Как это ни печально, но многие камни на рынке облагорожены. Наиболее частый метод облагораживания — нагревание, которому некоторые камни вроде рубина, сапфира, танзанита или голубого циркона подвергаются почти всегда. Какие-то камни, такие как голубой топаз, например, подвергаются облучению: фактически нельзя найти топаз насыщенного цвета, который не был бы облучён. Трещиноватые камни вроде изумруда облагораживают маслами, смолами и другими веществами: трещины в камне, пропитанные ими, п
Зачем облагораживать камни?
О так называемом "лечении" алмазов я уже писала, здесь же я расскажу о самых популярных способах облагораживания для цветных камней.
НАВИГАТОР СТАТЕЙ ПО МИНЕРАЛАМ КАНАЛА GEM STONES ЗДЕСЬ
1. Пропитка или заполнение трещин
Более других драгоценных камней этот метод используют для изумрудов, пропитывая трещиноватые камни специальным маслом. Внешне, после процедуры изумруд выглядит лучше.
Также поступают с рубинами, с сапфирами, опалами, бериллами, бирюзой. Например, рубин с эффектом астеризма (видна 6-лучевая звезда) — очень редок в природе, и любой образец такого камня стараются продать любой ценой.
Что такое облагораживание камней
Конечно, пропитка маслами или специальными оптическими растворами существенно уменьшает стоимость драгоценного камня. Однако, далеко не всегда указывают в ювелирных сетях информацию, был ли камень облагорожен.
2. Термическая обработка
Иногда этот способ называют просто отжиг. Камни помещают в печь, и нагревают в зависимости от необходимости от 200 до 2000 градусов.
Цель — более яркий цвет и улучшение характеристик цвета на 2-3 порядка.
Для таких камней как танзанит, цитрин, циркон, аквамарин и т.д. конечная стоимость практически не зависит от факта отжига.
Интересно, что даже при продаже этих камней практически с месторождения оптовикам этот факт нигде не афишируется.
Слева — "некрасивые" природные сапфиры, справа — сапфиры после термической обработки. Статьи выходят каждый день после 18:00 по мск.
Слева — "некрасивые" природные сапфиры, справа — сапфиры после термической обработки. Статьи выходят каждый день после 18:00 по мск.
И опять другое дело, если речь идет о рубинах и сапфирах. Приведу пример: 5 каратный сапфир не облагороженный с хорошими характеристиками на аукционе затянет на сотни тысяч долларов, а вот облагороженный с такими же или лучше характеристиками — до 1 000 -3 000 долларов за карат.
Часто нагревание применяется для янтаря: при медленном нагревании улучшается прозрачность камня, при этом на поверхности камня почти всегда образуется темно-коричневая окраска.
3. Облучение
Здесь за примерами далеко ходить не надо. Практически любой голубой или розовый топаз, топазы Swiss или Лондон получили свою насыщенную яркую окраску благодаря воздействию гамма-излучения с последующим отжигом.
Группа кварца — это большое раздолье для облагораживания. Например, из бесцветных кварцев можно облучением получить дымчатые (раухтопазы) или желто-зеленые кварцы. Из бледных цитринов — аметисты.
Кристаллы аметистов, превращенные с помощью нагревания в "цитрины". Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
Кристаллы аметистов, превращенные с помощью нагревания в "цитрины". Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
А вот, если нагреть полученные аметисты до 300-500 градусов можно опять получить цитрины, и делать это можно, бесконечное количество раз. Вот почему даже сами продавцы не уверены, это облученный аметист, нагретый цитрин или все же природный образец аметиста или цитрина.
Конечно, отличить возможно, подробнее здесь.
4. Окрашивание
Окрашивание — один из недорогих способов облагораживания большинства агатов. Еще в Древнем Риме агаты "вываривали" в медовых растворах, для получения красивых жилок и пятнышек.
Опыты проделывали и с халцедонами и хризопразами. Азотная кислота давала красивый желтый цвет невзрачным халцедонам, а хризопраз получал более яркий цвет.
В последнее время для придания агату черного цвета использую нитрат кобальта. Не обошла стороной напасть окрашивать бирюзу, низкого качества образцы лазурита, сугилита или превращать серые агаты в сапфирины (ярко -голубые).
5. Покрытие
Этот вид "облагораживания" самый неустойчивый. И всегда он связан с коммерческой необходимостью продать тот или иной модный вид камня.
Облагороженные и необлагороженные камни. Как это ни печально, но многие камни на рынке облагорожены. Наиболее частый метод облагораживания — нагревание, которому некоторые камни вроде рубина, сапфира, танзанита или голубого циркона подвергаются почти всегда. Какие-то камни, такие как голубой топаз, например, подвергаются облучению: фактически нельзя найти топаз насыщенного цвета, который не был бы облучён. Один из самых коварных методов облагораживания — нанесение покрытия.
Облагороженные и необлагороженные камни
Как это ни печально, но многие камни на рынке облагорожены. Наиболее частый метод облагораживания — нагревание, которому некоторые камни вроде рубина, сапфира, танзанита или голубого циркона подвергаются почти всегда. Какие-то камни, такие как голубой топаз, например, подвергаются облучению: фактически нельзя найти топаз насыщенного цвета, который не был бы облучён. Один из самых коварных методов облагораживания — нанесение покрытия. Такие камни имеют свойство облезать.Трещиноватые камни вроде изумруда облагораживают маслами, смолами и другими веществами: трещины в камне, пропитанные ими, перестают быть заметны. Один из свежих способов облагораживания корундов — диффузия с помощью бериллиевой пропитки. Так получают 99% цветных сапфиров (так называемые fancy-сапфиры). Рубины же проваривают в красном стекле, это приводит к заполнению трещин и интенсивному окрашиванию. Иногда кажется что необлагороженных камней вообще не осталось.
Важно понимать что облагораживание само по себе не несёт ничего плохого. Облагороженные природные камни остаются природными, особенно при использовании естественных методик вроде нагревания. Плохо это только в том случае если продавец выдаёт облагороженный камень за необлагороженный с целью набить цену. Добросовестные же продавцы всегда расскажут историю камня (если, конечно, это возможно) и не будут выдавать облучённый голубой топаз за топаз с природным насыщенным цветом, таким как у 0.00001% камней.
Идея облагораживания далеко не нова. Ещё в "Естественной истории" Плиния освещается широкий спектр техник изменения камней, включая нагрев, пропитку маслом, обесцвечивание и различные покрытия. Часть из этих древних методик — однозначное мошенничество, но сейчас облагоражвание — просто способ обеспечить рынок материалом в условиях очень ограниченных поставок новых природных камней.
Несмотря на распространение облагораживания и облагороженных камней, для тех кто приемлет только камни в их первозданном виде, без каких-либо улучшений кроме огранки, ещё остались возможности найти что-то интересное. Не надо испытывать судьбу в поиске необлагороженных сапфиров и рубинов. Есть несколько разновидностей камней, которые сочетают хорошие характеристики — твёрдость, носкость, блеск и прозрачность — с потрясающим цветом, хотя облагораживанию не подвергались. Такие камни можно покупать с полной уверенностью натуральности цвета. Вот несколько таких камней:
Шпинель (более точное название: благородная шпинель)
Этот минерал отличается сумасшедшим обилием разных оттенков. Камень настолько разнообразен, что подобрать пару на серьги практически невозможно: любые два будут хоть немного да отличаться. Поэтому, кстати, часто набирают по несколько камней разных форм на изделие. Шпинель обладает твёрдостью 8, отличной игрой света и прозрачностью. Часто шпинели путают с рубинами и сапфирами, но бывают они и других, не менее интересных цветов: оранжевый, фиолетовый, серебристый, лавандовый, пурпурный, розовый.
Гранат спессартин
Мандариново-оранжевый и красно-оранжевый оттенки спессартина уникальны для мира драгоценных камней. Кроме этого, по показателю преломления спессартин опережает сапфир, так что отлично играет. Твёрдость спессартина 7-7.5, чего вполне достаточно для ювелирных изделий.
Гранат родолит
Родолит — промежуточный минерал между пиропом и альмандином. Его цвета — от розово-красного до пурпурно-красного и даже фиолетово-малинового, а главное — без коричневатого оттенка, обычно свойственного для гранатов. У родолита хорошая твёрдость, игра света и прозрачность, так что он отлично подходит для украшений.
Гранат цаворит
Цаворит имеет красивый зелёный цвет благодаря примесям хрома и ванадия. Некоторые образцы соперничают по цвету с изумрудом, а по прозрачности и твёрдости цаворит превосходит изумруд, к тому же никогда не облагораживается. Но из-за редкости купить цаворит довольно сложно, особенно в больших размерах.
Турмалин
Турмалин — ещё более богатый на оттенки камень, чем шпинель. Сложно перечислить все его возможные цвета. К тому же турмалин чаще встречается в больших размерах и с хорошей прозрачностью чем большинство других редких необлагороженных камней.
Хризолит (перидот)
Перидот — один из идиохроматических камней, то есть тех, чья окраска вызвана определённым элементом в химической структуре а не примесями. Так что он встречается только зелёного цвета с различными оттенками, не очень далёкими друг от друга — от оливково-зелёного до яблочно-зелёного. Также это означает то, что облагораживанию хризолит не подвержен.
Циркон (оранжевый, коричневый и розовый)
Тогда как популярный голубой циркон встречается исключительно в облагороженном виде, коричневые, розовые, розово-оранжевые и золотисто-оранжевые оттенки — только природные. Стоит заметить что жёлтый и бесцветный циркон также почти всегда облагорожены нагреванием. Циркон особо ценится за блеск и дисперсию. Коэффициент преломления у него выше чем у сапфира и спессартина, а дисперсия сравнима с таковой у бриллианта.
Облагораживание ювелирных камней, т.е.улучшение их качества и цвета, — это процесс, который ведет свою историю с древних времен. В прошлом для улучшения товарного вида ювелирного изделия часто использовались следующие приемы: подкрашивание оправы под камень, подложки из разноцветной фольги, склейка камня (фальшь- дуплеты). Облагораживание ювелирных камней, т.е.улучшение их качества и цвета, — это процесс, который ведет свою историю с древних времен. В прошлом для улучшения товарного вида ювелирного изделия часто использовались следующие приемы: подкрашивание оправы под камень, подложки из разноцветной фольги, склейка камня (фальшь- дуплеты).
Как облагораживают драгоценные камни
Далеко не все драгоценные камни обладают ювелирным качеством. По этой причине мастера часто прибегают к различным способам улучшения внешнего вида и свойств минералов: сглаживают структуру, заполняют пустоты, усиливают цвета камней, полностью окрашивают их или устраняют нежелательные оттенки.
В Германии часто прибегают к окрашиванию агата и других видов халцедона, в Бразилии кварцу и аметисту придают золотистые и насыщенные оранжевые оттенки с помощью нагревания — так получается цитрин под торговыми названиями “бразильский топаз”, “мадейра-топаз”. При этом нельзя сказать, что у каждой страны свои методы облагораживания — они универсальны, более того, половина из них применялась еще во времена античности.
В I веке историк Плиний Младший описывал самоцветы и множество способов их облагораживания, которые он собрал из трудов предшественников. Позднее, в III веке, римский император Диоклетиан объявил войну облагороженным камням и приказал сжечь книги, в которых рассказывается о методах их создания. Хотя это искусство и понесло урон, оно продолжило жить, передаваясь из уст в уста, от мастера к мастеру.
Современные способы облагораживания
Большая часть современных способов обработки используется почти повсеместно и считается приемлемой. Знание законов химии и физики позволяет ювелирам улучшать внешний вид минералов при помощи повторения естественных условий, в которых они формировались, либо при помощи различных хитростей, вроде облучения радиацией или обработки лазером.
Тепловая обработка
Высокие температуры — естественное условие формирования камней в недрах земли. Обработка теплом, как правило, позволяет повысить цветовую насыщенность камня или удалить нежелательный оттенок. Например, таким образом можно изменять свойства следующих камней:
Берилл — с помощью нагрева удаляют тёплые оттенки, что особенно актуально в отношении аквамарина.
Бриллиант — при помощи высокого давления и жара в 2000 градусов получаются ярко-желтые камни. В тех же условиях могут облагораживать коричневые алмазы, чтобы сделать их белыми.
Изменение цвета алмаза в процессе нагрева
Корунд — в рубинах нагрев удаляет включения и нежелательные оттенки, вроде коричневого или фиолетового. Сапфиры от тепловой обработки могут полностью преобразиться или приобрести астеризм, либо потерять его, всё зависит от замысла ювелира.
Изменение цвета сапфира в процессе нагрева
Кварц — существует множество видов этого минерала, которые по-разному реагируют на обработку теплом. Например, аметист становится прозрачным, либо приобретает темный оттенок, приближающей его к цитрину. Сам цитрин реагирует на тепло увеличением своей яркости. Если раскалить аметист, то получится празиолит зеленоватого оттенка. В агатах красного цвета от нагрева усиливаются теплые тона.
Топаз — розовый цвет камня образуется от нагрева оранжевых и коричневых экземпляров, желтые и голубые получаются после тепловой обработки прозрачных образцов.
Турмалин — камень, который представляет из себя сложный боросиликат переменного состава, следовательно, под воздействием высоких температур турмалин может вести себя совершенно по-разному. Например, Замбийские и Мозамбикские зеленые камни никак не меняются после обработки теплом. Зато красно-коричневые экземпляры из этих же стран после нагревания становятся розовыми. Сине-зеленые и тёмно-синие турмалины из Намибии от высоких температур приобретают чисто зеленый цвет.
Циркон — довольно часто палитра этого камня довольно невзрачна, но его подвергают нагреванию и получают благородные цвета, желтый и красный, либо полностью прозрачные экземпляры, похожие на бриллианты. Бывает, что обработка теплом даёт камню синий цвет, но, к сожалению, он быстро теряет свою насыщенность под лучами солнца.
Часто обработка камней нагревом сопровождается использованием высокого давления. В совокупности образуется среда, где камни интенсивно меняют свои свойства, бледнеют или становятся ярче, избавляются от лишних примесей, либо приобретают их. Особенно часто нагрев и давление применяется к алмазам, их продают с пометкой “GE POL” — это как прозрачные и чистые камни, так и розовые, голубые, желто-зеленые, сиреневые экземпляры, цвет которых остается стойким.
Обработка лазером
Это один из новейших способов облагораживания камней, который появился в 1970-х годах прошлого века. Технология обработки лазером позволяет удалять из камней лишние примеси. Например, так можно улучшить вид алмазов, проделав лазером тончайшее отверстие, через которое включение (примесь) испаряется. Либо через проделанный канал внутрь заливается кислота, уничтожающая все лишнее.
Пустоты внутри алмаза после лазерного удаления включения
Отверстие заполняют специальным материалом, который обладает высокими показателями преломления света. Камни, обработанные лазером, стоят на четверть дешевле, но могут не уступать в качестве необлагороженным алмазам.
Обработка радиацией
Данный способ предполагает направленное воздействие на камни микрочастицами или радиацией. Ниже приведен список камней и тех изменений, которые происходят с ними после радиации.
Бриллиант — становится черным, либо зеленым, сине-зеленым. Если после радиации бриллиант сильно нагреть, то он окрасится в синий, желтый, красный, розовый цвета. Недостаток таких бриллиантов в неестественном, слишком насыщенном и ярком оттенке, поэтому стоят они намного дешевле.
Голубой топаз — в зависимости от силы радиации меняется яркость этого камня, при этом процесс нагревания минерала тоже играет существенную роль в преобразовании топаза. Рассчитывая уровень облучения и нагрева, можно получить экземпляры небесно-голубого, интенсивно-голубого и зелено-голубого цветов. Реже удается получить камни неоново-синих тонов.
Жемчуг — еще один вид минерала, подверженный изменениям от радиации. При этом у морского жемчуга появляется серовато-синий оттенок, а у речного — темный металлик, золотистый и другие.
Сподумен — кунцит, разновидность этого минерала с примесью марганца, после обработки радиацией становится темно-зеленым, но под лучами солнца оттенок почти сразу исчезает.
Кварц — бесцветные экземпляры становятся дымчатыми, но если обработать образцы родом из Бразилии, то радиация придает им оттенок зеленого яблока или лимона.
Диффузная обработка
Диффузная обработка предполагает окрашивание камней путем добавления в их структуру атомов химических веществ, обеспечивающих тот или иной цвет.
Методом поверхностной диффузионной обработки облагораживают корунды (чаще сапфиры). Прозрачным камням придают синий цвет с помощью титана, пропитывающего внешний слой минерала в процессе диффузии. Технологию открыла компания “Union Carbide” в 70-е годы.
Синие сапфиры, подвергнутые диффузной обработке, отличаются зональностью окраски — она бывает пятнистой и неоднородной, ведь пропитанный титаном внешний слой нередко частично удаляется во время полировки. Ещё одной характерной особенностью таких сапфиров является концентрация цвета вдоль ребер камня или вокруг небольших трещин. Сложнее определить облагороженные сапфиры в огранке кабошон, так как на ней меньше всего повреждений и отсутствуют грани.
Неоднородный окрас сапфира после диффузной обработки
Сложнее оказалось придать корундам красный цвет. Неудачная попытка была предпринята в 1993 году специалистами GIA, которые сообщили, что красный цвет проникал совсем неглубоко в структуру камня и поэтому почти полностью удалялся после полировки, оставляя лишь бледный и неоднородный оттенок.
Диффузия оксида титана в наружный слой корундов создает эффект астеризма. Минус в том, что звездчатый узор получается либо слишком идеальным, либо неоднородным по цвету. Также облагороженность будет выдавать слишком большая насыщенность цвета.
Ещё один способ облагораживания — диффузия в кристаллической решетке. Впервые он был разработан в 2000-е годы в Таиланде, где решили использовать бериллий, который настолько глубоко проникает (диффундирует) в структуру сапфира, в его кристаллическую решетку, что может пропитать минерал целиком. Бериллиевый метод позволяет из бесцветных корундов создать желтые, из коричневых и желто-зеленых — золотистые, из красных — розовые.
Различить облагороженные бериллием камни стандартными методами довольно трудно. Хотя существует один визуальный признак — цветовая зона по контуру корунда. У синих камней она, как правило, бесцветная, у красных — тёплых тонов.
Другие способы облагораживания камней
Помимо современных способов облагораживания камней с помощью новых технологий, существуют и более простые, традиционные методы обработки.
Заполнение трещин и пропитка
Устранение внешних несовершенств камней проводят с помощью промасливания, либо используют смолы, стекло, другие вещества, которые подбираются с учетом совпадения силы преломления света.
Например, с помощью масел сглаживают структуру изумрудов, которые очень часто покрыты трещинами. Корунды же погружают в смолы, а затем обрабатывают в условиях высоких температур — так молекулы камня соединяются с молекулами смолы и образуется гладкая поверхность.
Структура изумруда после обработки маслом
Воск или пластик также могут использоваться для обработки — они отлично маскируют трещины. Воск защищает самоцветы от негативного воздействия внешней среды, от кремов, парфюма, косметических масел, которые попадают на изделие с тела человека.
Бесцветными средствами часто пропитывают следующие камни:
- изумруды;
- корунды;
- бирюза;
- опал;
- амазонит;
- коралл;
- жадеит;
- нефрит;
- кварцит;
- ляпис-лазурь и другие.
Поверхность рубина после заполнения трещин стеклом
После обработки смолами, маслами и другими веществами камням требуется особое отношение и уход. Изделия с такими минералами нельзя отдать на ультразвуковую чистку, не рекомендуется также и ремонт украшений с облагороженными камнями — перед любыми манипуляциями их стоит вынуть, чтобы избежать повреждений. По этим причинам продавцы должны ставить покупателей в известность о факте облагораживания камня.
Окрашивание и отбеливание
Окрашивание помогает имитировать не только дорогие оттенки, но и другие виды камней. Например, так часто поступают с опалами: светлые образцы пропитывают сахарной водой и после опускают в серную кислоту — камень темнеет и напоминает более дорогую разновидность — чёрный опал.
Опалы могут затемнять даже с помощью машинного масла путем заворачивания камня в бумагу, пропитанную темной жидкостью. Обернутый в бумагу камень подвергают копчению на огне —так прозрачный опал гидрофан может стать похожим на самую ценную версию самоцвета, а именно на австралийский чёрный опал.
Окрашивают и другие камни: жемчуг, халцедон, коралл, жадеит и так далее. Отличить их довольно просто, достаточно рассмотреть драгоценность под лупой и увидеть остатки краски на трещинах, отверстиях и других неровностях — это верные признаки облагораживания.
Обратный окрашиванию процесс — это отбеливание. Для этих целей может применяться перекись водорода, хлор, различные кислоты. Например, перекисью водорода отбеливают жемчуг, чтобы удалить зеленоватые оттенки и посторонние пятна.
Покрытие
Чтобы усилить блеск камней, их могут покрывать тонкой цветной пленкой. Таким образом могут обрабатывать топазы с помощью технологии осаждения паров, чтобы получить рубеллитовые оттенки, аметистовые, изумрудно-зеленые и другие.
Камни могут покрывать тончайшими слоями металлов, золота и титана, которые обеспечивают невероятное сияние камней множеством оттенков.
Кварц с титановым покрытием
Некоторые производители покрывают камни специальным лаком, что является не самым лучшим способом облагораживания. Очень часто подобной обработке подвергается бирюза.
Цвет бриллиантов могут улучшать с помощью профессиональной синей или фиолетовой краски — её наносят на рундист камня или внутреннюю часть оправы, что усиливает нужный оттенок алмаза. С помощью защитного покрытия, имеющего голубой оттенок, могут покрывать павильон бриллианта, тогда желтизна нейтрализуется и камень кажется белым.
Использование подкладок
Подкладки — один из устаревших способов облагораживания. Чаще всего его применяли в отношении бриллиантов: под экземпляры с оттенком желтого подкладывали фольгу цвета пурпура или металлик — так камни в изделиях приобретали дорогой белый цвет.
Под корунды тоже помещали кусочки рельефной фольги, чтобы создать эффект астеризма. Или добавляли фрагменты павлиньих перьев, крыльев бабочек — это обеспечивало причудливый узор внутри камня. Сегодня подобные украшения редко можно встретить на ювелирном рынке.
Изделия с натуральными камнями, облагороженными самой природой, вы можете найти в каталоге Maxim Demidov.
Способы облагораживания ювелирных камней 02/10/2019. Автор: Лисовицкий Алексей. Чистые минералы с яркой окраской в природе встречаются очень редко. Большинство природных камней с виду невзрачны, имеют непривлекательную окраску — слишком светлую, слишком густую, с некрасивым оттенком; они содержат вкрапления, которые снижают их ювелирные качества, делают менее прочными и не такими прозрачными. Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет свой внешний вид при нормальном ношении в ювелирном изделии, при огранке, полировке или чистке. Однако закрепить результат насовсем получается не всегда.
Способы облагораживания ювелирных камней 02/10/2019
Чистые минералы с яркой окраской в природе встречаются очень редко. Большинство природных камней с виду невзрачны, имеют непривлекательную окраску — слишком светлую, слишком густую, с некрасивым оттенком; они содержат вкрапления, которые снижают их ювелирные качества, делают менее прочными и не такими прозрачными.
Удивителен путь, который камень проходит до того, как станет произведением ювелирного искусства. И на этом пути вставки в ваших кольцах и серьгах требуют самых передовых достижений научной мысли. Как и в случае с фианитами, здесь ювелирная отрасль часто двигает вперёд целые технологические направления, подчас не имеющие прямого отношения к минералам и кристаллам.
Что такое облагораживание?
Под термином «облагораживание» обычно понимают специальные процессы обработки камня, за исключением огранки и полировки, которые улучшают его прочность, внешний вид (цвет и чистоту), повышают его ценность или просто делают камень пригодным для использования в ювелирном деле.
Облагораживание считается устойчивым, если камень не меняет свой внешний вид при нормальном ношении в ювелирном изделии, при огранке, полировке или чистке. Однако закрепить результат насовсем получается не всегда.
Свойства, приобретённые камнем в результате облагораживания, могут быть неустойчивыми, то есть внешний вид обработанного камня иногда меняется с течением времени. К сожалению, наука пока не позволяет преодолеть некоторые природные ограничения. Но каждый день лаборатории по всему миру ищут новые, более совершенные решения.
Основные методы облагораживания
Перейдём к самому интересному. У неспециалиста эти вещи поначалу вызывают удивление. И действительно, не всякому человеку придёт в голову, что минералы нуждаются в такой обработке. Но здесь стоит вспомнить, какой разной стоимостью они могут обладать.
Вот наиболее популярные и эффективные методы облагораживания ювелирных камней:
Термическая обработка или отжиг
Самый распространённый метод обработки ювелирных камней. Он улучшает их цвет и другие физические свойства. Качества, приобретённые камнем в результате такого облагораживания, устойчивы и не теряются со временем. Для отжига камни помещают в специальную печь, где происходит нагрев и охлаждение.
Оборудование для отжига, сложное и дорогое
Многие ювелирные камни, такие как танзанит, аквамарин, голубой циркон и цитрин, подвергаются отжигу в течение нескольких десятилетий. Термическая обработка стала неотъемлемой частью производственного процесса. В большинстве случаев при продаже таких камней факт облагораживания не афишируется, несмотря на его благотворное воздействие.
Есть минералы, отжиг которых существенно увеличивает их цену. К таким относятся рубины, сапфиры и алмазы. В случае сапфиров и рубинов термическая обработка применяется для удаления включений рутила («шёлка»), получения звёздчатого эффекта, окрашивания или удаления нежелательных оттенков.
Термодиффузионное окрашивание
Наибольшее распространение этот метод получил применительно к рубинам и сапфирам. Методика такова: при нагревании в поверхностный слой камня вводятся красители, которые делают цвет камня более насыщенным.
У этого метода есть недостаток: впоследствии камень нельзя полировать, поскольку существует риск повредить или удалить окрашенный слой.
Облучение
Обычно облучение применяется для изменения цвета ювелирных камней, таких как алмаз, топаз, кварц. Камни подвергаются воздействию одного или нескольких типов излучений: ультрафиолетового, рентгеновского, гамма-излучения, либо воздействию потока частиц: электронов, протонов, нейтронов, альфа-частиц. Важным параметром процесса облагораживания является доза облучения.
Исследовательский ядерный реактор Томского политехнического университета, на котором в 2016 году начали нейтронное окрашивание драгоценных и полудрагоценных камней
Для алмазов данный метод часто применяется в сочетании с последующим отжигом. Наиболее распространёнными являются облучение нейтронами в ядерном реакторе или электронами высоких энергий. В результате минерал приобретает голубую, голубовато-зелёную или тёмно-зелёную окраску. После отжига окраска алмазов изменяется в зависимости от физического типа алмаза на янтарно-жёлтую, коричневато-красную, сиреневую или сине-зелёную.
Топазы чаще подвергаются облучению для окрашивания в голубой цвет. Сегодня большинство голубых топазов, поступающих на рынок, подверглись облучению гамма-излучением, электронами высоких энергий или нейтронами с последующим отжигом. С помощью облучения или отжига можно добиться практически любой окраски топаза: бесцветной, зеленоватой, коричневой, розовой.
Цвет перечисленных видов камней обычно не меняется с течением времени, но следует соблюдать осторожность при ремонте ювелирных изделий с подобными камнями и не подвергать их сильному нагреву.
Подвергнутые правильной, контролируемой обработке облучением камни безопасны для здоровья. Опасными могут быть только экземпляры от сомнительных продавцов и производителей, нарушающих стандарты контроля качества. Такие поставщики не проходят многоступенчатые проверки ювелирной компании «Серебро» и государственный контроль. После процедуры производятся все необходимые замеры, ведётся строжайший замер остаточного излучения.
Природные камни тоже подвергались воздействию радиации, только не от реактора, а от естественного фона, то есть от руд, жидкостей и газов, а минералы без характерной окраски просто находились в месте с более низким фоном. В результате самые красивые природные и специально облагороженные минералы имеют схожие свойства и происхождение, а также одинаково безопасны, о чём говорит сам факт их попадания в официальную лицензированную продажу.
Пропитка или заполнение трещин
При пропитке трещины, выходящие на поверхность камня, заполняются очень малыми объёмами красящих и бесцветных веществ: масел, смол, жидкого стекла. В результате улучшается окраска и прочность камня, его внешний вид, трещины становятся менее заметными. Чаще всего этот метод применяется для берилла, корунда, алмаза, жадеита, опала и бирюзы.
Обратите внимание, что после пропитки камни не следует чистить в ультразвуковой ванне и при помощи растворителей.
Другие методы
Существуют и другие более или менее распространённые способы облагораживания ювелирных камней: например, сверление лазером алмазов с целью удаления вкраплений, покрытие различными лаками, эмалями, красителями, фольгой, напыление и наращивание плёнок для улучшения внешнего вида.
Более полную информацию об обработке конкретных минералов вы можете получить на сайте МГУ им. Ломоносова.
В ассортименте ювелирной компании «Серебро» есть украшения с камнями, которые обработаны многими перечисленными методами. Производители изделий с драгоценными камнями уточняют это на бирках согласно государственным требованиям биркования изделий. Производителям изделий с полудрагоценными и прочими видами вставок делать это не обязательно.
Будьте уверены: каждый ювелир старается сделать своё изделие как можно красивее и качественнее. Это залог его доброго имени и успеха среди грамотных и внимательных покупателей — таких, как читатели нашего блога.
Оставайтесь с нами здесь и в социальных сетях: в Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Популярные статьи
Александр Косолапов. Интервью с директором
Основатель ТД "Серебро" рассказывает о том, как найти свою нишу на рынке, грамотно работать со спросом и выстраивать доверительные отношения с клиентами.
Правительство России разрешило правовую коллизию вокруг онлайн-торговли ювелирными изделиями
Правительство Российской Федерации внесло изменения в Правила продажи товаров дистанционным способом. С 12 декабря в стране законодательно разрешена онлайн-продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов или камней.
"В команде с врагом" Адам Кахане
Рубрика "Книга недели" расширяется и предлагает вам новое произведение. Выстраивайте грамотные отношения с теми, кто не разделяет вашу точку зрения.
"Начинай с малого. Научно доказанная система достижения больших целей" Р. Галлахер, О. Сервис
Простой и доступный путь к высоким результатам, основанный на научно обоснованной и проверенной схеме из семи шагов.
О пяти самых популярных способах облагораживания драгоценных камней подробнее в этой статье. О так называемом "лечении" алмазов я уже писала, здесь же я расскажу о самых популярных способах облагораживания для цветных камней. НАВИГАТОР СТАТЕЙ ПО МИНЕРАЛАМ КАНАЛА GEM STONES ЗДЕСЬ 1. Пропитка или заполнение трещин Более других драгоценных камней этот метод используют для изумрудов, пропитывая трещиноватые камни специальным маслом. Внешне, после процедуры изумруд выглядит лучше. Более других драгоценных камней этот метод используют для изумрудов, пропитывая трещиноватые камни специальным маслом. Внешне, после процедуры изумруд выглядит лучше.
- https://zen.yandex.ru/media/gemstones/zachem-oblagorajivat-kamni-5ca724bb49beef00b41488cb
- https://poludrag.ru/oblagorozhennye-i-neoblagorozhennye-kamni
- https://maxim-demidov.ru/blog/kak-oblagorazhivayut-dragocennye-kamni
- https://tdserebro.ru/blog/yuvelirnaya-enciklopediya/sposoby-oblagorazhivaniya-yuvelirnyh-kamney