С каких пор русские мужчины стали носить серьги?
Для древнерусского князя и для кавалериста времён наполеоновских войн серьга в ухе была обычным делом. А в Московской Руси мужские серьги были ценной частью наследства или приданого.
Russia Beyond (Константин Маковский / Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы; Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»)
Russia Beyond (Константин Маковский / Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы; Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»)
«Показался Святослав, переплывающий реку на скифской ладье. Он сидел на веслах и греб вместе с остальными, ничем не отличаясь от них. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода. Выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами».
Зачем мужчины прокалывали уши и носили серьги? А. Трехлебов
Так византийский историк Лев Дьякон описывает Святослава Игоревича, Великого князя Киевского, во время его встречи с императором Византии Иоанном I Цимисхием (X век).
Меч-кладенец и в ухе одинец
Русские воины прокалывали уши с древних времён. В культуре самых разных народов это было защитным магическим действием. Серьга в ухе воина носилась изначально как оберег от нечистой силы, но также и как банальный показатель статуса. Чем дороже и замысловатей украшение, чем больше бусинок или драгоценных камней на серьге, тем знатнее ее обладатель. Лев Дьякон, описывая вид Святослава, говорит, что «одеяние его было белым и отличалось от одежды других только чистотой», значит, золотая серьга была самым дорогим аксессуаром правителя Киевской Руси.
Ношение серьги в ухе у мужчин было популярно среди алан, волжских булгар, о чем говорят раскопки погребений знати. Известно, что у скифских племен были серьги с грибовидной шляпкой, которые носили и мужчины, и женщины – видимо, как признак племени. Серьги носили в улусах Золотой Орды, и оттуда они тоже распространялись на Русь.
Сначала популярны были серьги-«одинцы» – с одним звеном. Впоследствии, с XIV века, распространяются серьги с отходящим вниз стержнем или подвеской (в форме знака вопроса), на которые нанизываются одна или несколько бусинок. В 1358 году в своей духовной грамоте (завещании) князь Иван Иванович завещает своим двум сыновьям по одной золотой серьге с жемчугом.
С XVI века появляются серьги-«двойчатки» и «тройчатки» – соответственно, с двумя и тремя звеньями. У князя углицкого Дмитрия Ивановича в описании его казны можно найти серьги «большие» и «тройные» с яхонтами и лалами, украшенные зернью, новгородского и восточного производства. Яхонт – это сапфир или аметист, лал – чаще всего шпинель или рубин. Серьги делали из золота, серебра, медного сплава, покрывали золочением и обязательно украшали жемчугом.
Конечно, серьги на Руси носили не только знатные люди. Простые медные серьги в форме незамкнутого полумесяца носили и мужчины из простонародья. В XVII веке среди имущества крестьянина упоминается «ломаная» серьга – подтверждение того, что даже испорченные украшения ценились и хранились в крестьянских семьях.
Зачем мужчины в Османской империи носили серьги?
Серьги-двойчатки, конец XVII в., Россия. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
Серьги-двойчатки, конец XVII в., Россия. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
А что же русские женщины? Как пишет археолог Наталья Жилина, «исконным в славяно-русском уборе было ношение крупных височных колец, скрепленных с металлическим венком, в VIII веке распространились миниатюрные серьги провизантийского облика». Однако русские знатные женщины в XIV-XV веках дорогих серег не носили, парадным украшением была рясна – тоже своеобразные металлические подвески, крепившиеся к головному убору.
Рясны – подвески к головному убору. Русь, 12 в. Серебро, золочение, пайка, скань, зернь. shakko (CC BY-SA 3.0)
Рясны – подвески к головному убору. Русь, 12 в. Серебро, золочение, пайка, скань, зернь. shakko (CC BY-SA 3.0)
Показательно, что князь Рузский Иван Борисович в XVI веке унаследовал «двои серьги яхонты, а третьи лалы» от своей матери, а передал их сестре, которая лишилась приданого. То есть, серьги в те времена не имели какой-то жесткой гендерной принадлежности. Драгоценные женские серьги становятся популярны снова в XVI-XVII веках, уже под влиянием европейской культуры – в описаниях имущества царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, встречаем «серьги розными образцы».
Для милого дружка
С расширением пределов русского государства все больше становилось казаков – вольных людей, которые были одновременно земледельцами, торговцами и солдатами казацкого войска, охранявшего рубежи страны. Среди них серьги стали формой знака различения в строю.
В левом ухе серьгу носили те казаки, которые были единственными сыновьями в семье (могли быть сестры). Серьги в обоих ушах – единственный ребенок мужского пола. А серьга в правом ухе – знак последнего мужчины в роду. Таких старались не брать на опасные задания и в самое пекло.
Мужская серьга у высшей русской знати ненадолго вышла из моды в XVII-XVIII веках – в это время ее носят в основном казаки, а также европейские моряки, солдаты, ремесленники, которых становилось все больше в Московском царстве. Для мастеровых из немецких земель золотая серьга – часто запас «на чёрный день», который сложно потерять, но можно заложить, продать, в отчаянии пропить.
В начале XIX века мужская серьга вновь вошла в моду – сначала в военных кругах. Бытописатель Михаил Пыляев вспоминал, что принесли эту моду «с Кавказа, от грузин и армян», где тогда шла Кавказская война, через битвы которой пришлось пройти многим русским офицерам. «Мода на серьги особенно процветала у военных людей в кавалерийских полках, и трудно поверить, что гусары прежних лет, «собутыльники лихие», все следовали этой женской моде, и не только офицеры, но и солдаты носили серьги», – писал Пыляев. «Женской» мода называлась, в частности, потому, что военные носили украшения своих возлюбленных дам – в качестве оберега и сентиментального подарка. «Уверяют, – писал Пыляев, – что известная пословица “для милого дружка и сережка из ушка” придумана в то время солдатами».
Серьга в СССР
2 сентября 1996 г. Лидер мотоклуба «Ночные волки» «Хирург» в подмосковном пионерлагере «Мир» во время фестиваля «Международное байк-шоу». Валерий Христофоров/TASS
2 сентября 1996 г. Лидер мотоклуба «Ночные волки» «Хирург» в подмосковном пионерлагере «Мир» во время фестиваля «Международное байк-шоу». Валерий Христофоров/TASS
К началу XX века серьга в мужском ухе уже была атрибутом только казака или цыгана. «Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…» – описывает Михаил Шолохов в «Тихом Доне» донского казака Пантелея Прокофьевича.
В Советском государстве, особенно с ужесточением условий жизни в 1930-е годы, любые детали облика мужчины, которые могли встречаться в образе женщины, стали жестко отвергаться. Советские чиновники и рабочие не могли позволить себе колец и перстней – это считалось бы «буржуазной», «декадантской» блажью. Даже обручальные кольца в первые десятилетия СССР вышли из моды.
Идейный рабочий, физически крепкий и подчеркнуто маскулинный, и трудящаяся женщина, сбросившие оковы бытового рабства – с обликом этих советских граждан украшения как-то не вязались. И хотя женские украшения постепенно возвращаются и становятся более замысловатыми, мужские ещё долго останутся признаком «красивой жизни». В фильме «Бриллиантовая рука» на пальцах шефа мафии красуются перстни и кольца, атрибут негодяя.
Разумеется, кольца и перстни носили модники, фарцовщики, «стиляги». Но серьга в ухе у мужчины в СССР ещё долго оставалась эксцессом – на неё не решались даже хиппи. Простая сережка при повальной гомофобии, насаждавшейся самим государством, делала её носителя жертвой первых же уличных хулиганов.
И только в 1980-е серьга – «одинец», по старой терминологии – вернулась в уши панков и рок-музыкантов, но только в левые. Вплоть до недавнего времени серьга у мужчины в правом ухе была намеком на альтернативную сексуальную ориентацию, но уже с 2010-х годов, с глобализацией мировой моды, это отличие почти стерлось. Мужчины в России теперь, как и во всем мире, часто носят не только серьги, но и пробивают тоннели в мочках ушей, приобретая облик по-настоящему угрожающий. Такая мода наверняка была бы по сердцу древним дружинникам и казакам.
ИсточникСерьги: почему на Руси их носили только мужчины
Украшения в ушах — изначально прерогатива исключительно мужская. Серьги были сначала оберегами, а позже превратились в символ силы и власти. Наличие серег в ушах означало высокий статус их носителя.
Защита от нечисти
В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.
Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов , своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.
Показатель социального положения
Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами , а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.
Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.
У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.
Указание на род занятий и родственные связи
Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название « одинец ». Мужчину, который носил одинец , звали « серьгач ».
В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.
Дань моде
В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.
Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.
Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов .
ИсточникИз истории украшений: серьги
Сегодня серьги носят и мужчины, и женщины. Этот вид украшений стал настолько привычным, что сложно представить себе современную девушку, у которой в шкатулке не завалялось хотя бы 2-3 пары. По виду изделия иногда можно судить не только о вкусе, но и о статусе человека. Драгоценности из золота, к примеру, он может себе позволить только при высоком достатке.
Традиция судить по сережкам о личности человека далеко не нова, а берет начало из древних времен
Древние серьги и их символизм
Первые серьги появились 7 тысяч лет назад. Это были примитивные конструкции из дерева, камня, костей животных и прочих подручных материалов. Вскоре люди начали заменять несуразные вещицы более красивыми, изготовленными из металлов и ярких полированных самоцветов.
Интересно, что символическое значение серег у разных стран кардинально отличалось.
- В Египте их ношение считалось привилегией высшего сословия.
- В Ассирии украшения в ушах тоже носились только чиновниками, жрецами и прочими высокопоставленными особами.
- В Древнем Риме кольца в ушах должны были носить рабы.
- В средневековой Европе украшения с пирсингом негативно оценивались церковью. Знать не прокалывала уши, это было свойственно только неблагополучным кастам.
- В Древней Греции долгое время серьги служили индикатором древнейшей профессии, их носили проститутки.
Чуть позже понятия в греческой моде изменились, аксессуар стал детским. По нему определяли пол ребенка (если парный, значит, девочка). А в одно ухо сережку вставляли мальчики и носили ее вплоть до совершеннолетия.
У купцов и мореплавателей был обычай носить в одном ухе драгоценную серьгу. Она использовалась как плата за похороны в случае смерти на чужбине
Дизайн тоже отличался в зависимости от нации изготовителя. К примеру, почти все изделия этрусских мастеров дополнялись цветочными, фруктовыми или анималистичными мотивами. Индийские и китайские дамы больше всего тяготели к золоту, изредка – к серебру. Римские и греческие женщины самыми красивыми находили модели с яркими драгоценными камнями: корундами, гранатами, топазами. У греческих ювелиров была интересная традиция – жертвовать серьги богине-покровительнице, оставляя их на алтаре в храме. А у французских мадам в XVII веке было принято украшать уши аксессуарами из:
-
;
- черепашьего панциря;
- слоновой кости.
Впрочем, европейская мода на серьги менялась быстро, и уже в следующем столетии на смену экзотическим материалам пришли драгоценные металлы с каменьями.
В средневековой Европе серьги были под запретом из-за церкви. Но в эпоху Ренессанса их популярность настолько возросла, что привела к появлению новой профессии – сережника
Кто и какие серьги носил в славянских странах?
Жители Древней Руси начали носить серьги под влиянием викингов, периодически посещавших государство по военным и торговым делам. Сначала скандинавские веяния перешли на детей: девочки надевали по две сережки, а мальчики – одну, в левое ухо. Предмет имел не столько декоративную, сколько защитную функцию – служил оберегом от различных хворей.
Постепенно традиция дошла и до взрослых.
- Великий князь и члены его семьи щеголяли в моделях из золота, украшенных драгоценными камнями.
- Купцы и прочие состоятельные люди довольствовались серебряными изделиями.
- Крестьяне и другие бедные касты вставляли в уши деревянные и медные украшения.
В XV-XVII вв. мужчины потихоньку стали отказываться от идеи носить серьги. Первыми «соскочили» купцы и бояре, которых придворный этикет обязывал цеплять на головы пышные парики. За такой шевелюрой не то, что украшения, даже уши не просматривались. Какое-то время ношение сережек было прерогативой бедняков, а затем анти-тренд распространился на остальные слои населения.
Но серьги недолго оставались в изгнании. Уже в следующем столетии обычай носить их возродился в новой ипостаси – серьги стали рассматриваться как парное украшение для влюбленных. Когда парень уходил на войну, девушка отдавала ему свою сережку в качестве оберега и талисмана на удачу.
Еще один славянский народ, у которого существовала традиция носить серьгу в ухе, – запорожские казаки. У них украшение было символичным и оценивалось окружающими по тому, где было расположено.
- В левом ухе серьгу носил мужчина, который был единственным сыном у своей матери.
- В правом ухе – единственным кормильцем и добытчиком в семье.
- В два уха кольца вставлялись при соблюдении обоих условий.
Казаков с двумя сережками атаман оберегал больше других, поскольку на них была возложена функция продолжателей рода.
Что касается славянских женщин, то с XII до XIX столетия многие из них носили серьги, но не придавали аксессуару большого значения. И лишь в позапрошлом веке европейская страсть к ушным украшениям докатилась до России. Здесь тоже начался «бум», который, по сути, продолжается до сих пор.
Источник