«Огонек» — одна из самых известных и немаловажных традиций лагерей. Можно условно поделить «огоньки» на два типа: ежедневный «огонек»-анализ дня, который проводится в течение 30-40 минут, и тематический «огонек», который проводится 2-4 раза за смену и по сути представляет собой одну из форм внутриотрядного мероприятия.
Традиционная форма «огонька» заключается в том, что весь отряд собирается вечером вокруг костра или свечи, ведущий выбирает талисман и передает его по кругу. Тот, у кого в данный момент находится талисман, говорит о прошедшем дне или на заданную тему. В конце «огонька» проводится ритуал и все вместе задувают свечку. «Огонек» — это тесный круг друзей.
Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
1. «ОГОНЕК» — АНАЛИЗ ДНЯ
Основные цели ежедневного вечернего «огонька» — это не только анализ прошедшего дня, но и коррекция взаимоотношений в отряде, регулирование эмоционального настроя участников.
последний день в лагере прощальный костёр, огонёк и концерт вожатых
Для вечернего «огонька» существуют правила:
1. Отряд должен быть заранее настроен и готов к «огоньку».
2. Все: и дети, и вожатые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3. Дети и вожатые должны выполнять законы:
• Когда говорит один — все молчат.
• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
• Закон свободного микрофона.
• Все сказанное при свече не должно «выноситься» за его пределы.
• Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
• Через центр круга переходить нельзя.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.
Вопросы необходимо задавать такие, чтобы можно было проанализировать состояние отряда на текущий день и понять, как его скорректировать.
Вот примерные вопросы:
• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
• Что было не очень хорошо и даже плохо?
• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька», и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» ритуалом.
Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:
Пять пальцев
Описание: Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее:
1. Мизинец (М) — «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
«Тайна вечернего огонька» — Мария Слепова
3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Нить рассказа
Инвентарь: Моток ниток.
Описание: Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, высказываете свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните: если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
Шляпа
Инвентарь: Вопросы на бумажках, шляпа.
Описание: Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
Ниточки
Инвентарь: Разноцветные нитки.
Описание: Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины — 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Дерево
Описание: В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или два были самыми-самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла помириться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.
Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют или настроение ребенка, или его оценку дня.
Если времени не хватает, можно ограничиться словом вожатого. Это хороший способ похвалить отличившихся, представить события дня в нужном свете, успокоить, вдохновить.
Источник: kladraz.ru
Огонёк знакомства. Легенда об огоньке
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 206.84 Kb.
Вожатый: Здравствуйте, ребята! Вот и наступил первый вечер нашего знакомства. Целый день мы знакомились с лагерем, друг с другом, учились делать одно общее дело. В общем, активно привыкали друг к другу. В этом нам помогали традиции, о которых мы вам рассказывали, главная из которых — уважение к человеку, к его личности и неповторимому опыту.
Но перед тем как начать наш с вами огонек, я хочу рассказать вам легенду.
Легенда об огоньке
Очень давно на свете жил один мудрый человек, который посвятил себя и свою жизнь работе с детьми, он старался отдавать им самое доброе, самое ценное и сокровенное, приобретенное им за долгие годы его работы. Он отдавал частицу себя, огонек своей души, а взамен получал намного больше. И это большее ему отдавали дети, которых он учил.
Ребята ему доверяли, обращаясь за советом в трудную минуту. Они его глубоко уважали и делились самым сокровенным. Но что-то произошло в их отряде, отношения стали напряженными и не доверительными. За прожитый день происходило очень много ссор и конфликтов. Все отстаивали лишь свою точку зрения, не слушая и не уважая других, даже не пытаясь найти компромисса.
Его это очень пугало. Однажды он заметил, что его отряд каждый вечер куда-то уходит, возвращаясь добрыми, с уважением относящееся к друг другу, готовые понимать и помогать. Комиссар рад был этим изменения, и решил узнать, куда его отряд уходит каждый вечер?
И вот один из вечеров настал. Комиссар пошел за ребятами и увидел, что они собираются на прекрасной полянке в глубине леса вокруг костра. Это был тот огонек, который объединял их и помогал своим теплом. Ребята сидели в едином круге, соприкасаясь плечом к друг другу, каждый ощущал поддержку, ощущал тепло человека, сидящего рядом.
Здесь они разговаривали, общались, решали все проблемы, возникшие в течение этого дня, находили плюсы и минусы, прошедших дел, пели песни. И такая атмосфера помогала им в общении.
Комиссар долго думал о том, что увидел и решил, а почему бы не создать такой огонек ему самому, чтобы и он находился рядом с ними.
Ведущий: Ребята, я хочу вас познакомить с талисманом нашего огонька знакомств. Это часы, символизирующие время. Ведь время – бесценно. И нужно дорожить каждой минутой, проведенной как в лагере, так и в армии. Давайте дадим ему имя. Эта игрушка поможет нам с вами познакомиться и узнать друг о друге много интересного.
Но у него есть свое правило: рассказывать о себе может только тот, у кого в руках он будет находиться.
Все в мире подчиняется определенным правилам, законам: мероприятие, урок, занятие. Огонек также имеет ряд правил. Давайте с ними ознакомимся:
1)Как я уже сказала, только может говорить тот, у кого талисман нашего отряда. Правило Одного Микрофона.
2)Если вы хотите поддержать говорящего или сказать спасибо за высказывание. есть правило немых аплодисментов (трем ладони)
3)Наш круг волшебный, выходить из него, переступать через него Нельзя.
4)Вытягивать ноги в центр круга тоже Нельзя.
5)Все. что сказано на огоньке, не выходит за его пределы.
Вожатый: Ведущий произносит утверждение (например, «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и, если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны – вниз. Характер утверждений становится более серьезным (прим. – «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы. Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами.
Вожатый: Теперь мы немного узнали друг о друге.
Вожатый: Сейчас бы я вас хотела познакомить с чудесной традицией нашего лагеря «Орлятский круг».
Ребята, вставайте в круг. Ладонь которую ты кладешь на плечо человека справа означает, что у тебя есть друг на которого можно опереться Ладонь которой ты обнимаешь человека слева за пояс означает что ты готов поддержать друга. Такой Орлятский круг символизирует дружбу.
Сейчас мы в нашем дружном кругу споем вечернюю орлятскую песню.
Разговоры еле слышны,
А над лагерем сумерек тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит еще один день.
Только скажем правду в глаза,
Не тая на душе обид.
Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,
Станет крепче дружбы гранит.
Греет нас единства тепло,
Все теснее орлятский круг.
Помни: каждый — твой верный друг.
Разговоры еле слышны,
А над лагерем сумерек тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит еще один день.
День отшумел и ночью объятой,
Лагерь зовет ко сну:
«Доброй Вам ночи, ребята-орлята!
Доброй Вам ночи, девчата-орлята!
Доброй Вам ночи, вожатые наши!
Завтра нам снова в путь!
Источник: topuch.com
Что такое огонек в летнем лагере, тематика огоньков
«Огонек» — это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.
На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, всегда поют самые любимые песни. Это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих друзей
«Огонек» — это ритуал, своеобразный атрибут лагерной жизни, отражающий ее законы и традиции. Исполнение ритуала может быть организовано различными способами. Например, момент передачи слова во время разговора может быть традиционно обозначен передачей какого-либо предмета — отрядного символа и т.д.
Традиционно может исполняться отрядная песня или речевка — пожелание, символизирующие, например, окончание «огонька». Ритуал — основа «огонька», но не его цель. Смысл проведения «огонька» теряется, если ограничиться исполнением ритуала.
Педагогическая задача «огонька» — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.
Именно «огоньком» завершается первый день лагерной смены.
«Огонек» — это место первого знакомства вожатых с детьми и ребят между собой. Следовательно, в первую очередь необходимо создать атмосферу, настроение для общения такого уровня. Это — задача вожатого.
В своем вступительном слове вожатый рассказывает о том, что значит «огонек» для лагерной жизни, отдельного отряда и для каждого из ребят, знакомит с основными функциями и задачами «огонька». Далее разговор можно повести по-разному. Это зависит от той атмосферы, которая сложилась на данный момент в детском коллективе.
Виды отрядных огоньков:
- Знакомства
- Конфликтный
- Анализа
- Тематический
- Адаптации (финальные)
Огоньки знакомства
«Интервью»
Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по команде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, который, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого.
Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас — корреспондент, задача которого — взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновременно обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется конкурс на самый лучший рассказ по результатам проведенного интервью.
«Сказочные ассоциации»
«Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, действующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персонажи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциируется тот или иной человек.
Ребятам говориться о том, что в этом случае необязательно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатлением, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая — третью и т.д., последняя — первую.
Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п.
По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персонажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления.
«Гадание»
Проведение этой формы огонька может быть рекомендовано для детей разного возраста. Главное — создать таинственную атмосферу, способствующую определенному настрою ребят. Идея проведения такого огонька может, например, быть такова. Предварительно ребятам сообщается о том, что вече- ром, перед отбоем, к ним в отряд из самой чащи леса (или из морской пучины) придет гадалка, которая обещает каждому подробный рассказ о его судьбе в течение предстоящей лагерной смены.
Вечером, ребята садятся в круг — вожатый зажигает свечу и начинает раз- говор о чудесах магии. Неожиданно, в самый «неподходящий» момент раздается стук в окно… Появляется гадалка, которая в точности определяет прошлое каждого и предсказывает будущее — анонс интересных и захватывающих событий смены.
Предлагаем один из вариантов проведения подобного «огонька».
Вечером, после создания соответствующей обстановки, вожатый предлагает ребятам ответить на следующие вопросы.
— Есть ли у человека судьба?
— Что определяет его жизнь?
— Верите ли вы в приметы, предсказания астрологов, гадания и т.д.? Далее ребята рассказывают об интересных случаях из их жизни. В условленное время раздается стук в окно, появляется загадочная женщина, лицо которой трудно различить за волосами.
— Стук в окно… Кто там?
— Судьба стучится к нам. Ее отвергнуть иль принять — вот ваша воля. Дети делают выбор. Гадалка.
— Я, расскажу сначала о себе. На свете нет времен, которых я не помню. Мой тайный след теряется в веках. Я к людям прихожу в обличьях разных и приношу с собой и радость, и печаль.
— В Египте древнем, на камне жертвенном, вспоров ножом священным белую овечку, я прорекала жизнь и смерть.
— В далекой Греции, в священном храме в подвижном пламени огня вставала предо мной вся линия судьбы несчастной Трои.
— В струящейся воде реки индийской Ганга нити узрела я при помощи которых Боги двигали людьми.
— Гадающей цыганкой Эсмиральдой я открывала связь сердец надменных европейцев.
— И вот сейчас я перед вами и предскажу лишь то, чему случиться суждено в ближайшую неделю.
— Здесь, среди вас, дорогие, находится тот человек, для которого важны события жизни вашей веселой летней страны со странным названием (название лагеря). Это я нутром чую! Давайте его поищем… Он должен быть в меру толстым, в меру высоким, на голове не менее трех волосинок, глаз вострый, вороной (голубой и т.д.) и идут от него особые биотоки, которых не чуять нельзя. Вот он.
— Теперь мной внутренний голос просит обратить внимание и на эту сторону, откуда нахлестывает на меня волна романтических биотоков. Последний раз я испытывала такое воздействие, когда гадала Дону Жуану. И вижу я, что с этим человеком будут связаны большие страдания от любовных недугов. И не одна девица высохнет по нему и пожелтеет, как осенний лист, так, что не по- может ей косметика.
— А завтра, по утру, предстоит вам всем дело важное, и по ходу его в человеке, который посмотрит в глаза вам дольше одной минуты, найдете вы друга верного, с которым свяжет вас сама Судьба.
— И если же вы друг другу в глаза смотреть с утра до вечера будете, да кроме себя и других видеть не устанете, ждет вас судьба счастливая, лето радостное да веселое.
Секрет успеха гадалки состоит в ее тщательной подготовке к проведению
«огонька»: изучение биографии и особенностей характерных проявлений ребят. Для надежности проведения мероприятия роль гадалки предлагается человеку малознакомому ребятам и, по возможности, не встречающемуся им в процессе лагерной жизни.
Огоньки — откровения (конфликтные)
«Письмо другу»
Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
«Я не понимаю»
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему. ».
Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.
«Электрический стул» (Ситуативный)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с крат- кой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
«Круг молчания»
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Огоньки анализа
«Свечка»
а) 1 этап. Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
б) 2 этап. Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
с) 3 этап. Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый же- лающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
«Цепочка»
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.
Огоньки адаптации (финальные)
«Живой уголек»
Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.
— «Живой уголек». Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
«Расскажи мне о себе»
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3-х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
«Я как в зеркала смотрюсь в людей…»
Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге. Этот огонек можно проводить при высоком уровне развития коллектива.
Источник: prazdnikna.ru