, пожалуй, величайшая революция в стоимости золота и серебра отнюдь не единственная известная в истории. Подобно тому как естественные меры вроде ступни, локтя или горсти, постоянно меняющиеся в своих размерах, никогда не могут служить точным мерилом количества других предметов, так и товар, который сам постоянно подвергается колебаниям в своей стоимости, никоим образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров.
Можно сказать, что во все времена и во всех местах одинаковые количества труда имели всегда одинаковую стоимость для рабочего. При обычном состоянии своего здоровья, силы и способностей, при обычной степени искусства и ловкости он всегда должен пожертвовать той же самой долей своего досуга, своей свободы и спокойствия.
Цена, которую он уплачивает, всегда остается неизменной, каково бы ни было количество товаров, которое он получает в обмен за свой труд. Правда, он может иногда купить большее количество этих товаров, иногда меньшее, но в данном случае изменяется стоимость этих товаров, а не стоимость труда, на который они покупаются. Во все времена и повсюду дорогим считалось то, что трудно достать или на приобретение чего требуется больше труда, а дешевым то, что легче достать или что требует затраты меньшего количества труда. Таким образом, один лишь труд, стоимость которого никогда не меняется, является единственным и действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно было расценивать и сравнивать стоимость всех товаров. Именно труд составляет их действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену.
Источник: knizhnik.org
Трудовая теории смита
Как известно, английские классики политической экономии (У Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости.
Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях:
2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других людей. Стало быть, стоимость — это воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. А. Смит разъяснял: «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и стоимость их для тех, кто владеет и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение».
3. Труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой, неквалифицированный труд), то он количественно измеряется в часах работы.
4. На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость, которая соответствует нормальным условиям производства и средним трудовым усилиям работника.
Следовательно, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле «товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — рыночная цена».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru