Если вы не слышали произведении Л.Н. Толстого «Свечка», то неудивительно, ведь оно мало кому известно. Оно учит простой люд соблюдать нравственные принципы.
История создания «Свечки»
После того как Лев Николаевич своими глазами увидел нищету, необразованность, то есть весь ужас простой жизни крестьян, он решил что нужно написать для них поучающие, доступные для низших слоев рассказы. Таким образом в 1855 году на свет появился рассказ «Свечка». Основа данного произведения – личные взгляды Толстого, а также мотивы божественного наказания.
Жанр и направление произведения
Данное произведение своим смыслом напоминает притчу, чем рассказ. Направление – реализм. Почему реализм? Толстой в своем творении описывает крестьянскую жизнь, ее быт, их рабочие процессы, так как описанные события похожи на действительность, то поэтому можно сделать вывод, что это рассказ в стиле реализма.
Композиция и главный конфликт
В «Свечке» два разных во мнениях героя Василий Минаев и Петр Михеев. У первого приказчик забрал жену и взял ее к себе в кухарки, да и в принципе относился жестоко к Минаеву, а Михеев «смирный» крестьянин. Приказчик в рассказе олицетворяет зло, самая главная многих разладов между людьми, но также он объединил народ своими действиями, вызвал всеобщее возмущение.
2000188 Аудиокнига. Толстой Лев Николаевич. «Два брата и золото»
От самого малого, от особой жестокости приказчика, сцены со свечкой до кульминационного момента, который является смертью Михаила Семенычев. Лев Николаевич показывает чувства, преследовавшие крестьян. Это видно по тому, как он использует прием контраста, сопоставив спокойствие Петра Михеева и приказчика, который болезненно осознал свое самодурство. Эти две ситуации совершенно непохожи друг на друга, что и вызывает контраст.
Почему название — «Свечка»?
Автор представил в произведении свечу как олицетворение спокойствия, стойкости и запрятал в нее образ Петра Михеева. Во время церковного праздника Петр работал, что не сказать о других, но даже в этом он остается смиренным. Об этом говорят слова Михаила о незатухающей свечке, и о Петре, который выполнял волю главного, несмотря на праздничный день. Именно это послужило поводом для осознания своей жестокости и своего своенравия.
Основная мысль «Свечки»
Писатель хочет до нас донести, что главное слушать свое сердце, не совершать грешных поступков, прожить жизнь, принося добро и пользу людям. Все это он показывает на примере главных героев.
Приказчик должен был получить кару за свое возвышенное поведение, такое как жестокость и своенравие, конечно, расплата должна была прийти от мужиков, которые уже создали план действий для наказания, но божественное наказание пришло раньше и разрешило всю ситуацию. Именно такой трагический финал предсказал эпиграф: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».
Особенности главных героев
Как выяснилось раньше, основные герои произведения однозначно разные по своему характеру крестьяне – Петр Михеев и Василий Минаев и приказчик самодур – Михаил Семеныч, который является сторонним злом в «Свечке». Вокруг его поведения разгораются множественные распри. Начнем с простых мужиков:
Лев Николаевич Толстой «Два брата и золото»
- Петр Михеев – немаловажный герой данного произведения. Рабочий мужик, крестьянин. Через его реплики Лев Николаевич обозначает свое мнение, которое сводится к тому, что наказание или поощрение человек дает Бог.
- Василий Минаев – важный герой этого творения, также как Петр, мужик в господском имении, но совершенно иной по характеру. Автор говорит о его настрое, что он был самым злым среди мужиков. Слова Василия дают понять, что именно он предложил расправу с приказчиком. Его слова очень заметно отличаются от слов Михеева. Первый считал убить Михаила грехом, но Василий считает иначе, что не совершив его убийство будет являться грехом.
- Михаил Семеныч – главное зло «Свечки», автор описывает его как человека семейного, но уж больно «завидлив он был», поэтому и «завяз в грехе». Приказывал мужикам работать без продуху напролет, в праздники и выходные, зная о ненависти мужиков к нему, не собирался ничего менять. Но поведение Петра Михеева помогло Михаилу осознать свою неправоту, что сподвигло его извиниться перед своими крестьянами, но увы, судьба решила по-другому.
Темы в рассказе Л.Н. Толстого
Темы затронутые в данном произведении Л.Н. Толстого будут также многим интересны и читателям наших лет, мне кажется, даже в будущем эти темы не утратят своего значения: роль Бога в судьбе людей, тема жестокости власти, тема рока. Начнем с явно выраженной темы в рассказе «Свечка»: 1.Тема роли Бога в судьбе людей
Л.Н. Толстой главным вопросом в своем произведении свел два мнения к божественному рассуждению. Петр, как олицетворение спокойствия и смирения, утверждал, что Бог всех рассудит сам, что не надо вмешиваться в дела божьи. Василий же считал, что дело решиться, только когда прольется кровь, что грехом будет не наказать Михаила, и в дальнейшем позволить ему нанести еще больший вред.
Смерть приказчика разрешила главный вопрос, который возникает при прочтении рассказа: «Будет ли наказуемым грех человека или нет?». Вывод таков: Богом или распоряжением судьбы, но зло, а особенно грех будет всегда наказан. 2.Тема жестокости власти
Самое главное проявление жестокости – Михаил Семеныч. Приказчик, явно превышавший дозволенные ему полномочия, пользуясь безысходностью и страхом своих крестьян, заставлял трудиться их днями и ночами. Жестокость власти прослеживается и в высших должностях, чем приказчик. Пример несправедливого отношения к крестьянам виден по отношению к ним помещика, когда те пошли доложить на Михаила Семеныча в Москву, но тот ничем не помог мужикам. 3.Тема рока
Судьба Михаила Семеныча раскрывает рок в произведении. Он получает сопротивление своей воле от своих крестьян. Четко видно, что избежать решения судьбы невозможно. Правило судьбы: плохое наказывать злом, а хорошее добром. Мужики распланировали месть для приказчика, но не сумели осуществить их план, жизнь уже наказала приказчика за его несправедливость.
Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого
Главная проблема будет сразу видна каждому после прочтения рассказа – проблема мести. Толстой профессионально подал нам эту проблему, представив эту проблему со стороны зла и добра. Так как Л.Н. Толстой был человеком верующим, он высказал свое мнение со стороны добра, то есть через слова Петра Михеева, который говорил, что убийство противоречит законам Бога, что лучше не вмешиваться в его законы, конечно, финал рассказа доказывает позицию Петра и превосходства Бога.
Чему же учит рассказ?
По-моему, автор преследовал цель, показать нам неверность мышления со стороны двух мышлений, как приказчика, так крестьян. Произведение учит не решать судьбу человека самим, что правосудие будет вершить Господь.
Критика
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ произведений
Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения
Источник: rasskazy24.ru
3.5 У золота все двери на запоре, Всяк для себя лишь копит: вот в чём горе! -Гёте
Скажу честно не особо поклонник творчества Л.Н. Толстого, поэтому его рассказы не читал никогда. Только более известные и массивные произведения.
Этот рассказ небольшой, наверное, минут 7-10. Если не спеша читать. А если бегло, то и быстрее.
Странноватый рассказ со своей философией. Даже не рассказ это, а скорее притча. Рассказ небольшой поэтому будут спойлеры.
Коротко о рассказе.
Два брата, старший Афанасий и младший Иоанн живут недалеко от Иерусалима, их дом — это гора, жили они бедно и ели лишь то. что давали им другие люди. Все свое свободное время они работали. Помогая тем, кто очень нуждался в помощи. Так проходили все дни, кроме воскресенья, и братья встречались вместе, молились и беседовали. И ангел Господень сходил к ним и благословлял их.
И однажды братья нашли золото, и каждый выбрал свой путь.
Пути братьев
Путь младшего.
Младший брат Иоанн, увидев золото, убежал от него, прыгая по горам. А золото там было очень много. Иоанн решил, что это его испытывают, и золото — это зло. Лучше буду на горе сидеть.
Мне бы хотелось, чтобы так можно было жить. Не на горе сидеть, а жить и работать без денег, и ни в чем не нуждаться.
В детстве читал книги про приключения Алисы Селезневой, мир будущего и все такое. Так вот там люди Земли брали в руки деньги, летая только на те планеты, где они еще были в ходу. А на Земле уже денег не было. Не помню, точно рассказывал ли Кир Булычев, как это они так смогли, надо перечитать будет.
Но вот у них были стоянки с флаерами, это как сейчас каршаринг или же вот эти самокаты или велосипеды стоят, только у нас надо деньги платить, а там взял полетел куда надо. вернул обратно. Так же у них были различные синтезаторы еды, много различных технологий и прочего. То есть у человека было, то, что ему надо, наверное, само общество изменилось, исчезли потребители и появились изобретатели и энтузиасты, придумали технологии, которые, дают людям ресурсы, а человек может заниматься чем хочет. Хочешь сей, хочешь куй. Такой вот коммунизм.
Подобное еще было в начале книги, «Незнайка на луне», там, когда появились новые фабрики, которые производители одежду, а Пончик набрал себе в кучу одежды, но и в итоге выкинул все, потому что она пропахла нафталином.
Если, кто то придумает, как вот такого достичь, то я лично не против.
Скажу так, мне больше нравится тот путь, который выбрал старший брат Афанасий, мне как экономисту это ближе и понятнее. В современном мире, просто нет других вариантов.
Путь старшего брата в том, чтобы деньги работали на человека и помогать всем.
Да можно трудиться с утра до вечера, и помогать кому-то. Но при этом самому быть бедным и голодным, питаться тем, что люди дают. Но вопрос, вот надо скажем скосить поле или принести воды, а откуда брать косу и ведро, да можно пойти отработать и там, но откуда будет брать материалы тот человек кто делает эти товары. К сожалению, никто пока не придумал, производить товары и продукты, без затрат.
И поэтому, как по мне лучше, что бы люди жили в тепле и не были голодными, но использовать проклятое золото, чем вот такие братья будут помогать сиротам, вдовам и тп.
Я за симбиоз, помощи и использования ресурсов. Вот и Афанасий так.
В золоте греха нет, грех в человеке. Золотом можно зло сделать, можно и добро сделать. Сколько сирот и вдов можно прокормить, сколько голых одеть, сколько убогих и больных уврачевать на это золото! Мы теперь служим людям, но служба наша малая по нашей малой силе, а с этим золотом мы можем больше служить людям
Афанасий разработал, целый бизнес-план, и причем себе денег не взял. А помог людям, причем больше, чем они до этого могли с братом.
Он помогал людям, но в итоге его позиция была ошибочной, и от него отвернулся и брат и ангел.
И ангел сказал ему:
— Тот дьявол, который положил это золото, чтобы соблазнить тебя, научил тебя и словам этим.
И финальные слова. Цель всей притчи.
И с тех пор Афанасий не поддавался соблазну дьявола, рассыпавшего золото, и познал, что не золотом, а только трудом можно служить Богу и людям.
Мне эта притча на душу не легла, согласен, что надо помогать и трудиться, но также верю, что надо все использовать, что тебе дают. Или я просто не достиг того уровня просветления, которое было у Льва Толстого, чтобы понять его задумку.
Источник: www.livelib.ru
Сочинение по рассказу два брата и золото
Жили в давнишние времена недалеко от Иерусалима два родные брата, старший Афанасий и меньшой Иоанн. Они жили на горе, недалеко от города, и питались тем, что им давали люди. Все дни братья проводили на работе. Работали они не свою работу, а работу бедных. Где были утружденные работой, где были больные, сироты и вдовы, туда ходили братья и там работали и уходили, не принимая платы.
Так проводили братья врозь всю неделю и сходились только в субботу вечером к своему жилищу. Только воскресный день они оставались дома, молились и беседовали. И ангел господень сходил к ним и благословлял их. В понедельник они расходились каждый в свою сторону. Так жили братья много лет, и всякую неделю ангел господень сходил к ним и благословлял их.
В один понедельник, когда братья вышли на работу и разошлись уже в разные стороны, старшему брату, Афанасию, стало жаль расставаться с любимым братом и он остановился и оглянулся. Иоанн шел, потупив голову, в свою сторону и не глядел назад. Но вдруг Иоанн тоже остановился и, как будто увидав что-то, пристально, из-под руки, стал смотреть туда.
Потом приблизился к тому, на что смотрел, потом вдруг прыгнул в сторону и, не оглядываясь, побежал под гору и на гору, прочь от того места, как будто лютый зверь гнался за ним. Удивился Афанасий и вернулся назад к тому месту, чтобы узнать, чего так испугался его брат. Стал подходить он и видит, что-то блестит на солнце. Подошел ближе — на траве, как высыпана из меры, лежит куча золота, беремени на два. И еще больше удивился Афанасий и на золото и на прыжок брата.
И снял Афанасий с себя одежу, нагреб в нее золота, сколько в силах унесть, взвалил на плечо и понес в город. Пришел в гостиницу, сдал гостинику золото и пошел за остальным. И когда принес все золото, то пошел к купцам, купил земли в городе, купил камней, лесу, нанял рабочих и стал строить три дома.
И прожил Афанасий в городе три месяца, построил в городе три дома: один дом — приют для вдов и сирот, другой дом — больница для хворых и убогих, третий дом — для странников и нищих. И нашел Афанасий трех благочестивых старцев, и одного поставил над приютом, другого — над больницей, а третьего — над странноприимным домом. И осталось еще 3000 золотых монет у Афанасия.
И отдал он каждому старцу по тысяче, чтобы на руки раздавать бедным. И стали наполняться народом все три дома, и стали люди хвалить Афанасия за все то, что он сделал. И радовался на это Афанасий, так что и не хотелось ему уходить из города. Но любил Афанасий брата своего и, распрощавшись с народом, не оставив себе ни одной монеты, в той же старой одеже, в какой он пришел, в той же и пошел назад к своему жилищу.
И только подумал это Афанасий, как вдруг видит — стоит на пути его тот ангел, который благословлял их, и грозно глядит на него. И обомлел Афанасий и только сказал:
И открыл ангел уста и сказал:
— Иди отсюда. Ты недостоин жить с братом твоим. Один прыжок брата твоего стоит дороже тех твоих дел, которые ты сделал золотом твоим.
И стал Афанасий говорить о том, сколько бедных и странных он накормил, сколько сирот призрел. И ангел сказал ему:
— Тот дьявол, который положил это золото, чтобы соблазнить тебя, научил тебя и словам этим.
И тогда обличила Афанасия совесть его, и познал он, что не для бога делал он дела свои, и он заплакал и стал каяться.
Тогда отстранился ангел с дороги и открыл ему путь, на котором уже стоял Иоанн, ожидая брата. И с тех пор Афанасий не поддавался соблазну дьявола, рассыпавшего золото, и познал, что не золотом, а только трудом можно служить богу и людям.
И стали братья жить по-прежнему.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Какая главная мысль рассказа Льва Толстого «Два брата и золото»?
Чему учит сказка, рассказ Льва Толстого «Два брата и золото»?
Какая мораль, смысл, анализ произведения, книги «Два брата и золото»?
«Чем люди живы» даже не рассказ, а философская притча Льва Николаевича Толтого.В чем же главная мысль этой притчи? Бог наказывает ангела , кажется, за доброе дело, когда тот не забрал душу роженицы, ибо та осталась без мужа и хотела воспитать только что родившихся девочек-близняшек. Бог приказал ангелу вернуться и всё равно забрать душу у роженицы. Он хотел, чтоб ангел верил только божественному слову, а нелюдям. Если нужно , то Бог всегда найдет выход, несчастных детей накормит незнакомая им женщина, ибо Бог вложил в неё любовь. И главное, как по пословице:
Вот захотел брин, чтоб его сапоги не износились за год, но не знал, что ему осталось жить всего лишь день.Но самое главное в притче мысль, что самое главное в людях, которые даже измучены трудом, их любовь и жалость к самым незнакомым им людям. И в этом спасение мира.
Главная мысль этой сказки-притчи Толстого о том, что нужно отказаться есть мясо и убивать из-за этого животных — ягнят, телят, цыплят. Сам Толстой был вегетарианцем. В воспоминаниях о нем его дочка княгиня Сухотина Толста пишет, что однажды к ним в гости должна была придти его двоюродная сестра, фрейлина императрицы. Все всполошились, а ака устроить стол без мяса.
Но Толстой обещал это устроить. Когда в зал вошла фрейлина к столу была прикреплена за ножку курица и надпись Толстого:» Я куриное мясо не ем, а кто хочет, вот нож, а вот курица!» И все в зале стали смеяться выдумке Толстого.Однако он серьезно предлагал всем отказаться от употребления мяса, вот эта мысль и лежит в основе этой сказки-притчи.
Рассказ Толстого «Ермак» повествует о реальных исторических событиях, а именно о том, как Ермак завоевывал Сибирь.
Раз за разом, битва за битвой продвигался он все дальше на восток, занимая города.
И в конце концов завоевал Сибирь у татар, да только вот во время этих сражений войска осталось у него немного.
И татары пошли на хитрость: сначала пожаловались Ермаку, что их обижают ногайцы.
Тот послал в помощь сорок человек, а татары их же и убили. Затем еще раз обхитрили они Ермака, и в итоге утонул он в реке, отбиваясь от врагов.
Рассказ учит тому, что победить можно, сражаясь дружно: когда воины слушались Ермака, они всегда били врага. А вот когда они обжились в Сибири, но стало их мало, не прислали им на помощь народу, и татары одолели русских. Ну и затем подошло новое войско, которое захватило Сибирь уже окончательно. потому что было оно снова большой силой.
Этот рассказ, так интересно названный написан Львом Николаевичем Толстым в 1906 году, почти в конце его жизни. Такое случилось с его бртом, у которого дочка так поступила. В чем идея рассказа и главная мысль: Когда любишь, как бы ты не крутился, всё равно найдешь в себе силы простить всё, так и поступает старый князь Михаил Иванович, который хотя и занимал очень видное место в общество, и ему было обидно, что дочь опозорила его, когда могла составить блестящую партию и не стать темой для светских сплетен, но в любом случае, увидев в каком страшном состоянии его любимая дочь, он начинает плакать и жалеть, что был так нечувствителен и жесток. Это и есть по мнению Толстого путь возврата к человеческой любви. Это был его благородный сон о любви человеческой, преодолевающей ненависть.
«Волга и Вазуза» — совсем короткий рассказ о двух реках, Волге и Вазузе. Толстой придает рекам характер людей, описывает их как двух сестер. Одна из сестер, Волга, ведет себя спокойно и с достоинством. Вторая, Вазуза, переводит отношения в конкурентную площадь и пытается обмануть сестру.
Утверждает, что она быстрее попадет в Каспийское (Хвалынское по тексту) море, в нарушение договора отправляется в путь раньше условленного, ночью, чтобы победить в споре. Волга не опускается до мелкой мести и прощает сестру. Собственно, Волга и не старалась победить, просто шла своей дорогой. В итоге Волга — великая река, и Вазуза становится ее притоком, так как самоуважение и достоинство более оптимально, чем конкуренция. Так, по крайней мере, следует из этой сказки.
На уроке литературного чтения писали отзыв о причитанном произведении Л.Н.Толстого «Два брата». Ребята высказывали своё мнение о том, что такое счастье. Здесь представлены наиболее интересные работы ребят.
Предварительный просмотр:
Отзыв о прочитанном произведении
А вот мне кажется, счастье – это словно маленькая звёздочка на небе. У каждого оно своё: у кого-то оно маленькое и безупречное, а у кого-то большое и буйное. Но у каждого оно своё. Моё счастье – это дом, родители, семья.
Тормозова Александра, 10 лет
Лично моё счастье заключается в том, что я, как и старший брат, буду дорожить тем, что имею, и ценить то, чего достиг, а не двигаться на самые-самые высоты. Но и младший брат прав по-своему: не надо стоять на месте, нужно по чуть-чуть двигаться вперёд.
Сорокин Александр, 10 лет
А моё счастье – это моя семья и моя Родина. Мне кажется, это самое настоящее счастье: жить мирно и спокойно со своими родными и близкими мне людьми.
Гуфайзен Артём, 10 лет
А я думаю, что счастье состоит в том, что как бы ты ни жил, ты человек, житель Земли. И нельзя сказать, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Я думаю, что и бедный и богатый человек одинаковы, главное, чтобы все были здоровы и счастливы.
Гранкин Андрей, 10 лет
Счастье для каждого человека бывает разное. Я думаю, что я бы прожила жизнь, как старший брат: тихо и спокойно. Мне кажется, что счастье – это полжизни человека. Нужно стремиться к своему счастью.
Файфер Валерия, 10 лет
Счастье для меня – это выбор пути, по какой тропинке мне идти в жизни.
Шушлебин Григорий, 10 лет
А я понимаю так: счастье человека – это когда у тебя есть семья, дом, работа. Я думаю, что Л.Н.Толстой выразил в сказке, как может повернуться судьба, такое и счастье будет.
Число страниц: 2
Главные герои: старший и младший братья.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Меньший брат — любопытный и рисковый.
Не побоялся попытать удачу.
Он хоть и остался ни с чем, но узнал, какая разница бывает жизнь.
Старший брат — предусмотрительный и боязливый.
Не захотел ничего менять в своей жизни.
Жил спокойной и скучной жизнью.
Братья отправились в дорогу.
На их пути оказался камень с описанной дорогой к счастью.
Брат, что постарше, отказался выполнять указанные действия.
А младший следовал надписи и стал царём, но ненадолго.
Когда братья вновь встретились, каждый из них выразил свою позицию касательно прожитой жизни.
План сказки:
- Путешествие.
- Камень и надпись.
- Отказ старшего.
- Приключения младшего.
- Царствование.
- Падение власти.
- Разговор двух братьев.
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль сказки в том, что у каждого человека своё счастье.
Основная идея сказки в том, что, выбрав жизненный путь, не стоит жалеть о потраченном времени.
Чему учит сказка
Произведение учит придерживаться своих убеждений и быть в них решительным.
Учит делать правильный выбор.
Прочитав эту сказку, я подумала, что каждый из героев сделал правильный выбор.
Ведь каждый остался доволен прожитой жизнью и был счастлив.
Их выбор был разным, но итог оказался один.
Это очень интересная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, что любой человек поступает так, как ему больше нравится.
И если это не самообман, то достигает счастья.
Мне понравились оба героя.
Старший за его спокойствие и невозмутимость, надёжность и постоянство. Младший — за авантюризм и склонность к риску.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что самого себя обмануть нельзя.
Поэтому выбирая свой путь в жизни, нужно быть честным и понимать, что ты действительно хочешь.
Пословицы к произведению:
- Надо взять от жизни всё, что она может дать.
- Жизнь жизни рознь.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Волков бояться, в лес не ходить.
Словарь неизвестных слов:
- Подле — возле, рядом.
- Сулить — обещать.
- Помянуть — вспомнить.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Меньшой брат пошёл, а старший остался.
Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведицу.
Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору.
Только что добежал до верху, — выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царём.
- Моя профессия токарь сочинение
- Темы сочинение по литературе в 11 классе в 2016 году темы
- Сочинение птицы улетают в теплые края
- Сочинение мой любимый спорт на татарском языке
- Сочинение про грозу 6 класс
Источник: obrazovanie-gid.ru