Анионы третьей аналитической группы не имеют группового реагента. Эта группа включает следующие анионы: нитрит-анион NO — 2, нитрат-анион NO — 3 и ацетат-анион СН3СОО — . Анионы этой группы не образуют осадков ни с хлоридом бария, ни с нитратом серебра. Анионы NO2, NO — 3 и СН3СОО — — бесцветны.
Нитрит-ион NO — 2 является анионом азотистой кислоты HNO2, которая существует только в холодных разбавленных водных растворах. Она неустойчива и легко разлагается на оксид азота (III) и воду:
В свою очередь, оксид азота (III) устойчив только при низких температурах. При комнатной температуре он сразу же разлагается:
Соли азотистой кислоты более устойчивы, чем кислота. Все соли хорошо растворимы в воде. Меньше всего растворим нитрит серебра AgNO2, но он легко растворяется при нагревании. Комплексные соли, содержащие нитрит-ион NO2, слабо растворяются. Например, K3[Co(NO2)6] и (NH4)3[Co(NO2)6].
1. Реакция с кислотами. Разбавленные кислоты вытесняют из солей азотистую кислоту, которая разлагается при этом на воду и оксиды азота:
Оксид азота (IV) — бурый газ, оксид азота (II) — бесцветный. Концентрированная серная кислота реагирует более энергично, чем разбавленная. Реакция является фармакопейной.
2. Действие окислителей. Перманганат калия КМnО4 в присутствии разбавленной серной кислоты обесцвечивается солями азотистой кислоты:
3. Йодид калия KI в кислой среде окисляется азотистой кислотой до свободного йода:
Реакцию нельзя проводить в присутствии других окислителей.
4. Антипирин в кислой среде образует с нитрит-ионами раствор зеленого цвета. Реакция является фармакопейной.
5. Риванол, или этакридин (I) в кислой среде образует с нитритами раствор красного цвета. Реакция специфична для нитритов.
1. Сульфат железа (II) FeSO4 в присутствии концентрированной серной кислоты восстанавливает анион NO — 3 до оксида азота (II):
Оксид азота (II) с избытком ионов Fe 2+ (не успевшим окислиться) образует неустойчивые комплексные ионы [FeNO] 2+ бурого цвета:
NO + Fe 2+ =[FeNO] 2+ .
Если неизвестно, нитрат или нитрит находятся в растворе, необходимо сначала провести реакцию с разбавленной серной кислотой. Образующееся соединение бурого цвета доказывает присутствие нитрит-иона NO2. Если бурого окрашивания не видно, необходимо повторить реакцию с концентрированной верной кислотой. Появление бурого кольца докажет присутствие NO — 3 -иона. Реакцию проводят, осторожно наслаивая на кристаллик сульфата железа (II) анализируемый раствор и концентрированную серную кислоту.
2. Раствор дифениламина (С6Н5)2NН в концентрированной серной кислоте образует с нитрат-ионом интенсивно-синее окрашивание, вследствие окисления дифениламина образующейся азотной кислотой. NO — 3, CrO 2- 4 и другие окислители образуют с раствором дифениламина подобное окрашивание. Реакцию проводят на предметном стекле, смешивая стеклянной палочкой анализируемый раствор и раствор дифениламина.
Ацетат-ион является анионом уксусной кислоты. Это слабая одноосновная кислота. Почти все ее соли хорошо растворимы в воде. Трудно растворимы лишь соль серебра и некоторые основные соли.
1. Сильные кислоты (H2SO4, HCl) вытесняют свободную уксусную кислоту из ее солей:
Уксусная кислота обнаруживается по характерному острому запаху. Небольшое нагревание усиливает выделение уксусной кислоты и делает реакцию более чувствительной.
2. Хлорид железа (III) FeCl3 дает с солями уксусной кислоты на холоде растворимый ацетат железа (III) Fe(CH3COO)3 красно-бурого цвета:
При разбавлении водой и нагревании происходит гидролиз ацетата железа (III) с образованием красно-бурого осадка основного ацетата железа (III):
Обнаружению ацетат-иона СН3СОО — с помощью этой реакции мешают анионы, осаждающие ионы Fe 3+ (например, РO 3- 4, СО 2- 3), мешают ей и йодид-ионы, которые окисляются ионами Fe 3+ до свободного йода, придающего раствору красно-бурую окраску. Все мешающие ионы удаляют действием Ba(NO3)2 и AgNO3. Исследуемый раствор должен быть нейтральным. Реакция является фармакопейной.
3. Этанол С2Н5ОН с уксусной кислотой в присутствии концентрированной серной кислоты образует этилацетат или уксусноэтиловый эфир, обладающий приятным запахом, напоминающим запах плодов.
ВОПРОСЫ
1. Что положено в основу классификации анионов?
2. С помощью каких реакций можно отличить нитрит-ион от нитрат-иона?
3. Почему нитрит-ион NO2 и окислители мешают обнаружению иона NO — 3?
4. Какие органические реагенты используют для обнаружения нитрит-иона NO — 2?
5. Каковы особенности проведения реакции обнаружения ацетат-ионов СН3СОО — с помощью хлорида железа (III)?
ГЛАВА 15. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХОД
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар.
Расчетные и графические задания Равновесный объем — это объем, определяемый равенством спроса и предложения.
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности.
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями.
Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка.
Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма.
Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему.
Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние.
Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания.
Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана.
Источник: studopedia.info
Соль, которая в водном растворе может реагировать и с серной кислотой, и с нитратом серебра: 1) NaF 2) Cu (NO) 2 3) MgCl2 4) BaBr2
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Соль, которая в водном растворе может реагировать и с серной кислотой, и с нитратом серебра: 1) NaF 2) Cu (NO) 2 3) MgCl2 4) BaBr2 . » по предмету Химия, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по химии
Что произойдёт с железом при взаимодействии с водой? 3 класс.
C8h18 формула глюкозы
1. Цинк растворили в концентрированной азотной кислоте. Полученный газ растворили в горячей воде. В ходе этого взаимодействия образовался бесцветный газ. Он легко окисляется кислородом воздуха до образования бурого газа.
Закончите формулы. H2+CuO= Na+HCl =
Что такое макроэлементы и ультромикроэлементы?
Главная » Химия » Соль, которая в водном растворе может реагировать и с серной кислотой, и с нитратом серебра: 1) NaF 2) Cu (NO) 2 3) MgCl2 4) BaBr2
Источник: urokam.net
2. Реакция с нитратом серебра.
В пробирку помещают 3-4 капли раствора нитрата серебра и прибавляют 1-2 капли раствора тиосульфата натрия. Наблюдают образование белого осадка и изменение его окраски при стоянии. В другую пробирку помещают 1-2 капли раствора нитрата серебра, а затем избыток раствора тиосульфата натрия, наблюдают растворение первоначально образующегося осадка.
3. Реакция с сильными минеральными кислотами.
К 2-3 капли раствора тиосульфата натрия добавляют 2-3 капли 2 моль/л раствора минеральной кислоты . Наблюдают помутнение раствора.
4. Реакция с иодом.
В пробирку помещают 3-5 капель раствора тиосульфата натрия и добавляют 2-3 капли раствора иода. Наблюдают исчезновение бурой окраски раствора.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Зачем при разложении бертолетовой соли добавляют диоксид марганца?
2. Составьте уравнение реакции взаимодействия сероводорода с иодом.
3. Напишите уравнения гидролиза следующих солей: сульфида натрия, сульфида алюминия, сульфида хрома (III).
4. Почему сульфиды хрома и алюминия нельзя получить реакцией обмена в растворах?
5. В санитарно – гигиенических исследованиях для обнаружения в воздухе сероводорода пользуются очень чувствительной реакцией с растворимыми солями свинца. Что можно наблюдать при этой реакции? Запишите уравнение реакции .
6. Если сульфид натрия хранить в открытом сосуде, то он постепенно превращается в карбонат натрия, причем выделяется сероводород. Объясните это явление. Напишите уравнения реакций.
7. Объясните, почему сероводород не осаждает сульфид марганца, но осаждает сульфид меди. Можно ли осадить сульфид марганца, если использовать раствор сульфида натрия?
8. Что будет происходить при пропускании оксида серы (IV) через раствор йода? Каковы внешние признаки реакции? Составьте уравнение реакции.
9. Почему при пропускании SO2 через известковую воду она мутнеет, как и при пропускании CO2?
10. Имеется в растворе сульфит – ион и есть предположение, что в нем содержится примесь сульфат- и сульфид-ионов. Как можно убедиться в наличии указанных ионов? Напишите уравнение реакций.
11. Какие свойства, окислительные и восстановительные, проявляет сернистая кислота при ее взаимодействии:
а). с магнием, б). сероводородом ?
12. Напишите уравнения реакций взаимодействия тиосульфата натрия:
а) с хлором (при его недостатке и при его избытке), б) с йодом.
13. Напишите реакцию взаимодействия персульфата аммония с сульфатом марганца . Составьте электронно – ионный баланс.
Методические указания занятия № 16 для студентов I курса фармацевтического факультета
Тема: р- элементы VII группы периодической системы Д.И.Менделеева. Галогены и свойства их соединений. Аналитические реакции галогенид-ионов. Аналитические реакции органических ионов.
Цель: Изучить химические и аналитические свойства соединений VIIA группы периодической системы Д.И.Менделеева. Выполнить аналитические реакции на органические ионы.
Целевые задачи:
1. Изучить окислительные свойства галогенов.
2. Изучить восстановительные свойства галогенид- ионов.
3. Выполнить аналитические реакции на изучаемые ионы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Общая характеристика. Особые свойства фтора как наиболее электроотрицательного элемента. Простые вещества, их химическая активность. Соединения галогенов с водой и водными растворами щелочей.
2. соединения галогенов с водородом. Кислотные и окислительно-восстановительные свойства. Ионные и ковалентные галогениды, их отношение к действию воды, окислителей и восстановителей.
3. Кислородные соединения галогенов. Кислородные кислоты хлора и их соли. Стериохимия и природа связей. Устойчивость в свободном состоянии, в растворах, изменение кислотных и окислительно-восстановительных свойств в зависимости от валентного состояния. Хлораты, броматы, иодаты.
4. Хлорная известь. Механизм ее бактерицидного действия.
5. Биологическая роль. Применение соединений хлора, иода, брома и фтора в фармации и санитарии.
Решить задачи:
1. К оксиду марганца (IV) прилили 200 мл 36%-ного раствора хлороводородной кислоты (=1,18г/см 3 ). Образовавшийся газ пропустили через раствор бромида калия. Сколько брома было вытеснено? (ответ: 93г)
2. Сколько кг плавикового шпата, содержащего 97,5% CaF2 и сколько литров 98%-ной серной кислоты (=1,84г/см 3 ) потребуется для получения 1 кг фтороводородной кислоты? (ответ:2кг CaF2; 1,358л H2SO4)
3. Сколько мл 38%-ной хлороводородной кислоты (=1,194г/см 3 ) необходимо взять, чтобы приготовить 500 мл 2 моль/л раствора ее?(ответ: 80 мл)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПЫТ №1. ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ГАЛОГЕНОВ.
Налейте в пробирку 1-2 мл бромида калия, в другую- столько же иодида калия. Затем в каждую пробирку прибавьте по каплям хлорную воду до появления желтой окраски. Затем, добавьте в каждую пробирку по 4-5 капель бензола и растворы сильно встряхните. В какой цвет окрасился слой бензола в пробирках? Напишите уравнения реакций.
Составьте уравнения электронно-ионного баланса. Сделайте вывод об окислительной активности галогенов в ряду хлор- бром-иод.
ОПЫТ №2. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ГАЛОГЕНИД-ИОНОВ.
а). В три пробирки налейте перманганата калия, подкислите серной кислотой и в каждую соответственно добавьте раствор хлорида калия, бромида калия и иодида калия. Что наблюдается? Напишите уравнения происходящих реакций. Составьте уравнения электронно-ионного баланса. Какую роль в окислительно-восстановительных реакциях играют галогенид-ионы?
На основании полученных данных и сравнении величин окислительно-восстановительных потенциалов сделайте вывод об изменении восстановительной активности галогенид-ионов в ряду хлорид-бромид-иодид-ион.
б). Приготовьте в двух пробирках небольшие количества смеси бромата и бромида калия, иодата и иодида калия. В каждую пробирку прилейте по 3-5 мл раствора серной кислоты. Убедитесь в образовании брома, иода. Напишите уравнения реакций. Составьте электронно-ионный баланс.
Объясните сущность происходящих процессов и сделайте вывод относительно направления реакций самоокисления — самовосстановления брома и иода в кислой среде.
ВЫПОЛНЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ.
Аналитические реакции на Cl — :
1. Реакция с нитратом серебра.
В пробирку помещают 2-3 капли раствора хлорида натрия, добавляют 3-5 капель раствора нитрата серебра. Испытывают растворение осадка хлорида серебра в растворе аммиака, карбоната аммония и тиосульфата натрия.
2. Реакция с сильными окислителями.
В пробирку помещают 3-5 капель раствора хлорида натрия, добавляют 2-3 капли 2 моль/л раствора серной кислоты и оксид марганца (IV). Наблюдают выделение хлора.
Аналитические реакции на Br — .
Источник: studfile.net