Песня «Над небом голубым…» с точки зрения Апокалипсиса: объяснение c картинками
Одна из самых знаменитых русских песен ХХ века имеет непосредственное отношение к священному тексту, написанному почти 2000 лет назад. И если не знать исходник, то многое в смысле песни остается непонятным.
Все секреты песни можно узнать ниже.
Например, почему Гребенщиков поет «Под небом. «, а в исходнике написано «Над. «?
Миниатюра 15 века
Песня «Аквариума» — это стихотворное произведение Анри Волохонского 1972 года под названием «Рай».
Давайте разберем его построчно (и проиллюстрируем).
Над небом голубым
Есть город золотой
Гребенщиков поет «Под небом. «, в том числе, потому что это логично с точки зрения массового слушателя.
НА ГАВАЙЯХ ВО ВРЕМЯ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА С НЕБА ПАДАЛИ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ! В ЭТО СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ!
Однако Волохонский более точен по отношению к первоисточнику. В новозаветной книге «Откровение Иоанна Богослова» (он же «Апокалипсис») говорится именно о городе, который находится НАД небом, над землей.
Это новый, небесный Иерусалим, то есть Рай: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21:2).
И этот город спускается, так сказать, пикирует, или скорей, фланирует.
Гебхард Фугель. Фреска 1933 года (эскиз)
Именно таким, спускающимся, этот Небесный Иерусалим и рисуют в иллюстрациях «Откровения»
Алонсо Кано, 1630-е
Далее по тексту песни следует описание этого райского града:
С прозрачными воротами
И с яркою стеной.
В Библии рай подробно описан дважды: в самой первой книге («Бытие») он предстает перед нами как сад, а вот в самой последней, «Откровении», он четко описывается как город, причем с четкой геометрической структурой. В подробностях описан его облик, в особенности стены.
В той же 21-й, предпоследней главе «Откровения» ее автор Иоанн рассказывает, как с помощью посланного к нему ангела-проводника он узрел город:
«. великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. (. ) Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. (. ) Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. (. ) Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. (. ) И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его..».
Как нагревают драгоценные камни: в гости с термисту
Из этого перечисления, которое заставило бы Дурина и Двалина зарыдать от зависти, мы узнаем, что в плане город — квадрат, на каждой стороне которого 3 ворот, а стены выполнены из драгоценных камней.
Вот 3Д-модель, на росписи польской церкви
А вот развертка на испанской миниатюре 11 века. Отчетливо изображены ангелы в воротах.
В тексте Волохонского по объективным причинам описание упрощается: ворота, сделанные из жемчужины, превращаются в «прозрачные», а весь геммологический справочник материала крепостных стен — просто в «яркую стену».
А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.
Здесь в стихотворении также идет упрощение текста «Откровения», на сей раз из последней, 22-й главы книги (все обычно помнят, что «Откровение» — это книга про ужасы Апокалипсиса, и не знают, что пара последних глав — как раз наоборот, про сияющий рай и всякое благолепие, то есть огромнейший хэппи-энд).
Вот эти строки: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (22:2)
Здесь идет о речь о Реке Жизни, которая исходит от престола Бога и Агнца (четко в центре города), и о Древе жизни, которая в своем роде антитеза Древа познания добра и зла, с которого Библия начинается. (Иоанн, автор «Откровения», очень любил этот прием противопоставления).
Вот иллюстрации к этому фрагменту текста
Русские старообрядцы
Средневековые англичане
Гуляют там Животные
Невиданной красы.
В этих строках поэт не опирается на конкретный библейский текст, а просто строит переходный мостик к знаменитому припеву:
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
Здесь мы перескакиваем из 22-й главы «Откровения» в самое начало — в 4-ю главу, где появляются эти животные. Вообще их не три, а четыре: лев, вол, орел плюс ангел, который не влез в припев. Исходно в Ветхом Завете, которым Иоанн активно вдохновлялся, это было единое четырехсущное создание, но в своем тексте он их уже разделил на самостоятельные.
Обратите внимание на завораживающие строки «исполненный очей»: это прямо дословно из Синодального перевода.
«. вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». (4:6-8)
Со временем эти четыре животных станут постоянными спутниками Бога на изображениях, а также по отдельности символами Евангелистов.
Васнецов, 1880-90-е
На этой картине Фернандо Гальего (1490-е) они парят вокруг Престола Божьего.
Нарисовать их, как описано, с 6 крыльями и «исполненными очами» — трудно, поэтому художники в итоге пришли к тому, чтобы рисовать обычных животных (и ангела), только с крыльями. Однако попадаются и дотошные авторы
Вот миниатюра 9 века: глаза рассыпаны по всем крыльям
Авторов следующих изображений мне найти не удалось.
На самом деле как-то страшновато вообразить, что в любимой песне имеются в виду животные вот с таким экстерьером.
В следующих строках мы удаляемся от книги «Откровения».
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.
Хотя в припеве выше мы потеряли 4-го из небесных Животных, именно ангела, очевидно, что тут — не он, а некий собеседник рассказчика, которого он именует ангелом, хотя вполне может иметься в виду «любимая» и проч.
Теперь о «звезде». В «Откровении» множество всяких звезд, но ничего хорошего от них ждать не приходится — это и звезда Полынь, отравляющая реки, и звезда, отпирающая бездну дьявола, и всякое прочее веселое. Тут же, как следует далее из текста, идет речь о «хорошей», путеводной звезде.
Подобная звезда также есть в библейском корпусе текстов, но не в «Откровении». Разумеется, это евангельская Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к яслям с новорожденным Иисусом.
На этой чудесной доске работы Сассетты 1430-х годов путеводная звезда парит низко над землей, подобно шаровой молнии или дрону, пока волхвы едут на заднем плане.
Кто любит — тот любим.
Кто светел — тот и свят.
Строки про любовь, в принципе, тривиальны, но забавно будет предположить, что советский человек Волохонский тут полимизировал с евангельским: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. (..) Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:32-35). Хотя это наверняка не так, и я привела тут эту цитату в качестве интеллектуальной игры.
(Из комментов: Волохонский был не очень-то советский человек; а тут скорее Сенека: Si vis amari, ama «Хочешь быть любимым — люби»).
Словосочетание «свят / светел» встречается в нашей поэзии раньше: «Свят и светел ваш приют» (И. Никитин, «Елка», 1855), «На пригорке монастырь светел. И от снега — свят» (М. Цветаева, 1915). В принципе это вообще похожи на однокоренные слова, поэтому их редко сочитают.
Обратите однако внимание, что в «Откровении» все-таки есть один-единственный раз, когда «звезда» выступает как нечто позитивное, правда, в переносном смысле: Иисус Христос говорит о себе «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (22:16). Тут имеется в виду, что утром звезда видна плохо, и вот также Иисус во Втором пришествии придет незаметно для тех, кто его не ждет.
Иллюстрация 15 века к 22-й главе: уже упомянутые выше Река и Древо жизни, на престоле сидит Бог с агнецем (вокруг звезды), внизу Иоанн, дважды, в сопровождении ангела
Так что, быть может, в нашем поиске источника образов можно вернуться обратно к «Откровению», тем более, что в следующих строчках мы опять возвращаемся к райскому саду с чудесными животными.
Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев (и проч.)
Однако поскольку мы упомянули Вифлеемскую звезду, давайте проследим, куда же она приведет волхвов. Да, к Иисусу, который в яслях. Но «ясли» в изначальном смысле это ведь не «детский садик», а место содержания животных, где Святому Семейству пришлось переночевать и претерпеть брони за неимением нормальной брони в гостинице.
Свидетелями родов там стали, помимо людей (и ангелов), осел и вол. Эти животные возникли в сюжете Рождества, поскольку те, кто отделывал легенду о Спасителе, должны были учитывать ветхозаветные пророчества о Мессии, а одно из них гласит: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Вол при этом стал символом верующих, а осел — язычников. Любопытно, что корыто яслей, в которое вместо люльки положили новорожденного Христа, является аналогом Престола Небесного, на котором, как мы видели выше, он потом воссядет в Небесном Иерусалиме.
Герард ван Хонтхорст. 1622
Таким образом, самая знаменитая путеводная звезда привела волхвов к Христу и яслям (престолу) + волу; а данная путеводная звезда приведет собеседника автора в рай, где его встретит Христос на престоле (потому что в раю без этого никак), вол, +2 животных. Все закольцовывается, так устроена великая поэзия, набитая великими и древнейшими символами.
Ну а теперь со всем этим знанием можно и песню послушать.
- Купить: Озоне, Лабиринте, book24
Далее я хочу продолжить этот цикл постов с объяснениями. Что вам интересней, какая расшифровка: «Труби, Гавриил» Наутилуса или «Звезда Полынь» Колизея?
Источник: shakko.ru
Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. (А.Островский) Из чего же она,эта оправа состоит?
Красивому камню — красивая оправа… Так и считал Кнуров, понимая, что красавица Лариса — женщина, созданная для роскоши. « Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником.» Он и хотел выступить в роли ювелира, который и камень отточит, и оправу подберёт дорогую, предлагая под своим покровительством окунуться в роскошь и блеск. Очевидный факт — даже самый лучший камень можно «убить» убогой оправой. «В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится.» И напротив, в красивой оправе великолепие красивого бриллианта раскрывается с еще большей силой. Но какова цена этой «оправы?»
Кнуров рассматривал женщину как «дорогой бриллиант», который требует не только оправы, ювелира, но , главное, покупателя, воспринимая её как вещь. И Лариса смогла признаться себе, что является вещью, причём дорогой вещью. И она отказывается от этого выбора, она отвергает «роскошь, блеск». Лариса понимает: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».
Если женщина — это истинная драгоценность, то ее оправа — настоящие драгоценности, а не душная и тесная золотая клетка, пусть и роскошная, в которую ее заточит «ювелир» и «ценитель» женских прелестей, и в которой можно чувствовать себя лишь вещью, пусть и очень, очень дорогой.
Красота каждой женщины сродни драгоценному камню, каждая женщина -прекрасный алмаз, и если эту красоту — заключить в достойную оправу, то она способна засверкать новыми, невиданными гранями и заструиться в переливах разнообразных оттенков. И хотя драгоценности творят чудеса, искренняя любовь и внимание со стороны мужчины — также необходимая оправа, чтобы подчеркнуть женское достоинство .
ЕЩЕ ОТВЕТЫ |
Источник: qna.center
Загадки про камни для детей: 25 лучших
Дети
Сайт «Мама может все!» собрал самые лучшие загадки про камни для детей. Сегодня мы вспомним загадки о камнях. Этот природный материал очень разнообразный, бывают камни драгоценные, как отделочный материал или просто строительный, но всегда человек находит прочному материалу верное применение. Камни живут вечно то в египетских пирамидах, то в стенах высотных домов, то в прекрасных алмазных колье на шеях знаменитых красавиц, то в прекрасных украшениях из драгоценных металлов!
Берега Невы укрыты
Тем крепким «плащом» знаменитым,
И, отразившись в окнах Эрмитажа,
Летит река под ветерком куражась!
(Набережная покрытая гранитом).
По мостовой, не очень гладкой,
Прекрасно скачется лошадке!
Обо что стучатся весело
Подковы с очень звонкой песенкой?
(О дорогу из крепкого булыжника)
В золотой оправе
Прекрасный зелень-камень,
Он даже есть в короне
У царя на троне,
Ярче чем листочки
Из весенней почки!
(Изумруд)
Дом многоэтажный
Застыл громадой важной!
Из чего стоитель стены
Смастерил ему отменно?
(Из кирпичей)
Волны морские, став на дыбы,
Расшибают в брызги лбы!
Что, возвышаясь гордо,
Торчит здесь очень твёрдое?
(Прибрежные камни-скалы)
Как в народе назовут,
Рубин, алмазы, изумруд,
Природные творения,
Для взоров наслаждение?
(Драгоценные камни)
Ежели пламя
Глину»подрумянит»,
Что будет для деля
На стройке умелым?
(Строительный кирпич)
Весь он в граните,
У дома вьётся нитью
Уже четыре года,
На службе пешеходам!
(Тротуар)
Аметисты и агаты
Внешне выглядят богато!
Что за красивыми словами
Мы чётко различаем с вами?
(Драгоценные камни: аметист ярко-сиреневый, агат в серо-белых переливах)
Этот чудный камень-минерал,
В природе по твёрдости всех обскакал,
И колье из этих минералов,
Стоит удивительно немало!
(Бриллиант, огранённый алмаз)
Камешки жёлто-знакомый,
Смолистые, с насекомыми!
Я часто их под пяткой даже,
Разыскивал в балтийских пляжах!
(Янтарь)
Все фальшивые алмазы
Называют в мире — стразы!
А бриллианты, что за камни,
Известные из сказок давних?
(Огранённые алмазы)
Как называют и сейчас, и ранее,
Алмазы с отшлифованными гранями?
(Бриллианты)
По цвету этот камень красный,
В короне царской видим часто,
А ювелиры говорят с любовью:
Он цвета яркой «голубиной крови»!
(Рубин)
Этот камень прекрасный,
Изменяет окраску:
Под искусственным светом,
Он красновато-фиолетов,
А под солнышком природным —
Зеленеет благородно!
(Александрит)
Красивый минерал — топаз,
Гораздо ярче блеска глаз,
Он жёлтый, розовый моментом
И золотистого оттенка!
Легко любую обработку
Он переносит очень чётко!
(Драгоценный камень)
Небесным камнем» этот минерал
Народ в сказаниях назвал,
Цвет голубой небесно,
В рисунках интересных,
Хотя не твёрдый, но окрас
Волшебно-чудный всякий раз!
(Бирюза)
Эта каменная ваза,
Впечатляет внешне сразу,
По-гречески, довольно просто —
Переведите слово «пёстрый»,
Ведь оно, между прочим,
Нам давно известно очень!
(Яшма)
Булыжник этот помнит даже
Колёса барских экипажей!
Что в городе довольно старом
Лежит между двух тротуаров?
(Булыжная мостовая дорога)
Из чего лицо фасада
У дома сделано как надо?
Он стоит здесь двести лет,
Но его прекрасней нет!
(Из крепкого камня)
Что за очень крепкий камень?
Так считается веками,
И он как символ «твёрдости науки»,
Его «грызут, испытывая муки!»
(Гранит)
Тот камень и метро, и мавзолеи,
Собою украшать умеет,
При отличной полировке,
Нет прекрасней облицовки!
(Мрамор)
Тот минерал по сказкам давним
Нарекли «павлиньим камнем»,
Он в природе имеет нередко
Бирюзово-чёрные расцветки!
С греческого «мягкий», в переводе,
Он ценится за красоту в народе!
(Малахит)
На аллеях что за плитка,
Лежит красивою открыткой,
Однако не из шоколада!
Сюда всегда какая надо?
(Тротуарная, каменная)
В природе они тёмно-красного цвета,
Вениса, червенец, бечета!
Их так раньше звали на Руси,
Какого ювелира ни спроси!
Они под общим именем «гранат»,
Но не плоды, на ветках не висят!
А что порой находят в почве
Как ценности с расцветкой сочной?
(Драгоценные камни, минералы «гранат»)
Источник: mamamozhetvse.ru
Сказка о драгоценном камне
Миллион лет назад в одной древней — древней пещере родился маленький драгоценный камушек. Он был ярко-красный и очень красивый. Прошло ещё миллион лет и из маленькой, красной капельки он превратился в большой драгоценный камень. Мама с папой его очень любили и ласково называли Рубинушкой. Рубинушке очень уютно было в пещере со своими родными и друзьями самоцветами.
Но однажды, спасаясь от ветра и холода, в пещеру пришли древние люди. Пещера им понравилась, там было тепло и просторно. Древние детишки решили погулять по ней. И вот, один мальчик зашёл в самый дальний угол пещеры и увидел Рубинушку. Камень привёл его в восторг, и он взял его себе, решив, что это будет его талисман.
Рубинушку он всегда носил с собой, играл с ним, разговаривал, доверял ему разные тайны. Пришло время охоты и древние люди взяли с собой старших мальчиков. Охота была сложной и трудной, но они справились и принесли в пещеру много шкур и еды. Только одно сильно огорчило древнего мальчика, он потерял свой любимый талисман. Прошло ещё тысяча лет.
На место, где раньше жили древние люди, пришли геологи.
Геологи – это люди, которые ищут разные полезные камни, нефть и газ. Один из них и нашёл Рубинушку. А Рубинушка пролежав еще много лет в земле, стал ярче и красивее. Геолог понял, что это самый большой и красивый камень из всех, что он когда-нибудь встречал. Но, чтобы камушек засиял ещё ярче, его нужно было передать ювелиру. Ювелир одел Рубинушку в дорогую огранку.
Рубинушка был так красив, что геологи решили подарить его самому главному музею страны. Сейчас Рубинушка лежит в музее на бархатной подушечке и все кто захочет, могут прийти и полюбоваться его красотой.
Прочитал с интересом. У Вас есть знакомые геологи или просто тема камней интересна?
Осмелюсь своё видение рубина предложить.
Энергию огня в себя вобрал,
Кровавый яхонт, знаменитый лал.
Он будит страсть и силу для победы,
Но в злых руках приносит только беды.
С рубином перстень суженой одень-
Не набежит на чувства ваши тень.
А коль супруг у вас по вечерам хандрит,
Конечно же рубин его взбодрит.
Добрый день Евгений! Очень жаль , но геологов знакомых нет. Написала спонтанно, моя бабушка очень любила этот камень, и всегда носила его.
С Уважением Ирина.
А у меня были. Это оставило свои следы в: Росомаха съела макароны, Ведьмак, Лёгкий заработок и др.
А стихотворение просто замечательное, спасибо огромное.
С уважением.
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru