Нимб что это

Его можно увидеть на иконах как сияние вокруг главы Христа, или святых. А вот сам термин появился в России только с XIX в., тогда как на Руси иконописцы называли его «окружок».

Перевод с латыни

Современные специалисты по истории иконописи утверждают, что слово «nimbus»пришло в русский язык из немецкого, который хорошо знали русские ученые XIX в. Ну а уж в немецкий – попало из латыни, с которой буквально переводится как «облако» или «туман». Употреблявшие это слово римляне применяли его к богам, которые, по их представлениям именно такими являлись людям. Впрочем, на немецком «nimbus» к XIX в. означало уже сияние, или ореол, а применялось именно к кругу, окружающему главы тех, кто изображен на иконах.

Значение слова

  • Божественную Благодать, присущую Христу;
  • Ее же, которая дана святым, как истинным рабам Божиим.

Происхождение

То, что само слово было известно еще древним римлянам, говорит о дохристианском происхождении этого символа. Его действительно знали многие народы, причем издревле бытовало представление, что именно лицо человека – отражение его души, так что, если она имеет сверхъестественную славу, полученную свыше, именно лик отразит ее. Например, с подобием сияния вокруг головы часто изображали царей, вообще правителей или героев, как носителей дарованной богами власти.

Что значат нимбы на иконах и откуда они взялись?

Интересный факт

Остатки древних представлений сохранялись в русском языке вплоть до революционных событий 1917 г.: очень распространенным, например, было обращение к родовитому аристократу «ваша светлость». А словами «свет мой» принято было выражать особую любовь к близкому человеку, например, мужу или жене, ребенку.

Представления об особом, нисходящем свыше свете, было не чуждо также иудеям и христианам:

  • книга Исход повествует о сиянии, которое исходило от лица прор. Моисея после получения им от Бога «скрижалей Завета»; говорится даже, что он, чтобы не вызвать страха соплеменников, вынужден был закрывать лицо тканью, снимая ее лишь для молитвы во Святом Святых Скинии – походном храме иудеев (Исх. 34:29);
  • Евангелисты рассказывают о видении нетварного света тремя учениками Христа на Фаворе, когда Господь преобразился во время ночной молитвы, являя ученикам Себя, как Истинного Бога;
  • наконец, св. Лука в «Деяниях Апостолов» повествует о первомученике, архидиаконе Стефане, лицо которого во время суда над ним все присутствующие видели его лик, «как лице Ангела» (Деян. 6:15); можно предположить, что здесь речь тоже идет об особом сиянии, подобном «лучам» от лица прор. Моисея.
Читайте также:
Бывает ли синий жемчуг

Святость

«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» Исх.34:29

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в . Рим

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в. Рим

Нимбы на православных иконах

Их символика связана с изображаемым им нетварным светом – тем, что видели Апостолы на Фаворе, иудеи – на лице прор. Моисея:

  • большое значение имеет, например, обводка, которая состоит из двух параллельных линий разных цветов, внешней, светлой (часто белой) и внутренней, темной; это – единство сокровенности (темная линия) света, исходящего от святого или Бога, но также – его открытости миру (светлая линия);

Современный исследователь иконописи В.Кучковой отмечает, что структура нимба – две обводки и внутренняя часть, собственно сияние – похожа на… построение церкви! Подобно тому, как притвор ее обращен к миру, нимб обведен светлой линией, это – видимая часть славы святого. Темная обводка – символ пространства, где собираются молящиеся – от людей скрыто сияние Божества. Наконец, внутренняя часть похожа по своему значению на алтарь, место присутствия Божия.

  • особая символика – у золотистого цвета, которым примерно с XIV в. чаще всего обозначается сияние Божией славы (ранее были также распространены другие цвета – белый, синий, красный); с одной стороны, это – цвет Небесного Царства, с другой – как таковое золото не имеет собственного сияния, отражая падающие на него лучи – таким образом, оно – еще символ святости, когда через угодника Божия сияет свет иного мира.

Именно ввиду этого иконописцы Византии и Руси начинали написание иконы с размещения на ней нимба. Современный исследователь иконописи, Н.В.Гусев, пишет, что «нимб главной фигуры помещался в вершине равностороннего треугольника со стороной, равной ширине иконы», то есть его размещение, размер, даже определяли высоту изображаемой фигуры.

Современные историки также установили, что размер нимба образа, который писался для храма, обязательно связывался с его величиной. Например, радиус нимба Христа на иконе «Спас в силах», созданной для Успенского собора Владимира – ровно 1/100 длины храма. Ту же закономерность историки видят в Дмитриевском соборе того же города – радиус нимбов Апостолов на фреске Страшного Суда также составляет сотую часть длины здания.

Спас в силах. Андрей Рублев

Еще одна особенность нимба на православной иконе – то, что его расположение совершенно статично, не зависит от того, изображен ли святой лицом к зрителю, или, например, боком. Это говорит о том, что изображаемый свет – вечен, неизменен, находится вне человеческого времени.

Виды нимбов

Наиболее распространен сферический, о чем говорит даже именование, данное символу на Руси, «окружок». Реже не иконах можно увидеть нимбы другой формы.

Читайте также:
Как сделать витрину с бижутерией

Круглый

Первые христиане изображали с ним Христа, Богородицу, Ангелов. Святых с таким нимбом начали изображать с IV в.

Все иконы Иисуса Христа

Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в

Что символизирует круглый нимб

Он не случайно встречается чаще всего: это – символ вечности, принадлежности изображаемого к Небесному Царству.

Крещатый нимб над главой Иисуса Христа (что означают буквы)

С ним пишется только Он. Это – единственный из нимбов, где изображен крест, а также есть надпись. Это греческие буквы «ό ών», которые читаются как «О ОН». При этом буква «ό» (омикрон) является артиклем, вместе с «ών» означая «Сущий», слово, которым назвал Себя Бог согласно Книге Исход, когда посылал прор. Моисея вывести из Египта израильский народ.

Иногда крещатый нимб можно также увидеть на иконах, созданных по образцу «Троицы» прп. Андрея Рублёва, причем у одного (чаще всего – среднего) Ангела. Таким образом, иконописец, как правило, показывает, кто из Ангелов, являющих Триединое Божество, символизирует Второе Лицо Троицы, Сына Божия, Христа.

Иконография Иисуса Христа

Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения. Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом.
1. Нимб крещатый
2. Красный плащ
3. Голубой хитон
4. Книга с цитатой
5. Имя

Квадрат

Он иногда встречается на фресках, мозаиках византийских церквей. Два таких изображения известны по храму вмч. Димитрия Солунского (VII-VIII вв.) в Салониках. На них представлены не канонизированные святые, а жившие на момент создания изображений люди, жертвователи этой церкви. Их главы окружены сиянием квадратной формы, причем нимбы эти еще задрапированы изображением покрывал, слегка прикрывающих их сверху.

Символика изображения, непривычного современному христианину, легко читалась греками того времени: квадрат, символ четырех сторон света, считался образом земного совершенства. Например Аристотель пишет, что можно и должно «назвать хорошего человека – четырехугольным», что представляет особую похвалу его земным добродетелям. Таким образом, квадраты указывали на то, что изображаемые, в отличие от пребывающего в вечности святого, пока находятся на земле. Ткани же, драпирующие квадраты, были, как считают современные историки, знаком одобрения свыше жизни этих церковных благотворителей, когда Божия благодать как бы покрывает их.

Квадратные нимбы, тесно связанные с греческой философией, не прижились в иконописи других православных стран, оставшись редкостью. Так, русские иконописцы, также не раз изображавшие античных философов как предвосхитивших Воплощение Сына Божия, размышлявших о Творце «христиан до Христа», вообще не пользовались никакими нимбами.

Византия, Греция, Салоники, мозаики

А вот у католиков квадратные нимбы можно встретить –с тем же значением, что у греков: так пишутся современные художнику короли, Папы, церковные благотворители.

Что означает треугольный нимб

Такой можно увидеть:

  • на изображениях Святого Духа как голубя;
  • на иконах, именуемых Троицей Новозаветной: треугольник окружает главу Бога Отца, представленного как старец с белыми власами, бородой.
Читайте также:
Как одеть крышку на часы

Символика здесь достаточно понятна – речь идет о Триединстве Бога. Однако, с 1551 г., когда соответствующее решение принял Стоглавый Собор, иконы Троицы Новозаветной считаются неканоничными, так как Отец не являл Себя миру в каком-либо чувственно воспринимаемом облике.

Господь

Чем нимб отличается от ореола

Иногда оба слова, имеющие иностранное происхождение, употребляют, как синонимы. Однако, французское «aureole» (от «aurum», по-латыни – золото) буквально означает золотую корону и чаще употребляется в светском ключе – например, говорят об «ореоле славы» героя или гениального человека. Однако, такое употребление слов известно именно в России, тогда как на Западе нимб рано начал пониматься как действительно «корона» или «венец», видимое обозначение святости.

Нимб

У католиков

Глубокое осмысление нетварного света, характерное для восточно-христианской традиции, оказалось недоступно для Запада, где христианство восприняли с внешней стороны, как систему «правил жизни», обрядов, богослужений. При такой «системе координат» сияние над главой святого стало пониматься но просто, как знак святости или небесной награды.

Лучезарный, звездный

В ходу были такие вполне земные, связанные с человеческими почестями, термины, как «корона» и «венец», которые, как известно, буквально носятся на голове. Отсюда изображения:

  • действительно короны из лучей; примером может быть Остробрамская икона Божией Матери, имеющая западно-европейское происхождение – глава Богородицы окружена синяием из лучей;
  • круга, украшенного по краю звездами; подобное изображение можно увидеть на иконах, а также скульптурах Богоматери, католических святых.

Нимб исчезающий

Кроме того, сами изображения на католических иконах с течением времени становятся все более натуралистическими, напоминая портрет, так что нимбы не вписываются в эту живописную традицию.

Поэтому, по католической традиции они:

  • по своей форме начали зависеть от ракурса, в котором изображается Бог или святой: при повороте головы принимали форму эллипса; постепенно его начали помещать над головой святого как светящийся овал;
  • стали делаться сначала прозрачными, напоминая как бы сияющие обручи, позже обозначенная светом граница становится все менее четкой, наконец, святые начинают зачастую писаться вовсе без нимбов – как, например, на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна», которая изначально была создана для алтаря церкви св. Сикста в Пьяченце (Италия); на ней Дева Мария, предстоящие Ей святые, даже Христос показаны вообще без нимбов.

Католические традиции изображения ангельских нимбов

В современных католических храмах можно увидеть образы Ангелов:

  • соответствующиме византийской традиции, как правило, подобные изображения и похожи на православные иконы;
  • с полупрозрачными ободками вокруг главы или как эллипс над головой;
  • вообще без подобных обозначений святости, принадлежность к миру Ангелов показана таком случае, например, крыльями.

Другие религии

Индуисты называют нимб «прабхамандала», это сердце, наполненное светом Космоса. Поэтому индуистских богов изображают с сиянием вокруг головы.

Читайте также:
Как укоротить браслет на часах железный с Алиэкспресс женский

Буддистские изображения с сиянием окружающим голову или все тело, появляются около I-II вв. н.э., причем являются знаком именно духовной силы, а не мирской власти. Такие ореолы могут быть различных цветов, или даже сочетать многие, подобно радуге. Будда – основатель религии – изображается с красным нимбом.

Интересный факт

Ислам запрещает изображения живых существ, тем более они не могут быть предметом поклонения. Тем не менее, в некоторых арабских, персидских рукописях XIV-XV вв. можно встретить миниатюры, изображающие пророка, его сподвижников, метафорически, символически. Их головы могут окружать круги света по подобию христианских, либо они могут быть показаны как бы охваченными пламенем.

Это очень простой по форме элемент иконы. Но, как говорил еще П.А.Флоренский, «простое» вовсе не так просто, как его хотят представить». Вот и нимб – отражение богословских истин, о которых лишь «гадательно» думали язычники, глубоко осмысленных христианским Востоком, почти не понятых, а после – вовсе забытых Западом.

Наталья Сазонова

Источник: www.pravoslavie.wiki

Нимб

Нимб (от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – иконографический символ, изображаемый в виде сияния вокруг главы Святого (святого, святой), означающий:
1) сияние Божественной славы (у Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Ему по Божественной природе);
2) почивающую на святых благодать.

nimb - Нимб

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» ( Исх.34:29 ). В Новом Завете, например, встречается описание лика первомученика Стефана, подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке. Он свидетельствует о присутствии Божественной благодати, преображающей личность святого, удостоверяющей его причастность Царствию Божьему, которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человеческой души. Нимб символически передает тайну благодатного нетварного света, которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

В нимбе Иисуса Христа вписано – «ό ών» – греческие буквы «омикрон» (артикль мужск. рода) и «омега» с «ню» – слово «сущий» (см. Исх.3:13-14 ), т.е. самобытный, вечный и неизменяемый.

Источник: azbyka.ru

Что такое нимб?

Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых.

2 июля, 2012
2 июля, 2012. Редакция портала «Правмир»

Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых.

Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает «облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых.

Нимб. Символ Божественного света

Слово «нимб» происходит от латинского nimbus, что в переводе означает « облако», «туча». Именно так образно называют сияние вокруг главы Иисуса Христа, Богородицы, Святых. В византийской традиции царствующих особ также изображали с нимбом.

Читайте также:
Почему хочется мела не беременна причины

Нимб символически выделяет:

  1. Сияние Божественной славы, Божественную природу Спасителя;
  2. Почивающую на святых благодать.

Прообраз нимба встречается уже в Ветхом Завете. Когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями Завета «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» ( Исх. 34:29 ). Божественное сияние, облако света, — именно это считается нимбом в христианской иконографии. Новый Завет также упоминает сияние лика первомученика Стефана, подобное ангельскому.

Это сияние символически напоминает нам о Божественном и нетварном свете, равного которому не найти на Земле. Нимб — необычный свет, у него Божественная природа.

Нимб в христианской иконографии

  • В нимб Иисуса Христа иконописцы вписывают – «ό ών» – греческие буквы «омикрон» (артикль мужск. рода) и «омега» с «ню» – слово «сущий».
  • Рядом с нимбом Богородицы вписана надпись « Μήτηρ Θεού» — «Матерь Бога».

В христианской иконогорафии нимб представлен в виде сияющего золотого круга, в который вписан лик Святого но встречаются и исключения. Есть особые по цвету и даже форме нимбы. Но нетрадиционная форма нимба обычно не относится к каноничной, ей часто сопровождаются и символические изображения, которые запрещены или противоречат решениям Пято-Шестого Вселенского Собора.

Необычные нимбы

Святой Дух нередко изображался в виде голубя с треугольным нимбом. В иконописных изображениях Спасителя встречаются, пришедшие на смену нимбу-кресту, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. В разных традициях встречаются и нимбы в виде шестиконечной или восьмиконечной звезды, обычно с таким нимбом изображают Бога Отца.

В 1551 году в Москве состоялся Стоглавый Собор, на котором было дано предписание не изображать Бога Отца. В 1666–1667 года Большой Московский Собор официально объявил согласие с этим решением. Никто из смертных не видел Бога Отца во плоти, поэтому писать Его плотский облик не принято.

Если внимательно изучить икону, можно увидеть, что композиция нимба чаще всего выстроена из трех частей:

  1. Светлая обводка;
  2. Темная обводка;
  3. Внутренняя часть.

Нимб — один из самых важных элементов иконы. За видимой простотой в исполнении скрывается труд иконописца, который должен обладать не только даром, но и знанием канонов изображения нимбов и ликов святых. На иконе нет случайных элементов. Важно то, как сложены персты, куда направлен взгляд Святого… И нимб — одна из тех деталей, которые многое значат для иконописца.

  • Икона
  • Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Рейтинг
Загрузка ...