Икона Божией Матери
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.
Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, всё, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот этот совершенно уже опустившийся человек видит однажды необыкновенный сон.
К нему подходит благолепный старец и говорит: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Без гроша денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец является ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказывает исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправляется в путь.
История иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме св. Александра Невского в Туле
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким названием. Кто-то сказал: «Не та ли это икона, с изображением чаши, что висит в проходе из храма в ризницу?» Икону эту сняли со стены и на оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним был совершен молебен.
А в иконе преподобного Варлаама Серпуховского, основателя Владычнего монастыря, крестьянин узнал того благолепного старца, который явился ему во сне и велел найти эту икону. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к вину.
Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершались молебны, завершавшиеся нравственными беседами.
Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.
По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», – когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.
Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.
Фильм о иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпухове
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью – в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове. В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.
Сейчас существуют два почитаемых чудотворных списка с иконы. Оба находятся в Серпухове — один в Высоцком мужском монастыре , другой — во Владычном женском монастыре .
В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.
Образ «Неупиваемая Чаша» находится в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря . Список тоже чудотворный, перед ним неугасимо горит лампада как символ всех молитв к Божией Матери.
Серпухов. Высоцкий мужской монастырь
Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма
Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.
А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.
Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.
Владычный монастырь. Серпухов
Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем . Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.
К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.
В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).
Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.
Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.
Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.
Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Высоцкий монастырь в Серпухове. Икона Богородицы Неупиваемая чаша
Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии.
Высоцкий монастырь
Неподалеку от Москвы, на окраине старинного города Серпухове, на высоком берегу реки стоит величественный монастырь. Издалека видны белокаменные стены и башни Высоцкого мужского монастыря, устремленные к небу главы соборов возвышающиеся над рекой и окрестностями. Серпуховский монастырь считается одним из наиболее древних не только в Подмосковье, но и во всей России. Он входит в число девяти обителей, основанных на земле русской по благословению самого Сергия Радонежского.
Строительство начал князь Владимир Храбрый, ближайший сподвижник и брат благоверного князя Дмитрия Донского.
По его просьбе Сергий Радонежский сам выбрал место для будущего монастыря — на красивом холме, который назывался «Высокое». По именованию места стали называть и Высоцкий монастырь в Серпухове. Сотворив молитву на месте, выбранном под строительство будущего монастырского подворья, преподобный Сергий уехал, оставив для ведения строительства своего ученика Афанасия. Он же возглавил новопостроенный монастырь.
В 1991 году настоятелем в открытом после многих лет упадка и гонения на религию советских времен монастыре стал архимандрит Иосиф. Его стараниями было возобновлено в храме служение чудотворной иконе, почитаемой в этой местности. Новый образ Неупиваемой чаши, взамен пропавшего был написан Александром Соколовым, известным иконописцем. Списки ее сегодня распространены в России и по всему миру. Многие из них известны и чудом мироточения.
Неупиваемая чаша
Высоцкий мужской монастырь, где ныне хранится чудотворная икона Неупиваемой чаши изначально не был местом ее обретения и почитания. С момента явления и до советских времен образ содержался в женском Введенском монастыре, также находящемся в Серпухове.
Явление Неупиваемой чаши относят к 1878 году. Тогда бывшему солдату был сон — к нему явился схимник, который велел идти из Тульской губернии, где он проживал, в Серпухов, чтобы помолиться образу Богородицы "Неупиваемая чаша". Бывший солдат был пьяницей, дошедшим до такой степени, что пропил все свое имущество, и даже лишился здоровья — обезножел.
Трижды являлся к нему схимник, после чего измученный калека как мог пополз в сторону, указанную старцем. Но, добравшись до указанного монастыря, он не нашел названный старцем образ. Не сразу смогли найти его, висящим в проходе из собора в ризницу. На иконе действительно была изображена чаша, а в одном из ликов бывший солдат узнал схимника, являвшегося в снах.
Отстояв перед новоприобретенной иконой молебен, страждущий получил не только избавление от алкогольной зависимости, но и телесное исцеление, а слава о чудотворной иконе стала расходиться по городу и далеко за его пределы. К Неупиваемой чаше стремились одержимые грехом пьянства и члены их семей, желающие исцеления от страшного недуга. Множество людей возвращались в храм снова — вознести благодарность за свершившееся чудо исцеления.
Особым почитанием Неупиваемая чаша была окружена в Серпухове, где была расположена. При центральном храме города было основано общество трезвости, проводились молебны, читались акафисты, проводились беседы о нравственности.
Утрата и обретение иконы
Послереволюционные гонения на церковь сильно коснулись подмосковного Серпухова. Был закрыт Владычный монастырь. Чудотворную икону при закрытии переместили в Никольский кафедральный собор, который позднее был также закрыт, а все святыни — вынесены и сожжены. Явленная чудотворная икона и списки с нее исчезли.
Восстановление храмов и монастырей в Серпухове возродило память о почитаемой здесь иконе. Во вновь открытом в 1991 году Высоцком монастыре начались молитвенные служения образу. К сожалению, первообраз иконы так и не был найден — в 1992 году был написан новый, известный ныне всему православному миру.
По иконографии икону Неупиваемая чаша относят к древнейшему типу изображения человеческой фигуры (святых, мучеников, Богородицы) на иконах «Оранта» (от лат. Молящийся). Богоматерь изображена в традиционной позе заступнической молитвы — с поднятыми вверх раскинутыми руками.
По иконописному и сюжетному содержанию отмечают близость ее с другим чудотворным образом — Никейской иконой, прославившейся в начале IV века н.э. Благословляющий младенец Христос на иконе написан стоящим в чаше, а Богоматерь с воздетыми вверх руками, молящаяся за всех грешников и предлагающая им вместо низменных страстей припасть к источнику утешения и чистой духовной радости.
Паломничество к Неупиваемой чаше
Вопрос как доехать из Москвы в Серпухов не вызовет сложностей даже у людей, не обремененных опытом путешествий, расстояние невелико и все путешествие займет не более 2,5 -3 часов в одну сторону:
- На автомобиле — от МКАД свернуть на трассу М2 (автодорога Крым) и доехать до Серпухова. Монастырь расположен на окраине города, у берега реки Нара. Чтобы добраться до него, от центральной площади поверните направо и следуйте по 2ой Московской улице до поворота на Большой Высоцкий переулок. Он приведет вас прямо к стенам монастыря.
- Электричкой до ст. Серпухов можно доехать от Царицыно или с Курского вокзала. От станции автобусом No 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
- Автобусом No 458 на Серпухов или No 363 на Протвино от м. Южная. От автостанции местным автобусом No20 до остановки «Высоцкий монастырь».
Но лучше посетить Серпуховский монастырь и поклониться чудотворной иконе в ходе организованной поездки с паломнической службой Товия. Наша служба создана для обеспечения безопасности и комфорта паломников, решивших посетить святые места
России, ближнего и дальнего зарубежья, мы предлагаем:
- поездки на комфортабельных автобусах;
- сопровождение православного экскурсовода;
- программы, учитывающую все особенности паломнических поездок.
Если вы впервые предпринимаете паломничество, поездка с паломнической службой Товия откроет вам мир духовного путешествия, поможет создать особый молитвенный настрой, позволяющий ощутить всю благодать, нисходящую на человека при поклонении святым местам. Православный экскурсовод ответит на все возникающие вопросы, окажет необходимую поддержку. Те, кто уже бывал в паломнических поездках, оценят удобство и комфорт, поддерживаемую в поездках атмосферу истинного православного путешествия.
В ходе однодневной поездки вы сможете:
- посетить Высоцкий мужской монастырь и прикоснуться к его святыням;
- отстоять молебен у иконы Неупиваемой чаши, испросить чудо исцеления от пагубного пристрастия к алкоголю (наркомании, табакокурению) для себя и своих близких;
- посетить с экскурсией Введенский женский монастырь — место явления первообраза чудотворной иконы Неупиваемой чаши;
- поклониться мощам преподобного Варлаама Серпуховского;
- прикоснуться к благодати мироточивых икон,
- посетить монастырь 16 века — Вознесенскую Давидову пустынь;
Чтобы принять участие в наших поездках, забронируйте место, воспользовавшись формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону.
ИсточникИкона Неупиваемая Чаша в Серпухове
В Покровском храме Введенского Владычного монастыря пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.
"Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, — есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие" (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).
Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, — в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично.
Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.
По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…".
По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии.
Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить.
И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь.
В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.
Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.
В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях.
30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы. Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.
Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.
Как добраться [ править ]
Автобусы от вокзала №№ 3, 8, 20; маршрутное такси "Высоцкий монастырь".
Паломнику [ править ]
Монастырь открыт для посещения:
утром — в будни с 5-30, в выходные и праздничные дни с 7-30; вечером — при рядовой службе до 19-00, при всенощном бдении до 20-00.
Богослужение в Высоцком мужском монастыре совершается по полному суточному кругу Богослужений: 6.00 – утренние молитвы, полунощница, утреня;
8.00 — молитвы к исповеди, часы, Литургия;
По окончании Литургии служится панихида (или отпевание), затем молебен перед Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны.
21.00 – повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников.
Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14.00 (по предварительному заказу в иконной лавке). Братия монастыря познакомят Вас со святынями, архитектурой и достопримечательностями Высоцкой обители.
Где можно поесть
На территории монастыря, в колокольне, есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого попить чай или кофе и перекусить. В наличии всегда есть свежая монастырская выпечка. С 12.00 до 14.00 вы можете полноценно пообедать в трапезной паломнического корпуса.
Остановиться в Высоцком монастыре на несколько дней (не более 3-х суток) можно в паломническом корпусе. Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности:
В паломническом корпусе есть многоместные кельи и кельи для отдельного проживания со всеми удобствами. Пожертвование за проживание (сутки):160 руб., обед – 100 руб., ужин — 90 руб..
2-х местная келья — 1200 руб./сутки (входит обед и ужин)
3-х местная келья — 2500 руб./сутки (входит обед и ужин)
Адрес: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская д. 5/3, Высоцкий мужской монастырь.
Источник