Ювелирные украшения из оксидированного серебра со временем меньше тускнеют, обладают коррозийной стойкостью. Объяснение простое − в ходе обработки поверхность изделий покрывается прочной сульфидной, оксидной пленкой.
На промышленных предприятиях, в кустарных мастерских и домашних условиях оксидированное серебро получают двумя способами:
- химическим;
- электролитическим.
Для создания цветного декоративного покрытия используют электролиты, растворы, содержащие хромовокислый калий
Технология химического оксидирования серебра
Химическим способом серебряные изделия окрашивают за 10−15 минут. Конечный оттенок зависит от времени выдержки, температуры и состава рабочего раствора. Его основной компонент – серная печень, ее получают за 15−20 минут, сплавляя в железной чашке два ингредиента: 1 часть серы (S), 1−2 части сухого поташа – кальцинированной соды (K₂CO₂).
Составы для оксидирования готовят несколькими способами:
Воронение или оксидирование, или чернение, или синение
- первый вариант − вода, серная печень;
- второй вариант − вода, серная печень, углекислый аммоний;
- третий вариант − вода, серная печень, хлористый аммоний.
Раствор подогревают до 60−70 ℃, опускают в него предварительно обезжиренное украшение, регулируя время обработки, получают оксидную пленку нужного цвета. Если состав приготовлен первым способом, то ее оттенки варьируются от светло-серого до черного, вторым − от серо-синего до черного с синим, третьим – от светло-серого до темно-голубого.
Получив нужный цвет, украшение вынимают из раствора, промывают в воде, дают обсохнуть. Потом, используя пемзовую пудру, мел, суконку, поверхность очищают. На последнем этапе мягкой латунной щеткой наводят красивый глянец.
Электрохимическое оксидирование
Этот технологический процесс при плотности тока 0,1−0,5 A/дм² и температуре 25 ℃ длится 1−5 минут, во время него украшения опускают в раствор электролита:
- сернистый натрий − 20−30 г/л;
- сернокислый натрий − 15−20 г/л;
- серная кислота − 5−10 г/л;
- ацетон − 3−5 г/л.
Цвет пленки – черный с синим, время сушки при температуре 60−70 ℃ составляет 5−10 минут.
Плюсы и минусы оксидированного серебра
После полировки выпуклые зоны светлеют, рисунок становится объемным. Вставки из природных камней на фоне состаренного серебра смотрятся богаче. Оксидная пленка защищает поверхность от мелких механических украшений, создает яркие акценты.
Декоративная пленка со временем стирается, ее восстанавливают повторным оксидированием
Ювелиры чаще используют технологию химического создания оксидной пленки. Она экономически выгоднее, позволяет создавать различные оттенки за счет изменения времени выдержки, температуры раствора.
ЧЕРНЕНИЕ (оксидирование) СЕРЕБРА! Черним ЦИФЕРБЛАТ и Другие Ювелирные Изделия!
Виды покрытий серебряных изделий.
В современном ювелирном деле, при создании украшений из серебра, мастера применяют несколько видов покрытий для придания изделиям лучшего внешнего вида, а также предохранения их от потемнения и царапин. В этой заметке попробуем сравнить и разобрать преимущества и недостатки разных видов покрытий серебряных украшений.
Серебро без покрытия.
Метод, при котором украшение из серебра 925 пробы остается «как есть», не покрывается никаким внешним напылением. Непокрытое серебро имеет умеренный блеск, который можно делать сильнее полируя изделие или, наоборот, уменьшать, делая поверхность более матовой допуская постепенное небольшое окисление. Серебро – металл, на который аллергия бывает в редчайших случаях, помимо этого он обладает антибактериальными свойствами, так что ношение таких украшений прямо показано людям с проблемной кожей, «отвергающей», например, тот же родий, которым часто покрывают серебряные украшения. Помимо этого, в традициях некоторых народов серебро имеет еще и магическую силу и для ее передачи человеку требуется прямой контакт с кожей, что также исключает покрытие серебра любыми напылениями (яркий пример таких серебряных украшений – изделия якутских мастеров). К недостатку серебряных украшений без покрытия можно отнести, пожалуй, только то, что они со временем темнеют – но это легко устраняется с помощью чистящих средств.
Посмотреть и приобрести серебряные украшения без покрытия, представленные в нашем магазине, вы можете перейдя по этой ссылке
Родированное серебро.
Родирование – это технология, при использовании которой на поверхность готового серебряного украшения наносится очень тонкий (в несколько микрон) слой родия – твердого металла, схожего по своим свойствам с платиной. Преимуществом этого метода является то, что, во-первых, украшение защищается от потемнения (в отличие от серебра, родий не вступает в реакцию с воздухом ), во-вторых, за счет твердости родия, защищается от царапин и потертостей и, в-третьих, приобретает красивый блеск, который гораздо ярче, чем естественный блеск серебра. С этим, правда, связаны и претензии части любителей украшений из серебра – им не нравится неестественный для серебра блеск родированных украшений. Ну и антибактериальные свойства серебра при покрытии теряются. С другой стороны, родий также практически никогда не вызывает аллергических реакций, так что, по совокупности факторов, в наши дни родированию подвергается абсолютное большинство выпускаемых серебряных украшений.
Посмотреть и приобрести родированные серебряные украшения , представленные в нашем магазине, вы можете перейдя по этой ссылке
Черненое серебро.
Чернение – это процесс нанесения на поверхность серебряного украшения слоя черни, состава, в основу которого входят сульфиды самого серебра, а также меди и серы. Это достаточно древняя технология – уже давно мастера-ювелиры увидели, насколько удачно можно подчеркнуть чернью узоры на украшениях, оттенить рельеф, да и просто придать изделию вид «под старину». В процессе чернения на изделие наносится порошок черни, после чего украшение нагревается в специальной печи, где под воздействием температуры чернь плавится и оседает на серебряной поверхности.
Посмотреть и приобрести черненые серебряные украшения , представленные в нашем магазине, вы можете перейдя по этой ссылке
Оксидированное серебро.
При этом методе, для предотвращения неравномерного потемнения серебра в процессе носки, на его поверхность наносится пленка состоящая из оксида серебра – то есть, по сути, то, что происходит с поверхностью серебра в процессе долгой носки, делается искусственно, контролируемо и заранее. В итоге поверхность серебра становится матовой и несколько темнеет, относительно изначального цвета серебра, но не подвергается коррозии в процессе эксплуатации.
Посмотреть и приобрести оксидированные серебряные украшения , представленные в нашем магазине, вы можете перейдя по этой ссылке
Позолоченное серебро.
Золочение – это покрытие поверхности серебра тонким слоем золота от 585 до 999 пробы (как правило 750 пробы). При данном методе удельный вес наносимого на серебряное изделие золота невелик, так что, по принятому в России ГОСТ, серебряные украшения после процесса золочения по прежнему имеют только «серебряную», 925 пробу, без каких-либо указаний на пробу нанесенного золота. Преимущества золоченых серебряных украшений перед такими же, выполненными из золота 585 пробы очевидны – это цена и (важно, например, в случае крупных серег) меньший вес. К недостатку метода можно отнести, пожалуй, то, что позолоченные серебряные украшения требуют очень аккуратного ухода и эксплуатации – при регулярном контакте с водой или моющими веществами слой позолоты может достаточно быстро стереться и украшение потеряет внешний вид. Впрочем, современные технологии сделали позолоту более стойкой, что, вкупе с аккуратной ноской, гарантирует, что позолоченное серебряное украшение сможет радовать свою обладательницу долгие годы.
Посмотреть и приобрести позолоченные серебряные украшения , представленные в нашем магазине, вы можете перейдя по этой ссылке
Уход за украшениями из оксидированного серебра
За кольцами, серьгами, браслетами без вставок уход стандартный. В кипяченую воду комнатной температуры добавляют жидкое мыло – 1 ч. л. на 100 мл, украшения на 15−20 минут опускают в мыльный раствор, после чего ополаскивают, аккуратно протирают мягкой салфеткой.
Изделия со вставками чистят аналогично, но учитывают особенности драгоценных и полудрагоценных камней. Для удаления грязи с оксидированного серебра не используют специальные ювелирные салфетки, пропитанные абразивными средствами для полировки, и профессиональные средства для чистки стерлингового серебра.
Классический набор для быстрой чистки колец, сережек, браслетов, перстней из оксидированного серебра от загрязнений состоит из двух салфеток:
- влажной, смоченной в мыльном растворе, – для удаления загрязнений;
- сухой – для щадящей полировки.
Из гигиенических соображений чистку серебряных украшений проводят регулярно. Частицы кожи, косметика, бытовая химия, пыль оседают на поверхности, могут стать провокаторами аллергических высыпаний. Раздражение, зуд возникают в местах контакта ювелирных изделий из оксидированного серебра с кожей.
Эффективность результата
После оксидирования серебро приобретает красивый благородный цвет. Выступающие детали оттеняются черной поверхностью. Металл начинает блестеть, переливаясь новыми красками, украшения меняют цвет и внешний вид. При должном уходе изделия сохраняют свои эстетические и функциональные качества в течение длительного времени.
Процесс оксидирования серебряных вещей химическим способом длится не более 40 минут. Пленка, которая при этом получается, способна защитить украшение, но со временем она стирается и «оголяет» металл. Поэтому процедуру можно повторять неоднократно, меняя цвет металла по желанию.
Чистить обработанное серебро нужно осторожно, без грубых инструментов и составов, который могут повредить оксидный слой. Безопасней очищать драгметалл мягкой салфеткой и слабым мыльным раствором.
В ситуации, когда необходимо провести обратную процедуру — снять слой окиси, серебро помещают в мыльный раствор, а потом в 10% раствор лимонной кислоты или нашатырного спирта. После этого оксидированная пленка начинает распадаться и ее можно просто удалить при помощи зубной жесткой щетки или губки.
Защитная черная пленка способна уберечь ювелирные вещи от механических воздействий и других внешних факторов. Если выбирается технология оксидирования, то за сохранность драгоценных вставок переживать не стоит. Они не поменяют цвет, не потемнеют и не разрушатся, поскольку в реакцию вступает только металл.
Цветной родий
Главное достоинство родирования – зеркальный блеск и чистый серебряный цвет. Но присмотритесь к нашему колье, покрытому золотистым родием: оно смотрится роскошно! Изделия, покрытые цветным родием, настоящая ювелирная редкость. Они дольше сохраняют первозданную красоту, чем позолоченные.
Родий не используется ювелирами в чистом виде, только с примесями других благородных металлов. В зависимости от добавки цвет родированного украшения может быть любым: розоватым, зеленоватым и даже чёрным. Эти эффекты всё чаще применяют при создании разноцветных украшений без использования натуральных камней. Как пример – трёхцветное кольцо из нашей коллекции. Так что, если вы увидели серебряное украшение с «золотой» вставкой – скорее всего, оно частично покрыто родием.
Чем отличается от чернения
- Простота изготовления. Чернение — более трудоемкий процесс: для реализации этой технологии нужно подготовить изделие, нанести на него рисунок методом гравировки, чеканки или травления. Затем — заполнить образовавшиеся углубления «чернью» из смеси сульфидов, нагреть до сплавления с основанием. Выполнить оксидирование намного проще.
- Цвет. Черненое серебро имеет более глубокий и насыщенный оттенок. Оксидирование — менее яркий, но разнообразный. Эта технология позволяет добиться широкого спектра разных оттенков.
- Цена. Оксидированное серебро в среднем стоит дешевле, чем черненое — из-за простоты реализации технологии.
Ценность ювелирного украшения зависит не только от выбранной технологии — оксидирования или чернения, но и от сложности самой работы.
Источник: ledmoda.ru
Оксидирование
Оксидирование ювелирных украшений предназначено для защиты их от потускнения. Сущность процесса оксидирования заключается в нанесении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющей повысить их декоративные качества и коррозионную стойкость. Оксидирование производится двумя способами: химическим и электрохимическим. При этом различают цветное оксидирование и бесцветное — пассивирование. Обработке оксидированием подвергаются изделия из серебра и недрагоценных металлов.
Оксидирование изделий из серебра. Изделия из серебра и с серебряным покрытием оксидируют (пассивируют) как химическим, так и электрохимическим способами. Процессы химического и электрохимического бесцветного оксидирования (пассивирования) осуществляются в растворах и электролитах, основным компонентом состава которых является хромовокислый калий.
В процессе цветного оксидирования изделиям придается окраска с самыми различными оттенками: синего, темного (черного), серого, светло-серого, темно-коричневого, кирпичного, желтого и т. д. Осуществляется цветное оксидирование, как правило, химическим способом, реже электрохимическим. Отличительной чертой всех растворов для химического оксидирования является то, что основным их компонентом является серная печень. Время выдержки в них изделий в каждом конкретном случае определяется необходимостью получения пленки заданного цвета и в значительной степени зависит от опыта и мастерства исполнителя. Оксидирование ведут, помещая изделия в раствор или нанеся раствор на отдельные (заданные) участки изделия. Раствор серной печени получают, сплавлением серы и поташа в соотношении 1:2.
Оксидированные изделия после промывки в воде и просушки очищают с помощью суконки и мела, а также пемзовой пудры, а для придания пленкам красивого блеска еще и крацуют мягкими латунными щетками.
Оксидирование изделий из недрагоценных металлов. На практике процессы нанесения декоративно-поверхностного слоя на изделия из недрагоценных металлов называют не оксидированием, а патинированием. Покрытие слоем патины (оксидными и сульфидными пленками) придает изделию благородные оттенки оливково-зеленого, золотистого, коричневого, оранжевого, фиолетового и черного цвета. Патинирование выполняют химическим и электрохимическим способами.
Химическое патинирование. Многолетней практикой производства ювелирных изделий выработаны растворы и соответствующие им режимы процессов химического патинирования изделий из меди, латуни,томпака, нейзильбера. Нередко, однако, исполнители применяют другие, отличные от традиционных, приемы патинирования.
Патинирование изделий из латуни, когда, например, желают наложить пленку черного цвета с синим оттенком, проводят в следующем порядке. При температуре 15—25 °С изделия в течение 15—20 с обрабатывают раствором хромпика, в который входят 70—80 г/л двухромовокислого калия и 20—25 мл/л серной кислоты, затем промывают в воде и только после этого в течение 25—30 мин при температуре 15—30 °С патинируют в растворе, состоящем из 25 %-ного водного раствора аммиака и углекислой меди от 40 до 200 г/л. Один из приемов патинирования изделия из томпака начинают с его окраски — травления в смеси, состоящей из серной (800 г), азотной (100 г), соляной (2.5 г) кислот и хлористого натрия (3 г). Затем изделия промывают в воде и в течение 5—7 с при температуре 15—25 °С подвергают пассивированию в растворе хромпика. В состав хромпика входят двухромовокислый калий (100 г/л) и серная кислота (100 г/л).
Электрохимическое патинирование. Электрохимический метод патинирования украшений из недрагоценных металлов становится все более распространенным в ювелирном производстве, так как по сравнению с химическим он производительнее и дешевле. Есть у этого метода, правда, один, но существенный недостаток: получаемые на изделиях пленки очень тонкие и требуют дополнительного покрытия слоем защитного лака.
Желаемый цвет патины-пленки достигается применением определенного по составу электролита. Патину цвета от серо-зеленого до темно-зеленого позволяет получить электролит, состоящий из следующих компонентов (г/л): сернокислая медь CuS04 — 50, хлористый аммоний NH4CI — 28, хлористый натрий NaCl — 14, уксусная кислота СН3СООН — 12, цинк хлористый ZnCl2 — б, глицерин — 6. Электролиз идет в течении 5—10 мин при плотности тока 0,3—0,5 А/дм 2 и температуре 15—20 °С.
Электролит, в состав которого входят 45 г/л сернокислой меди, 30 г/л едкого натра и 60 г/л сахарозы, обеспечивает получение оранжевой, фиолетовой, серой, золотистой патины в зависимости от времени выдержки. Общее время электролиза составляет от 9 до 11 мин, рабочая его температура поддерживается в пределах 16—22 °С, а плотность тока не должна превышать 0,1—0,2 А/дм 2 .
Источник: tepka.ru
Оксидирование серебра
Невысокая стоимость серебра является, пожалуй, самой главной причиной незатухающей популярности серебряных ювелирных украшений.
В то же время, серебро обладает и другими неоспоримыми достоинствами — изделия из этого металла легко чистятся, подходят под все типы кожи и отлично сочетаются с любой одеждой.
Но был у серебра один недостаток — оно всегда оставалось белым металлом, привычным и однообразным.
И тогда хитрые ювелиры придумали способ окрашивания изделий из серебра в синий, фиолетовый или даже черный цвет.
Этот процесс называется оксидированием.
Такая обработка украшения способна придать ему неповторимый уникальный стиль, не подвергая изделие какому-либо разрушительному воздействию.
Итак, давайте рассмотрим подробно, как выполнить процесс оксидирования серебра в домашних условиях.
Технология оксидирования серебра
- Возьмите кусочек серной печени размером с горошину и положите его в миску, достаточно большую, чтобы там поместилось серебряное украшение. О том, как приготовить серную печень, читайте далее.
- Наполните миску горячей водой.
- Помешивайте воду с серной печенью деревянной лопаткой, пока комок полностью не растворится в воде. Полученный раствор называется серной водой. Имейте в виду, что серная вода сохраняет свои свойства не более суток.
- Опустите украшение в миску с серной водой. В течение 30 минут серебро будет последовательно менять цвет от фиолетового до синего и даже черного. Всегда учитывайте, что горячий раствор серной печени оксидирует серебро быстрее и эффективней, чем холодный.
- Когда серебряное украшение приобретёт тот цвет, который вас устраивает, выньте его из раствора с помощью лопатки.
- Ополосните серебро водой, начиная с горячей воды и постепенно уменьшая её температуру до холодной. Остатки серного раствора вылейте в канализацию.
Последующая полировка придаст серебряному украшению блеск и поможет подчеркнуть цвет оксидированного серебра.
Приготовление серной печени
Для приготовления серной печени нам понадобятся углекислый калий (он же — карбонат калия, стиральная сода, поташ) или калиевая щелочь (едкое кали) и сера.
Порошок серы можно купить в любом магазине садовых удобрений.
Смешайте серу и поташ (или щелочь) в железной посудине в соотношении объемов 1 к 2. Посуду для этих целей лучше взять ту, которую не жалко.
Затем полученную смесь осторожно нагрейте на медленном огне, помешивая стеклянной или металлической палочкой до полного расплавления.
Затем снимите с огня и дайте застыть. Полученный сплав разбейте на куски и переложите в плотно закрывающуюся емкость с притертой крышкой.
Источник: electro-shema.ru