Обработка камней в домашних условиях
Хочу отшлифовать и отполировать пару поделочных камней (что-то похожее на кварцит) не обзаводясь специализированным оборудованием. Посоветуйте, пожалуйста, как подключить к решению этой задачи средства малой механизации, дрель например? Какие абразивные материалы, пасты и т.д. лучше использовать? Где их купить в Москве?
Ответ будущему коллеге. Все, к сожалению, зависит от того, что Вы хотите отполировать. Плоскость или кривую поверхность? Станки или их "прообразы в виде дрели" совершенно разные. В любом случае, будьте готовы к фиаско.
Для полировки плоской поверхности лучше всего подходит горизонтально вращающийся круг (планшайба), сделанный их самых твердых алюминиевых или медных сплавов. Можно и из стали только специальной мягкой. Вращать планшайбу должен достаточно мощный мотор (2 кВт и более в зависимости от диаметра планшайбы).
Для шлифования обычно используют карборундовые (SiC – муассонит) серо-зеленые порошки с твердостью 9.5 по шкале Мооса. Для полировки используют разноцветные порошки электрокорунда (Al2O3) с твердостью 9.0. Для финишной полировки используют мелкие и «мягкие» порошки оксида церия (Се2О3).
Как обрабатывать камни в домашних условиях? / How to handle stones at home?
Для шлифовки кривых поверхностей используют более сложные и разные станки, как с вертикальным, так и горизонтальным вращением доскообразных инструментов. Российская промышленность практически прекратила и без того скудный в СССР выпуск станков для резки, полировки и другой обработки камней самоцветов.
Можно найти старые станки в интернете и с помощью личных контактов на Выставках камней самоцветов. Хорошо со станками в США. Однако неметрические размеры всех деталей существенно осложняют их использование в России. Технология обработки камней детально описана во множестве американских же книг.
Вас же приходится отсылать к единственной переводной и несколько устаревшей книге Дж. Сенкенса по обработке камней. Она имеется и в интернете.
Изделия, которые хочу полировать неправильной сферической формы. Значит кривая поверхность. Может быть можно подойти к вопросу с другой стороны? Арендовать время работы на некоторых станках в мастерской. А может быть за некоторую плату и мастер согласится провести что-то вроде инструктажа?
Думаю, что это хороший вариант, чтобы попробовать себя в обработке камня. Подскажите, пожалуйста, контакты таких мастеров в Москве.
Спасибо за ссылку на книжку и пояснения.
Все таки надо конкретнее указать тип изделия – что это шар? Кабошон? (Или к «шаровику или к «кабошонщику»). Короткое замечание по возможной аренде станков – НИКТО НИЧЕГО НЕ ДАСТ И К СВОИМ СТАНКАМ НАСТОЯЩИЙ МАСТЕР НИКОГО НИКОГДА НЕ ПОДПУСТИТ. Инструктаж тоже весьма проблематичен. Вот сделать Вам изделие на заказ это возможно.
Попробывать себя в обработке камня таким образом невозможно. Уточните Вашу задачу.
С тем, что НИКТО И НИЧЕГО полностью согласен. Слишком все расходники дорогие, а станки делаются своими руками, на это уходят годы, но есть социальные сети ,и есть нормальные люди, которые могут подсказать многое. Например, в тех же одноклассниках. Для начала установите небольшую алмазную пилу от болгарки на простое электро-точило и пробуйте. Удачи!
Изготовление ножа с лезвием (если не ошибаюсь, определяя по фотографии) из нефрита, это стандартная типовая работа камнереза. Необходимо купить шлифовальный станок (по русски, но явно не правильно, спрашивать нужно "точило") с двумя "вертикальными" точильно-шлифовальными камнями, и, соответственно, двумя горизонтальными посадочными осями.
Рекомендуем фирму Metabo — профессиональные станки этой фирмы в наименьшей степени боятся воды и влаги. Далее необходимо соорудить капельницу (устройство в любой аптеке + пластиковая бутылочка 0.5 — 1 литр) + различные водозащитные фартуки и водоприемники. Здесь напрягите инженерную мысль и посоветуйтесь с интернетом и фотографиями заводских станков.
Лучше смотреть англоязычные сайты — там таких станков много, и фото хорошие. Чем лучше фартук и водоприемник, тем дольше служит станок вообще и мотор в частности. Далее покупаете множество кругов. Шлифовальных, полировальных. Последние как твердые, так и мягкие.
Далее покупаете (лучше порошки, чем пасты) алмазные порошки для мягких полировальников (1-5 мкм, в зависимости от того, что полировать, целая наука, но подбираются быстро, на корундовые и другие порошки для полировки время не тратьте, все плохо и на проверку эффективно дороже) и . вазелин погуще.
Обязательно нужно докупить, "доделать" и станок с горизонтальной план-шайбой (лучше дюраль, не такой тяжелой, мотор скажет спасибо). На план-шайбу одеваете круги из различных картонов, "резиновых листов", последние должны быть износостойкие (вакуумная подойдет, но не лучшая). Сооружаете фартук-водоприемник, капельница (иногда нужна, если без вазелина), на картон тканый материал (подобрать для каждого камня!) и . полировать, полировать и экспериментировать (не долго, но сильно продуманно).
Внимание, все станки должны быть с регулировкой скорости вращения!
Кроме сильно устаревшей книги Синкенкенса Дж. (все материалы и технологии "не бъются" с Российскими — СССР-скими гостовыми — проблемы) имеется и анталогия более современных технологий обработки камня в 10-ти-5-ти летней подписке англосаксонского (США + Англия + Канада) ежемесячного журнала Rocks & Gems (Канада, но пишут в журнал все). Хорошая школа обработки в Idar Oberstain (Германия), но эти все скрывают, а их старые руководства сплошь на немецком с непонятками по давно устаревшим стандартам еще ФРГ (до ЕС).
Так что технологическому саморазвитию альтернативы нет. Стремиться к таким рубежам: норма полировки кабошонов за смену 180 шт — с наклейкой на кичи и 250 шт вручную — пальцами. Полировка ножей с каменными односторонними лезвиями 50 лезвий длиной 10 см с двухсторонней выемкой вблизи острого края. Это при массовом производстве, и работниках китайцах, других азиатах, молдаванах.
Если работаете для души, то вообще можно все сделать без станков, вручную на карборундовых брусках, но полировка, хоть и вручную, все таки должна выполняться на алмазных порошках/пастах. Зависит все от целей и . возможностей.
Необходимо, однако, помнить что любое УСПЕШНОЕ хобби, всегда перерастает в выгодное дело. В России тоже. Искренне, успехов Всем Вам.
Спасибо Аметистову. Кратно. Емко. Содержательно.
В молодости бродил по Уралу и кое-что накопил, но не обрабатывал. Сейчас на пенсии, работа дежурная, время позволяет — решил заняться своими "сокровищами". Буду осваивать резкую, шлифовку, полировку.
Станок для шлифовки поделочных камней, можно купить тут www.polprom.ru/stanok.htm . Станок для шлифовки камня "Малахит"
Мы долго думали, оставить ли откровенную рекламу Михаила? Оставляем . Оставляем потому, что, хотя станочек и не из дешевых, но с ЛЮБЫМИ камнеобрабатывающими ЮВЕЛИРНЫМИ станками вообще сейчас сложно, и мы, будучи ассортиментными держателями и продавцами сырья, должны быть заинтересованы в развитии станко-инструментальной базы для ювелирной обработки камней. Кроме того мы очень просим всех, кто воспользовался этой рекламой по прямому назначению, то есть, купил этот станок, оставить здесь же отзывы о нем. Так будут и волки сыты и овцы целы. Спасибо всем.
Для того, чтобы довести поверхность камня до совершенства, придать ей зеркальную гладкость, усилить яркость цвета, а также защитить его от негативных факторов окружающей среды, используем различные http://diammarket.ru/catalog/sredstva_dlya_polirovki/ средства для полировки.
Возможно, сообщение Никиты, носит рекламный характер, но мы оставим это сообщение на Форуме. Вместе с тем отметим, что в стране самых дешевых алмазных порошков (РФ, для тех, кто не знает) перед использованием ПАСТ, квалифицированный специалист по обработки камней должен разобраться в нескольких вопросах.
1 — Насколько повысится производительность с переходом с порошков на алмазные и другие полировочных пасты. 2 — Приведет ли это к снижению себестоимости конечной продукции камнеобработки. 3 — Разобраться в том, являются ли пасты, на которые приведена ссылка, ЮВЕЛИРНЫМИ. То есть, обеспечивают ли они качественную обработку ЛЮБЫХ камней.
Или эти пасты нужно подбирать для последовательного использования для полировки ювелирных камней. Ведь известно, что для полировки НЕФРИТА следует использовать один набор алмазных порошков, а для полировки АГАТОВ — совсем другой. Более того этот набор зависит и от условий полировки: на воске, на вазелине, на воде, на алюминиевой план-шайбе, на кожаной, на специальной резине и прочее . Так что, использование паст, предназначенных для обработки массивных камней и слябов, не всегда оправдана.
Конечно, многими вышеупомянутыми полировальными пастами МОЖНО отполировать редкие в обороте кабошоны из мраморного оникса и амазонита. Как поведут себя пасты при полировке более мягких и более твердых камней, НЕПОНЯТНО. Однако, успехов Всем. Главное не ошибиться в выборе паст на сайте (для мрамора, гранита и прочее . ).
Подскажите на каких станках возможно изготавливать шарики из халцедона в больших количествах для галтовки , начиная с распиловки камня на заготовки . Станки для янтаря подойдут для халцедона?
Станки подходят для любого камня. Могут не подойти режимы обработки (скорость вращения) и аббразивы. Основной станок называется шарокатным — посмотрите в интернете. Распиловочный станок — обычный ювелирный подрезной или японский Imahashi. =
Анастасия, ответ на Ваш вопрос в любом случае будет представлять собой рекламу. А Ваш вопрос не содержит ни одной цифры и характеристик материала. Форум не принимает ни рекламные сообщения, ни объявлений купли — продажи. Так что пока удалили Ваш вопрос. Пишите на адрес сайта. =
Здраствуйте! Я художник — иконописец. Ко мне в руки попал один камушек, и я решил попробовать вырезать камею. Вроде получилось не плохо. А вот отполировать гематит до зеркального блеска не получается.
Посоветуйте пожалуйста чем полировать гематит?
Все камни хорошо полируются на алмазных порошках. Для гематита финишная полировка проводится порошком 5 мкм. Естественно, без частиц большего размера — вымученный. Для полировки камей используется или абразивная водяная или вазелиновая "баня". Но вот беда, в силу быстрого окисления приповерхностных слоев гематита полировка долго не продержится.
В этом случае необходимо лакировать твердыми эпоксидными лаками. Гематит вообще для резьбы не используется. Необходимо образовывать новую тему, а не продолжать старую.
Здравствуйте. В интернете есть статьи в которых написано, что огранщики драгоценных камней отмечают, что природные корунды твёрже, и труднее продаются огранки чем синтетические. Правда это или всё-таки миф?. С уважением.
1 — Твердость монокристаллов определяется долей ковалентной (100% у алмаза) и ионной (100% у каменной соли) типов связи. У корунда примерно 95% ковалентной связи. И эту связь совершенно нечем упрочнить. Так что эти утверждения есть сказки от скуки чайников и профанов от интернета.
2 — Самое плохое в Вашем вопросе. Вы продолжили совсем другую тему, прямо не связанную с Вашим вопросом. Значит и ответ на него нам придется давать много раз. Так что в следующий раз вопрос удалим. Ведь Вы не читали Правила, напечатанные Выше?
ИсточникЧем почистить кристаллы кварца
Говоря о чистке кристаллов кварца можно подразумевать два её вида. Первая — очистка минерала от грязи, пыли, пятен и налёта, а вторая — энергетическая, которая позволяет камню избавиться от информационного «мусора» и сохранять свои чудодейственные свойства.
В данной статье мы рассмотрим оба вида, которые помогут сохранить внешний вид камня и его энергию.
Чистка кристаллов кварца от загрязнений
Любой камень время от времени нужно очищать от различного рода загрязнений. Это позволяет сохранить его внешний вид и продлить срок «жизни». Известно, что пыль способна понемногу разрушать структуру самоцветов, провоцировать появление трудновыводимых пятен, которые впоследствии просто портят украшение.
Чтобы очистить камень физическим способом, необходимо:
- подержать минерал под струёй чистой проточной воды несколько минут;
- погрузить в стакан воды, в которую предварительно нужно добавить пару капель нашатыря;
- вновь сполоснуть чистой водой;
- промокнуть мягкой сухой тканью и оставить для полной просушки в хорошо проветриваемом помещении (но вдали от солнца и отопительных приборов).
Существует ещё один простой способ:
- приготовить слабый мыльный раствор (идеально — на основе хозяйственного мыла);
- смочить в нём ватный диск;
- протереть украшение, включая кристалл кварца.
Если кварц не гладкий, а рельефный, то можно использовать зубную щётку, но исключительно с мягкой щетиной.
Конечно же, оптимальным решением чистки кристалла кварца будет отнести его к профессионалу, то есть — ювелиру. Он не только подберёт наиболее правильный способ очистки, но и проверит прочность крепления камня в касте (если это украшение), а также нанесёт на самоцвет специальные составы, которые защитят кварц от пыли, выгорания и других повреждений.
Энергетическая чистка
Если говорить другими словами, то это чистка ауры камня, которая делает его магические и лечебные свойства более сильными и точными.
Данные мероприятия обязательны для кристаллов кварца, которые раннее находились у другого владельца (подарили, наследство, фамильные драгоценности)!
Существует два способа энергетической чистки минерала:
- Погрузить его в солёный раствор. На 200 мл прохладной воды нужно взять 15 гр обычной соли и хорошо растворить. Кварц можно оставить в воде на 2-3 часа. Затем его следует промокнуть бумажной салфеткой или мягкой тканью и подержать немного на свету (но не на солнце!).
- Взять соль крупной фракции и насыпать её на блюдце. Положить сверху самоцвет (или ювелирное изделие), накрыть чистой бумажной салфеткой и оставить в таком виде на ночь.
Соль — сильный энергетический «магнит». Он вытягивает на себя весь негатив, который скапливается в минерале.
Лучше всего для очистки энергетики минерала подходят последние дни лунного месяца — перед новолунием. Считается, что в эти дни кварц наиболее «открыт» для новой энергии.
Полезные советы
Чтобы не испортить кристалл кварца, следует знать, чего делать категорически нельзя:
ИсточникОбработка кварца в домашних условиях
Природный камень – прочный материал и в этом его плюс и минус. С одной стороны, он практически вечен, с другой – трудно поддается обработке и шлифовке.
У меня в доме есть несколько предметов из камня – безусловно, красивые, но требующие определенного ухода. Например, столешница за несколько лет стала тусклой, на ней появилось несколько царапин. Раз в несколько лет ее необходимо шлифовать и полировать, чтобы вернуть камню всю его красоту.
Разобраться, как отшлифовать камень в домашних условиях до блеска, несложно. Но стоит помнить, что это пыльная работа, требующая полной защиты тела.
О чем стоит знать
Обработка камня в домашних условиях может быть связана с двумя потребностями: вернуть изделию привлекательный вид или обработать найденный на природе камень. В последнем случае нужно предварительно распилить камень на части подходящих размеров.
Обработка натурального камня может быть:
- Механической. К этой обработке относятся резка камня, шлифовка, полировка, брашировка, сверление отверстий, термообработка. Они не требуют специальных устройств и могут производиться в домашних условиях.
- Физико-механической. В этом случае используют термоактивные газовые горелки, токи высокой частоты и т.д. Для этого требуется дорогостоящее оборудование и специальное место.
В домашних условиях выбор инструмента зависит от характеристик камня. Для мягких пород подходят инструменты для работы по металлу, для твердых придется купить специальные для камней.
Также важно помнить, что при шлифовке камня в домашних условиях образуется огромное количество пыли. Работать рекомендуется в помещении с хорошей вентиляцией и при постоянно подаче проточной воды (должен быть водопровод или протянуты шланги). Также необходима полная защита тела и органов: плотный халат или костюм, очки, респиратор.
Предварительная подготовка
Перед началом работы стоит проверить мягкость камня – подходит ли он для полировки. Для этого нужно взять перочинный нож и попробовать осторожно поцарапать поверхность. Если остался белый след или метка зернистая, камень не подходит для работы, полировка сделает его рыхлым. Если остался блестящий след, камень твердый, с ним можно работать.
Во время проверки необходимо держать нож по направлению от себя и не давить на него слишком сильно – он может соскользнуть.
Если необходимо отшлифовать найденный камень, сперва ему придают желаемую форму при помощи зубила и молотка. Если камень крупный, с большими выступами, потребуется сколоть выступы. В конце его нужно ополоснуть и убрать всю грязь.
Выбор инструментов
Природный камень довольно прочен, а потому обработка камня своими руками в домашних условиях будет непростой. Для резки и грубой обработки используют болгарку, мощность которой составляет от 1,5 тысяч Вт.
Также используют другие инструменты:
- Алмазные чашечки. Это специальные насадки для болгарки разного диаметра. Для работы лучше брать не меньше 2 насадок разной зернистости.
- Отрезной шлифовальный круг для работ по камню. Имеет алмазное напыление, может использоваться для влажной и сухой резки.
- Гибкие шлифовальные круги («черепашки»). Имеют алмазное напыление и используются для придания камню зеркального блеска. Зернистость зависит от твердости камня: например, для мрамора достаточно Р800, для гранита – Р1500-3000. Для этой насадки достаточно болгарки мощностью до 850 Вт.
- Профильные алмазные фрезы. Используются для сложной обработки.
- Наждачка разной зернистости с алмазным напылением. Пригодится для шлифовки отдельных участков.
- Мягкая ткань, войлок или ветошь.
- Химические средства (воск, очистители и т.д.).
Для дополнительных работ может потребоваться и другой инструмент, например, газовая горелка для состаривания, металлические щетки чтобы брашировать.
Процесс полировки
Шлифовка и полировка камня в домашних условиях – это долгий и кропотливый, хоть и несложный процесс. Необходимо заранее приготовить инструменты: потребуется несколько насадок разной зернистости.
Шлифовка
Она проводится вручную или при помощи специальных инструментов. Проводить ее необходимо только на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении с хорошими фильтрами. Необходимо защитить органы дыхания, глаза и кожу.
Также необходима постоянная подача воды к месту работы – она собирает пыль и охлаждает инструмент. Можно использовать пульверизатор или влажную губку, подавать воду через трубку. Специалисты не рекомендуют начинать полировку, если водное охлаждение невозможно.
Всего будет 3 этапа обработки, которые отличаются только зернистостью насадок:
- На первом этапе для грубой шлифовки используют круг с зерном 350-60 мкм;
- На втором для сглаживания – круги 60-7 мкм;
- На финишной шлифовке поверхность сглаживают кругом с зерном 37-10 мкм.
Если необходима легкая шлифовка, снять потребуется 3-4 мм камня. Если же поверхность слишком неоднородна, может потребоваться убрать несколько сантиметров.
Разбирая, как отшлифовать камень в домашних условиях до блеска, стоит упомянуть и вариант для небольших поверхностей диаметром до 20-25 см. Их можно отшлифовать при помощи кварцевого песка или другого абразивного материала. Его насыпают на чугунную плиту, поливают водой и трут камень, пока он не станет гладким.
Полировка
Полировка производится вручную при помощи химических средств. Рекомендуется использовать средства на основе воска, но подойдут любые средства для полировки. Средство наносят на поверхность и протирают мягкой тканью или шлифовальной машинкой до появления блеска.
Можно использовать кристаллизаторы, которые содержат органические кислоты. Их смешивают с водой в указанных на упаковке пропорциях, наносят на камень и растирают до гладкости. Остатки средства смывают мыльным раствором и протирают сухой тряпкой, полируют влажным диском для устранения следов кислот.
При обработке драгоценных камней важно помнить, что средства для полировки будет забиваться в поры и трещины. Из-за этого может измениться цвет камня (станет темнее или светлее), он испортится. Чтобы избежать этого, сперва поверхность обрабатывают жидким парафином, клеем или эпоксидной смолой. Это позволяет создать защитный слой, который убережет камень от изменений.
Процесс шлифовки гранита влажным способом смотрите в этом видео:
Коротко о главном
Разораться, как обработать камень в домашних условиях, несложно, но процесс требует определенных знаний. Это пыльная и кропотливая работа, которую можно проводить только на свежем воздухе или в помещении с отличной вентиляцией. Также не стоит пренебрегать средствами защиты.
Сам процесс не представляет собой ничего сложного: подготовленный камень обрабатывают в несколько заходов насадками с разным уровнем зернистости, постепенно снимая лишнее и делая поверхность блестящей. В конце ее протирают мягкой тряпкой и устраняют излишки химических средств.
Напишите в комментариях, есть ли у вас в доме предметы из камня? Полируете ли вы их или считаете, что это лишнее?
ИсточникОбработка минералов группы кварца
Кристаллические разновидности часто хрупки, скрытокристаллические разновидности или мелкозернистый кристаллический материал, например соколиный и тигровый глаз, нередко очень вязки. Обычные температуры наклейки и применяемые клеи безопасны для камней этой группы, и все же кристаллический кварц во избежание разрушения следует нагревать медленно.
Иногда, при излишне интенсивной сухой абразивной (или на пастах) полировке материал трещит и лопается с образованием зигзагообразных трещин и характерным раковистым изломом. Скрытокристаллические разновидности в этой предосторожности не нуждаются.
Спайность отсутствует, но для монокристаллического сырья отмечена некоторая разница в поведении при обработке в зависимости от направления. Все разновидности кварца полируются на фетре, дереве или коже окисью церия, окисью олова и т. д., но можно использовать и более дешевые полирующие абразивы, такие, как трепел и окись алюминия.
При некачественной доводке на промежуточных порошках или пастах на полированном изделии остается ясно заметная дымчатая вуаль. Если доводка выполнена недостаточно тщательно, на кристаллических разновидностях, например розовом кварце, горном хрустале и т. д., могут быть глубокие царапины, и для их удаления потребуется длительная тонкая шлифовка.
Часто наблюдается выкрашивание материала, мелкие, острые обломки которого могут оставлять царапины на шлифованной поверхности. В таких случаях необходимо перейти на более щадящий режим обработки: снизить скорость инструмента, уменьшить зерно образива и нагрузку на заготовку и т.п.
В некоторых случаях для тонкой шлифовки целесообразно применять алмаз на дереве, коже или брезенте. Желательно применять твердые и полутвердые (упруго-твердые) полировальники – дерево, картон. Можно использовать ручную шлифовку на стекле.
Материалы, склонные к недополировке, например, такие, как тигровый глаз, рекомендуется полировать окисью алюминия или алмазным порошком (пастой) на дереве или коже. Ограночный материал обычно полируется на пластмассовых кругах окисью церия, но можно использовать окись алюминия или окись олова. Если грани полируются неодинаково из-за некоторых различий в твердости по различным направлениям, проблема решается путем использования для полирования окиси алюминия на оловянном круге. Аметист обычно сдвойникован и при полировании может давать «рябую» поверхность, если его гранить не на оловянном круге. Углы коронки 40-50°, углы павильона 43°.
Плоские поверхности большого размера после шлифовки на планшайбе 30- и 15-мкм карбидом кремния легко полируются окисью церия на фетре или окисью хрома на планшайбе, покрытой тонким плотным войлоком. В обоих случаях полировка достигается быстро и является качественной. Однако важно определить температуру полировки. Слишком сухая полировка чревата прижогом материала и растрескиванием заготовки, влажная полировка – увеличивает продолжительность процесса и ухудшает качество. Финишная полировка алмазными пастами ухудшает блеск и придает поверхности матовость.
Горный хрусталъ . Широко распространен, часто в виде крупных бездефектных кристаллов, пригодных для изготовления резных изделий; на сибирский рынок поступает из-за рубежа (Бразилия), с Урала, редко Якутии (Перекатное). Мелкие кристаллы горного хрусталя невысокого качества поступали ранее с месторождения Нуган в Иркутской области. Иногда на рынок поступают из старых запасов кристаллы синтетического кварца (г. Александров), которые обрабатываются так же, как природный материал.
Аметист. Цвет — от очень бледного (такой материал не ценится) до насыщенного темно-фиолетового. В массовых количествах поступает из Бразилии и Уругвая, в виде сырья, коллекционных образцов- жеод и отдельных кристаллов.
Цена зависит от цвета и качества; наилучший материал получил название «сибирский» — образцы с заметным мягким красным оттенком (нынче практически отсутствует), за ним идут «уругвай» и «байя». Камни интенсивной окраски редки и дороги. Сырье в сибирский рынок поступает в основном с железорудных месторождений Ангаро-Илимского бассейна.
Сырье редко встречается в кусках настолько крупных, чтобы из них можно было огранить камни в 50 кар. Для большей части сырья характерна зональная окраска, поэтому рекомендуется ориентировать камень таким образом, чтобы граница зон не просматривалась через площадку ограненного камня.
Наиболее распространенные дефекты — вуаль из пузырьков, зональность окраски (иногда резкая) и мелкие включения преимущественно железистых минералов. Обычный осмотр сырья может создать превратное представление о его качестве, поэтому оно должно проверяться под лупой (7-10 кратное увеличение) или в иммерсионной жидкости.
Цветные полосы необходимо ориентировать параллельно грани таблицы. На некоторых гранях из-за двойникования при полировании появляется «рябь», особенно при обработке на плексиглазе, но этот дефект устраним, если изменить направление полирования или использовать оловянный круг и окись церия. В пегматитах Бурятии известны находки красновато-фиолетового бархатистого аметиста с включениями иголок гематита – аметист-волосатик. Недавно из жил Уринского пегматитового поля (Бурятия) поступил материал, состоящий из аметиста и цитрина (аметрин — первая находка за Уралом); из него можно делать двухцветные ограненные камни, но при этом необходимо правильно ориентировать заготовку. В СССР широко использовался синтетический ограночный аметист.
Цитрин. Цвет от бледно- до темно-желтого, иногда с красновато-коричневым нацветом; полосы дымчатого кварца, часто сопутствующего цитрину, придают камню серый оттенок. При нагревании некоторых аметистов получаются камни темного красновато-коричневого цвета. Цитрин нередко встречается в таких крупных кусках, что из них можно огранить камни в не сколько сот каратов.
Поступает в основном из Бразилии, а также с Мадагаскара. Ограночный цитрин широко синтезировался в СССР, поставлялся на мировой рынок; иногда появляется на рынке из старых запасов синтезированного цитрина. На рынок Сибири попадает в основном сырье цитрина с Урала, частью, возможно, отожженного. Как правило интенсивность цитринового оттенка, хорошо заметного в природных кристаллах, в мелких вставках и кабошонах ослабевает. Большая часть цитрина появляется в виде готовых изделий, кабошонов, огранки.
Кольцо с дымчатым кварцем
Дымчатый кварц. Темный кварц, напоминающий по цвету бурый цитрин и найденный впервые в Шотландии, получил название кернгорм. Цвет материала охватывает всю коричневую гамму тонов. Темные камни пригодны только для мелких изделий. Наилучшей для ограненных камней можно считать среднюю интенсивность окраски; очень светлый материал эффектен в камнях массой 20-40 кар.
Подобный материал поступает из Бурятии (Уринское пегматитовое поле), кроме того в отдельных кристаллах наблюдаются переходы (с резкими границами) от аметиста до глубокого раухтопаза, который по аналогии с аметрином можно было бы называть аметраух. Мелкие кристаллы раухтопаза хорошего качества привозят с Шерловогорского месторождения берилла, большая часть материала представлена горным хрусталем покрытых рубашкой окислов железа. Прозрачный дымчатый кварц Малханского месторождения в крупных кристаллах, но с заметным серым оттенком.
Фасетная огранка из кернгорма
Морион. Черная разновидность кварца называется морион. Основное сырье из пегматитовых месторождений юго-восточного Забайкалья. Прежде всего Адун-Чолонское месторождение, — поступление в 2004-05 гг. крупных 30- 50 кг кристаллов мориона. Используется не так много материала.
Отжигом мориона в Иркутске никто не занимается.
Розовый кварц. Интенсивно окрашенный розовый кварц редок. Бразильский материал иногда обладает ярко выраженным эффектом кошачьего глаза или звезды. Прекрасный материал поступает с Мозамбика, Мадагаскара и других зарубежных мест.
Собственный сибирский материал (главным образом Прибайкалье и северо-восток Иркутской области, редко Бурятия) поступает со многих проявлений, обычно бледный, полупрозрачный низкого качества, так называемый «кисельный». Используется в основном для изготовления недорогих кабошонов.
Сердечко из мадагаскарского розового кварца
Зеленый кварц (вермарин). Зеленый кварц был синтезирован в СССР и широко продавался на мировом рынке; На нашем рынке отсутствует.
Синий кварц . Материал глубокого синего цвета ранее синтезировался в СССР и продавался на мировом рынке; доступен в виде бездефектных кристаллов в сотни карат.
Кошачий глаз и тигровый глаз. Шелковистый блеск обусловлен многочисленными тонкими параллельными пучками вклю чений. В камнях с эффектом кошачьего глаза эти пучки прямые, прямая и полоска отраженного света. В камнях с эффектом тигрового глаза волокна волнистые и извилистые, такими же получаются и отражения. Так называемое тигровое железо — это австралийский кварц, похожий на тигровый глаз с коричневыми включениями гётита.
Соколиный глаз — это синий или голубовато-синий тигровый глаз.
В этом материале иногда встречаются недостаточно силицифицированные фрагменты, обработка которых сопряжена с трудностями, обусловленными выкрашиванием волокон. Такие камни рекомендуется обрабатывать тем же способом, что и другие материалы, склонные к недополировке, т.е. использовать для шлифовки 15-, 6- и 3-мкм алмазные пасты на дереве с последующей полировкой алмазом на дереве или коже. Окончательная полировка легко достигается окисью церия или окисью алюминия на фетре, коже или дереве. Коричневато-желтый тигровый глаз при нагревании можно превратить в красный; можно его и отбелить — горячим раствором щавелевой кислоты (кислота ядовита — избегайте вдыхания паров).
Волосатик рутиловый (кварц, содержащий включения рутила). Высоко ценится за блестящие иглы рутила. Лучшим считается бесцветный кварц с яркими золотистыми иглами. Классический материал поставляет Бразилия, — такие образцы ценятся особенно высоко. На сибирском рынке такого материала мало.
Из этого материала обычно делают кабошоны, но он может быть использован и для огранки камней, предназначенных главным образом для кулонов.
Волосатик турмалиновый, гематитовый и др. (кварц, содержащий включения других минералов). Помимо рутила в горном хрустале встречается множество других минералов — турмалин (в виде тонких или толстых игл), актинолит, роговая обманка и др.
Если они присутствуют в достаточном количестве, то из такого материала выполняются прекрасные камни – ювелирные вставки, фантазийные кабошоны. Огранкой волосатиков в нашем регионе никто не занимается, предпочитают изготавливать кабошоны. Уникальные камни из кварца, содержащего тонкие иглы ярко-красного гематита ориентированные перпендикулярно граням кристалла кварца известны на месторождении Уро-Суво. На Адун-Челонском месторождении известно несколько разновидностей турмалинового волосатика:
- Грубые включения толстых шестоватых различно ориентированных кристаллов шерла (иногда с зеленоватым отливом и характерным треугольным сечением) переполняющих кристаллы дымчатого кварца, выходящие на грани кристалла. Такой материал можно использовать только в коллекционных целях – особенно сростки кристаллов кварца соединенных тонкими кристаллами турмалина.
- Тонко игольчатые включения шерла беспорядочно ориентированные преимущественно в основании мелких кристаллов горного хрусталя и дымчатого кварца. Кристаллы можно использовать в мелких кабошонах с ориентировкой включений в основании кабошонов.
Низкокачественное кварцевое сырье стараются облагородить: осветлить или изменить цвет. Наиболее простой и испытаный способ нагревание на воздухе или в железных опилках. Опыты проводимые на уральских образцах показали необратимые изменения в окраске и интенсивности материала:
Раухтопаз — начиная с 400 град. заметно осветлялся, а при температуре 450 град. окончательно обесцвечивался. Свыше температуры 550 град. образцы трескались и далее до 700 град. оставались прозрачными и бесцветными. нагретый в Fe-опилках один из обломков дымчатого кварца приобрел бледно-желтовато-розовую окраску, отчасти потеряв свою прозрачность.
Бледноокрашенные аметисты начиная с 400 град. бледнели и теряли совершенно окраску с 500 град. В некотрых аметистах нагреваемых в Fe-опилках наблюдалось пожелтение при 450 град.
Цитрин с 400 град. бледнел, при этом появлялась некоторая опаловидность (молочность), которая в дальнейшем сохранялась.
Источник