Незримый хранитель могущему дан значение

Значение слова незримый

2.Сокрытый, неприметный.

Большой современный толковый словарь российского языка

незримый

м. устар. То же, что: Бог.

Новый толково-словообразовательный словарь российского языка Ефремовой

незримый

прил.
1) Труднодоступный зрению; невидимый.
2) Сокрытый, неприметный.

Новый толково-словообразовательный словарь российского языка Ефремовой

незримый

незр`имый

Словарь российского языка Лопатина

незримый

труднодоступный зрению; сокрытый, потаенный Незримые мстители. Н. очевидец. Незримые слезы (перен. : невидимое другим горе).

Словарь российского языка Ожегова

незримый

Незримый м. устар. То же, что: Бог.

Толковый словарь Ефремовой

незримый

незримый прил.
1) Труднодоступный зрению; невидимый.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Видеоурок по литературе 7 класс

2) Сокрытый, неприметный.

Толковый словарь Ефремовой

незримый

незримая, незримое; незрим, незрима, незримо (книжн. поэт.). Неприметный, невидимый. Озирать всю огромно несущуюся жизнь. через видный миру хохот и незримые, неизвестные ему слезы. Гоголь. Незримый хранитель способному дан. Пушкин. – Загадочный, непостижимый, сокрытый. Незримый мир.

Толковый словарь российского языка Ушакова

незримый

труднодоступный зрению; невидимый сокрытый, неприметный

Викисловарь

ПРИТЧИ: «как устроен мир незримый » 16100 O НЕЗРИМОМ 16101 ИСКРЕННЕЕ РАСКАЯНИЕ 16102 МОИСЕЙ и ПАСТУХ 16503 МУХАММЕД И ОРЁЛ 16804 ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВЛЮБЛЁННЫХ 17105 ШИРМА ПРИТЧИ 17116.

Сзади нее летели, мерцали пары, и Надежда невольно усмехнулась, подумав, что это разноцветье нарядов значительно припоминает овощной суп, который помешивает незримой ложкой незримый повар.

И она, естественно, будет права, но… Вот это и будет тот единственный случай, когда я вновь усядусь на собственный незримый трон, надвину на лоб незримую корону и повелительно молвлю: «Молчи, дама!

Иллюзия света!Меж ними другие, другие планетки.Меж ними его и ее расставанья:Тот возлюбленный, что не приходил на свиданья.И он опять, незримый , идет меж ними.Ей бы только на данный момент не именовать его имя…Между ними другая – незримою тенью —Ее руки и губки, усмешки, сомненья,И предательства боль, и желанье не веровать.Меж столько всего – нереально измерить.Двое – он и она, меж – пропасть паденья.Двое – он и она.

В каждом отделе, в каждом подразделении произошел незримый раскол на апатическое, испуганное вялое большая часть, которое желало только об одном: «Быстрее бы все кончилось, а мы будем необходимы хоть какой власти!», и тех немногих, кто от всей души пробовал посодействовать собственной стране.

Шла беседа и, прислонившись к стенке, опершись на клинок, стоял некто светлый, незримый для рыцарей и пламенеющими глазами смотрел на беседовавших.

Песнь о Вещем Олеге. Александр Сергеевич Пушкин. Стихи. Ауди.

Может быть, их луч, уже незримый , опять шарит по книгохранилищу, впитывая заслуги людской мысли и что-то оставляя взамен.

Каким-то образом я умудрился принять сидящее положение и стиснул руками голову, которую кто-то незримый пробовал снести с моих плеч большой кувалдой.

Я находил слов что бы со всей верностью передать ей мою печаль, что бы они обладали той непереходящей силой появляясь в ее сердечко каждый раз как незримый кодекс нашей истории прерывая ее начинания причинить мне муку.

Нет — кругом гудел, щебетал и похрустывал, своими вздохами беспокоил застойную табачную муть незримый лес.

Источник

Значение слова «незримый»

НЕЗРИ́МЫЙ, —ая, —ое; —зри́м, -а, -о. Книжн. Труднодоступный зрению, невидимый. 447 И в тишине из-за ветвей Незрима арфа заиграла. Пушкин, Руслан и Людмила, Таня ушла в заднюю комнату —. Она волей-неволей сделалась незримой свидетельницей разговора между Красиковым и другим полковником. Казакевич, Весна на Одере. || Сокрытый, неприметный, не обнаруживающийся. И долго еще определено мне чудной властью — озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! Гоголь, Мертвые души. — Ведь речь идет о коммунистическом совершенствовании человека… Это битва незримая и очень тяжелая. Мучительная, но в то же время несущая счастье. Жестев, Земли жива душа.

Источник (печатная версия): Словарь российского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследовательских работ; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электрическая версия): Базовая электрическая библиотека

НЕЗРИ’МЫЙ, ая, ое; -ри́м, а, о (книжн. поэт.). Неприметный, невидимый. Озирать всю огромно несущуюся жизнь. через видный миру хохот и незримые, неизвестные ему слезы. Ггль. Незримый хранитель способному дан. Пшкн. || Загадочный, непостижимый, сокрытый. Н. мир.

Читайте также:
Что такое витражная эмаль

Источник: «Толковый словарь российского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электрическая версия): Базовая электрическая библиотека

незри́мый

Делаем Карту слов лучше вкупе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программка, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше осознавать мир чувств.

Вопрос: презренный — это что-то нейтральное, положительное либо отрицательное?

Синонимы к слову «незримый&raquo

Предложения со словом «незримый&raquo

  • Хоть какой человек, оказавшийся ночкой в лесу, обязательно ощущает на для себя пристальный взор чьих-то глаз и чувствует чьё-то незримое присутствие.

Цитаты из российской классики со словом «незримый»

  • В Рф, в душе народной есть какое-то нескончаемое искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома.

Сочетаемость слова «незримый&raquo

Что (кто) бывает «незримым»

Понятия, связанные со словом «незримый»

Свет Невечерний. Созерцания и умозрения — философская работа российского мыслителя Сергея Булгакова, размещенная в первый раз в 1917 году. Произведение состоит из трёх разделов: Божественное Ничто, Мир и Человек.

Нескончаемая женственность, вечно женственное (нем. Ewig-Weibliche) — образ, использованный И. В. Гёте в оканчивающих строках 2-ой части «Фауста», обозначающий «трансцендентную силу, любовно поднимающую человека в область нескончаемой творческой жизни». После Гёте образ употреблялся также и другими философами, поэтами и писателями, став универсальным эмблемой высшего начала женственности. Сначала XX века мысль нескончаемой женственности была очень распространённой в умственной среде Серебряного века, соединившись.

«Очарованная душа» — роман-драма Ромен Роллана, написан в (1922—1923). Отражает путь идеологических исканий создателя после Первой мировой войны и обрисовывает социальную тему.

Денек Бытия (Денек Бытия. Исповедь жизни перед жизнью) (фр. La Journee de l’Existence) — сочинение И. А. Вышнеградского для чтеца, хора и симфонического оркестра.

Тень (символика в искусстве) — тень обратна свету. В искусстве, также в философии тень связана с нехорошим началом, противоположностью положительного и солнечного, также с понятием «второго я».

Источник

Незримый хранитель способному дан значение

Людмила Владимировна Зубова

Языки современной поэзии

Это отлично не поэтому,

Что это стих и ошибок нет,

Это отлично поэтому,

Что это произнес поэт.

Содержание этой книжки основано на 3-х убеждениях.

Во-1-х, поэты — самые внимательные к языку люди. И проф филологам есть чему у их поучиться.

Во-2-х, хоть какое поэтическое сообщение — это сообщение о словах. О чем бы ни гласили поэты (о для себя, о людях, о Боге, о любви, погибели, природе, политике, облаках, цветах либо мусоре), они всегда молвят и о языке. Поэты, независимо от их собственных целей, изучат характеристики языка в его динамике, почти во всем опережая языковедов.

В-3-х, исследование языка поэтов может сказать еще больше о содержании текстов, о картине мира поэтов, миропонимании эры, чем исследования, не выходящие за рамки направленного на определенную тематику литературоведения.

Языковед Эжен Косериу растолковал причину конфигураций в языке просто и мудро:

…вопрос «почему меняются языки» абсурден, потому что эквивалентен вопросу, почему обновляются потребности выражения и почему люди задумываются и ощущают не только лишь то, что уже было обмыслено и прочувствовано «состояние языка» в синхронной проекции — это не язык, а поперечный срез языка, продолжающегося развиваться. Можно привести последующую аналогию: некто, сфотографировав передвигающийся поезд, задается вопросом, почему поезд продолжает двигаться, а не остается недвижным, как на фото, либо, еще ужаснее, смешивает поезд с фото.

А вот слова поэта и критика Миши Айзенберга — о том же:

…любой «готовый» язык — это язык вчерашний: не просто диктат, но к тому же носитель прошлого дидактизма. То, что было когда-то определенным опытом, отвердело до состояния категорий и по существу воинственно новенькому чувству и новенькому мышлению, готово при любом комфортном случае предать их ради установленного порядка.

Поэзия 2-ой половины XX — начала XXI века увлекательна разнообразием авторских особенностей, соединением чувственной напряженности текстов с их аналитичностью — и в пространстве поэзии вообщем, и в границах личных поэтик.

При всем этом одним из главных параметров современной поэзии, общим для многих создателей, является филологизм текстов.

Сближение поэзии с филологией — магистральная линия развития поэзии в XX веке. Естественно, ни один человек не может быть поэтом, если он не ощущает слова, но в наше время язык со всеми его качествами и способностями всё больше и больше становится не столько средством выражения, сколько объектом внимания.

Общее свойство различных поэтических систем, о которых говорится в этой книжке, — сосредоточенность поэтов в рефлексии над словом, грамматической формой, строением фразы, логикой формирования значения, поведением слова в изменяющемся мире.

Читайте также:
Что надо носить чтоб не сглазили

Поэтика каждого из создателей, представленных в книжке, еще разнообразнее, чем это тут показано. Выбор текстов определялся задачей разглядеть более соответствующие для каждого из поэтов особенности языка, нашедшие художественное воплощение в трансформированном употреблении языковых единиц.

Все нюансы «литературного поведения» поэтов преднамеренно игнорируются: в книжке рассматриваются только словесные контексты произведений.

Выбор имен безизбежно субъективен, он никак не связан с ценностной иерархией поэтов ни в литературном мире, ни в сознании создателя книжки. За пределами помещенных тут глав остались многие поэты, о которых хотелось бы написать в дальнейшем.

Так как книжка адресована и филологам, и поэтам, и всем, кто интересуется поэзией, находясь вне филологической либо литературной среды, оказалось нужным пояснять некие определения и теоретические положения, одна часть которых отлично известна только филологам, а другая — только людям из литературной среды.

Идеи и наблюдения, которые представлены в книжке, сформировались в процессе чтения спецкурса «Язык современной поэзии» на филологическом факультете Санкт-Петербургского института (1999–2009), некие куски этой книжки соотносятся с размещенными статьями, но во всех случаях статьи, перевоплощенные в главы, содержат значимые конфигурации и дополнения.

При цитировании поэтических текстов сохраняется орфография и пунктуация источников, в случае разночтений стихи цитируются по последнему изданию. Выделение фрагментов текста полужирным шрифтом — мое, кроме особо обсужденных случаев.

Благодарю за обсуждение различных частей книжки, за дополнения и поправки Светлану Бодрунову, Владимира Гаспарова, Илью Кукулина, Ольгу Кушлину, Александра Левина, Вячеслава Лейкина, Марка Липовецкого, Игоря Лощилова, Екатерину Озерову, Владимира Строчкова, Евгению Суслову, Дарью Суховей, Алексея Тискина, Надежду Темных, Римму Щипину, также всех слушателей спецкурса и докладов на конференциях.

Лев Лосев: филологическая оптика

Кабы не скрипки, кабы не всхлип

мы бы совершенно оскотинились, мы б

Лев Лосев[1] известен не только лишь как поэт, да и как проф филолог, создатель работ о Б. Пастернаке, Н. Олейникове, Е. Шварце, С. Маршаке, А. Гайдаре, М. Булгакове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Бродском, С. Довлатове, А. Солженицыне, создатель диссертации «Эзопов язык в современной российской литературе», переводчик, составитель и редактор нескольких сборников статей о Бродском, создатель книжки «Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии» (Лосев, 2006).

Лосев принимает мир через увеличительное стекло филологии, которое позволяет следить, как через микроскоп, подробности жизни и, как через телескоп, рассматривать очень отдаленные объекты.

Стихи Лосева создают сильное воспоминание роскошным мастерством словесной игры, в которую вовлекаются звуки, буковкы, бессчетные образы и знаки культуры, различные стили речи. Игровая стилистика текстов становится у Лосева методом содержательного выражения:

Лосев пишет «на диковинном» реликтовом наречии русского общественного отщепенства, когда в общении уживаются ученость с казармой, метафизические раздумья со злостью денька, глобальная скорбь с каламбуром, и акустика беседы насыщена литературными ассоциациями.

Его поэтический ареал будто бы покрывает всю наличную, готовую поэзию, но при всем этом создатель находит там места, совсем необитаемые Лосев показывает незаурядное авторское смирение, кропотливо маскируется и выдает себя за поэта «после поэзии», шагающего вослед поэту-герою по-клоунски мешковато, искусно неуверенно. Так — заблаговременно заявляя о собственной непритязательности, дополнительности — стихи копят энергию преображения и прорыва.

Случай Лосева — один из редчайших успешных примеров в поэзии преодоления флегмантичной эстетской относительности и «оживления» оптимального постмодернизма, привнесения лирического начала в стиль, который, казалось бы, отвергает всякую лиричность как таковую.

В стихах Лосева утверждается достоинство человека и культуры, повсевременно испытываемое острым словцом и пристальным взором:

Источник

Урок по теме «Старославянизмы в российском языке» в школе

В данной курсовой работе будут приведены упражнения для учащихся шестого класса по теме «Старославянизмы в российском языке» на примере поэтически отработанного летописного рассказа А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере старославянизмов, употребленных в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Задачки урока: 1. Познакомить учащихся с фонетическими старославянизмами; 2. Познакомить учащихся со словообразовательными старославянизмами; 3. Познакомить учащихся с лексическими старославянизмами; 4. Обучить отыскивать старославянские слова в тексе; 5. Отработать правописание слов, включающих устаревшие элементы.

Оборудования: текст произведения А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», толковый словарь, доска, тетради.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

Как сейчас сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам;

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он клинкам и пожарам;

С дружиной собственной, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном жеребце.

Из тёмного леса, навстречу ему,

Идёт вдохновенный кудесник,

Преданный Перуну старик одному,

Заветов будущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

Читайте также:
Как молиться перед иконой матроны

И к мудрейшему старцу подъехал Олег.

“Скажи мне, кудесник, любимчик богов,

Что реализуется в жизни со мною?

И скоро ль, на удовлетворенность соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не страшись меня:

В заслугу хоть какого возьмёшь ты коня”.

“Волхвы не страшатся могучих властелин,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Будущие годы таятся во темноте;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же сейчас ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на воротах Цареграда;

И волны и суша покорливы для тебя;

Завидует недруг настолько чудной судьбе.

И голубого моря обманчивый вал

В часы роковой непогодицы,

И пращ, и стрела, и коварный кинжал

Щадят фаворита годы.

Под суровой бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель способному дан.

Твой жеребец не опасается небезопасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами противников,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты погибель от жеребца своего”.

Олег усмехнулся — но чело

И взгляд омрачилися думой.

В молчанье, рукою опершись на седло,

С жеребца он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукою

И гладит и треплет по шейке крутой.

“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Сейчас отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите жеребца,

Покройте попоной, лохматым ковром,

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите”.

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого жеребца подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При гуле весёлом стакана.

И кудряшки их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана.

Они поминают прошлые деньки

И битвы, где вкупе рубились они.

“А где мой товарищ? — промолвил Олег.-

Скажите, где жеребец мой ретивый?

Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?”

И внемлет ответу: на холмике крутом

Издавна уж почил беспробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И задумывается: “Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, сумасшедший старик!

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой жеребец и доселе носил бы меня”.

И желает узреть он кости жеребца.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старенькые гости,

И лицезреют — на холмике, у брега Днепра,

Лежат великодушные кости;

Их моют дождики, засыпает их пыль,

И ветер тревожит над ними ковыль.

Князь тихо на череп жеребца наступил

И молвил: “Спи, друг одинокий!

Твой старенькый владелец тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой останки напоишь!

Итак вот где таилась смерть моя!

Мне смертию кость грозила!”

Из мёртвой главы гробовая змея

Шипя меж тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног опуталась,

И вскрикнул в один момент ужаленный князь.

Ковши радиальные, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холмике посиживают;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают прошлые деньки

И битвы, где совместно рубились они.

Задания к тексту:

Задания по фонетическим старославянизмам.

  • 1) Перечислите, какие фонетические старославянизмы употреблены в данном тексте? (позлащенное, главою, в цареградской, противников, на воротах, хранитель, останки, жребий, время, презреть, у брега, способному).
  • 2) Какие признаки свидетельствуют о том, что перечисленные слова являются старославянизмами? (1. Неполногласные сочетания ла, ра на месте российских полногласных оло, оро. К примеру, позлащенное, главою, противников, на воротах, хранитель, останки. 2. Неполногласным сочетаниям ле, ре на месте российских полногласных еле, ере. К примеру, жребий, время, презреть, у брега. 3. Наличие старославянского щ на месте российского ч. К примеру, способному, позлащенному).
  • 3) Какие российские синонимы можно подобрать к данным словам? ( Позлащенное — позолоченное, главою — головою, противников — ворогов, на воротах — на воротах, хранитель — хоронить, останки — порох; жребий — жеребий, время — веремя, презреть — перезреть, у брега — у берега; способному — могучему, позлащенному — позолоченному).
  • 4) Поглядите на получившиеся пары слов. В каких примерах старославянизм вытеснил российских аналог? (Противников — ворогов. Общеупотребительным является слово «враг»; жребий — жеребий. Общеупотребительным является слово «жребий»; время — веремя. Общеупотребительным является слово «время»).
  • 5)В каких парах оба слова являются общеупотребительными, но различаются по лексическому значению? Объясните значение каждого слова. (Хранитель — «хранящий, сохраняющий что-либо», хоронить — «погребать»; останки — «пыль, останки», порох — «зернистый состав для стрельбы»; презреть — «презирать, третировать кем-либо», перезреть — «перейти через пору зрелости»).
  • 6) Употреблены ли в тексте А.С. Пушкина российские варианты старославянизмов? (Здоров, головою, холод, могучий).
  • 7) Найдите в тексте примеры потребления синонимичных пар (старославянизм — российский аналог). («Незримый хранитель способному дан» — «Могучий Олег головою поник» — «Волхвы не страшатся могучих владык»; «Из мертвой главы гробовая змия» — «Над славной главою кургана. » — «Могучий Олег головою поник»).
  • 8) Какую роль играют старославянизмы в данном тесте? (Старославянизмы свидетельствуют о высочайшем стиле произведения, присваивают содержанию торжественность и возвышенность. В данном тексте они помогают погрузиться в атмосферу старины, услышать речь времен Киевской Руси, представить быт и характеры тех пор).
  • 9) Отработка правописания слов с неполногласием. Воткните пропущенные буковкы, проверяя себя выборкой старославянских синонимов.
Читайте также:
Как поменять батарейку в часах casio

Задания по словообразовательным старославянизмам.

  • 1) Какие старославянизмы именуются словообразовательными? (Старославянизмы, имеющие приставки либо суффиксы старославянского происхождения).
  • 2) Какие словообразовательные приметы старославянизмов вы понимаете? (1. Приставки, имеющие российские эквиваленты, к примеру: из- в согласовании с русским вы-, низ- в согласовании с русским с-; 2. Приставки воз- ( вос-), чрез- , пре-. 3. Старославянские суффиксы -ствиj, -знь, чиj, -тель, -арь, -ств, -анин. 4. Суффиксы потрясающей степени имен прилагательных -ейший, -айший.
  • 3) Разберите по составу последующие слова.

хранитель — корень -хран-, суффикс -и-, суффикс -тель, нулевое окончание.

презреть — приставка пре-, корень -зр-, суффикс -е, суффикс -ть

будущего — корень гряд-, суффикс -ущ, окончание -его

жизни — корень жи-, суффикс -знь, окончание -и.

  • 4) Какие словообразовательные приметы свидетельствуют о том, что перед вами старославянизмы? (Хранитель — суффикс -тель; презреть — приставка пре-; будущего — суффикс -ущ; жизни — суффикс -знь).
  • 5) Найдите данные слова в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Выпишите их в контексте. (Незримый хранитель способному дан; Презреть бы твое предсказанье; Заветов будущего вестник; Что реализуется в жизни со мною?).
  • 6) Что соединяет воединыжды данные предложения? Каким стилем они написаны? (Все предложения написаны высочайшим праздничным стилем).
  • 7) При помощи чего достигается торжественность? (При помощи словообразовательных старославянизмов).
  • 8) Отработка правописания слов, включающих словообразовательные приметы старославянизмов. Воткните пропущенные буковкы.

Ниспадать, воспрещать, кормчий, житель, хранитель, шествие, египтянин, черезвычайный (чрезвычайный).

Задания по лексическим старославянизмам.

  • 1) Какие старославянизмы именуют лексическими? (Слова, взятые из старославянского языка и обозначающие религиозные понятия).
  • 2) О чем свидетельствует наличие в словах таких корней, как благо-, бого-, зло-, добро-, суе-, мало-? (Наличие этих корней свидетельствует о том, что слово заимствованно из старославянского языка).
  • 3) Какие лексические старославянизмы приведены в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»? (Великодушные, вдохновенный, волхвы, воитель, внемлет).
  • 4) Разберите по составу слово «благородные» (благ — корень, о — соединительная гласная, род — корень, -н — суффикс, -ые — окончание).
  • 5) Какая морфема свидетельствует о том, что слово заимствованно из старославянского языка? (Корень — благ).
  • 6) Объясните значение последующих слов: вдохновение, волхв, внимать. (Вдохновение — высшее духовное состояние и настроение; волхв — мудрец, звездочет, колдун; внимать — слушать, прислушиваться, использовать наставления к делу).
  • 7) Что свидетельствует о том, что приведенные выше слова являются старославянизмами? (Слова обозначают религиозные понятия).
  • 8) Отработка правописания слов, включающих старославянские корешки. Воткните пропущенные буковкы.

Богослов, богослужебный, благоразумие, благодаровать, благородный, добродетель, добродушие, злосчастный, суеверие, малодушие.

Таким макаром, в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» представлено 20 старославянизмов. Из их 12 фонетических, 4 словообразовательных, 5 лексических (слово «хранитель» соединяет внутри себя как фонетические, так и словообразовательные приметы).

В качестве домашнего задания можно предложить проанализировать хоть какое стихотворение А.С. Пушкина исходя из убеждений наличия в нем старославянизмов на всех уровнях языка.

Источник

Значение слова незримый

незримая, незримое; незрим, незрима, незримо (книжн. поэт.). Неприметный, невидимый. Озирать всю огромно несущуюся жизнь. через видный миру хохот и незримые, неизвестные ему слезы. Гоголь. Незримый хранитель способному дан. Пушкин. ? Загадочный, непостижимый, сокрытый. Незримый мир.

Толковый словарь российского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-ая, -ое; -им. Труднодоступный зрению; сокрытый, потаенный. Незримые мстители. Н. очевидец. Незримые слезы (перен.: невидимое другим горе).

сущ. незримость, -и, ж.

Новый толково-словообразовательный словарь российского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. устар. То же, что: Бог.

Труднодоступный зрению; невидимый.

Примеры потребления слова незримый в литературе.

Вот такие невежи и виноваты в том, что альвы ушли в собственный незримый мир к вящему вреду для нас, оставшихся тут.

Читайте также:
Как определить пробу серебра на цепочке

И Ари опять помыслил о том незримом слушателе, который смотрит за его переговорами.

Величавым Хаканом, Покорителем Окоема, и всю жизнь будет носить на шейке моих крылатых жеребцов как символ фортуны, и передаст отпрыску собственному, а тот собственному отпрыску, а того будут преследовать пришлые смуглые люди и вынудят выдать им дочь и гривну в приданое дать, и их каан наденет на свою заросшую толстую шейку идол с жеребцами, и всю жизнь победы и фортуны будут ему сопутствовать, и передаст подкову идола отпрыску, а отпрыск передаст собственному отпрыску, и когда тот будет дохнуть, не оставив потомства, его похоронят вкупе с жеребцом, супругами, орудием и украшениями, и засыпят землей, и воздвигнут высочайший курган, остро-покатый, с плосколицей каменной бабой, Хранительницей Судьбы, на верхушке, где будет вставят через год, по обычаю протцов, кривой меч-джигурда, и многие, многие, многие годы мои золотые крылатые жеребцы будут покоиться в том безымянном кургане, пока вновь не увидят в один прекрасный момент ясное солнышко-ярило, и их не возьмут трепетно в руки, и не очистят от праха, и не наденут заботливо на шейку, и не полетят с ними, крылышкуя золотописьмом вышитых парчов

К этим запахам примешивалось дыхание заречных покосов, тяжелый запах калины, а время от времени вдруг в безветрии, поборов все другое, обнажалась теплая горечь перегретых осин, долетавшая в луга из далекого и незримого леса.

В обоих случаях исследовательский поиск просачивается в сферу незримого, но приводит к полностью видимым результатам: скажем, к возникновению новых средств борьбы с бактериями — возбудителями заболеваний либо к изобретению беспроволочного телеграфа, способного окутать информационной сетью весь земной шар.

Совместно с летчиком в бою незримо участвовали мотористы и повара, медсестры и водители бензовозов, официантки и финансисты, спецы службы горюче-смазочных материалов и боепитания, многие бойцы, сержанты и офицеры, которых летчик мог и не знать в лицо.

Пальцы-мотыльки порхают, плетут незримые нити, читают по Бройлю заглавия на корешках, а ноздри настороженно изучат воздух.

Мы — время, чье незримое теченье Уносит львов и горные хребты, Оплаканную нежность, пепел счастья, Упорную пожизненную надежду, Обширные названья павших царств, Гекзаметры латиняна и грека, Потемки моря и триумф зари, Сон, предвкушение будущей погибели, Доспехи, памятники и полки, Сокола и решку Янусова лика, Спряденные фигурами из кости Меандры на расчерченной доске, Кисть Макбета, способную и море Наполнить кровью, потаенные труды Часов, бегущих в полуночном мраке, Недремлющее зеркало, в другое Глядящее без сторонних глаз, Гравюры и готические буковкы, Брусочек серы в платяном шкафу, Томные колокола бессонниц, Рассветы, сумерки, закаты, эхо, Ил и песок, лишайники и сны.

Мерлин придавил незримый рот к незримому уху Варта и зашептал: — Ложись ничком на пол.

И, смяв подушку под головой, сцепив зубы, утопнуть лицом в пуховом взголовье, чтоб начала вновь кружить и продолжаться дорога, чтоб скакал и скакал призрачный жеребец и легкая девичья тень снова подходилда напористо и незримо к возглавию княжеской постели.

Государь Викентий У018, я — от комитета Бдительных равнины Нескончаемого Отдыха, которую заедает еле видимый, либо вообщем незримый, но зато очень свирепый дух.

И опять тень покойного Семечки, погинувшего на той Воже, незримо вступает в терем.

Расчудесным избавлением, прокладывающим для себя дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сути того нелегкого, но загадочного места в просветах пещер которого, занавешивающих себя сосульками и наростами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые едва склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том исступленном нестерпимом упорстве, уносящемся от самого себя, упускающего самого себя через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такового их внутреннего с

Не простер с тоскою и вопрошанием незримые руце своя к для тебя, любимой супруге собственной?

Как и ветер, тугонатуго спеленутый, воющий и ярящийся в тонкой, незримой трубе, люто рвущийся наружу, — Гай ткал нескончаемую живую нить, которую Сандра и Салли завивали в небе необычным узором.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: nezrimyiy
Задом наперед читается как: йымирзен
Незримый состоит из 8 букв

Источник
Рейтинг
Загрузка ...