9 марта 2022 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В связи с тем, что закон предусматривал важный в сложившейся геополитической ситуации альтернативный инструмент накопления средств граждан и принимался в кратчайшие сроки — детального обсуждения и общественных слушаний законопроекта не было. При этом, наравне с отменой НДС на покупку золота для физических лиц, была отменена возможность применения УСН и Патента (ПСН) практически для всей ювелирной отрасли с 01.01.2023 г — более 19 000 (свыше 90%) участников рынка.
По мнению участников рынка ДМДК, принятие указанных изменений в части отмены специальных налоговых режимов, можно объяснить только интересами двух-трех десятков представителей крупного бизнеса в сфере производства и реализации ювелирных изделий, тех компаний, которые стремятся создать доминирующее положение на рынке ювелирной продукции.
Регулирование оборота драгоценных камней и ювелирных изделий (часть 1)
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» специальные налоговые режимы были введены для субъектов среднего и малого предпринимательства с целью поддержки, развития и компенсации административных затрат при ведении бизнеса.
В реестре спецучета Федеральной пробирной палаты по состоянию на 01.03.2022 числится 21 109 субъектов хозяйственной деятельности, занятых в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Более 90 % от общего числа являются представителями малого и среднего бизнеса (ООО – 7697, ИП — 11602).
Отмена специальных налоговых режимов с 01.01.2023 г. для более, чем 19 000 субъектов малого ювелирного бизнеса, будет иметь катастрофические последствия для всей отрасли.
Согласно расчетов депутата Госдумы РФ Резника В.М. (автор изменений), отмена специальных режимов должна привести к увеличению налоговых поступлений на 20-30 млрд руб. То есть НДС 20% будет взиматься с оборота 100-150 млрд рублей.
На практике, по результатам опросов субъектов МСП, при введении НДС и ОСНО свою деятельность прекратят более 94% участников. То есть оборот в отрасли уменьшится на 90-135 млрд рублей, а уплата от НДС будет всего 2-3 млрд рублей.
Российские ювелирные изделия являются одним из немногих потребительских товаров, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами.
Принятая инициатива по упразднению специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли приведет к целому ряду негативных последствий:
— закрытие большинства субъектов малого бизнеса в связи с существенным увеличением затрат;
— уменьшение поступления налоговых платежей в бюджет в связи с сокращением объектов налогообложения;
— значительное повышение затрат на ведение бухучета на ОСНО. Потребуется привлечение в штат квалифицированного бухгалтера, приобретение с постоянным техническим обслуживанием бухгалтерских программ для ведения учета, возрастет в десятки раз количество отчетов о деятельности предприятия. Для предприятий с количеством сотрудников от 1 до 5-7 (ювелирные мастерские, скупки, мелкие торговые предприятия, комиссионные магазины) экономическая целесообразность продолжения деятельности в предлагаемых условиях фактически отсутствует;
— объём теневого сектора на рынке ювелирных изделий вероятнее всего увеличится;
— доля крупных торговых сетей и крупных производителей ювелирных изделий на рынке вырастет. Следовательно, скорее всего, вырастут и цены. Катализатором этого процесса выступит снижение конкуренции;
— безработица и социальная напряженность. Порядка 200-300 тысяч граждан, занятых в отрасли, останутся без работы и средств к существованию. Если считать, что в среднем на каждом малом предприятии трудится по 5 человек, то получаем 100 000 сотрудников, а вместе с членами их семей это 200 000 – 300 000 человек, которые останутся без весомой части дохода;
— малая доля оставшихся на рынке малых предприятий при реализации товаров после перехода на ОСНО заплатит 36% с выручки (20% НДС + 20% налог на прибыль) – эта сумма равна 56% надбавки после налогообложения (36/(100-36)). Это больше чем прибыль розничных магазинов, и значительно выше наценки производственных и оптовых компаний. Оплаченные затраты на УСН и ПСН нельзя будет отнести к затратам на ОСНО, также не будет принят НДС к зачету (п.2 ст.346.25 НК РФ).
Чтобы получить прибыль малым предприятиям необходимо будет увеличить отпускную цену на 56% и в этом случае цена товара станет неконкурентоспособной.
Отмена специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли принесет значительные потери малому и микробизнесу, приведет к появлению серого и черного рынков, к глобальным социальным последствиям. Сокращение малого бизнеса, а фактически его полная ликвидация, приведет к олигополии ювелирного бизнеса с доминирующим положением не более 20 крупных игроков.
Практический результат
Возврат специальных налоговых режимов (УСН и ПСН) позволит сохранить средний, малый и микробизнес в ювелирной отрасли. Это приведет к сохранению более 100 тысяч рабочих мест, непосредственно занятых в ювелирной сфере, а также окажет положительное воздействие на развитие смежных отраслей и бизнесов — арендный, рекламный, полиграфический, транспортный, модельный, IT-сфера, производство специализированного оборудования и инструмента и пр. Также следует учитывать, что 100 тысяч рабочих мест — это прежде всего люди и их семьи, а значит вместе с членами их семей речь идет о благосостоянии и доходах 200-300 тысяч человек. Возврат специальных налоговых режимов для ювелирной отрасли позволит сохранить и соответствующие налоговые отчисления в бюджеты различных уровней. Но помимо всего этого, многообразие небольших ювелирных студий, мастерских, микропредприятий, небольших салонов и магазинов является залогом создания здоровой конкуренции на ювелирном рынке, от которой в конечном итоге выиграют потребители.
Решение
Внести во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:
1) подпункт 22 пункта 3 статьи 346.12 исключить;
2) подпункт 8 пункта 6 статьи 346.43 исключить.
Источник: www.roi.ru
Украшение кризиса
Объем продаж ювелирных изделий вырос на треть за год
По итогам трех кварталов 2021 года оборот российского ювелирного рынка достиг 205 млрд руб., что на 35% превышает прошлогодний результат и на 26% показатель 2019 года. Причина — увеличение средних цен на изделия из-за роста биржевых котировок золота. Участники рынка ждут сохранения положительной динамики до конца года, надеясь, что эффект отложенного спроса от грядущего закрытия магазинов совпадет с предновогодним ажиотажем.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Наталья Макарова, Коммерсантъ
Продажи ювелирных изделий в России по итогам января—сентября 2021 года выросли на 35%, до 205 млрд руб., год к году. Относительно января—сентября 2019 года оборот рынка увеличился на 26%. Такие данные “Ъ” предоставили в аналитическом центре Sokolov.
В натуральном выражении продажи ювелирных изделий за первые девять месяцев 2021 года увеличились на 10% год к году, но отстают от уровней двухлетней давности на 7%. Как поясняют в Sokolov, рост рынка в деньгах обусловлен увеличением средних цен на 20% год к году и на 35% к январю—сентябрю 2019 года на фоне роста биржевых котировок на золото до исторических максимумов. По подсчетам аналитиков, в структуре выручки ювелирных сетей 60% приходится на изделия из золота, 35% — из серебра. В Sokolov добавляют, что на фоне снижения биржевой стоимости золота цены в ювелирной рознице уже замедлили рост до 10–15% год к году.
241,42 миллиарда рублей
был оборот ювелирного рынка РФ в 2020 году, согласно Гильдии ювелиров России.
Гендиректор сети «585*Золотой» Алексей Феликсов говорит, что в целом спрос на ювелирную продукцию стабилизировался после прошлогодних ограничений в связи с COVID-19, скачков курсов валют и роста биржевых цен. Но, по его словам, покупательский трафик в сети остается ниже уровня 2019 года на 35%, а рост среднего чека на 20% не компенсирует эту динамику. В Miuz Diamonds говорят, что продажи за первую половину года выросли на 110% в деньгах год к году и на 40% относительно уровня 2019 года.
С введением в России режима нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября из-за ухудшения ситуации с COVID-19 работа ювелирных магазинов, как и другой непродовольственной розницы, должна приостановиться. В Москве ограничения действуют с 28 октября по 7 ноября, при этом непродовольственным магазинам разрешается онлайн-торговля. Управляющий партнер Sokolov Артем Соколов ждет, что в результате традиционный пик спроса перед новогодними праздниками в этом году может совпасть с отложенным спросом, сложившимся за период закрытых магазинов. А доля онлайн в ювелирной рознице на этом фоне может вырасти с нынешних 15% до 17–20%, прогнозирует он. По прогнозам Sokolov, по итогам года оборот всего рынка может вырасти на 10%, до 270 млрд руб.
Гендиректор гильдии ювелиров России Эдуард Уткин говорит, что эффект отложенного спроса будет зависеть от длительности закрытия магазинов.
К примеру, простой в несколько дней рынок вряд ли заметит, а в прошлом году розница в ряде регионов не работала два-четыре месяца, отмечает он. По словам господина Уткина, рост доли онлайн прежде всего поддержит бизнес производителей ювелирных изделий и крупных сетей с широким ассортиментом.
Почему для ювелиров настало золотое время
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что ювелирная розница может снова рассчитывать на приток покупателей и рост их расходов. По его словам, россияне, видимо, еще не потратили все сэкономленные в 2020 году средства. А расходы на туристические поездки будут меньше, чем могли бы быть, так как, несмотря на открытые границы с рядом стран, на ключевых направлениях цены на авиабилеты и отели растут, а необходимость представления QR-кодов не устраивает часть потенциальных путешественников, отмечает эксперт. Кроме того, продолжает господин Бурмистров, ряд товаров длительного пользования, например автомобили или дорогие модели смартфонов, остаются малодоступными из-за производственных и логистических ограничений.
- Газета «Коммерсантъ» №197 от 28.10.2021, стр. 10
- Анатолий Костырев подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Инвестиции в «живое» золото: изменится ли российский рынок в 2022 году?
В 2021 году частные инвесторы проявили необычайный интерес к золотым слиткам и монетам. Так, по декабрьским данным Всемирного совета по золоту (World Gold Council, WGC, объединяет около 30 основных мировых производителей этого драгметалла), за девять месяцев прошлого года американцы приобрели около 91,3 тонны физического золота (+79% к результатам аналогичного периода 2020 года), жители Индии — 101,5 тонны (+24%), Китая — 208,5 тонны (+54%).
Россияне не остались в стороне и поддержали тренд. За первые три квартала 2021 года они купили около 4 тонн драгметалла в слитках и монетах, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, — это рекорд с 2014 года.
В 2020 году цена на золото в рублях резко подскочила (из-за роста цены в долларах США при одновременном снижении курса рубля к доллару), при этом уровень доходов населения остался почти неизменным, но это не привело к снижению спроса ни в 2020-м, ни в 2021 году.
Как менялись цены на золото в 2014—2021 годах по отношению к доходам населения России
Год
Цена за грамм (долл. США)
Среднегодовой курс рубля к доллару США (руб. за долл. США)
Цена за грамм (руб.)
Среднедушевой доход населения (руб. на человека в месяц)
* По данным за первое полугодие 2021 года.
По оценкам Алексея Вязовского, вице-президента компании «Золотой монетный дом», около 1 тонны из выкупленного частными инвесторами объема пришлось на инвестиционные монеты, остальное — на слитки. В банках звучат противоположные мнения: объем закупок в слитках минимален, основной спрос пришелся на монеты.
В «тихую гавань» зашли «армагеддонщики»
В чем же причина такого ажиотажа? Золото считается универсальным защитным активом, «тихой гаванью» для денег. К нему традиционно обращаются в неспокойные времена, когда цены на другие финансовые активы находятся под давлением серьезных негативных факторов.
2021 год был непростым во многих смыслах: геополитические проблемы, продолжающаяся пандемия COVID-19, неопределенность на фондовых рынках. Годовой уровень инфляции в еврозоне, по прогнозам, превысит рекордные показатели 1997 года (до 5%), в США — 1982 года (до 6,8%), в России — 2016 года (до 8,4%).
При этом прямой зависимости между уровнем инфляции и спросом (а значит, и ценами) на драгметаллы все же нет. Так, биржевые цены на золото на мировом рынке в течение 2021 года снижались (в среднем по году на 6%).
По словам Натальи Смирновой, независимого инвестиционного советника, процесс связан с тем, что инвесторы ждут скорой «расправы» над инфляцией: «ФРС и ЕЦБ (американский и европейский центробанки. — Прим. ред.) уже в 2021-м анонсировали денежно-кредитную политику на 2022—2023 годы. Это полное сворачивание количественного смягчения (во многом — причина инфляции), а также повышение ставки. Энергетический кризис 2021—2022 годов тоже сойдет на нет после зимы. Инфляция пойдет на спад, и это уже закладывается в цены на золото».
Так кто же и зачем закупил такое количество физического золота в 2021 году? У такого типа инвестирования есть свои поклонники, считающие вложения в физический металл более надежными, чем в эфемерные биржевые «бумажки». «Физическое владение золотом характерно для типа людей, которых я условно называю «армагеддонщиками». Эти люди хотят быть уверены, что их активы сохранятся даже при тотальном крахе системы типа кризиса 2008 года, войны, отключения от SWIFT», — поясняет Наталья Смирнова.
А что на биржах?
На самом деле, когда говорят о защитных свойствах золота, чаще имеют в виду не реальный металл, а биржевой актив. Большую часть мирового спроса на золото — около 70% — обеспечивают «золотые» ETF, инвестиционные фонды, акции которых торгуются на бирже и повторяют движения рыночной цены на золото. Российским неквалифицированным инвесторам такие ETF напрямую пока не доступны, исключение составляет только специализированный фонд от Finex (FXGD). Но у россиян есть возможность приобрести паи «золотых» биржевых паевых инвестиционных фондов (БПИФов). В их структуре есть акции иностранных ETF на золото, а также акции и облигации золотодобывающих компаний.
Биржевое золото — «долгоиграющий» актив. Локальные снижения цен (хотя иногда и очень значительные, до 50%), сроком примерно 3—4 года, глобально не разрушают общего растущего тренда. Если посмотреть на график стоимости унции золота на мировых биржах (фьючерсный контракт на золото), то можно увидеть, что на промежутке в полвека золото устойчиво растет в цене. А это серьезный аргумент для супердолгосрочных инвестиций (например, с расчетом на будущую пенсию).
Текущее снижение цены на золото не повод для пессимизма, уверен персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Павел Макаров. «Низкие спотовые цены только усиливают фундаментальные аргументы в пользу золота: это означает, что у горняков меньше стимулов или возможностей наращивать производство в условиях растущего спроса», — поясняет он. Спрос на золото укрепляется, по словам Макарова, и это особенно ярко видно на примере Индии: драгоценные металлы имеют культурное значение для крупнейшей клиентской базы в мире. По оценкам WGC, ежегодный объем золота, который инвесторы покупают в три последних десятилетия, вырос на 235%.
Почему россияне покупают не так много золота?
Из декабрьской статистики Всемирного совета по золоту видно, что объемы покупок физического золота в России несопоставимы с аналогичными объемами в США, Индии и Китае. «Полагаю, что продажи золота в объеме 4 тонн могли быть обеспечены одним или несколькими очень крупными инвесторами, которые приобрели физический металл в качестве защитного актива и оставили его на хранении в банке», — рассуждает Василий Заблоцкий, президент СРО «Национальная финансовая ассоциация» (НФА). Скорее всего, предполагает собеседник, это не результат спроса со стороны массового инвестора. Объем золота в мерных слитках на руках у населения, например, минимален: их покупают на подарки.
В чем же дело? Низкий спрос на инвестиционные золотые слитки — следствие особенностей российского законодательства и фактического отсутствия вторичного рынка (а значит, низкой ликвидности актива). Спрос на инвестиционные монеты выше, но и он ограничен специфическими особенностями рынка. Чаще монеты покупают коллекционеры, а не инвесторы.
Что не так с законодательством
Покупатель золотого слитка в банке обязан уплатить налог на добавленную стоимость (НДС) товара — 20% стоимости покупки. Обратная операция — продажа слитка банку — возврата уплаченной суммы НДС не предполагает. Избежать НДС можно только одним способом: оставить слиток на хранение в ячейке банка. Но за это тоже придется платить. Если слиток приобретается в качестве долгосрочной инвестиции, то за годы хранения в банке может набежать сумма, превышающая доход от вложения (который тоже не гарантирован, ведь золото может упасть в цене).
Что не так с вторичным рынком
Продать слиток можно либо «из рук в руки» такому же гражданину, либо банку. Первое — рискованно. Второе влечет за собой расходы, связанные с наличием большого спреда, то есть разницей в цене между стоимостью покупки и стоимостью продажи. Она может достигать 30—35% и способна обнулить выгоду инвестора от вложения.
Если инвестор решит продать слиток менее чем через три года после его покупки, то должен будет заплатить еще и НДФЛ (13%).
Что не так с монетами
Покупка инвестиционных монет не подлежит налогообложению. Но при этом сохраняется проблема больших спредов — они могут доходить до 20%. Кроме того, инвестиционная ценность монеты зависит от ее сохранности. Малейшее невидимое глазу повреждение, крошечная царапина — и цена выкупа монеты уменьшается. При любой сделке купли-продажи монету тщательно исследуют на дефекты, от этого зависит ее цена.
При продаже инвестиционных монет ранее чем через три года после их покупки, так же как и в случае со слитками, начисляется НДФЛ.
«Революция в драгметаллах и камнях»: что произойдет в 2022 году?
Этот год обещает стать переломным для рынка драгметаллов. Их оборот на российском рынке пойдет по новым правилам. Создается система учета драгоценных металлов и камней (ГИИС ДМДК), ее разработчик и оператор — Гознак. Электронная платформа уже работает в тестовом режиме, пока участники рынка присоединяются к ней на добровольной основе.
По данным Федеральной пробирной палаты, на сентябрь 2021 года уже зарегистрировались более 17,5 тыс. компаний, работающих с драгоценными металлами и камнями. Начало первого этапа использования ГИИС ДМДК на обязательной основе намечено на 1 марта 2022 года. Ожидается, что полностью система заработает к 1 марта 2024 года.
Зачем нужна эта система?
Государство хочет контролировать оборот драгметаллов и камней на своей территории. И потому производителей обязали маркировать все изделия из таких материалов специальными знаками (штрихкодом), подтверждающими легальность их происхождения, и заносить эти данные в ГИИС ДМДК. То есть у каждого золотого кольца или сережек с бриллиантами будет «биография». Любой желающий, загрузив приложение в смартфон, легко сможет выяснить, где изделие произвели, из какого металла, когда и какой дилер его выкупил у завода и т. д.
При чем же тут инвестиционное золото?
Пока постановление правительства с этими новыми правилами касается только ювелирного рынка. Банк России и подотчетные ему кредитные организации исключены из документа, они не обязаны использовать ГИИС ДМДК. Но в скором времени с системой начнет работать и банковский сектор. «Кредитные организации представляют информацию о поступлении и реализации (отгрузке) слитков драгоценных металлов в ГИИС ДМДК начиная с 1 марта 2023 года», — уточняют в пресс-службе Россельхозбанка.
Данные по мерным слиткам из драгметаллов, которые продают банки, будут внесены в электронную систему. Это позволит наблюдать всю «жизнь» слитка от его «рождения» на специализированном аффинажном заводе, включая все его перемещения из рук в руки. «ГИИС ДМДК необходима для отслеживания легальности движения физических слитков, для подтверждения, что банк приобрел их у недропользователя через аффинажный завод или же на законных основаниях купил у другого банка. Кроме того, важно проследить и их дальнейший путь — из банка к физлицу», — поясняет Василий Заблоцкий. По словам Алексея Вязовского, это необходимо для того, чтобы разделить все слитки, находящиеся в обороте, по назначению: для продажи физлицам в инвестиционных целях и для производства с целью изготовления из них ювелирных изделий.
Что и как учтут банки?
На многие вопросы относительно работы банков с ГИИС ДМДК ответов еще нет. Какие именно персональные данные инвесторов будут заноситься в систему при покупке инвестиционного золота? Кто будет иметь к ним доступ и в каком объеме? Будут ли они изыматься из системы после перепродажи инвестором слитка в другие руки?
Как будут учитываться немаркированные слитки, которые принесут в банки на продажу инвесторы после длительного владения ими? Как именно должны будут поступать банки со старыми слитками, уже находящимися у них на хранении? Это выяснится только после того, как кредитные организации начнут работать с платформой ДМДК. По нашим данным, очередной раунд дискуссии между участниками банковского рынка с представителями Минфина по вопросам работы системы запланирован на I квартал 2022 года. Речь пойдет о том, кто и как будет администрировать процесс оцифровки истории драгоценных металлов в банковском секторе.
Отмена НДС: рынок золотых слитков ждет перерождение?
Минфин планирует отменить НДС на металлы для инвесторов. Тогда, по мнению участников банковского рынка, возрастет привлекательность мерных золотых слитков для вложений. По разным оценкам, продажи слитков, не облагаемых подоходным налогом, увеличатся на 10—20%. Это может стать новым рождением рынка. Когда именно отменят НДС — пока неизвестно. «Вопрос отмены НДС на инвестиционное золото будет зависеть от внедрения и результатов работы системы ГИИС ДМДК», — сообщили в пресс-службе Минфина.
Василий Заблоцкий полагает, что внедрение новой системы не приведет к подорожанию мерных золотых слитков, а банки свои издержки компенсируют доходностью от возросшего объема продаж этого вида физического золота. «Сработает конкуренция: никто не будет завышать цены на таком плотном рынке. А продавать мерные слитки после отмены НДС хотят очень многие участники рынка», — говорит он.
Что будет с инвестиционными монетами?
Монеты из драгоценных металлов избегут обязательной маркировки, о них нет упоминания в новых правилах оборота. «Любое повреждение этих изделий влечет за собой резкое снижение стоимости. О нанесении каких-либо знаков на поверхности монеты не может быть и речи», — говорит Алексей Вязовский.
Жетоны из золота вне легального оборота?
Неопределенность существует в части рынка так называемых раундов. Раунд — это жетон круглой формы, произведенный из драгоценного металла. Раунды не имеют номинала, этим отличаются от монет. Объем рынка раундов в России, по оценкам компании «Золотой монетный дом», — около 2 млрд рублей. Раунды — по сути, ювелирные изделия, а значит, с марта их надо маркировать и вносить в ГИИС ДМДК.
Чеканят такие жетоны частные компании, не являющиеся монетными дворами. Производители — в основном зарубежные предприятия, в частности польские. Иностранные компании не слишком заинтересованы в том, чтобы подстраиваться под изменения российского законодательства, так как продают свои изделия не только на наш отечественный рынок, но и по всему миру. Скорее всего, новых маркировок на свои изделия специально для нашего рынка они наносить не будут. Обычному гражданину продать такие немаркированные раунды на вторичном рынке станет крайне сложно.
Мария СЕРЕБРЯННИКОВА для Banki.ru
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru