Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга (новая редакция с комментариями)
1. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
8 слитков золота стоимостью 18 млн рублей не довез до Иркутска житель Магадана
2. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
4. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Примечание. Перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи и статьи 255 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 191 УК РФ
1. Понятие предметов данного преступления дается в ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
2. О понятии ювелирных изделий см. Положение о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, утв. Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146, письмо Минфина России от 06.08.2003 N 23-02-04/752 «Об отнесении изделий к ювелирным». Из этих документов, в частности, следует, что ограненные драгоценные камни являются предметом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.
3. О понятии сделки и недействительной сделки см. комментарий к ст. 174. При разграничении сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями от других операций с этими предметами следует учитывать положения ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», где названо четыре вида операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
К первому виду относятся действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога. Таким образом, этот вид операций и является сделкой. Другие виды операций сделками не являются.
4. О понятии хранения и перевозки см. комментарий к ст. 171.1. Под пересылкой следует понимать действия лица, направленные на перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней, напр., в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем, когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя. Преступление в этой форме окончено с момента отправления письма, посылки, багажа и т.п. независимо от получения их адресатом.
5. При определении незаконности (нарушения правил, установленных законодательством РФ) совершения сделки, а также незаконности хранения, перевозки или пересылки следует исходить из того, что всякие действия с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями должны соответствовать установленному для них законодателем порядку.
Например, согласно п. 3 и 4 ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, могут быть выделены в пользование только на основании выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, а собственниками добытых из недр драгоценных металлов и драгоценных камней становятся субъекты добычи этих ценностей (с рядом исключений), только если ценности получены ими при добыче правомерно, собственником же незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.
Исходя из этого требования лицо, незаконно добывшее драгоценные металлы или драгоценные камни и не ставшее потому их собственником, не может, следовательно, совершать действия, направленные на установление, изменение или прекращение прав, связанных с этими ценностями, а значит, продав их, подарив, отдав в качестве оплаты долга и проч., данное лицо совершит с указанными ценностями сделку, не соответствующую правилам, установленным законодательством.
6. Совершенные между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделки купли-продажи, дарения и т.д., если предметом такой сделки являются золото, серебро в слитках или изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и иным бытовым изделиям, образуют состав данного преступления, поскольку указанные лица не входят в число субъектов, которым разрешено такие сделки совершать.
7. Размер определяется исходя из рыночной стоимости драгоценных металлов и камней, ставших предметом преступления.
8. Субъект преступления — общий — физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ).
9. Субъективная сторона — прямой умысел.
10. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35.
11. Незаконная добыча драгоценных камней и драгоценных металлов не является ни хищением, ни незаконной сделкой с этими ценностями. Однако после того как указанные ценности незаконно добыты и перешли в результате этого в собственность РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), они могут стать предметом хищения.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 191 УК РФ
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2019 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2017 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2020 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
Источник: ukodrf.ru
Уголовный кодекс ( ст 191 УК РФ 2022 )
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Источник: www.assessor.ru
Незаконный оборот драгоценных металлов, камней и жемчуга
Любые злодеяния, направленные на незаконный сбыт, экспорт или импорт, независимо от товарной принадлежности объектов преступного интереса, опасны тем, что создают условия, которые могут повлиять на стабильность внутреннего рынка и благополучие страны в целом. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен вопрос о том, какая предусмотрена ответственность за незаконный сбыт/оборот драгоценных материалов, о том, в чём заключаются особенности этого деяния и какое за него полагается наказание.
Наказание за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
Общие понятия
Начать стоит с того, что в силу своей рыночной стоимости драгоценные материалы (камни, металлы и т. п.) представляют огромный интерес для преступного мира, так как даже незначительный объём подобных материалов может существенно обогатить злоумышленников. В связи с этим на территории Российской Федерации действует целый ряд правил и условий по добыче и вводу в оборот вышеназванных предметов. Понятия, которые будут приведены ниже, носят достаточно обобщённый характер, поэтому следует разобрать подробнее, в чём заключаются особенности материалов по рассматриваемой теме. Для этого необходимо обратиться к положениям ФЗ № 41 от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и камнях», которые указывают что:
- драгоценные металлы – это золото, серебро и металлы платиновой группы, находящиеся в любом состоянии (самородное, аффинированное (очищенное), сырьевое);
- драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
Ключевой момент в определении заключается в том, что происхождения камня должно быть только природного характера, и что искусственно созданные материалы, даже имеющие соответствующие характерные черты природных камней, к разряду драгоценных не относятся. Соответственно, право на добычу и реализацию драгметаллов и камней предоставляется на определённых условиях, с помощью выдачи специальной лицензии и включения в реестр. Свод правил и условий насчитывает множество пунктов, которые разобрать в контексте отдельно взятой статьи достаточно сложно и нецелесообразно.
Почему государство контролирует незаконный оборот золота?
В каждом государстве, в том числе и Российской Федерации, предусмотрено 2 вида безопасности, которые являются приоритетными. Речь идет о государственной и экономической безопасности, хотя в последнее время много внимания уделяется и другим аспектам. В частности, все большую значимость приобретает экологическая и информационная безопасность. Однако именно экономическому фактору выделяется наибольшее количество мер, которые направлены на обеспечение четкой работоспособности. Благодаря качественной работе экономики страны обеспечивается стабильная основа для других государственных структур и институтов.
Большую роль играют поступления в государственную казну. Они состоят в основном из налогов, взносов, таможенных пошлин и прибыли, которую дают государственные промышленные и иные предприятия. При этом очень важно, чтобы часть от товарообмена в стране попадала в госказну. От этого часто зависит благополучие экономики.
Немалый процент выходит от покупки и продажи золота. Тут не играет роли, в каком именно виде находится этот драгоценный металл. Он может быть в виде украшений либо слитков. Главное, чтобы все процедуры по обороту драгоценностей были проведены легально. От этого государственная казна существенно наполняется.
Стоит заметить, что в УК РФ указываются наказания за незаконный оборот и хранение не только золота, но и других драгоценных металлов, а также камней. В этот список входит и жемчуг, хотя многих интересует почему, ведь он не имеет отношения ни к одним, ни к другим веществам.
Стоит сказать и о том, что ценность того или иного металла либо камня зачастую не связана с его количеством и запасами на планете. Более того, не всегда играет роль и природная ценность. Например, ученым известно о том, что запасы золота на планете Земля просто огромны. Тем не менее этот металл очень высоко ценится и за него готовы отдавать огромные деньги. Это касается и многих камней, в том числе и изумрудов.
Оказывается, что драгоценные камни и некоторые металлы являются твердой международной валютой. В наше время мало что может составить им достойную конкуренцию. Но ранее таким же статусом пользовались меховые изделия и древесина. Сейчас одной из международных валют называют нефть. Сюда же можно причислить газ.
Учитывая то, насколько золото важно для государства, его оборот и отчисление при покупке и продаже обязательно контролируются. Считается, что в том случае, если ослабить уголовное наказание за незаконный оборот металла, это может негативно сказаться на стабильности мирового рынка. В частности, ослабление контроля за движением золота может привести к резким скачкам его стоимости. Это отражается на курсе валюты и на качестве жизни граждан.
Статья и ответственность
Рассматриваемое деяние может квалифицироваться в соответствии с Уголовным и Административным кодексами.
Уголовный кодекс
В рамках Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность устанавливается с учётом положений статьи 191 («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»), которая с учётом последних редакций выглядит следующим образом:
- Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершённые в крупном размере, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового.
- Те же деяния, совершённые организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового.
Как видно из положений части 1, по сути, любые действия, нарушающие установленные требования и правила, попадают под диспозицию статьи 191 УК РФ. Крупным размером, в соответствии со ссылкой законодателя, признаётся сумма в размере 2250000 рублей.
Например: Гражданин «А» занимался скупкой старой и не работающей бытовой техники, в особенности интерес он проявлял к телевизионным и компьютерным платам. Как оказалось, данный интерес был обусловлен тем, что практически каждая плата содержит в себе некоторое количество драгоценных металлов — серебра и золота, которые при использовании определённых химических соединений могут быть отделены от остального сырья и получены практически в чистом виде. Гражданин «А», понимая незаконность своих действий, переплавил все полученные вещества в небольшие слитки и продавал их в ювелирные мастерские, которые впоследствии перепродавали их своим клиентам.
Данные действия следует квалифицировать по части 1 статьи 191 УК РФ, если совершались они в крупном размере, в ином случае в действие вступает Административный кодекс. Итак, принимая во внимание всё вышеописанное, можно привести два показательных примера:
Пример 1. Гражданка «Б» в наследство от своей бабушки получила шкатулку с 10 огранёнными алмазами. Находясь в довольно трудном финансовом положении, «Б» решилась на продажу части камней, что должно было с лихвой покрыть все материальные проблемы в её жизни. Следуя рекомендации и оценке геммолога, гражданка «Б» продала камни на ювелирный завод и получила за это солидное вознаграждение.
Подобная ситуация не образует состава преступления, так как драгоценные камни уже прошли процедуру огранки и приняли товарный вид, что позволяет отнести их к ювелирному виду, а, как указано в части 1 статьи 191 УК РФ, такое состояние исключает наступление уголовной ответственности.
Пример 2. Гражданин «В», находясь в Сибири, недалеко от рудников по добыче драгоценных металлов, в командировке, отправился на рыбалку вместе со своими коллегами «Г» и «Д». В 30 км. от рудников трое рыбаков разбили лагерь.
Гражданин «В», намереваясь сделать себе лежанку под деревом, используя лопату, вырыл углубление, но случайно обнаружил небольшой свёрток, в котором находилось несколько десятков необработанных золотых слитков. Понимая, насколько высока ценность находки, гражданин «В» скрыл это от своих коллег. Вернувшись из командировки, «В» сразу же обратился в ближайший ломбард с целью перепродажи слитков. Оценщик, ранее уже привлекаемый к уголовной ответственности, обратился в полицию с заявлением на гражданина «В». Действия «В» были квалифицированы по части 1 статьи 191 УК РФ.
Административная ответственность
Рассматриваемая тема в рамках КоАП РФ связана со статьёй 19.14, положения которой выглядят следующим образом:
- на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъект преступления и правонарушения общий, это может быть как и физическое лицо, например, как в вышеописанных примерах, так и юридические лица. За совершение подобного правонарушения виновное лицо может быть подвергнуто административному штрафу в зависимости от наличия организационно-правовой формы, минимально – на 3000 рублей, максимально – до 50000 рублей.
Золотая валюта в слитках
Этот драгоценный металл высоко ценится по всему миру. Золото считается одной из главных мировых валют. В основном с этой целью оно используется в виде золотых монет и слитков. У каждого желающего есть возможность приобрести драгоценный металл. Но делать это нужно правильно.
Тем, кто хочет купить золотой слиток, следует обратиться в банк, заплатить определенную сумму, а после получить документы на покупку. Только в этом случае приобретение драгоценного металла будет считаться законным.
Стоит заметить, что за хранение золотых монет либо слитков, на которые у владельца есть определенные документы, ему ничего не будет, где бы металл ни находился. Некоторые считают, что держать золотые слитки можно только в банке. Но на самом деле у владельца есть право хранить свои драгоценности в любом месте: и в сейфе банка, и под подушкой, и в кармане. Главное помнить, что хранение золотых запасов без надлежащей защиты может быть опасным, так как злоумышленники вряд ли пройдут мимо возможности легкой наживы.
Более того, если встал вопрос относительно того, как хранить золото, то в банке будет значительно выгоднее. Все дело в том, что уже много лет на российском рынке этот металл используется как настоящая валюта. Таким образом, когда золото лежит под надежной охраной в банковском учреждении, на него начисляется процент, как и на денежные вклады. Таким образом это будет прекрасным способом для инвестирования.
Приобрести золото в слитках очень удобно. Драгоценный металл можно купить весом от 1 г до 12 кг. Главное после покупки — это получить все документы о совершении подобной сделки. Это важно, чтобы избежать претензий со стороны правоохранительных органов. При наличии соответствующих документов покупатель имеет право оставить золото в банковской ячейке либо забрать его домой.
Стоит заметить, что в финансовом учреждении можно арендовать ячейку для хранения своих запасов. Но еще у покупателя есть возможность воспользоваться обезличенным металлическим счетом, что будет значительно выгоднее и удобнее. При таких способах хранения человек получает гарантию того, что с его вкладом ничего не случится. Более того, подобные вложения гарантируют отсутствие налога на добавленную стоимость при необходимости проводить дальнейшие сделки с этим золотом. Кроме того, на слитках, которые хранятся в банке, можно получать до 5% годовых дополнительно.
Тем, кто планирует держать золото дома, стоит учитывать, что такое решение будет облагаться налогом. При этом считается, что домашнее хранение негативно сказывается на качестве металла, поэтому при его продаже в дальнейшем получить желаемую сумму может быть сложно. Все дело в том, что на слитках, которые часто держат в руках, будут появляться царапины и отпечатки. Это в значительной степени влияет на цену слитков.
По этой причине специалисты настоятельно рекомендуют держать дома только ювелирные изделия. Если же речь идет об очень дорогих украшениях, то их стоит тоже поместить в банковскую ячейку, чтобы уберечь себя и своих запасы от злоумышленников.
Источник: social-kansk.ru
Ст. 191 УК РФ с комментариями
Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга — размещена в Особенной части Восьмого раздела Двадцать второй Главы Уголовного Кодекса РФ. Небольшая статья состоящая из двух частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 191 УК РФ с нашими комментариями к ней.
Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
- Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере,
— наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового. - Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору,
— наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового.
Диспозиция статьи носит бланкетный характер и требует изучения специальных нормативных актов. Порядок совершения сделок, предметом которых являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни либо жемчуг, устанавливается Правительством РФ и, соответственно, регулируется целым рядом законов и подзаконных нормативных документов. Основополагающими из них являются: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 06.12.2011); Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 19.07.2011); Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 (ред. от 24.08.2004).
Непосредственный объект — установленный законодательством Российской Федерации оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Предмет преступления как совокупное понятие включает в себя:
- драгоценные металлы — золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии;
- природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде;
- жемчуг.
Не относятся к предмету преступления ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лом таких изделий.
Объективная сторона характеризуется деянием, совершаемым в различных формах и в крупном размере. Во-первых, это совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. Во-вторых, это незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга.
Хранение — любые незаконные действия, связанные с нахождением драгоценных металлов или камней во владении виновного.
Перевозка заключается в перемещении драгоценных металлов или драгоценных камней независимо от способа транспортировки.
Пересылкой признается перемещение драгоценных камней и драгоценных металлов в виде почтовых, багажных отправлений, когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъект преступления — общий: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, осуществляющее незаконные действия с указанными предметами.
Часть 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные организованной группой либо группой лиц по предварительному сговору.
Источник: xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
1. Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России. Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей определяется главным образом Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Незаконный вывоз из России и ввоз в нее культурных ценностей с нарушением установленного порядка перемещения таможенной границы преследуется законодательством об ответственности за контрабанду. В ст. 190 ответственность установлена только за невозвращение в Россию названных культурных ценностей, вывезенных на законном основании, если такое возвращение в установленный срок является обязательным.
2. В ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установлено, что вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей: а) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность и отнесенные в соответствии с законодательством к особо охраняемым объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; г) культурные ценности, созданные более ста лет назад. Очевидно, именно перечисленные культурные ценности следует рассматривать как предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.
Временный вывоз из России допускается только в отношении культурных ценностей, указанных в п. п. «б», «в», «г» приведенного выше перечня. Он осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок; осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях (ст. 27 Закона).
3. Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. При положительном решении выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. При временном вывозе в свидетельстве указывается цель и сроки вывоза культурных ценностей, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами России (Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 ).
СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938.
4. Преступление считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т.п.), и иные уважительные причины.
5. Преступление совершается умышленно. Виновный осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезены за пределы страны на определенный срок и подлежат возврату, срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.
6. Ответственным за преступление может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей, либо должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.
7. Если должностные лица и другие представители государственных и негосударственных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и им подобных организаций, уполномоченные на временный вывоз культурных ценностей, а также уполномоченные физического лица — собственника вывезенных ценностей, находясь за рубежом, противоправно и безвозмездно с корыстной целью обращают эти ценности в свою пользу или в пользу третьих лиц, они несут ответственность и за невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния (как таможенное преступление), и за хищение чужого имущества (хищение предметов, имеющих особую ценность).
Комментарии к статье:
1. Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России. Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей определяется главным образом Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Незаконный вывоз из России и ввоз в нее культурных ценностей с нарушением установленного порядка перемещения таможенной границы преследуется законодательством об ответственности за контрабанду. В ст. 190 ответственность установлена только за невозвращение в Россию названных культурных ценностей, вывезенных на законном основании, если такое возвращение в установленный срок является обязательным.
2. В ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установлено, что вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей: а) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность и отнесенные в соответствии с законодательством к особо охраняемым объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; г) культурные ценности, созданные более ста лет назад. Очевидно, именно перечисленные культурные ценности следует рассматривать как предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.
Временный вывоз из России допускается только в отношении культурных ценностей, указанных в п. п. «б», «в», «г» приведенного выше перечня. Он осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок; осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях (ст. 27 Закона).
3. Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. При положительном решении выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. При временном вывозе в свидетельстве указывается цель и сроки вывоза культурных ценностей, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами России (Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 ).
СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938.
4. Преступление считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т.п.), и иные уважительные причины.
5. Преступление совершается умышленно. Виновный осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезены за пределы страны на определенный срок и подлежат возврату, срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.
6. Ответственным за преступление может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей, либо должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.
7. Если должностные лица и другие представители государственных и негосударственных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и им подобных организаций, уполномоченные на временный вывоз культурных ценностей, а также уполномоченные физического лица — собственника вывезенных ценностей, находясь за рубежом, противоправно и безвозмездно с корыстной целью обращают эти ценности в свою пользу или в пользу третьих лиц, они несут ответственность и за невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния (как таможенное преступление), и за хищение чужого имущества (хищение предметов, имеющих особую ценность).
Источник: kodecs-rf.ru