Обзор рынка ювелирных изделий в России

Рынок ювелирных изделий в России в первом полугодии 2022 года замедлил рост до 2% на фоне экономического кризиса, снижения покупательской активности и сокращения числа торговых точек. На второе полугодие эксперты прогнозируют снижение объемов продаж ювелирных изделий, отмечая, что рост цен на рынке будет сдерживаться, в том числе за счет низкого курса валюты.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По итогам января—июня 2022 года объем рынка ювелирных изделий увеличился лишь на 2%, составив 152 млрд руб., посчитали в Infoline. Но в отдельности ряд крупных игроков показали чуть более позитивную динамику — их совокупные продажи выросли на 9%, до 64,4 млрд руб. Тенденцию к замедлению развития ювелирного рынка в Infoline связывают с нестабильной ситуацией в экономике, приостановкой работы некоторых зарубежных ювелирных ритейлеров и общим снижением доходов населения.

Обзор трендов и ювелирных изделий

Лидерами по объему продаж среди ювелирных сетей в первом полугодии 2022 года стали Sunlight (20,8 млрд руб., снижение на 4,5% год к году), «585*Золотой» (13,9 млрд руб., рост на 7%), Sokolov (10,5 млрд руб., рост на 182%), МЮЗ (6,2 млрд руб., рост на 2%) и «Адамас» (3,6 млрд руб., рост на 3,8%), «Линия любви» (2,1 млрд руб., рост на 4,6%) и пр. На крупнейшие сети пришлось 42,4% рынка, уточняется в исследовании.

Алексей Феликсов, гендиректор «585*Золотой», в ноябре 2021 года:

«2020 год подтолкнул к e-commerce всех ритейлеров, ювелирные сети — не исключение».

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в 2022 году также усилился тренд на сокращение числа торговых точек ювелирных магазинов из-за оптимизации бизнеса. За первое полугодие их число снизилось почти на 6%, до около 2,9 тыс. объектов, а рост из крупных сетей продемонстрировали только Sokolov, увеличивший их количество на 37 точек до 381 и Sunlight — на 3 объекта до 460. Эту тенденцию подтверждает и гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин, добавляя, что покупатели частично переходят на онлайн-покупки из-за более высоких скидок и широкого ассортимента товара, сконцентрированного в одном месте. Например, по данным Infoline, Wildberries за январь—июнь 2022 года нарастил продажи ювелирных изделий на 48,5%, до 4,9 млрд руб. и занял 3,2% в общей структуре рынка ювелирных изделий России.

Россияне сегодня сокращают число спонтанных трат, отмечает руководитель аналитического центра Sokolov Алина Колпакова. Спрос на ювелирную продукцию с начала года снизился примерно на 15%, добавляет она. По данным Sokolov, в сентябре по сравнению с августом выросли продажи украшений из золота, в том числе обручальных колец, и наоборот, снизились — украшений с полудрагоценными или синтетическими вставками из серебра. Средний чек на золотые украшения за год снизился на 10%, до 15,6 тыс. руб., в серебре — вырос на 13%, до 1,7 тыс. руб., уточняют в компании.

Турция: РЕАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ на султанит, золото и серебро в Аланье. Ювелирные украшения в Plaza Diamond

По итогам второго полугодия продажи ювелирных изделий и объем рынка могут начать сокращаться.

В Infoline прогнозируют падение продаж по итогам июля—декабря на 21,5% год к году, до 142 млрд руб. В Sokolov оценивают падение ювелирного рынка в денежном выражении к концу года примерно на 8%.

Как спрос на ювелирную продукцию начал сокращаться

Падение продаж началось с середины сентября, говорит гендиректор Sunlight Дмитрий Лазарев. Сеть зафиксировала снижение на 10–15%. Но, по словам господина Лазарева, в последние три-четыре дня продажи восстановились.

Читайте также:
Царские пробы серебра какие бывают

Михаил Бурмистров рассчитывает, что в 2023 году ювелирный рынок начнет восстанавливаться. Покупку ювелирных изделий россияне могут рассматривать в качестве инструмента сохранения сбережений от инфляции, так как вложение денежных средств в традиционные для населения валюты — доллары и евро — остается практически недоступным, говорит эксперт.

В то же время Эдуард Уткин отмечает, что негативное влияние на ювелирный рынок может оказать введение с 2023 года обязательного нанесения специальных QR-кодов как на бирки, так и на сами ювелирные изделия.

По словам эксперта, в стране не хватает считывателей для QR-кодов, а имеющиеся в стране аппараты зачастую являются дорогостоящими.

Алина Колпакова ожидает оживления спроса на ювелирные изделия с началом предновогоднего сезона в декабре, при этом цены в ближайшее время скорее всего не изменятся. Эдуард Уткин добавляет, что стоимость ювелирной продукции сегодня сдерживается и за счет низкого курса валюты.

  • Газета «Коммерсантъ» №184 от 05.10.2022, стр. 10

Источник: www.kommersant.ru

Как развивался российский рынок ювелирных изделий в последние годы?

Как развивался российский рынок ювелирных изделий в последние годы?

За последние годы российский ювелиры сохраняли уверенные позиции на внутреннем рынке ювелирных изделий из золота с объемами собственного производства в натуральном выражении (в тоннах) на уровне не ниже 96% рынка.

Корректная оценка по официальной статистике Федеральной пробирной палаты реальной динамики производства ювелирных изделий из серебра невозможна, т.к. для российских производителей изделий из серебра их клеймение не является обязательным. Но по сравнению с «допандемийными» 2017 – 2019 годами, объемы импортированных изделий из серебра остались примерно прежними, что с учетом роста общей доли рынка изделий из серебра может свидетельствовать о фактическом росте, или, как минимум, о сохранении объемов производства российскими производителями.

В денежном выражении (данные Росстата) также наблюдался некоторый рост, с проседанием в 2020 году. В 2019 году в мире началась пандемия, цена на золото (и другие ДМ) к 2020 году выросла, перейдя на новую планку. Таким образом, рост производства ювелирных изделий в рублевом выражении в 2021 – 2022 годах обусловлен, прежде всего, именно ростом стоимости драгоценных металлов в изделиях и ростом затрат на производство, вызванных инфляционными процессами, сказавшимися на себестоимости ювелирных изделий. Этим же объясняется меньшее, чем в натуральном выражении, проседание рынка в 2020 году.

На приведенном графике сравнения динамик производства и продаж на протяжении 8 лет прослеживается тенденция к плавному сокращению объемов производства ювелирных изделий в рублевом выражении при слабом изменении цен на золото в период до 2020 года, и несколько скорректировавшаяся в 2020 – 2022 годах на фоне начавшегося рост стоимости драгоценных металлов.

При этом розничные продажи за тот же период, напротив, показали плавный рост рынка в рублевом выражении, что обуславливается инфляционными процессами (а в 2020 – 2022 годах – еще и ростом стоимости драгоценных металлов).

Экспорт и импорт

Динамика экспорта и импорта ювелирных изделий также обусловлена факторами провала рынка в «пандемийном» 2020 году и ростом стоимости драгоценных металлов в 2021 – 2022 годах, показывая высокий уровень корреляции объема внешнеторговых операций с ювелирными изделиями и стоимостью драгоценных металлов.

Безусловно, доля экспорта ювелирных изделий от общего объема их производства стабильно очень мала. Так, в 2017 году при среднем курсе 58,29 рублей за доллар, объеме внутреннего производства в 82,95 млрд. рублей ($1,423 млрд.) в оптовых ценах, экспорт составил всего $84,66 млн., или 5,9%. Причем наибольшую долю экспорта составили поставки в страны бывшего СССР.

Трудовые ресурсы отрасли

Динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на ювелирном рынке показывает устойчивый тренд на их сокращение, причем как в производстве, так и в оптовой и розничной торговле. В розничной торговле сокращение числа субъектов МСП составило за 5 лет 37%, в оптовой – на 54% и в производстве – на 40%.

Читайте также:
Как красиво украсить торт бананом

Однако за один месяц работы МСП в условиях запрета применения УСН и ПСН, число субъектов МСП в отрасли снизилось сразу на 8,4% при общем снижении за 5 лет на 42%, что свидетельствует о тенденции на резкое ускорение спада числа отраслевых субъектов МСП. На фоне полного восстановления после пандемии числа субъектов МСП по всем сферам экономики, спад общего числа субъектов МСП в ювелирной сфере на 42% за 5 лет наглядно демонстрирует стабильное и все более усиливающееся падение привлекательности работы МСП в данном секторе экономики, что характеризует условия работы в данном секторе экономики как крайне неблагоприятные.

С учетом положительной динамики объемов продаж ЮИ в рублевом выражении, можно утверждать, что выпадающие вакансии объемов ювелирного рынка занимают производственные и торговые предприятия среднего и крупного форматов. Т.е. идет процесс стремительного укрупнения ювелирного бизнеса как в производственной, так и торговом секторах.

Оценка динамики общего числа работников субъектов МСП ювелирного сектора за 5 лет дает еще более плохой показатель – до 58%. Это связано с тем, что и в сохранившихся субъектах МСП во многих случаях пришлось пойти на сокращение числа сотрудников, т.к. рост фонда оплаты труда, составивший по отрасли за 5 лет от 28 до 60% уже не позволял работать с прежним объемом персонала из-за недостаточной рентабельности ведения бизнеса.

Рентабельность ведения бизнеса

Рентабельность производства товаров в России зависит от многих факторов, но во многом ограничивается постепенным ростом издержек, включающих как рост заработных плат, так и рост административной нагрузки со стороны государственных органов. Кроме того, реальная покупательская способность населения последние три года падает, сдерживая возможность роста отпускных цен для торговли на большинство товаров, особенно не первой необходимости.

Для наглядности сравним официальные данные Росстата по рентабельности ведения бизнеса в шести производственных сферах: ювелирной, производства одежды, компьютеров, парфюмерно-косметических товаров, игрушек и производстве лекарственных средств.

Наименьшую среднюю рентабельность ювелирного бизнеса в 2021 году демонстрировало производство ювелирных изделий – всего 2,71% против 10,62% в производстве одежды, 11,87% в производстве компьютеров, 20,78% в производстве парфюмерно-косметических товаров, 27,3% в производстве игрушек и 45,16% в производстве лекарственных средств.

Рентабельность производства ювелирных изделий немного подросла в 2020 году, но затем в 2012 году сильно просела (по-видимому, вследствие как новых затрат на обслуживание ГИИС ДМДК, так и избытка товарных запасов у торговли, образовавшегося в период пандемии).

Немного лучше чувствовала себя оптовая торговля ювелирными изделиями со средней рентабельностью в 3,8%, приближаясь к рентабельности оптовой торговли компьютерами (4,31%) и лекарственными препаратами (4,34%), но существенно уступая рентабельности оптовой торговли игрушками (8,13%), одеждой (11,32%) и парфюмерно-косметическими товарами (12,18%).

Динамика рентабельности оптовой торговли как промежуточной посреднической среды между производством и розничной торговлей в зависимости от комплекса внешних обстоятельств может играть компенсационную роль поддерживая более стабильным уровень закупочных цен для торговли розничной. Например, в 2018 — 2019 годах наблюдался резкий рост рентабельности оптовой торговли игрушками (вероятно, за счет поступлений дешевых игрушек по импорту), но при этом в тот же период было проседание рентабельности производства игрушек.

Т.к. в ювелирной сфере товарный поток формируется в России преимущественно за счет собственного производства, то рентабельность оптовой торговли находится не в противофазе с рентабельностью отечественного производства, а, напротив, тенденции изменений совпадают. Так, после успешного для оптовой ювелирной торговли 2020 года, после введения в эксплуатацию ГИИС ДМДК резко возросли издержки, как у производственных, так и у оптовых ювелирных компаний, что и привело к лавинообразному (кратному) спаду рентабельности в 2021 году.

И только розничная ювелирная торговля демонстрировала в 2021 году средний по отраслям результат на хорошем уровне средней рентабельности в 14,65% против отрицательной рентабельности розничной торговли лекарственными препаратами (-0,14%), небольшой рентабельности розничной торговли парфюмерно-косметическими товарами в 2,36%, розничной торговли игрушками (6,88%), уступая лишь средней рентабельности розничной торговли компьютерами (39,74%) и одеждой (40,94%).

Читайте также:
Продавец ювелирных изделий как

Как было отмечено, оптовая торговля как посредник между производством и розничной торговлей может играть компенсационную роль в поддержании стабильности уровня цен для розничного покупателя. Так, с 2017 по 2018 годы рентабельность оптовой торговли в ювелирной сфере падала, но рентабельность розничной торговли в этот же период росла. В то же время, рост издержек розничной ювелирной торговли в 2021 году (введение ГИИС ДМДК) на фоне снижения покупательской способности населения не мог не сказаться на рентабельности.

Изменения в отраслевой нормативной правовой базе за последние пять лет

Произведенный в 2017 году двукратный рост размера государственной пошлины за осуществление государственного опробования и клеймения ювелирных изделий носил чисто фискальный характер с целью компенсации затрат Пробирной палаты на выполнение работ (т.е. контроля за рынком со стороны государства) за счет самих участников рынка.

Новеллы 2018 года в части внесения поправок в 115-ФЗ и Постановление Правительства №1052 были призваны ввести тотальный контроль де-факто за гражданами, принимающими участие в рынке ДМДК как в роли продавцов, так и в роли покупателей ДМДК – от владельцев бизнеса в данной сфере до клиентов компаний – юридических лиц и покупателей – физических лиц.

В 2019 году произошло знаменательное событие – в экономике был запущен механизм «Регуляторной гильотины», в рамках которого была создана Рабочая группа «Драгоценные металлы и камни». К сожалению, в феврале 2023 года произошла замена Сопредседателя Рабочей группы с представителя ювелирной сферы на представителя экспортно-ориентированной алмазодобывающей компании, что неизбежно существенно снизит эффективность деятельности Рабочей группы в интересах ювелирного сообщества.

В 2019 году начался процесс урезания прав МСП, действующих в ювелирной сфере – была принята мера, дискриминирующая отдельно взятый сектор МСП, работающий в сфере ДМДК – прекращен срок действия «Надзорных каникул» в части пробирного надзора.

Введение в 2019 году лицензирования деятельности по обработке (переработке) ломов и отходов драгоценных металлов и их скупки у физических лиц, хотя и накладывает на участников этого рынка лицензионные требования, но все же это лучше чисто административного порядка утверждения перечня предприятий, которым разрешено этим заниматься.

В 2019 году был окончательно закреплен вектор отношения государства к сфере ДМДК – не поддержка и развитие, а контроль и надзор – была образована Федеральная служба сферы ДМДК – Федеральная пробирная палата. Тем самым государство проявило недоверие к применению рыночных отношений в сфере ДМДК.

Однако за последние три года нормативное правовое регулирование сферы ДМДК дало и важные послабления рынку:

— легализована Интернет-торговля ювелирными изделиями,

— ювелирные изделия из серебра любого веса получили право на добровольный режим клеймения,

— появилось право для Интернет-торговли и право для участников международных ювелирных выставок реализовывать изделия за валюту без заключения контрактов.

Но начала функционировать ГИИС ДМДК, создавшая множество материальных и иных проблем всем участникам рынка ДМДК, резко снизившая привлекательность ведения в России ювелирного бизнеса. Еще большие опасения и ожидания новых затрат вызывает у участников рынка ожидаемое в 2024 году введение обязательной маркировки ювелирных изделий непосредственно по поверхности металла.

Запуск продаж физическим лицам слитков аффинированных драгоценных металлов без НДС оказался реализован по самому неблагоприятному сценарию для юридических лиц и ИП, занимающихся ювелирной продукцией – для них НДС на драгоценные металлы был сохранен.

В 2021 – 2022 годах продолжился процесс дискриминации в правах субъектов МСП, особенно — действующих в сфере ДМДК, начатый еще в 2019 году с лишения субъектов МСП прав на «Надзорные каникулы» в части пробирного надзора.

В 2021 году субъектов МСП по всем отраслям экономики лишили права на применение ЕНВД, а ломбарды, дополнительно, получили запрет на применение упрощенной системы налогообложения (УСН). А еще через год субъектов МСП, действующих в сфере производства и торговли ювелирными изделиями, и вовсе лишили прав на применение упрощенного порядка налогообложения.

Читайте также:
Сыворотка концентрат черный жемчуг отзывы

В добавок ко всему, за последние пять лет ужесточения государственного регулирования в сфере ДМДК, произошло и ужесточение наказаний за административные нарушения и преступления в данной сфере. Причем ужесточение коснулось добычи и оборота не только драгоценных металлов и камней, но и полудрагоценных камней, в принципе не являющихся объектами юрисдикции закона 41-ФЗ.

Хотя особое внимание было уделено нормам КоАП и особенно УК РФ в части ужесточения наказания за правонарушения и преступления, связанные с добычей драгоценных и полудрагоценных камней, не связанных напрямую с ювелирной сферой, ряд норм кодексов касается и ювелиров. Так, особое значение для ювелирных производств и ювелирной торговли имеют Статьи 15.46. и 15.47. КоАП, связанные с нарушением обязательных требований при обращении ДМДК, к учету и хранению, предоставлению отчетности.

Увеличение рисков, связанных с ошибочным преследованием за правонарушения и преступления в сфере ДМДК, к сожалению, резко снизили инвестиционную привлекательность данной сферы.

Владимир Збойков для Roughhttps://uvelir.info/digest/kak-razvivalsya-rossijskij-ryinok-yuvelirnyih-izdelij-v-poslednie-godyi/» target=»_blank»]uvelir.info[/mask_link]

Обзор российского ювелирного рынка и его тенденций от Havas Media

Агентство Havas Media подготовило подробный обзор ювелирных тенденций на рынке люкс

Российский рынок ювелирных изделий сильно упал в результате кризиса, но сегмент люкс остается наиболее устойчивым к кризисным тенденциям.

Падение рынка ювелирных изделий – общемировой тренд

В России он был усилен внутренним экономическим кризисом, спровоцировавшим снижение покупательской способности и рост цен на ювелирные изделия. По оценке генерального директора Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, продажи ювелирных компаний в 2015 году в штучном выражении сократились на 20–25%, при этом импорт ювелирных изделий за первую половину 2015 года сократился почти в два раза.

Thomson Reuters, GFMS Gold Survey 2016 and outlook 2017

Одним из позитивных факторов является укрепление рубля. Цены на ювелирные изделия в значительной степени зависят от курса валют.

Данные ЦБР

Люкс устойчивее в кризис, чем средний сегмент и масс-маркет. В большей степени кризис затрагивает именно средний сегмент: потребители переключаются на более дешевые аналоги.

«У целевой аудитории, способной приобретать украшения дороже 200 000 рублей, мы не наблюдаем снижения покупательской способности», – говорят в пресс-службе компании «Адамас».

Скорее всего, к ювелирному рынку можно применить тенденции, которые наблюдаются на рынке одежды:

Fashion Consulting Group

Причины устойчивости сегмента люкс

Среди причин устойчивости данного сегмента на рынке можно отметить следующие особенности кризисного потребления:

  • На аксессуарах экономят меньше, чем на одежде и других предметах роскоши (недвижимость, машины и т.д.).
  • Возросла популярность инвестиций в украшения.
  • Покупают меньше, но покупка должна быть очень качественной.
  • Отказ от зарубежного шопинга.
  • Возникновение «отложенного спроса».
  • «Китаизация» спроса, которой успешно воспользовались продавцы предметов роскоши, особенно Mercury.

Веру участников в рынок подтверждает открытие новых магазинов (открытие бутика Rolex (весна 2016), двух бутиков ювелирного Дома Harry Winston, флагманского бутика Rodery в октябре 2016, планируемый выход на российский рынок ювелирного дома Mauboussin и другие). В начале года ЦУМ усилил ювелирный сегмент тремя новыми марками: Anissa Kermiche, Marc Alary, Pamela Love.

Тренды:

Современный люкс – это не только продукт, но и полноценный опыт, который должен органично встроиться в жизнь покупателя и сделать ее лучше. Для компаний класса люкс атмосфера, уникальность изделия и эксклюзивность сервиса выходят на первый план.

Эксклюзивность сервиса

  • Комплексные услуги

Wedding by Mercury: Компания Mercury, крупнейший российский оператор на рынке товаров класса «люкс», объявляет об открытии свадебного пространства Wedding by Mercury, включающего в себя полный спектр услуг, связанных с подготовкой и проведением свадьбы.

  • Использование данных
Читайте также:
Где происходит образование жемчуга у двустворчатых моллюсков

ЦУМ: Структура «Яндекса» Yandex Data Factory (YDF) разработала для онлайн-магазина ЦУМа систему персональных рекомендаций товаров для покупателей, сообщил «Ведомостям» представитель «Яндекса» и подтвердил представитель ЦУМа.

Уникальность изделия

Bvlgari: Часовую коллекцию Serpenti дизайнеры Bvlgari пополнили новыми «змейками». Цвет ремешка, материал, цвет корпуса и циферблат можно выбрать самостоятельно, а также есть возможность нанесения бриллиантов и особой гравировки на задней крышке.

Jaquet Droz: Одна из услуг, которую Jaquet Droz предоставляет своим клиентам, – возможность персонализировать любые выбранные часы с помощью художников дома. С мастером обговариваются детали проекта, в том числе декоративные техники, цвета, рисунок, и создается эскиз. После утверждения проекта над часами в течение двух-шести месяцев работает художник, выполняя все пожелания. Каждые такие часы становятся единственными в мире, проекты никогда не повторяются.

  • «Умные украшения»

Ringly: Браслеты и кольца Ringly способны синхронизироваться со смартфоном, для этого достаточно скачать специальное приложение. Легкая вибрация или мигание «маячка» сообщит о новом письме или предстоящей встрече, а также напомнит о поставленных целях и достигнутых результатах.

Gucci Smart Watch: Часы способны совершать и принимать звонки и сообщения; музыка, карты и календарь в них тоже есть; электронный «ассистент», вызываемый голосовым управлением, также в наличии.

Люкс спешит за миллениалами

Марки люкс решаются на смелые эксперименты, чтобы идти в ногу со временем. На пятки им наступают новые марки демократичных ювелирных изделий. Для создания динамичного образа они привлекают совсем юных кумиров нового поколения и неоднозначных суперзвезд; создают продукты – каффы (в том числе для губ), чокеры и трансформеры, сближающие ювелирные изделия со стилем casual, и проводят кампании в соцсетях.

Новые продукты и формы

Chanel: Этой осенью Chanel поделились с женской половиной человечества своей новой инновационной моделью J12-XS. Отныне часы – это больше не монолитный аксессуар, теперь он предоставляет массу невероятных возможностей для трансформаций.

Chanel: В новом сезоне можно купить себе серьги, которые можно носить как в мочке, так и на хрящике. Более того, в коллекции появился первый в истории Chanel ювелирный кафф — сразу в белом и желтом золоте с бриллиантами.

Cartier: Браслеты Écrou в виде болта с золотыми шайбами и чокер-гвоздь.

Новые иконы

Tiffany привлекает известную певицу Леди Гага для продвижения коллекции Hardware (марка начала сотрудничать со звездами только в 2016 году), Рианна создает коллекцию повседневных украшений с Chopard, Кира Найтли представляет коллекцию Coco Crush.

Демократизация люкса – эксклюзивные изделия с элементами стиля casual

Dior: За вдохновением для создания очередной серии ювелирных часов с суперсложными циферблатами художники Dior Horlogerie ходили в архивы марки, предварительно вооружившись калейдоскопами. С помощью этого нехитрого инструмента (по сути — игрушки!) они смотрели на разноцветную вышивку и придумывали узоры для новой коллекции часов Dior Grand Soir, существующих в единственном экземпляре. И да, это браслет из денима: контрастно и иронично.

Cartier: Активная работа Cartier над линией аксессуаров из кожи подарила не одному экземпляру культовых и строгих часов марки новую жизнь. Мода на прямоугольные корпусы заставила многих вспомнить о Tank и Ronde, вечной классике Дома: теперь — благодаря пополнению палитры фирменной кожи Cartier — можно переместить лаконичный циферблат с римскими цифрами (один из самых узнаваемых в мире) на ремешок из кожи или специальным образом обработанной канвы.

Социальные сети

Omega: Швейцарский часовой дом Omega создал проект, объединяющий поклонников хронографов Speedmaster под хештегом #SpeedmasterFans. Так, на сайте бренда появился раздел-галерея с портретами поклонников Speedmaster из разных стран мира. Это известные актеры, журналисты, деятели искусств, а также шеф-повара, спортсмены и музыканты, а также друзья марки в России: Виктория Исакова, Ксения Собчак, Ольга Свиблова и другие.

Источник: www.sostav.ru

Рейтинг
Загрузка ...