Это упражнение будет посвящено анализу взаимоотношений между Обломовым и Ольгой Ильинской. Мы прочитаем несколько фрагментов текста, раскроем причины их драматической разлуки.
1. В русской литературе есть немало произведений, центром которых является любовная история двух людей. Вспомните названия и авторов произведений, к которым относятся эти персонажи.
Чацкий Гринев Борис Печорин Онегин Вакула | Маша Миронова Катерина Софья Оксана Татьяна Ларина Княжна Мери |
Почему тема любви занимает такое важное место во многих известных произведениях русской классики?
2. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава V, часть II)
«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом.
Михаил Булгаков Багровый остров Аудиокнига Онлайн Русская литература книга чтение школа Слушать
Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».
Какой перед нами предстает Ольга Ильинская? Выделите главные слова в этом портретном описании. Какое чувство к героине стремится вызвать автор у читателей? Какие художественные средства помогают И. Гончарову создать яркий, незабываемый образ?
3. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава VI, часть II), в котором рисуется образ идеальной женщины, созданной воображением героя.
«Обломову, среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и иногда — как любовница.
В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой».
Насколько соответствует Ольга этому идеалу? Обоснуйте свое мнение.
4. Прочитайте отрывок из главы XI (часть III).
«- Нет, — перебила она, подняв голову и стараясь взглянуть на него сквозь слезы. — Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю! Можешь ли научить меня, сказать, что это такое, чего мне недостает, дать это все, чтоб я. А нежность. где ее нет!
КОРАЛЛ: СЫН МОРЯ
Она опять закрыла лицо платком и старалась заглушить рыдания.
— Отчего погибло все? — вдруг, подняв голову, спросила она. — Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден. и. гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу.
— Есть, — сказал он чуть слышно.
Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.
— Обломовщина! — прошептал он, потом взял ее руку, хотел поцеловать, но не мог, только прижал крепко к губам, и горячие слезы закапали ей на пальцы. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошел».
Почему у этой короткой любовной истории такой драматический финал? Что мы узнаем о чувствах Ольги из этого отрывка? Что она ожидала от Обломова? В чем, по мнению Ильи Ильича, кроется причина его нравственной несостоятельности?
5. Давайте теперь попытаемся объяснить, почему нежное чувство между Ольгой Ильинской и Обломовым угасло. Прочитайте отрывок из главы VIII (часть II).
«Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке».
Как Ольга относится к Обломову? Подчеркните слова и выражение, которые говорят о том, что она нравственно ставит себя выше Обломова.
6. Прочитайте отрывок из диалога Ольги Ильинской и Обломова.
Отчего вы не веселы? — опросила она.
— Не знаю, Ольга Сергеевна. Да отчего мне веселиться? И как?
— Занимайтесь, будьте чаще с людьми.
— Заниматься! Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет ее.
— Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра.
Она слушала молча, с строгим взглядом, в сдвинутых бровях таилась суровость, в линии губ, как змей, ползала не то недоверчивость, не то пренебрежение.
— Зачем жил! — повторила она. — Разве может быть чье-нибудь существование ненужным?
— Может. Например, мое, — сказал он.
— Вы до сих пор не знаете, где цель вашей жизни? — спросила она остановясь. — Я не верю: вы клевещете на себя; иначе бы вы не стоили жизни.
О чем говорит Обломов девушке? Каких чувств он ждет от нее? Какое качество в характере Ольги Ильинской наиболее ярко проявляется в подчеркнутой фразе?
7. Прочитайте отрывок из письма Обломова (глава Х, часть II)
«Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки, в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия. Но шалости прошли; я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти; вы стали задумчивы, серьезны; отдали мне ваши досуги; у вас заговорили нервы; вы начали волноваться, и тогда, то есть теперь только, я испугался и почувствовал, что на меня падает обязанность остановиться и сказать, что это такое.
Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же — слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? «Люблю, люблю, люблю!» — сказали вы вчера. «Нет, нет, нет!» — твердо отвечаю я».
О чем Обломов предупреждает Ольгу? О какой свалившейся на него обязанности он говорит в письме? Почему он считает себя недостойным любви? Чего боится Обломов?
Любовная тема занимает важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы «Асю» Тургенева, «Грозу» Островского, «Евгения Онегина» Пушкина… И это не случайно: в любви проявляется нравственная сущность человека, его душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые прекрасные чувства, он становится более нежным, более чутким, более добрым.
2. Центральный вопрос.
«Кто виноват в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот вопрос задает себе каждый читатель. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе. Что же тогда разлучило их?
а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал идеал женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая очень похожа на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________». Но любовное чувство, будто сорванная ветка сирени, постепенно вянет.
В трагической развязке, как мне кажется, виноваты оба героя.
б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», мудрой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов переменится. В ее чувстве мало нежности, мало доброты.
Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую мать, а нашел строгую и требовательную воспитательницу.
в) Обломов тоже любит не реальную женщину, а свою мечту о ней. Когда он понимает, что их чувства зашли слишком далеко, что скоро на него ляжет тяжелая ответственность заботиться о другом человеке, о семье, о детях, он приходит в ужас. В своем письме он уверяет Ольгу, что не стоит ее любви. Конечно, легко и приятно мечтать о любви, лежа в кровати, и как трудно, преодолевая жизненные невзгоды, нежно заботится о реальном человеке.
Вывод. Мы видим, что оба героя не выдержали трудного испытания любовью. Они оказались не готовы жить ради любимого человека, с радостью дарить себя ему. И жизнь жестоко наказала этих героев. Слезы, едкий запах умирающей сирени, пустота – вот трагический итог этой короткой истории.
Вступление
Любовная тема (в-1; играет, занимает, выполняет, обозначает) важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы (назовите 3 – 4 примера) ____________ ___________ _____________. И это не случайно: в любви проявляется (в-1; своеобразие; дерзкий ум; нравственная сущность; тонкая воспитанность) человека, его ____________ душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые ____________ чувства, он становится более ____________, более ____________, более ____________.
Центральный вопрос
«Кто ____________ в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот ____________ задает себе каждый ____________. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе. Что же тогда ____________ их?
Обоснование
а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал ____________ женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая (в-1; совсем не похожа; очень похожа) на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________».
Но любовное чувство, будто (в-1; огонек свечи; сорванная ветка сирени; дым от затухшего костра; до поры выпавший снег), постепенно ____________. В (в-1; комической, драматической; фатальной; трагической) развязке, как мне кажется, ____________ ____________.
б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», строгой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов ____________. В ее чувстве мало нежности, мало ____________.
Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую ____________, а нашел строгую и требовательную ____________.
в) Обломов тоже любит не реальную женщину, а сво_ ____________ о ней. Когда он понимает, что их чувства зашли слишком далеко, что скоро на него ляжет ____________ ответственность ____________ о другом человеке, о семье, о ____________, он приходит в ____________. В своем письме он уверяет Ольгу, что ____________ ____________. Конечно, легко и приятно мечтать о ____________, лежа в кровати, и совсем непросто, преодолевая жизненные невзгоды, ____________ ____________ ____________ ____________.
Вывод
Ольга Ильинская сразу же завладела воображением , Обломова. В памяти он рисует портрет поразившей его девушки. Какие детали не входят в портрет Ольги?
A) . ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
B) . если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии.
C) . нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и . как будто надменность.
D) . не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.
Ответ:
Сборник: Литература
Параграф: 10. И.А. Гончаров
Источник: www.test-uz.ru
Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
В романе Гончарова “Обломов” читатель встречается с самыми разными героями, но особый интерес вызывают женские образы.
Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не общается с представительницами прекрасного пола, чтобы избежать лишних хлопот. В ранней молодости Обломов не чуждался общения с красавицами. Однако было это “еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется
почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце. ”.
Читателю нелегко представить себе Обломова в такой роли. На самом деле он также увлекался молодыми красавицами, как и большинство людей. Но Илья Ильич никогда не позволял себе отдаваться страсти со всей силой своей души.
Но как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.
Ольга — безусловно, личность совершенно незаурядная. Не случайно Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей. Гончаров дает очень точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают читателю понять особенность ее незаурядной натуры: “Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка”.
Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней.
Такая характеристика кажется странной для молодой девушки, представительницы высшею общества. Можно сделать вывод, что она не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными. Также можно предположить, что Ольга — человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной. Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.
Вот как описывает внешность Ольги Гончаров: “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом. ”.
Из описания внешности девушки можно сделать вывод, что она была достаточно хороша, чтобы обратить на себя внимание. Обломов начинает о ней думать все больше и больше. И мысли эти тревожат его сонную душу, в ней начинают появляться какие-то непонятные чувства.
Ольга постепенно занимает в душе Обломова все больше и больше места, вскоре после знакомства он уже не может обходиться без общения с ней. Обломову нравится, как поет Ольга. Также он находит ее очень хорошенькой, с восторгом смотрит на девушку, восхищаясь ее красотой.
Ольга чувствует себя с Обломовым очень свободно. Немного позже она узнает от Штольца все особенности характера Ильи Ильича. Штольц, можно сказать, “завещал” ей Обломова перед своим отъездом. Он обращается к Ольге с просьбой “расшевелить” Обломова, заставить его приобщиться к активной и деятельной жизни, которую ведут окружающие люди.
И Ольга очень активно берется за дело. Теперь ей хочется изменить Илью Ильича, сделать его совершенно другим человеком. Ольга стремится к тому, чтобы заставить Обломова читать книги и газеты. Ей хочется, чтобы Илья Ильич сбросил с себя сонную одурь и стал жить такой же бурной и активной жизнью, как большинство окружающих его людей.
Ольга предстает в романе неким Пигмалионом, который создает свою Галатею и вселяет жизнь в безмолвную статую. Она сама до конца не понимает, для чего ей так необходимо изменить Обломова. Она просто очень действенная натура, которая требует выхода своей энергии.
Ольга начинает восхищаться собой, видит себя совершенно особенным человеком: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу? Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше”.
Узнавая о таких мыслях героини романа, читатель понимает, что Ольга очень высокого о себе мнения. И пусть раньше у нее не было возможности проявить всю силу своего характера, теперь, в лице Обломова, она нашла достойный смысл своей жизни.
Ольга начинает саркастически усмехаться над Обломовым, вменяя ему в вину прожитые ранее годы. Она стремится показать Обломову бесцельность и бесполезность его существования. Потом Ольга переходит к другим мерам, более резким и суровым, чем сарказм. Теперь уже она становится настоящим деспотом, навязывает Обломову свою волю. Она настойчиво пытается пробудить в нем стремление найти цель жизни, желание выполнять определенные обязанности.
Ольга постоянно повторяет, что “жизнь — обязанность, долг, следовательно, любовь — тоже долг”. Такое мировоззрение характерно далеко не для всех. Ольга Ильинская — человек, без сомнения, уникальный. Называя любовь долгом, она тем самым отвергает возможность бесконтрольного, непостижимого, эфемерного чувства.
Ольга иногда задумывается над тем, какое именно чувство она испытывает к Обломову, можно ли назвать это чувство любовью. Но вместе с тем Ольга сознает, что так она не любила пока еще никого в своей жизни, даже близких и родных людей.
Обломов признается в любви Ольге. И это признание является для нее высшим доказательством правильности всех предпринятых действий. Она приходит в восторг не от самой любви человека, а от того, что эта любовь является результатом ее усилий. Ольге кажется, что теперь она добилась всего, чего хотела.
И осталась сущая безделица — заставить Обломова стать таким, как ей представится нужным. Но, увы, человек предполагает, а Бог располагает. Ольга была излишне самоуверенна, переоценивая свое влияние на Обломова и собственную силу. Да, в течение какого-то периода Обломов действительно начал меняться. Ему нравится сама Ольга, и он рад доставить ей радость.
Но на самом деле все изменения были лишь внешними. В душе Илья Ильич остался таким же, каким был раньше. Он идет на поводу у своей строгой “наставницы” в большей мере от того, что просто не обладает силой воли и характера, чтобы противиться ей. До поры до времени все идет гладко, а потом в душе Обломова постепенно нарастает сопротивление слишком активному напору женщины.
На следующее утро после своего признания в любви Илья Ильич Обломов начинает размышлять о содеянном. Его размышления вряд ли понравились бы Ольге, будь она в состоянии их услышать. Илья Ильич думает: “Она любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает ее, любуется, потом положит и забудет. Да, это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный для опыта, по случаю”.
Обломов начинает раздумывать о том, какое место на самом деле занимает он в душе Ольги. Не есть ли ее стремление к нему всего лишь очередной каприз вздорной барышни, стремящейся к чему-то новому? Его мучит мысль о том, что, влюбившись в другого, Ольга начнет стыдиться своей былой любви к Илье Ильичу.
Прав ли Обломов? Или он под действием своих опасений совсем не может понять девушку, пытается очернить ее поведение? На эту ситуацию можно смотреть двояко. С одной стороны, вся трактовка образа Ольги свидетельствует о том, что сомнения Обломова не были лишены оснований. Она на самом деле упивается своей ролью строгой, но справедливой наставницы, ведущей за собой заблудшего.
Но воспитание взрослого, уже сформировавшегося человека — вещь далеко не шуточная. И чтобы добиться успеха в этом нелегком деле, требуются не только сила воли и характера “наставника”, нужно еще и искреннее желание измениться со стороны того, на кого направлены все усилия. В ситуации с Обломовым Ольга, безусловно, обладает необходимыми для воздействия на другого качествами, у нее сильная воля и твердый, решительный характер. Но только сам Обломов не приемлет совершенно никакого насилия над собой, его устраивает он сам таким, каков он есть.
Такие мысли относительно образа Ольги Ильинской неизбежно возникают у читателя при знакомстве с произведением. Если рассматривать образ Ольги с такой точки зрения, то начинает казаться, будто она сама виновата в дальнейших поступках Обломова.
Если рассматривать сложившуюся ситуацию с другой стороны, напрашиваются несколько иные выводы. Можно предположить, что Ольга искренне любит Обломова, только пытается переделать его для соответствия со своим представлением об идеале.
Личность Обломова вызывает у Ольги желание помочь ему измениться. Но в своем рвении она переходит допустимые границы — начинает откровенно манипулировать Обломовым, лишая его необходимой для каждого человека свободы. И поэтому он в результате решает воспротивиться.
Если придерживаться такой точки зрения, то Ольгу нельзя судить за ее ошибочное поведение, она всего лишь выбрала неверную тактику.
Обломов пишет Ольге письмо, в котором высказывает все свои опасения. Он говорит, что ее любовь не может быть названа настоящим чувством. Ведь это — всего лишь выражение бессознательной потребности в любви. Обломов даже упрекает любимую женщину, говорит, что “за недостатком настоящей пищи, настоящего огня, горит фальшивым, негреющим светом” эта потребность в сильном чувстве. И Ольга якобы напрасно принимает свое стремление любить за искреннюю любовь.
В своем письме Обломов пишет, что больше они не увидятся. Но через некоторое время он раскаивается, просит прощения у Ильинской. Ольга начинает его упрекать в том, что тот сознательно “выдумал мучения”, “готовил их и наслаждался заранее”. Ольга и Илья Ильич помирились. Он даже начинает подумывать о женитьбе.
Но скоро возлюбленная начинает меняться. “Как ни ясен был ум Ольги, как ни сознательно она смотрела вокруг, у нее стали являться какие-то новые, болезненные симптомы”. Начинает меняться настроение, появляются слезы без причины, тревожность, беспокойство. Обломов не любит непонятных эмоций, поэтому он пугается странного поведения своей возлюбленной.
Обломов постоянно размышляет над своими мыслями, он боится, что отношения с Ильинской зайдут слишком далеко. Илье Ильичу даже начинает казаться, что его могут счесть соблазнителем или волокитой. А такие намерения на самом деле не свойственны Обломову.
Некоторое время Ольге действительно удавалось удерживать Обломова от своей природной апатии и лени. Но вскоре старые привычки берут над ним вверх. Ольга пытается его упрекнуть, говорит: “Я верю твоей любви и своей силе над тобой. Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью, доводишь до сомнений? А тебе еще далеко идти, ты должен стать выше меня.
Я видела счастливых людей и как они любят. У них все кипит, их покой не похож на твой. Они действуют”.
Ольга имеет собственное представление о счастье. Она радуется от самой мысли, что она и Обломов являются женихом и невестой. А Обломова этот факт тяготит, поэтому он всячески старается сделать отношения незаметными. Жизнь в том виде, который наиболее приятен Ольге, то есть светская жизнь, посещения театров, встречи с друзьями и знакомыми, не подходит для Обломова. Его пугает даже сама мысль, что возможная женитьба становится предметом разговоров окружающих.
Среди женских образов, представленных в романе, также можно отметить вдову Пшеницыну Агафью Матвеевну. Это простая женщина, оказавшая значительное влияние на жизнь Ильи Ильича. Агафья Матвеевна влюбляется в Обломова, переживает за него, старается обеспечить ему покой и комфорт. Пшеницына даже заставляет всех домашних ходить на цыпочках во время болезни постояльца.
Агафья Матвеевна восхищена Обломовым еще и потому, что тот совершенно не похож на ее покойного мужа: “Илья Ильич ходил не так, как ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын, мелкой деловой прытью, не пишет беспрестанно бумаг, не трясется от страха, что опоздает в должность, не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать, а глядит на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”.
Образ Агафьи Матвеевны свидетельствует о ее простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, вдова Пшеницына продает свои вещи, чтобы прокормить его. Агафья Матвеевна совершенно не пытается заставить Обломова действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так милы сердцу Ильи Ильича. У Обломова и Агафьи Матвеевны рождается сын, названный в честь Штольца Андреем.
Обломов прожил свою жизнь по той схеме, которая была ему наиболее приятна. И последние его годы с ним рядом была простая, немудреная женщина, которая всячески проявляла свою заботу о муже.
117045 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Смотрите также по произведению «Обломов»:
Источник: www.litra.ru