Методы огранки ювелирных камней
Огранкой называется сочетание граней различных форм и размеров, нанесенных на поверхность камня. Грамотно выбранная и тщательно выполненная огранка выявляет оптические свойства камня, вызывает игру и блеск. Так, в результате огранки алмаз превращается в сверкающий бриллиант (от фр. drilliant — блестящий).
Огранка любого ювелирного камня включает в себя предварительный осмотр и разметку, распиливание или раскалывание, придание формы (обдирка), собственно огранку, шлифование и полирование.
Ювелирная вставка — декоративный элемент, закрепленный в ювелирное изделие.
Граненая вставка — ювелирная вставка из стекла, янтаря и камня природного или искусственного происхождения, а также твердого сплава, изготовленного методом огранки.
Форма граненой вставки — контур вставки в плане, ограниченный поверхностью рундиста. По форме различают вставки круглые, овальные, «маркиз», грушевидные, квадратные, треугольные, шести- и восьмиугольные, «сердце», «подушечка», «принцесса» и др.
Что получится, если отшлифовать обычный камень с дороги
Ограненный камень, как правило, вправляется по рундисту в металлическую оправу так, чтобы верх камня находился над оправой. Низ (павильон). вправлен в оправу и поэтому непосредственно на грани низа свет не падает, но они играют основную роль в отражении света, проходящего через коронку.
При огранке решающее значение имеет выбор оптимальных углов наклона граней павильона, так как пучок света, входящий через коронку в камень, должен отразиться от граней низа и после преломления выйти через грани верха и площадку. Чем больше лучей света выйдет из камня, тем лучше он блестит и сверкает. При изготовлении бус различные фантазийные формы получают путем галтовки — очистки поверхности камня абразивными материалами во вращающихся барабанах.
Вид огранки — определенное сочетание форм граней, их количества и взаимного расположения. Существует пять основных видов огранки: бриллиантовая, ступенчатая, комбинированная, фантазийная, кабошонная. Каждой форме камня, как правило, соответствует определенный вид огранки. Наиболее разнообразна бриллиантовая огранка (свыше ста разновидностей).
В настоящее время используется значительно большее число видов, типов и форм огранки, что дает возможность выпускать вставки высокого качества.
Предварительный осмотр камня проводится для определения наиболее оптимального раскроя камня с учетом дефектов, неравномерности окраски, возможной формы огранки и т.п.
Разметка цветных камней осуществляется таким образом, чтобы наиболее густоокрашенная часть его располагалась в нижней стороне ограненного камня. Линии распиливания или раскалывания намечают рапидографом; при этом необходимо учитывать, как лучше убрать дефекты камня в процессе огранки. Операция по разметке камня весьма ответственная. Она требует большого опыта и знаний особенностей камня — его свойств, кристаллографического строения и т.д. Именно этот процесс обеспечивает получение хорошо обработанного камня с наилучшими цветовыми и качественными характеристиками.
Обработка натурального камня своими руками. Мастер-класс
Распиливанием или раскалыванием ювелирные камни разделяют на части, пригодные для последующей обработки. Раскалывание в настоящее время применяют реже распиливания, в основном, если обрабатывают алмазы искаженной формы или алмазы с дефектами, устраняемыми при раскалывании. Алмаз закрепляют специальным цементом на оправке, на ребре кристалла осколком алмаза наносят риску (черту), а затем с помощью специального ножа, вставляемого в риску, откалывают часть алмаза.
Распиливают алмазы по определенным плоскостям, не соответствующим направлениям раскалывания. Эти плоскости располагаются параллельно граням куба или додекаэдра, вписанных в октаэдр. Распиливают алмазы на специальном станке тонкими дисками из оловянисто-фосфористой бронзы, шаржированным и алмазным микропорошком. Толщина диска 0,04-0,08 мм, диаметр около 80 мм.
Подрезной диск закрепляют во фланцах шпинделя, он может выступать за фланцы не более чем на 1,5-2 мм. На него наносят специальным приспособлением алмазную пасту (смесь алмазного порошка и типографской олифы). Нагрузка на алмаз при операции подрезки не должна превышать 100-120 г. Кристалл подрезают на глубину 1-1,5 мм. Число оборотов диска — около 8-10 тыс. об/мин. Скорость вращения шпинделя в современных станках повышена до 14 тыс. об/мин.
Цветные ювелирные камни распиливают на специальных станках при помощи тонких алмазных дисков, делающих до 8 тыс. об/мин. В место распила для охлаждения обязательно подают воду. Камень закрепляют в зажиме и вручную подают навстречу движению вращающегося диска. Обычно для распиливания цветных камней используют алмазные диски типа АОК диаметром 100 мм (обозначение диска АОК 100х0,3х5х х20) с зернистостью алмазов 160/125 мкм и массой алмазов в диске около 0,5 кар.
Операцией обдирки придают обрабатываемому камню предварительную форму. Обдирку производят вручную алмазным резцом, закрепленным в державке. Алмазу придают круглую или другую форму, острые ребра и грани сглаживают. Обычно размер камня, которым производят обдирку, соответствует размеру обдираемого камня.
Камни обдирают на специальных станках при помощи круга, армированного алмазами. Число оборотов вращающегося камня 100-700 об/мин, а алмазного диска около 3 тыс. об/мин. Обычно для этой операции используют алмазные диски диаметром 250 мм с зернистостью алмазов 125/100 мкм и массой алмазов около 300 кар.
Обрабатываемый камень приклеивают специальной мастикой к торцу оправки, которую вставляют в соответствующее устройство на станке. Обрабатывают камень в струе воды. Для получения заготовок сложной формы (овальной, «маркиз», «груша» или др.) камень обрабатывают специальным копиром.
Операция шлифования ювелирных камней — самая ответственная и наиболее трудоемкая. Шлифуют камни на специальных станках, вращающих ограночный диск. При шлифовании алмазов применяют чугунные диски, шаржированные алмазным микропорошком зернистостью 5-7 мкм. Скорость вращения дисков — до 4 тыс. об/мин.
Алмаз закрепляют в приспособление «Кристалл», которое дает возможность поворачивать камень на требуемый угол. Вначале шлифуют верхнюю площадку, затем камень переставляют и гранят нижнюю часть бриллианта; при этом сначала шлифуют четыре основные грани под углом 40-42° к плоскости рундиста, а потом четыре угловые грани и клинья на гранях низа. После этого камень переставляют и шлифуют верхнюю часть бриллианта. При массовом изготовлении бриллиантов используют пооперационный метод огранки, т.е. каждый рабочий специализируется на огранке определенных граней.
Огранку, шлифовку и полировку цветных камней производят на станках типа 0126-А, обеспечивающих скорость вращения до 2500 об/мин. Обрабатывают камни на алмазном круге типа AI-ПВ диаметром 140 мм. Камень прикрепляют мастикой к державке, которую закрепляют в квадранте с угловым конусом и шайбой с делениями. Шлифуют площадку, затем грани низа камня и верхнюю часть.
Для огранки используют алмазные круги с зернистостью алмазов 60/40 мкм, которые постоянно омывают водой, а для полирования — круги, армированные алмазами зернистостью 7/5 мкм и охлаждаемые веретенным маслом. Некоторые цветные камни полируют на оловянных или свинцовых дисках, применяя окись хрома, трепел или другие «мягкие» абразивы.
Камни непрозрачные или со значительным дефектом гранят в форме кабошонов. Как правило, это делают вручную, постепенно изменяя угол наклона державки. Высота правильного кабошона должна быть равной радиусу камня. Если высота больше, то кабошон относится к типу высоких, а если меньше — к плоским.
Для усиления прозрачности полупрозрачных камней (а следовательно, чтобы лучше был виден цвет камня) иногда делают вогнутую площадку. Встречаются выпуклые кабошоны, а также смешанная огранка. В последние годы кабошоны и граненые камни обрабатывают на автоматических станках.
После изготовления камень отделяют от державки, промывают в ультразвуковой ванне и сушат. Бриллианты кипятят в серной кислоте с добавкой азотнокислого калия в соотношении 10:1, при температуре 150-160 °С. Затем их промывают в дистиллированной кипящей воде, обмывают спиртом и просушивают.
После этого производят оценку камней по массе, форме, цвету, группам порочности. Далее их упаковывают в бумажные пакеты, на которых пишут название камня, количество их в штуках, массу камней, цену 1 кар. Камни крупнее 1 кар упаковывают отдельно по 4 шт.
Техническими условиями предусмотрена классификация бриллиантов по группам дефектов. Мелкие бриллианты с 17 или 33 гранями подразделяют на 5 групп дефектности, с 57 гранями — на 8 групп, а средние и крупные на 11. Цвет бриллиантов определяют визуально при дневном освещении, падающем с северной стороны, путем сравнения его с цветом белой бумаги (ГОСТ 9363-60). Для арбитражного определения цвета установлены эталонные образцы бриллиантов.
В зависимости от цвета и интенсивности окраски бриллианты разделяются на группы: мелкие с 17 и 33 гранями — на четыре, мелкие с 57 гранями — на семь, средние и крупные — на девять групп. Бриллианты с уникальным цветом (голубым, розовым, изумрудно-зеленым и др.) относятся к I группе цвета. Бриллианты последних групп дефектности независимо от их цвета относят к последним группам цвета.
Изумруды по обработки делятся на две категории: граненые изумруды, кабошоны. По цвету, обработанные изумруды разделяются на пять групп: темно-зеленые, нормально-зеленые, средне-зеленые, светло-зеленые, с зеленоватым оттенком (светлые). По качеству граненые изумруды разделяются на три, а кабошоны на две группы.
При огранке изумрудам придают преимущественно изумрудную форму, но допустимы и другие формы огранки. Мелкие изумруды массой до 0,1 кар гранятся только квадратной формы (каре). Сапфиры по цвету подразделяются на две группы: нормально-синие и светло-синие. Форма огранки их может быть различная, кроме того, их обрабатывают в виде кабошонов.
По степени дефектности сапфиры разделяются на две группы. Рубины по цвету разделяются на две группы: ярко-красные и нормально-красные. По дефектности они также делятся на две группы. Поверхность граней ограненного камня должна быть зеркально блестящей: недопустимы непрополированные участки, раковины, штрихи, царапины, видимые невооруженным глазом, сколы на гранях, ребрах и по рундисту, ребра — ровные, четко ограничивающие грань. Ребра смежных граней должны сходиться в одну точку, а площадка должна быть перпендикулярной к оси, проходящей через вершину вставки.
Поделочные цветные камни, из которых изготовляют вставки, в зависимости от декоративных качеств и ценности разделяются на четыре группы: I — доломит, змеевик, лиственит, мраморный оникс, офиокальцит, родусит, хибинит; II — беломорит, джеспилит, кахолонг, розовый кварц, кремень декоративный, обсидиан, пегматит графический, роговик, яшма; III — агат-периливт, амазонит, лабрадорит иризирующий, родонит,халцедон цветной; IV — агат, лазурит поделочный, нефрит, сердолик, жадеит бледно-зеленый, жадеит серый с зелеными прожилками, хризопраз бледно-зеленый.
Наиболее ценны камни IV группы, наименее — I. Вставки из редких дорогостоящих цветных камней выделяются отдельно по видам: аметистовые щетки; бирюза яркая голубая и зеленовато-голубая; бирюза бледная голубая и зеленовато-голубая; жадеит зеленый и ярко-зеленый; лазурит ювелирный; хризопраз зеленый и ярко-зеленый. Размерность вставок из поделочных цветных камней определяется суммарной величиной, полученной от сложения двух взаимно перпендикулярных линейных осевых размеров плоскости основания вставки. На вставках для всех групп камней не допускаются сколы и раковины на лицевой поверхности, трещины, угрожающие целостности камня, блеклая невыразительная окраска. Лицевая поверхность камня должна быть зеркально блестящей, равномерно прополированной, без видимых невооруженным глазом царапин и следов обработки.
ювелирный камень минерал плотность
Источник: studbooks.net
Обработка камня
Применение натуральных материалов за последние годы набрало довольно большие темпы. И это весьма радует, ведь они отличаются безопасностью и зачастую намного лучше выглядят, чем искусственные. Одним из представителей этой группы является натуральный камень. Разберемся, что для него характерно.
Нужно сразу отметить, что история его использования очень богата. Причина этого в том, что для натурального камня характерен ряд уникальных характеристик, среди которых нужно отметить надежность, износостойкость и просто великолепный внешний вид. Но все же лучше проводить дополнительную обработку этого материала.
Есть несколько типов обработки. Самой популярной является механическая. Она позволяет придать камню ту форму, которая нужна в конкретном случае. Например, достаточно хороший результат можно получить в том случае, если провести обработку гранита или мрамора. Из этих пород делаются преимущественно плиты.
Но и другие виды камней тоже специальным образом обрабатываются. Очень часто задействуется такой метод, как шлифовка. После ее проведения камень становится пригодным для осуществления не только наружных, но еще и внутренних работ. Раньше такое представить было нельзя.
Обработка полудрагоценных камней
На витринах ювелирных магазинов нас поражают своей красотой драгоценные и полудрагоценные камни в богатой и замысловатой огранке, но прежде чем принять такой великолепный облик камни проходят длительный процесс обработки.
После того, как камни добыли, их в первую очередь очищают от прикрепившихся к ним горных пород. Затем большие камни расчленяют на более мелкие. Раньше подобное измельчение проводили при помощи молотка и клиньев, а в современном ювелирном искусстве используется специальная ювелирная циркулярная пила, на поверхность которой нанесена алмазная крошка. Диски такой пилы всегда охлаждают при помощи керосина.
Самый древнейший способ обработки минералов так называемый кабошон, при котором верхнюю часть камня округляют. Наиболее популярна такая обработка среди непрозрачных минералов, например, змеевика, бирюзы или малахита. После огранки можно достигнуть максимальной игры цвета.
Полученные мелкие камни шлифуют на специальном круге из мелкого твердого песчаника. После шлифовки камень полируют на медленно вращающихся деревянных дисках. Эта операция помогает убрать мелкие царапины и неровности после шлифования, а также придает граням камня яркий блеск. Применяются для полировки также химические растворы, которые состоят из оксида хрома и разнообразных порошков.
Для разных типов камней применяется разные виды обработки. Для прозрачных камней используют фасетную огранку, а для темных камней применяют гладкую шлифовку. После специализированной обработки камень принимает тот впечатляющий вид, который мы можем наблюдать в ювелирных украшениях.
Обработка драгоценных камней
Драгоценные камни, несмотря на свою драгоценность, в необработанном виде малопривлекательны и не особо похожи на прекрасные сияющие самоцветы. По-настоящему драгоценными они становятся только после специальной обработки. Обработка таких камней это настоящее гранильное искусство.
Огранка камня может быть различной, это зависит от вида драгоценного камня. Например, изумруд и сапфир подвергают ступенчатой огранке, а обработка алмазов, имеющих довольно твердую структуру, нуждается в специальном техническом оборудовании и использовании гранильных станков.
Огранку проводят для того, чтобы достигнуть наиболее эффективного блеска и игры света, а также скрыть имеющиеся недостатки камня и показать его в наилучшем виде. Именно поэтому благодаря профессиональной обработке увеличивается стоимость минерала, а в результате посредственной огранки, камень, наоборот, обесценивается.
В основном, огранка заключается в нанесении на поверхность драгоценного камня граней, после чего все лишнее отсекается, и самоцвет приобретает форму. Грани нужны, чтобы отражать и преломлять свет в структуре камня.
Наиболее распространена бриллиантовая огранка драгоценных камней, в том числе, и самих бриллиантов. Алмаз, ограненный таким образом, способен «играть» и переливаться всеми гранями.
Существует также клиньевая и ступенчатая огранки, характеризующиеся наличием в основании параллельных граней. Камень при этом имеет вид многоугольника, который может иметь разные формы: прямоугольника, квадрата, треугольника, ромба, багета и т.д.
Фантазийная огранка вид огранки, при которой камню придается характерная форма, например, форма цветка, сердца, груши, овала, бусины и т.д.
Камни, прошедшие процедуру огранки, могут быть улучшены посредством геммологических средств облагораживания. При этом повышаются качественные характеристики, в итоге внешний вид самоцвета улучшается, и его стоимость увеличивается.
В настоящее время как метод облагораживания применяют температурную обработку, т.к. многие драгоценные камни меняются в лучшую сторону под действием высоких температур: они приобретают более насыщенный цвет. А у некоторых самоцветов после такого обжига меняется оттенок.
Художественная обработка камня дело нелегкое. Если Вы не обладаете терпением и упорством то лучше не начинать заниматься обработкой камня.
Камень ангидрит
Камень — это самый долговечный, прочный строительный материал поэтому он так любим архитекторами. Но ведь не каждая порода обладает необходимыми свойствами для строительства: слоистость, трещиноватость, посторонние включения. А для художественной обработки камня необходимо очень аккуратно подходить к выбору породы, так как в любой момент вся предыдущая обработка камня может быть сведена на «нет».
В каждой породе могут встречаться шероховатости и неожиданности, поэтому точно дать характеристику какой-либо породе невозможно, только лишь опытным путем можно определить пригодность к применению той или иной породы.
Поскольку сайт «Бесконечность творческих идей» посвящен рукодельным ремеслам, то мы оговорим такие породы, которые имеют более декоративное значение и благодаря которым можно своими руками изготовить декоративное изделие.
Для начинающих, любителей можно попробовать свои возможности на таких породах как алебастр или ангидрит. Название камня произошло от греческого hidro — вода, а приставка an — означает, что камень не любит воды, при взаимодействии с ней он превращается в гипс. Различные народы присваивают этому камню магические и лечебные свойства, поэтому его используют в украшениях для ношения на теле. Окраска ангидрита может быть белой, серой, красной и с различными оттенками.
Залежи ангидрита
Эти породы настолько легко обрабатываются, что можно не обзаводиться специальными инструментами, а использовать столярный: пила, долото, стамески, рубанок, сверла, напильник…
Перед высеканием орнамента поверхность камня необходимо отшлифовать, а иногда, по замыслу, добиться зеркальной поверхности. Идеально гладкую поверхность можно получить после трех этапов обработки: шлифовка, мастиченье и полировка.
Шлифовка
Шлифовку следует проводить абразивами, начиная крупнозернистыми и постепенно переходя к мелкозернистым. Менять шлифовальные бруски следует тогда, когда действующим невозможно добиться лучшего результата. После каждой смены брусков обрабатываемую поверхность камня обязательно промыть, чтобы остаточный кусок прошлого бруска не оцарапал камень.
Применяют мастику в том случае, если после шлифовки на поверхности камня все же остались мелкие трещинки, поры или раковинки. Мастику вплавляют в мелкие недостатки с помощью паяльника и затем отшлифовывают вровень с поверхностью камня.
Состав мастики: канифоль — 30 г, гипсовая пыль — 90 г, цинковые белила — 30 — 40 г. В чистой посуде расплавить канифоль и затем добавить гипс и цинк. Если камень цветной, то вместо цинковых белил нужно добавить краситель, соответствующий цвету камня.
Полировка
Полировка применяется только к твердым породам камней. Промытую и просушенную поверхность присыпать полирующим порошком (пемзовым) и войлочной салфеткой совершать круговые движения до появления зеркальной поверхности на камне.
Далее следует нанесение орнамента или рисунка на камень. Можно нарисовать карандашом или трафаретом, если это повторяющиеся элементы. на полированную поверхность сначала наносят светлую гуашь, затем ее просушивают и только потом наносят рисунок.
Высекание орнамента следует проводить уже после проведения высечки на черновом куске камня, чтобы наверняка знать с помощью каких инструментов обрабатывать камен
Инструменты для обработки камней
Пунчет — необходим для откалывания куска глыбы от породы, вбивается в нужном месте при помощи кувалды; большой закольник, кирки, шпунт — служат для первичной грубой подгонки камня под нужную форму; ручной закольник, скарпель, тесовик, зубчатая бучарда — применяются для черновой тески плоской поверхности камня твердых пород; цилиндрическая бучарда, , троянки и скарпели — применяются для обработки фигурной поверхности.
На мягких породах камней удобно доводить фигурные профили с помощью скребков различной формы
Источник: catalogmineralov.ru
Ювелирные способы обработки драгоценного металла
Эмаль по сканому узору, при которой цветные эмали заполняют контуры, образованные сканью (филигранью), была очень популярна в искусстве Китая, Трансильвании (северо-западная часть современной Румынии) и Италии XV—XVII вв. Примерно в середине XVI в. эта техника использовалась русскими мастерами в Москве, городах Русского Севера и в Великом Новгороде.
В царёвых мастерских Оружейной палаты были выполнены лучшие из подобных работ. Среди них оклад Евангелия, заказанный Иваном Грозным для Благовещенского собора Московского Кремля. Цвета эмалей здесь перекликаются с чистым густым тоном васильково-синих цейлонских сапфиров.
В XVII столетии в Москве, ведущем центре художественных ремёсел, создавались особенно эксклюзивные и разнообразные эмалевые произведения. На московском посаде предпочтение отдавали эмалям мягкой сине-зелёной гаммы. Ею расцвечивали узоры размётных трав на ларцах, чашах и коробочках для румян, бытовавших не только в боярских теремах, но и в домах зажиточных горожан. Узор этот оживляли миниатюрные серебряные накладки в виде звёздочек и розеток, их дополняли капли бело-эмалевого жемчужина. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете приобрести вареньица с аметистами.
Гравировка (гильоше)
В эпоху барокко и рококо эмаль стала одним из ведущих элементов художественного декора. Эмали по гравированной поверхности, расписные эмали, сочные миниатюры в изобилии украшают табакерки, часы, перстни, туалетные коробочки и ароматники. На них мы видим пышные гирлянды цветов, очаровательные композиции на исторические и библейские сюжеты и даже батальные сцены.
Маленькие эмалевые шедевры восхищали современников живостью красок и богатством оттенков. Широкое признание миниатюры в России привело к учреждению в 1779 г. в Академии художеств класса эмальерной живописи. В эпоху историзма возродились мотивы эмалевых по скани и резьбе изделий допетровской Руси.
Орнаменты, взятые из рукописных книг, появились на самых разнообразных предметах — от парадной, подарочной посуды и ларцов до миниатюрных украшений. Их выполнял ряд мастерских, особую известность среди которых приобрели фирмы И. Губкина, П. Овчинникова, И. Хлебникова. В годы беспрецедентного расцвета эмалей фантастически расширилась их палитра.
У Фаберже, например, она насчитывает почти полторы сотни цветов и оттенков! В конце XIX — начале XX в. множество отечественных и зарубежных мастеров отдавали предпочтение эмали по гильошировке. Для фирм Л. Картье, К. Фаберже, И. Брицына и других вещи с эмалью гильоше стали своего рода визитной карточкой.
Шелковистый блеск гравированного узора, нанесённого специальной машиной и покрытого прозрачной или полупрозрачной эмалью, создавал чарующий эффект. Золотые и серебряные эксклюзивные ювелирные украшения с эмалью гильоше — от запонок и дамских сигаретниц до настольных часов и рамок для фотографий — считались своеобразным символом элегантности. Эмаль гильоше (эмаль по гильошировке) — техника покрытия не сколькими слоями прозрачной цветной и бесцветной эмали поверхности металла, предварительно гравированной особым механическим приспособлением, отчего на ней образуется узор в виде тонких волнообразных линий, чешуек, спиралей, отчётливо просвечивающий сквозь эмалевую поверхность. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать семейную реликвию Мечеть.
Ведущие ювелиры Европы — от парижан Лалика и Вевера до мастеров Москвы и Петербурга — охотно обращались и к новым материалам и техникам эмальерного производства: ярким декоративным эмалевым лакам, эмалям с эффектом опалесценции (рассеивания света), столь любимым в эпоху модерна, и к волшебным нежным оконным, или витражным, эмалям. Предметы, украшенные оконной эмалью, особенно нарядны. Нанесённые на прорезной или ажурный сканый узор, они, если рассматривать их на свет, производят эффект, подобный витражу. Хрупкие и сложные в исполнении, эти изделия требовали от мастера исключительной аккуратности, и потому работа с ними была доступна лишь избранным фирмам.
Резьба, гравирование — древнейший художественный приём обработки металлов, дерева, кости и камня, известный человечеству на протяжении тысячелетий. В его основе — нанесение на поверхность изделия линейного рисунка или узора. Со временем мастера от плоскостной резьбы перешли к гравюре, позволявшей придать изображению трёхмерность, объёмность.
В России технику гравировки освоили на рубеже XVII—XVIII вв. Одним из выдающихся резчиков того времени был мастер государевой Оружейной палаты Василий Андреев. Нанесённые резцом изображения или узоры служат первым этапом работы над изделием, украшаемым чернью, но при этом линия резьбы вынимается несколько глубже, чем обычно.
Чернение
Чернение — древний способ декорирования изделий из серебра и золота. Сущность его заключается в нанесении на гравированную поверхность металла жидкого сплава (черни), в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. Цвет и блеск черневого узора или изображения может варьироваться от бархатисто-чёрного до голубовато-серовато-чёрного.
Ещё в XVI в. в «Трактате о златокузнечестве» Бенвенуто Челлини описал несколько рецептов черни. Тонко измельчённый порошок разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до состояния жидкой сметаны. Этой смесью покрывают узор либо фон изображения.
После обжига при температуре 300—400 °С с изделия снимают лишние натёки; далее следует полировка, и тогда черневое покрытие приобретает свойственные ему блеск и чёткость. Изделия, украшенные в этой технике, были известны ещё во времена античности. Их упоминает Плиний Старший.
В Средневековье прекрас¬ную чернь изготовляли мастера Византии, Ближнего Востока, Италии, Кавказа, Древней Руси. Благородная роскошь отличает работы «черненых дел умельцев», служивших в мастерских Московского Кремля в XVI— XVII вв.
К возрожденческим мотивам восходит ритмичный орнамент травных завитков, декорирующий борт золотого блюда весом почти 3 кг, служившего свадебным подарком Ивана Грозного его второй жене черкешенке Марии Темрюковне. По преданию, оно было поднесено молодой царице после первой брачной ночи: на нём лежал её новый головной убор — бабья кика, сменившая девичий кокошник и брачный венец.
Прекрасно сочетаются чернение и крупные драгоценные камни, украшающие золотое кадило в форме одноглавой церковки, пожалованное царицей Ириной Годуновой в усыпальницу московских государей — Архангельский собор Кремля на помин души её мужа царя Фёдора Ивановича. В XVIII в. искусство черневой гравюры ярко проявилось в работах мастеров Великого Устюга и Тобольска.
Черневая графика с изображением памятников древнерусской архитекту¬ры на фоне густых трав, наведённых по глубокой резьбе, украшает изделия, созданные в конце XIX в. мастерами фабрик московского купца Василия Семёнова и в мастерских фирм П. Овчинникова и И. Хлебникова. Здесь, как и в изделиях ХУШ в., чернение на серебре сочеталось с красивым золочением. В наши дни эта древняя техника сохранилась на Северном Кавказе, в ауле Кубачи, и далеко на севере России, на знаменитой фабрике «Северная чернь» в Сольвычегодске, где создают разнообразные серебряные украшения: браслеты, серьги, кольца, кулоны, роскошную посуду и предметы культа. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать наш один из самых популярных лотов чарка в виде гусарского кивера.
Чеканка
Чеканка — вид холодной обработки металла. Он заключается в нанесении на заготовку рельефа путём удара молотом по чекану (пуансону), кончик которого выполнен в форме шара, звёздочки, квадрата, желобка и др. Для этого вида работ идеально подходят ковкие и тягучие драгоценные металлы — золото и серебро.
Мастера Древней Руси использовали до 450 чеканов разного назначения: с помощью одних фону придавали матовую фактуру, другими наносили узорные бордюры. Златокузнецы широко применяли чеканку, пока не был изобретён штамп, ускоривший и удешевивший работу над изделиями. Наряду с чеканкой часто использовали и басменное тисение — технику обработки металла для получения на его поверхности рельефных изображений путём выдавливания.
Насечка (таушировка) — древний художественный приём украшения драгоценными металлами (золотом или серебром) контрастных им по цвету изделий из бронзы или стали, в том числе булатной. В нашем каталоге дорогих подарков вы можете заказать авторский винный набор с драгоценными камнями.Этот способ декорирования применялся для отделки боевого и парадного оружия, доспехов и т. д. Суть процесса заключается в том, что на поверхности предметов делают насечки и в образовавшиеся углубления набивают золотую или серебряную проволоку, создавая тончайший узор завитков и стилизованных трав, а также изображения животных либо людей.
Часто в технике насечки выполняли памятные надписи: имена владельцев, подписи мастеров или тексты нравоучительного характера. Таушировка широко применялась в XII—XVII вв. Ею блестяще владели мастера Византии, Ближнего Востока, Китая, Японии, Северного Кавказа и Древней Руси. В настоящее время эта техника сохранилась в декоративно-прикладном искусстве Италии, Испании, Ирана, Китая и Японии. Ею славятся художники дагестанского аула Кубачи, Тулы, Ижевска и Златоуста.
В нашем каталоге вы можете приобрести все дорогие подарки. Также у нас есть камнерезные фигурки, миниатюрная пластика в золоте и серебре.
Если вам понравились примеры как в статье «Ювелирные способы обработки драгоценного металла» и вы хотите, запросить цены. Отправьте запрос на WhatsUp или телефон +7-903-749-4000.
Для самых взыскательных: в продаже 29 культурных ценностей РФ с документами от Минкульта
- Оцените новые поступления, а также топ-15 подарков месяца.
Источник: www.bon-cadeau.ru
Как производится обработка полудрагоценных камней?
Полудрагоценные камни имеют меньшую стоимость из-за легкости добычи и распространенности исходного минерала. Однако опытный ювелир их может обработать так, что обыватель не отличит готовое изделие от какого-нибудь драгоценного аналога. При этом, конечно, используются соответствующие станки. О самом процессе будет рассказано далее.
Основные нюансы и этапы
Чтобы, например, синтетический аметист выглядел как свой природный аналог, ему придают блеск и гладкость с помощью ювелирной огранки. При этом применяются квадрант, алмазные диски, аналогичная паста, штангенциркуль, два металлических стержня, лупа.
На первом этапе мастер осматривает исходный материал, определяет его дефекты. Для тщательного изучения внутреннего содержания используют яркий свет. На основе полученных данных он может сделать вывод о необходимости той или иной формы огранки.
Далее с помощью мастики стержни приклеивают к камню. Их, в свою очередь, зажимают цанговым захватом. Таким образом можно обрабатывать сырье на абразивной планшайбе станка без боязни повредить руки. При этом прижимают заготовку на считанные секунды, после чего сразу же осматривают, насколько качественная получилась грань. С помощью квадранта изменяют угол наклона камня и производят обработку далее.
Как только форма полностью задана, меняют размер абразивной насадки на более мелкую — шлифовочную. И весь цикл повторяют снова. Это позволяет устранить большинство дефектов и придать поверхности заготовки достаточную гладкость. При этом стоит заметить, что обработку всегда начинают снизу, а далее продвигаются наверх.
Третьим этапом является полировка. Ее цель — зеркальный блеск граней. Для этого применяют одноименную планшайбу и алмазную пасту. В некоторых случаях обработка происходит вручную. Тут обязательно регулярно проверять качество с помощью лупы, чтобы по неосторожности не оставить микроцарапины.
Также следует особое внимание уделить рундисту — поясу по периметру наибольшего сечения заготовки. Из данной статьи становится понятно, что процедура обработки полудрагоценных камней практически ничем не отличается от их более ценных аналогов. Однако риск повредить изделие тут выше из-за большей хрупкости сырья.
Источник: diammarket.ru