Нужно ли носить крестик на шее согласно Библии и зачем, если да? Говорил ли Иисус о ношении крестика в Евангелии от Луки? Толкование Библии.
О нательных крестиках и крестном знамении
– В православных магазинах и церковных лавках сегодня не трудно найти много подходящих книг и брошюр на эту тему.
Можно предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», творения святого Космы, составленое Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редакцией профессора И.Н. Корсунского.
Почему надо носить нательный крест?
– Православные христиане должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается Таинство Крещения, рукою священника надевается крест, и мирская рука не должна дерзать его снимать.
Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку-украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не прибли-жится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).
Что такое КРЕСТ. Можно ли носить крестик. Символ мёртвого мира. Энергообмен с РОДом. Любовь
Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).
Какой выбрать крестик – золотой или серебряный?
– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить.
Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.
Можно ли носить неосвященный крестик?
– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но принято нательные крестики освящать в церкви.
Можно ли носить крестик на цепочке?
– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.
Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?
– Можно. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.
Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?
– Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром?
Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14-16).
Надо ли снимать крест при мытье в бане?
– Крест сопутствует человеку всю жизнь. Можно лишь при необходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.
Человек, который снимает с себя нательный крест или после Крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». Иногда одного взгляда на святой крест бывает достаточно для того, чтобы прояснилась замутненная память, и в душе пробудилась угасшая совесть.
И почему апостолы не носили крестиков? 25 апреля 2019. 188 прочитали. Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. Нужно сказать, что мы не можем с достоверностью утверждать, что апостолы не носили нательных крестов, так как есть свидетельства начала второго века, говорящие о том, что мученики носили изображение креста на груди. В то же время, апостолы не имели надобности носить отличительный знак христианина, так как они всей своей жизнью беспрерывно показывали себя христианами.
Нужно ли носить крестик — что говорил Иисус и Библия?
Нужно ли носить крестик согласно Библии — говорил ли Иисус об этом в 9 главе Евангелия от Луки?
Нужно ли носить крестик согласно Библии?
На подобные вопросы трудно отвечать, поскольку они изначально показывают иррациональное мышление автора вопроса. Как можно дать логичный ответ на нелогичный вопрос? Это напоминает мне слова Джонатана Свифта, автора «Путешествий Гулливера»: «Невозможно разубедить человека в чем-то доводами разума, если его убеждение не было основано на разуме». Я полностью согласен с этим. Может ли хоть один разумный человек полагать, что Иисус, говоря о кресте в 9 главе Евангелия от Луки, говорит о ношении крестика на шее? Нет, ну правда?
Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной. (Евангелие от Луки 9:23)
Я могу лишь сказать, что ФАКТЫ говорят о том, что ранняя церковь первого века не носила никаких крестиков. Они также не размещали крестов на своих строениях и не использовали изображения креста на своих богослужениях. Крест в христианстве стали использовать значительно позже, но и тогда это было в текстах, а не в реальности.
Я очень сомневаюсь, что ранняя церковь вообще стала бы использовать крест как символ, поскольку в первые два века она была против использования любых физических предметов, включая иконы и другие изображения. Крест использовался лишь метафорически, а до 4 века н.э. не использовался в искусстве вообще. Физическое использование креста началось позже — в 4-5 веках н.э.
В любом случае, неужели нам надо так подробно изучать историю ранней церкви, чтобы понять, что Иисус не говорит о физическом крестике на шее в 9 главе Евангелия от Луки? В те времена крест использовался лишь одним способом — для казни преступников. Это глупо думать, что Иисус Христос говорил о ношении крестика на шее, говоря о том, что человек должен «нести свой крест».
Апостол Павел пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Почему вы носите кресты и осеняете себя крестным знамением, если в Слове Божием, Библии никто не делает сих действий – ни сам Иисус, ни апостолы, ни другие люди? Александр. Отвечает иерей Роман Посыпкин: Крест для христиан — символ принадлежности ко Господу, главный образ нашего спасения. О поклонении кресту, дорогой Александр, Библия говорит вполне определённо: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18).
Почему баптисты не носят крест: кто из христиан не носит крест
Крест – один из самых узнаваемых символов в мире. Некогда он был в ходу у наших пращуров-язычников и распространен во многих примитивных культурах. Но с появлением христианства крест стал трактоваться именно как символ принадлежности к соответствующей религиозной конфессии.
Все мы знаем, что православные и католики носят нательный крестик в качестве признания самоотверженного подвига Христа, принявшего мученическую смерть и искупившего все грехи Человечества. Однако далеко не все христиане считают распятия чем-то священным и поклоняются животворящему кресту. Многие христиане не признают никаких символов, да и общие принципы религии у них отличаются от привычных прихожанам РПЦ.
Немного об истории религии
Христианская религия зародилась в начале нашей эры: собственно говоря, общепринятое летоисчисление ведется от рождения сына Божьего, Христа. Местом зарождения веры считается Иудея (Палестина), где после смерти и вознесения Христа начало распространяться соответствующее учение и заповеди Спасителя. Как ни странно, первыми приверженцами нового вероучения, наряду с арамейцами, стали иудеи.
Поначалу, на протяжении тысячелетия, христианская церковь была единой. Затем, в 1054 году произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, а еще позже, уже в Средневековье, от католической церкви отделился протестантизм, который впоследствии распался на множество более мелких конфессий.
На данный момент христианскую религию исповедует порядка трети от всего населения Земного шара. Число приверженцев протестантизма составляет около 800 миллионов человек – это второе по численности направление христианства после католицизма.
Сейчас в мире по-прежнему существует три основных направления христианской религии:
- Православие. Самая малочисленная конфессия – порядка 280 млн верующих. Это главенствующее религиозное направление в России и ряде стран Восточной Европы, а также Греции. Появлением православия на Руси мы обязаны князю Владимиру, фактически насильственно насаждавшему христианство в конце X столетия. Православие – самое древнее направление христианства, считающееся каноническим.
- Католицизм. Наиболее многочисленное течение – порядка 1,2 млрд приверженцев. Глава – Папа Римский, считающийся непогрешимым. В католицизме Дева Мария почитается как непорочно зачатая, существует концепция Чистилища, имеется масса отличий от православия по трактовке Священного Писания и обрядовой части.
- Протестантизм. Самое молодое направление Христианской церкви, своим появлением обязанное реформаторской деятельности Мартина Лютера. Оно зародилось в XVI столетии в Германии и постепенно распространилось на весь мир. В рамках протестантизма существует масса конфессий, от весьма строгих до потрясающе либеральных. Самые многочисленные и известные конфессии – пятидесятники, англикане, адвентисты и иже с ними.
Как известно, Спаситель принял мученическую смерть на кресте, а затем воскрес и вознесся. Почему крест? Просто в те времена в Древнем Риме это был весьма распространенный вид казни. Так что Сын Божий – далеко не первый распятый, но единственный в Истории воскресший после такой мученической смерти.
Крест далеко не сразу стал символом христианской религии – до воцарения императора Константина учение Христа олицетворяли рыбы, агнец, хризма (инициалы Спасителя) и даже якорь. Однако с начала IV столетия символ животворящего креста стал постепенно распространяться, пока не достиг нынешней популярности. Впоследствии его стали дополнять распятой фигуркой Христа.
Постоянное ношение нательного креста после крещения более типично для православия (причем русского). Современные католики носят кресты реже, а православные греки и приверженцы большинства ветвей протестантизма – вообще никогда.
Носят ли протестанты крестики?
Как говорилось выше, протестантизм весьма многообразен и широко распространен – количество разнообразных течений внутри него измеряется тысячами. Большинство их основано на безусловном следовании Библии, живой вере и священстве всех верующих.
Канонизированных святых в протестантизме практически нет. Точнее, их житие не отрицается, но они почитаются, скорее, как мудрые учителя. В большинстве направлений обрядовая часть сильно урезана и сводится лишь к двум таинствам: крещению (которое проводится обычно в осознанном возрасте) и причастию. Некоторые течения обходятся и вовсе без них.
Действительно, протестанты не носят крестик (во всяком случае, представители большинства крупных течений). Крест не используется в богослужениях и не является объектом поклонения.
Протестанты объясняют это тем, что истинная вера не нуждается в материальных символах, а поклонение им – идолопоклонничество, всячески порицаемое в христианстве. Тем не менее, символ креста они не отвергают (он украшает молельные дома, изображается на Библиях, которые распространяются бесплатно), а просто ему не поклоняются.
Молельные дома протестантов обычно обставлены весьма лаконично. В них отсутствуют иконы, изваяния и роскошная утварь. Некоторые течения и вовсе не признают необходимости иметь специальные места для отправления богослужений: где собрались верующие, там и церковь.
Отдельные ветви отрицают какую-либо роль креста в христианском вероучении. Якобы, Христос принял смерть на столбе, а не кресте. Эти разночтения вызваны нюансами перевода Священного Писания.
Почему баптисты не носят крестик
Баптистское вероучение – одно из распространенных ответвлений протестантизма. В России оно, пожалуй, наиболее популярно. Баптисты придают грандиозное значение всему, что написано в Библии, крестятся в зрелом возрасте и не приемлют идолопоклонничества в любой форме. Таковым они считают поклонение кресту: от осенения крестным знамением до ношения нательного крестика.
Баптисты не носят крест, прежде всего, потому, что в Библии нигде не сказано, что верующие должны ему поклоняться. Более того: они считают почитание креста чем-то кощунственным, ведь на нем принял смерть Иисус Христос. Разве можно поклоняться орудию казни?
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Тем не менее, наиболее продвинутые представители этой конфессии считают, что к кресту нужно относиться с уважением. Однако не нужно путать уважение с преклонением и заменять истинную веру материальными символами.
Баптистам закономерно оппонируют представители православного духовенства, приводя слова Апостола Павла из Библии. Святой очень чтил животворящий крест и призывал к этому всех верующих.
Крест – не столько орудие казни, сколько символ воскресения Христа, мученическая смерть которого дала Человечеству шанс на спасение. Во всяком случае, по мнению большинства православных христиан.
Православные греки
Православие в Греции воцарилось гораздо раньше, чем на Руси. И если у нас оно насаждалось сверху, то первые верующие в Христа греки подвергались серьезным гонениям. Носить крест в те времена было попросту опасным: первых христиан нещадно истребляли.
Тем не менее, считается, что великомученики греческого происхождения носили кресты. Впоследствии некоторые верующие начали татуировать крест на груди (его невозможно сорвать и осквернить) или носить медальоны с изображением распятия.
В общем, традиция ношения нательных крестиков в Греции не прижилась. По мнению современных греческих теологов, каждый человек получает духовный крест при крещении, а в материальном воплощении он не нуждается.
Что носят евреи вместо креста?
Евреи не носят крестик потому, что не являются христианами. У них есть собственная религия – иудаизм. Что интересно: иудаизм гораздо старше христианства и вообще является самой старой монотеистической религией в мире. Евреи-ортодоксы придерживаются крайне строгих и непонятных инакомыслящим канонов.
Символ креста для евреев обагрен их собственной кровью. Их убивали, изгоняли с насиженных мест, нещадно грабили и даже лишили родины. А делали это рыцари-крестоносцы, якобы мстящие иудеям за смерть Христа.
Евреи не имели никакого отношения к казни Христа. Земли Иудеи были захвачены легионами римлян, и самим евреям от этого было несладко. Римляне (тогда еще язычники) и распяли Спасителя.
Евреи носят на шее вместо крестика шестиконечную звезду Давида. Это не настолько религиозный, насколько духовный и национальный символ, так что ношение его – дело сугубо добровольное.
Христианский крестик не оберег и не талисман на удачу – без истинной веры он пуст. Так что носить его нужно только тем людям, которые действительно чтят Христа и искренне благодарят его за спасение.
Почему баптисты не носят крестик. Православные греки. Что носят евреи вместо креста? Крест – один из самых узнаваемых символов в мире. Некогда он был в ходу у наших пращуров-язычников и распространен во многих примитивных культурах. Но с появлением христианства крест стал трактоваться именно как символ принадлежности к соответствующей религиозной конфессии. Баптистам закономерно оппонируют представители православного духовенства, приводя слова Апостола Павла из Библии. Святой очень чтил животворящий крест и призывал к этому всех верующих. Крест – не столько орудие казни, сколько символ воскресения Христа, мученическая смерть которого дала Человечеству шанс на спасение.
Носили ли апостолы кресты
Если бы кто нибудь предложил бы Иисусу Христу и апостолам одеть на шею на веревочке современный символ христианства — распятие, то они сочли бы это как минимум оскорблением. Ибо орудие казни простолюдин и опасных преступников никак не вязалось в их умах, как символ веры и убеждений. Так какими иже были символы веры и как они менялись.
ИХФИС
По преданию Иисус был рыбаком, о его юных годах жизни известно лишь то, что он был отдан в учение рыбакам и с ними провел юношеские годы ловя лыбу. Позже в одной из своих проповедей он назовет себя "ловцом человеков" «И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:19). В Евангелии от Марка это место передается почти дословно. «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мар.1:17). Видимо отсюда, как в Юности он ловил рыбу, так позже до и после смерти ловил человеков и проведена аналогия.
ЯКОРЬ
Так называемый якорный крест, конечно же слово крест здесь измышлизм поздних священиков. Перекладина на якоре никакого отношения к распятию не имеет это снасть для крепления фала к якорю и помощь при якорении в грунт. Для рыбака Иисуса и его коллег якорь был символом спасения и дома, на якорной стоянке моряк находился в безопасности в тихой гавани спасаясь от штормов и у родного дома. Так же как вера в бога дает верующему чувство спасения в загробной жизни.
ХРИЗМА
Монограмма имени Христа, в ней зашифрованы два слова Христос и Помазанник, также часто на ней находятся Альфа и Омега, что означает начало и конец то есть бог. Откровение. 21:6, 7-Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет мне сыном".
Переходный символ, в якоре уже угадываются черты распятия, появились голуби и оливковые ветви.
Это носимые символы, были еще графические символы, такие как голубь, пеликан, петух, оливковая ветвь, лилия и т.д. но о них в следующий раз
Иисус и Спартак
А что же такое православный крест во времена Иисуса Христа? Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — виновных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.
Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.Римских сенаторов и судей обвинили в «преступлении» за то, что они приговорили к распятию римских граждан. Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи наместником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считается, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.
Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и принимать самые разные формы: Т-образную, Х-образную, У-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз головой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетворил его просьбу, но другим мученикам отказал.
По мнению отдельных историков, практика распятия вниз головой родилась по чисто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубоко, так что горизонтальная балка оказывалась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кренился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».
Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Андрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и отдал палачу. Ему не стали прибивать руки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась дольше. Он прожил после распятия два дня.
В Риме, Греции и на Востоке приговоренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизонтальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и палачей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.
На месте казни осужденного привязывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.
Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случалось, что казнимого прибивали к кресту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее приготовленную яму. Гвозди никогда не забивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.
Пяточная кость с гвоздем археологические раскопки.
Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота». Остриё пронзало её, не повреждая костей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костями. Но в обоих случаях крепление оказывалось весьма прочным.
Ноги прибивали разными способами. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так называемом «четырехугольном» распятии. Для лучшей надёжности крепления, гвозди, как правило, прибивались через деревянную шайбу.
В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на религиозных картинах, не было и в помине.
Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку. Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых привязывали тяжелые камни, чтобы обеспечить полную неподвижность рук и лишить человека возможности дышать.
В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предлагали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.
Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стервятники.
Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восстаний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тысячи распятий.
Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, власти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему последний долг после официальной констатации смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не усиливал его страданий.
Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императоре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Карфагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.
Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смолой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных римскими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Домициана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христовых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.
P/S Кто не знает ответ, что за череп и кости лежат под крестом, отвечаю. Это голова (череп) Адама, первого человека на земле. По преданию Христа распяли на месте его могилы.
Анкх, или египетский крест.
Но не только орудием казни обязан символизм, истоки христианского креста лежат гораздо глубже. Учение Христа родилось их иудейской Торы, которая в свою очередь берет истоки в сакральной религии Древнего Египетского Царства.
Основное значение символа анкх – это бесконечность бытия. Другими словами, он олицетворяет жизнь после смерти. Коптский крест говорит о том, что, когда приходит смерть, то это не означает конец жизни. Душа человека бессмертна. Следовательно, она будет существовать бесконечно. Она будет накапливать опыт получать знания и готовиться к другой жизни.
Помимо этого, многие исследователи считают, что он символизирует соединение неба и земли. Также анкх – это символ божественной жизни, а также он олицетворяет связь человека с богом и божественное начало в каждом конкретном человеке.
Как видите значения в символизме Анкха и Христианского Креста весьма и весьма близки. Можно даже сказать, что Христианский крест, это младший брат или сын Анкха.
От виселицы до электрического стула.
Так сложилась судьба Иисуса Христа, апостолов и первых христиан, возможно живи и проповедуй Христос в иные времена символ христианства выглядел бы по иному. Но вероятнее всего он трансформировался бы в некий симбиоз Анкха и якоря. но никак ни в виселицу, плаху или столб к которому привязывали для сожжения людей средневековые инквизиторы. Распятие на кресте породило возможность метафорировать Анкх в виде Распятия, тем самым избежать аналогии по причине того, что годы египетского рабства считаются Ветхим Заветом годами мук и страданий, и не могут символы египтян рассматриваться как символы добра и счастливой жизни.
Нужно ли носить крестик на шее согласно Библии и зачем, если да? Говорил ли Иисус о ношении крестика в Евангелии от Луки? Толкование Библии. Может ли хоть один разумный человек полагать, что Иисус, говоря о кресте в 9 главе Евангелия от Луки, говорит о ношении крестика на шее? Нет, ну правда? Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной. (Евангелие от Луки 9:23). Я могу лишь сказать, что ФАКТЫ говорят о том, что ранняя церковь первого века не носила никаких крестиков. Они также не размещали крестов на своих строениях и не использовали изображения креста на своих богослужениях.
О нательном кресте и крестном знамении
Нательный крест возлагается на нас в таинстве Крещения со словами Господа Иисуса Христа: «Отвергнись, возьми и следуй!»( см.: Мк. 8, 34–36). В этих словах заключена суть христианства, они объясняют, что значит быть христианином. В соответствии с отеческим толкованием, «отвергнись» – оставь свое самолюбие и греховную жизнь; «возьми» – прими жизненный крест, который назначает Господь каждому из нас, не ропщи, не завидуй, не жалуйся на нелегкую судьбу; «следуй» – по пути Христову следуй за Христом, живя по закону Божию, благодаря за всё: и за доброе, и за скорбное. При этом выбирать себе крест не наше дело, наш долг принять тот, который назначает Господь (здесь не имеется в виду нательный крест). А какое место в жизни христианина занимает нательный крест? Почему мы носим его на шее? Для чего изображаем крестное знамение? Эти вопросы важны в деле нашего спасения. На них отвечает иерей Кирилл Андриенко.
Обратимся к Евангелию: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8,34–36) – именно с этих евангельских строк хотелось бы начать разговор о роли креста и крестного знамения.
Крест – наше знамя
Крест – символ крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14). Эти и другие высказывания апостолов – людей, видевших Христа, – не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала бытия христианской Церкви не просто употреблялись в качестве символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.
Для первых христиан ношение креста было настоящим подвигом, разделением страданий Христа, особенно во времена гонений. Современный обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещенного нательный крест появился не сразу. Первые христиане исповедовали свою веру, носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия.
Еще до нахождения в IV в. царицей Еленой и императором Константином Животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа святого Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Этот обычай остался в коптской церкви – верующие копты делают татуировки в виде креста на руке или на лбу.
Нательный крест
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу IV века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.
Как мы видим крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала существования Церкви. К примеру, церковный мыслитель Иустин Философ (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствовал перед язычниками: «Крест есть величайший символ силы и власти Христовой».
После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. С Крещением Руси этот обычай перешел и к нам. В то время крест занимал особое место в жизни каждого православного: на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Существовало два рода нательных крестов: «тельники» (носимые на теле под одеждой) и энколпионы (от греч. «нагрудный»). Энколпионы носились поверх одежды, и сначала представляли собой ковчежец с мощами или иными святынями. Впоследствии ковчежец приобрел форму креста, и такой крест могли носить только императоры и епископы. Современные наперстные кресты, которые носят священники, ведут свою историю именно от энколпионов.
О крестном знамении
С обычаем ношения креста неразрывно связан обычай совершать крестное знамение. Он также берет начало со времен апостольских. В III веке крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) Тертуллиан пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие. Святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского Вселенского Собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в Православие, в Византии крестились еще двумя перстами, такой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было постановлено креститься тремя перстами (символ троичности).
Спаси и сохрани
Однако сейчас для большинства людей крест – это символ христианства, и только. Но для людей истинно верующих крест – это намного больше, чем символ. Крест – это реальность искупления и орудие спасения человеческого рода от греха и смерти, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную смерть. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и воскресение Сын Божий совершает акт величайшего Божественного самопожертвования из любви к Своему погибающему творению. Он побеждает сатану с его гордыней, освобождает человека от рабства греха, открывая путь в Царствие Небесное, освящает и дарует нам Крест как победоносное оружие для борьбы с врагом рода человеческого – диаволом. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и воскресению Своего Спасителя, за которым следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Крест – это напоминание, какой ценой куплено наше спасение, это победа над диаволом, знамя торжества Божиего.
Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой Крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? – вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: – По неверию вашему». Если человек носит крест без веры, то конечно сам крест не спасает и не имеет никакого значения для человека. Ведь благодать Божия действует не безусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов. Те слова, которые написаны на обороте креста: «Спаси и сохрани», многие понимают только в бытовом смысле, забывая про душу. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которого враг рода человеческого губит наши души. Но с помощью Божией человек может освободиться от власти греха, не зря святые отцы говорят: «Враг силен, но Господь всесилен!» Поэтому «Спаси и сохрани» означает неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.
Всегда носить крест
Великие русские старцы учили, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, – писал старец Савва, – это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За двухтысячелетнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест – это была проверка. В наше время этот подвиг совершил простой русский юноша Евгений Родионов. Он стал мучеником за веру, попав в плен. Каждый день ему предлагали жизнь в обмен на то, чтобы он снял крест и принял ислам. Женя креста не снял, и 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, его убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела враги не посмели снять крест. Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по каким-то причинам не носит крест или носит его как какое-то украшение.
«Не носите крестик как на вешалке, – часто повторял Псково-Печерский старец Савва, – Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви».
«Сим победиши»
«Блаженны те, кто познал Христа, кто научен закону Христову, кто избрал путь Христов» (свт. Лука Войно-Ясенецкий).
Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается Крестом. «Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст.
Давайте и мы будем относиться ко Кресту как к величайшей святыне и оружию против диавола, будем как можно чаще с молитвою ограждать себя крестным знамением, освящая таким образом каждое дело и начинание.
Так называемый якорный крест, конечно же слово крест здесь измышлизм поздних священиков. Перекладина на якоре никакого отношения к распятию не имеет это снасть для крепления фала к якорю и помощь при якорении в грунт. Для рыбака Иисуса и его коллег якорь был символом спасения и дома, на якорной стоянке моряк находился в безопасности в тихой гавани спасаясь от штормов и у родного дома.
- https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53710
- https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/nuzhno-li-nosit-krestik-biblija.html
- https://sunlight.net/wiki/pochemu-baptisty-ne-nosyat-krest-kto-iz-hristian-ne-nosit-krest.html
- https://m.fishki.net/2744938-nosimye-hristianskie-simvoly-ot-apostolov-do-nashih-dnej.html
- https://pravlife.org/ru/content/o-natelnom-kreste-i-krestnom-znamenii