Небольшой бронзовый медный или серебряный колокольчик с рукояткой имеющий форму половины ваджры это

Человеку всегда было свойственно стремление к познанию окружающего мира. При чем, это касается не только природы и ее явлений. Привлекает наше внимание и жизнь других стран и народов, свойственная им культура, обычаи, традиции, религия. Для европейцев особенно притягательными являются страны Востока: Китай, Япония, Тибет, Индия.

«Загадочный» Тибет

Тибетский колокольчик и ваджра

Уникальная природа, атмосфера, удаленность от остальных народов позволили жителям Тибета сохранить свою оригинальную культуру, на которую все же оказали воздействие не менее древние и загадочные нации и культуры Индии и Китая. Еще совсем недавно, в прошлом 20 веке это было рабовладельческое государство с очень суровыми законами, жестокими наказаниями, которым подвергались рабы за любые, даже самые незначительные провинности.

Но, несмотря на это, многие путешественники стремились попасть туда, приблизиться к пониманию сущности, особенностей, традиций загадочной «Крыши Мира». Для цивилизации Тибета характерна символичность, которая свойственна всей буддистской религии. Определенные знаки, символы, звуки, статуи и изображения, воздействуя на сознание и подсознание, позволяют человеку отрешиться от настоящего, обыденного и добиться Просветления. Пробуждают сознание и способствуют дальнейшему духовному развитию.

Ритуальные предметы

«Поющая бронза»

Среди символов буддизма особое значение придается звукам. Присутствуют они и в христианстве. Но если здесь звук колокола призывает верующих к молитве, возвещает о бедствии, повествует о каком-то радостном событии, то жители Востока используют звучание колокольчика для очищения дома, окружающего пространства, собственной души от злых духов.

Тибетцы считают, что Будда Шакьямуни привез его с собой из Индии. С его помощью он демонстрировал свою магическую силу во время совершения проповедей. Звучание тибетских колокольчиков отличается большим разнообразием, чистотой, особой тональностью. Один звенит и переливается как хрусталь на солнце, освежает память, просветляет ум, «остужает голову».

Другой гудит низким, мощным гулом, наполняя пространство тревогой, беспокойством, призывом к действию. Третий издает густой и протяжный звук, способствующий расслаблению, снимающий напряжение. Именно во многом благодаря этим свойствам тибетской бронзы изделия из нее колокольчики, поющие чаши получили такое широкое распространение в странах Запада.

Разумеется, это не означает, что жители Европы отходят от канонов своей религии и становятся буддистами. Для большинства из них это просто музыкальные инструменты, а процесс извлечения из них звуков – эстетическое наслаждение, возможность выразить свою чувственность, обуревающие душу чувства. А вот для жителей Тибета буддистский колокольчик и идущий в паре с ним ваджра – ритуальные предметы, символические знаки, посылаемые им богом Брахмой. Есть несколько уровней, описывающих значения этих сочетаний. Они являются атрибутом любого ламы, встречаются во всех течениях и верованиях буддизма и присутствуют во всех святилищах и храмах.

Ваджра и колокольчик

Ваджра

  • пятиконечный, имеющий пять концов-лепестков, которые означают наши омрачения, недостатки, которые после «очищения» превращаются в 5 мудростей;
  • девятиконечный является символом 9 путей, на основе которых строится учение древнетибетской школы Ньингма.

Колокольчик

Колокольчик

Вместе с ваджрой используется гханта, что переводится с санскрита как колокольчик. Используемый в качестве ритуального предмета во многих религиях, в буддизме он является символом женского начала, так же как и лотос. Внутренняя часть колокольчика – пустота, интуитивная женская мудрость, о которой повествует звук колокольчика, рождающийся в результате соприкосновения подвешенного в центре языка со стенками инструмента.

Читайте также:
Амальгама серебра что это

Язычок крепится к колокольчику при помощи кольца, а место крепления украшается шестиконечной звездой – дхармодайей, которая является «источником реальности». Кроме того, внутри могут быть выгравированы слова: Ом А Хунг Йидама, что означает тело, речь, ум.

Таким образом, можно сказать, что издаваемый колокольчиком звук это звучание, возникающее из самых глубин пустоты, аспект подсознательной женской разумности, рассеивающий царящий вокруг мрак и пустоту, распространяющийся во все стороны.

Колокольчик оснащен удобной ручкой, которая также имеет потайной смысл. Чаще всего на нем изображается лицо Будды Вайрочаны.

Оба предмета являются не только элементами ритуала, но и музыкальными инструментами, которые используются обязательно в паре. При этом ваджра берется в правую руку, а колокольчик в левую, таким образом, чтобы лицо Будды Вайрочаны смотрело на ваджру: «совершенное Страдание неотделимо от совершенной Мудрости», или иначе – «только через Страдание можно достичь Мудрости и Совершенства».

Изготовление

Буддийские колокольчики изготавливаются методом литья из сплавов бронзы

Буддийские колокольчики изготавливаются методом литья из сплавов различных металлов. Чаще всего используется бронза, к которой могут быть добавлены и другие металлы: висмут, медь, серебро и так далее. При этом ручка, которая довольно часто имеет форму полуваджры, покрыта золотом и равна по размеру идущему в комплекте ваджре, отливается отдельно от самого колокольчика. А потом все детали собираются в единое целое.

Тибетские колокола отличаются достаточно небольшими габаритами, в пределах от 5 до 12 см. могут быть черного, серебристого (стального) или золотистого оттенка. Их поверхность покрыта чеканкой, изображающей различные орнаменты, узоры, мантры.

Некоторые буддистские обеты, наставления советуют практикующим владельцам всегда носить с собой свои «музыкальные инструменты». Для их защиты от постороннего воздействия шьются из ткани или изготавливаются из металла специальные чехлы.

Удобная ручка, тонкий изысканный узор, чистое звучание – отличительные черты настоящего буддийского колокольчика. Чем тоньше стенки колокольчика и меньше площадь его поверхности, тем выше тона и обертона инструмента. И наоборот, чем он толще, массивнее, тем ниже его звучание.

Особенности использования

Особенности использования колокольчиков тибета

Звуковое сопровождение обрядов и ритуалов характерно практически для всех религий. Оно берет начало в далеком прошлом, когда зарождались самые первые первобытные культы. В некоторых культурах, например, шаманы используют специальные шаманские бубны. Африканские народности издают звуки при помощи специальных барабанов, а в странах Востока, в том числе и в Тибете – поющие чаши, колокольчики и ваджру.

Сегодня все эти ритуальные предметы нередко можно видеть на музыкальной эстраде, где они применяются в качестве этнических инструментов. Но прекрасное, неподражаемое звучание небольших буддистских колокольчиков не только услаждает слух, но и очищает, гармонизирует пространство, очищает его от злых духов, нечисти, помогает справиться с различными заболеваниями. Положительное воздействие объясняется не только влиянием на слушателей звуковых волн, но и вибрацией, которая воздействует на окружающие предметы, разрушает накопившуюся в них отрицательную энергию, тем самым гармонизируя, улучшая пространство, восстанавливая энергетическую оболочку слушателя.

Издаваемый ими протяжный перезвон не обрывается внезапно. Он длится продолжительное время, постепенно, плавно затухая. Для постепенного увеличения амплитуды звуковых колебаний, нарастания мощности звука используют специальный прием: вокруг колокола вращают изготовленный из дерева специальный резонатор (стик).

Читайте также:
Сколько протонов нейтронов и электронов в ядре серебра

Не только играть, но и слушать перезвон нужно уметь. Слушатель должен собраться, сосредоточиться, сконцентрироваться, отвлечься от всего постороннего, долго и внимательно вслушиваться в протяжное звучание. Это не только способствует пониманию происходящего ритуала, но и помогает освободиться от посторонних мыслей, исцелиться от заболеваний.

Набор из колокольчика и ваджра подбирается для каждого практикующего индивидуально. Они должны соответствовать его мандале и йидаму, иметь идеальные пропорции. Их ни в коем случае нельзя разделять: Сострадание и Мудрость всегда должны идти «рука об руку». Если нет возможности постоянно иметь их при себе, то можно постоянно носить с собой их изображение.

Для того чтобы использование ритуального набора помогало, несло добро и исцеление, нужно соблюдать несколько правил:

  • не разделяйте колокол и ваджру;
  • не заставляете их звучать, пока не получите наставлений от ламы;
  • не ставьте набор на низкое (нечистое) место – стулья, диваны, пол и так далее;
  • не перемещайте, тем более, никогда не располагайте их над текстами Дхармы;
  • если нет возможности носить предметы с собой, то держите их дома на своем алтаре.

В странах Европы, в нашей стране все большее распространение получает стиль фен-шуй. Кто-то воспринимает его как философское течение и повседневно использует в своей каждодневной практике. Для кого-то это особенный новомодный дизайн. В любом случае тибетские колокольчики впишутся в него как предметы интерьера или как дополнительное средство помогающее расслабиться, создать комфортную обстановку, очистить жилище от злых духов, привести в движение застоявшуюся энергию, способствующее зарождению новых энергопотоков.

Перед тем как приобрести набор из колокольчика и ваджра убедитесь в том, что это не подделка, а настоящие тибетские предметы. Обратите внимание на точность, четкость прорисовки узора, орнамента, символов на поверхности. Послушайте, насколько чисто и мелодично звучит перезвон.

Источник: dragonshop.su

Ваджра — оружие древних богов

ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже, яп. конгосё, кит. дзиньганси, монг. очир) — символ буддизма, подобно тому, как крест — символ христ-ва, полумесяц — ислама, ворота “тории” — синтоизма.
Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды.
В инд. мифологии Ваджра была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов.
Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами.
Ваджра может иметь вид диска, а может быть крестообразной.
Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия.
В буддизме облик Ваджра таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты).

В переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз».
Ваджра представляет собой палицу либо скипетр и символизирует прочность и неуничтожимость.
Она может интерпретироваться в качестве одного из образов мировой оси, фиксируя воздействие верхнего мира на нижний.

Первоначально ваджра являлась атрибутом Индры, бога грозы.
Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его огненной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце.

Ваджра выступает как центральный символ одного из направлений буддизма — ваджраяны (само название которого связано с этим предметом), где она воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
Подобно удару молнии, ваджра прокладывает себе путь во мраке невежества; подобно алмазу, она разрушает, оставаясь неразрушимой.
Символизирует мужское начало, путь, сострадание, активность; как правило ее держат в правой руке.
Парным ваджре предметом в ваджраяне является колокольчик, гханта, символизирующий женское начало, плод, мудрость; его держат в левой руке.
Колокольчик с рукояткой в виде ваджры олицетворяет силу веры.

Читайте также:
Нити серебряные лицо отзывы

Ваджра у ступы Сваямбхунадх.

Ваджра состоит из пяти металлических стержней, четыре из которых, с загнутыми в горизонтальной плоскости концами, располагаются вокруг центрального, образуя подобие цветка лотоса.
Ваджра, состоящая из девяти стержней, встречается реже. Она изображается в виде скипетра и является атрибутом многих будд и бодхисатв.

Ваджра используется как символ и как оружие в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Фрагменты из книги проф. Торчинова Е.А. (С-Пб.)
«Введение в буддологию — курс лекций» (лекция 7).

В начале второй половины I тыс. н. э. в буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна (“Колесница”), получившая название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии.

Слово ваджра, входящее в название “Ваджраяна”, первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса – ведийского бога Индры, однако постепенно его смысл изменился. (см. прим. 1.) Дело в том, что одно из значений слова “ваджра” – “алмаз”, “адамант”.

В рамках буддизма со словом “ваджра” начали ассоциироваться с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня – упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как “Алмазная Колесница”, “Громовая Колесница” и т.п. Первый перевод наиболее распространен.

Что можно узнать о «ваджре» из современных словарей и энциклопедий?

  • Ваджра — короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.
  • В индуистской мифологии — зубчатый диск, громовая палица Индры
  • Ваджра является магическим жезлом Посвященных адептов
  • Ее выковал для Индры певец Ушана.
  • Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
  • Она сделана из скелета мудреца — отшельника Дадхичи.
  • Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
  • Ваджра ассоциировалась с солнцем.
  • Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
  • Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
  • Ваджра означает умение, или Упайю.
  • Ваджра символизирует силу и твердость духа.
  • Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
  • Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
  • Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
  • Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
  • Ваджра символизирует нерушимое состояние.
  • Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
  • Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.
Читайте также:
Как успешно руководить проектами серебряная пуля фергус о коннел

«Кардиола», тело вращения, в 3-d форме имеющее сечение «сердца». Купола церквей имеют форму кардиолы и собраны по принципу Ваджры-молнии.

Императорские короны.

Северные боги имели свою собственную «молнию» оригинальной конструкции и формы – «Молот Тора».

Древнейший символ Молнии и Небесного Огня, известный по всему североевропейскому ареалу индоевропейцев — Громовое оружие Бога — Молот. У германского Донара-Тора молот имел название «Mjolnir». Искусствоведы считают происхождение слова «Мьолнир» неизвестным. Призванные им на помощь этимологи производят его от исландского глагола milva (сокрушить), mala (размолоть), от литовского malti (молоть) и от уэльского слова mellt (молния).

На представленных ниже монетах разных стран средиземноморского региона, датированных от 500 до 200 лет до Р.Х. хорошо видно молнию-ваджру. Подобных монет очень и очень много, это доказывает — в древнем мире все без исключения дееспособные люди прекрасно знали что это такое и понимали значение этого предмета.

На левой картинке изображение «лилии» чуть древней, чем правое. Из книги Похлебкина о геральдике: «Похоже это на лилию? Лилия настолько не похожа на лилию, что дала почву некоторым считать, что это особый масонский знак, который нужно рассматривать перевернув. И тогда мы увидим пчелу».

Уважаемый Вильям Васильевич писал, что принятое европейскими дворами изображение лилии, как геральдического знака, имеет восточное происхождение, «как постоянный, непременный элемент орнамента, часто воспроизводимый на дорогах тканях. Именно эти ткани, а затем и дорогая одежда, поступавшие через Византию с Востока в Европу, ознакомили уже в раннее средневековье европейских феодалов, основных потребителей роскошных тканей, с лилией».

Правое изображение, уже стилизованное, с 1179 года при Людовике включается в герб французских королей и становится главной гербовой эмблемой французской монархии. Ее официальное наименование во французском гербе гербе Бурбонов — fleur de lis.

Наиболее распространенным средневековым мотивом орнамента восточных тканей была «ваджра», ошибочно принимаемая европейцами за лилию. Если вы внимательней посмотрите на правый образец – ясно увидите счетверенную, крестообразную ваджру. Кто бы мог подумать…

Таким образом, получается так, что европейцы забыв свою «молнию», приняли символом власти восточную, да еще посчитав оружие богов цветком лилии.

Источник: www.liveinternet.ru

Колокольчик и ваджра

Колокольчик и ваджра — два буддийских ритуальных предмета, имеющие глубокий символический смысл.

Ваджра — главный символ тантрического буддизма или ваджраяны. В древнем индуизме ваджра — скипетр бога-громовержца Индры, а самое это слово переводится, как «твердый» или «могучий». Тибетский эквивалент — дорже — означает «король» (рже) «камней» (до). Это подчеркивает нерушимую твердость и сияние подобное алмазу — камню, который нельзя разбить или поцарапать. По сути буддийская ваджра символизирует непроницаемое, непреходящее, недвижимое, неизменное, неделимое и неразрушимое состояние полного просветления Будды — абсолютной реальности.

Колокольчик (на санскрите «гханта») согласно индуистской философии символизирует Нада-Браму или Звук зерна, происходящий из Брахмы, высшего божества. Колокольчик используется во многих религиях, поэтому его можно встретить в любом храме. В буддизме колокольчик — это женский символ (наряду с лотосом). Его звук символизирует пустоту как природу всех явлений и аспект интуитивной мудрости.

Читайте также:
Серебряный стандарт в России когда

Хотя ваджраянский колокольчик имеет и практическое применение — это музыкальный инструмент, духовное, символическое значение ваджры и колокольчика для практикующего буддиста гораздо глубже. На самом простом уровне ваджра с колокольчиком представляют собой символ Ума Будды — единство и нераздельность совершенного Сострадания и совершенной Мудрости. Именно поэтому к данным предметам необходимо относиться максимально почтительно.

Не рекомендуется звонить в колокольчик, если вы не получали соответствующих наставлений от ламы. Не следует разделять ваджру и колокольчик, потому что в нашей практике Мудрость и Сострадание должны быть всегда нераздельны. Не стоит помещать их в нечистое или низкое место — ставить на пол, на сидения и прочее.

Также, по совету Дза Патрула Раняка Ринпоче не следует ставить их на тексты Дхармы, даже проносить над текстами. Рекомендуется использовать для переноски ваджры и колокольчика специальные, защищающие их чехлы. Если вы не используете ваджру и колокольчик в своей индивидуальной практике, то лучше всего держать их на алтаре.

Тибетские колокольчики обычно отливаются из бронзы или из ее сплава с другими металлами (серебром, висмутом, медью). Сам колокольчик и его ручка часто изготавливаются раздельно и впоследствии соединяются. Ручка колокольчика делается в форме полуваджры и иногда покрывается золотом. Размер полуваджры на ручке колокольчика должен соответствовать размеру ваджры из комплекта с колокольчиком.

Ритуальный набор из ваджры и колокольчика по сути соответствует главному личному йидаму практикующего и его мандале. Колокольчик в качестве мандалы должен обладать совершенными пропорциями, высота, диаметр основы и длина ручки должны быть одного размера. Тон колокольчика тем выше, чем меньше его поверхность, и тем ниже, чем он толще.

Внутренняя емкость или раструб колокольчика представляют мудрость, которая напрямую осознает пустоту, а его язык провозглашает ее звук. Верхняя внутренняя часть, где язык колокольчика крепится кольцом, может быть украшена «источником реальности» — дхармодайей — в форме шестиконечной звезды. Три слога — Ом А Хунг — которые символизируют тело, речь и ум йидама, также могут быть выгравированы внутри этой дхармодайи.

Обычно на ручке колокольчика изображено лицо, Дза Раняк Патрул Ринпоче даровал наставления о том, что это лицо Будды Вайрочаны. Он же советовал ставить колокольчик по отношению к ваджре таким образом, чтобы это лицо смотрело на ваджру.

Как ритуальный предмет, ваджра бывает нескольких видов. Самые распространенные — пятиконечный и девятиконечный ваджр. У первого пять концов с одной стороны символизирует пять омрачений, которые очищаются в пять видов мудрости. Центральный шарик напоминает, что в состоянии просветления между ними нет разницы с точки зрения абсолютной истины. Девятиконечный ваджр символизирует девять путей древней тибетской школы Ньингма.

Как и все прочие ритуальные предметы, колокольчик с ваджрой могут служить великолепным источником благословений и достижений при правильном с ними обращении, и могут быть причиной возникновения препятствий при неправильном. Являясь предметами тантрических самай и ваджраянских обетов, они имеют очень глубокий смысл. В некоторых традициях есть даже наставления носить свои ваджру с колокольчиком при себе постоянно, или, по крайней мере, иметь при себе их изображение.

Источник: kurukullashop.ru

Рейтинг
Загрузка ...