Когда христиане взяли свой крест
Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это «сверху», по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва
Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.
Как крест стал главным символом христианства
Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью «Сим победиши!» До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея — III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты — II-III вв. Местонахождение — Британский музей.
Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.
Почему православные носят крест на груди?
По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.
Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6 :14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.
Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста
* * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою «знамение
креста» на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.
Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век
Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.
Святитель Иоанн Златоуст, IV век
Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.
Святитель Григорий Богослов, IV век
Крест: главный символ христианства
Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?
Нательный крест. Инфографика
На заставке: Распятие Христа. Евангелие Рабулы, 586 год. Одно из самых ранних изображений сцены Распятия.
ИсточникИстория креста – как возникла традиция носить крестик
Каждый православный христианин при крещении принимает крест, который по обыкновению носит прямо на теле, отсюда и название – нательный крест. История креста берет начало со времен древних христиан.
Для первых христиан очень важно было иметь при себе доказательства, связанные с существованием Спасителя. Но из-за притеснений, исходящих от язычников, о ношении крестов не могло быть и речи.
Прототипом нательных крестов в IV веке стали энколпионы. Это были небольшие коробочки круглой или прямоугольной формы, внутри которых находились святыни: частицы мощей, кусочки просфор. В некоторых случаях энколпионы служили для хранения Святых Даров. Во времена гонения первых последователей Христа это была вынужденная мера, чтобы верующие могли принять Причастие у себя дома.
Только после прекращения гонений и отмене казни христиан, первые изображения крестов появляются на облачениях священников.
Со временем энколпионы становятся приоритетом епископского сана и постепенно приобретают крестообразную форму. Хотя внутри они продолжают оставаться пустотелыми. Позже епископский крест приобретает современные очертания.
Кроме этого, энколпионы нашли и другое направление. От них пошли нательные кресты (тельники). Уже в средние века этот символ веры был распространен повсеместно среди восточных христиан. Первые образцы тельников были монолитными. Делались из камня, металла или дерева, чаще всего из кипариса.
Они закреплялись вокруг шеи с помощью шнурка, который продевался в отверстие, специально проделанное в верхней части.
Из чего делали первые крестики
Нательный крест 18 век
Из металлов для отливки крестов брали в основном бронзу или серебро. Некоторые экземпляры вырезались из готовых металлических пластинок, иногда в качестве основы служили монеты.
Первые кресты были простыми, без изысков, но уже в XIV веке их форма и оформление усложняются. Преимущественно эта тенденция развивается на территории Руси, так как всем крестившимся обязательно давали крест. Изделия щедро украшались сюжетами из Евангелия, символами, иконками.
Для византийской и русской иконописи характерна четырехконечная форма креста с двумя дополнительными перекладинами, размещенными снизу и сверху. Нанесение на основу распятия – традиция не столь древняя. Сначала кресты изготовлялись без такого дополнения, поэтому Старообрядцы до сих пор отвергают кресты с изображением распятия. Также отличительной для русской православной традиции является надпись на внутренней стороне креста «Спаси и сохрани».
Таким образом, нательные кресты в течение веков неоднократно меняли очертания, претерпевали различные изменения. Поэтому важно, чтобы нательный крест изготовлялся мастерами, понимающими суть церковных традиций, имел каноническую форму. Он должен использоваться по своему прямому назначению, а не просто как украшение. Христианин, надевший крест свидетельствует о своей православной вере, о готовности быть со Христом и в скорби, и в радости.
ИсточникХранитель всей Вселенной
Одна из главных святынь христианина — крест. На Кресте свершилось наше спасение, и таинственная глубина этого события ведома Одному Господу. В то же время перед начинающим христианином часто встают вопросы, связанные с местом креста в повседневной жизни. На вопросы читателей отвечает наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, главный редактор «Отрокa» архимандрит Иона (Черепанов).
Почему именно крест стал символом христианства? Ведь крест — это орудие позорной казни, а христианство — религия светлая, радостная.
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Бог был поруган и унижен, чтобы мы были вознесены. Бог умер на позорном кресте, чтобы мы были избавлены от смерти и прославлены бессмертием. Крест из орудия безобразного убийства стал орудием победы над смертью. Своей крестной смертью, Своим Крестом Христос попрал смерть, упразднил ад, дал нам вечную жизнь.
Как после этого нам, дотоле безнадежно обреченным на смерть, не радоваться и не иметь Крест знамением победы над смертью?
Носили ли крест первые христиане? Правда, что вместо креста на шее носили изображение рыбы?
Первые три века христианства — период практически не прекращавшихся гонений, клеветы, притеснений, унижений верных. Естественно, об открытом исповедании себя христианином в большинстве случаев не могло быть и речи.
Поэтому первые христиане зачастую использовали для «идентификации» различные символы, например, рыбу (по-греч. Ίχθύς — первые буквы этого слова являются аббревиатурой фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель»), Доброго Пастыря, агнца. Носить же крест открыто стало возможным только после Миланского эдикта (313 г.), когда христианство стало господствующей религией. Кстати, это событие связано с явлением императору Константину перед решающим сражением креста на небе, после чего он повелел сделать несколько изображений креста и нести их перед войсками. Бой окончился победой. По преданию, один из этих крестов ныне сохраняется в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон за престолом соборного храма.
Что означают буквы «I.H.Ц.I.» на Кресте, когда они стали изображаться?
Здесь уместно будет сказать о символике изображения восьмиконечного креста, где основные перекладины образуют, собственно, сам крест. Верхняя маленькая перекладина символизирует табличку, на которой была написана вина Спасителя: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф.27, 37). Нижняя перекладина символизирует подножие, где стояли прибитые ноги Спасителя. Восьмиконечный крест часто изображается утвержденным на Голгофе, в недрах которой изображен череп Адама, по преданию, погребенного на Голгофе. Кровь Спасителя, пролитая на месте погребения первого человека, омыла его первородный грех.
Рядом с крестом могут быть изображены копие, которым сотник пробил ребро Спасителя, и трость с губкой, с которой Спасителя напоили уксусом (Мф. 27, 48; Мк. 15, 36; Лк. 23, 36; Ин. 19, 29).
Теперь о написаниях. В Евангелии от Иоанна говорится: Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей. Царь Иудейский. и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
Со временем надписи на крестах приобрели нынешнее многообразие, надпись на доске или титле сократилась до начальных букв и соответствовала по-гречески «I.N.B.I.», по-римски «I.N.R.I.», по-славянски — «I.Н.Ц.I.», «IСХС Ніка» — Иисус Христос Победитель (смерти и диавола). Црь Слвы — Царь Славы. КТ — копие и трость. МЛРБ — место лобное рай бысть. ГГ — гора Голгофа.
ГА — глава Адама.
Можно ли снимать нательный крест в некоторых бытовых ситуациях (в бане, например, или чтобы не потерять при купании)?
А зачем? Если из практических соображений, то, когда металлический крест в бане раскаляется, его обычно кладут на плечо, и он, приобретая температуру тела, не обжигает. Мытью в душе крест тоже никак не может помешать.
Но самое главное: крест — не украшение, это — исповедание нашей православной веры, это, как поет Церковь, «хранитель всей вселенной», тем более каждого носящего его на себе. Без крайней нужды (операция на горле, например) снимать его не стоит. А если боишься потерять крест — сделай цепочку короче.
Можно ли делать татуировки в виде креста? Тогда крест всегда будет «на теле».
Татуировка является в большинстве случаев средством эпатажа окружающих. Изображения на теле делаются «на публику». Каждому любопытствующему придется объяснять смысл своего поступка. Если хочешь, чтобы крест всегда был «на теле», носи крепкий крест на крепкой веревочке.
Но, как в любом правиле, существуют исключения. Христиане-копты, живущие в Египте, имеют традицию делать татуировку с изображением креста на запястье. Учитывая то, что они сравнительно малочисленны и живут в мусульманском окружении, это является действительно исповеданием веры, а никак не позерством.
Как должен выглядеть православный крест, отличается ли он от католического?
Православие по сравнению с католицизмом — религия более аскетичная и мистичная, у католиков же очень много внимания уделено плотскому, чувственности и душевности. Это ярко сказывается на ставрографии, в частности, на манере изображения распятого Спасителя. Если в христианском искусстве до отпадения Рима и в Православии Спаситель изображен на Кресте одухотворенно, как Царь Славы, не теряя Своего Божественного достоинства, то на западных изображениях Его пишут натуралистично — поруганным; по словам одного средневекового автора, Христос в западном искусстве «яко немчин брюхат и толст учинен». Для лиц, не являющихся специалистами в иконографии, основным критерием отличия католического изображения Распятия от православного является поздняя (с XII-XIII вв.) западная традиция изображения ног Спасителя, пробитых не двумя, а одним гвоздем.
На куполах православных храмов встречается крест, расположенный над полумесяцем. Что это означает — превосходство христианства над исламом?
Данное предположение неоднократно опровергалось во многих изданиях и многими авторами. Ошибочно оно хотя бы потому, что ислам и его последователи стали вступать в конфликты с христианами значительно позже, чем появились ранние изображения подобного креста. Крест с расположенным внизу полумесяцем является изображением якоря как символа надежды.
Имеет ли какое-то особое значение тот крестик, с которым нас крестили?
Крестильный крест ценен и дорог нам потому, что с ним обычно связаны какие-то теплые воспоминания, касающиеся Таинства крещения. Это или радость познания Христа в сознательном возрасте, или осколочек воспоминания о тех, кто принес нас креститься в младенчестве. Придавать же крестильному крестику некое особое мистическое значение — неправильно.
Видя крест на куполе, многие христиане осеняют себя крестным знамением. А если храм не православный, нужно ли креститься?
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему». Мы, видя крест на куполе храма, осеняем себя крестным знамением и совершаем поклонение в первую очередь дому Божию, увенчанному крестом. Человек, мыслящий православно, знает, что в неправославных храмах Бог не пребывает, и потому креститься в их сторону столь же логично, как в сторону станции метрополитена или других гражданских сооружений.
Что нужно знать о силе крестного знамения? Для чего мы его совершаем? Имеет ли значение правильное сложение пальцев? Важно ли совершать крестное знамение с особым благоговением, ведь зачастую мы крестимся чисто механически?
Здесь уместно привести слова свт. Иоанна Златоуста: «Никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем.
Но, как венец, будем носить крест Христов, ибо чрез него совершается все, что для нас нужно: нужно ли родиться — предлагается нам крест; хотим ли напитаться таинственною сею пищею, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать — везде предстоит нам сей знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце.
Ибо крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который, как овца, веден был на заклание (Ис. 53, 7). Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование, а душа твоя делается свободною. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны, смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано».
Не является ли профанацией, когда некрещеный человек, не принадлежащий к Православной Церкви, совершает крестное знамение?
Можно провести параллель со словами Евангелия Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк. 9, 39). Если человек считает нужным осенять себя крестным знамением, значит, в душе у него происходят процессы, способные в конечном итоге привести его к познанию Истины.
Иногда в качестве аргумента убеждения в споре звучат слова «вот те крест!» Допустимо ли это?
Если слова «вот те крест!» произносятся как присказка, наподобие словосочетаний «Ах, Боже мой» и «Ой, Господи» — то к этому можно отнести заповедь «не поминай имя Божие всуе». Но если заглянуть в прошлое, то увидим, что наши благочестивые предки зачастую осеняли себя крестным знамением в знак подтверждения истинности своих слов. Из их уст эти слова исходили с благоговением и трепетом.
На бутылках кагора, на этикетках, листовках и открытках встречаются изображения креста. Очевидно, что вскоре все эти артефакты попадут на мусорную свалку. Как должен поступить христианин с подобными вещами?
Существует традиция, согласно которой священные изображения, пришедшие в негодность (к ним изначально относятся подобные этикетки), сжигаются.
А если крест ты увидел, скажем, на подошве новоприобретенного модного ботинка? Расценивать ли ношение такой обуви как попрание святыни?
Процитирую Правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Поcкольку Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения.
Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение Креста повелеваем отлучать».
Носящий ботинки с крестами, во-первых, сам попирает крест, во-вторых, множит изображения крестов в грязи, под ногами прохожих. Поэтому лучше воздержаться от покупки обуви производителей, которые дерзают предавать крест попранию. Если уже такая обувь имеется, то нетрудно срезать одну из перекладин креста, чтобы получилась буква «т».
Если соединить вместе все имеющиеся в православном мире частицы Креста Господня, получится несколько крестов. Насколько важна для нас подлинность святыни? Нужно ли вообще об этом задумываться?
Несомненно, существуют подделки Креста, которые получили распространение на Западе в средние века, когда дело доходило до прямой торговли святынями. В наше маловерное время практически невозможно проверять подлинность святыни чудесным образом, как встарь, когда от прикладывания ко Кресту Господню воскресали мертвые и исцелялись больные. Узнать о подлинности святыни мы можем только зная историческое происхождение каждой отдельной частицы Креста. Но даже если частица неподлинна, Господь, видя нашу веру и упование, Своей благодатью воздаст нам все недостающее.
Источник