Никола белый кто это

Почему храм Николы Белого в Серпухове так назван?

В 99 км от Москвы находится город со сложной, интересной историей. С ним связаны имена как политических деятелей, так и русских святых. Здесь находятся древние святыни, хранящие память об истории страны, благочестии наших предков. Особое место занимает соборный храм, издавна называемый верующими «Николой Белым». Это своего рода архитектурный центр исторического района Серпухова и одновременно – средоточие духовной жизни.

История

Исторические документы не сохранили точной даты основания церкви. Первые ее упоминания встречаются с 1500-х. К этому времени, как свидетельствуют источники, улица, на которой теперь находится здание, уже называлась Никольской.

Почти все местные жители были прихожанами «Николы». Были среди них не только простые горожане, но также «Гостиной сотни торговый человек», подьячий, даже один местный помещик. Видимо, именно состоятельные верующие к 1649 году смогли собрать средства на постройку каменного здания. Предполагается, что старая деревянная церковь могла сгореть во время нашествия поляков (1610).

Храм Николы Белого

Предполагают, что зодчие из Ярославля, имена которых остались неизвестными, создали проект новой церкви. Согласно сохранившемуся старинному изображению, она имела шатровые главы, украшена белокаменной резьбой Это был первый местный храм, возведенный из известняковых блоков. С тех пор жители стали именовать его «Николой Белым».

Церковь святителя Николая Чудотворца в стиле ампир

Архитектурный стиль ампир

Спустя почти 100 лет здание стало ветшать, потребовало ремонта. Тогда священноначалие решило не просто обновить его, но построить заново. Так возник новый проект, авторами которого стали маститые московские архитекторы Федор Шестаков и Иван Таманский. Зодчие, принадлежащие к школе знаменитого Михаила Казакова, уже имели опыт постройки культовых зданий Москвы, Коломны, Петербурга. Считается, что наибольший вклад внес Ф.М.Шестаков, а сам новый храм оказался очень похож на спроектированную им же московскую церковь «Большое Вознесение».

От прежнего здания, по сути, сохранился только цвет стен, хотя теперь они были кирпичными, оштукатуренными и побеленными. Новое время диктовало свои вкусы: узорочье XVII столетия сменил модный ампир с его строгими, лаконичными формами. В том же стиле перестроили колокольню, ставшую самой высокой в Серпухове.
Новый Никольский стал к тому же самым большим храмом: к нему пристроили два придела, свт. Алексия Московского и прп. Кирилла Белозерского.

После революции

Революция 1917 года повлекла за собой массовое закрытие храмов по всей стране. Но любимая верующими церковь какое-то время продолжала действовать. Более того, стала соборной. Этот статус присвоил ей патриарх Тихон, летом 1924 года побывавший и служивший здесь лично. Но история Никольского как главной церкви города насчитывает только 5 лет. С 1929 году народное название «Николы» получило новое значение: все росписи XIX века в здании, переданном макаронной фабрике, забелили известью.

Даня Милохин & Николай Басков — Дико тусим (Премьера клипа / 2020)

Особым надругательствам подвергся образ свт. Николая на внешней стене – его многократно оскверняли, пытались уничтожить. Но, как рассказывали жители окрестных домов, всякий раз после кощунств икона оказывалась невредимой. А вот остальные иконы вынесли на лед замерзшей реки Нары, где публично сожгли. В дальнейшем помещение использовали как прачечную, затем – склад химикатов. Когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси (1988), власти и общественность вспомнили об архитектурной ценности памятника истории. Прозвучало даже предложение сделать его концертным залом, однако, оно не осуществилось.

Восстановление

Восстановление

1995 год стал особым для православных: им вернули собор, символ, духовный центр Серпухова. Это произошло во время визита патриарха Алексия II: символические ключи ему передал глава администрации. Но после долгих лет запустения здание требовало масштабной реставрации: были утрачены колокола, росписи, почти весь декор. На средства горожан, местных предпринимателей, администрации, началось длительное восстановление Никольского.

В процессе реставрации:

  • кроме существующих приделов, пристроены новые: иконы Божией Матери «Поможение родам» (обретена с 1993) и 6 новомучеников Серпуховских, пострадавших во время гонений;
  • приобретены новые колокола весом 86 и 300 пудов; самый большой колокол подарен предпринимателем Михаилом Балакиным;
  • восстановлены утраченные росписи.
Читайте также:
На какой глубине 10 атмосфер

В процессе восстановления были обнаружены древние захоронения. Памятью о погребенных здесь стал памятный крест. Установлена здесь еще одна стела – жертвам политических репрессий советских лет. Освящение возрожденного собора состоялось 12 июля 2005 года. Ювеналий, митрополит Московский и Коломенский освятил все 5 престолов. Это стало уникальным случаем в истории города. Освящение совпало с празднованием 625-летия Куликовской битвы (1380), активное участие в которой принимал Серпуховской князь Владимир Храбрый, многие жители города. 28 июля 2005 года состоялось уже патриаршее богослужение. Предстоятелю Русской Церкви, Алексию II, сослужили 7 архиереев, многочисленное духовенство. Присутствовал на торжествах губернатор Московской области, Б. Громов.

Сегодня

Сегодня

Сейчас Никольский – центр духовной жизни города. При нем действуют воскресные школы для детей и взрослых, священники окормляют заключенных, детский приют, интернат. Они – желанные гости в учебных заведениях Серпухова.

  • чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Помощница в родах»;
  • чтимые образы свт. Николая, вмч. Пантелеймона, мч. Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Ежегодно в храме пребывает также любимая верующими чудотворная икона Богородицы «Взыскание погибших» — святыня XIX века, не раз спасавшая от стихийных бедствий. Ныне она возвращена верующим, с 2002 года возродилась традиция крестных ходов с образом с 23 июля по 23 августа.

Источник

Серпухов. Собор Николая Чудотворца («Николы Белого»).

Собор. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца, «Поможение родам» иконы Божией Матери, Алексия, митрополита Московского, Кирилла Белоезерского, Новомучеников Серпуховских
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: Между 1835 и 1857.
Архитектор: Ф.М. Шестаков, И. Таманский
Ссылки:
Адрес: Московская область, Серпуховский район, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 26/12
Координаты: 54.91412, 37.41174
Проезд: от станции «Серпухов» автобусом 4 до остановки «Никольский собор» или другим автобусом до остановки «ул. Чехова»

Собор Николая Чудотворца (

Предыдущая Следующая

Собор Николая Чудотворца (

Вид с колокольни церкви Илии Пророка
Сергей Зорин
11 августа 2013

Архиповы Маргарита и Владимир
4 мая 2010

Собор Николая Чудотворца (

Сидоров Григорий
30 апреля 2006

Собор Николая Чудотворца (

Олеся Карева
12 августа 2015

Собор Николая Чудотворца (

Сергей Зорин
15 октября 2014

Александр Качалин
24 декабря 2013

Собор Николая Чудотворца (

Flash rockin’ man
18 сентября 2013

Собор Николая Чудотворца (

Вид с колокольни церкви Илии Пророка
Сергей Зорин
11 августа 2013

Архиповы Маргарита и Владимир
4 мая 2010

вид с севера
uchazdneg
24 мая 2008

Вид с кремлевского холма
etienne
17 июля 2005

Александр Качалин
22 июня 2019

Вид от кремля
Турбаев Роман
14 апреля 2019

Воронов Юрий Викторович
23 марта 2019

Собор Николая Чудотворца (

Евгений Спиваковский
9 февраля 2019

Собор Николая Чудотворца (

Евгений Спиваковский
9 февраля 2019

Собор Николая Чудотворца (

МОРПЕХ879
14 мая 2016

Александр Качалин
6 августа 2014

Собор Николая Чудотворца (

Илья Смирнов
13 июня 2014

Собор Николая Чудотворца (

Илья Смирнов
13 июня 2014

Александр Качалин
24 декабря 2013

Архиповы Маргарита и Владимир
4 мая 2010

Юрий Булкин
15 июня 2008

вид с востока
uchazdneg
24 мая 2008

вид с юго-запада
uchazdneg
12 апреля 2008

вил с юго-запада
uchazdneg
12 апреля 2008

Собор Николая Чудотворца (

Цап Д.С.
28 мая 2006

Собор Николая Чудотворца (

Сидоров Григорий
30 апреля 2006

Собор Николая Чудотворца (

Сидоров Григорий
30 апреля 2006

etienne
17 июля 2005

Павел
2 января 2003

Павел
2 января 2003

Собор Николая Чудотворца (

Алексей Кротов
26 марта 2022

Собор Николая Чудотворца (

Евгений Спиваковский
9 февраля 2019

Собор Николая Чудотворца (

Евгений Спиваковский
9 февраля 2019

Собор Николая Чудотворца (

Евгений Спиваковский
9 февраля 2019

Евгений Ермаков
12 октября 2014

Евгений Ермаков
12 октября 2014

Юрий Булкин
15 июня 2008

Собор Николая Чудотворца (

Правый придел
Dmitry N.
31 июля 2021

Собор Николая Чудотворца (

Левый придел
Dmitry N.
31 июля 2021

Собор Николая Чудотворца (

Алексей Кротов
4 мая 2016

Собор Николая Чудотворца (

Алексей Кротов
4 мая 2016

Собор Николая Чудотворца (

Олеся Карева
12 августа 2015

Собор Николая Чудотворца (

Сергей Зорин
15 октября 2014

Евгений Ермаков
12 октября 2014

Евгений Ермаков
12 октября 2014

Собор Николая Чудотворца (

oldboy
9 сентября 2012

Собор Николая Чудотворца (

Андрей Агафонов
1 октября 1999

Собор Николая Чудотворца (

Андрей Агафонов
1 октября 1999

Собор Николая Чудотворца (

Андрей Агафонов
1 июля 1986

Собор Николая Чудотворца (

Серпухов. Дворянская ул. и Варгинский мост. Почтовая карточка изд. Суворина, №3, 1914
Алексей Кротов
01.06.1910 — 01.06.1913

Собор Николая Чудотворца (

Фотооткрытка. Издание: Книжный магазин И. И. Улитина
Алексей Кротов
01.06.1900 — 01.06.1917

Собор Николая Чудотворца (

Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??

Собор Николая Чудотворца (

Алексей Кротов
24 января 2016

детали свода основного объема
Арсений Тюпин
2 октября 2021

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Павел, 17 августа 2003

Деревянный храм существовал с XIV в. Последняя перестройка храма была осуществлена в 1835 — 1857 гг. Колокольня построена в 1843 г. архитектором Таманским на месте широко известного двухэтажного белокаменного храма 1649 года, судя по всему, он был первым каменным храмом города. Известно также, что на этом месте до этого стоял деревянный храм. Приделы — во имя святителя Алексия митрополита Московского и всея России чудотворца, второй – в честь преподобного Кирилла Белозерского. Здание представляет собой пример русского классицизма с очень характерной для столичных храмов законченностью архитектурных приемов.

Читайте также:
Как раскатать золотое кольцо

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Александр Качалин, 28 декабря 2013

Расположен в историческом центре города на пересечении Калужской улицы с Советской (Калужская, 26/12).На месте современного собора в XVI веке — начале XVII века деревянный храм, упоминаемый в описях Серпухова 1552 и 1620 годов. К 1649 году здесь же сооружена каменная церковь, предположительно работы ярославских мастеров. В 1713 году по инициативе Михаила Попова, подьячего земской избы Серпухова, издается указ о строительстве нового каменного храма из известняка. Работы завершены в марте 1721 года. Сооружение состояло из увенчанного одной главой четверика с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Очередной проект перестройки храма разработан в 1831 году архитекторами Таманским и Шестаковым. Строительство осуществлено с 1833 по 1857 год.

В 1929 году собор был закрыт, колокольня частично разрушена.

Возвращён церкви в 1995 году. В 2005 году торжественно освящён после реставрации. Созданы два новых придела Богоматери «Поможение Родам» и Новомучеников Серпуховских.

Собор — представитель московского ампира. Материал строительства — кирпич, в элементах декора использован белый камень. Стены храма оштукатурены. Представляет собой четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками, несущий купольную ротонду. С запада к основному объёму постройки примыкают четырёхстолпная трапезная и многоярусная колокольня. На колокольне храма установлен самый большой городской колокол. Он был отлит в Ярославской области из сплава бронзы, серебра и меди. Весит колокол 5 тонн (язык 150 килограммов). По церковным правилам таким гигантам обязательно дают собственное имя, которое пока не придумано. Но отличить его от других колоколов можно не только по размеру. По краю колокола сделана большая надпись: «Сей колокол лит в лето 2003 от Рождества Христова в первосвятительство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ко храму Николы Белого, что в граде Серпухове при настоятеле протоиерее Владимире Андрееве, тщанием и радением рабов божьих Михаила, Марины, Марии.»

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Статью добавил(а): Александр Качалин, 28 декабря 2013

«Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен-мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — написал П. Симсон в «Истории Серпухова». Предположительно, в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, участвовали зодчие из Ярославля.

В 1713 г. издан указ о постройке новой каменной церкви во имя святителя Николая. Инициатор постройки — подьячий Земской избы Серпухова Михаил Попов. В 1721 г. храм освятили. Здание сложили из тесаных блоков местного известняка.

В 1831 г. архитекторы Ф.М.Шестаков и И.Т.Таманский (ученик М.Ф.Казакова) составили проект перестройки церкви. В 1835 г. началось строительство ныне существующего Никольского храма с приделами во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского. Возведенный в 1835—1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, украшен белокаменной отделкой.

В 1924 г. храм посетил святитель Тихон Московский, который присвоил храму статус кафедрального собора. После закрытия Владычнего женского монастыря, почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился в храме Николы Белого.

В 1929 г. храм закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора сожгли на льду реки Нары. Колокольню частично разрушили, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам, но всякий раз на следующее утро обновлялся. Некоторое время в храме находилась городская макаронная фабрика. Во время войны здесь устроили прачечные. Перед тем, как храм открыли, помещение использовал штаб гражданской обороны под склад, который размещался в соборе с главной целью — избежать сноса храма.

В 1995 г. храм возвратили верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. он стал приходским. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Духовенство собора опекает и окормляет Серпуховский военный институт, следственный изолятор, детские приют и интернат.

Читайте также:
Птица которая является символом

Реставрация храма проводилась в 1995-2005 гг. О.В.Гаевой, интерьеров в 2000-х гг. А.Г. Филипповым.

Церковь святителя Николая (Николы Белого) по адресу: г.Серпухов, Калужская ул, является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Кирилл Аминов, 13 апреля 2015 г.

Комментарии и обсуждение

Верх колокольни был разрушен во время Великой отечественной войны. Ныне храм имеет статус городского собора.

Название собора Николы Белого серпуховичи объясняют тем, что первую церковь Николая Чудотворца построили из известняка. Это был первый белокаменный храм в городе, к тому же с резьбой, поэтому он получил название Никола Белый.

Из книги: Михаил Жебрак «Пешком по Подмосковью». — Москва. ООО «Издательство Аст», 2020

Источник

«Поможение родам» в Серпухове

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

В канун Старого Нового года 13 января отмечалась церковная память преподобной Мелании Римской. Этой святой принято молится о помощи и облегчении в родах. В Подмосковье есть чтимая святыня, которой молятся в этом же случае – икона Божией Матери «Поможение родам». Редкий образ Богородицы находится в храме Николы Белого в Серпухове.

Икона появилась в Серпухове в 1993 году. Образ подарила бывшему настоятелю Никольского храма Владимиру Андрееву пожилая женщина, которую священник причащал на дому. После расчистки лика от накопившейся грязи и копоти, оказалось, что подаренная святыня – это редкий образ Богородицы «Поможение родам». Как указано на сайте прихода, много лет в храме ведется журнал, в котором записывают случаи чудесной помощи беременным и бесплодным женщинам.

Образ имеет необычную композицию и детали. В отличие от большинства видов богородичных икон, Мария не держит Иисуса на руках. Младенец в золотом сиянии помещается внутри фигуры матери. Похожее расположение заметно на известной новгородской иконе «Знамение» и другой серпуховской святыне «Неупиваемая чаша». Голова Марии серпуховского списка «Поможение родам» покрыта белым платком. Белый платок – это деталь католической традиции. Тем не менее, в XIX веке появились три почитаемые православные иконы, где Богородица облачена на западный манер в белый платок: келейный образ преподобного Серафима Саровского «Умиление», «Спорительница хлебов» оптинского старца Амвросия, а также «Всех скобящих радость». Серпуховская икона «Поможение родам» расположена у главного иконостаса Никольского храма на аналое с сенью в виде часовенки. За ней находится большая копия в самом иконостасе.

У этой святыни молятся не только о помощи при сложных родах. В конце акафиста серпуховскому образу мы можем прочесть такие слова: «Преславный и светлый лик даровала еси нам, Богородице, святой и чудотворной иконой Твоею, «Поможение родам» именуемою, пред нею не токмо безплодные супруги или страшащиеся часа деторождения жены со умилением молятся, но и многие иноки, путь девства для служения Сыну Твоему и Богу нашему избравшие, во святых обителях возносят Тебе, Благодатной Деве, чистые и смиренные молитвы свои за мир грешный сей». Текст акафиста серпуховской иконе написал упоминавшийся священник Владимир Андреев вскоре после того, как святыня попала в храм Николы Белого. Если человек не знает, как ему молиться своими словами, помогает текст акафиста. В специальных стихах – икосах и кондаках – содержатся подходящие слова молитв.

В этом акафисте вспоминаются случаи чудесного избавления от бесплодия из церковного предания и житий святых. Например, есть такие строки: «Памятуя поношение за безчадие праведных родителей Твоих, Пресвятая Мати и Дево, услышала молитвы возносимые к Тебе пред святою Твоею иконою во храме Влахернском некоей Анной, просящей даровати ей сына: «Будешь иметь сына по прошению твоему», – в неизреченной милости объявила Ты ей, Владычице».

В первой части приведенного отрывка речь идет о бесплодии родителей самой Божией Матери. Иоаким и Анна прожили много лет вместе, но не могли иметь детей. Однажды Иоаким молился в пустыне вблизи Иерусалима, и ему явился ангел, предрекая долгожданное рождение Марии. Во второй части отрывка говорится о молитве матери мученика Стефана Нового. Согласно житию этого святого, его родители имели двух дочерей, но хотели сына. Анна слезно молилась о наследнике во Влахернском храме Константинополя у иконы Богородицы и удостоилась видения самой Марии. Вскоре Анна родила сына – будущего святого Стефана.

Читайте также:
Сколько мм должно быть обручальное кольцо

Тема бесплодия и чудесного исцеления от него не раз повторялась в книгах Ветхого Завета. Несколько библейских праведников и пророков появились на свет именно так. Порой библейский рассказ подчеркивал совершенную безнадежность молитв родителей. Авраам, например, вымолил сына Исаака, когда ему было сто лет, а его жена Сарра физиологически уже перестала быть способной к рождению. Имя другого праведника Самуила переводится с еврейского «Испрошенный у Бога». Его мать Анна была бесплодна, поэтому супруг даже взял себе другую жену. Анна молилась у Скинии – места поклонения Богу – и родила Самуила, а спустя годы еще трех сыновей и двух дочерей. В Евангелии от Луки рассказывается, как у священника Захарии и его жены Елисаветы в преклонном возрасте родился сын Иоанн – будущий Креститель и Предтеча Иисуса Христа. Захария не поверил ангелу, который возвестил ему о рождении сына, за что был наказан немотой до того, как Иоанн появился на свет. Ко всем этим библейским праведникам можно обращаться с молитвой о рождении детей.

Святых и праведников, которым молятся о зачатии ребенка достаточно много, а о помощи при самих родах христианки в старину чаще молились особым Богородичным иконам. Помимо образа «Поможение родам» к ряду «женских» святынь принадлежит похожая икона Божией Матери «Слово плоть бысть». На популярном православном сайте «Азбука» приводятся и другие иконы, к которым принято молиться о благополучных родах: «Феодоровская», «Скоропослушница», «Целительница», «Призри на смирение».

Существуют даже особые иконы Божией Матери, которым молятся в послеродовой период. Это Богородица «Млекопитательница» и «Блаженное чрево». На обеих иконах Божия Матерь кормит младенца грудью. Один из старинных подмосковных списков «Млекопитательницы» находится в храме села Вельяминово на Старом Каширском шоссе. Там и в наше время отмечали случаи, когда женщины, сталкивавшиеся с проблемами при кормлении ребенка, получали помощь после молитвы у этого образа.

С давних времен о родах и роженицах молятся святым Анастасии Узорешительнице, великомученице Екатерине и особенно Мелании Римской. Из жития святой Мелании известно, что она с юных лет желала остаться девой, но родители выдали ее замуж. Она предложила супругу жить как брат и сестра, а муж пообещал исполнить ее волю после рождения сына или дочери. Мелания родила дочь, однако супруг забыл обещание. Вторые роды были для святой Мелании тяжелыми, она едва не погибла. В народе считали, что святая, которая сама прошла через тяжелые роды, легче прислушается к мольбам женщин об облегчении страданий.

Церковное празднование иконе «Поможение родам» установлено на 26 декабря (8 января по новому стилю), то есть на следующий день после Рождества Христова. Второй по значению христианский праздник в году после Пасхи посвящен рождению Иисуса Христа от Марии. Многим святым и библейским праведникам молятся об исцелении от бесплодия. Те, кто не страдает этим недугом, также могут молиться о благополучных родах к Божией Матери, к ее чудотворной иконе в Серпухове.

Источник

Серпухов исторический: Собор Николы Белого

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. В Серпухове в честь Николы Зимнего освящен один из главных храмов нашего города- Собор Николы Белого.

Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. Уже к началу 1550-х г. тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви, официально именовался Никольской улицей. Здесь, поблизости от храма Николая Чудотворца, располагался ряд дворовладений, хозяева которых были причислены к серпуховскому посаду.

Читайте также:
Дмитровское шоссе 163 какое метро

Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Вторую подобную церковь построили в сельце в честь Жен-Мироносиц , затем в 1696 г. третьим каменным храмом стал Троицкий собор. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор, Никола Белый.

В это время к Никольскому приходу относились дворы не только тех же посадских людей, но и некоторых лиц более высокого социального статуса — пушкарей, площадного подьячего, Гостиной сотни торгового человека, помещика Серпуховского уезда.

Храм представлял собой тогда увенчанный одной большой главой четверик с алтарной пристройкой-апсидой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Гладкие пилястры создавали трехчастное членение фасадов основного объема здания по всей их высоте.
В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв. В 1833 г. Серпуховское духовное правление вынесло решение о перестройке церкви «за ветхостию, к чему в то же время и преступили».

Во время перестройки по новому проекту сначала полностью были разобраны трапезная нижней церкви с приделом и колокольней, и на их месте была возведена теплая церковь с двумя престолами, освященная в 1835 г. Постройка колокольни была закончена в 1843 г., а в 1850 г. окончательно разобрали ветхий холодный двухэтажный храм и на его месте построили в связи с теплой церковью по новому плану новый, который был освящен в 1854 г.

Новопостроенный собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали.

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном в начале июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянно подвергался надругательствам.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны был утрачен белокаменный декор , в самом соборе устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под химический склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были.

В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви символические ключи от храма.

В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского.

С 2002 г. восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155. В 2003 г. уроженцем города Серпухова благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами. Многое сделано по благоустройству территории храма.

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история. Храмовая живопись — это Библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...