Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как «элегию, переходящую в реквием». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы.
С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день.
Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно «Федосья Николаевна». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название «Бобыльего хутора».
Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным «в сущности, очень хорошо». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда.
Анна Ахматова — Я научилась просто, мудро жить
Даже не произнеси Павел Петрович «английского хвостика» «Прощайте» – он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале «Рудина», поднимается бокал за отсутствующего. «В память Базарова, – шепнула Катя на ухо своему мужу . Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.
Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как лед». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй до любви».
Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, «забытой в самый день смерти». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых – родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство.
Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, «рада целый день не отходить от нее». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: «Упомянем кстати о Петре».
Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: «окоченевший от важности» лакей и супруга, что на «лаковые полусапожки» польстилась.
Художественная деталь
Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в «фешенебельный» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него «пепельница в виде мужицкого лаптя», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому.
Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: «И Кукшина попала за границу», где сделала открытия в области… архитектуры! «Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемах», – приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о «сатирических страницах романа И.С.
Тургенева». Окружившие Кукшину «физики и химики», «не умеющие отличить кислорода от азота», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге «продолжает «дело» Базарова». Повествование достигает крайней ступени пошлости.
Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: «Есть небольшое сельское кладбище. »
Но как же любо мне , В деревне посещать кладбище родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое. Там неукрашенным могилам есть простор ; Близ камней вековых, покрытых желтым мохом, Проходит селянин с молитвой и со вздохом… (А.С.Пушкин «Когда за городом задумчив я брожу…»)
Здесь должно найти успокоение «грешное, бунтующее сердце» Базарова.
Могила, «до которой не касается человек, которую не топчет живoтное . Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам. » Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь <. >не всесильна?» В таком случае бунт Базарова оправдан.
Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг «возроптал», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, «повисла на нем и принудила покориться. Оба «пали ниц».
Писатель употребляет библейское сравнение: «словно овечки в полдень». «Но полуденный зной проходит, – развивает метафору Тургенев. – И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной». Автор восклицает в глубоком убеждении: «О нет!» – не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.
- Знакомство с героем. Основные мотивы романа
- Образ Базарова. Характеристика главного героя
- Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические
- Сюжет и композиция романа
- Проблема отцов и детей. Родители
- Анна Сергеевна Одинцова и Базаров
- Приезд Базарова к родителям
- Дуэль Базарова и Павла Петровича
- Смерть Базарова
- Герои второго плана. Сатирические образы
- Сатира в романе
- Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи
- Пушкинское начало
Источник: licey.net
О чем говорит такая художественная деталь как пепельница в виде серебряного лаптя
Где купить журнал «ТАТАРСТАН»
Дорогие читатели!
Как подписаться на журнал «Татарстан»?
1.В почтовом отделении РТ по каталогу «ПОЧТА РОССИИ»:
Стоимость подписки на второе полугодие 2023 года – 1026 руб. (П2378 – на русском языке; П2381 – на татарском языке);
По РФ индекс П7076 — на русском языке; П7077 – на татарском языке;
По РТ индекс П2378 — на русском языке; П2381 – на татарском языке.
Для оформления подписки из Татарстана в другой регион, необходимо изменить город.
Чтобы корзина стала активной нужно указать ФИО полностью.
4. Через альтернативную службу ООО УРАЛ-ПРЕСС КАЗАНЬ:
тел. 500-09-96 (доставка только по городам Казань, Набережные Челны, Альметьевск).
5. Пригласить на дом почтальона, позвонив в ближайшее почтовое отделение.
7. Онлайн-подписка на электронную версию журнала на сайтеpressa.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что приобрести журнал на сайте pressa.ru могут как зарегистрированные, так и не зарегистрированные пользователи.
Зарегистрированным покупателям необходимо авторизоваться и оплатить номер любым удобным способом (все способы оплаты указаны в личном кабинете). Незарегистрированным покупателям после оплаты издания на электронный адрес будет отправлено письмо с автоматической регистрацией. В письме будет указан логин и пароль для входа в личный кабинет, где находится оплаченный номер.
9. В редакции журнала «Татарстан» по адресу:
Страница не найдена. The route %D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8-%D1%81-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC could not be found.
Редакция журнала «Татарстан», 2017
Электронное периодическое издание «Татарстан»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-47635 от 06.12.2011
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: АО «ТАТМЕДИА»
Главный редактор: Вафина Т.Н.
Адрес редакции: 420066, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
При поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»
Источник: protatarstan.ru
Роль художественной детали в рассказах Чехова
Практически каждый писатель для создания образа использует в своём творчестве художественные подробности — детали. Без них просто невозможно полно и точно передать характеристику героя и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить.
Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали
Антон Павлович Чехов с большим вниманием относился к такому элементу литературного произведения, как художественная деталь.
Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера героя, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объём произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность давать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несёт в себе именно художественная деталь.
Использование художественной детали Чеховым на примере его произведений
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место. Например, в рассказе «Душечка», описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Подобного рода деталь, наоборот, даёт понять, что жизнь «душечки» далеко не прекрасна.
Обратим внимание ещё на одну деталь в этом рассказе.
«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».
Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки. Даже такая деталь, как кресло (без одной ножки), преследует аналогичную цель — подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.
У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора. Например, в рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт свою Манюсю с куском синей материи в руках. При объяснении в любви он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю». Такой деталью подчеркиваются глубокие переживания героя.
В «Палате № 6» также деталям уделено внимание. Например, когда речь заходит об Андрее Ефимыче Рагине, автор замечает: «Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».
Почему описание кабинета Рагина автор завершает такой неожиданной подробностью? Эта деталь указывает на неряшливость, неаккуратность героя.
В рассказе «Хамелеон» яркой художественной деталью является шинель полицейского надзирателя Очумелова. Он просит то надеть на себя шинель, то снять её. Его бросает то в жар, то в холод. И это ещё раз подчёркивает, как меняется поведение и состояние героя в зависимости от обстоятельств. Одной деталью Чехов раскрывает сущность характера героя: Очумелов — «хамелеон», он меняет «свою окраску» — то он готов пресмыкаться перед высшим чиновником, то помыкать простыми людьми.
Юмористический рассказ Чехова «Смерть чиновника» повествует о мелком чиновнике Червякове, который, чихнув, обрызгал слюной генерала. Поражённый и испуганный чиновник начинает преследовать генерала и извиняться перед ним, причём такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и тот выгоняет Червякова.
Последняя фраза разумно объясняет всё: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень ёмкая деталь – вицмундир, который, казалось, прирос к чиновнику. Даже перед смертью Червяков не снимает его, так и его подчинение генералу остаётся с ним до самой смерти. А то, что генерал посчитал его проступок ерундой, мелочью, становится для него непостижимой ситуацией.
Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает лишних деталей. Каждая из них несёт в себе важную смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.
Проведённый анализ деталей в рассказах Чехова будет полезен ученикам 6-7 классов при написании сочинения на тему «Роль художественной детали в рассказах Чехова».
Источник: obrazovaka.ru