Образ богородицы где она воздевает руки в молитве за всех людей называется

Глава 5. Образ Божией Матери «Знамение»

Мистическое значение иконографии образа «Знамение» очень точно передается ее названием. Корневое слово «знамя» с церковнославянского переводится как знак или печать, свидетельство и доказательство о чувственном явлении или его предвестии. В иконах «Знамение» Богородица изображается с воздетыми руками 124 и перед Ней поясной образ Младенца Христа в золотом круге – символе Неба и Вечности. Отделенный от Матери кругом, Предвечный Младенец только является в Ее лоне, оставаясь всегда пребывающим в Пресвятой Троице как Бог Сын и Вторая Божественная ипостась.

Существует также извод без круга. Это иконография «Воплощение», которая показывает исполненное обетование.

Образ «Знамение» основан на видении пророка Исайи, которое и дало ему название. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис. 7 14). Вместе с тем для этой иконографии большое значение имеет и другой ветхозаветный образ, рассказывающий о битве Израиля с войсками Амалика: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус АмаликаИ устроил Моисей жертвенник (Господу) и нарек имя Иегова Нисси (Господь знамя мое) ( Исх. 17, 10–11; 12–13; 15 ).

Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Изображение Богоматери с воздетыми руками («Оранта») встречается среди первых памятников христианской культуры, найденных в катакомбах Древнего Рима. С незапамятных времен подобный образ соотносился с молитвой за мир. Моисей молился за врученный ему Богом еврейский народ, ведя его по пустыне в землю обетованную, а Пресвятая Богородица вечно предстоит Богу в молитве за все творение и ведет из духовной пустыни в Царство Божие. Беззаветна вера народная в то, что пока Божия Матерь молится, пока Ее руки подняты к Небесам, христианам дано одерживать победу в невидимой брани против сил ада.

На Руси образ Божией матери «Оранта» получил название «Нерушимая стена», по имени чудотворной мозаичной иконы в апсиде киевского Софийского собора. Эта одна из первых русских икон датируется началом XI века. В общей храмовой композиции на этой мозаике Богородица изображена в рост без Христа, руки Ее воздеты в молитве.

Почти в то же время появляются иконографии, где Божия Матерь предстоит с Младенцем, «в недрах имуща» Его. Образ символически осмысляется как образ предстоящей за мир Церкви, например, «Великая Панагия» (Ярославская «Оранта») с первоверховными архангелами Михаилом и Гавриилом, по преданию, написанная прп. Алипием Печерским. Позднее на Руси усваивается также поясное изображение иконографии «Знамение». На таких иконах Пресвятая Богородица, как в «Одигитрии», являет Собой образ храма, и, как в «Умилении», раскрывает литургическую символику Агничной Прософры и образ соборной Церкви.

Воздетые руки Божией Матери и четко прорисованные между ними складки мафория образуют как бы чашу, вмещающую фигуру Младенца Христа и Саму Богородицу. Это знамение Небесной Литургии, в которой Богородица являет Собой Храм, Престол и Просфору. Она молится за весь мири как бы сораспинается со Христом: «Прямостоятельное моление, распростертые руки предпосылающа, страсть креста в подобии изображает» 125 . Начало и конец времен заключены в круге вечности. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и этот рожденный Бог станет Жертвенным Агнцем Христом, восстанет из гроба и вновь соединится с Матерью в Небесном Иерусалиме, как соединяется Богородица-просфора с Телом и Кровью Христа в Чаше на Литургии. «Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь; юже (сущую) от конец даже до конец вселенныя и умири ю (Ее), юже наздал (поставил) еси честною Кровию Христа Твоего; и Святой Храм сей утверди даже до скончания века» 126 , – молится Церковь на Литургии.

Читайте также:
Бывает ли золото без пробы

Скоропослушница — образ Богородицы

В иконе «Знамение» образ страдания преобразуется в то, ради чего оно претерпевалось – в бесконечную радость будущего века, где творение соединяется со Христом. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр. 21, 2–3 ). Такой онтологический план есть в любой иконографии Божией Матери, но художественный образ «Знамение» сообщает ему абсолютную форму. Мистическая глубина образа «Знамение» определила его важное место в богослужении. Эта иконография издревле помещалась в алтарной апсиде и на запрестольном образе.

Запрестольная икона всегда выносная и двусторонняя. Первоначально на ее обороте писали страсти Господни или образы мучеников. Но со временем возобладала традиция помещать изображение свт. Николая, архиепископа Мирликийских, воплотившего идеал совершенного пастырского служения.

С тех пор на запрестольной иконе с одной стороны находится образ Вселенского Тела Церкви и Ее Собора, а с другой – епископа, поставленного во образ Христа собирать в Нее верующих своим омофором. Соединение этих образов символизирует мистическое единство Небесной и земной Церквей, претворяемое в Евхаристии и исполняющееся в конце времен, как было открыто апостолу и евангелисту Иоанну.

В XV веке, когда сформировался русский высокий иконостас, икона «Знамение» стала центральным образом пророческого ряда: ведь именно в ней языком живописи была истолкована и раскрыта вершина всех пророческих обетований и надежд человеческих.

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Самая знаменитая чудотворная икона «Знамение» – Новгородская 127 . В течение веков с нее было сделано огромное количество списков, особенно в Новгородских землях, но ни один из них не повторяет ее. Древний образ почти полностью утрачен. Сейчас колорит иконы далек от первоначального, фон и фигуры прописаны темными, тяжелыми красками. Освобожденное от многих слоев позднейших записей изображение восстанавливается по небольшим фрагментам на лике, мафории и рукавах хитона Богородицы, а также на одеждах Христа и в золотом круге.

Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. Новгород

Попробуем мысленно представить эту икону. Богородица окружена золотым сиянием Вечной Славы в ярко-синем, написанном лазуритом мафории. Его цвет подчеркивают вспышки белильных высветлений и розово-сиреневые рукава туники. На груди Богородицы в золотом хитоне очерченный контуром золотого круга Вечности Младенец Христос.

Руки Божией Матери подобны горящим свечам и, словно дикирий, знаменуют собою две природы воплотившегося Христа 128 . Весь образ Богородицы – молитвенное горение, «огненный столп, наставляяй сущия во тьме». Мы «зрим Святую Деву» как «Светоприемную свещу», «невещественный огнь», как «светило незаходимого света» «многосветлое просвещение» 129 . Так в Церкви во время богослужений возжигаются свечи и лампады, символизирующие молитвенное приношение. На иконе мы видим, что Христос, принимая соборную молитву, благословляет через Богородицу-Церковь Свое творение.

Изображенные на обороте апостол Петр и мученица Наталия – видимо, святые, соименные заказчику этой иконы, так как новгородцы любили помещать на иконах своих небесных патронов. Но эти образы не случайны. Они соответствуют символике иконографии «Знамение». Апостол Петр почитается вместе с Павлом первоверховным.

Он всю жизнь проповедовал Евангелие и собирал в Церковь стадо Христово. Укреплялась Церковь кровью мучеников, и, по апостольскому правилу, частицы мученических мощей полагаются в основание престолов и в антиминсы. Поэтому на иконе написана мученица Наталия.

В XVI и XVII веках новгородская икона поновлялась. Тогда на полях лицевой стороны были написаны новые фигуры святых и замене золотой фон.

Икона прославилась в 1170 году. Рассказ об этом удивительном событии записан в летописях, позже возникли устные легенды, а в середине XIV в. было создано известное в нескольких списках «Слово о знамении святой Богородицы»

Читайте также:
Как сделать кольцо из бисера схема

Сейчас святыня находится в Софийском соборе Новгородского Кремля.

Богоматерь «Великая Панагия» («Оранта» Мирожская)

Впервые эта икона 130 упоминается в псковских летописях под 1192 годом, где говорится о бывших от нее знамениях в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре. Но особую известность она приобрела во время морового поветрия в 1567 году, когда из глаз Пресвятой Богородицы истекли слезы и всем болящим, по молитве их к этой иконе было даровано исцеление. Видимо, в это время с иконы «в меру и подобие» была сделана копия, сохранившаяся поныне. Существует предание, что первообраз увезен в XVI веке Иоанном Грозным. Далее след его теряется.

Богоматерь «Оранта» Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. Псков

Настоящий список представляет собой одну из редких икон, на которой Пресвятая Богородица изображена в рост с вознесенными в молении руками. В символической чаше, образуемой складками мафория, – поясное изображение Богомладенца Христа без круга, как в иконографии «Воплощение». С двух сторон Божией Матери предстоят благоверные супруги Довмонт (†1299) и внучка св.блгв.кн.

Александра Невского Мария Димитриевна (в иночестве Марфа, †1300). Эти образы без нимбов были написаны к древней святыне или при жизни супругов, или вскоре после их упокоения. Вверху справа и слева от Пресвятой Богородицы – поясные изображения архангелов. Насквозь пронизанная золотым сиянием монументальная фигура Божией Матери на каменной высеченной плите величественно неколебимо поднимается от земли до Неба.

В свете Божественной славы, Вся покрытая Ее золотыми лучами, Богородица будто застыла на той мистической грани, которая отделяет Царство Света от бренного тварного мира. Могучий купол мафория, неподвижные, почти архитектурные складки хитона не составляют сомнения в том, что здесь Богородица являет Собою зримый образ Церкви.

Церковь есть Тело Христово. И в Мирожской иконе дается этому наглядное художественное истолкование. Богородица и Христос показаны в совершенном единстве, так, что фигура одного является продолжением другого. Образ этого единения поддерживается также символически, запечатленный знаком литургической чаши. Тайна сия велика, – говорит апостол Павел, – по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5, 32 ).

В Мирожском изводе образ Церкви предстает во всей полноте. Она «Столп и утверждение Истины», молитвенница за мир, соединяющая его с Богом. Она образ вечной Церкви, являющей грядущее, в котором все мироздание сошлось в едином Граде Святом Иерусалиме ( Откр. 21, 18, 22–23 ).

Древняя святыня сейчас находится в псковском Мирожском монастыре.

Богоматерь на Престоле. Икона. Первая половина XVI в. Русь

Образ может быть поясной, в рост и на престоле.

Астерий Амастийский, святитель. Цит. по: Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Составлено И. Дмитриевским. Репринт. М., 1993.

С. 302.

Молитва свт. Василия Великого из Евхаристического Канона.

См. цветную вкладку. – Примеч.ред.

Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. С. 194.

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 11.

Псковская икона XIII-XVI веков. Л., 1990. С. 293.

Источник: Божия Матерь в ее иконах : опыт художественно-богословского анализа / О. В. Губарева. — Москва : Паломник, 2006. — 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.; 17 см.; ISBN 5-88060-042-4

Источник

Почитаемые иконы Божией Матери в алфавитном порядке

Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

Далее приведены описания каждого типа икон с изображениями. Алфавитный порядок икон ниже.

Молящаяся, Оранта

Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

Читайте также:
Когда появилась первая шариковая ручка в ссср

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся.

В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала.

Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские.

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты.

Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей. Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.

Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.

Путеводительница, Одигитрия

«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.

Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.

История

По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.

Чудеса

Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.

От чего помогает, дни празднования

Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.

Празднования иконам, относящимся к категории Путеводительница, Одигитрия следующие: Казанская (4 ноября), Смоленская (10 августа), Иверская (25 февраля), Тихвинская (9 июля), Всех скорбящих радость (6 ноября), Скоропослушница (22 ноября).

Умиление, Елеуса

На иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.

Читайте также:
Что означает символ ключ

История

Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.

К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.

Чудеса

В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.

От чего помогает, дни празднования

Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий.

Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).

Всемилостивая, Панахранта

Всемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.

История

Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.

Чудеса

Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.

От чего помогает, дни празднования

Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.

Например, известны случаи, когда Богоматерь чрез свою икону «Всецарица» посылала исцеление больным злокачественными опухолями, потому данному образу молятся от раковых заболеваний. Домостроительнице молятся об обретении жилища и устроении домашних дел, а Державной Божией Матери молятся об укреплении государства российского, о мире, о предотвращении войны, а в случае нападения врагов — о даровании победы.

День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).

Заступница, Агиосоритисса

Икона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках.

Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.

История

Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.

Чудеса

Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.

От чего помогает, дни празднования

Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.

Читайте также:
Как сделать гавайские бусы своими руками

Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).

Богородичные праздники

Богородичные праздники — это дни памяти о жизни Пресвятой Богоматери и чудесах, свершавшихся после Её успения.

Такие праздники отмечались издревле. Их формирование сложилось по источникам евангелий, которые называют апокрифическими, а в особенности «Протоевангелия» апостола Иакова. Кроме того, установление Богородичных праздников связано с особым почитанием мест земной жизни Богоматери. Так во II веке почиталось христианами место в Назарете, там, где случилось чудо Благовещения.

Потому Благовещение относят к самым ранним праздникам в память Девы Марии. Успение стали праздновать с VI в., Рождество Богоматери с VII в., а Введение в храм с VIII в. Православная русская Церковь к Богородичному празднику также относит и Покров Богоматери.

Особые празднования установлены для богородичных икон. Некоторые дни, отмечаемые в память Богоматери имеют предпразднства, а также попразднства.

В наше временя Богородичными праздниками являются:

Праздник почитания Её родителей, а именно прав. Иоакима (отца) и Анны (матери) (пр. 9 сентября);

Источник

Три типа иконы Богоматери и их происхождение

*

Поделиться

*****

Неупиваемая Чаша. Оранта. Серпухов XIX в.

В православной Церкви почитается более восьмисот икон Пресвятой Богородицы. Впрочем, при всем многообразии изображений Святой Девы их можно отнести к трем основным типам, которые появились в разные времена и в разных регионах.

Первый и наиболее ранний тип изображения Богородицы называется «Оранта». В переводе с греческого — «молящаяся». Классическим его примером является икона Знамение, где Богородица изображена по пояс с поднятыми к небу руками. Впервые молитвенные образы типа Оранта появились в римских катакомбах, погребальных подземных туннелях, в которых древние христиане собирались и молились по причине языческих гонений.

В римских катакомбах можно найти множество различных изображений, среди которых — символический рисунок молящейся души. Оно, это изображение, представляет собой фигуру молящегося человека в длинной белой одежде с воздетыми к небу руками. Жест — поднятые к небу руки — издревле обозначает молитву. Отсюда и название Оранта, то есть молящаяся душа. Со временем катакомбная Оранта трансформировалась в тип иконы Богоматери.

Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г.

Еще одним не менее древним типом иконы Богоматери является «Одигитрия». Что в переводе с греческого означает «Указующая». Наиболее известным примером «Одигитрии» считается Владимирская икона, где Христос изображен сидящим на одной руке Богородицы, а другой Она указует на Своего Сына и как бы говорит, что Христос есть Спаситель мира.

Согласно Преданию Владимирскую икону написал сам апостол Лука, и она потом оказалась на Руси. Можно с точностью сказать, что «Одигитрия» как тип иконы стала очень популярной в Византии, начиная с пятого века, и с тех времен распространилась по всем Православным Церквам.

Донская икона. Феофан Грек 1392 г.

Третий тип иконного изображения Богородицы называется «Элеуса», с греческого — «милующая» или «жалеющая». С одной стороны, «Элеуса» — самый поздний по времени появления тип иконы Богоматери. На иконе данного типа Богоматерь очень ласково и нежно обнимает Своего Сына, как бы предчувствуя, что Ему предстоит умереть на Кресте за всех людей. Наиболее известные примеры Элеусы — «Донская» и «Федоровская» иконы Богородицы.

После всего сказанного остается лишь добавить — всё имеющееся разнообразие икон Богородицы базируется на трех типах Ее изображения: «Оранта», «Одигитрия» и «Элеуса».

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...