Как отличить православный крест от католического. Можно ли носить православным католический крестик, а католикам надевать на шею христианский крест. Как не ошибиться с выбором крестика читайте в нашей статье.
ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.
Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.
Форма креста
Четырехконечный крест
Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.
Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость»(1 Кор. 1:17-24).
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Как отличить православный крест от католического . Можно ли носить православным католический крестик , а католикам надевать на шею христианский крест . Как не ошибиться с выбором крестика читайте в нашей статье. … Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви .
Отличия православного и католического крестика
Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.
Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.
Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!
Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!
Как выглядит католический и православный крестик
Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.
В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.
Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!
Иерусалимский крест
Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!
Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:
- Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
- Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
- Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
- Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
- Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
- Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
- НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
- «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
- Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.
В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.
Можно ли православному носить католический крестик
В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.
Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.
Католики предпочитают вариант без распятия
С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.
Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.
Вот и кажется, что католики не носят крестики . Верующие носят , но верующих — единицы. Я год прожила в Италии — и только удалось с одной итальянкой познакомиться, которая в церковь ходила. Зато я видела как какой-то бродяга на свою собаку крест натянул.. . она так и ходила.. . мне даже их сфотать удалось.. . А, вообще, они папу очень любят. В домах, там, где мы разместили бы икону Спасителя, они вешают фото папы.. .
Католический крест
В ювелирных магазинах и церковных лавках можно встретить огромное количество нательных крестиков разных форм, выполненных из различных металлов, различно украшенных. Человеку, далекому от глубокого изучения вероучений, может показаться, что принципиальной разницы в них нет, можно выбрать тот, который больше понравится. Однако не все так просто. В этой статье разберемся, как появился этот символ в христианстве, что значит крест католической церкви и чем он отличается от православного.
Крест в христианской символике
С древних времен крестное распятие почитается христианами. Не зря во время таинства крещения на шею одевают нательный крестик, как основополагающий символ приверженности христианской вере. Крест олицетворяет возможность спасения, надежду на вечную жизнь, напоминает об искупительной жертве Иисуса Христа.
Примечательно, что изначально в Римской империи крест был орудием ужасной казни для рабов и самых отъявленных преступников – разбойников и воров. Приняв мученическую смерть, взяв на себя и искупив все грехи человечества, Иисус Христос своими страданиями и кровью освятил крест. Он стал символом торжества доброго над злым, живого над мертвым, напоминанием о великой любви Бога к людям.
Первые несколько веков после своего возникновения христианское вероучение не признавалось, а его последователи предавались гонениям, многие из них были преданы такой же бесчеловечной казни – распяты.
К этим временам относят и первые различные изображения креста, найденные в римских катакомбах во II-III веках, часто зашифрованные и иносказательные.
Ранние христиане использовали такие символы:
- число 300, которое передается греческой буквой Т;
- древнеегипетский иероглиф «Анх» ☥,изображавшийся в виде двух скрещённых палочек с петелькой сверху и имевший значение «жизнь»; древний плуг или орало. Такой архаический вид сохи действительно чем-то напоминал крест.
Свобода вероисповедания была объявлена в Римской империи лишь в 313 году. Это случилось после того, как перед важной битвой император Константин увидел в небе символ креста с инициалами Христа. В итоге одержав победу над врагом, император велел установить три памятных Креста, на каждом было начертано: «Иисус Христос Победитель» – «IC.XP.NIKA». После этого крест перестал быть запретным символом и стал открыто изображаться приверженцами христианства.
Почему у католиков свой крестик
Католичество, как отдельное течение христианства, появилось после раскола 1054 года, который выявил расхождения в понимании основных догматов церкви. До этого момента проходили Вселенские соборы высшего епископата всей христианской церкви, на которых обсуждались основные каноны и выносились важные доктринальные решения. Из-за наметившихся разногласий по многим вопросам и произошла Великая схизма – разделение христианства на Западную и Восточную ветви.
На данный момент католицизм – самая распространённая ветвь христианства, численность верующих составляет около 1,2 млрд человек по всему миру.
Отличия православного и католического крестов
Католический крест менялся с веками, как и православный. Рассмотрим основные отличия.
Форма
Католический крест – четырехконечный, по-другому именуемый римским. Именно на них происходило распятие, его на своих плечах нес Иисус Христос на казнь на Голгофу. С этого времени в западной культуре, те c III века н.э., такой четырехконечный крест изображается чаще всего.
В православии же — восьмиконечный крест или шестиконечный. Считается, что во время казни римские войны сделали подножие для ступней Христа. Эта перекладина стоит наискосок, напоминая чаши весов для измерения хороших и плохих поступков, светлого и темного начал в человеке. Еще одна перекладина находится сверху, именно на ней Понтий Пилат написал свой приговор «Иисус из Назарета Царь Иудеи». На шестиконечном кресте она отсутствует.
Образ Иисуса Христа
Основополагающим для определения внешнего вида православного распятия стал Трульский собор 691-692 гг. Было определено, что каноническим становится изображение не столько человеческого страдания Иисуса Христа, сколько божественного начала, покоя и величия. Фигура Христа как бы наложена на крест и Господь открывает свои объятия всем к нему обращающимся. Таким образом была решена задача изображения двух природ – человеческой и божественной, торжества жизни над смертью. Такой канон не был принят католиками.
В католичестве Христос изображается натуралистично, его образ полон страданий — руки сжаты в кулаки, на голове терновый венец.
Надписи
Сокращенная надпись «Иисус из Назарета Царь Иудеи» может быть выгравирована на том, и на другом кресте. Только в католичестве она будет сделана латиницей — «INRI», в православии – кириллицей «І.Н.Ц.І.».
В православии на той стороне распятия, что обращена к телу, выгравирована надпись «Спаси и сохрани».
Положение ног и гвозди
Важной деталью является то, как изображаются ноги Спасителя.
В католичестве верят, что в Ватикане хранятся достоверные гвозди с Голгофы, всего из три. Поэтому ноги Иисуса Христа скрещены и прибиты вместе одним гвоздем.
В православии же каждая нога пригвождена отдельно. Считается, что в IV веке мать Римского императора Константина Елена нашла тот самый Крест Господень, где было именно 4 гвоздя.
Можно ли православному носить католический крест?
При крещении и католики, и православные, получают нательный крестик в знак к приобщению к Христу. Как мы выясняли выше, у каждой ветви христианства свое изображение распятия.
В православии перед крещением крест должен быть обязательно освящен батюшкой, поэтому перед покупкой можете посоветоваться со священнослужителем. Православная церковь не отвергает другие формы распятия, кроме шестиконечной и восьмиконечной. Но традиционно благословляемыми являются именно они. Если крест, который вы носите, не освящён в храме, то он не несет никакой силы.
Если вы являетесь приверженцем православия, то стоит задуматься, ради чего вы хотите выбрать католическую форму. Возможно, это только из-за красоты определенной модели.
Не забывайте, что крестик — это не просто украшение, а важный символ. Носить крест католический или православный, не являясь верующим, только для моды – грех.
Вопросы и ответы
Можно ли носить на одной цепочке крест и подвеску?
Нет, крест можно сочетать только с ладанкой. Православные священники сходятся во мнении, что нательный крестик не украшение, не нужно демонстрировать его лишний раз напоказ. Лучше, если цепочка будет длиннее, чем вырезы на вашей одежде. Если хочется носить ювелирную подвеску, то для нее стоит приобрести отдельную цепочку.
Как быть, если католический крест остался православному в память о близком человеке?
Лучше посоветоваться с батюшкой на эту тему. Если есть желание, и церковнослужитель не откажет вам, то такой крест можно освятить в православной церкви и носить. Если нет, то лучше оставить католический крест как реликвию и светлое воспоминание.
Обязательно ли нательный крест должен быть с распятием?
Нет, совершенно не обязательно. Для младенцев лучше выбирать крестик без выступающих элементов. Если ваш крест с распятием, то обратите внимание, чтобы оно было обращено не во внутреннюю часть к телу.
Если у вас есть вопросы, касающиеся организации траурного мероприятия и покупки ритуальной атрибутики для похорон, звоните по круглосуточному телефону +7 (495) 100-3-100.
Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. … Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному/православной носить католический крест ?» – я советовал бы задуматься над тем, что всё зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле « католический », а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.
Отличие православного креста от католического
Вообще, иногда дело не ограничивается лишь указанием на нательный крест, а приобретает более широкий размах, доходит до принципиальной позиции и привязке к какой-либо из традиций изображения креста как самой главной, важной, правильной и т. п. Если попытаться поискать в интернете заметки о том, чем отличается католический крест от православного, то мы в большинстве случаев найдём набор стандартных штампов.
1. Количество концов креста. Православный – восемь, католический – четыре.
2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.
3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.
4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ (І҆и҃съ Назѡрѧни́нъ, Цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).
Так ли они важны?
Проблема заключается в том, что указанные разности для некоторых православных приобретают сакральный характер, при этом западная традиция изображения креста хулится чуть ли не как еретическая. Однако прежде чем отстаивать ту или иную позицию, стоит хотя бы просто посмотреть на фото обоих крестов и подумать над тем, что и там, и там мы видим Христа – нашего Спасителя. И там, и там – это Крест – орудие победы над грехом, дьяволом и смертью. Мечась между двумя традициями изображения главного символа христианства, мы забываем, что существуют десятки различных типов креста, и это, не говоря о множестве более мелких вариаций. В каждом случае для христиан крест оставался крестом – драгоценным и незаменимым. Поэтому, перед тем как пытаться отличить «католический» крест и «православный», важно подумать, насколько действительно важны некоторые различия?
Двойные стандарты не для христиан
Для начала нужно сказать, что нельзя связывать традицию изображения креста и западно-христианские отступления от веры. Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. В таком виде он использовался и в Византии, и в Древней Руси. Не секрет, что и сегодня в православии четырехконечный крест употребляется без всяких колебаний и не считается чем-то специфически западным. А вот привычный для нас восьмиконечный крест – лишь одна из вариаций его изображения.
Главный аргумент некоторых православных здесь основан на том убеждении, что восьмиконечный крест исторически наиболее достоверный. Да, действительно с некоторого времени верхняя перекладина креста указывает на надпись, оставленную Понтием Пилатом, а нижняя – на дощечку, которую, вероятнее всего, подставляли под ноги распятого человека, дабы он мог немного не нее опираться и не сразу умереть от удушья. Интересно, что при этом западная традиция изображения максимально правдоподобного положения Тела Спасителя критикуется как натуралистическая, хотя и в византийской, и древнерусской иконографии имеются примеры разного положения Тела Христа. В итоге получаются какие-то двойные стандарты: положение Тела достоверно изображать нельзя, а сам крест – можно. Кроме того, если так уж важна историческая правда, то надпись над головой Христа была составлена на греческом, еврейском и римском (латинском) языках (Лк. 23:38; Ин. 19:19–20), а никак не славянском, которого тогда еще и в помине не было. В конце концов, если гнаться за историзмом, как, например, за количеством гвоздей для ног, то нужно также сказать, что в руки гвозди вбивались не в районе ладоней, а в запястья – между лучевой и локтевой костями предплечья. О такой практике распятия говорят, например, исследования останков казненных иудеев (в частности, некоего Йоханана бен Агалгола), убитых после подавления Римом восстания в 70 году. К слову, у этого молодого иудея сбоку были пробиты пяточные кости одним 18-сантимеровым гвоздем, что также свидетельствует о развороте ступней при распятии.
Приведенные сведения взяты из исследования археолога Василия Цафериса и патологоанатома доктора Н. Хааса, но если мы отвлечемся от научных данных, то должны подумать: о чем здесь вообще спорить? О точности или символизме изображения положения Тела Христа на Кресте? Зачем обращать внимание на такие тонкости, если Спаситель везде Один и Тот же? Да, западные христиане через физиологический реализм делают больший акцент на Страданиях Христа. Восточные же – обычно стремятся передать более просветленный, возвышенный образ Господа. Но разве Страдания вочеловечшегося Сына Божьего для православных не имеют значения? Вопрос, думаю, риторический.
Но давайте вернемся к форме креста. Если кого-то смущает четырехконечный крест, то стоит сказать, что в катакомбах (начиная с III века) превалирует именно такой вариант изображения. Более того, в своем «Розыске» свт. Димитрий Ростовский ясно указывает, что Крест Христов нами почитается не по числу концов, а по Самому Христу, чьею Кровью он обагрился, и если какой крест проявляет силу, то действие это не его самого, а распятого на нем Спасителя. Также и в каноне Животворящему Кресту, написанном прп. Григорием Синаитом, крест назван «четвероконечной силой». Поэтому четырехконечный крест никак не перестает быть христианским крестом только от того, что его сегодня чаще используют именно западные христиане.
Что до надписи на табличке над головой Христа, то стоит напомнить Евангелие, где четко сказано: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими» (Лк. 23:38). Как видим, латинские (римские) буквы – это всего лишь отражение евангельского текста, а никак не признак католичества. Буквы же славянского языка – дань языку, употребимому именно в нашей Церкви (у тех же греков надпись, соответственно, приводится по-гречески: INBI — Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων).
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что любой спор относительно традиции изображения креста имеет смысл больше в каких-то археологических или искусствоведческих научных кругах, а для христиан это во многом «сотрясание воздуха». Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному/православной носить католический крест?» – я советовал бы задуматься над тем, что всё зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле «католический», а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.
Отличие православного креста от католического . Среди всех христиан, только православные и католики , почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей , свои дома, носят на шее. Причина, почему человек носит нательный крестик , у каждого своя. … Католический крест – четырехконечный. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста ) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте ). Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей.
- https://mon-sofia.livejournal.com/2428702.html
- https://sunlight.net/wiki/otlichiya-pravoslavnogo-i-katolicheskogo-krestika.html
- https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/katolicheskiy-krest/
- https://pravlife.org/ru/content/otlichie-pravoslavnogo-kresta-ot-katolicheskogo