В моем возрасте и с моим читательским опытом, увы, довольно сложно встретить уже что-то принципиально новое. К сожалению, все чаще книжки вызывают чувство разочарования, «уже было». Поэтому читаю я или из-за языка, или из-за эпохи, или из-за того, что в книге есть над чем подумать (что встречается все реже). «Серебряный герб» я читала по первым двум причинам.
Это прекрасно написанная книга о детстве. Чудесный русский язык, пряный, южный, морской (действие происходит в Одессе). О детстве и юности, о взрослении. О школе и школьных товарищах, о первых литературных опытах. Об участи полуизгоя, не такого, как все (через что проходят практически все творческие люди).
Поневоле напрашивается сопоставление с другой автобиографической книгой, «В начале жизни» Маршака. Взросление, ученичество и путь в люди того тоже были сложными. Но Чуковскому повезло меньше, хотя в отличие от Маршака он был евреем только наполовину, но все-таки у Маршака был отец и в целом семья находилась в лучшем положении. А мать Чуковского, чтобы заработать на жизнь, была вынуждена зарабатывать стиркой и скрывать это совершенно недостойное занятие.
Серебрянный герб Корней Чуковский глава 13 Премудрый совет читает Павел Беседин
У Чуковского и Маршака много общего. Один еврей, другой полуеврей, и без обоих невозможно представить русскую литературу. Оба большие, мощные писатели, в первую очередь известные как авторы стихов для детей.
«Серебряный герб» произвел на меня сильное впечатление. И в первую очередь историей отношений со школой (да эта тема вынесена и в заглавие, ведь серебряный герб — это герб гимназиста). Герой Чуковского в результате разных событий лишается этого герба, его выгоняют из гимназии. Эта крах всего мира мальчика, крах его Вселенной! Что только он ни готов отдать, чтобы все исправить!
Но никто не хочет брать его обратно, а у матери-прачки нет связей, чтобы ему помочь.
Естественно, я не могла не чертыхнутся: какой контраст с современной системой всеобщего образования! Да, кто о чем, а вшивый о бане. Но, ребята, какой же будет престиж у образования, если что ни вытворяй, как ни изгаляйся, по закону до 15 лет тебя не могут отчислить из школы?
При таком подходе образование превращается в систему фейков и дрессуры, где задача учителя не научить, а сделать так, чтобы сидели тихо и не мешали вести урок. Львиная доля сил педагога, работающего в обычной, общеобразовательной школе, в этом случае будет уходить на то, чтобы просто заткнуть тех, кому это все ехало-болело и кто в любом случае, при самом лучшем раскладе не усвоит программу.
Зачем это? Для чего? Не лучше ли дать этим ребятам возможность работать, не тратя нервы себе и окружающим? Ведь в школе они просто протирают штаны, не усваивают того, о чем там говорится. Пустая трата ресурсов, не нужная никому!
И система престижных школ, лицеев и гимназий, тоже не справляется с задачами образования, потому что запихиваются туда дети по принципу кошелька и амбиций родителей. Самим детям это не надо. Их натаскивают, готовят к экзаменам, а все, что касается воспитания личности и гармоничного ее развития, остается только на бумаге. Да, есть святые, герои труда, которые и в чудовищных условиях нашей школьной системы умудряются хорошо делать свое дело, но получается у них это вопреки, а не благодаря.
Серебряный герб
К сожалению, посмотрев на ситуацию в нашем образовании сначала с точки зрения учащегося, потом учителя, а затем и родителя, я все больше начинаю понимать адептов домашнего обучения. Мне этот выбор не близок, но я понимаю людей, которые принимают решение обучать детей самостоятельно. Они просто хотят оградить их от маразма.
Источник: proza.ru
Произведение является автобиографичным, поскольку основывается на реальных событиях и повествует о детстве писателя в период его обучения в гимназии.
Главным персонажем повести является мальчик по имени Коля Корнейчуков, представленным автором в образе проказливого, увлекающегося выдумками мальчишкой, неоднократно получающего замечания от преподавательского состава.
В один из дней Коля предстает перед руководителем гимназии, который обвиняет его в поступке, несовместимом с гордым званием ученика, заключающимся в подстрекании одноклассника в сокрытии дневника с плохими отметками. Коля не понимает в чем состоит его вина, поскольку он не имеет отношения к произошедшему. Однако директор учебного заведения является непреклонным и принимает решение об исключении Корнейчукова из состава гимназистов.
Коля отправляется домой, но не понимает, как ему быть и что сказать матери, которая с его детских лет мечтает о получении сыном достойного образования для дальнейшей успешной карьеры, поскольку на собственном опыте знает, что такое физическая работа. Мама Коли, являющаяся красивой и статной женщиной, вынуждена работать прачкой, так как должна воспитывать в одиночку своих двоих детей, Колю и его старшую сестру Марусю.
Бродя по городским улицам, не смея повернуть к дому, Коля встречает своего бывшего учителя по истории Ивана Митрофановича, которого ученики называют Финти-Монти. Преподаватель также оказывается уволенным из учебного заведения. Иван Митрофанович поясняет мальчику причину его исключения из ученического состава. Оказывается, все происходит не из дневника с двойками, а из-за Колиного простого происхождения, поскольку он принадлежит к категории кухаркиных детей, которым недозволительно обучаться на равных с приличными детьми.
Выслушав старого учителя, Коля дает себе слово любым способом получить образование для того, чтобы мама им гордилась.
Он берется за любую низкооплачиваемую работу, при этом самостоятельно занимаясь по всем предметам. Днем он работает подмастерьем у маляров и жестянщиков, а ночами штудирует учебную литературу. С приходом зимы Коля вместе с сестрой Марусей занимается репетиторством.
В результате мальчиком было затрачено огромное количество сил, но в конечном итого Коля преодолевает все трудности и ему удается сдать гимназические экзамены экстерном, получи диплом об окончании учебного заведения.
При этом заработанные детьми денежные средства позволяют матери Коли отказаться от тяжелой работы прачки и заняться любимым делом в виде вышивания, которое быстро становится популярным в городе и мамы появляется множество заказчиков.
Получив диплом об образовании, Коля покупает себе студенческую фуражку, на которой красуется серебряный герб, и вместе с мамой совершает прогулку по городу, во время которой женщина представляет всем знакомым своего сына в качестве студента.
Повесть отличается прекрасным литературным языком в сочетании с юмористическими нотами, передающими искренность и душевность отношения ребенка к своим жизненным обязанностям.
Автор учит читателей о необходимости преодоления трудностей и препятствий в целях достижения собственной мечты.
Автобиографическая повесть о гимназистах и о серебряном гербе, выломанном из фуражки. Рассчитана на школьников.
Год написания — 1967.
- Произведение начинается со знакомства с гимназистами.
- В начале повести рассказывается о характере мальчиков и их проделках.
- Внезапно Колю Корнейчукова отчислили из гимназии. Серебряный герб был выломан из его фуражки.
- Мальчик боялся расстроить маму и никак не мог рассказать ей о происшествии.
- Коля берется даже за низкооплачиваемые работы. Одновременно он сам занимается по учебным предметам.
- В итоге он сдаёт экзамены по программе гимназии экстерном и получает диплом.
Читайте по теме:
Главные герои (краткие характеристики)
- Коля Корнейчуков — главный герой, гимназист.
- Мама — статная, красивая. По ночам стирает, днём гладит.
- Сестра — Маруся. Она старше, чем брат.
Главная мысль
Настойчивым и трудолюбивым людям любая задача по плечу. Похвально трудолюбие и целеустремлённость мальчика. Именно благодаря им он достиг своей цели.
Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема. Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка.
Этот маленький мальчик – школьник, который учится в гимназии. Он – самый обычный, и веселый паренек, у которого, как кажется, нет никаких проблем. Он со всеми детьми общается и приятельствует. Нет абсолютно никаких проблем. Но, как оказывается в дальнейшем – все не так просто, как на виду. Его исключают из школы.
Причина этого – плохое, даже хулиганское поведение мальчики. Якобы он подговорил мальчика – своего одноклассника, совершить преступление – закопать дневник с плохими оценками.
Мальчик очень огорчен, ведь он не чувствует за собой никакой вины, так как он ничего такого не делал. Он никого не подговаривал делать такие плохие дела, и тем более, своего одноклассника. Начальство не решает его выслушивать, и попросту выгоняют его. Бывший ученик шатается по улицам, не зная, что теперь делать.
Но, как говорят, мечта – это сильное чувство, которое просто быстро улетучится не может. Именно потому он решает во чтобы то ему это ни стало – он будет там учиться, и закончит последние годы гимназии. Когда есть цель, человек будет ей следовать до конца. Целеустремленный человек – в какой-то степени опасен, ведь он все сделает, лишь бы достигнуть своих целей. У мальчика все получается, вскоре он, заработав денег, кончает гимназию.
Чуковский. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Серебряный герб
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Этот необыкновенный рассказ Константин Георгиевич Паустовский написал о широте русской души а так же человеческой доброте. Данное действие происходит в небольшом городке Забайкалья
В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак.
Главный персонаж рассказа – молодая особа по имени Сонечка. Эта девушка не отличается какой-либо красотой, неуклюжа, подруг не имеет, и когда выдается свободная минутка, она предпочитает его тратить на чтение литературы.
Молодой охотник ради хвастовства решил убить старого неуловимого лося. Выслеживал его. Этот лось даже покалечил его ногу. Но когда представился случай убить его, студент отпустил животное. Рассказ учит, тому, что надо помогать беззащитным существам.
Сенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.
Произведение является автобиографичным, поскольку основывается на реальных событиях и повествует о детстве писателя в период его обучения в гимназии.
Главным персонажем повести является мальчик по имени Коля Корнейчуков, представленным автором в образе проказливого, увлекающегося выдумками мальчишкой, неоднократно получающего замечания от преподавательского состава.
В один из дней Коля предстает перед руководителем гимназии, который обвиняет его в поступке, несовместимом с гордым званием ученика, заключающимся в подстрекании одноклассника в сокрытии дневника с плохими отметками. Коля не понимает в чем состоит его вина, поскольку он не имеет отношения к произошедшему. Однако директор учебного заведения является непреклонным и принимает решение об исключении Корнейчукова из состава гимназистов.
Коля отправляется домой, но не понимает, как ему быть и что сказать матери, которая с его детских лет мечтает о получении сыном достойного образования для дальнейшей успешной карьеры, поскольку на собственном опыте знает, что такое физическая работа. Мама Коли, являющаяся красивой и статной женщиной, вынуждена работать прачкой, так как должна воспитывать в одиночку своих двоих детей, Колю и его старшую сестру Марусю.
Бродя по городским улицам, не смея повернуть к дому, Коля встречает своего бывшего учителя по истории Ивана Митрофановича, которого ученики называют Финти-Монти. Преподаватель также оказывается уволенным из учебного заведения. Иван Митрофанович поясняет мальчику причину его исключения из ученического состава. Оказывается, все происходит не из дневника с двойками, а из-за Колиного простого происхождения, поскольку он принадлежит к категории кухаркиных детей, которым недозволительно обучаться на равных с приличными детьми.
Выслушав старого учителя, Коля дает себе слово любым способом получить образование для того, чтобы мама им гордилась.
Он берется за любую низкооплачиваемую работу, при этом самостоятельно занимаясь по всем предметам. Днем он работает подмастерьем у маляров и жестянщиков, а ночами штудирует учебную литературу. С приходом зимы Коля вместе с сестрой Марусей занимается репетиторством.
В результате мальчиком было затрачено огромное количество сил, но в конечном итого Коля преодолевает все трудности и ему удается сдать гимназические экзамены экстерном, получи диплом об окончании учебного заведения.
При этом заработанные детьми денежные средства позволяют матери Коли отказаться от тяжелой работы прачки и заняться любимым делом в виде вышивания, которое быстро становится популярным в городе и мамы появляется множество заказчиков.
Получив диплом об образовании, Коля покупает себе студенческую фуражку, на которой красуется серебряный герб, и вместе с мамой совершает прогулку по городу, во время которой женщина представляет всем знакомым своего сына в качестве студента.
Повесть отличается прекрасным литературным языком в сочетании с юмористическими нотами, передающими искренность и душевность отношения ребенка к своим жизненным обязанностям.
Автор учит читателей о необходимости преодоления трудностей и препятствий в целях достижения собственной мечты.
Серебряный герб. Читательский дневник
Советуем почитать
Произведение относится к сюрреалистическому жанру литературы и в качестве главного героя романа представляет ученика, проходящего обучение в учреждении для слабоумных детей.
Неподалеку от деревни Бережки во время войны был ранен разорванным снарядом конь. Командир принял решение его оставить, а сам полк двинулся дальше. Лошадь забрал старый мельник Панкрат.
Действие романа охватывает большой временной промежуток. Стелла была совсем маленькой девочкой, с мамой и папой они жили в просторной квартире.
Источник: obrazovanie-gid.ru
В повести “Серебряный герб” Корней Чуковский рассказывает о своем детстве. Повествование ведется от первого лица. Сначала Чуковский (мальчик Коля) рассказывает о своей учебе в гимназии.
Диктовка наводила страх на всех учеников. Чтобы помочь своему однокласснику Тимоше, Коля придумал уловку: привязать один конец веревки к ноге Тимоши, а другой – к своей. Если дернуть раз – бедет запятая, два – восклицательный знак и т.д.
На уроках Коля часто считал, сколько раз поп Мелетий скажет слово “да”. Проказа мальчишки раскрылась, и поп выгнал Колю из класса.
Вообще Коля не отличался хорошим поведением, за что и получал множество неприятностей. Однажды один из учеников закопал свой дневник с плохими оценками. В преступлении беспричинно обвинили Колю. За такую проказу его исключили из гимназии.
Происшествие сильно разбередило душу мальчика. Он опасался гнева своей матери. Мать рассчитывала, что сын получит образование и не будет выполнять черновую работу.
Иван Митрофанович, бывший учитель Коли, ведет с мальчиком задушевную беседу и напоминает, что он “плебей, а не раб”.
Мать узнала, что Колю исключили из гимназии. Это известие подкосило бедную женщину.
Коля устраивается помощником к маляру Анаховичу. Он начал зарабатывать деньги. Попутно Коля начинает изучать английский язык. Учил он и школьную программу, хоть давалась она и непросто.
Время шло, и товарищи Коли по гимназии сильно менялись, как внешне, так и внутренне. Коля же сумел сдать экзамены и получить аттестат с неплохими отметками.
Источник: obrazovaka.ru