Огранка роза сколько граней

XVI век стал временем расцвета новой удивительной формы с нежным, запоминающимся названием – «роза».

Огранки бриллиантов часто отталкиваются от формы природного сырья, в этом отношении «роза» не стала исключением. Ранние «розы» создавались из алмазов, которые с легкостью позволяли сделать плоский низ и куполообразное навершие. Не последнюю роль в воплощении новой формы сыграла недавно возникшая техника раскалывания драгоценного материала. Различное число треугольных граней добавляли камню сияние и блеск.

В своей книге 2007 года «Георгианские ювелирные украшения», Dawesпишет: «Ранние огранки бриллиантов очаровывают своей таинственностью, ореолом тайны, что иногда оказывается более притягательным, чем совершенство формы и яркий блеск камня».

Кольцо, созданное в 1820-х годах, центральный камень – бриллиант в огранке «роза»

Существует предположение, что на западных огранщиков повлияли индийские камни в огранке Mogul cut (некоторые бриллианты империи Великих Моголов). Гипотеза возникла из-за сходства, которое демонстрируют бриллианты «граф Орлов», «Великий Могол» и некоторые другие с европейскими «розами». Как и классическая «роза», огранка Mogulне имеет павильона и площадки, а ее корона также состоит из треугольных граней, поднимающихся к верхней точке. При этом в огранке Mogul обычно присутствует от 6 до 8 уровней симметричных слоев фасет.

Загадка допотопных бриллиантов . Как их делали ?

Бриллиант «граф Орлов», украшающий скипетр Екатерины II

В качестве примера современного видения стиля «Mogul cut» можно привести огранку карбонадо в кольце Spirit of de Grisogono.

Индия как источник алмазов начала сдавать свои позиции, а цены на сырье значительно повысились, поэтому когда в 1725 году золотоискатели Бразилии обнаружили алмазоносный гравий, это стало весьма своевременным открытием. Удивительно, но увеличение предложения этих драгоценных камней на рынке только подстегнуло спрос на них.

Брошь с бриллиантами в огранке «роза» и другими драгоценными камнями, украшенная монограммой (tughra) султана Abdülhamid, Османская империя, 1900-ые годы

Ничто не блещет в свете свечей лучше, чем камни в огранке «роза». Рост популярности вечерних бриллиантовых украшений стал следствием успехов в производстве свечей. Вначале свечи были редки и дороги (да и налог на них был немалый), но в Георгианскую эпоху новые открытия в изготовлении фитилей все изменило: свечи стали гореть чище и дольше. Таким образом, свечи оказались более доступны обществу, да и благосостояние самого общества повысилось. Сопоставимым по значимости событием для носящей бриллианты публики стало разве что изобретение электричества.

Верхнюю часть ранних и простых «роз» венчает не более 3-6 граней. Часто это сильно уплощенные бриллианты, хотя порой встречаются экземпляры более высокой куполообразной формы.

Мастерство огранщиков росло, создавались новые техники, сложные грани выстраивались в упорядоченные группы, чтобы улучшить внешний вид камней настолько, насколько это возможно. Центры по огранке Амстердама и Антверпена поставляли лучшие «розы»: «датскую», которая стала еще более сложной формой организации граней в группы из шести, и «антверпенскую» . Внешняя граница камня все еще определялось структурой первоначального сырья, но с усовершенствованием технологий огранки пришла и способность создавать более точные грани.

Квадрант — приспособление для огранки

Тем не менее, изображенные на старых иллюстрациях симметричные «розы» на самом деле встречались довольно редко, наиболее распространенными были все же не вполне ровные камни.

Кольцо с бриллиантом в огранке «роза», Османская империя, 1890-ые годы

Малый шаг отделил шестигранную «розу» от увенчанного двенадцатью фасетами бриллианта. Увеличение количества граней добавило блеска камню. Такие сложные формы создавали большей частью в Амстердаме, который к тому времени стал бриллиантовым центром наряду с Антверпеном.

Читайте также:
Можно ли обменять ювелирное изделие в санлайте на другой размер

Завершающей стадией эволюции «розы», стала «полная роза» с 24 гранями. Самый старый камень этой огранки находится в подвеске, которая датируется концом XVI века.

Существует также термин «двойная роза»: он применяется по отношению к камню, обе стороны которого (верхняя и нижняя) огранены как корона «розы» при отсутствующем павильоне.

Одновременно с «розой» появились зачаточные формы других форм огранки, но они еще были сложны в исполнении и слишком дороги. В труде 1873 года «Бриллианты: изучение факторов, которые влияют на их цену» Harry Emanuel утверждает: «Когда новый вид огранки бриллианта был представлен публике многие люди с хорошим вкусом все же предпочли ей хорошо выполненные «розы».

Emanuel имеет ввиду форму, которую впоследствии назвали «огранка старых шахт»

Превосходный блеск бриллиантов «роза», их привлекательное сверкание и большая внешняя поверхность видимого камня продолжали собирать почитателей в Георгианскую эпоху. Когда XVIII век плавно перетек в XIX, комбинация доступности многообразного драгоценного сырья и способность вставлять бриллианты в открытые с тыльной стороны, легкие и воздушнее оправы, временно отодвинуло огранку «роза» с передовых границ. Однако, середина XIX столетия ознаменовалась возвращением популярности более сложной вариации «розы» в исполнении бельгийских и голландских ювелиров. В дополнение, в 1900 году был запатентован американский тип «розы» – бриллиантовые цветы обосновались на еще одном континенте.

Знаменитый Герберт Тилландер в книге «История огранки алмазов в ювелирных украшениях 1381-1910 годов» коснулся темы возрождения моды: «Новая любовь к «розе» почти опоздала. Сохранившихся с былых времен старых «роз» так мало… Поэтому глупо надеяться, что этот стиль когда-либо выйдет из разряда исчезающих. Винтажные «розы» настолько редки, особенно чистые и хорошей формы, что дизайнеры запасаются теми редкими экземплярами, которые могут найти, чтобы украсить ими будущие произведения».

Старинная брошь цветочного дизайна из серебра с бриллиантами в огранках «роза» и «кушон старых шахт» , 1880-ые годы

В 1865 году Harry Emanuelв работе «Бриллианты и драгоценные камни: история, ценность и значимые характеристики» отметил еще одну интересную деталь: «Лучшие камни в огранке «роза» стали вновь активно приобретаться еще по одной, экономической причине: при одинаковой видимой части бриллиант в огранке «роза» весил а, значит, и стоил вдвое меньше, чем камень с павильоном. Старое стало новым опять».

Кстати, огранка «роза» используется и сейчас: новые камни этой формы можно встретить не только при реставрации старинных ювелирных украшений, но и в дизайнах XXI века.

Chanel, ожерелье Flying Cloud Endless Knot, в белом золоте с бриллиантами различных огранок, в том числе со 106 «розами»

Еще одним чудом XV-XVI веков стал похожая на бриолет форма. Такие бриллианты уникальны тем, что в них полностью отсутствует рундист (даже в современной версии). Поэтому часто бриолеты и подобные им кристаллы использовались как бусины или подвески: для этого в камнях высверливали небольшое крепежное отверстие сверху.

Ожерелье The Star of China с бриллиантом в форме бриолет (73,36 карат), проданное на аукционе Christie’s в Гонконге за 11,1 млн. долларов в 2013 году. Мастер Wiliam Goldberg потратил более полугода на огранку центрального камня из 160,5-каратного алмаза.

Принято считать, что Lodewijk van Berken, фламандский полировщик из Брюгге, ставший применять полировальное колесо в Европе, огранял прекрасные pendoloque(грушевидные камни, оформленные треугольными гранями).

Брошь, подаренная принцессе Марии Пие Бурбон-Сицилийской дедушкой ее супруга Карлом II, герцогом Пармским. Центральный камень нижней части украшения – бриллиант в огранке pendeloque.

В связи с этим вспоминаются похожие бриллиантовые капли, созданные в Индии в начале XVIIвека. Жан-Батист Тавернье продал два таких кристалла королю Людовику XIV, о чем в его книге «Six Voyages of Jean Baptiste Tavernier» сделана соответствующая запись.

Читайте также:
Что означает тату гейша у мужчин

Существует мнение, что предшественником бриолета стала огранка «двойная роза», которая в том случае, когда одна ее сторона выполняется длиннее другой напоминает по форме каплю. Взглянув на старые, дошедшие до наших дней бриолеты, подобное предположение кажется необоснованным: большинство бриолетов имеют грани, отличающиеся от обычных треугольников, характерных для «розы».

Слева – «двойная роза», справа – вытянутая форма, демонстрирующая возможную связь «розы» с бриолетом

Существует точка зрения, что первый бриллиант в форме сердца появился в середине XV века. По крайней мере о подобном камне упоминалось в письме миланского герцога Галеоццо Мария Сфорца к Nicodemo 1463 года. Создание новой формы («сердце»), также как в случае с бриолетом, приписывают Lodewijk van Berken.

К середине XVI века сердцеобразные бриллианты стали одним из атрибутов царственности. Для Марии, королевы Шотландии, ограненный таким образом камень стал символом дружбы и доброй воли – в 1562 году она отправила кольцо с бриллиантом в форме «сердца» королеве Елизавете I.

Еще один бриллиант в форме «сердца» – Cullinan V (18,8 карат) – является частью броши. Драгоценность принадлежит Британской короне. На фото: королева Мария и королева Елизавета II, носящие украшение.

Считается, что кардинал Ришелье (1585-1642) также был владельцем бриллиантового сердца массой в 20 карат (Alphonse Lopas, торговец драгоценными камнями, обосновавшийся в Париже в 1610 году, завещал этот камень королю). Сразу несколько сердцеобразных камней было в знаменитой коллекции кардинала Мазарини: бриллианты Mazarin IV, XVII и XVIII.

Серьги королевы Марии Терезии, содержащие некоторые из бриллиантов кардинала Мазарини

Брошь императрицы Евгении, созданная Alfred и Frderic Bapst в 1855 году, с бриллиантами кардинала Мазарини. Украшение продано в парижский музей «Лувр» в 1887 году.

Внешний вид любого ограненного драгоценного камня расскажет об особенностях моды, о качестве сырья и о мастерстве создавшего его ювелира. Новые формы XVI-XVII века повествуют также о развитии особых техник и методов, усовершенствовании старых и создании новых инструментов.

Nirav Modi, кольцо с танзанийским корнерупином, изумрудами, круглыми бриллиантами, закрепленными павильоном вверх, и бриллиантами в огранке «роза»

Спасибо за внимание, надеюсь было интересно, продолжение следует.

Другие материалы по теме:

  • ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: изобилие форм XX-XXI веков
  • ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: новые паровые машины на службе у старых европейских бриллиантов
  • ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: ювелирные таланты кардинала Мазарини, улыбка маркизы Помпадур и «кушоны старых шахт»
  • ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: ювелирные техники XVI-XVII веков
  • ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: окно старинного бриллианта – площадка и горные бастионы Hogback

Источник: dzen.ru

Огранка «Роза»: история создания, особенности, достоинства и недостатки

Огранка «Роза»: история создания, особенности, достоинства и недостатки. Кольца Огранка «Роза»: история создания, особенности, достоинства и недостатки. Как появилась огранка Рис 2. Форма огранки бриллианта «мазарини»: вид сверху, сбоку и снизу

«Роза» была придумана в XVI веке. На тот момент технологии обработки драгоценных камней были развиты слабо: все операции, включая взвешивание и измерение, проводились вручную. Перед вставкой в украшения природные алмазы подвергались лишь незначительным изменениям и полировке, и «Роза» прекрасно подходила для этой цели.

В 1725 году на рынке драгоценных камней случилась настоящая революция: были обнаружены крупные месторождения алмазов в Бразилии. Это привело к резкому падению цен. Камни стали доступными и желанными — их носила вся европейская аристократия.

Ничто не сияло при свечах лучше, чем бриллианты «Роза». Некоторые исследователи полагают, что на популярность этого вида огранки сошла на нет из-за повсеместной электрификации. Когда вместо тусклого света свечей человечество перешло на лампы накаливания, оказалось, что бриллианты «Роза» сияют не так уж ярко.

Сыграло свою роль и развитие новых способов огранки. Когда к XIX веку стали доступны более современные технологии обработки камня, популярность «Розы» угасла. В настоящее время она используется редко.

Читайте также:
Серебро с гальваническим покрытием что это

Гранение 17 века

В начале 17 века на алмазных шахтах в Бразилии самоцветы гранили таким образом, что рундист приобретал форму подушки. Углы обработанного алмаза скруглялись, камень смотрелся крупнее. Шахтная или подушковидная обработка сохраняла бриллиант от сколов на углах. Предыдущая огранка «таблицей» смотрелась скучно и была непрактичной.

После открытия алмазных месторождений в ЮАР такой вид отделки бриллианта стал называться «старая шахтная огранка». В результате шлифовки максимально сохраняется первоначальный вес самородка. Усовершенствованной формой шахтной огранки является тип «кушон» с 57 гранями: 33 в короне и 24 в павильоне.

Характерные особенности

«Роза» имеет куполообразную вершину, покрытую треугольными гранями. Рисунок может быть разной степени сложности. В самом простом варианте он образован всего тремя гранями, в более сложных количество граней может достигать 24.

«Роза» — огранка, не имеющая павильона. Ее тыльная часть — плоская. Форма камня может быть любой: чаще всего она круглая, но бывает также овальной, грушевидной, прямоугольной.

Огранка «Роза»: история создания, особенности, достоинства и недостатки. Кольца

Культурное наследие: барочная огранка «роза»

Предыдущее использование и углубления на поверхности.

Было лишь небольшое количество камней с просверленными отверстиями, что указывало на их предыдущее использование в других ювелирных изделиях (рис. 14, слева). Также присутствовали образцы с углублениями на поверхности (рис.14, справа), отражающие технику, используемую со времен Средневековья в Индии и Шри-Ланке для удаления примесей (см., например, Schmetzer and Gilg, 2020). Края граней некоторых камней были сильно потерты, что может указывать на их предыдущее использование в других ювелирных изделиях.

Сравнение украшений — кёльнский объект. Поскольку считается, что Кёльнская монстрация была изготовлено тем же ювелиром, что и изделие из Лимбурга, общий стиль соответствует описанному выше. По форме и стилю огранки драгоценные камни с площадками были сопоставимы с цветными камнями из Лимбурга. Некоторые из драгоценных камней, которые были возвращены после кражи в размонтированном виде, имели ограненные павильоны, но огранки не были подробно изучены (Питер Болг и Август Винтермантел, личная переписка, 2020).

Подробное описание огранок «роза».

Различные огранки «роза», наблюдаемые на пяти изученных объектах, сгруппированы и представлены в соответствии с формой центральных граней (например, треугольной, ромбовидной, воздушного змея) в сочетании с количеством присутствующих центральных граней. Это отражает симметрию центра купола (например, четырехкратную, шестикратную и восьмикратную или несколько искаженную четырехкратную, шестикратную и восьмикратную). Кроме того, визуально похожие огранки были добавлены к некоторым основным группам, даже если отдельные экземпляры в строгом смысле не принадлежали к этой конкретной основной группе. Автор хочет подчеркнуть, что это одна из альтернатив сгруппировать различные наблюдаемые огранки и представить результаты исследования. Прилагаемые линейные рисунки являются схематическими изображениями и должны помочь понять огранки, показанные на разных фотографиях.

Несимметричные формы (группа 1).

В то время как подавляющее большинство огранок «роза» у цветных камней имели очень симметричный узор, некоторые камни не имели такого узора. Это один гранат и нескольких рубинов — единственных ограненных рубинов без площадки, примерно от 5,5 до 6,0 мм в диаметре, — они имели грани разных размеров и не имели симметричного рисунка поверхности (см. рис. 13).

Скорее, внешний вид соответствовал гальке неправильной формы, которая была просто покрыта случайными гранями. Уже упоминалось, что, в отличие от всех других драгоценных камней, рубины с площадками также не имели полностью симметричной огранки, а иногда у них были некоторые неправильные грани, наклоненные к площадке. Кроме того, некоторые рубины представляли собой гальку неправильной формы с полированной поверхностью. Эти результаты показывают, что во второй половине семнадцатого века были доступны только мелкие необработанные рубины и что огранщики старались сохранить из необработанных рубинов как можно больше веса.

Читайте также:
Почему есть жемчуг дешевый есть дорогой

Купола, увенчанные шестью треугольными гранями: полуголландские и полные голландские розы (группа 2).

Небольшая часть гранатов была вырезана в виде полуголландских роз (рис. 15, A и B), в то время как большая часть имела форму полностью голландских роз (рис. 15, C и D). Образцы характеризовались шестикратной симметрией с куполом с центром на шести треугольных гранях. Были широко распространены округлые или почти круглые или слегка овальные формы (рис.

15, A и C), но также были распространены примеры удлиненных овалов за счет вытягивания треугольников в определенных направлениях (рис. 15, B и D).

Расширенные голландские розы (группа 3).

Более крупные образцы часто дополнялись стандартными формами голландских роз дополнительными кольцами или рядами треугольных граней. Круглые или почти круглые образцы образовались в результате сохранения шести треугольных граней в центре купола, но увеличения количества описывающих колец треугольников (рис. 16A).

Более овальные формы были получены, если количество треугольных граней различалось в двух перпендикулярных направлениях (рисунок 16B). Еще один вариант изготовления овальных камней большего размера заключался в добавлении трапециевидных граней между центром и рундистом (рис. 16C).

Купола, увенчанные восемью или 12 треугольниками (группа 4).

Несколько образцов включали узор, в котором купола центрированы на восьми или 12 треугольниках, а общая симметрия была восьмикратной (рис. 17А) или шестикратной (рис. 17В) соответственно.

Купола, увенчанные четырьмя треугольниками, пересекающимися под прямым углом (группа 5).

Некоторые драгоценные камни имели четыре треугольных грани, пересекающихся под прямым углом в центре и сгруппированных в квадрат или ромб. Этот образец можно было бы повторить несколько раз, чтобы получить, среди прочего, почти круглый (рис. 18А) или восьмиугольный (рис. 18В) контур.

Вдоль рундиста можно также добавить ступенчатые грани, в результате чего получится ряд восьмиугольных форм, в зависимости от расположения и количества граней (рис. 18, C и D). В образце с аналогичными гранями узор смещен так, что два треугольника оказались в центре (рис. 18E).

Купола, увенчанные четырьмя или восемью треугольниками, не пересекающимися под прямым углом (группа 6).

Купола некоторых образцов были увенчаны четырьмя или восемью треугольными гранями, не пересекающимися под прямым углом и сгруппированными в прямоугольник или ромб. В более простой форме использовались четыре треугольника (рис. 19A), в то время как разделение каждого из этих четырех треугольников привело к восьми треугольникам (рис. 19, B – E).

За пределами центрального прямоугольника или ромба внешние узоры широко варьировались: некоторые полностью полагались на разное расположение треугольников (рис. 19, B – D), а другие сочетали треугольники, трапеции и ступенчатую грань рядом с рундистом (рис. 19A). Пример довольно сложной схемы показан на рисунке 19E.

Образец с аналогичными гранями показал только два треугольника, пересекающихся в центре (рисунок 19F). Этот оразец также можно отнести к группе 13 (купола с зеркальной симметрией).

Купола, увенчанные тремя или четырьмя ромбами или воздушными змеями (группа 7).

Некоторые драгоценные камни имели купол, увенчанный тремя (рис. 20A) или четырьмя (рис. 20B) одинаковыми ромбами. Между этими ромбами и рундистом можно было использовать ряд различных трапециевидных, треугольных или четырехугольных граней.

Внешний периметр может также включать четыре или восемь дополнительных ступенчатых граней, образующих прямоугольный (рисунок 20C) или восьмиугольный (рисунок 20D) контур. В родственном варианте использовались четыре воздушных змея в центре (рис. 20, E и F), а не ромбы.

Купола, увенчанные шестью ромбами или воздушными змеями в трех разных ориентациях (группа 8).

В другой группе образцов центральный узор состоял из шести ромбов или воздушных змеев, образующих шестилучевую звезду (рис. 21А). Этот узор может быть расширен наружу за счет повторения ромбов, ориентированных в трех направлениях (рисунок 21B). Вместе с треугольными или четырехугольными гранями по периметру могут возникнуть овальные или почти прямоугольные драгоценные камни (рис.

Читайте также:
Почему серебро краснеет

21, C и D). Гексагональные очертания были созданы, когда ступенчатые грани примыкали к рундисту (рис. 21, E и F).

Купола, увенчанные шестью ромбами в трех разных направлениях, некоторые или все грани разделенные (группа 9).

Более сложные узоры также могут быть получены из базовой концепции куполов, увенчанных шестью ромбами, путем разделения некоторых или всех таких граней на две. В некоторых образцах ромбы, ориентированные только в одном направлении, были разделены (рис. 22, A и B). В других случаях расщепление происходило во всех трех возможных направлениях (рис. 22, C – E).

Подобную концепцию и внешний вид можно получить, разделив треугольники развернутых голландских роз (рис. 22F), особенно в круглых или овальных образцах (рис. 22, G и H).

Купола, увенчанные восемью ромбами или параллелограммами (группа 10).

Другая группа камней состояла из куполов, увенчанных восемью ромбами или параллелограммами (рис. 23, A и B), что по внешнему виду напоминало так называемые крестовые розы, описанные Шрауфом (1869). Между вершиной купола и рундистом часто включались дополнительные ступенчатые грани (рис. 23, C – E). Форма контура была восьмиугольной (рис. 23, A – D) или прямоугольной (рис.

23E) с различным соотношением длины к ширине. Сравнимый, но более сложный узор с дополнительным кольцом треугольных граней показан на рисунке 23F.

Купола, увенчанные ромбами в параллельном направлении (группа 11).

Некоторые камни были увенчаны повторяющимся узором из множества параллельных ромбов, оканчивающихся треугольными гранями на рундисте. Стиль привел к прямоугольным (рис. 24A), шестиугольным (рис. 24B) или к формам «маркиза» (лодочка) (рис. 24C).

Купол, увенчанный маленькими шестиугольниками (группа 12).

Один гранат был огранен множеством небольших шестиугольников, покрывающих поверхность. Эти шестиугольники были слегка искажены с небольшими отклонениями в размерах (рис. 25).

Купола, вырезанные с зеркальной симметрией (группа 13).

Наиболее сложные огранки наблюдались в нескольких образцах с исключительно зеркальной симметрией. Некоторые драгоценные камни имели расположение огранки с двумя перпендикулярными зеркальными плоскостями (рис. 26, A – D), в то время как другие отображали только одну зеркальную плоскость (рис. 26, E – G).

Достоинства

«Роза» не похожа ни на одну из современных огранок. Она придает камню особую теплоту, присущую винтажным изделиям. Обручальное кольцо с таким бриллиантом будет выглядеть так, будто имеет многолетнюю историю.

Огранка ценится за такие преимущества:

  • Делает камень больше. Эффект связан с тем, что у «Розы» нет павильона — а значит, он весь на виду. Если сравнить эту огранку с бриллиантовой, то диаметр камня окажется почти вдвое больше.
  • Не выступает за края оправы. Отсутствие павильона делает камень плоским. Это значит, что он не цепляется за одежду, не мешает в повседневной жизни.
  • Не бросается в глаза. Из-за плоской формы бриллиант в огранке «роза» не демонстрирует выразительную игру света. Если вы хотите камень с мягким, слегка приглушенным сиянием, это вариант для вас.

«Роза» — редкая форма огранки. По статистике, только один из 1000 бриллиантов, продающихся сегодня, обработан таким способом. Любое украшение с ним будет необычным и уникальным.

Недостатки

Недостатки «Розы» — те же, что и преимущества. Она демонстрирует менее яркий блеск и игру света, почти не привлекает внимания. Критики этой огранки говорят, что она делает бриллиант похожим на обычное стекло.

Малое количество граней делает природные недостатки камня более заметными. Если в нем есть пятна, трещины или другие виды включений, они будут видны, как на ладони.

Источник: shaveoclock.ru

Рейтинг
Загрузка ...