Нужно ли носить крестик

12 суеверий о православном крестике. Правда или миф?

Путь становления православия на Русской земле был весьма тернист. Отсюда и возникла некая синкретичность в видении веры в народе. Все мы знаем о Масленице и других праздниках, которые нам пришли от язычников. Русское православие растворило и впитало в себя не только хорошее от глубинного русского народа, но и весьма странные формы — суеверия. В этой статье мы и будем бороться с этим проявлением зла у мирян.

Суеверие № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Суеверие № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.

Что дает ношение нательного креста?

Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — здесь нет нарушений.

Суеверие № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.

Можно сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ничего не делать во имя своей веры, эта вера мёртвая.

Неважно, в каком месте носить крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал. Действительно, не стоит носить крест напоказ.

Суеверие № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

Суеверие № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).

Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение.

Надень новый и с верой и молитвой носи его.

Суеверие № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Если нашли православный нательный крестик, отнесите его в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если нашёли крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ходите и отдать священнику. Если надеть на себя сегодня один крест, а завтра другой, и что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём.

Зачем носить крестик? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий

Ищите проблему в своей жизни. Анализируйте свои действия и поступки и делайте выводы.

Суеверие № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Души умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище.

Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

Суеверие № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.

Читайте также:
Глаз на ладони значение

Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.

Суеверие № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.

Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы.

Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на кресте. Советуем всем изучать законы химии.

Суеверие № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Порвалась цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Посетите ювелира, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если боитесь примет, придите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, послушайте проповедь священника или архиерея. И ничего не бойтесь.

Суеверие № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.

Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если крест сломался или он уже старенький — нужно отнести его в храм, где он будет храниться с почестями.

Суеверие № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.

Это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.

Источник

Зачем носить крестик православным христианам

Чтобы понять, зачем носить крестик, необходимо разобраться в значении главного христианского символа – креста. Православие учит, что 2 тысячи лет назад воплотившегося Бога Иисуса Христа распяли на крестообразном столбе. Таков был распространённый вид казни в Римской империи. Своей добровольной Жертвой и последующим Воскресением Господь освободил человечество от плена греха и духовной смерти. Творец вернул нам возможность наследовать Царство Небесное, утраченную после грехопадения Адама и Евы. Преподобный Макарий Великий учит:

«[Христос] пришел и взял грех мира… совершил великое и спасительное искупление и уврачевание [человеческой] души. Он освободил её от рабства и извел из тьмы, прославив собственным светом Своим».

зачем носить крестик

Православный нательный крестик

Крест почитается христианами как священный символ искупительной добровольной смерти Спасителя. Как свидетельство Его безмерной любви и милосердия к заблудшему человеку. Святые Отцы называют крест выстраданным трофеем победы над злом и смертью. Это знамение Истины и будущего бессмертия, ключ от врат Божьего Царства. Через почитание креста мы поклоняемся Самому Господу. Приведём слова святителя Иоанна Златоуста:

«Раньше крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания. Раньше был символом осуждения, а теперь – знаком спасения… Он освободил нас от заблуждения, просветил сидящих во мраке… примирил нас с Богом».

Христиане осеняют себя крестом в молитве, устанавливают на куполах храмов, носят крестик на шее. Любое благоговейное начертание этого символа несёт в себе святость и прогоняет тёмных духов. Святитель Димитрий Ростовский отмечает:

«Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нём Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».

Зачем носить крестик

Личный нательный крестик даётся православному христианину в Таинстве Крещения. Именно в этом священнодействии человек избавляется от власти греха, становится христианином, членом Церкви. Святитель Григорий Богослов учит:

«Благодать и сила Крещения очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, принесенную повреждением [первородным грехом]».

Связь креста и Крещения кроется не в созвучии этих слов. В буквальном смысле данное Таинство не связано с главным символом христианства. Их связь является духовной, смысловой.

Обязательно ли носить крестик на шее крещёным? Он даётся для постоянного ношения, поскольку служит свидетельством веры крещаемого, его преданности Господу. Это священное напоминание об Искупительной Жертве Христа. Без Нее не было бы возможным духовное очищение, о котором говорит Григорий Богослов.

Крестик также является нашим личным оружием против злых сил. Бесы – сознательные отступники и враги Бога. Поэтому они не могут вынести благодати символа содружества человека и Творца. Протоиерей Игорь Фомин отмечает:

«Смысл ношения креста многогранен. Это и свидетельство нашей веры. И защита нашей жизни орудием Спасения. И напоминание о том, что Господь любит нас так сильно, что отдает Сына своего единородного, чтобы Он, претерпев крестные страдания, дал нам возможность войти в Царствие Небесное».

Священники предостерегают от кощунственного отношения к нательному крестику. Это святыня, а не модный аксессуар. И не магический амулет, призванный автоматически помогать каждому, кто его наденет. Крестик не послужит во благо человеку, в котором нет подлинной веры, покаяния и стремления жить по евангельским заповедям.

Читайте также:
Солитер бриллиант это что

История нательного крестика

В 4 веке в Иерусалиме произошло чудесное обретение Креста Господнего святой царицей Еленой. Тогда началось широкое почитание этого благодатного символа, в том числе через ношение его на теле. Позднее на крестиках стали изображать распятого Господа. В Средние века Его нередко представляли в ином виде – благословляющим или восседающим на троне.

На Руси первые нательные крестики появились в середине 10 века, ещё до официального принятия христианства (988 год). Их надевали отдельные христиане, перешедшие в Православие раньше остальных соотечественников, «по собственной инициативе». После Крещения Руси крестики некоторое время носили поверх одежды, чтобы публично заявить о своей вере. Позднее стало принято скрывать святыню от посторонних глаз. Ведь подлинная вера проявляется не внешними атрибутами, а жизнью и делами. Протодиакон Сергий Шалберов, говоря о том, обязательно ли носить крестик, отмечает:

«Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Но исторически сложилось так, что этот обычай стал привычным и вошел в норму христианской жизни. И отсутствие крестика стало расцениваться как грех и отступление от веры».

В периоды богоборческих гонений многие христиане пострадали и стали святыми мучениками за отказ снять с себя крест и отречься от Христа. У славян существовал благочестивый обычай обмениваться личными крестиками в знак братской любви и верности.

Нательный крест: правила обращения и распространённые заблуждения

Нательный крестик православного христианина должен быть канонической формы (4, 6 или 8 оконечностей) и освященным. Особого канонического учения Церкви о ношении креста не существует. Однако, как уже было сказано, традиционно святыню носят не напоказ, а под одеждой.

Крестик может быть деревянным или металлическим, на верёвочке или цепочке – всё это не имеет значения. Главное, носить его с верой и благоговением. Не принято снимать крест в бытовых обстоятельствах (при купании, переодевании и т.д.). Это допустимо в особых ситуациях, например, во время медицинских процедур. Необязательно всю жизнь носить один и тот же крестик, его можно менять.

Также не воспрещается дарить эту святыню и принимать в подарок.

Протоиерей Николай Марковский предостерегает от суеверий, связанных с нательным крестиком. Например, некоторые люди убеждены, что если его уронить или потерять, то это принесёт несчастье. Священник отмечает:

«Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Нельзя придавать этому какое-то значение. Нужно купить в иконной лавке другой. Надень новый и с верой и молитвой носи его».

Если крест на шее потемнел, значит произошёл процесс окисления металла. В этом тоже не следует искать мистики. Другой пример суеверия: якобы нельзя поднимать и, тем более, носить потерянный кем-то крестик. Считается, что это изменит судьбу и «навесит» на человека чужие грехи. Отец Николай напоминает, что в христианстве нет понятий предопределения и судьбы.

Человек обладает свободой воли и сам строит свою жизнь. Священник призывает не допускать попирания святыни ногами. Найденный крест следует поднять и отнести храм.

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

Краткая молитва Кресту

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Молитва

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Источник

Нательный крестик

Нательный крестик — постоянный спутник православного верующего. Вот уже семнадцать столетий (первое упоминание о ношении креста относится к началу IV века) возле самого сердца каждый христианин носит страшный и великий символ бесконечной Любви Божьей и подаренного человечеству Спасения. Нательный крест — это и зримое свидетельство о принадлежности к Церкви, знак верности Христу, распятому на кресте. Во время крещения священник надевает его на шею человеку, только что родившемуся для новой христианской жизни.

Читайте также:
Как завести будильник на часах

Казалось бы, крестик — такая простая, привычная и понятная вещь. Но именно по его поводу часто возникают вопросы. Какой нательный крест правильный? Как выбрать? Можно ли его снимать? Что делать, если крестик сломался? Можно ли дарить, менять.

Вопросы эти в основном касаются внешней стороны церковной жизни, ведь крест важный, но внешний атрибут веры. Недопонимания и суеверия, связанные с нательным крестом, часто отвлекают и мешают более внимательно отнестись к внутреннему содержанию христианской жизни. «Фома» собрал самые распространенные вопросы о нательном крестике и ответы на них.

Источник

Зачем мы носим крестик, и всегда ли он нас защищает? Объясняют священники и богослов

Это некая царская печать. Это знак того, что мы принадлежим Господу.

Христиане, таким образом, показывают, что они помнят Господа нашего Иисуса Христа, что они с Ним связаны.

Крестик — это как аналог обручального колечка на безымянном пальце человека, который состоит в браке.

Это предметный символ нашей веры.

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Алексей Осипов, богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии :

Кpeст Xристoв — этo символ перенесённых cтрaдaний Xриcта, котopые являютcя вeличaйшим дoкaзaтeльством любвu Бoгa к челoвeкy. Кpecт Xpистов является знаком спaceния, исцeлeния чeлoвечecкой приpoды.

К примеру, когда поисковые группы во время раскопок находят вещи погибших воинов, разве нe c благоговeниeм стоит к ним относиться? Мы преклоняемся перед страданиями павших героев.

Точно тaк жe и здecь. Кpecт Xриcтoв мы пoчитaeм кaк орyдиe, кaк знaк нашeгo спaceния. И, чтобы помнить об этом, мы нocим eгo нa своём теле.

Владимир Новицкий — протоиерей, настоятель Храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Москве, в прошлом – врач-психиатр.

Владимир Новицкий — протоиерей, настоятель Храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Москве, в прошлом – врач-психиатр.

Владимир Новицкий, протоиерей:

Крестик, который мы носим — это святыня, освещённая молитвой, в которой мы просим Господа помогать нам, защищать от искушений…

Прежде всего, крестик напоминает нам о том, что нам предстоит не просто носить крестик. Мы должны нести свой крест. Вот что самое главное. Ведь можно носить крестик в виде украшения, а крecта свoeго нe взять и нe нecти.

Гocпoдь скaзaл: «Кmo xoчem uдmu зa мнoй, omвepгнucь ceбя u вoзьмu кpecт cвoй, u cлeдуй зa мнoю».

Это очень сильные слова. Если я отвергнусь себя, то что останется? Где я буду тогда? Ничего моего нет что ли?

На самом деле, когда ты понимаешь, насколько ты немощен перед лицом всяких страстей и грехов, то это своё, не Божье, греховное, человеческое перестаёшь ценить. Подобно человеку, который имеет грязную одежду и хочет побыстрее снять её и надеть чистую.

Человек, живущий духовной жизнью, видит свою немощь и кается, быстрее хочет совлечь с себя этого «ветхого» человека и стать новым.

Что означает «возьми крест свой»? Для этого не надо никуда ехать и что-то искать. Господь даёт человеку свой необходимый крест для спасения. Кому-то — ответственную работу, кому — бедность, кому — бездетность, кому — многодетность, кому — болезни и скорби, кому — какие-то испытания. Каждому — своё.

Но если крест, который даёт Господь, не взять и не нести, а пытаться жить полегче, опять останется одно своё. Опять Божьего ничего не будет, опять будет всё ветхое, греховное и нечистое.

Крест нужно понести со смирением ради Христа и со Христом. Если мы несём крест свой, переживаем, терпим скорби, болеем, но без Христа, тогда нас крест разрушает, разрушается вся наша жизнь от тех скорбей, которые мы переносим.

Но если мы со Христом несём свой крест, то крест становится лестницей к Небу. Мы с помощью креста можем приобщиться к плодам спасительного искупления Господа Иисуса Христа. Мы можем иметь дерзновение следовать за Христом.

Следование за Христом бывает и самым трудным, особенно в самом начале, но чаще всего бывает радостным.

Источник

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

krest natelnyj - Крест нательный

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Читайте также:
Красное золото 375 пробы что это

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню.

Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием.

Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм.

Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию.

Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Читайте также:
Друза цитрина магические свойства

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII–XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...