12 суеверий о православном крестике. Правда или миф?
Путь становления православия на Русской земле был весьма тернист. Отсюда и возникла некая синкретичность в видении веры в народе. Все мы знаем о Масленице и других праздниках, которые нам пришли от язычников. Русское православие растворило и впитало в себя не только хорошее от глубинного русского народа, но и весьма странные формы — суеверия. В этой статье мы и будем бороться с этим проявлением зла у мирян.
Суеверие № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.
Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.
Суеверие № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.
Что дает ношение нательного креста?
Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.
Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — здесь нет нарушений.
Суеверие № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.
Можно сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ничего не делать во имя своей веры, эта вера мёртвая.
Неважно, в каком месте носить крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал. Действительно, не стоит носить крест напоказ.
Суеверие № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
Суеверие № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).
Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение.
Надень новый и с верой и молитвой носи его.
Суеверие № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.
Если нашли православный нательный крестик, отнесите его в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если нашёли крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ходите и отдать священнику. Если надеть на себя сегодня один крест, а завтра другой, и что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём.
Зачем носить крестик? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий
Ищите проблему в своей жизни. Анализируйте свои действия и поступки и делайте выводы.
Суеверие № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Души умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище.
Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
Суеверие № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.
Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.
Суеверие № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.
Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы.
Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на кресте. Советуем всем изучать законы химии.
Суеверие № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.
Порвалась цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Посетите ювелира, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.
Если боитесь примет, придите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, послушайте проповедь священника или архиерея. И ничего не бойтесь.
Суеверие № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.
Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если крест сломался или он уже старенький — нужно отнести его в храм, где он будет храниться с почестями.
Суеверие № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.
Это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.
ИсточникЗачем носить крестик православным христианам
Чтобы понять, зачем носить крестик, необходимо разобраться в значении главного христианского символа – креста. Православие учит, что 2 тысячи лет назад воплотившегося Бога Иисуса Христа распяли на крестообразном столбе. Таков был распространённый вид казни в Римской империи. Своей добровольной Жертвой и последующим Воскресением Господь освободил человечество от плена греха и духовной смерти. Творец вернул нам возможность наследовать Царство Небесное, утраченную после грехопадения Адама и Евы. Преподобный Макарий Великий учит:
«[Христос] пришел и взял грех мира… совершил великое и спасительное искупление и уврачевание [человеческой] души. Он освободил её от рабства и извел из тьмы, прославив собственным светом Своим».
Православный нательный крестик
Крест почитается христианами как священный символ искупительной добровольной смерти Спасителя. Как свидетельство Его безмерной любви и милосердия к заблудшему человеку. Святые Отцы называют крест выстраданным трофеем победы над злом и смертью. Это знамение Истины и будущего бессмертия, ключ от врат Божьего Царства. Через почитание креста мы поклоняемся Самому Господу. Приведём слова святителя Иоанна Златоуста:
«Раньше крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания. Раньше был символом осуждения, а теперь – знаком спасения… Он освободил нас от заблуждения, просветил сидящих во мраке… примирил нас с Богом».
Христиане осеняют себя крестом в молитве, устанавливают на куполах храмов, носят крестик на шее. Любое благоговейное начертание этого символа несёт в себе святость и прогоняет тёмных духов. Святитель Димитрий Ростовский отмечает:
«Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нём Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».
Зачем носить крестик
Личный нательный крестик даётся православному христианину в Таинстве Крещения. Именно в этом священнодействии человек избавляется от власти греха, становится христианином, членом Церкви. Святитель Григорий Богослов учит:
«Благодать и сила Крещения очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, принесенную повреждением [первородным грехом]».
Связь креста и Крещения кроется не в созвучии этих слов. В буквальном смысле данное Таинство не связано с главным символом христианства. Их связь является духовной, смысловой.
Обязательно ли носить крестик на шее крещёным? Он даётся для постоянного ношения, поскольку служит свидетельством веры крещаемого, его преданности Господу. Это священное напоминание об Искупительной Жертве Христа. Без Нее не было бы возможным духовное очищение, о котором говорит Григорий Богослов.
Крестик также является нашим личным оружием против злых сил. Бесы – сознательные отступники и враги Бога. Поэтому они не могут вынести благодати символа содружества человека и Творца. Протоиерей Игорь Фомин отмечает:
«Смысл ношения креста многогранен. Это и свидетельство нашей веры. И защита нашей жизни орудием Спасения. И напоминание о том, что Господь любит нас так сильно, что отдает Сына своего единородного, чтобы Он, претерпев крестные страдания, дал нам возможность войти в Царствие Небесное».
Священники предостерегают от кощунственного отношения к нательному крестику. Это святыня, а не модный аксессуар. И не магический амулет, призванный автоматически помогать каждому, кто его наденет. Крестик не послужит во благо человеку, в котором нет подлинной веры, покаяния и стремления жить по евангельским заповедям.
История нательного крестика
В 4 веке в Иерусалиме произошло чудесное обретение Креста Господнего святой царицей Еленой. Тогда началось широкое почитание этого благодатного символа, в том числе через ношение его на теле. Позднее на крестиках стали изображать распятого Господа. В Средние века Его нередко представляли в ином виде – благословляющим или восседающим на троне.
На Руси первые нательные крестики появились в середине 10 века, ещё до официального принятия христианства (988 год). Их надевали отдельные христиане, перешедшие в Православие раньше остальных соотечественников, «по собственной инициативе». После Крещения Руси крестики некоторое время носили поверх одежды, чтобы публично заявить о своей вере. Позднее стало принято скрывать святыню от посторонних глаз. Ведь подлинная вера проявляется не внешними атрибутами, а жизнью и делами. Протодиакон Сергий Шалберов, говоря о том, обязательно ли носить крестик, отмечает:
«Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Но исторически сложилось так, что этот обычай стал привычным и вошел в норму христианской жизни. И отсутствие крестика стало расцениваться как грех и отступление от веры».
В периоды богоборческих гонений многие христиане пострадали и стали святыми мучениками за отказ снять с себя крест и отречься от Христа. У славян существовал благочестивый обычай обмениваться личными крестиками в знак братской любви и верности.
Нательный крест: правила обращения и распространённые заблуждения
Нательный крестик православного христианина должен быть канонической формы (4, 6 или 8 оконечностей) и освященным. Особого канонического учения Церкви о ношении креста не существует. Однако, как уже было сказано, традиционно святыню носят не напоказ, а под одеждой.
Крестик может быть деревянным или металлическим, на верёвочке или цепочке – всё это не имеет значения. Главное, носить его с верой и благоговением. Не принято снимать крест в бытовых обстоятельствах (при купании, переодевании и т.д.). Это допустимо в особых ситуациях, например, во время медицинских процедур. Необязательно всю жизнь носить один и тот же крестик, его можно менять.
Также не воспрещается дарить эту святыню и принимать в подарок.
Протоиерей Николай Марковский предостерегает от суеверий, связанных с нательным крестиком. Например, некоторые люди убеждены, что если его уронить или потерять, то это принесёт несчастье. Священник отмечает:
«Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Нельзя придавать этому какое-то значение. Нужно купить в иконной лавке другой. Надень новый и с верой и молитвой носи его».
Если крест на шее потемнел, значит произошёл процесс окисления металла. В этом тоже не следует искать мистики. Другой пример суеверия: якобы нельзя поднимать и, тем более, носить потерянный кем-то крестик. Считается, что это изменит судьбу и «навесит» на человека чужие грехи. Отец Николай напоминает, что в христианстве нет понятий предопределения и судьбы.
Человек обладает свободой воли и сам строит свою жизнь. Священник призывает не допускать попирания святыни ногами. Найденный крест следует поднять и отнести храм.
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
Краткая молитва Кресту
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.
Молитва
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
ИсточникНательный крестик
Нательный крестик — постоянный спутник православного верующего. Вот уже семнадцать столетий (первое упоминание о ношении креста относится к началу IV века) возле самого сердца каждый христианин носит страшный и великий символ бесконечной Любви Божьей и подаренного человечеству Спасения. Нательный крест — это и зримое свидетельство о принадлежности к Церкви, знак верности Христу, распятому на кресте. Во время крещения священник надевает его на шею человеку, только что родившемуся для новой христианской жизни.
Казалось бы, крестик — такая простая, привычная и понятная вещь. Но именно по его поводу часто возникают вопросы. Какой нательный крест правильный? Как выбрать? Можно ли его снимать? Что делать, если крестик сломался? Можно ли дарить, менять.
Вопросы эти в основном касаются внешней стороны церковной жизни, ведь крест важный, но внешний атрибут веры. Недопонимания и суеверия, связанные с нательным крестом, часто отвлекают и мешают более внимательно отнестись к внутреннему содержанию христианской жизни. «Фома» собрал самые распространенные вопросы о нательном крестике и ответы на них.
ИсточникЗачем мы носим крестик, и всегда ли он нас защищает? Объясняют священники и богослов
Это некая царская печать. Это знак того, что мы принадлежим Господу.
Христиане, таким образом, показывают, что они помнят Господа нашего Иисуса Христа, что они с Ним связаны.
Крестик — это как аналог обручального колечка на безымянном пальце человека, который состоит в браке.
Это предметный символ нашей веры.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Алексей Осипов, богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии :
Кpeст Xристoв — этo символ перенесённых cтрaдaний Xриcта, котopые являютcя вeличaйшим дoкaзaтeльством любвu Бoгa к челoвeкy. Кpecт Xpистов является знаком спaceния, исцeлeния чeлoвечecкой приpoды.
К примеру, когда поисковые группы во время раскопок находят вещи погибших воинов, разве нe c благоговeниeм стоит к ним относиться? Мы преклоняемся перед страданиями павших героев.
Точно тaк жe и здecь. Кpecт Xриcтoв мы пoчитaeм кaк орyдиe, кaк знaк нашeгo спaceния. И, чтобы помнить об этом, мы нocим eгo нa своём теле.
Владимир Новицкий — протоиерей, настоятель Храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Москве, в прошлом – врач-психиатр.
Владимир Новицкий — протоиерей, настоятель Храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Москве, в прошлом – врач-психиатр.
Владимир Новицкий, протоиерей:
Крестик, который мы носим — это святыня, освещённая молитвой, в которой мы просим Господа помогать нам, защищать от искушений…
Прежде всего, крестик напоминает нам о том, что нам предстоит не просто носить крестик. Мы должны нести свой крест. Вот что самое главное. Ведь можно носить крестик в виде украшения, а крecта свoeго нe взять и нe нecти.
Гocпoдь скaзaл: «Кmo xoчem uдmu зa мнoй, omвepгнucь ceбя u вoзьмu кpecт cвoй, u cлeдуй зa мнoю».
Это очень сильные слова. Если я отвергнусь себя, то что останется? Где я буду тогда? Ничего моего нет что ли?
На самом деле, когда ты понимаешь, насколько ты немощен перед лицом всяких страстей и грехов, то это своё, не Божье, греховное, человеческое перестаёшь ценить. Подобно человеку, который имеет грязную одежду и хочет побыстрее снять её и надеть чистую.
Человек, живущий духовной жизнью, видит свою немощь и кается, быстрее хочет совлечь с себя этого «ветхого» человека и стать новым.
Что означает «возьми крест свой»? Для этого не надо никуда ехать и что-то искать. Господь даёт человеку свой необходимый крест для спасения. Кому-то — ответственную работу, кому — бедность, кому — бездетность, кому — многодетность, кому — болезни и скорби, кому — какие-то испытания. Каждому — своё.
Но если крест, который даёт Господь, не взять и не нести, а пытаться жить полегче, опять останется одно своё. Опять Божьего ничего не будет, опять будет всё ветхое, греховное и нечистое.
Крест нужно понести со смирением ради Христа и со Христом. Если мы несём крест свой, переживаем, терпим скорби, болеем, но без Христа, тогда нас крест разрушает, разрушается вся наша жизнь от тех скорбей, которые мы переносим.
Но если мы со Христом несём свой крест, то крест становится лестницей к Небу. Мы с помощью креста можем приобщиться к плодам спасительного искупления Господа Иисуса Христа. Мы можем иметь дерзновение следовать за Христом.
Следование за Христом бывает и самым трудным, особенно в самом начале, но чаще всего бывает радостным.
ИсточникКрест нательный
Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его веры и верности Христу, принадлежности к Православной Церкви, служащий средством для благодатной защиты.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!
Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.
Существуют канонические формы крестов – четырех‑, шести‑, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню.
Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.
В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже – и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.
Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).
Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: «И чего я пойду в Храм.
Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи». Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию.
Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: «У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай». (А.Г. Захарин)
Что означает потеря нательного креста?
Отвечает священник Михаил Воробьев:
Ничего, кроме некоторой невнимательности и небрежности потерявшего.
Что делать с найденным нательным крестом?
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь – личность, Отец наш Небесный, а не бездушный механизм. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно освятить.
Можно ли дарить нательный крест?
Как выбрать нательный крест?
Нательный крест – это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.
Можно ли носить кресты с католическим Распятием?
Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82‑м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух природ Христа – Человеческой и Божественной – показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа.
Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее, скрывают главное – торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII–XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.
Как освятить нательный крест?
Традиционно в Православной Церкви освящение нательного крестика совершается священнослужителем в храме. Чин благословения креста к ношению на персех, т.е. на груди, содержится в богослужебной книге – Требнике.
Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Церковь же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?
Можно ли носить два креста?
Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.
Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).
Источник